Файл: Научный стиль речи (для студентовиностранцев аэрокосмических вузов).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 314
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
«Употребление предлогов В, НА, ПО
ПРЯМОТОЧНЫЙ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
ТЕКСТ 2. СИЛЫ, КОТОРЫЕ ДЕЙСТВУЮТ НА САМОЛЁТ
ТЕКСТ 4. КРЫЛО СВЕРХЗВУКОВОГО АВИАЛАЙНЕРА
ТЕКСТ 5. ОБРАЗОВАНИЕ ПОДЪЁМНОЙ СИЛЫ
ТЕКСТ 6. По-2 МОДИФИКАЦИИ М.А. КУЗАКОВА
ТЕКСТ 7. АЭРОДИНАМИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО34
ТЕКСТ 21. КОНСТРУКЦИЯ ЭЛЕРОНОВ
ТЕКСТ 22. ДВИЖЕНИЕ САМОЛЕТА ОТНОСИТЕЛЬНО
ТЕКСТ 23. МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ F-16
ТЕКСТ 24. ТАКТИЧЕСКИЙ БОМБАРДИРОВЩИК
ТЕКСТ 26. «ЕВРОФАЙТЕР» - EF 2000
ТЕКСТ 29. КОНСТРУКЦИЯ КРЕПЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ
ТЕКСТ 30. КОНСТРУКЦИЯ ВОЗДУХОЗАБОРНИКА
ТЕКСТ 31. КОНСТРУКЦИИ ВЫХЛОПНЫХ УСТРОЙСТВ
ТЕКСТ 33. ГИБРИДНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
ТЕКСТ 35. НОВЫЙ ТОПЛИВНЫЙ БАК ДЛЯ «ШАТТЛА» ГОТОВ
Справочный материал
Простая форма сравнительной степени прилагательных образуется при помощи суффиксов: -е, -ее, -ше.
-ее - от основ прилагательных на согласный, кроме ж,г,х,д,т,ст и суффикса -к-: слабый - слабее, новый - новее, прочный - прочнее;
-е - от основ на ж,г,х,д,т,ст и суффикса -к-:
дорогой - дороже | чистый - чище |
твёрдый - твёрже | сухой - суше |
жидкий - жиже | близкий - ближе |
низкий - ниже | узкий - уже |
редкий - реже | короткий - короче |
крепкий - крепче | лёгкий - легче |
короткий - короче | мягкий - мягче |
гибкий - гибче | мелкий - мельче |
громкий - громче | резкий - резче |
жаркий - жарче | яркий - ярче |
широкий - шире | глубокий - глубже |
высокий - выше | дешёвый - дешевле |
-ше прибавляется к следующим словам: далёкий - дальше, долгий - дольше, тонкий - тоньше.
Исключения: большой - больше, маленький - меньше, хороший - лучше, плохой - хуже.
Не все качественные прилагательные образуют простую форму сравнительной степени, например: великий, плоский, скользкий, упругий.
Сложная форма сравнительной степени образуется путём сочетания прилагательного со словами более и
менее: более плоский, более новый.
Задание 15. Вспомните предложно-падежную конструкцию с условно-временным значением, которая используется в простых предложениях.
ПРИ + ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖ
Прочитайте предложения, найдите предложно-падежные конструкции с условно-временным значением. Сделайте из простых предложений сложные.
1. В воздушно-реактивном двигателе в термодинамическом цикле, а также при создании реактивной тяги двигателя в качестве основного рабочего тела используется воздух. 2. При использовании форсажных камер сгорания (ТРДФ и ТРДДФ) диапазон применения этих двигателей по скорости полёта расширяется. 3. Удельным весом называется отношение веса двигателя к развиваемой им тяге при работе на месте.
4. При использовании химического авиационного топлива кислород, содержащийся в воздухе, является основным окислителем при горении топлива в ВРД. 5. Поршневой двигатель передаёт крутящий момент на воздушный винт, который создаёт необходимую тягу, при этом воздух отбрасывается в сторону, противоположную полёту.
Задание 16. Прочитайте текст. Найдите в нём ответы на вопросы:
-
Каков принцип работы поршневого двигателя? -
Каков принцип работы реактивного двигателя? -
Какова разница между воздушно-реактивным и ракетным двигателями? -
По каким параметрам характеризуются двигатели?
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА
Силовая установка самолёта создаёт тягу, которая необходима для преодоления лобового аэродинамического сопротивления. Она включает в себя двигатели, воздушные винты, воздухозаборники, реактивные сопла, системы топливопитания, смазки, контроля, регулирования и т.д.
Почти до конца сороковых годов ХХ века основным типом двигателя для самолётов был поршневой двигатель (ПД) внутреннего сгорания с воздушным или жидкостным охлаждением.
Поршневой двигатель передаёт крутящий момент на воздушный винт, который создаёт необходимую тягу, при этом воздух отбрасывается в сторону, противоположную полёту.
Для обеспечения полёта на больших скоростях потребовался переход от поршневых к реактивным двигателям.
Реактивный двигатель способен создавать значительно большую тягу, чем поршневой двигатель. Реактивным называется тепловой двигатель, в
котором химическая энергия топлива преобразуется в кинетическую энергию газовой струи, выходящей с большой скоростью в атмосферу из двигателя. Получающаяся за счёт этого сила реакции газов передаётся через корпус двигателя самолёту и используется как движущая сила - сила тяги.
Все реактивные двигатели можно разделить на два класса - воздушно-реактивные (ВРД) и ракетные. Главное различие их состоит в следующем. В воздушно-реактивном двигателе на летательном аппарате транспортируется только горючее, а в качестве окислителя используется кислород из атмосферы. В ракетном двигателе горючее и окислитель транспортируются на летательном аппарате.
В воздушно-реактивном двигателе в термодинамическом цикле, а также при создании реактивной тяги двигателя в качестве основного рабочего тела используется воздух. При использовании химического авиационного топлива кислород, содержащийся в воздухе, является основным окислителем при горении топлива в ВРД.
Термодинамический цикл ВРД включает процессы сжатия воздуха, забираемого из атмосферы, подвода теплоты (одно- и многократного) и расширения нагретого газа до атмосферного давления.
ВРД по способу сжатия воздуха делятся на компрессорные и бескомпрессорные.
У компрессорных ВРД сжатие воздуха осуществляется и в воздухозаборнике, и далее в механическом компрессоре, вращаемом газовой турбиной. Такие ВРД принадлежат к классу газотурбинных двигателей (ГТД).
К бескомпрессорным ВРД относятся прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ПВРД) и пульсирующий воздушно-реактивный двигатель (ПуВРД).
В ПВРД (рис. 34) сжатие воздуха осуществляется только за счёт кинетической энергии набегающего потока воздуха. Разновидностью ПВРД является гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ГПВРД) со сверхзвуковой скоростью течения воздуха внутри двигателя.
Р
ис. 34.Схема ПВРД прямой реакции: 1 - набегающий поток воздуха; 2 - воздухозаборник; 3 - подвод топлива; 4 - камера сгорания; 5 - реактивное сопло; 6 - вытекающие газы; 7 - стабилизатор пламени; 8 - топливный коллектор с форсунками
К ГТД прямой реакции относятся одно- и двухконтурные турбореак
тивные двигатели (ТРД и ТРДД). При использовании форсажных камер сгорания (ТРДФ и ТРДДФ) диапазон применения этих двигателей по скорости полёта расширяется (рис. 35, 36).
Р
ис. 35. Схема турбопрямоточных двигателей: а - на основе ТРД (последовательная работа контуров); б - на основе ТРД (параллельная работа контуров);
в - на основе ТРДД;
1 - воздухозаборник;
2 - перепускной канал прямоточного контура с устройством перекрытия;
3 - газогенератор;
4 - форсажно-прямоточная камера сгорания; 5 - регулируемое реактивное сопло; 6 - камера сгорания в прямоточном контуре;
7 - турбовентилятор
Рис. 36. Форсажная камера ТРДФ: 1- турбина двигателя; 2 - диффузор; 3 - коллекторы форсунок; 4 – стабилизатор пламени; 5 - теплозащитный экран; 6 - сопло
К ВРД по рабочем процессу и конструкции близки авиационные ГТД непрямой реакции: турбовинтовые двигатели (ТВД) (рис. 37) и их разновидности. Эти двигатели применяются только на дозвуковых скоростях полёта.
Рис. 37. Принципиальная схема турбовинтового двигателя: 1 - входное устройство; 2 - компрессор; 3 - камера сгорания; 4 - турбина; 5 - реактивное сопло; 6 - редуктор; 7 - воздушный винт
Особый класс образуют комбинированные двигатели, сочетающие элементы ГТД, ракетного двигателя и ПВРД.
Двигатели различных типов характеризуются по ряду параметров: тяге, удельной тяге, удельному расходу топлива, удельному весу двигателя и некоторым другим.
Удельной тягой называется отношение тяги двигателя к секундному весовому расходу воздуха через двигатель. Удельная тяга характеризует относительные размеры и вес двигателя.
Одним из самых значительных факторов, от которых зависит удельная тяга двигателя, является температура газов на входе в турбину. Чем выше эта температура, тем больше удельная тяга двигателя. Особенно важно повышение этой температуры у двигателей, предназначенных для полётов на больших скоростях. Повышение температуры обеспечивается применением жаропрочных (термостойких) материалов для изготовления турбин и более эффективных систем охлаждения лопаток турбин и сопловых аппаратов.
Удельным расходом топлива называется отношение часового расхода топлива к тяге двигателя. Эта величина характеризует экономичность двигателя. Чем она меньше, тем более экономичен двигатель.
Удельным весом называется отношение веса двигателя к развиваемой им тяге при работе на месте. Он характеризует силовую установку по весу.
ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Задание 17. Образуйте пассивные причастия прошедшего времени и настоящего времени; при образовании форм обратите внимание на вид глагола (вспомните, от глаголов какого вида образуются данные причастия).
А. а) глагол → причастие прошедшего времени: предназначать - предназначить, отклонять - отклонить, преобразовывать - преобразовать, применять - применить, убирать - убрать, прилагать - приложить, размещать - разместить, выполнять - выполнить;
б) глагол → причастие настоящего времени: соединять - соединить, наполнять - наполнить, отбрасывать - отбросить, передавать - передать, требовать - потребовать, осуществлять - осуществить, расходовать - израсходовать, изготавливать – изготовить.
Б. а) глагол → причастие прошедшего времени: соединять - соединить, наполнять - наполнить, отбрасывать - отбросить, передавать - передать, требовать - потребовать, осуществлять - осуществить, расходовать - израсходовать, изготавливать - изготовить;
б) глагол → причастие настоящего времени: предназначать - предназначить, отклонять - отклонить, преобразовывать - преобразовать, применять - применить, убирать - убрать, прилагать - приложить, размещать - разместить, выполнять - выполнить.
Задание 18. Образуйте, если это возможно, пассивные причастия. При выполнении задания не забывайте о видах глагола и категории переходности.
а) пассивные причастия прошедшего времени: получить, служить, образовать, способствовать, обеспечить, рассмотреть, назвать, вращать, применить, висеть, повесить;
б) пассивные причастия настоящего времени: осуществлять, происходить, преобразовать, получать, достигать, характеризовать, изменять, стоять.
Задание 19. Употребите данное причастие в нужной форме.
1. Руль направления - подвижная часть вертикального оперения, ... (предназначенный) для управления самолётом относительно вертикальной оси. 2. Размеры фюзеляжа дальних самолётов зависят от объёма ... (размещаемый) в нем топлива и боевой нагрузки. 3. Длина фюзеляжа зависит не только от объёма ... (перевозимый) нагрузки, веса топлива и оборудования, но и от требований, ... (связанный) с устойчивостью и управляемостью самолёта. 4. Тяга двигателя зависит от количества воздуха, ... (всасываемый) в него. 5. Увеличению объёма двигательного отсека способствовало использование элементов, ... (выполненный) с применением титановых сплавов. 6. Ситуации, ... (создаваемый) при испытаниях, были близки к реальным ситуациям. 7. Ниша шасси самолёта - ограниченный внутренний объём фюзеляжа или крыла, который служит для размещения шасси в ... (убранный) положении.
Задание 20. Замените активную конструкцию S создаёт что? пассивной S создаётся чем?
1. В обычном самолёте крыло создаёт подъёмную силу. 2. Удлинение фюзеляжа создаёт высокую степень комфорта в пассажирском салоне. 3. Силовая установка создаёт силу тяги, необходимую для перемещения самолёта. 4. В «летающем крыле» практически вся поверхность создаёт подъёмную силу. 5. Увеличение размеров пассажирского салона создаёт не только комфортные условия для 8 пассажиров12, но и необходимые удобства для 4 членов экипажа13.
Задание 21. Составьте предложения. Выберите необходимую конструкцию: активную - S создаёт что? или пассивную - S создаётся чем?
-
Крыло (S) - подъёмная сила. -
Подъёмная сила (S) - несущий винт. -
Рули для продольного управления (S) - момент МZ вокруг оси OZ. -
Момент MY вокруг оси ОY (S) - рули для путевого управления. -
Отсутствие нормального оперения (S) - серьёзные проблемы с
рысканием.
Задание 22. Замените трёхчленную активную конструкцию пассивной.
Образец: Сила реакции опоры уравновешивает силу тяжести. - Сила тяжести уравновешивается силой реакции опоры.
1. Лётчик приводит в движение машину. 2. Нормы прочности регламентируют расчётную величину и распределение нагрузки. 3. Поперечную силу воспринимают шпангоуты и обшивка. 4. Мы рассматриваем фюзеляж как двухконсольную балку, опорами которой являются узлы крепления крыла. 5. Продольный и поперечный наборы подкрепляют обшивку крыла так, что верхняя и нижняя панели крыла воспринимают весь изгибающий момент.
Задание 23. Замените двухчленную конструкцию с пассивным причастием в функции предиката на двухчленную активную конструкцию.
Образец: Для изготовления жёстких баков применены (совершенный вид) магниевые сплавы. - Для изготовления жёстких баков применяют (несовершенный вид) магниевые сплавы.
1. Фюзеляж разделён на носовую и хвостовую части. 2. Реактивный двигатель прикреплён в носовой части фюзеляжа. 3. В носовой части фюзеляжа расположены кабина лётчика, основная часть специального оборудования и топливные баки. 4. В хвостовой части фюзеляжа размещены форсажная камера и реактивное сопло. 5. К фюзеляжу прикреплены крыло, опоры самолёта, оперение. 6. На крыле установлены закрылки и элероны. 7. Кабина экипажа предназначена для первого и второго пилотов и бортинженера.
Задание 24. Замените пассивную конструкцию с предикатом быть + краткая форма пассивного причастия прошедшего времени активной конструкцией с глагольным предикатом. Обратите внимание на соотношение видов причастия и глагола, а также на время глагола.
Образец: Реактивный двигатель был прикреплён (совершенный вид) в носовой части фюзеляжа. - Реактивный двигатель прикрепили (совершенный вид) в носовой части фюзеляжа.
1. Крыло аэробуса было сконструировано так, чтобы обеспечить большую подъёмную силу в его задней части. 2. В конце концов было установлено, что причиной катастрофы стала усталость металла. 3. Затем самолёт был заправлен горючим. 4. В 20-ых гг.14 были построены первые настоящие авиалайнеры. 5. С 1936 по 1945 г. этих самолётов (Мессершмиттов Bf-109) было выпущено больше, чем каких-либо других истребителей. 6. На самолёте была применена новая масляная система.
Задание 25. Трансформируйте причастные обороты в предложения со словом который.
1. Основным назначением крыла является создание подъёмной силы для обеспечения полёта самолёта по заданной траектории. 2. Основными нагрузками фюзеляжа являются нагрузки от хвостового оперения и от стоек шасси, установленных на фюзеляже, и инерциальные нагрузки. 3. Сосредоточенными называются силы, приложенные в точке или на очень малой площади, например тяга двигателя, приложенная к его узлам крепления. 4. В самолёте можно выделить следующие основные части: конструкция аппарата, двигательная установка, топливная система, экипаж, оборудование, груз, объединяемые часто под общим названием «полезная нагрузка». 5. В механическую энергию преобразуется от 20 до 70% тепловой энергии, выделенной топливом. 6. Четыре реактивных сопла двигателя «Пегас», установленного на «Харриере», при взлёте направлены вертикально вниз.
Задание 26. Образуйте сложное предложение из двух простых предложений, используйте союз чем..., тем... .
Образец: Объём кабины большой. Утечка воздуха большая. - Чем больше объём кабины, тем больше утечка воздуха.
1. Скорость полёта большая. Хвостовое оперение нагонит лётчика при катапультировании быстро. 2. Хвостовая часть фюзеляжа длинная. Изгибающие моменты большие. 3. Площадь крыла большая. Подъёмная сила большая. 4. Вес при данной площади крыла большой. Посадочная скорость, длина взлётной дистанции, радиус и время виража большие.
5. Скорости полётов самолётов высокие. Требования к конструкции их несущих поверхностей высокие. 6. Удельная тяга большая. Ракетный двигатель совершенный. 7. Удельная тяга большая. Расход топлива для достижения заданной тяги маленький. 8. Количество элементов в системе маленькое. Надежность работы ЖРД высокая.
Задание 27. Данные словосочетания замените именными словосочетаниями по образцу. Обратите внимание на необходимость замены наречия прилагательным.
Образец: давление значительно понижается - значительное понижение давления - при значительном понижении давления.
Объём резко увеличивается; скорость заметно возрастает; состав сильно изменяется; вес незначительно уменьшается; газ заметно нагревается; тело быстро движется; винт медленно вращается.
Задание 28. Ответьте на вопросы, используйте в ответах слова, данные справа, и конструкцию «при + предл.п.».
1. Когда элевоны выполняют функцию рулей высоты? | отклонение в одну сторону на левой и правой консолях |
2. В каком случае в качестве основного рабочего тела в воздушно-реактивном двигателе используется воздух? | создание силы тяги |
3. Когда диапазон применения турбореактивных двигателей расширяется? расширяется? | использование форсажных камер сгорания |
4. При каких условиях могут появиться деформации в конструкции самолёта? | увеличение внешних сил |
5. Когда может меняться перегрузка самолёта? | выполнение различных манёвров, полёт в неспокойной атмосфере, движение по аэродрому. |
6. Когда необходимо установить дополнительные элементы для обеспечения прочности и жёсткости фермы? | нарушение целостности силовых элементов конструкции |
7. Когда крылья «Торнадо» располагаются под прямым углом, а когда прижимаются к корпусу? | взлёт и посадка; полёт на большой скорости |
Задание 29. На рис. 38 показаны области применения различных двигателей по высоте (Н) и числу Маха (М) полёта. Внимательно посмотрите и объясните, при каких условиях какие виды двигателей используются.
Рис. 38. Области применения различных двигателей по высоте и числу Маха:
1 - турбовальные ГТД,
2 - ТВД, ТРДД; 3 - ТРД, ТРДФ, ТРДДФ; 4 - ПВРД, комбинированные двигатели; 5 - ГПВРД15;
6 – ЖРД16;
а - ограничение по подъёмной силе; б - ограничение по аэродинамическому нагреванию и прочности ЛА
Задание 30. Соедините элементы предложения в единое целое. Расшифруйте аббревиатуры, читайте их как словосочетания.
1. СУ | включать в себя | двигатели, воздушные винты, воздухозаборники, реактивные сопла/топливная система и т.д. |
2. Реактивный двигатель | называться | тепловой двигатель, в котором химическая энергия топлива преобразуется в кинетическую энергию газовой струи |
3. Все реактивные двигатели | делиться | два класса - воздушно-реактивные и ракетные |
4. Кислород | являться | основной окислитель при горении топлива в ВРД |
5. ВРД по способу сжатия воздуха | делиться | компрессорные и бескомпрессорные |
6. Такие ВРД | принадлежать | класс ГТД |
7. ПВРД и ПуВРД | относиться | бескомпрессорные ВРД |
8. ГПВРД | являться | разновидность ПВРД |
9. Одно- и двухконтурные ТРД | относиться | ГТД прямой реакции |
10. ГТД непрямой реакции | близок по рабочему процессу | ВРД |
11. ТВД и их разновидности | применяться | дозвуковые скорости полёта |
12. Комбинированные двигатели | образовать | особый класс двигателей |
13. Повышение температуры | обеспечиваться | применение жаропрочных материалов для изготовления турбин и сопловых аппаратов |
14. Удельный расход топлива | называться | отношение часового расхода топлива к тяге двигателя |
15. Удельный вес | называться | отношение веса двигателя к развиваемой им тяге при работе на месте |
16. Удельная тяга | называться | отношение тяги двигателя к секундному весовому расходу воздуха через двигатель |
Задание 31. Прочитайте текст ещё раз и ответьте на вопросы.
1. Для чего служит силовая установка? 2. Что включает в себя СУ? 3. Какой двигатель использовался на первых самолётах? 4. Каков принцип paботы ПД? 5. Почему потребовался реактивный двигатель?
6. Каков принцип работы реактивного двигателя? 7. На какие классы делятся все реактивные двигатели? 8. Каков принцип работы ВРД?
9. Что вы можете рассказать о ГТД? 10. К какому классу относятся ПВРД и ПуВРД? 11. Что такое ТРД и ТРДД? 12. К какому классу относятся комбинированные двигатели? 13. По каким параметрам оцениваются двигатели? 14. Что такое удельная тяга? 15. Что такое удельный расход топлива? 16.Что такое удельный вес?
Задание 32. Составьте схему-классификацию двигателей.
Задание 33. Составьте план текста. Запишите его.
Задание 34. С помощью рис. 38, схемы-классификации двигателей (задание 32) и плана (задание 33) перескажите текст.
ЧАСТЬ II
ПРЯМОТОЧНЫЙ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ
ДВИГАТЕЛЬ
ПРЕДТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Задание 1. Прочитайте слова и словосочетания, значения незнакомых слов определите по словарю.
Форсу́нка, результи́рующая си́ла, диффу́зор, пуск, кана́л, оснаща́ть - оснасти́ть (в.п.; тв.п.), снаря́д, мише́нь (ж.р.), комбини́ровать - скомбини́ровать (в.п.), происходи́ть - произойти́, возника́ть - возни́кнуть, осуществля́ться - осуществи́ться.
Задание 2. Прочитайте слова и словосочетания, постарайтесь определить значения незнакомых слов по их компонентам.
Прямото́чный, бескомпре́ссорный, атмосфе́рный, поступа́ть (во́здух поступа́ет в дви́гатель), подводи́ть (тепло́), непреры́вный, сужа́ться, расширя́ться, возраста́ть, разгоня́ть, комбина́ция.
Задание 3. Назовите глаголы, от которых образуются данные существительные.
Сжатие, сгорание, выход, вход, полёт, сжигание, расширение, увеличение, улучшение, комбинация, сравнение, характеристика, поток, торможение, тормоз, повышение, работа, горение, установка, возрастание, отсутствие, разгон.
Задание 4. Повторите материал задания 8 (урок 3) об образовании сложных слов. Образуйте сложные прилагательные из следующих слов и запишите их:
воздушный и реактивный →
газ + турбина →
прямой поток → прямой + ток (к/ч) →
Задание 5. Запомните, что:
-
род сложносоставных неодушевленных существительных определяется по первому слову17. Например: самолёт-носитель - это слово мужского рода; ракета-носитель - слово женского рода; -
род сложносокращенных слов (МАИ), как правило, определяется родом опорного слова словосочетания (институт - м.р.): МАИ выпустил много инженеров.
Какого рода слова: самолёт-снаряд, самолёт-мишень, ракета-носитель, корабль-авианосец; КБ; СУ; ГТД?
Задание 6. От данных прилагательных образуйте существительные с помощью суффикса -ость. Запишите их.
Надежный, живучий, экономичный, скорый, возможный.
Задание 7. От данных существительных образуйте прилагательные, запишите их, составьте с ними словосочетания.
вход → … устройство
выход → ... сопло
встреча → … поток воздуха
пуск → … установка
Задание 8. Дайте грамматическую характеристику форм причастий (активное, пассивное, прошедшее время, настоящее время) и назовите глагол, от которого причастие образовано.
Набегающий, сжатый, подаваемый, нагретый, регулируемый, результирующий, направленный, расширяющийся, сужающийся, оснащённый.
Задание 9. К словам первой группы подберите близкие по значению
слова из слов второй группы.
-
повышение
падение
сужение
увеличение чего-либо
расширение
уменьшение чего-либо
возрастание
снижение
разгон
торможение
Задание 10. К словам первой группы подберите антонимы из слов второй группы.
-
сжатие
отсутствие
вход
расширение
сгорание
ухудшение
торможение
выход
увеличение
падение
возрастание
возгорание
улучшение
уменьшение
наличие
разгон
ускорение
Задание 11. К существительным из правого столбика подберите прилагательные из левого столбика, согласуйте прилагательные с существительными.
бескомпрессорный | скорость |
дозвуковой | степень |
низкий | живучесть |
постоянный | самолёт-мишень |
высокий | надёжность |
современный | двигатель |
| самолёт-носитель |
| экономичность |
Задание 12. При общем описании хода процесса используются конструкции:
| ГДЕ? |
| КОГДА? |
S ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ | КАК? |
S ПРОИСХОДИТ | ПРИ КАКИХ УСЛОВИЯХ? |
| ЗА СЧЁТ ЧЕГО? (р.п.) |
| С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО? (р.п.) |
Найдите данные конструкции в предложениях.
1. ПВРД - бескомпрессорный воздушно-реактивный двигатель, в котором сжатие воздуха происходит в воздухозаборнике за счёт кинетической энергии набегающего потока атмосферного воздуха. 2. При полёте самолёта с ПВРД встречный поток воздуха, набегающий на двигатель, тормозится перед входом в него и во входном устройстве самого двигателя. Происходит повышение давления, необходимое для работы двигателя. 3. Продукты горения, нагретые в камере сгорания до высокой температуры, попадают в выходное сопло. Происходит их расширение, которое сопровождается увеличением скорости. 4. У ПВРД для сверхзвуковых самолётов процесс торможения воздуха осуществляется в специальном устройстве - сверхзвуковом воздухозаборнике. 5. При дозвуковых скоростях полёта расширение газа происходит в простом сужающемся сопле.
Задание 13. Прочитайте текст.
ПРЯМОТОЧНЫЙ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
ПВРД - бескомпрессорный воздушно-реактивный двигатель, в котором сжатие воздуха происходит в воздухозаборнике за счёт кинетической энергии набегающего потока атмосферного воздуха.
По сравнению с газотурбинными двигателями (ГТД) ПВРД значительно проще по конструкции, имеют меньший удельный вес, характеризуются высокой надёжностью и живучестью.
ПВРД состоит из входного устройства, камеры сгорания и выходного сопла. При полёте самолёта с ПВРД встречный поток воздуха, набегающий на двигатель, тормозится перед входом в него и во входном устройстве самого двигателя. Происходит повышение давления, необходимое для работы двигателя.
Сжатый воздух поступает в камеру сгорания. В камере сгорания к воздуху подводится тепло от непрерывного сжигания топлива, подаваемого через форсунки. Продукты горения, нагретые в камере сгорания до высокой температуры, попадают в выходное сопло. Происходит их расширение, которое сопровождается увеличением скорости. В результате этого процесса возникает результирующая сила, направленная в сторону полёта. Это сила тяги двигателя.
Величина повышения давления в двигателе и работа его элементов зависят от скорости полёта. Поэтому устройство ПВРД для самолётов с дозвуковыми и сверхзвуковыми скоростями полёта различно. Они различаются в основном конструкцией входного устройства и выходного сопла. В ПВРД для самолётов с дозвуковыми скоростями полёта входное устройство представляет собой расширяющийся канал (диффузор) (рис. 39). У ПВРД для сверхзвуковых самолётов (рис. 40) процесс торможения воздуха осуществляется в специальном устройстве - сверхзвуковом воздухозаборнике.
Рис. 39. Схема дозвукового ПВРД: 1 - входное устройство; 2 - камера сгорания; 3 - форсунки горючего; 4 - выходное сопло
Р
ис. 40. Схема сверхзвукового ПВРД: 1 - входное устройство; 2 - камера сгорания; 3 - выходное сопло; а - косые скачки уплотнения; б - прямой скачок уплотнения
При дозвуковых скоростях полёта расширение газа происходит в простом сужающемся сопле. При сверхзвуковых скоростях необходимо устанавливать на двигателе сверхзвуковое регулируемое сопло.
При малых числах М полёта сжатие воздуха в ПВРД невелико. При таких условиях работы ПВРД будет иметь небольшую тягу и низкую экономичность. Возрастание скорости полёта приводит к увеличению степени повышения давления воздуха и к улучшению характеристик двигателя. Поэтому ПВРД используется при больших сверхзвуковых скоростях.
ПВРД не обеспечивает самолёту возможности взлёта из-за отсутствия тяги на малых скоростях. Поэтому он применяется в комбинации с другими двигателями. В других случаях летательным аппаратам с ПВРД обеспечивается разгон с помощью самолётов-носителей или пусковых установок, оснащённых двигателями других типов. ПВРД устанавливается на самолётах-снарядах, самолётах-мишенях или ракетах.
ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Задание 14. Посмотрите материал таблицы (урок 6, часть I, задание 12). Проанализируйте конструкции, которые используются в тексте. Найдите среди них конструкции, которые используются при описании процесса (они даны в таблице). Скажите, какой этап процесса описывается с помощью данной конструкции. Обратите внимание на управление глаголов.
Задание 15. Вспомните об употреблении предлогов в, на и падежных форм при ответах на вопросы: где? куда? Вставьте вместо точек нужный предлог и нужную форму существительного.
1. ... (где? - ПВРД) сжатие воздуха происходит ... (где? - воздухозаборник) за счёт кинетической энергии набегающего потока атмосферного воздуха. 2. При полёте самолёта с ПВРД встречный поток воздуха, который набегает ... (куда? - двигатель), тормозится перед входом в него и ... (где? - входное устройство двигателя). 3. Сжатый воздух поступает ... (куда? - камера сгорания). 4. ... (где? - камера сгорания) к воздуху подводится тепло от непрерывного сжигания топлива. 5. Продукты горения попадают ... (куда? - выходное сопло). 6. Возникает результирующая сила, которая направлена ... (куда? - сторона полёта).
7. У ПВРД для сверхзвуковых самолётов процесс торможения воздуха осуществляется ... (где? - специальное устройство - сверхзвуковой воздухозаборник). 8. При дозвуковых скоростях полёта расширение газа происходит ... (где? - простое сужающееся сопло). 9. При сверхзвуковых скоростях необходимо устанавливать ... (где? - двигатель) сверхзвуковое регулируемое сопло. 10. ПВРД устанавливается ... (где? - самолёты-снаряды, самолёты-мишени или ракеты).
Задание 16. Соедините элементы предложения в единое целое.
1.ПВРД | характеризоваться | высокая надежность и живучесть |
2. ПВРД | состоять | входное устройство, камера сгорания, выходное сопло |
3. Величина повышения давления | зависеть | скорость полёта |
4. ПВРД для самолётов с дозвуковыми и сверхзвуковыми скоростями полёта | различаться | конструкция входного устройства и выходного сопла |
5. При сверхзвуковых скоростях полёта на двигателе | устанавливаться | сверхзвуковое регулируемое сопло |
6. При малых числах М полёта ПВРД | иметь | небольшая тяга и низкая экономичность |
7. Увеличение скорости полёта | приводить | увеличение степени повышения давления и улучшение характеристик двигателя |
Задание 17. Ответьте на вопросы.
1. Что такое ПВРД? 2. Чем они отличаются от ГТД? 3. Из каких частей состоит ПВРД? 4. Каков принцип работы ПВРД? 5. Чем различаются ПВРД дозвуковых и сверхзвуковых самолётов? 6. На каком этапе полёта используются ПВРД? 7. На каких типах ЛА используются ПВРД?
Задание 18. Составьте план текста, перескажите текст «Прямоточный воздушно-реактивный двигатель». Используйте план и
рис. 39, 40.
ЧАСТЬ III
ГАЗОТУРБИННЫЕ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЕ
ДВИГАТЕЛИ
ПРЕДТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Задание 1. Прочитайте слова и словосочетания, значения незнакомых слов определите по словарю.
Компре́ссор, напо́р (во́здуха), сме́шивать - смеша́ть (в.п.; с + тв.п.), приобрета́ть - приобрести́ (в.п.), при́вод компре́ссора, вы́хлоп, истека́ть (откуда?), лопа́тка турби́ны, обслу́живать (в.п.), преобразо́вывать - преобразова́ть (в.п.; в + в.п.), преобразо́вываться - преобразова́ться, приводи́ть во враще́ние / в движе́ние, достига́ть (р.п.), достига́ться, чередова́ть (в.п.; с + тв.п.), чередова́ться (между собо́й), ступе́нь компре́ссора, мо́щность, преодолева́ть - преодоле́ть (в.п.).
Задание 2.Прочитайте слова и словосочетания, постарайтесь определить значения незнакомых слов по их компонентам.
Смеше́ние, смесь (ж.р.), враще́ние, выхлопно́й (выхлопны́е га́зы), подво́д, истече́ние, лопа́точный (лопа́точная маши́на), чередова́ние, неподви́жный, спрямля́ть, спрямля́ющий (аппара́т), переда́ча, преобразова́ние, направля́ть, осево́й (компре́ссор), тя́говый (тя́говая мо́щность дви́гателя), преодоле́ние.
Задание 3. Назовите глагол совершенного вида, парный глаголу несовершенного вида. Образуйте отглагольное существительное.
Смешивать, приобретать, приводить, преобразовывать, вращать, образовывать, истекать, передавать, направлять, преодолевать, подводить.
Задание 4. Повторите материал задания 8 (урок 3) об образовании сложных слов. Образуйте сложные прилагательные из следующих слов и запишите их:
турбина + реактивный →
два + контур →
турбина + винт →
топливный и воздушный →
Задание 5. Запомните род существительных, оканчивающихся на -ь.
-
часть
смесь
ступень женский род
ось
мощность
Согласуйте прилагательные с существительными.
Основн... часть ТРД; вертикальн... ось; тягов... мощность, топливно-воздушн... смесь, един... ступень.
Задание 6. От данных существительных образуйте прилагательные, согласуйте их с существительными.
Состав (часть) -
скорость (напор воздуха) -
выхлоп (газы) -
лопатка (машины) -
работа (тело)-
газ (поток) -
ось (симметрия) -
тяга (мощность) -
мощность (двигатель) -
авиация (СУ) -
Задание 7. Дайте грамматическую характеристику форм причастий (активное, пассивное, прошедшее время, настоящее время) и назовите глагол, от которого причастие образуется.
Обслуживающий, чередующийся, вращающийся, направляющий, сжатый, приобретённый.
Задание 8. К словам первой группы подберите близкие по значению слова из слов второй группы.
использоваться | осуществляться |
приобретать | преобразовываться |
происходить | доходить |
превращаться | получать |
достигать | применяться |
Задание 9. К словам первой группы подберите антонимы из слов второй группы.
внешний | холодный |
горячий | замедленный |
скоростной | вращающийся |
неподвижный | внутренний |
Задание 10. Прочитайте текст. Проанализируйте предикативные конструкции. Найдите конструкции, которые используются при описании различных этапов процесса, назовите их (см. таблицу: урок 6, часть I, задание 12). Скажите, какой этап описывается с помощью данной конструкции. Обратите внимание на управление глаголов и использование частицы -ся.
ГАЗОТУРБИННЫЕ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЕ ДВИГАТЕЛИ
В авиационных силовых установках применяется три вида газотурбинных двигателей (ГТД): турбореактивные (ТРД), двухконтурные турбореактивные (ТРДД) и турбовинтовые (ТВД).
Основные составные части ТРД (рис. 33): 1 - воздухозаборник,
2 - компрессор, 3 - камера сгорания, 4 - турбина, 5 - реактивное сопло.
Принцип работы следующий. Атмосферный воздух поступает во входное устройство, где происходит его небольшое сжатие от скоростного напора. Затем поток воздуха поступает в компрессор, в котором его давление еще больше увеличивается. Из компрессора сжатый воздух подается в камеру сгорания. Через форсунки в камеру сгорания также поступает топливо. В результате смешения воздуха и топлива получается топливно-воздушная смесь, которая сгорает и образует рабочее тело - горячие газы. Когда газы выходят из камеры сгорания, они приводят во вращение турбину и затем с большой скоростью выходят из реактивного сопла. При этом образуется сила тяги.
Энергия продуктов сгорания, приобретённая в процессе сжатия воздуха в компрессоре и подвода к нему тепла в процессе сгорания, частично используется в турбине и идёт на привод компрессора и всех агрегатов, обслуживающих двигатель. Энергия выхлопных газов, оставшаяся неиспользованной в турбине, преобразуется в кинетическую энергию в реактивном сопле в процессе расширения газов. В результате достигается высокая скорость истечения газов из двигателя и создаётся реактивная тяга. На выходе из сопла скорость истечения газов достигает 700 м/с и более.
В ГТД применяются лопаточные машины двух основных типов - компрессоры и турбины. Рабочими элементами компрессоров и турбин являются чередующиеся между собой ряды вращающихся и неподвижных лопаток. Каждый ряд вращающихся лопаток составляет рабочее колесо, а неподвижных - направляющий или спрямляющий аппарат. Рабочие колёса в компрессорах служат для передачи воздуху внешней работы, необходимой для его сжатия, а в турбинах - для преобразования во внешнюю работу энергии газового потока в процессе расширения. Направляющие и спрямляющие аппараты служат для изменения направления движения газов и преобразования его энергии. Таким образом, одно рабочее колесо и неподвижный спрямляющий аппарат образуют ступень осевого компрессора.
Турбореактивные двигатели способны создавать значительные тяговые мощности, так как при полёте на сверхзвуковых скоростях требуется, чтобы силовая установка самолёта создавала тягу, достаточную для преодоления огромного аэродинамического сопротивления.