Файл: Научный стиль речи (для студентовиностранцев аэрокосмических вузов).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 321

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

«Употребление предлогов В, НА, ПО

КРЫЛО САМОЛЁТА

ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ПРЕДТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Справочный материал

ПРЯМОТОЧНЫЙ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

РАКЕТА Ракета - летательный аппарат, движущийся за счёт реактивной силы, которая возникает при отбрасывании части собственной массы. Ракета - вид ЛА, полёт которого может проходить вне атмосферы. Это позволяет использовать ракету как техническое средство для полёта в космическом пространстве. Ракета, позволяющая вывести в космос искусственный спутник Земли (ИСЗ), космический корабль, орбитальную станцию и другие полезные грузы, называется ракетой-носителем. Рис. 46. Схема ракеты-носителяРакета-носитель имеет многоступенчатую конструкцию, то есть состоит из 2 - 5 ракетных ступеней (рис.46). Ракетная ступень - отделяемая часть составной ракеты, обеспечивающая, благодаря работе своих двигателей, разгон ракеты на определённом этапе траектории полёта. Ракетная ступень представляет собой одноступенчатую ракету, для которой остальная часть составной ракеты (последующие ступени и головная часть) являются полезным грузом.Ракетная ступень состоит в общем случае из ракетных двигателей, несущей силовой конструкции, баков с топливом, системы подачи топлива, системы управления и механизмов для разделения ступеней. После израсходования топлива и прекращения работы двигателей ракетная ступень отделяется от составной ракеты.Для выведения искусственного спутника Земли с поверхности Земли на низкую орбиту необходима характеристическая скорость 9,2 км/с, но фактическая скорость на орбите равна 7,9 км/с. Одноступенчатая ракета практически не способна обеспечить характеристическую скорость, необходимую для космического полёта. Для этой цели используется многоступенчатая или составная ракета.Составная ракета представляет собой в исходном состоянии первую ракетную ступень, которая начинает работать с момента пуска. После израсходования топлива первой ступени ступень отделяется, далее разгон полезного груза продолжает вторая ступень и т.д. Составная ракета позволяет сообщить полезному грузу бо́льшую скорость по сравнению с одноступенчатой ракетой той же стартовой массы при одинаковых запасах топлива и массе полезного груза.Различают конструктивные схемы составных ракет с поперечным делением, с продольным делением и комбинированную схему.В конструкции ракеты с поперечным делением ракетные блоки ступеней расположены последовательно по высоте ракеты и также последовательно начинают работать.Конструктивная схема с продольным делением (пакетная схема) позволяет работать одновременно блокам различных ступеней.Комбинированная схема сочетает особенности первых двух систем.Конструкция ракеты существенным образом зависит от её назначения и типа используемых ракетных двигателей. Для современных ракет-носителей (РН) основным видом двигателя является ЖРД с насосной подачей топлива23. Обычно применяется турбонасосный агрегат с дожиганием генераторного газа. В некоторых случаях на последней ступени РН целесообразно применение ЖРД с вытеснительной подачей24. На последней ступени РН (при выводе межпланетных космических аппаратов) обычно устанавливается ЖРД с многократным запуском. На первой ракетной ступени кроме ЖРД в качестве основных двигателей применяются и РДТТ.Возможность многократного включения двигателей последних ступеней РН позволяет осуществлять манёвры для изменения высоты и наклонения орбиты, а также старта полезного груза с орбиты искусственного спутника.Необходимость повышения скорости ракеты требует создания предельно лёгкой конструкции. Это требование противоречит требованию необходимой жёсткости и прочности конструкции, так как на эту конструкцию действуют внешние нагрузки и аэродинамический нагрев.Основные силовые элементы конструкции ракет изготавливаются в виде тонкостенных оболочек из высокопрочных лёгких сплавов или композиционных материалов.В ракетном блоке с ЖРД большую часть объёма занимает топливный отсек с жидким ракетным топливом, состоящий из баков с окислителем и горючим. Для РН в качестве окислителя используются жидкий кислород и высококипящие окислители, а в качестве горючего - несимметричный диметилгидразин (H2N - N(СНз)2), керосин и другие углеводороды или соединения, содержащие водород. Использование в качестве горючего для РН жидкого водорода эффективно, но при этом из-за малого значения плотности жидкого водорода существенно увеличивается объём топливного отсека.Наиболее распространённой и экономичной по массе является силовая схема топливного отсека с несущими баками. Стенки таких баков одновременно выполняют функцию оболочки корпуса ракеты. Существует также схема топливного отсека с подвесными баками. Они устанавливаются внутри топливного отсека и не участвуют в восприятии внешних нагрузок, действующих на РН или КА. Подвесные баки крепятся к несущему корпусу силовыми узлами.Все РН характеризуются сравнительно малой массой конструкции и большими запасами топлива (масса топлива составляет 85 - 90% от стартовой массы ракеты). Стартовая масса РН составляет от 10 до 3000 тонн. Продолжительность активного участка (участка полёта, на котором работают РД) некоторых РН свыше 17 минут. Полёт проходит в большом диапазоне высот.ПОСЛЕТЕКТОВЫЕ ЗАДАНИЯЗадание 20. Образуйте причастия от следующих глаголов. глагол → активное причастие прошедшего времени: отделиться, позволить, обеспечить, использовать, применяться, проходить; глагол → активное причастие настоящего времени: двигаться (г/ж), возникать, отделяться, позволять, обеспечивать, последовать, использовать, требовать, состоять, характеризоваться, составлять, проходить; глагол → пассивное причастие прошедшего времени: отделиться, использовать, расположить, установить (в/вл), изготовить (в/вл); выполнить; глагол → пассивное причастие настоящего времени: отбрасывать, отделять, называть, использовать, сообщать, применять, требовать, изготавливать, выполнять. Задание 21. Выберите необходимую форму причастия и употребите причастие в нужной форме (род, число, падеж).А. 1. Под РН понимают многоступенчатую ракету, ... (служащий - служивший) для выведения в космос полезного груза. 2. В настоящее время для РН характерно применение только химических ракетных двигателей, ... (работающий - работавший) на жидком и твёрдом топливе. 3. У ракет, ... (изготовивший - изготовленный) по данной схеме, ступени в полёте отделяются последовательно. 4. Конструктивная схема РН - совокупность агрегатов, систем, отсеков, ступеней, ... (определяющий - определяемый - определённый - определивший) технические возможности ракеты. 5. В составных ракетах обычно каждая ступень содержит ... (рассматривающий - рассматриваемый - рассмотренный) выше части, а также систему разделения ступеней. 6. Одним из наиболее важных показателей эффективности любого РД является удельная тяга, ... (называющий - называемый) также удельным импульсом.Б. 1. В насосных системах компоненты топлива нагнетаются в камеру сгорания из баков с помощью насосов, ... (приводящий - приводимый) во вращение газовой турбиной. 2. Для работы турбины необходимо рабочее тело - нагретый газ, ... (находящийся - находившийся) под высоким давлением. 3. Окислителем второй группы топлива служит жидкий кислород, ... (кипящий - кипевший) при температуре -183°С. 4. Приземным космическим пространством называют зону, ... (окружающий - окружённый) Землю в пределах высот 100 - 160 км, где могут летать только специальные ЛА. 5. Операции наведения выполняются с помощью специальных оптических приборов, ... (установивший - установленный) на борту ракеты, пусковой системе и на Земле.Задание 22. Употребите полное или краткое причастие или прилагательное в нужной грамматической форме (род, число; для полных причастий и прилагательных - падеж).А. 1. Ракета, ... как техническое средство для полёта в космическое пространство, позволяет вывести в космос орбитальную станцию.а) используемыйб) используем2. ... часть составной ракеты называется ракетной ступенью.а) отделяемый б) отделяем3. Ракета, ... ракетой-носителем, позволяет вывести в космос ИСЗ.а) называемый б) называем4. Ракетная ступень обеспечивает разгон ракеты на ... этапе траекторииполёта.а) определённый б) определён5. Для выведения ИСЗ с поверхности Земли на орбиту ... характеристическая скорость 9,2 км/с.а) необходимый б) необходим6. В конструкции с поперечным делением ракетные блоки ступеней ... последовательно по высоте ракеты.а) расположенныйб) расположен7. В некоторых случаях на последней ступени РН ... применение ЖРД с вытеснительной подачей.а) целесообразный б) целесообразен8. Это требование противоречит требованию ... жёсткости и прочности конструкции.а) необходимый б) необходим9. Использование в качестве горючего для РН жидкого водорода ....а) эффективныйб) эффективен10. Баки ... с ЖРД магистральными трубопроводами.а) связанный б) связанБ. 1. В ЖРД могут быть ... различные топлива, а) использованный б) использован2. В насосных системах компоненты топлива нагнетаются в камеру сгорания из баков с помощью насосов, ... во вращение газовой турбиной.а) приводимый б) приводим3. Для работы турбины ... рабочее тело - ... газ, находящийся под высокимдавлением. а) необходимый а) нагретый б) необходим б) нагрет 4. По длине корпус ракеты ... на отсеки, названия которых определяютсяэлементами ракеты, ... в них: приборный, топливный, двигательный. а) разделённый а) расположенный б) разделён б) расположен 5. Хвостовой отсек ... для размещения двигательной установки и части приборов системы управления.а) предназначенный б) предназначен6. Ракеты-носители запускают вертикально. Это вызвано причинами, ... восновном с боковыми нагрузками, действующими на конструкцию корпуса.а) связанныйб) связан7. Считается, что подобная схема … .а) неэкономичныйб) неэкономичен8. Первостепенное значение для определения энергетических возможностей РН имеют тяга (… в кгс или тс)25 и скорость истечения газов из сопладвигателя.а) измеряемыйб) измеряем9. Азотная кислота (HNO3) химически ... .а) активныйб) активенЗадание 23. Трансформируйте причастные обороты в придаточные предложения со словом который.1. Баки обычно занимают около 3/5 длины ракеты, а компоненты топлива, помещённые в них, составляют около 90% общей массы ракеты. 2. В составных ракетах обычно каждая ступень содержит части, рассмотренные выше, а также систему разделения ступеней. 3. Названия отсеков определяются элементами ракеты, размещёнными в них: приборный, топливный, двигательный. 4. Ракета, используемая как техническое средство для полёта в космическое пространство, позволяет вывести в космос орбитальную станцию.Задание 24. Найдите в тексте придаточные предложения со словом который. Трансформируйте эти предложения в причастные обороты в тех случаях, когда это возможно. Постарайтесь определить условия, при которых такая трансформация невозможна.Задание 25. Вспомните, как употребляются предлоги в, на, из, с и падежные формы при ответах на вопросы где? куда? откуда? Вставьте вместо точек нужный предлог и существительное в нужной форме.1. Ракета используется для полёта ... (космическое пространство). 2. Ракета-носитель позволяет вывести КА ... (космическое пространство). 3. Для выведения ИСЗ ... (поверхность Земли)... (низкая орбита) необходима характеристическая скорость

ТЕКСТЫ ДЛЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

ТЕКСТ 1. ВЫРЕЗЫ В ФЮЗЕЛЯЖЕ

ТЕКСТ 2. СИЛЫ, КОТОРЫЕ ДЕЙСТВУЮТ НА САМОЛЁТ

ТЕКСТ 4. КРЫЛО СВЕРХЗВУКОВОГО АВИАЛАЙНЕРА

ТЕКСТ 5. ОБРАЗОВАНИЕ ПОДЪЁМНОЙ СИЛЫ

ТЕКСТ 6. По-2 МОДИФИКАЦИИ М.А. КУЗАКОВА

ТЕКСТ 7. АЭРОДИНАМИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО34

Рис. 55. Посадка

ТЕКСТ 13. «МИРАЖИ»

ТЕКСТ 14. Су-27

ТЕКСТ 16. Су-37 «БЕРКУТ»

ТЕКСТ 17. ВЕРТОЛЁТЫ

ТЕКСТ 19. ОПЕРЕНИЕ

ТЕКСТ 20. АЭРОУПРУГОСТЬ

ТЕКСТ 21. КОНСТРУКЦИЯ ЭЛЕРОНОВ

ТЕКСТ 22. ДВИЖЕНИЕ САМОЛЕТА ОТНОСИТЕЛЬНО

ПРОДОЛЬНОЙ ОСИ

ТЕКСТ 23. МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ F-16

ТЕКСТ 24. ТАКТИЧЕСКИЙ БОМБАРДИРОВЩИК

F-117 «НАЙТХОУК»

ТЕКСТ 25. САМОЛЁТ «БЕЛУГА»

ТЕКСТ 26. «ЕВРОФАЙТЕР» - EF 2000

ТЕКСТ 29. КОНСТРУКЦИЯ КРЕПЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ

ТЕКСТ 30. КОНСТРУКЦИЯ ВОЗДУХОЗАБОРНИКА

ТЕКСТ 31. КОНСТРУКЦИИ ВЫХЛОПНЫХ УСТРОЙСТВ

ТЕКСТ 33. ГИБРИДНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

ТЕКСТ 35. НОВЫЙ ТОПЛИВНЫЙ БАК ДЛЯ «ШАТТЛА» ГОТОВ

ТЕКСТ 36. ПРИЧИНЫ АВАРИИ НОСИТЕЛЯ Н-2

ТЕКСТ 39. «ВОСТОК-1»

ТЕКСТ 40. «СПЕЙС ШАТТЛ-1»



Задание 31. Прочитайте текст еще раз.

А. Ответьте на вопросы преподавателя по тексту.

Б. Задайте друг другу вопросы по тексту.

Задание 32. Составьте план текста. Запишите его.

Задание 33. Перескажите текст с помощью составленного плана. Используйте также рис. 44, 45,46, дополните свой рассказ информацией из задания 35.

Задание 34. Письменно изложите содержание текста по плану.

  1. Ракета как вид ЛА.

  1. Одноступенчатые и многоступенчатые ракеты.

  1. Конструктивные схемы многоступенчатых ракет.

  2. Общие для современных РН технические параметры.

Задание 35.Ознакомьтесь с текстом, содержащим краткие сведения по истории использования ракет для освоения космического пространства.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Ракета была впервые использована для отправки объекта в космос в октябре 1957 года, когда на орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли «Спутник - 1» (СССР). После нескольких неудачных попыток Соединенные Штаты использовали ракету
«Jupiter-C», чтобы в феврале 1958 года отправить в космос свой спутник «Explorer - 1».

Прошло еще несколько лет, прежде чем СССР и США смогли использовать ракеты для отправки людей в космос. Обе страны начали с животных (собак и обезьян). Советский космонавт Юрий Гагарин был первым человеком в космосе, покинувшим Землю 12 апреля 1961 года на борту ракеты «Восток-1». Примерно через три недели Алан Шепард совершил первый американский суборбитальный полет на борту ракеты «Redstone». Несколько лет спустя NASA для достижения орбиты стало использовать ракеты «Atlas», и в 1963 году Джон Гленн стал первым американцем, вышедшим на орбиту Земли.

Идея создания многоразовой транспортной космической системы (МТКС) была реализована в рамках программы США «Спейс Шаттл» (1971 - 2011 гг.) и российской программы «Энергия - Буран» (1974 - 1993 гг.).

В рамках этого проекта NASA (1981 - 2011 гг.) для запуска людей в космос впервые были использованы твердотопливные ракеты. В отличие от ракет, работающих на жидком топливе, они не могут быть выключены. Сам «Шаттл» имел три жидкостных двигателя с двумя твердотопливными ракетными ускорителями, закрепленными по бокам.
В 1986 году уплотнительное кольцо ракеты-носителя твердого тела отказало и вызвало катастрофический взрыв, на борту корабля «Challenger» погибли семь астронавтов. После этого твердотопливные ракетные ускорители были переработаны.


Свой первый и единственный космический полёт орбитальный космический корабль-космоплан системы «Буран» совершил в беспилотном режиме 15 ноября 1988 года.

Следующим этапом в освоении космоса стало создание Международной космической станции (МКС). В реализации этой программы принимают участие РФ и США. 10 июля 2018 года грузовой корабль «Прогресс МС-09», стартовав с космодрома «Байконур», состыковался с МКС за рекордно короткое время - 3 ч 40 мин. Раньше на доставку с Земли до МКС требовалось 2 суток.

Ракеты использовались для отправки космических аппаратов в Солнечную систему для изучения Луны, Венеры и Марса, а
позже - десятков других космических тел. А благодаря мощным и передовым ракетам космический аппарат «Вояджер-1» смог покинуть нашу Солнечную систему и выйти в межзвездное пространство.


ТЕКСТЫ ДЛЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ



УРОК 2


ТЕКСТ 1. ВЫРЕЗЫ В ФЮЗЕЛЯЖЕ



В фюзеляжах современных самолётов делают большое коли­чество вы­­резов: для кабины экипажа, для передней стойки шасси, для бомбо­от­се­ков, а также многочисленные вырезы в виде различных люков26, необхо­ди­мых для эксплуатации само­лё­та.

В ферменных фюзеляжах вырезы, которые не нарушают целост­ности фер­мы, не требуют силового подкрепления. При нару­шении це­лост­ности силовых элементов фермы необходимо уста­новить допол­ни­тель­ные элементы, которые обеспечивают прочность и жёсткость конс­т­рукции. На­рушение целостности поясов фермы недопустимо.

В балочных фюзеляжах в зависимости от размеров вырезы под­креп­ляют по-разному. Малые вырезы окантовывают для обес­печения необходимой (требуемой) жёсткости конструкции. Большие вырезы (под фонарь лет­чи­ка, отсек опоры самолёта и т.п.) ограничи­вают силовыми шпангоутами и усиленными стрингерами (лон­же­ронами) или бимсами27.

ТЕКСТ 2. СИЛЫ, КОТОРЫЕ ДЕЙСТВУЮТ НА САМОЛЁТ



В процессе эксплуатации на самолёт и его элементы, кроме силы ве­са, действуют также внешние (или поверх­ност­ные) силы. В полёте для са­молёта такими силами являются аэро­динамические28 силы и тяга дви­га­те­­лей, а при движении самолёта по земле на него действует ещё и сила реакции грунта. Для отдельных частей и агрегатов самолёта внешними си­лами яв­ля­ются также силы, которые действуют в узлах креп­ления самолёта.

Внешние силы могут быть распределёнными и сосредото­чен­ными. Распределёнными являются силы, которые действуют на большой пло­щади, как, например, аэродинамические силы. Со­средоточенными назы­ва­ются силы, которые действуют в точке или на очень малой площади, на­пример тяга двигателя, приложенная к его узлам крепления.

В различные моменты полёта самолёта внешние си­лы мо­гут быть раз­личными по величине, направлению и месту их приложения. Они мо­гут ха­рактеризоваться величиной пере­груз­ки29. Перегрузки самолёта (n) обычно рассматривают и определяют в на­прав­лении поточных координатных осей X, Y, Z, то есть различают n
x, ny и nz.

При увеличении внешних сил, которые действуют на самолёт, в его конс­т­рукции могут появиться остаточные деформации и даже произойти раз­ру­шения. Поэтому в полёте для каж­дого самолёта допустимы (возможны) вполне опре­делённые максимальные внеш­ние силы, следо­ва­тельно, и вполне определённые макси­мальные перегрузки. Основную роль с точки зрения прочности самолёта играют перегрузки в на­прав­ле­нии оси Y. В ос­новном именно они могут вызвать разрушение конст­рук­ции самолёта. Величина перегрузки может меняться при выполнении различных манёвров самолёта в полёте, при полёте в неспокойной атмосфере, а также при движении самолёта по аэродрому.

УРОК 3
ТЕКСТ 3. САМОЕ СЛОЖНОЕ КРЫЛО В ИСТОРИИ АВИАЦИИ



Рис. 47. Крыло аэробуса

Крыло аэробуса конструируется так, чтобы оно обеспечивало в зад­ней его части бóльшую подъёмную силу, чем обычное крыло. В резуль­та­те крыло может быть толще, но при этом легче обычного крыла.

Закрылки на задней кромке крыла увеличивают подъёмную силу на малых скоростях. При этом элероны, которые состоят из двух частей, пред­назначаются для малых и больших скоростей. Спойлеры30, воз­душ­ные тормоза и интерцепторы используются для торможения самолёта в по­лёте и для обеспечения захода на посадку на малой скорости (рис.47).


ТЕКСТ 4. КРЫЛО СВЕРХЗВУКОВОГО АВИАЛАЙНЕРА




Рис. 48. Схема обтекания крыла воздушным потоком
Крылья сверхзвуковых авиалайнеров имеют оживальную форму, то есть форму треугольника с закруглёнными краями. В полёте над ними образу­ет­ся спиральный воздушный поток, который называют вихрем передней кром­ки крыла (рис.48). Он сохраняется даже при малых скоростях и увеличивает подъёмную силу.


Когда сверхзвуковой самолёт летит со скоростью М=231, от его носа в про­тивоположном направлении движется сверхзвуковая ударная волна. При этом крылья самолёта находятся внутри конуса невозмущённой среды (непотревоженного воз­духа) позади ударной волны. Этим обеспечивается плавный полёт са­мо­лёта.