Файл: Научный стиль речи (для студентовиностранцев аэрокосмических вузов).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 266

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

«Употребление предлогов В, НА, ПО

КРЫЛО САМОЛЁТА

ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ПРЕДТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Справочный материал

ПРЯМОТОЧНЫЙ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

РАКЕТА Ракета - летательный аппарат, движущийся за счёт реактивной силы, которая возникает при отбрасывании части собственной массы. Ракета - вид ЛА, полёт которого может проходить вне атмосферы. Это позволяет использовать ракету как техническое средство для полёта в космическом пространстве. Ракета, позволяющая вывести в космос искусственный спутник Земли (ИСЗ), космический корабль, орбитальную станцию и другие полезные грузы, называется ракетой-носителем. Рис. 46. Схема ракеты-носителяРакета-носитель имеет многоступенчатую конструкцию, то есть состоит из 2 - 5 ракетных ступеней (рис.46). Ракетная ступень - отделяемая часть составной ракеты, обеспечивающая, благодаря работе своих двигателей, разгон ракеты на определённом этапе траектории полёта. Ракетная ступень представляет собой одноступенчатую ракету, для которой остальная часть составной ракеты (последующие ступени и головная часть) являются полезным грузом.Ракетная ступень состоит в общем случае из ракетных двигателей, несущей силовой конструкции, баков с топливом, системы подачи топлива, системы управления и механизмов для разделения ступеней. После израсходования топлива и прекращения работы двигателей ракетная ступень отделяется от составной ракеты.Для выведения искусственного спутника Земли с поверхности Земли на низкую орбиту необходима характеристическая скорость 9,2 км/с, но фактическая скорость на орбите равна 7,9 км/с. Одноступенчатая ракета практически не способна обеспечить характеристическую скорость, необходимую для космического полёта. Для этой цели используется многоступенчатая или составная ракета.Составная ракета представляет собой в исходном состоянии первую ракетную ступень, которая начинает работать с момента пуска. После израсходования топлива первой ступени ступень отделяется, далее разгон полезного груза продолжает вторая ступень и т.д. Составная ракета позволяет сообщить полезному грузу бо́льшую скорость по сравнению с одноступенчатой ракетой той же стартовой массы при одинаковых запасах топлива и массе полезного груза.Различают конструктивные схемы составных ракет с поперечным делением, с продольным делением и комбинированную схему.В конструкции ракеты с поперечным делением ракетные блоки ступеней расположены последовательно по высоте ракеты и также последовательно начинают работать.Конструктивная схема с продольным делением (пакетная схема) позволяет работать одновременно блокам различных ступеней.Комбинированная схема сочетает особенности первых двух систем.Конструкция ракеты существенным образом зависит от её назначения и типа используемых ракетных двигателей. Для современных ракет-носителей (РН) основным видом двигателя является ЖРД с насосной подачей топлива23. Обычно применяется турбонасосный агрегат с дожиганием генераторного газа. В некоторых случаях на последней ступени РН целесообразно применение ЖРД с вытеснительной подачей24. На последней ступени РН (при выводе межпланетных космических аппаратов) обычно устанавливается ЖРД с многократным запуском. На первой ракетной ступени кроме ЖРД в качестве основных двигателей применяются и РДТТ.Возможность многократного включения двигателей последних ступеней РН позволяет осуществлять манёвры для изменения высоты и наклонения орбиты, а также старта полезного груза с орбиты искусственного спутника.Необходимость повышения скорости ракеты требует создания предельно лёгкой конструкции. Это требование противоречит требованию необходимой жёсткости и прочности конструкции, так как на эту конструкцию действуют внешние нагрузки и аэродинамический нагрев.Основные силовые элементы конструкции ракет изготавливаются в виде тонкостенных оболочек из высокопрочных лёгких сплавов или композиционных материалов.В ракетном блоке с ЖРД большую часть объёма занимает топливный отсек с жидким ракетным топливом, состоящий из баков с окислителем и горючим. Для РН в качестве окислителя используются жидкий кислород и высококипящие окислители, а в качестве горючего - несимметричный диметилгидразин (H2N - N(СНз)2), керосин и другие углеводороды или соединения, содержащие водород. Использование в качестве горючего для РН жидкого водорода эффективно, но при этом из-за малого значения плотности жидкого водорода существенно увеличивается объём топливного отсека.Наиболее распространённой и экономичной по массе является силовая схема топливного отсека с несущими баками. Стенки таких баков одновременно выполняют функцию оболочки корпуса ракеты. Существует также схема топливного отсека с подвесными баками. Они устанавливаются внутри топливного отсека и не участвуют в восприятии внешних нагрузок, действующих на РН или КА. Подвесные баки крепятся к несущему корпусу силовыми узлами.Все РН характеризуются сравнительно малой массой конструкции и большими запасами топлива (масса топлива составляет 85 - 90% от стартовой массы ракеты). Стартовая масса РН составляет от 10 до 3000 тонн. Продолжительность активного участка (участка полёта, на котором работают РД) некоторых РН свыше 17 минут. Полёт проходит в большом диапазоне высот.ПОСЛЕТЕКТОВЫЕ ЗАДАНИЯЗадание 20. Образуйте причастия от следующих глаголов. глагол → активное причастие прошедшего времени: отделиться, позволить, обеспечить, использовать, применяться, проходить; глагол → активное причастие настоящего времени: двигаться (г/ж), возникать, отделяться, позволять, обеспечивать, последовать, использовать, требовать, состоять, характеризоваться, составлять, проходить; глагол → пассивное причастие прошедшего времени: отделиться, использовать, расположить, установить (в/вл), изготовить (в/вл); выполнить; глагол → пассивное причастие настоящего времени: отбрасывать, отделять, называть, использовать, сообщать, применять, требовать, изготавливать, выполнять. Задание 21. Выберите необходимую форму причастия и употребите причастие в нужной форме (род, число, падеж).А. 1. Под РН понимают многоступенчатую ракету, ... (служащий - служивший) для выведения в космос полезного груза. 2. В настоящее время для РН характерно применение только химических ракетных двигателей, ... (работающий - работавший) на жидком и твёрдом топливе. 3. У ракет, ... (изготовивший - изготовленный) по данной схеме, ступени в полёте отделяются последовательно. 4. Конструктивная схема РН - совокупность агрегатов, систем, отсеков, ступеней, ... (определяющий - определяемый - определённый - определивший) технические возможности ракеты. 5. В составных ракетах обычно каждая ступень содержит ... (рассматривающий - рассматриваемый - рассмотренный) выше части, а также систему разделения ступеней. 6. Одним из наиболее важных показателей эффективности любого РД является удельная тяга, ... (называющий - называемый) также удельным импульсом.Б. 1. В насосных системах компоненты топлива нагнетаются в камеру сгорания из баков с помощью насосов, ... (приводящий - приводимый) во вращение газовой турбиной. 2. Для работы турбины необходимо рабочее тело - нагретый газ, ... (находящийся - находившийся) под высоким давлением. 3. Окислителем второй группы топлива служит жидкий кислород, ... (кипящий - кипевший) при температуре -183°С. 4. Приземным космическим пространством называют зону, ... (окружающий - окружённый) Землю в пределах высот 100 - 160 км, где могут летать только специальные ЛА. 5. Операции наведения выполняются с помощью специальных оптических приборов, ... (установивший - установленный) на борту ракеты, пусковой системе и на Земле.Задание 22. Употребите полное или краткое причастие или прилагательное в нужной грамматической форме (род, число; для полных причастий и прилагательных - падеж).А. 1. Ракета, ... как техническое средство для полёта в космическое пространство, позволяет вывести в космос орбитальную станцию.а) используемыйб) используем2. ... часть составной ракеты называется ракетной ступенью.а) отделяемый б) отделяем3. Ракета, ... ракетой-носителем, позволяет вывести в космос ИСЗ.а) называемый б) называем4. Ракетная ступень обеспечивает разгон ракеты на ... этапе траекторииполёта.а) определённый б) определён5. Для выведения ИСЗ с поверхности Земли на орбиту ... характеристическая скорость 9,2 км/с.а) необходимый б) необходим6. В конструкции с поперечным делением ракетные блоки ступеней ... последовательно по высоте ракеты.а) расположенныйб) расположен7. В некоторых случаях на последней ступени РН ... применение ЖРД с вытеснительной подачей.а) целесообразный б) целесообразен8. Это требование противоречит требованию ... жёсткости и прочности конструкции.а) необходимый б) необходим9. Использование в качестве горючего для РН жидкого водорода ....а) эффективныйб) эффективен10. Баки ... с ЖРД магистральными трубопроводами.а) связанный б) связанБ. 1. В ЖРД могут быть ... различные топлива, а) использованный б) использован2. В насосных системах компоненты топлива нагнетаются в камеру сгорания из баков с помощью насосов, ... во вращение газовой турбиной.а) приводимый б) приводим3. Для работы турбины ... рабочее тело - ... газ, находящийся под высокимдавлением. а) необходимый а) нагретый б) необходим б) нагрет 4. По длине корпус ракеты ... на отсеки, названия которых определяютсяэлементами ракеты, ... в них: приборный, топливный, двигательный. а) разделённый а) расположенный б) разделён б) расположен 5. Хвостовой отсек ... для размещения двигательной установки и части приборов системы управления.а) предназначенный б) предназначен6. Ракеты-носители запускают вертикально. Это вызвано причинами, ... восновном с боковыми нагрузками, действующими на конструкцию корпуса.а) связанныйб) связан7. Считается, что подобная схема … .а) неэкономичныйб) неэкономичен8. Первостепенное значение для определения энергетических возможностей РН имеют тяга (… в кгс или тс)25 и скорость истечения газов из сопладвигателя.а) измеряемыйб) измеряем9. Азотная кислота (HNO3) химически ... .а) активныйб) активенЗадание 23. Трансформируйте причастные обороты в придаточные предложения со словом который.1. Баки обычно занимают около 3/5 длины ракеты, а компоненты топлива, помещённые в них, составляют около 90% общей массы ракеты. 2. В составных ракетах обычно каждая ступень содержит части, рассмотренные выше, а также систему разделения ступеней. 3. Названия отсеков определяются элементами ракеты, размещёнными в них: приборный, топливный, двигательный. 4. Ракета, используемая как техническое средство для полёта в космическое пространство, позволяет вывести в космос орбитальную станцию.Задание 24. Найдите в тексте придаточные предложения со словом который. Трансформируйте эти предложения в причастные обороты в тех случаях, когда это возможно. Постарайтесь определить условия, при которых такая трансформация невозможна.Задание 25. Вспомните, как употребляются предлоги в, на, из, с и падежные формы при ответах на вопросы где? куда? откуда? Вставьте вместо точек нужный предлог и существительное в нужной форме.1. Ракета используется для полёта ... (космическое пространство). 2. Ракета-носитель позволяет вывести КА ... (космическое пространство). 3. Для выведения ИСЗ ... (поверхность Земли)... (низкая орбита) необходима характеристическая скорость

ТЕКСТЫ ДЛЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

ТЕКСТ 1. ВЫРЕЗЫ В ФЮЗЕЛЯЖЕ

ТЕКСТ 2. СИЛЫ, КОТОРЫЕ ДЕЙСТВУЮТ НА САМОЛЁТ

ТЕКСТ 4. КРЫЛО СВЕРХЗВУКОВОГО АВИАЛАЙНЕРА

ТЕКСТ 5. ОБРАЗОВАНИЕ ПОДЪЁМНОЙ СИЛЫ

ТЕКСТ 6. По-2 МОДИФИКАЦИИ М.А. КУЗАКОВА

ТЕКСТ 7. АЭРОДИНАМИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО34

Рис. 55. Посадка

ТЕКСТ 13. «МИРАЖИ»

ТЕКСТ 14. Су-27

ТЕКСТ 16. Су-37 «БЕРКУТ»

ТЕКСТ 17. ВЕРТОЛЁТЫ

ТЕКСТ 19. ОПЕРЕНИЕ

ТЕКСТ 20. АЭРОУПРУГОСТЬ

ТЕКСТ 21. КОНСТРУКЦИЯ ЭЛЕРОНОВ

ТЕКСТ 22. ДВИЖЕНИЕ САМОЛЕТА ОТНОСИТЕЛЬНО

ПРОДОЛЬНОЙ ОСИ

ТЕКСТ 23. МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ F-16

ТЕКСТ 24. ТАКТИЧЕСКИЙ БОМБАРДИРОВЩИК

F-117 «НАЙТХОУК»

ТЕКСТ 25. САМОЛЁТ «БЕЛУГА»

ТЕКСТ 26. «ЕВРОФАЙТЕР» - EF 2000

ТЕКСТ 29. КОНСТРУКЦИЯ КРЕПЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ

ТЕКСТ 30. КОНСТРУКЦИЯ ВОЗДУХОЗАБОРНИКА

ТЕКСТ 31. КОНСТРУКЦИИ ВЫХЛОПНЫХ УСТРОЙСТВ

ТЕКСТ 33. ГИБРИДНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

ТЕКСТ 35. НОВЫЙ ТОПЛИВНЫЙ БАК ДЛЯ «ШАТТЛА» ГОТОВ

ТЕКСТ 36. ПРИЧИНЫ АВАРИИ НОСИТЕЛЯ Н-2

ТЕКСТ 39. «ВОСТОК-1»

ТЕКСТ 40. «СПЕЙС ШАТТЛ-1»


Задание 25. Составьте предложения, используйте конструкции задания 15.

1. Аэродром

взлёт, посадка, размещение и обслуживание самолётов

2. Крыло

создание подъёмной силы

3. Пилотажно-навигационные приборы

получение информации о параметрах движения ЛА



4. Хвостовое оперение

стабилизация самолёта


5. Тормозной парашют

сокращение пробега самолёта при посадке


6. Истребитель

уничтожение других самолётов и различных наземных целей

7. Фюзеляж совместно с крылом

создание подъёмной силы


8. Крыло


размещение силовой установки, топливных баков, шасси и различного оборудования.


Задание 26. Некоторые конструкции, которые указывают на назначение предмета, могут приобретать вид:


S ИСПОЛЬЗУЕТСЯ

S ПРИМЕНЯЕТСЯ

КАК ЧТО? (и.п.)

В КАЧЕСТВЕ ЧЕГО? (р.п.)

ГДЕ? (пр.п.)
ПРИ КАКИХ УСЛОВИЯХ?

КАК?


Выделите эти конструкции в предложениях.

1. Ил-103 используется в качестве пассажирского, лёгкого транс­портного и учебного самолёта. 2. «Мрия» применяется как самолёт-носитель авиационно-космических систем. 3. В современной авиации чаще других используется трёхопорная схема шасси с носовой опорой. 4. Прибор используется при ночных полётах. 5. Этот двигатель применяется в комбинации с другими двигателями.

Задание 27. Замените пассивные двучленные конструкции активными.

Образец: При создании самолёта применяется новая технология. - При создании самолёта применяют новую технологию.

1. Такие самолёты применяются для борьбы с по­­жарами. 2. Всё это оборудование используется для того, чтобы обес­­пе­чить безопасный полёт. 3. Для этой работы исполь­зуется одна техническая система, один пульт управления. 4. Ла­бора­то­рия используется для испытаний отсеков плане­ра. 5. «Мол­­ния-1» применяется для индивидуального пользования, ту­ризма, перевозки грузов и почты. 6. Этот двухдвигательный самолёт применяется для перевозки до 30 тонн груза
4.

Задание 28. Употребите слова, которые стоят в скобках, в нужном падеже. Используйте предло­ги в, на, по.


Т а б л и ц а д л я п о в т о р е н и я м а т е р и а л а.

«Употребление предлогов В, НА, ПО


при ответах на вопросы ГДЕ? КУДА? ОТКУДА?»

КАТЕГОРИЯ

НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

ОДУШЕВЛЕННЫЕ

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

ВОПРОС

ГДЕ?

КУДА?

ОТКУДА?

ГДЕ?

КУДА?

ОТКУДА?

СТАТИКА

(БЫТЬ,

ЖИТЬ)

В/НА+N6
в кабине

на орбите


--


--

У+N2
у пилота


--


--

ДИНА-

МИКА

(ЕХАТЬ,

ИДТИ,

ДВИ-

ГАТЬСЯ)

ПО+N3
по кабине

по орбите

В/НА+N4
в кабину

на орбиту

ИЗ/С+N2
из кабины

с орбиты


--

К+N3
к пилоту

ОТ+N2
от пилота


1. Самолёт - ЛА, который предназначается для полёта ... (атмосфера). 2. ... (носовая часть) размещаются герметическая кабина лётчика, блоки авиационного и радиоэлектронного оборудования. 3. Самолёт приземляется и бежит ... (земля) 4. ... (кабина) находятся органы управ­ле­ния самолётом и двигателем, пилотажно-навигационные при­боры, различное оборудование. 5. ... (средняя часть фюзеляжа) располагаются топливные ба­ки, пассажирские салоны или грузовые кабины. 6. ... (крыло) устанавливаются рули крена (элероны) и эле­мен­­ты механизации. 7. С помощью шасси самолёт движется ... (аэродром).

Задание 29. Составьте предложения, используйте конструкции задания 16.

I. S находится где? - где? находится S

1. Под; фюзеляж; подвесной топливный бак. 2. Оборудование; в; носовой отсек. 3. Внутри; фюзеляжи транспортных самолётов; отсе­ки; для; пассажиры и грузы. 4. Топливные баки; в; фюзеляж и цент­раль­ная часть крыла.

II. S располагается где?/как? - где?/как? располагается S

1. В; кабина лётчика; катапультное кресло, различные пульты управления и другое оборудование. 2. Внутри; планер; всё оборудование. 3. Че­ты­ре турбовинтовых двигателя; под; крыло. 4. Вертикальное опере­ние; по; продольная ось самолёта. 5. При; взлёт и посадка; крыло; под; прямой угол к корпусу.

III. S размещается где?/как? - где?/как? размещается S


1. Внутри; фюзеляж; силовая установка, кабина экипажа и много­­численные приборы и оборудование. 2. Топливо; в; баки; под крылья;
а также; внутри; фюзеляж. 3. Каждый двигатель; на; середина полукрыла. 4. В; хвостовая часть фюзеляжа; дополнительный киль.

IV.S устанавливается где?/как? - где?/как? устанавливается S

1. На; самолёт; два двигателя RB-199. 2. Двигатели; с; наклон 15%. 3. Для; уменьшение потерь энергии; в; двигатель; специальные элемен­ты. 4. При; необходимость; в; двигатель; два блока по 4 и 6 цилиндров.

V. S крепится к чему? - к чему? крепится S

1. Двигатель; носовая часть фюзеляжа. 2. Фюзеляж; крыло, опере­ние и опоры самолёта. 3. Крыло; основные опоры самолёта и двигате­ли.

Задание 30. Составьте предложения, используйте конструкции задания 18.

1. Оперение

киль, руль поворота, управляемый стабилизатор

2. Крыло самолёта

2 консоли

3. Шасси

2 основные опоры и передняя опора

4. Планер самолёта

крыло, фюзеляж, оперение

5. Крыло такой формы

2 треугольника

6. Вооружение истреби-­

телей

2 ракеты класса «воздух-воздух»

7. Эти детали

единый блок

Задание 31. Прочитайте текст «Общая характеристика самолёта» ещё раз. Закончите предложения и запишите их.
1. Самолёт - ЛА ...
2. Основными частями самолёта являются ...

3. Фюзеляж представляет собой ...

4. Фюзеляж состоит из ...

5. Гермети­чес­кая кабина экипажа, блоки авиационного и радиоэлек­т­рон­ного оборудования размещаются ...

6. Органы управ­ле­ния самолётом и двигателем, пилотажно-навигационные при­боры, различное оборудование находятся ...
7. Топливные ба­ки, пассажирские салоны или грузовые кабины находятся ...

8. Вер­тикальное оперение и горизонтальное оперение крепятся ...

9. Крыло состоит из ...

10. Форма консолей может быть различной: ...

11. На крыле устанавливаются ...

12. Оперение включает в себя ...

13. Горизонтальное оперение состоит из ...

14. Вертикальное оперение состоит из ...

15. Основными элементами шасси являются ...

16. У трёхопорного шасси две глав­ные опоры располагаются ...

17. Шасси могут быть ...

18. Силовая установка включает в себя...

Задание 32
. Ответьте на вопросы.

1. Что такое самолёт? 2. Для чего используются самолёты? 3. Какие части самолёта являются основными? 4. Каково назначение фюзеляжа? 5. Что представляет собой фюзеляж? 6. На какие части делится фюзеляж и для чего они используются? 7. Какова основная функция крыла? 8. Из каких частей состоит крыло? 9. Что такое центроплан? 10. Какие элементы устанавливаются на крыле? 11. Что такое элероны? 12. Что такое хвостовое оперение (для чего служит и из чего состоит)? 13. Какова основная функция шасси? 14. Какая схема шасси является наиболее употребительной? 15. Что такое силовая установка и для чего она служит?

Задание 33. Разделите текст на части. Составьте план.

Задание 34. Расскажите о конструкции самолёта (используйте ваш план и рис. 1).

УРОК 2

ФЮЗЕЛЯЖ САМОЛЁТА
ПРЕДТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Задание 1. Прочитайте слова и словосочетания. Значения незнакомых слов определите по словарю.

Разме́р, объём, сече́ние, окру́жность, диа́метр, расстоя́ние, вол­ново́е сопротивле́ние, лобово́е сопротивле́ние, тип констру́кции, ба́лка, силово́й элеме́нт констру́кции, обши́вка, агрега́т, свя́зывать - связа́ть (с+тв.п.).

Задание 2. Посмотрите внимательно на рис. 5, 6, 7 (изображения фе́рменного фюзе­ля́­­жа, ба́лочного фюзеля́жа, карка́са фюзеля́жа). Как вы ду­мае­те, какой тип фюзеляжа используется в современной авиации - фе́рмен­ный или ба́лочный?


Рис. 5. Фе́рменная констру́кция фюзеля́жа



Рис. 6. Фюзеля́ж ба́лочно-лонжеро́нной констру́кции: 1 - лонжеро́н,
2 - типово́й шпанго́ут, 3 - стри́нгер, 4 - уси́ленный шпанго́ут



Рис. 7. Карка́с фюзеля́жа
Задание 3. Прочитайте слова и словосочетания, постарайтесь опре­делить значения слов по их компонентам.

Разнообра́зный, боева́я нагру́зка, пересече́ние (двух окру́жностей), сверх­звуково́й самолёт, дозвуково́й самолёт, зату́пленный, заострённый, да́льний (самолёт), усто́йчивость.

Задание 4. Объясните или постарайтесь понять, какая связь су­щест­вует между словами, близки эти слова по своему значению или нет.

а) разме́р - объём - расстоя́ние;

б) круг - окру́жность - ова́л - э́ллипс.