Файл: Научный стиль речи (для студентовиностранцев аэрокосмических вузов).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 258

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

«Употребление предлогов В, НА, ПО

КРЫЛО САМОЛЁТА

ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ПРЕДТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Справочный материал

ПРЯМОТОЧНЫЙ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

РАКЕТА Ракета - летательный аппарат, движущийся за счёт реактивной силы, которая возникает при отбрасывании части собственной массы. Ракета - вид ЛА, полёт которого может проходить вне атмосферы. Это позволяет использовать ракету как техническое средство для полёта в космическом пространстве. Ракета, позволяющая вывести в космос искусственный спутник Земли (ИСЗ), космический корабль, орбитальную станцию и другие полезные грузы, называется ракетой-носителем. Рис. 46. Схема ракеты-носителяРакета-носитель имеет многоступенчатую конструкцию, то есть состоит из 2 - 5 ракетных ступеней (рис.46). Ракетная ступень - отделяемая часть составной ракеты, обеспечивающая, благодаря работе своих двигателей, разгон ракеты на определённом этапе траектории полёта. Ракетная ступень представляет собой одноступенчатую ракету, для которой остальная часть составной ракеты (последующие ступени и головная часть) являются полезным грузом.Ракетная ступень состоит в общем случае из ракетных двигателей, несущей силовой конструкции, баков с топливом, системы подачи топлива, системы управления и механизмов для разделения ступеней. После израсходования топлива и прекращения работы двигателей ракетная ступень отделяется от составной ракеты.Для выведения искусственного спутника Земли с поверхности Земли на низкую орбиту необходима характеристическая скорость 9,2 км/с, но фактическая скорость на орбите равна 7,9 км/с. Одноступенчатая ракета практически не способна обеспечить характеристическую скорость, необходимую для космического полёта. Для этой цели используется многоступенчатая или составная ракета.Составная ракета представляет собой в исходном состоянии первую ракетную ступень, которая начинает работать с момента пуска. После израсходования топлива первой ступени ступень отделяется, далее разгон полезного груза продолжает вторая ступень и т.д. Составная ракета позволяет сообщить полезному грузу бо́льшую скорость по сравнению с одноступенчатой ракетой той же стартовой массы при одинаковых запасах топлива и массе полезного груза.Различают конструктивные схемы составных ракет с поперечным делением, с продольным делением и комбинированную схему.В конструкции ракеты с поперечным делением ракетные блоки ступеней расположены последовательно по высоте ракеты и также последовательно начинают работать.Конструктивная схема с продольным делением (пакетная схема) позволяет работать одновременно блокам различных ступеней.Комбинированная схема сочетает особенности первых двух систем.Конструкция ракеты существенным образом зависит от её назначения и типа используемых ракетных двигателей. Для современных ракет-носителей (РН) основным видом двигателя является ЖРД с насосной подачей топлива23. Обычно применяется турбонасосный агрегат с дожиганием генераторного газа. В некоторых случаях на последней ступени РН целесообразно применение ЖРД с вытеснительной подачей24. На последней ступени РН (при выводе межпланетных космических аппаратов) обычно устанавливается ЖРД с многократным запуском. На первой ракетной ступени кроме ЖРД в качестве основных двигателей применяются и РДТТ.Возможность многократного включения двигателей последних ступеней РН позволяет осуществлять манёвры для изменения высоты и наклонения орбиты, а также старта полезного груза с орбиты искусственного спутника.Необходимость повышения скорости ракеты требует создания предельно лёгкой конструкции. Это требование противоречит требованию необходимой жёсткости и прочности конструкции, так как на эту конструкцию действуют внешние нагрузки и аэродинамический нагрев.Основные силовые элементы конструкции ракет изготавливаются в виде тонкостенных оболочек из высокопрочных лёгких сплавов или композиционных материалов.В ракетном блоке с ЖРД большую часть объёма занимает топливный отсек с жидким ракетным топливом, состоящий из баков с окислителем и горючим. Для РН в качестве окислителя используются жидкий кислород и высококипящие окислители, а в качестве горючего - несимметричный диметилгидразин (H2N - N(СНз)2), керосин и другие углеводороды или соединения, содержащие водород. Использование в качестве горючего для РН жидкого водорода эффективно, но при этом из-за малого значения плотности жидкого водорода существенно увеличивается объём топливного отсека.Наиболее распространённой и экономичной по массе является силовая схема топливного отсека с несущими баками. Стенки таких баков одновременно выполняют функцию оболочки корпуса ракеты. Существует также схема топливного отсека с подвесными баками. Они устанавливаются внутри топливного отсека и не участвуют в восприятии внешних нагрузок, действующих на РН или КА. Подвесные баки крепятся к несущему корпусу силовыми узлами.Все РН характеризуются сравнительно малой массой конструкции и большими запасами топлива (масса топлива составляет 85 - 90% от стартовой массы ракеты). Стартовая масса РН составляет от 10 до 3000 тонн. Продолжительность активного участка (участка полёта, на котором работают РД) некоторых РН свыше 17 минут. Полёт проходит в большом диапазоне высот.ПОСЛЕТЕКТОВЫЕ ЗАДАНИЯЗадание 20. Образуйте причастия от следующих глаголов. глагол → активное причастие прошедшего времени: отделиться, позволить, обеспечить, использовать, применяться, проходить; глагол → активное причастие настоящего времени: двигаться (г/ж), возникать, отделяться, позволять, обеспечивать, последовать, использовать, требовать, состоять, характеризоваться, составлять, проходить; глагол → пассивное причастие прошедшего времени: отделиться, использовать, расположить, установить (в/вл), изготовить (в/вл); выполнить; глагол → пассивное причастие настоящего времени: отбрасывать, отделять, называть, использовать, сообщать, применять, требовать, изготавливать, выполнять. Задание 21. Выберите необходимую форму причастия и употребите причастие в нужной форме (род, число, падеж).А. 1. Под РН понимают многоступенчатую ракету, ... (служащий - служивший) для выведения в космос полезного груза. 2. В настоящее время для РН характерно применение только химических ракетных двигателей, ... (работающий - работавший) на жидком и твёрдом топливе. 3. У ракет, ... (изготовивший - изготовленный) по данной схеме, ступени в полёте отделяются последовательно. 4. Конструктивная схема РН - совокупность агрегатов, систем, отсеков, ступеней, ... (определяющий - определяемый - определённый - определивший) технические возможности ракеты. 5. В составных ракетах обычно каждая ступень содержит ... (рассматривающий - рассматриваемый - рассмотренный) выше части, а также систему разделения ступеней. 6. Одним из наиболее важных показателей эффективности любого РД является удельная тяга, ... (называющий - называемый) также удельным импульсом.Б. 1. В насосных системах компоненты топлива нагнетаются в камеру сгорания из баков с помощью насосов, ... (приводящий - приводимый) во вращение газовой турбиной. 2. Для работы турбины необходимо рабочее тело - нагретый газ, ... (находящийся - находившийся) под высоким давлением. 3. Окислителем второй группы топлива служит жидкий кислород, ... (кипящий - кипевший) при температуре -183°С. 4. Приземным космическим пространством называют зону, ... (окружающий - окружённый) Землю в пределах высот 100 - 160 км, где могут летать только специальные ЛА. 5. Операции наведения выполняются с помощью специальных оптических приборов, ... (установивший - установленный) на борту ракеты, пусковой системе и на Земле.Задание 22. Употребите полное или краткое причастие или прилагательное в нужной грамматической форме (род, число; для полных причастий и прилагательных - падеж).А. 1. Ракета, ... как техническое средство для полёта в космическое пространство, позволяет вывести в космос орбитальную станцию.а) используемыйб) используем2. ... часть составной ракеты называется ракетной ступенью.а) отделяемый б) отделяем3. Ракета, ... ракетой-носителем, позволяет вывести в космос ИСЗ.а) называемый б) называем4. Ракетная ступень обеспечивает разгон ракеты на ... этапе траекторииполёта.а) определённый б) определён5. Для выведения ИСЗ с поверхности Земли на орбиту ... характеристическая скорость 9,2 км/с.а) необходимый б) необходим6. В конструкции с поперечным делением ракетные блоки ступеней ... последовательно по высоте ракеты.а) расположенныйб) расположен7. В некоторых случаях на последней ступени РН ... применение ЖРД с вытеснительной подачей.а) целесообразный б) целесообразен8. Это требование противоречит требованию ... жёсткости и прочности конструкции.а) необходимый б) необходим9. Использование в качестве горючего для РН жидкого водорода ....а) эффективныйб) эффективен10. Баки ... с ЖРД магистральными трубопроводами.а) связанный б) связанБ. 1. В ЖРД могут быть ... различные топлива, а) использованный б) использован2. В насосных системах компоненты топлива нагнетаются в камеру сгорания из баков с помощью насосов, ... во вращение газовой турбиной.а) приводимый б) приводим3. Для работы турбины ... рабочее тело - ... газ, находящийся под высокимдавлением. а) необходимый а) нагретый б) необходим б) нагрет 4. По длине корпус ракеты ... на отсеки, названия которых определяютсяэлементами ракеты, ... в них: приборный, топливный, двигательный. а) разделённый а) расположенный б) разделён б) расположен 5. Хвостовой отсек ... для размещения двигательной установки и части приборов системы управления.а) предназначенный б) предназначен6. Ракеты-носители запускают вертикально. Это вызвано причинами, ... восновном с боковыми нагрузками, действующими на конструкцию корпуса.а) связанныйб) связан7. Считается, что подобная схема … .а) неэкономичныйб) неэкономичен8. Первостепенное значение для определения энергетических возможностей РН имеют тяга (… в кгс или тс)25 и скорость истечения газов из сопладвигателя.а) измеряемыйб) измеряем9. Азотная кислота (HNO3) химически ... .а) активныйб) активенЗадание 23. Трансформируйте причастные обороты в придаточные предложения со словом который.1. Баки обычно занимают около 3/5 длины ракеты, а компоненты топлива, помещённые в них, составляют около 90% общей массы ракеты. 2. В составных ракетах обычно каждая ступень содержит части, рассмотренные выше, а также систему разделения ступеней. 3. Названия отсеков определяются элементами ракеты, размещёнными в них: приборный, топливный, двигательный. 4. Ракета, используемая как техническое средство для полёта в космическое пространство, позволяет вывести в космос орбитальную станцию.Задание 24. Найдите в тексте придаточные предложения со словом который. Трансформируйте эти предложения в причастные обороты в тех случаях, когда это возможно. Постарайтесь определить условия, при которых такая трансформация невозможна.Задание 25. Вспомните, как употребляются предлоги в, на, из, с и падежные формы при ответах на вопросы где? куда? откуда? Вставьте вместо точек нужный предлог и существительное в нужной форме.1. Ракета используется для полёта ... (космическое пространство). 2. Ракета-носитель позволяет вывести КА ... (космическое пространство). 3. Для выведения ИСЗ ... (поверхность Земли)... (низкая орбита) необходима характеристическая скорость

ТЕКСТЫ ДЛЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

ТЕКСТ 1. ВЫРЕЗЫ В ФЮЗЕЛЯЖЕ

ТЕКСТ 2. СИЛЫ, КОТОРЫЕ ДЕЙСТВУЮТ НА САМОЛЁТ

ТЕКСТ 4. КРЫЛО СВЕРХЗВУКОВОГО АВИАЛАЙНЕРА

ТЕКСТ 5. ОБРАЗОВАНИЕ ПОДЪЁМНОЙ СИЛЫ

ТЕКСТ 6. По-2 МОДИФИКАЦИИ М.А. КУЗАКОВА

ТЕКСТ 7. АЭРОДИНАМИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО34

Рис. 55. Посадка

ТЕКСТ 13. «МИРАЖИ»

ТЕКСТ 14. Су-27

ТЕКСТ 16. Су-37 «БЕРКУТ»

ТЕКСТ 17. ВЕРТОЛЁТЫ

ТЕКСТ 19. ОПЕРЕНИЕ

ТЕКСТ 20. АЭРОУПРУГОСТЬ

ТЕКСТ 21. КОНСТРУКЦИЯ ЭЛЕРОНОВ

ТЕКСТ 22. ДВИЖЕНИЕ САМОЛЕТА ОТНОСИТЕЛЬНО

ПРОДОЛЬНОЙ ОСИ

ТЕКСТ 23. МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ F-16

ТЕКСТ 24. ТАКТИЧЕСКИЙ БОМБАРДИРОВЩИК

F-117 «НАЙТХОУК»

ТЕКСТ 25. САМОЛЁТ «БЕЛУГА»

ТЕКСТ 26. «ЕВРОФАЙТЕР» - EF 2000

ТЕКСТ 29. КОНСТРУКЦИЯ КРЕПЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ

ТЕКСТ 30. КОНСТРУКЦИЯ ВОЗДУХОЗАБОРНИКА

ТЕКСТ 31. КОНСТРУКЦИИ ВЫХЛОПНЫХ УСТРОЙСТВ

ТЕКСТ 33. ГИБРИДНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

ТЕКСТ 35. НОВЫЙ ТОПЛИВНЫЙ БАК ДЛЯ «ШАТТЛА» ГОТОВ

ТЕКСТ 36. ПРИЧИНЫ АВАРИИ НОСИТЕЛЯ Н-2

ТЕКСТ 39. «ВОСТОК-1»

ТЕКСТ 40. «СПЕЙС ШАТТЛ-1»

ТЕКСТ 24. ТАКТИЧЕСКИЙ БОМБАРДИРОВЩИК

F-117 «НАЙТХОУК»




Рис. 64. Тактический бомбардировщик F-117 «Найтхоук»
Тактический бомбардировщик F-117 «Найтхоук» - первый в мире серийный самолёт, в конструкции которого реали­зо­ва­ны элементы техники «Стелс» - комплекса мероприятий, существенно сни­жающих радиолокационную, акустическую и визуальную заметность летательного аппарата (рис. 64).

Особенности конструкции. Малозаметный самолёт выполнен по схе­ме, близкой к «ле­тающему крылу». Стреловидность крыла по передней кром­ке 67,5°. По­верхность планера имеет так называемую фасеточную (гранёную) фор­му90, образованную комбинацией отдельных плоскостей, отражающих радиолокационное облучение лишь в отдельных узких сек­то­рах. Планер выполнен в основном из алюминиевых сплавов, от­дель­ные его участки имеют радиопоглощающее покрытие. Воздухозаборники закрыты решёт­ка­ми, экранирующими компрессоры91 двигателей от радио­ло­кационного92 излучения. Остекление кабины и оптических датчиков име­ет золочение93, пре­пятствующее проникновению внутрь самолёта элек­тро­маг­нитного из­лучения.

Самолёты F/А-117А и F-117В предполагается выполнить по нормаль­ной аэродинамической схеме с цельноповоротным горизонтальным опе­ре­нием и V-образным вертикальным оперением. Крыло, снабжённое от­клоняемым носком почти по всему размаху, должно быть складываю­щим­ся.


ТЕКСТ 25. САМОЛЁТ «БЕЛУГА»



«Белуга» – самолёт, не похожий ни на один из своих предшест­вен­ников94 (рис. 65).

Расчётная продолжительность эксплуатации «Белуги» - 30 лет при ус­ловии, что она будет совершать 1200 полетов в год продолжитель­но­с­тью 1,75 часа при максимальной взлётной массе 153 т.

Объём грузовой кабины позволяет перевозить грузы длиной до 40 м, диаметром 7,4 м, массой до 45 т. Максимальная скорость самолёта - 780 км/ч, что значительно превышает аналогичный показатель самолёта «Супер Гуппи» (450 км/ч).

На самолёте отказались от фюзеляжа «на застежках». Грузовую дверь сделали двухстворчатой95 и на одном уровне с полом. Кабину пило­тов и всю носовую часть пришлось несколько опустить вниз, чтобы не ме­шать погрузке и выгрузке. Полуавтоматическая система позволяет про­вес­ти все операции с крупногабаритными грузами всего за 45 минут.


Изменилось и хвостовое оперение: оно стало выше, а на стабили­за­торе появились дополнительные шайбы96 для улучшения путевой устой­чи­вости - самолёт стал трёхкилевым.

Крыло на «Белуге» оснащено трёхсекционными предкрылками и трёх­щелевыми закрылками и является аэродинамически «чистым».

Шасси - трёхопорное, стандартное. Носовая и основные стойки имеют парные колёса. Ширина колеи97 - 9,6 м.

Топливные баки размещены, как обычно, в крыле, а также в гори­зон­тальном оперении. Ёмкость баков в стабилизаторе - 6150 л, а общая ём­кость - 75 470 л. Контроль за расходом топлива осуществляется борто­вым компьютером. Полная заправка производится за 45 минут.




Рис. 65. «Белуга» Рис. 66. «Еврофайтер» - EF 2000

ТЕКСТ 26. «ЕВРОФАЙТЕР» - EF 2000



По утверждению представителей фирмы, EF 2000 (рис. 66) по аэродина­ми­чес­ким характеристикам, надёжности и эксплуатационной технологич­нос­ти превосходит американские F-15 и F-16.

Время набора высоты на скорости М=1,5 до высоты 10000 м меньше чем 2,5 минуты. Разгон на малых высотах от V=370 км/ч до М=1 занимает 30 се­кунд.

Для обеспечения хорошей манёвренности пришлось пожертвовать другими характеристиками машины: её аэроди­на­ми­­ка не сбалансирована, самолёт статически неустойчив. Обращает на се­бя внимание сравнительно большая площадь крыла: размах 11,1 м, удлинение 1:2,2 и площадь около 50 м2 - и, соответственно, малая удельная нагрузка. Стреловидность по передней кромке - 53°.

Крыльевая механизация включает по одной секции элеронов (внеш­ние поверхности) и зависающих элевонов (внутренние поверхности), а также по две секции отклоняемых носков на каждой консоли. Обшивка кры­ла изготовлена из углепластика.

Фюзеляж - типа полумонокок98. Накладная броня кабины частично за­щи­щает лётчика от поражения стрелковым оружием малого и среднего ка­либра99.

На самолёте применено однокилевое оперение большой площади с рулем направления. В корневой части киля предусмотрен воздухо­за­бор­ник теплообменника100 системы охлаждения БРЭО.

Площадь переднего горизонтального оперения, выполненного в ос­нов­ном из углепластика, - 2,4 м2.

Шасси - трёхопорное, с одноколёсными стойками. Управляемая пе­ред­няя стойка убирается вперёд, основные стойки - в направлении фю­зе­ля­жа. Конструкция шасси и пневматиков
101 оптимизирована для посадки на бе­тонные ВПП и для посадки без выравнивания. Однако для устранения проблем с нагревом дисков колёс при интенсивном торможении длина ВПП увеличена до 700 м.

Для аварийного торможения на самолёте имеется тормозной па­ра­шют.

Из технологических особенностей следует отметить широкое при­ме­нение композиционных материалов, частичное внедрение технологии «Стелс», что уменьшает радиозаметность.

40% массы планера составляют углепластики, 20% - алюминиево-литиевые сплавы, 18% - сплавы алюминия, 12% - титановые сплавы и 10% - стеклопластики102.

Расчётный ресурс планера103 - 6000 часов.

УРОК 6
ТЕКСТ 27. ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВУХКОНТУРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
Турбореактивный двухконтурный двигатель (ТРДД) - турбореак­тив­ный двигатель с внутренним и наружным контурами, в котором часть энер­гии сгорания топлива, подводимого во внутренний контур, преоб­ра­зуется в механическую работу для привода вентилятора104 наружного кон­ту­ра (рис. 67).


Рис. 67. Схемы ТРДД: а - с раздельным истечением потоков;
б - со сме­ше­ни­ем потоков; 1- одноступенчатый вентилятор; 2 - компрессор; 3 - камера сгорания; 4 - турбина компрессора; 5 - турбина вентилятора; 6 - наружный контур; 7 - реак­тив­ные сóпла; 8 - смеситель.
Внутренний контур содержит компрессор, турбины105 компрессора и вен­тилятора, камеру сгорания. Поток сжатого воздуха наружного контура и поток газа внутреннего контура, вытекающего из турбины вентилятора, смешиваются в соплé. Эта смесь используется для создания реактивной тяги с помощью отдельных реактивных сóпел или одного общего соплá.

Пе­ред реактивными соплами ТРДД могут находиться форсажные камеры сгорания, которые используются для увеличения тяги путем сжигания до­пол­нительного топлива.

ТЕКСТ 28. ТУРБОВИНТОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ
Турбовинтовой двигатель (ТВД) - авиационный газотурбинный дви­гатель, в котором тяга в основном создается воздушным винтом106, при­во­ди­мым во вращение газовой турбиной
, а частично (до 8-12%) - реакцией газов, вытекающих из соплá двигателя. Основными элементами ТВД яв­ля­ются входное устройство, компрессор, камера сгорания, газовая тур­би­на, реактивное сопло, винт и редуктор107 (рис. 68).

Рис. 68. Принципиальная схема турбовинтового двигателя:
1 - входное уст­рой­­­ст­во; 2 - компрессор; 3 - камера сгорания;
4 - турбина; 5 - реактивное сопло; 6 - ре­­­дук­тор; 7 - воздушный винт
Атмосферный воздух, поступающий во входное устройство ТВД при полёте, сжимается сначала в воздухозаборнике, а далее – в компрессоре. Затем сжа­тый воздух поступает в камеру сгорания, в которую подаётся топливо. Образовавшиеся в результате сгорания газы расширяются в газовой тур­бине. Полезная работа турбины затрачивается на привод компрессора и винта. Окончательное расширение газов происходит в реактивном соплé.

Существуют различные конструктивные схемы ТВД: одновальный; с од­нокаскадным компрессором и свободной турбиной, расположенной на отдельном валу108 и служащей для привода винта; с двухкаскадным ком­прес­сором, когда винт и компрессор низкого давления приводятся от­дель­ной турбиной.


ТЕКСТ 29. КОНСТРУКЦИЯ КРЕПЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ


НА САМОЛЁТЕ
Крепление двигателя на самолёте должно обеспечивать передачу всех сил от двигателя на элементы конструкции, возможность регу­ли­ров­ки положения двигателя, компенсацию температурных деформаций кор­пу­са двигателя и отсутствие вибраций конструкции планера.

Узлы крепления двигателя в общем случае нагружены: весом самого двигателя, силой тяги, гироскопическим моментом109, реактивным момен­том от винта (если он есть) и аэродинамическими нагрузками, действую­щими на гондолу (капот) двигателя, если она крепится к моторной раме (аэродинамические нагрузки невелики).

Поршневые и турбовинтовые двигатели крепятся с помощью стерж­не­вых статически неопределимых пространственных рам или специаль­ных рам к фюзеляжу или крылу самолёта.

Турбореактивные двигатели крепятся либо к моторным рамам (если двигатель установлен внутри фюзеляжа), либо к пилонам (если двига­тель подвешивается под крылом), либо к специальным балкам, высту­паю­щим из фюзеляжа (если двигатель установлен на хвостовой части фю­зеляжа).

Двигатели к конструкции крепятся узлами, передающими нагрузки, и узлами, регулирующими его положение. Основные узлы крепления (пе­ре­дающие нагрузки) расположены вблизи центра тяжести двигателя, а ре­гу­лировочные - на некотором расстоянии от него.


ТЕКСТ 30. КОНСТРУКЦИЯ ВОЗДУХОЗАБОРНИКА



Воздухозаборники бывают лобовые и боковые. Каналы воздухоза­бор­ника должны обеспечивать подвод необходимого количества воздуха к двигателю с минимальными гидравлическими110 потерями. Поэтому канал должен иметь сечения, плавно меняющиеся по длине, и не иметь резких искривлений. Внутри каналы воздухозаборников должны быть гладкими.

Вход в воздухозаборник самолётов, летающих со скоростями
М < 1,5, имеет постоянное проходное сечение. Для дозвуковых самолё­тов обечайку111 входа делают закруглённой, а для сверхзвуковых - заост­рён­ной, чтобы уменьшить потери на входе.

Вход в воздухозаборник самолётов, летающих со скоростями
М > 1,5, имеет переменное проходное сечение (регулируемое) благодаря установке профилированного «центрального тела», создающего систему ко­сых скачков уплотнения.