Файл: Научный стиль речи (для студентовиностранцев аэрокосмических вузов).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 267

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

«Употребление предлогов В, НА, ПО

КРЫЛО САМОЛЁТА

ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ПРЕДТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Справочный материал

ПРЯМОТОЧНЫЙ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

РАКЕТА Ракета - летательный аппарат, движущийся за счёт реактивной силы, которая возникает при отбрасывании части собственной массы. Ракета - вид ЛА, полёт которого может проходить вне атмосферы. Это позволяет использовать ракету как техническое средство для полёта в космическом пространстве. Ракета, позволяющая вывести в космос искусственный спутник Земли (ИСЗ), космический корабль, орбитальную станцию и другие полезные грузы, называется ракетой-носителем. Рис. 46. Схема ракеты-носителяРакета-носитель имеет многоступенчатую конструкцию, то есть состоит из 2 - 5 ракетных ступеней (рис.46). Ракетная ступень - отделяемая часть составной ракеты, обеспечивающая, благодаря работе своих двигателей, разгон ракеты на определённом этапе траектории полёта. Ракетная ступень представляет собой одноступенчатую ракету, для которой остальная часть составной ракеты (последующие ступени и головная часть) являются полезным грузом.Ракетная ступень состоит в общем случае из ракетных двигателей, несущей силовой конструкции, баков с топливом, системы подачи топлива, системы управления и механизмов для разделения ступеней. После израсходования топлива и прекращения работы двигателей ракетная ступень отделяется от составной ракеты.Для выведения искусственного спутника Земли с поверхности Земли на низкую орбиту необходима характеристическая скорость 9,2 км/с, но фактическая скорость на орбите равна 7,9 км/с. Одноступенчатая ракета практически не способна обеспечить характеристическую скорость, необходимую для космического полёта. Для этой цели используется многоступенчатая или составная ракета.Составная ракета представляет собой в исходном состоянии первую ракетную ступень, которая начинает работать с момента пуска. После израсходования топлива первой ступени ступень отделяется, далее разгон полезного груза продолжает вторая ступень и т.д. Составная ракета позволяет сообщить полезному грузу бо́льшую скорость по сравнению с одноступенчатой ракетой той же стартовой массы при одинаковых запасах топлива и массе полезного груза.Различают конструктивные схемы составных ракет с поперечным делением, с продольным делением и комбинированную схему.В конструкции ракеты с поперечным делением ракетные блоки ступеней расположены последовательно по высоте ракеты и также последовательно начинают работать.Конструктивная схема с продольным делением (пакетная схема) позволяет работать одновременно блокам различных ступеней.Комбинированная схема сочетает особенности первых двух систем.Конструкция ракеты существенным образом зависит от её назначения и типа используемых ракетных двигателей. Для современных ракет-носителей (РН) основным видом двигателя является ЖРД с насосной подачей топлива23. Обычно применяется турбонасосный агрегат с дожиганием генераторного газа. В некоторых случаях на последней ступени РН целесообразно применение ЖРД с вытеснительной подачей24. На последней ступени РН (при выводе межпланетных космических аппаратов) обычно устанавливается ЖРД с многократным запуском. На первой ракетной ступени кроме ЖРД в качестве основных двигателей применяются и РДТТ.Возможность многократного включения двигателей последних ступеней РН позволяет осуществлять манёвры для изменения высоты и наклонения орбиты, а также старта полезного груза с орбиты искусственного спутника.Необходимость повышения скорости ракеты требует создания предельно лёгкой конструкции. Это требование противоречит требованию необходимой жёсткости и прочности конструкции, так как на эту конструкцию действуют внешние нагрузки и аэродинамический нагрев.Основные силовые элементы конструкции ракет изготавливаются в виде тонкостенных оболочек из высокопрочных лёгких сплавов или композиционных материалов.В ракетном блоке с ЖРД большую часть объёма занимает топливный отсек с жидким ракетным топливом, состоящий из баков с окислителем и горючим. Для РН в качестве окислителя используются жидкий кислород и высококипящие окислители, а в качестве горючего - несимметричный диметилгидразин (H2N - N(СНз)2), керосин и другие углеводороды или соединения, содержащие водород. Использование в качестве горючего для РН жидкого водорода эффективно, но при этом из-за малого значения плотности жидкого водорода существенно увеличивается объём топливного отсека.Наиболее распространённой и экономичной по массе является силовая схема топливного отсека с несущими баками. Стенки таких баков одновременно выполняют функцию оболочки корпуса ракеты. Существует также схема топливного отсека с подвесными баками. Они устанавливаются внутри топливного отсека и не участвуют в восприятии внешних нагрузок, действующих на РН или КА. Подвесные баки крепятся к несущему корпусу силовыми узлами.Все РН характеризуются сравнительно малой массой конструкции и большими запасами топлива (масса топлива составляет 85 - 90% от стартовой массы ракеты). Стартовая масса РН составляет от 10 до 3000 тонн. Продолжительность активного участка (участка полёта, на котором работают РД) некоторых РН свыше 17 минут. Полёт проходит в большом диапазоне высот.ПОСЛЕТЕКТОВЫЕ ЗАДАНИЯЗадание 20. Образуйте причастия от следующих глаголов. глагол → активное причастие прошедшего времени: отделиться, позволить, обеспечить, использовать, применяться, проходить; глагол → активное причастие настоящего времени: двигаться (г/ж), возникать, отделяться, позволять, обеспечивать, последовать, использовать, требовать, состоять, характеризоваться, составлять, проходить; глагол → пассивное причастие прошедшего времени: отделиться, использовать, расположить, установить (в/вл), изготовить (в/вл); выполнить; глагол → пассивное причастие настоящего времени: отбрасывать, отделять, называть, использовать, сообщать, применять, требовать, изготавливать, выполнять. Задание 21. Выберите необходимую форму причастия и употребите причастие в нужной форме (род, число, падеж).А. 1. Под РН понимают многоступенчатую ракету, ... (служащий - служивший) для выведения в космос полезного груза. 2. В настоящее время для РН характерно применение только химических ракетных двигателей, ... (работающий - работавший) на жидком и твёрдом топливе. 3. У ракет, ... (изготовивший - изготовленный) по данной схеме, ступени в полёте отделяются последовательно. 4. Конструктивная схема РН - совокупность агрегатов, систем, отсеков, ступеней, ... (определяющий - определяемый - определённый - определивший) технические возможности ракеты. 5. В составных ракетах обычно каждая ступень содержит ... (рассматривающий - рассматриваемый - рассмотренный) выше части, а также систему разделения ступеней. 6. Одним из наиболее важных показателей эффективности любого РД является удельная тяга, ... (называющий - называемый) также удельным импульсом.Б. 1. В насосных системах компоненты топлива нагнетаются в камеру сгорания из баков с помощью насосов, ... (приводящий - приводимый) во вращение газовой турбиной. 2. Для работы турбины необходимо рабочее тело - нагретый газ, ... (находящийся - находившийся) под высоким давлением. 3. Окислителем второй группы топлива служит жидкий кислород, ... (кипящий - кипевший) при температуре -183°С. 4. Приземным космическим пространством называют зону, ... (окружающий - окружённый) Землю в пределах высот 100 - 160 км, где могут летать только специальные ЛА. 5. Операции наведения выполняются с помощью специальных оптических приборов, ... (установивший - установленный) на борту ракеты, пусковой системе и на Земле.Задание 22. Употребите полное или краткое причастие или прилагательное в нужной грамматической форме (род, число; для полных причастий и прилагательных - падеж).А. 1. Ракета, ... как техническое средство для полёта в космическое пространство, позволяет вывести в космос орбитальную станцию.а) используемыйб) используем2. ... часть составной ракеты называется ракетной ступенью.а) отделяемый б) отделяем3. Ракета, ... ракетой-носителем, позволяет вывести в космос ИСЗ.а) называемый б) называем4. Ракетная ступень обеспечивает разгон ракеты на ... этапе траекторииполёта.а) определённый б) определён5. Для выведения ИСЗ с поверхности Земли на орбиту ... характеристическая скорость 9,2 км/с.а) необходимый б) необходим6. В конструкции с поперечным делением ракетные блоки ступеней ... последовательно по высоте ракеты.а) расположенныйб) расположен7. В некоторых случаях на последней ступени РН ... применение ЖРД с вытеснительной подачей.а) целесообразный б) целесообразен8. Это требование противоречит требованию ... жёсткости и прочности конструкции.а) необходимый б) необходим9. Использование в качестве горючего для РН жидкого водорода ....а) эффективныйб) эффективен10. Баки ... с ЖРД магистральными трубопроводами.а) связанный б) связанБ. 1. В ЖРД могут быть ... различные топлива, а) использованный б) использован2. В насосных системах компоненты топлива нагнетаются в камеру сгорания из баков с помощью насосов, ... во вращение газовой турбиной.а) приводимый б) приводим3. Для работы турбины ... рабочее тело - ... газ, находящийся под высокимдавлением. а) необходимый а) нагретый б) необходим б) нагрет 4. По длине корпус ракеты ... на отсеки, названия которых определяютсяэлементами ракеты, ... в них: приборный, топливный, двигательный. а) разделённый а) расположенный б) разделён б) расположен 5. Хвостовой отсек ... для размещения двигательной установки и части приборов системы управления.а) предназначенный б) предназначен6. Ракеты-носители запускают вертикально. Это вызвано причинами, ... восновном с боковыми нагрузками, действующими на конструкцию корпуса.а) связанныйб) связан7. Считается, что подобная схема … .а) неэкономичныйб) неэкономичен8. Первостепенное значение для определения энергетических возможностей РН имеют тяга (… в кгс или тс)25 и скорость истечения газов из сопладвигателя.а) измеряемыйб) измеряем9. Азотная кислота (HNO3) химически ... .а) активныйб) активенЗадание 23. Трансформируйте причастные обороты в придаточные предложения со словом который.1. Баки обычно занимают около 3/5 длины ракеты, а компоненты топлива, помещённые в них, составляют около 90% общей массы ракеты. 2. В составных ракетах обычно каждая ступень содержит части, рассмотренные выше, а также систему разделения ступеней. 3. Названия отсеков определяются элементами ракеты, размещёнными в них: приборный, топливный, двигательный. 4. Ракета, используемая как техническое средство для полёта в космическое пространство, позволяет вывести в космос орбитальную станцию.Задание 24. Найдите в тексте придаточные предложения со словом который. Трансформируйте эти предложения в причастные обороты в тех случаях, когда это возможно. Постарайтесь определить условия, при которых такая трансформация невозможна.Задание 25. Вспомните, как употребляются предлоги в, на, из, с и падежные формы при ответах на вопросы где? куда? откуда? Вставьте вместо точек нужный предлог и существительное в нужной форме.1. Ракета используется для полёта ... (космическое пространство). 2. Ракета-носитель позволяет вывести КА ... (космическое пространство). 3. Для выведения ИСЗ ... (поверхность Земли)... (низкая орбита) необходима характеристическая скорость

ТЕКСТЫ ДЛЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

ТЕКСТ 1. ВЫРЕЗЫ В ФЮЗЕЛЯЖЕ

ТЕКСТ 2. СИЛЫ, КОТОРЫЕ ДЕЙСТВУЮТ НА САМОЛЁТ

ТЕКСТ 4. КРЫЛО СВЕРХЗВУКОВОГО АВИАЛАЙНЕРА

ТЕКСТ 5. ОБРАЗОВАНИЕ ПОДЪЁМНОЙ СИЛЫ

ТЕКСТ 6. По-2 МОДИФИКАЦИИ М.А. КУЗАКОВА

ТЕКСТ 7. АЭРОДИНАМИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО34

Рис. 55. Посадка

ТЕКСТ 13. «МИРАЖИ»

ТЕКСТ 14. Су-27

ТЕКСТ 16. Су-37 «БЕРКУТ»

ТЕКСТ 17. ВЕРТОЛЁТЫ

ТЕКСТ 19. ОПЕРЕНИЕ

ТЕКСТ 20. АЭРОУПРУГОСТЬ

ТЕКСТ 21. КОНСТРУКЦИЯ ЭЛЕРОНОВ

ТЕКСТ 22. ДВИЖЕНИЕ САМОЛЕТА ОТНОСИТЕЛЬНО

ПРОДОЛЬНОЙ ОСИ

ТЕКСТ 23. МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ F-16

ТЕКСТ 24. ТАКТИЧЕСКИЙ БОМБАРДИРОВЩИК

F-117 «НАЙТХОУК»

ТЕКСТ 25. САМОЛЁТ «БЕЛУГА»

ТЕКСТ 26. «ЕВРОФАЙТЕР» - EF 2000

ТЕКСТ 29. КОНСТРУКЦИЯ КРЕПЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ

ТЕКСТ 30. КОНСТРУКЦИЯ ВОЗДУХОЗАБОРНИКА

ТЕКСТ 31. КОНСТРУКЦИИ ВЫХЛОПНЫХ УСТРОЙСТВ

ТЕКСТ 33. ГИБРИДНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

ТЕКСТ 35. НОВЫЙ ТОПЛИВНЫЙ БАК ДЛЯ «ШАТТЛА» ГОТОВ

ТЕКСТ 36. ПРИЧИНЫ АВАРИИ НОСИТЕЛЯ Н-2

ТЕКСТ 39. «ВОСТОК-1»

ТЕКСТ 40. «СПЕЙС ШАТТЛ-1»

ТЕКСТ 19. ОПЕРЕНИЕ



Гражданские воздушные суда наиболее часто выполняются с центральным вертикальным оперением (килем) и значительно реже - с раз­несённым вертикальным оперением в виде двух шайб, укреплённых на концах горизонтального оперения, или с тремя плоскостями верти­каль­ного оперения (рис. 57).




Рис. 57. Виды оперения самолёта: 1 – простое вертикальное оперение; 2 – двухкилевое оперение; 3 – трёхкилевое оперение
Горизонтальное оперение - стабилизатор - имеет в плане форму крыла и располагается на самолёте таким образом, чтобы не попадать в зону потока, заторможенного крылом, фюзеляжем, дви­гателями, на всех режимах полёта.

Что касается тяжёлых транспортных само­лё­тов с двигателями, установленными на пилонах и в хвостовой части фю­зеляжа, то здесь широкое распространение получила схема Т-образного опе­рения (например, на самолёте Ту-154).


ТЕКСТ 20. АЭРОУПРУГОСТЬ



Для конструктивно-силовых схем стабилизатора и киля применяют ту же классификацию, что и для крыла. Конструкции силовых элементов и обшивки аналогичны конструкциям элементов крыла. Для производства пла­нера воздушного судна используют материалы, обеспечивающие кон­с­трукции ­необходимые прочность и твёрдость при наименьшей массе. К ним относятся алюминиевые, магниевые78, титановые сплавы. Примене­ние композиционных материалов позволяет значительно снизить массу конструкции планера.

При расчёте на прочность и устойчивость его эле­ментов большое внимание уделяют аэроупругости - поведению упругих элементов крыла и оперения в потоке воздуха79.

Потеря динамической ус­тойчивости крыла и оперения, которая выражается в появлении колеба­ний с нарастающей амплитудой80, способных вызвать быстрое разруше­ние конструкции, называется флаттером81. Флаттер наступает на скорос­тях полёта, бóльших критической скорости флаттера, при этом работа возбуждающих сил воздушного потока будет больше работы демпфирую­щих82 сил, возникающих в упругой конструкции, и амплитуда колебаний бу­дет увеличиваться. При создании конструкции добиваются, чтобы крити­чес­кая скорость флаттера была больше скорости полёта самолёта.


На оперении могут появляться также опасные вибрации83, называе­мые бафтингом84. Они возникают от действия вихрей85, срывающихся с час­тей воздушного судна, лежащих впереди оперения, - крыла, двигателей и т.п. Под влиянием вихрей оперение начинает колебаться, и, когда частота этих колебаний совпадает с собственной частотой колебания оперения, на­ступает явление резонанса, вследствие которого амплитуда колебаний резко возрастает и наступает разрушение. Борьба с бафтингом направ­ле­на на то, чтобы вывести оперение из завихренной зоны.

ТЕКСТ 21. КОНСТРУКЦИЯ ЭЛЕРОНОВ



Конструкция элерона обычно состоит из одного лонжерона, нес­коль­ких стрингеров, нормальных и усиленных нервюр и обшивки
(рис. 58). Носок эле­ро­на до лонжерона выполняется из более толстой обшивки, чем хвостик, и является основным контуром, обеспечивающим совместно со стенкой лонжерона жёсткость на кручение. В местах установки узлов подвески эле­рона в носке делают вырез, который на -




Рис. 58. Конструкция элерона


Рис. 59. Соты

рушает контур, работающий на кручение. Для обеспечения жёсткости на кручение в зоне выреза уси­ливают контур в хвостовой части элерона, а по границам выреза уста­нав­ливают усиленные носки нервюр.При малой относительной высоте элерона часто применяют кон­ст­рукцию с лёгким запол­ни­те­лем (соты (рис. 59), пенопласт86). Конструкция с заполни­те­лем обладает повы­шен­­ной жёсткостью, имеет гладкую по­верхность и по­зволяет умень­шить вес элерона.

Работа элементов конструкции элерона аналогична работе эле­мен­­тов однолонжеронного крыла. Поперечная сила воспринимается стен­кой лон­жерона, изгибающий момент - поясами лонжерона, крутящий момент - замкнутым контуром.


ТЕКСТ 22. ДВИЖЕНИЕ САМОЛЕТА ОТНОСИТЕЛЬНО

ПРОДОЛЬНОЙ ОСИ



Управление летательным аппаратом пилот осуществляет с помощью органов управления. К ним относятся штурвал (ручка управления), с по­мощью которого управляют рулем высоты и элеронами, педали для уп­рав­ления рулём направления, различные рукоятки для уп­рав­ле­ния аг­ре­га­тами и системами самолёта, а также система проводок, через кото­рые воздействия от пилота пе­ре­даются на органы управления. Руль на­прав­ле­ния и руль высоты размещаются соответственно на вертикальном и го­ри­зонтальном оперении, элероны - на крыле.

В последнее время наметилась тенденция отказа от штурвала, за­ни­ма­ющего большое место в кабине и в некоторой степени мешающего пи­лоту следить за показаниями приборов. Считают, что его заменят ручки управления, расположенные слева от командира экипажа и справа от вто­рого пилота.






Рис. 60. Поворот влево от продольной оси
Для того чтобы изменить направление полёта, напри­мер повернуть самолёт влево (рис. 60), пилот должен нажать левой ногой на ле­вую педаль управления. При этом через проводку (трос или тяга) руль на­правления повернётся влево. Так как руль направления будет поставлен под углом к встречному потоку, то возникнет аэродинамическая сила, ко­то­рая и заставит хвостовую часть самолёта повернуться вправо, а носо­вую часть - влево.

Если нужно опустить носовую часть самолёта, то есть повернуть само­лёт относительно поперечной оси, то руль высоты должен отклониться вниз. Для этого пилот отклоняет штурвал от себя. На руле высоты, по­став­ленном под углом к встречному потоку воздуха, возникнет аэроди­на­ми­ческая сила, и носовая часть самолёта опустится вниз.

Для того чтобы поднять носовую часть са­молёта, следует штурвал отклонить на себя, при этом руль и носовая часть самолёта отклонятся вверх (рис. 61).



Рис. 61. Подъём носовой части вверх от-

носительно продольной оси
Поворот самолёта вокруг продольной оси, проходящей вдоль фюзе­ляжа, достигается отклонением элеронов (рис. 62). Для этого пилот поворачивает штурвал влево и вправо, отклоняя при этом в разные стороны элероны. В результате подъёмная сила крыла с поднятым элероном уменьшится, а у крыла с опущенным элероном возрастёт. Самолёт повернётся вокруг про­дольной оси.



Рис. 62. Поворот вокруг продольной оси


ТЕКСТ 23. МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ F-16



F-16 в настоящее время является наиболее распространённым в ми­­ре истребителем четвёртого поколения и основным боевым самолётом ВВС США (рис. 63).

Размеры. Размах крыла - 9,45 м; длина самолёта - 14,52 м; высота самолёта - 5,01 м; площадь крыла - 27,87 м2 87.

Массы и нагрузки. Максимальная взлётная масса - 17010 кг; нормаль­ная взлётная масса - 11372 кг; масса топлива во внутренних баках - 3160 кг; масса боевой нагрузки - 5420 кг88.

Лётные характеристики. Максимальная скорость - 2120 км/ч; макси­маль­ная скорость у земли - 1472 км/ч; максимальная скороподъёмность89 - 250 м/с; практический потолок - 17000 м.


Рис. 63. Истребитель F-16
Особенности конструкции. Самолёт выполнен по интегральной схеме, с плав­ным сопряжением крыла и фюзеляжа. Воздухозаборник - подфюзеляжный, нерегулируемый. F-16 - первый серийный американский самолёт, оснащённый электронной дистанционной системой управления.

Для облегчения лётчику возможности переносить высокие пере­груз­ки (до 9), возникающие при ведении маневренного воздушного боя, спин­ка катапультного кресла наклонена на 28°. Применен беспереплётный фо­нарь, обеспечивающий летчику лучший обзор.