Файл: Научный стиль речи (для студентовиностранцев аэрокосмических вузов).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 319

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

«Употребление предлогов В, НА, ПО

КРЫЛО САМОЛЁТА

ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ПРЕДТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Справочный материал

ПРЯМОТОЧНЫЙ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

РАКЕТА Ракета - летательный аппарат, движущийся за счёт реактивной силы, которая возникает при отбрасывании части собственной массы. Ракета - вид ЛА, полёт которого может проходить вне атмосферы. Это позволяет использовать ракету как техническое средство для полёта в космическом пространстве. Ракета, позволяющая вывести в космос искусственный спутник Земли (ИСЗ), космический корабль, орбитальную станцию и другие полезные грузы, называется ракетой-носителем. Рис. 46. Схема ракеты-носителяРакета-носитель имеет многоступенчатую конструкцию, то есть состоит из 2 - 5 ракетных ступеней (рис.46). Ракетная ступень - отделяемая часть составной ракеты, обеспечивающая, благодаря работе своих двигателей, разгон ракеты на определённом этапе траектории полёта. Ракетная ступень представляет собой одноступенчатую ракету, для которой остальная часть составной ракеты (последующие ступени и головная часть) являются полезным грузом.Ракетная ступень состоит в общем случае из ракетных двигателей, несущей силовой конструкции, баков с топливом, системы подачи топлива, системы управления и механизмов для разделения ступеней. После израсходования топлива и прекращения работы двигателей ракетная ступень отделяется от составной ракеты.Для выведения искусственного спутника Земли с поверхности Земли на низкую орбиту необходима характеристическая скорость 9,2 км/с, но фактическая скорость на орбите равна 7,9 км/с. Одноступенчатая ракета практически не способна обеспечить характеристическую скорость, необходимую для космического полёта. Для этой цели используется многоступенчатая или составная ракета.Составная ракета представляет собой в исходном состоянии первую ракетную ступень, которая начинает работать с момента пуска. После израсходования топлива первой ступени ступень отделяется, далее разгон полезного груза продолжает вторая ступень и т.д. Составная ракета позволяет сообщить полезному грузу бо́льшую скорость по сравнению с одноступенчатой ракетой той же стартовой массы при одинаковых запасах топлива и массе полезного груза.Различают конструктивные схемы составных ракет с поперечным делением, с продольным делением и комбинированную схему.В конструкции ракеты с поперечным делением ракетные блоки ступеней расположены последовательно по высоте ракеты и также последовательно начинают работать.Конструктивная схема с продольным делением (пакетная схема) позволяет работать одновременно блокам различных ступеней.Комбинированная схема сочетает особенности первых двух систем.Конструкция ракеты существенным образом зависит от её назначения и типа используемых ракетных двигателей. Для современных ракет-носителей (РН) основным видом двигателя является ЖРД с насосной подачей топлива23. Обычно применяется турбонасосный агрегат с дожиганием генераторного газа. В некоторых случаях на последней ступени РН целесообразно применение ЖРД с вытеснительной подачей24. На последней ступени РН (при выводе межпланетных космических аппаратов) обычно устанавливается ЖРД с многократным запуском. На первой ракетной ступени кроме ЖРД в качестве основных двигателей применяются и РДТТ.Возможность многократного включения двигателей последних ступеней РН позволяет осуществлять манёвры для изменения высоты и наклонения орбиты, а также старта полезного груза с орбиты искусственного спутника.Необходимость повышения скорости ракеты требует создания предельно лёгкой конструкции. Это требование противоречит требованию необходимой жёсткости и прочности конструкции, так как на эту конструкцию действуют внешние нагрузки и аэродинамический нагрев.Основные силовые элементы конструкции ракет изготавливаются в виде тонкостенных оболочек из высокопрочных лёгких сплавов или композиционных материалов.В ракетном блоке с ЖРД большую часть объёма занимает топливный отсек с жидким ракетным топливом, состоящий из баков с окислителем и горючим. Для РН в качестве окислителя используются жидкий кислород и высококипящие окислители, а в качестве горючего - несимметричный диметилгидразин (H2N - N(СНз)2), керосин и другие углеводороды или соединения, содержащие водород. Использование в качестве горючего для РН жидкого водорода эффективно, но при этом из-за малого значения плотности жидкого водорода существенно увеличивается объём топливного отсека.Наиболее распространённой и экономичной по массе является силовая схема топливного отсека с несущими баками. Стенки таких баков одновременно выполняют функцию оболочки корпуса ракеты. Существует также схема топливного отсека с подвесными баками. Они устанавливаются внутри топливного отсека и не участвуют в восприятии внешних нагрузок, действующих на РН или КА. Подвесные баки крепятся к несущему корпусу силовыми узлами.Все РН характеризуются сравнительно малой массой конструкции и большими запасами топлива (масса топлива составляет 85 - 90% от стартовой массы ракеты). Стартовая масса РН составляет от 10 до 3000 тонн. Продолжительность активного участка (участка полёта, на котором работают РД) некоторых РН свыше 17 минут. Полёт проходит в большом диапазоне высот.ПОСЛЕТЕКТОВЫЕ ЗАДАНИЯЗадание 20. Образуйте причастия от следующих глаголов. глагол → активное причастие прошедшего времени: отделиться, позволить, обеспечить, использовать, применяться, проходить; глагол → активное причастие настоящего времени: двигаться (г/ж), возникать, отделяться, позволять, обеспечивать, последовать, использовать, требовать, состоять, характеризоваться, составлять, проходить; глагол → пассивное причастие прошедшего времени: отделиться, использовать, расположить, установить (в/вл), изготовить (в/вл); выполнить; глагол → пассивное причастие настоящего времени: отбрасывать, отделять, называть, использовать, сообщать, применять, требовать, изготавливать, выполнять. Задание 21. Выберите необходимую форму причастия и употребите причастие в нужной форме (род, число, падеж).А. 1. Под РН понимают многоступенчатую ракету, ... (служащий - служивший) для выведения в космос полезного груза. 2. В настоящее время для РН характерно применение только химических ракетных двигателей, ... (работающий - работавший) на жидком и твёрдом топливе. 3. У ракет, ... (изготовивший - изготовленный) по данной схеме, ступени в полёте отделяются последовательно. 4. Конструктивная схема РН - совокупность агрегатов, систем, отсеков, ступеней, ... (определяющий - определяемый - определённый - определивший) технические возможности ракеты. 5. В составных ракетах обычно каждая ступень содержит ... (рассматривающий - рассматриваемый - рассмотренный) выше части, а также систему разделения ступеней. 6. Одним из наиболее важных показателей эффективности любого РД является удельная тяга, ... (называющий - называемый) также удельным импульсом.Б. 1. В насосных системах компоненты топлива нагнетаются в камеру сгорания из баков с помощью насосов, ... (приводящий - приводимый) во вращение газовой турбиной. 2. Для работы турбины необходимо рабочее тело - нагретый газ, ... (находящийся - находившийся) под высоким давлением. 3. Окислителем второй группы топлива служит жидкий кислород, ... (кипящий - кипевший) при температуре -183°С. 4. Приземным космическим пространством называют зону, ... (окружающий - окружённый) Землю в пределах высот 100 - 160 км, где могут летать только специальные ЛА. 5. Операции наведения выполняются с помощью специальных оптических приборов, ... (установивший - установленный) на борту ракеты, пусковой системе и на Земле.Задание 22. Употребите полное или краткое причастие или прилагательное в нужной грамматической форме (род, число; для полных причастий и прилагательных - падеж).А. 1. Ракета, ... как техническое средство для полёта в космическое пространство, позволяет вывести в космос орбитальную станцию.а) используемыйб) используем2. ... часть составной ракеты называется ракетной ступенью.а) отделяемый б) отделяем3. Ракета, ... ракетой-носителем, позволяет вывести в космос ИСЗ.а) называемый б) называем4. Ракетная ступень обеспечивает разгон ракеты на ... этапе траекторииполёта.а) определённый б) определён5. Для выведения ИСЗ с поверхности Земли на орбиту ... характеристическая скорость 9,2 км/с.а) необходимый б) необходим6. В конструкции с поперечным делением ракетные блоки ступеней ... последовательно по высоте ракеты.а) расположенныйб) расположен7. В некоторых случаях на последней ступени РН ... применение ЖРД с вытеснительной подачей.а) целесообразный б) целесообразен8. Это требование противоречит требованию ... жёсткости и прочности конструкции.а) необходимый б) необходим9. Использование в качестве горючего для РН жидкого водорода ....а) эффективныйб) эффективен10. Баки ... с ЖРД магистральными трубопроводами.а) связанный б) связанБ. 1. В ЖРД могут быть ... различные топлива, а) использованный б) использован2. В насосных системах компоненты топлива нагнетаются в камеру сгорания из баков с помощью насосов, ... во вращение газовой турбиной.а) приводимый б) приводим3. Для работы турбины ... рабочее тело - ... газ, находящийся под высокимдавлением. а) необходимый а) нагретый б) необходим б) нагрет 4. По длине корпус ракеты ... на отсеки, названия которых определяютсяэлементами ракеты, ... в них: приборный, топливный, двигательный. а) разделённый а) расположенный б) разделён б) расположен 5. Хвостовой отсек ... для размещения двигательной установки и части приборов системы управления.а) предназначенный б) предназначен6. Ракеты-носители запускают вертикально. Это вызвано причинами, ... восновном с боковыми нагрузками, действующими на конструкцию корпуса.а) связанныйб) связан7. Считается, что подобная схема … .а) неэкономичныйб) неэкономичен8. Первостепенное значение для определения энергетических возможностей РН имеют тяга (… в кгс или тс)25 и скорость истечения газов из сопладвигателя.а) измеряемыйб) измеряем9. Азотная кислота (HNO3) химически ... .а) активныйб) активенЗадание 23. Трансформируйте причастные обороты в придаточные предложения со словом который.1. Баки обычно занимают около 3/5 длины ракеты, а компоненты топлива, помещённые в них, составляют около 90% общей массы ракеты. 2. В составных ракетах обычно каждая ступень содержит части, рассмотренные выше, а также систему разделения ступеней. 3. Названия отсеков определяются элементами ракеты, размещёнными в них: приборный, топливный, двигательный. 4. Ракета, используемая как техническое средство для полёта в космическое пространство, позволяет вывести в космос орбитальную станцию.Задание 24. Найдите в тексте придаточные предложения со словом который. Трансформируйте эти предложения в причастные обороты в тех случаях, когда это возможно. Постарайтесь определить условия, при которых такая трансформация невозможна.Задание 25. Вспомните, как употребляются предлоги в, на, из, с и падежные формы при ответах на вопросы где? куда? откуда? Вставьте вместо точек нужный предлог и существительное в нужной форме.1. Ракета используется для полёта ... (космическое пространство). 2. Ракета-носитель позволяет вывести КА ... (космическое пространство). 3. Для выведения ИСЗ ... (поверхность Земли)... (низкая орбита) необходима характеристическая скорость

ТЕКСТЫ ДЛЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

ТЕКСТ 1. ВЫРЕЗЫ В ФЮЗЕЛЯЖЕ

ТЕКСТ 2. СИЛЫ, КОТОРЫЕ ДЕЙСТВУЮТ НА САМОЛЁТ

ТЕКСТ 4. КРЫЛО СВЕРХЗВУКОВОГО АВИАЛАЙНЕРА

ТЕКСТ 5. ОБРАЗОВАНИЕ ПОДЪЁМНОЙ СИЛЫ

ТЕКСТ 6. По-2 МОДИФИКАЦИИ М.А. КУЗАКОВА

ТЕКСТ 7. АЭРОДИНАМИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО34

Рис. 55. Посадка

ТЕКСТ 13. «МИРАЖИ»

ТЕКСТ 14. Су-27

ТЕКСТ 16. Су-37 «БЕРКУТ»

ТЕКСТ 17. ВЕРТОЛЁТЫ

ТЕКСТ 19. ОПЕРЕНИЕ

ТЕКСТ 20. АЭРОУПРУГОСТЬ

ТЕКСТ 21. КОНСТРУКЦИЯ ЭЛЕРОНОВ

ТЕКСТ 22. ДВИЖЕНИЕ САМОЛЕТА ОТНОСИТЕЛЬНО

ПРОДОЛЬНОЙ ОСИ

ТЕКСТ 23. МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ F-16

ТЕКСТ 24. ТАКТИЧЕСКИЙ БОМБАРДИРОВЩИК

F-117 «НАЙТХОУК»

ТЕКСТ 25. САМОЛЁТ «БЕЛУГА»

ТЕКСТ 26. «ЕВРОФАЙТЕР» - EF 2000

ТЕКСТ 29. КОНСТРУКЦИЯ КРЕПЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ

ТЕКСТ 30. КОНСТРУКЦИЯ ВОЗДУХОЗАБОРНИКА

ТЕКСТ 31. КОНСТРУКЦИИ ВЫХЛОПНЫХ УСТРОЙСТВ

ТЕКСТ 33. ГИБРИДНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

ТЕКСТ 35. НОВЫЙ ТОПЛИВНЫЙ БАК ДЛЯ «ШАТТЛА» ГОТОВ

ТЕКСТ 36. ПРИЧИНЫ АВАРИИ НОСИТЕЛЯ Н-2

ТЕКСТ 39. «ВОСТОК-1»

ТЕКСТ 40. «СПЕЙС ШАТТЛ-1»

ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ



Задание 11. Вспомните об употреблении предлогов в, на и падежных форм при ответах на вопросы: где? куда? откуда? Вставьте вместо точек нужный предлог и нужную форму существительного.

1. ... (где? - авиационные силовые установки) применяются ТРД, ТРДД и ТВД. 2. Атмосферный воздух поступает ... (куда? - входное устройство). Затем поток воздуха поступает ... (куда? - компрессор). ... (где? - компрессор) его давление еще больше увеличивается. ... (откуда? - компрессор) сжатый воздух подается ... (куда? - камера сгорания). 3. Когда газы выходят ... (откуда? - камера сгорания), они приводят во вращение турбину и затем с большой скоростью выходят ... (откуда? - реактивное сопло). 4. Энергия продуктов сгорания частично используется ... (турбина) и идёт на привод компрессора и всех агрегатов, обслуживающих двигатель. 5. Энергия выхлопных газов преобразуется в кинетическую энергию ... (где? - реактивное сопло) в процессе расширения газов. 6. ... (где? - выход) ... (откуда? - сопло) скорость истечения газов достигает 700 м/с и более. 7. ... (где? - ГТД) применяются лопаточные машины двух основных типов - компрессоры и турбины.

Задание 12. Составьте вопросы к тексту. Задавайте их друг другу и отвечайте на них.

Задание 13. Составьте план текста; перескажите текст «Газотурбинные воздушно-реактивные двигатели». Используйте план и
рис. 33.


УРОК 7

РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

ПРЕДТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Задание 1. Прочитайте слова и словосочетания. Значения незнакомых слов определите по словарю.

Исто́чник эне́ргии, вещество́, агрега́тное состоя́ние вещества́, гибри́д, псе́вдо-, ступе́нь раке́ты, десанти́рование, систе́ма авари́йного спасе́ния, заря́д то́плива, воспламеня́ться - воспламени́ться, запа́л, неоргани́ческий окисли́тель, по́рох, моле́кула, шнур, композицио́нные материа́лы, дни́ще, эро́зия, пресс, пла́стик, асбе́ст, фено́льная смола́, компа́ктность, коррект
и́ровать (что?), стабилизи́ровать (что?), уси́лие, ра́ма, магистра́ль (ж.р.), разгоня́ться - разогна́ться (где?), нару́жу, насо́с, надёжный, рациона́льный, усто́йчивая смесь, желе́, ма́ршевый дви́гатель.

Задание 2. Прочитайте слова и словосочетания, постарайтесь определить значения слов по их компонентам.

Гибри́дный, псевдоожи́женный, ускори́тель, воспламени́тель, электрозапа́л, спасе́ние, доба́вка, вкла́дыш, пресс-материа́л, горлови́на (сопла́), растру́б (сопла́), хране́ние, вспомога́тельный, истека́ть (откуда?, куда?), насо́сный, вытесня́ть (что?), поте́ря, самовоспламеня́ться, превыша́ть (что?), приближа́ться (к чему?), напряжённый, эрозио́нный.

Задание 3. Повторите материал задания 8 (урок 3) об образовании сложных слов. Образуйте сложные слова из следующих слов и запишите их.

A. Сложные прилагательные

  1. похожий на газ →

похожий на желе

2) высокий + прочный
тёплый + напряжённый
тугой + плавкий

3) высокий + температура
турбина + насос

  1. один + кратный

  2. много + кратный

  3. один + режим
    один + компонент
    два + компонент

Б.Сложные существительные

1) стекло + пластик →

органический пластик орган + пластик

уголь + пластик угль + пластик

уголь + водород угль + водород

Задание 4. От данных существительных образуйте прилагательные и согласуйте их с существительными.

а) модель: авария (ситуация) аварийный аварийная ситуация
гибрид (топливо) - …

разделение (подача горючего) -

ядро ядер (ускоритель) -

ракета (двигатель) -

воспламенитель (устройство) -

жидкость (топливо) -

секунда (расход топлива) -

различие (этапы) -

окислитель (элемент) -

начало (давление; скорость) -

магистраль (направление) -

насос (система) -

углеводород (соединение) -

тормоз (путь) -



б) модель: демонстрация (полёт) демонстрационный полёт
ориентация (двигатель) -

стабилизация (двигатель) -

в) модель: курс → курсовой

путь путевой

план плановый

алюминий (сплав) -

титан (сплав) -

старт (двигатель; скорость) -

марш (двигатель) -

тепло (защита) -

сопло (блок) -

газ (струя; смесь) -

руль (управление) -

пуск (топливо) -

вес (расход топлива) -

Задание 5. Разделите данную группу слов на 3 группы и определите, какие 3 значения могут выражать слова с суффиксом -тель.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Слова с этим суффиксом всегда мужского рода.

Окислитель, учитель, писатель, ускоритель, испытатель, двигатель, растворитель, самолёт-носитель, преподаватель, воспламенитель.

Задание 6. Назовите глаголы, однокоренные с данными существительными.

Преобразование, взлёт, отделение, увод, обеспечение, посадка, десантирование, спасение, воспламенитель, защита, смесь, добавка, создание, давление, зажигание, сгорание, вкладыш, воздействие, хранение, эксплуатация, использование, включение, подача, вытеснение, решение, выбор, стабилизация, коррекция.

Задание 7. Вместо точек вставьте необходимое слово.

а) двигатель - двигаться - движущийся

коррекция - - корректирующий

- стабилизировать - стабилизирующий

- десантироваться - десантирующийся

воспламенение - воспламеняться -

объединение - объединять -

б) тёмный - темнота

тёплый -

пустой -

простой -

Задание 8. Постарайтесь объяснить или понять из объяснений преподавателя, какая связь существует между данными словами, близки эти слова по своему значению или нет.

а) пуск - старт;

б) первый - первичный - вторичный;

в) преимущество - достоинство - недостаток;

г) автомат - автоматика;

д) деструкция - конструкция - реконструкция;

е) зажигание - дожигание.


Задание 9. К словам группы А подберите однокоренные слова из слов группы Б.

А

Б

кислый

днище

горючее

вытеснительный

дно

превышать

сила

приближаться

вместе

окислитель

тесный

гореть

высокий

кислота

близкий

усилие

жидкость

жидкостный

скорость

псевдоожиженный




ускоритель




совмещать




сгорание (камера сгорания)




совместный

Задание 10. Внимательно посмотрите на рис. 41. Укажите на рисунке элементы ракетного двигателя, которые называются следующими терминами: заряд твёрдого топлива, воспламенитель, запал.





Рис. 41. Конструктивная схема ракетного двигателя твёрдого топлива: 1 - корпус, 2 - заряд твёрдого топлива, 3 - сопло, 4 - воспламенитель, 5 - запал

Задание 11. Прочитайте и постарайтесь понять определения терминов: удельный импульс тяги; турбонасосный агрегат. Перескажите микротексты 1 и 2.

Микротекст 1

Удельный импульс тяги ракетного двигателя (РД), или удельный импульс ракетного двигателя, - отношение тяги РД к секундному весовому расходу рабочего тела. Выражается в Нс/кг = м/с. Удельный импульс тяги зависит от совершенства РД и рода топлива и является основным энергетическим показателем РД.

Термин «удельный импульс тяги» используется с 1973 года вместо термина
«удельная тяга». Удельный импульс тяги по значению превосходит удельную тягу в 9,81 раза (абсолютное значение ускорения свободного падения).








Рис. 42. Турбонасосный агрегат: а - одновальный агрегат ЖРД РД-111;

б - одновальный агрегат ЖРД с дожиганием; 1,2 - насосы; 3 - газогенератор; 4 - фланец для установки порохового стартёра; 5 - турбина;
6 - пусковая турбина

Микротекст 2

Турбонасосный агрегат (ТНА) используется в ДУ с жидкостным ракетным двигателем для подачи топлива; включает топливные насосы и турбину, которая приводит насосы во вращение (рис. 42).

Задание 12. Прочитайте два микротекста: определения маршевого и стартового РД. Ответьте на вопросы: чем схожи (похожи) маршевый и стартовый ракетные двигатели и чем различаются?
Микротекст 1

Маршевый ракетный двигатель - основной, разгонный ракетный двигатель – РД, обеспечивающий основное увеличение скорости ракеты-носителя или космического аппарата при их разгоне. По длительности работы намного превосходит стартовый ракетный двигатель.

Микротекст 2

Стартовый ракетный двигатель – ускоритель - РД, устанавливаемый на ЛА дополнительно к маршевым ракетным двигателям с целью обеспечения необходимой (высокой) тяговооружённости ЛА при старте с Земли. Обычно в качестве стартового ракетного двигателя используются ракетные двигатели твёрдого топлива.

Задание 13. Познакомьтесь со способом образования кратких форм страдательных (пассивных) причастий:

ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЙ -

ПРЕДНАЗНАЧЕН (м.р.)

ПРЕДНАЗНАЧЕН-А (ж.р.)

ПРЕДНАЗНАЧЕН-О (ср.р.)

ПРЕДНАЗНАЧЕН-Ы (мн.ч.)

ОТКРЫТЫЙ -

ОТКРЫТ (м.р.)

ОТКРЫТ-А (ж.р.) ОТКРЫТ-О (ср.р.)

ОТКРЫТ-Ы мн.ч.)