Файл: Научный стиль речи (для студентовиностранцев аэрокосмических вузов).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 327
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
«Употребление предлогов В, НА, ПО
ПРЯМОТОЧНЫЙ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
ТЕКСТ 2. СИЛЫ, КОТОРЫЕ ДЕЙСТВУЮТ НА САМОЛЁТ
ТЕКСТ 4. КРЫЛО СВЕРХЗВУКОВОГО АВИАЛАЙНЕРА
ТЕКСТ 5. ОБРАЗОВАНИЕ ПОДЪЁМНОЙ СИЛЫ
ТЕКСТ 6. По-2 МОДИФИКАЦИИ М.А. КУЗАКОВА
ТЕКСТ 7. АЭРОДИНАМИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО34
ТЕКСТ 21. КОНСТРУКЦИЯ ЭЛЕРОНОВ
ТЕКСТ 22. ДВИЖЕНИЕ САМОЛЕТА ОТНОСИТЕЛЬНО
ТЕКСТ 23. МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ F-16
ТЕКСТ 24. ТАКТИЧЕСКИЙ БОМБАРДИРОВЩИК
ТЕКСТ 26. «ЕВРОФАЙТЕР» - EF 2000
ТЕКСТ 29. КОНСТРУКЦИЯ КРЕПЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ
ТЕКСТ 30. КОНСТРУКЦИЯ ВОЗДУХОЗАБОРНИКА
ТЕКСТ 31. КОНСТРУКЦИИ ВЫХЛОПНЫХ УСТРОЙСТВ
ТЕКСТ 33. ГИБРИДНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
ТЕКСТ 35. НОВЫЙ ТОПЛИВНЫЙ БАК ДЛЯ «ШАТТЛА» ГОТОВ
В зависимости от местонахождения скачков уплотнения воздухозаборники бывают с внутренним (система скачков внутри воздухозаборника) или внешним (система скачков вне воздухозаборника) сжатием. Проходное сечение воздухозаборника регулируется либо перемещением «центрального тела» в соответствии со скоростью полёта вдоль оси воздухозаборника, либо поперек её с помощью механической системы, как правило с гидравлическим приводом.
ТЕКСТ 31. КОНСТРУКЦИИ ВЫХЛОПНЫХ УСТРОЙСТВ
Выхлопное устройство обеспечивает отвод реактивной струи воздушно-реактивного двигателя и не должно вызывать потерь тяги и местного перегрева конструкции.
Выхлопная труба и сопло делаются из листов жаропрочной стали. Труба крепится передним фланцем112 к двигателю, а задней
частью - к конструкции гондолы или фюзеляжа. Задняя подвеска
выполняется в виде шарниров113 или роликов114 в направляющих рельсах, чтобы не препятствовать температурным расширениям труб.
Сопло иногда делают регулируемым для улучшения работы двигателя. Такое сопло выполняют в виде подвижных створок, входящих друг в друга. Проходное сечение сопла регулируется специальным механическим устройством.
Для предотвращения нагрева конструкции самолёта (от выхлопной трубы и двигателя) конструкцию термоизолируют115 с помощью теплоизолирующих прокладок. Кроме этого, жаровую трубу охлаждают снаружи потоком воздуха, поступающим из воздухозаборника.
УРОК 7
ТЕКСТ 32. ЦЕНТРОБЕЖНАЯ СИЛА
Спутник на орбите находится под воздействием двух взаимно нейтрализующих сил, которые тянут его в разных направлениях. Одной из них является сила земного притяжения, тянущая спутник вниз. Другая сила, влекущая его в открытый космос, называется центробежной. Ее величина целиком зависит от скорости движения спутника.
Поскольку эти две силы в точности уравновешивают друг друга, то малейшее изменение одной из них может сорвать спутник с его орбиты. Разумеется, это произойдёт, если одновременно не изменится и другая сила.
Чем ближе к Земле находится спутник, тем сильнее воздействует на него земное притяжение. Это означает, что спутники, движущиеся по низким орбитам, должны обладать бóльшей скоростью, чем те, что летают выше. Это нужно для того, чтобы их центробежная сила уравновешивала более сильное притяжение Земли.
ТЕКСТ 33. ГИБРИДНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
Гибридный ракетный двигатель - это ракетный двигатель, работающий на гибридном топливе.
Основной тип ГРД - двигатель «прямой схемы», работающий на твёрдо-жидком топливе; он содержит камеру с зарядом твёрдого горючего, аналогичную камере РДТТ, в которую подается жидкий окислитель, как в ЖРД. При этом возможна как вытеснительная, так и насосная подача жидкого компонента. Жидкий компонент может использоваться также и для охлаждения конструкции.
В ГРД «обратной» схемы твёрдым топливным компонентом является окислитель, а жидким - горючее. Вместо жидкости в камеру может подаваться газ.
Горение в ГРД происходит в зоне у поверхности заряда твёрдого компонента. Полнота сгорания топлива в ГРД обеспечивается обычно наличием камеры дожигания (свободный внутренний объём перед соплом).
Первый ГРД был создан в СССР в 1933 году. Самый мощный ГРД (1967) развил тягу 180 кН116. С середины 70-х годов ХХ века117 работы в области ГРД носят в основном научно-исследовательский характер.
ТЕКСТ 34. ИНДИЯ ИСПЫТАЛА СОБСТВЕННЫЙ
КИСЛОРОДНО-ВОДОРОДНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
Представитель Индийского космического агентства ISRD сообщил об успешном испытании отечественного криогенного двигателя, проведённом в Махендрагире, штате Тамилнад (в 1993 году испытания масштабной модели ЖРД окончились неудачей). Двигатель, в камеру сгорания которого под давлением подавались жидкий кислород и жидкий водород, развивал силу около 3 тс118, что составило четверть от намеченного для штатного образца значения.
Теперь все внимание будет сосредоточено на изготовлении турбонасосного агрегата (ТНА) - одного из самых сложных блоков ЖРД. В настоящее время лишь несколько стран обладают технологией, позволяющей создавать работоспособные криогенные ТНА.
Как полагают некоторые западные эксперты, успехи ISRD в разработке кислородно-водородного ЖРД могут поколебать эмбарго119 на передачу Индии криогенных ракетных технологий. Эмбарго было наложено в 1991 году под давлением США; его введение предусматривается в Договоре о нераспространении ракетных технологий.
По утверждению индийских ученых, их криогенная ракета может быть использована только в гражданских целях. Однако, по мнению американских экспертов, знание ракетных технологий позволяет использовать достижения науки и в военных целях.
ТЕКСТ 35. НОВЫЙ ТОПЛИВНЫЙ БАК ДЛЯ «ШАТТЛА» ГОТОВ
В США завершились работы по изготовлению первого облегчённого внешнего бака для «Шаттла».
Энергетические характеристики «Шаттла» не удовлетворяли требованиям, необходимым для выведения на орбиту оборудования космической станции. Было два пути решения проблемы: либо уменьшить массу оборудования, либо уменьшить массу системы «Спейс Шаттл».
Конструкторы пошли по второму пути. Специалистами компании «Локхид Мартин» был изготовлен новый топливный бак. При тех же размерах, что и старый (длина - 47 м, диаметр - 8,2 м), его масса меньше на 3400 кг.
Этого удалось достигнуть, с одной стороны, за счет применения нового материала - сплава алюминия с литием120 (этот сплав легче и прочнее того металла, из которого был сделан старый бак) и, с другой стороны, за счет изменения конструкции стенок бака - они приобрели вафельную структуру121.
ТЕКСТ 36. ПРИЧИНЫ АВАРИИ НОСИТЕЛЯ Н-2
Попытка запуска экспериментального спутника связи, предпринятая японскими специалистами, закончилась неудачей.
При переводе спутника COMETS на круговую геостационарную122 орбиту двигатель второй ступени проработал гораздо меньше расчётного времени. Вместо того чтобы достичь высоты 36000 км над землей, спутник перешёл на орбиту с апогеем123 всего 1900 км, где его практическое применение невозможно.
Причиной аварии, скорее всего, стали неполадки124 двигателя. «Окончательно установить причину аварии пока не удалось», - сообщил представитель государственной комиссии Хирофуми Танегути. В информационном бюллетене125 японского космического агентства отмечалось, что имели место некоторые аномалии126, связанные с истечением гелия127 за несколько секунд перед отсечкой128 двигателя.
По другой версии, причиной отсечки явился прогар129
одного из газоводов. Раскалённые газы, вырывающиеся через образовавшееся отверстие, пережгли провода, ведущие к системе управления двигателя, которая дала сигнал к остановке двигателя. Основанием для такой версии является тот факт, что непосредственно перед отсечкой датчики отметили неожиданное повышение температуры элементов ступени и сбои в работе электронных систем контроля
УРОК 8
ТЕКСТ 37. РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ «ЭНЕРГИЯ»
Ракета-носитель «Энергия», используемая для выведения орбитального корабля на орбиту, представляет собой двухступенчатую ракету с продольным делением ступеней и состоит из центрального ракетного блока (блок Ц) и четырех блоков (блоки А) первой ступени, двигатели которых работают с момента старта. После отделения первой ступени выведение продолжается с помощью центрального блока Ц. Полезная нагрузка, выводимая РН на орбиту, устанавливается на центральном блоке (сбоку). Общая схема РН приведена на рис. 69.
ЖРД ракеты-носителя, использующие эффективные в энергетическом плане и экологически чистые компоненты топлива (кислород-керосин130 на блоках А и кислород-водород на блоке Ц), обладают высокой удельной тягой. Установка четырёх двигателей блока Ц и каждой камеры четырёхкамерного двигателя блока А обеспечивает отклонение (с помощью рулевых машин) их осей от оси ракеты, что создает управляющие моменты по всем трём (тангаж, рыскание, крен)131 каналам управления.
| Рис. 69. Схема ракеты-носителя: 1 - стартовый стыковочный блок; 2 - полезный груз (ПГ); 3 - боковые блоки первой ступени; 4 - центральный блок; 5 - передние узлы связи ПГ с РН; 6 - задние узлы связи; 7 - двигатели центрального блока; 8 - двигатели боковых блоков |
ТЕКСТ 38. ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕСПИЛОТНАЯ
РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ «АРИАН-4»
«Ариан-4» представляет собой трёхступенчатую ракету-носитель, которая, будучи полностью заправлена топливом и снабжена полезной нагрузкой, весит свыше 415 т132 и имеет высоту 60 м (рис. 70). Она создана государствами - членами Европейского космического агентства (ЕСА). Членами этой организации являются Австрия, Бельгия, Дания, Франция, Германия, Ирландия, Италия, Нидерланды, Норвегия, Испания, Швеция, Швейцария, Великобритания.