Файл: С личным составом в системе министерства внутренних дел российской федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 557

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Раздел I. Теоретические основы воспитательной работы с личным составом в системе МВД России

Глава 1. Сущность воспитания и его место в формировании личности человека

Глава 2. Актуальные проблемы воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел

Раздел II. Нормативно-правовые, организационные и содержательные основы системы воспитательной работы

Глава 1. Структура воспитательной работы с личным составом

Глава 2. Правовое регулирование, организационное и психологическое обеспечение воспитательной работы

Глава 3. Закономерности и принципы воспитания личности и коллектива

Раздел III. Основные направления воспитательной работы

Глава 1. Воспитание гражданственности и патриотизма

Глава 2. Правовое воспитание личного состава

Глава 3. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников

§ 4. Формирование профессиональной культуры сотрудников 4.1. Содержание организационно-культурного подхода и его влияние на корпоративную культуру органов внутренних дел Организационно-культурный подход представляет функциони-рующую социальную организацию как культурный феномен. При этом культура воспринимается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, ценностях, законах и повседневных ритуалах социальных общностей1.В соответствии с организационным подходом культура может рассматриваться как процесс создания реальных продуктов и результатов деятельности, которая позволяет определенным образом видеть и понимать события, действия, ситуации и придавать смысл и значение своему поведению. Зачастую понимание организации людьми основывается на тех процессах, которые порождают системы смыслов, разделяемых всеми ее членами. Каждая сторона функционирования социальной организации несет символический смысл и помогает создавать реальность.Организационно-культурный подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы (экономический, организационный). С этой точки зрения важно, насколько сотрудники органов внутренних дел интегрированы в существующую систему ценностей, т. е. безоговорочно принимают ее как «свою собственную», и готовы к изменениям в ценностной среде в связи с переменами в условиях профессиональной деятельности.Организационно-культурный подход дает комплексное представление о процессах развития и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения личности в многофункциональных, меняющихся контекстах. Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Культура создается как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая социальная организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением и заимствованием социального опыта2.Таким образом, по мнению специалистов в области науки управления, а также юридической педагогики позитивный вклад организационно-культурного подхода в понимание места и роли функционирующей социальной организации заключается в следующем: во-первых, современный уровень управления предполагает, что «объектом» управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа; во-вторых, представление об организации как о культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде; дает возможность влиять на организационную реальность через язык, нормы, обычаи, традиции. В частности, современный руководитель — это не только организатор, создающий определенные структуры и координирующий совместную деятельность подчиненных, но и человек, осуществляющий некие символические действия, направленные на создание и развитие определенных смыслов; в-третьих, организационно-культурное понимание социальной организации обеспечивает руководителя связной системой понятий, с помощью которых он может сделать свой повседневный управленческий опыт постижимым для других; в-четвертых, организационно-культурный подход позволяет не только адаптироваться социальной организации, но и изменять, преобразовывать среду, в которой она функционирует; в-пятых, в рамках указанного подхода можно утверждать, что эффективное развитие организации — это изменение не только ее структуры, технологий и навыков, но и ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей. Органы внутренних дел являются особым типом социальной организации, призванным удовлетворять фундаментальные потребности общества в безопасности его членов, охране общественного порядка и общественной безопасности, борьбе с преступностью. Поэтому организационно-культурный подход вполне применим к жизнедеятельности органов внутренних дел, процессу управления их персоналом, профессиональному воспитанию сотрудников.В рамках современной управленческой терминологии функционирование органов внутренних дел вполне можно представить как «работающую корпорацию», являющуюся совокупностью публичных служб, обслуживающих все общество, «всю нацию»1.Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет корпорацию как «объединенную группу, круг лиц одной профессии»2. Практически также трактует эту категорию Словарь иностранных слов, рассматривая ее как «общество, союз, группу лиц, объединенных общностью профессиональных или сословных интересов»3. В XIX в. известный исследователь войн К. Клаузевиц ввел в научный оборот понятие «корпоративный дух». Он назвал его средством, создающим боевой дух армии, ее воинскую доблесть, отмечая следующее: «В том, что мы называем доблестью, корпоративный дух является в известной степени связующим средством, спаивающим образующие ее природные силы»1. Характерной чертой корпоративного духа Клаузевиц считал «профессиональное своеобразие» того дела, которым занимаются люди. «А раз это так, — подчеркивает он, — то те, которые занимаются военным делом, и пока они им занимаются, будут рассматривать себя как своего рода корпорацию…»2. Вышесказанное можно отнести и к деятельности органов внутренних дел как одной из «силовых» структур современного Российского государства.Современная культурология рассматривает культуру как фундаментальный феномен, который образует важнейшую составляющую жизни общества и определяет психологию, сознание и поведение его членов. Как замечает исследователь А. С. Кармин, «разработка теоретических взглядов на культуру в ХХ в. идет в двух основных направлениях. Одно из них — адапционизм — рассматривает культуру как специфический человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. Центральное место здесь отводится категории деятельности. Другое направление — идеационизм — понимает культуру как область идеального, содержащую продукты духовного творчества человека. Позиции адапционизма и идеационизма в течение последнего времени постепенно сближаются. Почвой, на которой происходит это сближение, является информационно-семиотическая концепция культуры»3. Исходным пунктом информационно-семиотического подхода к культуре выступает адапционистский тезис о том, что в ней воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. В этом отношении «культура» противостоит «натуре», т. е. природе в ее первозданном, нетронутом виде.По мнению современных культурологов, с информационно-семиотической точки зрения мир культуры слагается из трех основных аспектов: мира артефактов, мира смыслов и мира знаков. Артефакты — продукты человеческой деятельности — представляют собой культурные феномены, поскольку они выступают как знаковые средства и образуют тексты, в которых запечатлена социальная информация. Сама же культура с этой точки зрения определяется как социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств4.Корпоративная культура органов внутренних дел является специфической культурой особого вида социальной организации и ее сотрудников, несущих государственную службу, имеющих право принуждать других граждан к соблюдению правовых норм и применять оружие, подчиняющихся строгой дисциплине в рамках единоначалия. Эту культуру можно представить также как исторически сложившийся социальный опыт деятельности органов внутренних дел в области защиты личности, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка.4.2. Культура и имидж руководителя органа внутренних дел Для каждого из нас важно хорошо выглядеть в глазах окружающих. Именно этой проблемой и занимается новая отрасль гуманитарного знания — имиджелогия. Имидж (от англ. Image

Глава 4. Повышение общественного престижа деятельности органов внутренних дел и авторитета их сотрудников

Глава 5. Формирование эстетической культуры личного состава органов внутренних дел

Глава 6. Совершенствование физических качеств сотрудников и формирование здорового образа жизни

Глава 7. Формирование культуры межнациональных отношений с учетом национального своеобразия служебных коллективов

Глава 8. Воспитание у сотрудника профессиональных и профессионально-значимых качеств, необходимых для действий в экстремальных условиях

Раздел IV. Современные технологии воспитания личного состава органов внутренних дел

Глава 1. Технологии воспитательного процесса

Глава 2. Система методов профессионального воспитания сотрудников органов внутренних дел

Глава 3. Формы воспитания личного состава

Раздел V. Взаимосвязь коллективного и индивидуального в воспитательной работе

Глава 1 Воспитание коллектива сотрудников

Глава 2. Индивидуальная воспитательная работа с личным составом

Глава 3 Самовоспитание личности сотрудника органа внутренних дел

Глоссарий


Глоссарий



А
АВТОНОМИЯ В ОБРАЗОВАНИИ — один из основных принципов государственной политики в области образования, предусматривающий самостоятельность образовательных учреждений в подборе и расстановке кадров, учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством и их уставами, утвержденными в установленном законодательством порядке.

АВТОРИТАРНОСТЬ (лат. auctoritas — влияние, власть) — социально-психологическая характеристика стиля руководства (лидерства). Проявляется в сосредоточении в руках одного человека всей полноты власти, в устранении других людей от решения важнейших вопросов совместной деятельности, в подавлении их инициативы, в воздействии на них преимущественно мерами принуждения.

АВТОРИТАРНЫЕ СПОСОБНОСТИ ПЕДАГОГА — способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на обучаемых и умение на этой основе добиваться у них авторитета. Авторитарный стиль в деятельности педагога основывается в основном на его авторитете и если опирается на исключительно волевые приемы педагогического воздействия, то может проявляться в злоупотреблении властью.

АВТОРИТЕТ (лат. auctoritas — влияние, власть) — 1) влияние, которым пользуется группа или индивид в различных сферах жизни, основанное на признании их опыта, знаний, профессионально-нравственных достоинств и так далее (в социальной психологии иногда соотносится с представлением о «власти»); 2) признание за индивидом права принимать решения в значимых для отдельных лиц или группы ситуациях. В этом значении авторитет может не совпадать с властью. Авторитетом может пользоваться человек, не наделенный властными полномочиями, но обладающий высокой степенью референтности окружающих.

АВТОР — физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение.

АВТОРСКИЙ ЛИСТ — единица объема письменного документа, служащая основанием для учета труда авторов, переводчиков, редакторов и др. Соответствует тексту в 40 тыс. печатных знаков (включая знаки препинания и пробелы между словами), т.е. примерно 22 страницам машинописного текста через 2 интервала или 700 строкам стихотворного текста, или 3000 кв. см отпечатанного графического материала (иллюстраций, карт и т.п.).


АДАПТАЦИЯ (лат. adaptaio — приспособляю, приспособлять) — способность организма или системы, изменяясь, приспосабливаться к различным условиям внешней среды.

Выделяются разновидности: физическая, психофизиологическая, психологическая, социальная, социально-экономическая, социально-речевая и т.п. В педагогике — оптимальное приспособление к условиям обучения и воспитания.

АКМЕОЛОГИЯ — наука о зрелости, вершинах человеческой деятельности (АКМЭ — др. греч. — зенит жизни, время расцвета физических, умственных, творческих потенций человека. АКМЭ совпадает с пиком сексуальнной активности).

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ — методы, повышающие мотивацию слушателей и стимулирующие познавательную деятельность обучаемых. Они ориентированы на передачу инициативы по овладению новым содержанием самому слушателю. К числу наиболее характерных активных методов обучения относятся: деловые игры, тренинги, тематические дискуссии, анализ конкретных ситуаций и др.

АНАЛИЗ — изучение каждого элемента или стороны явления как части целого, расчленение изучаемого предмета или явления на составные элементы, выделение в нем отдельных сторон, установление взаимосвязей между отдельными элементами.

АТАКА МОЗГОВАЯ (штурм мозговой) — один из вариантов коллективной мыслительной деятельности, предполагающий работу по определенным правилам, таким, как максимальная активность, отсутствие критики, порождение различных вариантов, творчество.

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА (греч. autos caм + genesis — происхождение) — метод психической саморегуляции, самовнушения, самонастройки психики, основанный на использовании процесса релаксации и позволяющий в известной мере управлять психическими, физиологическими процессами своего организма. Установлено, что А.т. может влиять на эндокринную, иммунную и другие системы организма, а это позволяет успешно использовать ее в рамках психологической подготовки к значимой для преподавателя деятельности.

Различают два уровня А.т.: 1) обучение релаксации; 2) обучение погружению в предгипнотическое состояние.
Б
БАЗА ДАННЫХ — информация, содержащаяся в картотеках, на машинных носителях, дисках, в различных устройствах и применяемая при проведении специальных операций.


БАЗОВАЯ ПОДГОТОВКА — обучение профессии или другим видам деятельности, которыми лицо не владело ранее. Достигнутые результаты рассматриваются как необходимая предпосылка (база) дальнейшего обогащения установок, знаний и умений.

БАКАЛАВР (лат. baccalaureus) — первая ученая степень во многих современных зарубежных странах. Например, во Франции степень бакалавра присваивается окончившим среднюю школу и дает право поступления в университет.

БЕСЕДА ЭТИЧЕСКАЯ — специально подготовленная и организованная беседа педагога с обучающимися, имеющая целью способствовать их нравственному совершенствованию.

БЛОК-СХЕМА — статическое или динамическое отображение с помощью символов, стрелок, графов, соединительных линий и геометрических фигур, текстов.
В
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ — согласованная деятельность по достижению совместных действий и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи.

ВНИМАНИЕ — психический познавательный процесс, заключающийся в преимущественной устремленности сознания человека на определенный объект или явление, в результате чего они отражаются полнее, отчетливее, глубже. К числу характеристик В. относятся такие свойства и качества, как концентрация, распределение, объем, переключаемость, устойчивость, колебание, избирательность. Выделяют три вида В.: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

Внимание непроизвольное — разновидность внимания, связанная с проявлением ориентировочного рефлекса. В.н. проявляется без усилия воли, бессознательно.

В.н. вызывается непривычными стимулами, объектами наблюдения, является непродолжительным и может использоваться как начальный толчок к вниманию произвольному.

Непривычными стимулами В.н. могут быть: новая по содержанию информация, необычные сравнения, изображения (видео, кино, фото), вызывающие новые эмоциональ­ные состояния (в т.ч. подавленность, неприязнь).

В работе со взрослой аудиторией В.н. является фактором, определяющим начальный интерес к информации, обеспечивающий эмоциональную удовлетворенность от полученной информации.

Внимание послепроизвольное — разновидность внимания, связанная с автоматизацией деятельности по концентрации сознания на определенном явлении, процессе и заменой в этой связи волевого усилия интересом, внутренней готовностью к восприятию именно данного явления, а не другого.


В.пп. особенно ярко проявляется в эпизодах общения с авторитетными специалистами, преподавателями.

Внимание произвольное — разновидность внимания, связанная с сознательным намерением сконцентрировать сознание на каком-то явлении или объекте в результате его самонастройки. В.п. требует волевого усилия и предполагает достижение поставленной цели.

Для слушателей курса повышения квалификации источником В.п. является потребность получить информацию, полезную для профессионально-должностной деятельности.

Задача преподавателя в обеспечении В.п. заключается в том, чтобы в начале курса занятий и на каждом последующем из них раскрывать практическое назначение предлагаемой информации и тем самым подготовить слушателей к формированию В.п., направленности и сосредоточенности сознания на определенных объектах или определенной деятельности.

ВНУШЕНИЕ — особая форма воздействия на человека, заключающаяся в том, что у него вызывается известное представление, идея и чувство не путем логического рассуждения, а исключительно путем указания на появление у него этого представления, чувства и т.д.

«Внушение действует путем непосредственного прививания психических состояний, т.е. идей, чувствований и ощущений, не требуя вообще никаких доказательств и не нуждаясь в логике» (В.М. Бехтерев). В противоположность другим видам воздействия при В. роль субъекта, испытывающего воздействие, отступает на второй план. Воздействие становится В. лишь тогда, когда воспринимается личностью без всякой критики.

ВОЗРАСТ — характеристика развития индивида во времени. Понятие В. как синонима длительности (В. — это число прожитых лет), долгое время державшееся в науке, более не соответствует научным представлениям. Первая характеристика В. — общая продолжительность жизни — дополняется второй характеристикой — необратимой сменой фаз индивидуального развития, а затем третьей — длительностью каждой отдельной фазы. Фазное протекание целостного жизненного цикла, охватывающего процесс индивидуального развития от рождения человека до смерти, есть последовательная смена моментов становления, эволюции и инволюции индивида.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ —