Файл: Республиканский научнометодический журнал Педагогический.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 150

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ: СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ:

ТЕХНИЧЕСКОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Сроки

Книжный вариант энциклопедии

Роль творческой фантазии в процессе обучения игре на фортепиано

Ұстаз - ұлы есім

Блоги как средство коммуникации: виды и функции блогов

Бастауыш сынып оқушыларын шығармашылық іс-əрекетке баулудың психологиялық-дидактикалық шарттары

Санның дəрежесі қандай цифрмен аяқталатынын табу

Применение методов критического мышления как способ повышения результативности в обучении на уроках физики

Google-сервисы на уроках русского языка и литературы

Роль дидактических игр в формировании и развитии

SMART-технологии как необходимый компонент системы образования

Психологическое сопровождение учащихся в периоды адаптации

Роль социального партнерства в подготовке специалистов по специальности «Организация питания»

Патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений воспитательной работы в колледже

Трудности социальной адаптации у детей с аутизмом в общеобразовательной школе

Қазақстандағы бастауыш мектеп педагогтарын даярлаудың мазмұнының ерекшеліктері

Эффективные пути повышения качества обучения

Разработка и применение суммативных работ по русскому языку

Роль производственного обучения в подготовке высококвалифицированного специалиста

Метр. Я расту

В. Астафьев «Белогрудка»

Сила упругости

Қаныш Сəтбаев

Двумерный массив

Нахождение числа по его проценту

Г. Скребицкий «Как белочка зимует?»

Пайдалы қазбалар жанама?

Көлік инфрақұрылымы

Елі сүйген Елбасы

Откуда ты, вода?

Как вращается земля?

Сердце и его работа

Времена года

Салқындатқыш сұйықтықтар


Доунса, определяют следующие пять основных способов использования блогов в иноязычном об- разовании:

  1. преподаватели используют блоги вместо стан- дартной классной веб-страницы, на которой они размещают расписание курса, домашнее задание, тексты / статьи для изучения и упражнения;

  2. преподаватели размещают на классном блоге ад- реса сайтов в Интернете, которые могут использо- ваться обучающимися для подготовки по изучае- мой теме;

  3. блоги используются для организации внутри- классовой дискуссии, что позволяет студентам и преподавателям лучше узнать друг друга, узнать мнения остальных, выявить сходства и различия;

  4. преподаватели используют блоги для организа- ции классных семинаров и изложения прочитан- ного;

  5. студентам предлагается создать собственные блоги, в которых они отчитываются о проделанной работе, т.е. выполняют упражнения, пишут эссе, статьи по предложенным вопросам.

Анализ предлагаемой С. Доунсом типологии бло- гов показывает, что второй и третий виды блогов во многом имеют схожее значение [3]. Кроме того, ав- тор не уточняет, в каком блоге должны публико- ваться, например, эссе студентов – в общем или личном. На наш взгляд, разделение блогов по прин- ципу организации / неорганизации на них сетевого обсуждения не выглядит рациональным. Анализ ряда работ показывает, что в зависимости от цели обучения и развития конкретных речевых умений обучающихся блоги могут подразделяться на три вида: блог учителя, личные блоги учащихся и блог учебной группы [4].

Блог преподавателя. Этот вид блога создается и управляется преподавателем иностранного языка. Блог может содержать информацию личного харак- тера об интересах, хобби, путешествиях, проведен- ном отпуске, семье учителя. В этом случае блог бу- дет служить обучающимся примером для создания собственных личных блогов. Также на блоге препо- даватель может размещать информацию о курсе или предмете:

  • программу курса (на неделю, месяц, четверть);

  • домашнее задание;

  • информацию о пройденном на конкретном заня- тии материале;

  • рекомендуемые источники на иностранном языке для дополнительного изучения (чтения и аудирова- ния);

  • ссылки на информационно-справочные Интер- нет-ресурсы;

  • ссылки на учебные Интернет-ресурсы по изучае- мым темам;

  • ссылки на сетевые тесты по осваиваемым темам для факультативной самостоятельной работы

(например, после изучения конкретного граммати- ческого времени учащиеся могут проверить себя, выполнив тест онлайн) [3].

Такие тесты на английском языке можно найти на сайте www.iteslj.org. Подобный контент блога пре- подавателя будет полезен обучающимся для уточ- нения домашнего задания и получения ссылок на дополнительные источники для внеаудиторной и внеклассной работы.

Обучающиеся при работе с блогом преподавателя будут развивать умения чтения на иностранном языке. Тогда блог будет выступать в качестве функ- ционального типа текста, на основе которого обу- чающиеся могут развивать следующие умения чте- ния:

  • выделять необходимые факты / сведения;

  • извлекать необходимую / интересующую инфор- мацию;

  • оценивать важность информации [4].

Личные блоги обучающихся. Преподаватель может предложить учащимся создать личные блоги. В этом случае блог преподавателя будет служить мо- делью построения обучающимися личных блогов. В своих блогах на изучаемом иностранном языке ученики могут представить информацию о дате и месте рождения, семье, увлечениях, интересах, друзьях, достижениях в учебе или спорте, ссылки на любимые сайты сети Интернет, фотографии и видеоролики. Ввиду того, что ресурсы сети Интер- нет доступны всем пользователям из различных уголков планеты, при необходимости обучающи- еся могут ограничивать доступ к личной информа- ции. В связи с тем, что языковая подготовка обуча- ющихся различна, материалы блога также должны быть проверены преподавателем, прежде чем будут размещены в сети.

Обучающимся может быть предложено ежене- дельно добавлять новую информацию (сначала о своих интересах и увлечениях, затем о прошедших каникулах и т.п.), а также знакомиться с блогами своих одноклассников и комментировать информа- цию, размещенную в них. На старшей ступени об- щего среднего образования (базовом и профильном уровнях) личные блоги учащихся могут выступать в качестве электронных портфолио, содержащих коллекцию материалов (сочинений, фотографий), демонстрирующих личные достижения за опреде- ленный промежуток времени.

При работе с личными блогами обучающиеся раз- вивают следующие языковые умения.

Умения письменной речи:

  • использовать необходимые языковые средства для представления в письменной форме личной ин- формации о себе (автор блога);

  • использовать необходимые языковые средства, с помощью которых возможно представить родную страну (населенный пункт, школу) и культуру в


иноязычной среде (автор блога);

  • использовать необходимые языковые средства для выражения мнения, проявления согласия / не- согласия в некатегоричной и неагрессивной форме (при комментировании блога одноклассника или мнений других учеников);

  • аргументировать свою точку зрения, используя языковые средства (при комментировании блога одноклассника);

  • писать письма личного характера;

  • писать различного типа эссе;

  • писать рецензии к фильмам и книгам. Умения чтения:

  • выделять необходимые факты / сведения;

  • извлекать необходимую / интересующую инфор- мацию;

  • оценивать важность информации.

Обсуждение книги / рассказа / фильма в блоге пе- ред написанием сочинения, перед подготовкой диа- логического или монологического высказывания поможет учащимся, во-первых, выразить собствен- ную точку зрения, что далеко не всегда возможно в классе, во-вторых, услышать мнения других и научиться воспринимать плюрализм мнений и культурное разнообразие как норму сосуществова- ния в современном поликультурном мире [5; 7], в- третьих, развить умения критического мышления. Количество участников обсуждения в блоге имеет важное значение. Каждый новый участник – это другое мышление и мнение, ознакомиться с кото- рым необходимо для определения собственной по- зиции. Именно поэтому при организации работы в блоге важно привлечь к обсуждению максимальное число людей. В связи с этим привлечение к Интер- нет-дискуссии учащихся одного и того же класса в разных учебных подгруппах или учащихся из раз- ных классов или школ будет иметь большое значе- ние как для повышения мотивации общения на ино- странном языке, так и для ознакомления с мнени- ями других.

Блог учебной группы. В отличие от личных блогов обучающихся, каждый из которых расположен на отдельной странице, в блоге учебной группы ком- ментарии учащихся размещаются на одной стра- нице последовательно. Это значительно облегчает знакомство с мнениями друг друга и стимулирует обсуждение. Использование блогов способствует развитию умений чтения и письма [4]. При работе с блогом учебной группы обучающиеся развивают следующие умения.

Умения письменной речи:

  • излагать содержание прочитанного / прослушан- ного иноязычного текста в тезисах или кратких со- общениях;

  • использовать необходимые языковые средства для выражения мнения, проявления согласия / не- согласия в некатегоричной и неагрессивной форме;

  • проводить аналогии, сравнения, сопоставления доступными языковыми средствами;

  • аргументировать свою точку зрения, используя языковые средства.

Умения чтения:

  • выделять необходимые факты / сведения;

  • отделять основную информацию от второстепен- ной;

  • определять временную и причинно-следственную связь между событиями и явлениями;

  • обобщать описываемые факты / явления;

  • оценивать важность / новизну / достоверность ин- формации.

Кроме того, в ходе опроса блоггеров Livejournal, проведённого в 2015 году, были выделены следую- щие функции блогов [3].

Коммуникативная функция

Коммуникативная функция упоминается чаще всего. Большинство блоггеров говорят, что ведут или читают блоги ради общения с интересными им людьми. В первую очередь это возможность ска- зать что-то один раз так, чтобы это услышали мно- гие. Каждый прочтет материал в удобное ему время или не будет читать вовсе, решив, что это ему не- интересно. Как для «читателей» так и для «писате- лей» можно выделить два направления коммуника- тивной мотивации в использовании блогов - обще- ние со знакомыми и расширение круга общения. В то время как одни люди заводят блог для удобства коммуникации с имеющимися знакомыми, другие заводят блог для того, чтобы познакомиться с но- выми людьми, для расширения своей аудитории. В этих двух формулировках - «познакомиться с но- выми людьми» и «расширить аудиторию», которые действительно употреблялись участниками опроса, находит свое отражение ещё одно различие: в то время как одним нужны друзья, другим – слуша- тели [6; 29].

Функция самопрезентации

Несколько респондентов отмечали, что изначально задумывали создать персональную страничку (сайт в интернете), но потом, узнав о том, насколько легко вести блог, предпочли эту форму изложения информации о себе. Существует класс блогов, предназначенных для публикации и обсуждения произведений автора (прозы, стихов, фотографий, рисунков), однако и обычный дневник тоже несет информацию о личности автора. «Веду дневник, чтобы меня читали» могут сказать многие блоггеры [6; 29].

Функция развлечения

Многие люди предпочитают ведение блога, чтение блогов и дискуссии в комментариях в качестве раз- влекательного времяпрепровождения, особенно, если они по каким-либо причинам ограничены в других средствах развлечения, кроме интернета, и имеют довольно много свободного времени,


которое надо тратить, например, молодые мамы со- ставляют заметную часть сообщества блоггеров - им всегда есть о чём написать в свой блог, у них много вопросов, с которыми они могут обратиться к другим и т. д. Блоги представляют собой неисчер- паемый источник развлекательного чтения [6; 29]. Некоторые пользователи используют блоги, чтобы тратить время, которого у них много, другие же ис- пользуют его из-за нехватки свободного времени для полноценного общения. Таким образом, меха- низм сообщества блоггеров позволяет вести обще- ние в удобном для каждого пользователя режиме и с той интенсивностью, которая ему нужна.

Функция сплочения и удержания социальных свя- зей

Блогосфера объединяет десятки тысяч пользовате- лей, среди которых многие найдут людей, с кото- рыми они были когда-то знакомы. Блоги, выполняя функции социальных сетей, позволяют поддержи- вать прервавшиеся в реальной жизни социальные связи и лучше узнавать своих знакомых.

Благодаря особенности отложенной многопользо- вательской коммуникации некоторые из респон- дентов используют блоги с нетрадиционной целью

  • для организации взаимодействия рабочей группы, обсуждения рабочих вопросов и т.п., так как для многих задач подобный способ оказывается более удобным, чем электронная почта, службы мгновен- ных сообщений и т.п. Группы, организованные на основе списков рассылки электронной почты также могут выполнять подобную задачу, однако в ситу- ации, когда все участники проекта ведут блоги на одном сервисе, добавление ещё одного канала ком- муникации может показаться излишним [6; 29]. Функция мемуаров

Как и традиционный бумажный дневник, блог, по- мимо новых функций, может осознаваться и как не- сущий функцию мемуаров, места для каких-то за- писей, которые могут пригодиться в будущем, спо- собом не забыть о подробностях тех или иных со- бытий своей жизни. Пользующиеся этой функцией респонденты полагают, что ведут дневник для себя, для того чтобы потом читать, для того чтобы запи- сывать что-то, что не хочется забыть. И подумать об этом позже. Авторы создают нечто вроде отло- женной коммуникации с самим собой [7].

Функция саморазвития, или рефлексии

Эта функция связана с тем, что блог предоставляет возможность участникам создать образ иного Я, возможно, такого, к которому автор стремится. Не- которые отмечают, что публичность дневника вы- нуждает их продолжать его вести, а также застав- ляет учиться более грамотно структурировать свои мысли, что помогает им и самим лучше понять про- живаемые события (излагая свою проблему или

идею в письменном виде, становится легче анали- зировать ситуацию) [7].

Психотерапевтическая функция

Встречаются также упоминания о психотерапевти- ческой функции блога, которая либо предполага- лась заранее, либо была осознана в процессе веде- ния записей - «выплеснуть эмоции», «изложить наболевшее», «для успокоения нервов, в конце кон- цов». Данная функция традиционного дневника, ведущегося в укромной тетрадке, приобрела новую форму и новые возможности, как способ пожало- ваться на жизнь множеству людей сразу и получить в ответ успокоительные комментарии [6; 29].

В настоящее время, блоги завоевывают все боль- шую и большую популярность среди изучающих иностранный язык, что обусловлено новизной тех- нологий и является мотивирующим фактором в обучении. Тем не менее, преподаватель должен поддерживать интерес учащихся к ведению блога. Необходимо выработать у них привычку вести блог, для этого нужно, чтобы записи в блоге были регулярными (например, раз в неделю); преподава- тель должен поощрять и стимулировать работу с блогом, в том числе чтение и комментирование со- общений своих одноклассников. Преподаватель должен оставлять комментарии в блогах, обсуж- дать с ними написанное и т.д.

Список использованной литературы:

  1. Роберт И.В., Панюкова С.В., Кузнецов А.А., Кравцова А.Ю. Информационные и коммуникаци- онные технологии в образовании: Учебно-методи- ческое пособие. М., 2008.

  2. Карабач О.В., Устименко А.И., Чудина А.Г. Роль мультимедийных технологий в преподавании иностранного языка. – Харьков: НФаУ, 2009. – C. 33.

  3. 33. Downes S. E-Learning 2.0 // eLearn Magazine. 2005. Retrieved June 25, 2007, from.

  4. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обуче- ния иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет- технологий: учеб. -метод. пособие. М.: Глосса- Пресс; Ростов н/Д: Феникс, 2010. C. 63-67.

  5. Сысоев П.В. Информационные и коммуникаци- онные технологии в обучении иностранному языку: теория и практика // Монография. М.: Глосса-Пресс, 2012. – С. 54.

  6. Филатова А.В. Оптимизация преподавания ино- странных языков посредством блог-технологии. М., 2005.

  7. Сысоев П.В. Дидактические свойства и функции современных информационных и коммуникацион- ных технологий // Иностранные языки в школе. 2012. №6. С. 12-21.


Бастауыш сынып оқушыларын шығармашылық іс-əрекетке баулудың психологиялық-дидактикалық шарттары



Слямова Гүлім Жумабекқызы

«К. Нұрбаев атындағы Ақсуат орта мектебі» КММ

бастауыш сынып мұғалімі


Қоғамның əлеуметтік-экономикалық, ғылыми-тех- никалық т.б. үрдістері жастардың белсенді, шығар- машылықпен жұмыс істейтін жəне кеңінен ойлауға қабілетті болуын қажет етеді. Сондықтан, мектеп- тегі оқу үрдісінің негізгі мақсаты - арнайы педаго- гикалық əдістер арқылы мақсатты жəне жүйелі түрде оқушылардың интеллектін, шығармашылық- пен ойлауын дамыту, ғылыми көзқарасы мен бел- сенділігін қалыптастыру, өз бетінше -білім ала алу дағдыларының дамуына негіз салу.

Қоғамның денгейі қандай болса, мектептердегі бі- лім беру сапасы да соған лайық болмақ. Қоғамның алдына қойған мақсаттарына сəйкес оқушының жеке тұлғасын қалыптастырудың мақсаты анықта- латыны, соған лайықты білім беру жүйесі құрыла- тыны, мақсат өзгерсе білім беру жүйесінің де өзге- ретіні педагогикалық ғылымдар тарихынан белгілі. Өйткені, қоғам - тапсырыс беруші, ал мектеп - осы тапсырысты жүзеге асырушы педагогикалық жүйе. Олай болса, еліміздегі нарықтық қатынастардың орнығуы жүріп жатқан жағдайда мектептегі оқу- шының жеке тұлғасын қалыптастыру мақсаттары- ның өзгеруі де заңды құбылыс.

Қазіргі кездегі оқушы мұғалімнің белсенді əсерінің объектісі -«білім толтырылуы тиіс құмыра», илеуге көне беретін «балшық» емес (Галперин П.Я). Ол өсіп, дамып отыратын өзіндік тұлға. Оқушыны оқыту субъектісі ретінде қарай отырып қана бейне- леу өнері, дүниетану, еңбек, математика оқытудың мақсаты мен міндетін нəтижелі іске асыруға бо- лады. Сол себептен де Л.М.Фридман: оқыту мен тəрбиелеудің барлық күрделі міндеттерінің жүзеге асырылуы, оқушының қаншалықты мөлшерде өзі- нін оқу-тəрбиелік қызметінің субъектісі болуына байланысты - деп көрсеткен болатын.

Сондықтан да, педагогикалық үрдіс барысында мұ- ғалім-тəрбиеші басты ролге ие бола отырып, бар- лық уақытта оқушының қызмет субъектісі болуына ықпал жасауы тиіс.

Қазіргі, адамға қажетті білімдер көлемі қауырт, əрі тез өсіп отырған жағдайда, оқушылардың белгілі - бір деректердің жиынтығын ғана меңгеруіне ден коюына болмайды. Сондықтан субьектінің өз бе- тінше білімін толтыру ғылыми жəне саяси инфор- маииялардың ағынында бағдар ұстай білу біліктілі- гіне дағдыландыру қазіргі кездегі аса маңызды іс. Бұл мəселе, мектептегі оқытудың дəстүрлі түсін- діру-көрсетпелік түрімен қатар, белсенді-шығарма- шылыққа ден қоюды талап етіп отыр. Өйткені осы кезге дейін білім жүйесі біліммен біршама

қаруланған “атқарушылар” даярлап келді.Ендігі жерде білім беру жүйесін шығармашыл, ғылымда, техникада, экономика мен басқаруда жаңа жолдар мен əдістер іздеп таба алатын, батыл да жаңашыл, ақыл -ойы дамыған адамдарды даярлау талап еті- луде. Білім беру жүйесі – өзіндік ақыл -ойы дамы- ған адамдарды даярлау талап етілуде. Білім беру жүйесі өзіндік ақыл ой “фабрикасы” болуы тиіс (Г.И. Волков).

А.Е. Əбілқасымованың пікірінше, жеке адамның белсенділігі дегеніміз «серпімді» ізденімпаздық, ал ізденімпаздық - тұрақты белсенділік. Танымдық белсенділік пен ізденімпаздық əлеуметтік белсенді- лік пен ізденімпаздықтың түрлері болып табылады. Танымдык кажетсіну - белсенділіктің жəне ізденім- паздықты дамытудың қайнар көзі.

Танымдық қажетсіну - өзіндік заңдылықтары бар ерекше қажетсіну - сəби дүниеге келген күннен бас- тап пайда болып, адам жасының үлкеюіне қарай біртіндеп күрделеніп, принципті түрде өзгеріп оты- рады, бұл орайда танымдық қажетсінудің қарапа- йым деңгейінің орнына неғұрлым күрделі деңгейі келеді. Жасқа жас қосылған сайын танымдық қа- жетсінуді қанағаттандыру тəсілдері де өзгереді.

Таным барысындағы қиыншылықтарды жеңу, бұл үшін қажетті ерік пен жігерін жұмсау жеке тұлға- ның өзінің танымдық əрекетін нысаналы түрде жəне саналылықпен реттеуін талап етеді. Еріктің болуы жеке тұлға үшін елеулі, маңызды мақсаттар меп міндеттерге тікелей байланысты. Мақсаткерлік адамның ерік мінез-құлқының негізгі нысандары- ның бірі тұлғаның ерік күшін іске асыру үшін зор маңызы бар. Алға мақсат қою жəне оны қабылдау - жеке тұлғаның мақсатқа жету жөніндегі бұдан бы- лайғы ерік-күшін айқындайтын кезең болып табы- лады.

А.Н.Леонтьевтің қызмет теориясына сəйкес мақ- саттың қызметті ұйымдастырудағы реттеушілік ма- ңызы, оның субъектіге сырттай берілетін-берілмей- тініне немесе ізденімпаздықтың жемісіне айнала- тын-айналмайтынына байланысты. Таным қызмет түрлерінің бірі болғандықтан, таным барысындағы қиындықтарды жеңу жөніндегі ерік -күші таным қызметінің мақсатын кімнің алға қоятынына елеулі дəрежеде байланысты деп жорамалдауға болады. В.И.Селиванов оқушылардың ерік - күшінің түрлі сипатын айқындайтын оқу-танымдық əрекеттің мақсатын қоюдың үш нұсқасын бөліп көрсетеді:

  1. Шығармашылық əрекет мақсатын мұғалім қояды. Оқушы бұл мақсатты ат үсті қабылдайды.