Файл: Республиканский научнометодический журнал Педагогический.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 127

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ: СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ:

ТЕХНИЧЕСКОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Сроки

Книжный вариант энциклопедии

Роль творческой фантазии в процессе обучения игре на фортепиано

Ұстаз - ұлы есім

Блоги как средство коммуникации: виды и функции блогов

Бастауыш сынып оқушыларын шығармашылық іс-əрекетке баулудың психологиялық-дидактикалық шарттары

Санның дəрежесі қандай цифрмен аяқталатынын табу

Применение методов критического мышления как способ повышения результативности в обучении на уроках физики

Google-сервисы на уроках русского языка и литературы

Роль дидактических игр в формировании и развитии

SMART-технологии как необходимый компонент системы образования

Психологическое сопровождение учащихся в периоды адаптации

Роль социального партнерства в подготовке специалистов по специальности «Организация питания»

Патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений воспитательной работы в колледже

Трудности социальной адаптации у детей с аутизмом в общеобразовательной школе

Қазақстандағы бастауыш мектеп педагогтарын даярлаудың мазмұнының ерекшеліктері

Эффективные пути повышения качества обучения

Разработка и применение суммативных работ по русскому языку

Роль производственного обучения в подготовке высококвалифицированного специалиста

Метр. Я расту

В. Астафьев «Белогрудка»

Сила упругости

Қаныш Сəтбаев

Двумерный массив

Нахождение числа по его проценту

Г. Скребицкий «Как белочка зимует?»

Пайдалы қазбалар жанама?

Көлік инфрақұрылымы

Елі сүйген Елбасы

Откуда ты, вода?

Как вращается земля?

Сердце и его работа

Времена года

Салқындатқыш сұйықтықтар


Степень сформированности наглядно-образного мышления во многом определяет успешность даль- нейшего школьного обучения ребенка и обуслов- ливает готовность к развитию словесно-логиче- ского мышления. Одна из наиболее важных форми- руемых способностей состоит в понимании и ис- пользовании речи. Слово очень рано начинает опо- средствовать отражение ребенком окружающего мира, тем самым оказывать решающее влияние на развитие его познавательных процессов.

А. П. Усова, В. Н. Аванесова, З. М. Богуславская, Е О. Смирнова, А.И Сорокина, А. К. Бондаренко Л. А. Венгер, А. Н. Леонтьев предлагают использовать дидактическую игру как игровой метод обучения детей, в котором развиваются психические про- цессы - мышление, воображение, память, речь, вни- мание. В игре ребёнок формируется как личность, у него развиваются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть его успешность в учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Дидактические игры способствуют разви- тию познавательной деятельности, интеллектуаль- ных операций, побуждают детей быть вниматель- ными, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания об окружающем мире. Ав- торы предлагают использовать во взаимодействии разнообразные виды дидактических игр - игры с предметами (игрушками, природным материалом); настольно печатные; словесные игры.

Условиями использования дидактической игры для развития наглядно-образного мышления старших дошкольников является создание педагогом благо- приятных условий для игр детей, доброжелатель- ной атмосферы; использование разнообразных ви- дов дидактических игр, которые будут способство- вать развитию мыслительных операций, понима- нию явлений, связанных между собой причинно- следственными зависимостями, побуждение детей к рассуждению, обобщению, выводам и обоснова- нию суждений; подбор игр с разнообразными игро- выми действиями, в ходе реализации которых ребе- нок с интересом успешно решает сложные познава- тельные и игровые задачи. Для этого эффективно использование игр и упражнений.

Упражнение «Кто без чего не обойдётся».

Ребёнок выбирает из предложенных картинок с изображениями слов две картинки, которые больше всего подходят к данному слову. Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Например, сад… какие слова самые главные: рас- тения, садовник, собака, забор, земля? Без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему? Без садовника… собаки… забора… земли? Почему?

Примерные задания:

Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голе- нище)

Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)

Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велоси- пед)

Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила) Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово) Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты) Школа (учитель, ученики, столы, стулья, книги, тетради)

Второй вариант. Называем слова, и спрашиваем: чего не может быть без этого предмета, для чего или кого оно самое главное? Например: вода, про- вод, карандаш, стекло, кирпич.

Игра «Четвертый лишний»

Ребенку предъявляется картинка с изображением 4- х предметов, три из которых можно объединить обобщающим словом, а четвертый предмет по от- ношению к ним окажется «лишним». Ребенок дол- жен определить, какой предмет лишний и все оставшиеся предметы назвать, одним словом.

Игра «Художник»

На доске или листке бумаги каждый ребенок дол- жен нарисовать «рожицу». Затем, зажмурившись или закрыв глаза повязкой, стереть в той последо- вательности и только то, что попросит ведущий, например: сначала левый глаз, затем подбородок, волосы.

Игра «Я возьму с собой …»

Дети садятся в кружок. Оговаривается тема, куда дети пойдут сегодня (в зоопарк, в поход, на ры- балку, в Африку и т.д.) или откуда будут возвра- щаться. Затем первый игрок называет первое слово, чтобы он взял с собой, собираясь пойти, или, чтобы она взял с собой, собираясь оттуда уходить. Второй игрок должен назвать первое слово и свое. Следу- ющий игрок должен повторить два предыдущих слова и назвать свое и т. д. Ребенок, допустивший ошибку, выбывает из игры.

Игра «Где, чей дом?»

Ребенка просят послушать стихотворение очень внимательно и постараться его запомнить. Воробей живет под крышей, В темной норке домик мыши, У лягушки дом в пруду, Домик пеночки

в саду. Эй, цыпленок, где твой дом? Он у мамы под крылом. (Т. Волгина). После прослуши- вания ребенку задаются вопросы: кто живет в тем- ной норке? Где находится домик лягушки? и т. д. Игра «Узнай предмет».

Оборудование: повязка на глаза, предметы, сделан- ные из разных материалов, разные по весу и форме. Ребенку завязывают глаза и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, малыш сам дол- жен догадаться о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов (3–10 предметов) будет обследо- ван, ему предлагают назвать все эти вещи, причем в той последовательности, в которой они вкладыва- лись в руку.


Игра «Удивительный мир вокруг»

Ребенку предлагается вспомнить, а потом показать: как ходит корова, прыгает лягушка, кошка лежит на солнышке, как тормозит машина на светофоре, как человек поднимается по лестнице, как бабушка по- правляет очки и т. д.

Коррекционно-педагогическая работа по развитию наглядно-образного мышления у старших до- школьников с общим недоразвитием речи должна осуществляться по четырём параметрам: сформи- рованность мыслительных операций (анализ, син- тез, сравнение, обобщение, абстрагирование, кон- кретизация); гибкость - применение знаний в раз- личных ситуациях, отсутствие штампов; динамич- ность - темп, подвижность мыслительных процес- сов; мотивация деятельности (планирование, кон- троль, критичность). Проведение коррекционно- педагогической работы с детьми с нарушениями речи позволит развивать наглядно-образное мыш- ление и также будет способствовать психическому развитию ребенка в целом.

Список литературы:

  1. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию ум- ственных способностей у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и другие: - М.: Просвещение, 1989.

  2. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. М.: ЧП Секачев, В.Ю., 1999.

  3. Зайцев И.С. Особенности мыслительной деятель- ности при тяжёлых нарушениях речи: учеб.-метод. пособие / И.С. Зайцев. - Мн.: АПО, 2009.

  4. Калинина Ю.А Особенности формирования наглядно-образного мышления у детей старшего до- школьного возраста с задержкой психического разви- тия // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет. 2016.

  5. Катаева А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в разви- тии: пособие для учителей / А.А. Катаева, Е.А. Стре- белова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.




1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   42

SMART-технологии как необходимый компонент системы образования



Макеева Татьяна Михайловна преподаватель физики и информатики

КГКП "Высший строительно-экономический колледж"


Сегодня с уверенностью можно констатировать факт существования нового цифрового (сетевого) поколения людей, для которых мобильный теле- фон, компьютер и Интернет являются такими же естественными элементами их жизненного про- странства, как природа и общество.

Использование ИКТ на занятиях позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это спо- собствует осознанному усвоению знаний. Обуче- ние с применением интерактивных комплексов ста- новится более качественным, интересным и про- дуктивным. При условии систематического ис- пользования электронных мультимедиа обучаю- щих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогиче- скими инновациями значительно повышается эф- фективность обучения детей с разноуровневой под- готовкой.

Современные дети очень рано сталкиваются с ми- ром медиа. Это, так сказать, естественный процесс, примета нашего времени. Но то, что педагогика по- пытается найти путь эффективного применения но- вого обучающего средства видится безусловным достижением современной системы образования. Smart education является концепцией, которая пред- полагает комплексную модернизацию всех

образовательных процессов, а также методов и тех- нологий, используемых в этих процессах. Концеп- ция Smart в образовательном разрезе влечет за со- бой появление таких технологий, как умная доска, умные экраны, доступ в Интернет из любой точки. Как известно любая инновационная технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога. Педагогические инновационные техноло- гии опираются на передовые методы и технические средства образовательного процесса в учебной ор- ганизации.

На современном этапе развития ИКТ все чаще воз- никают потребности, которые не могут удовлетво- рить не только классические образовательные тех- нологии, но и технологии электронного обучения (e-learning).

Концепция SMART в образовании возникла вслед за проникновением в нашу жизнь разнообразных умных устройств, облегчающих процесс професси- ональной деятельности и личной жизни (смартфон, умный дом, смарткар – интеллектуальный автомо- биль, смартборд интерактивная интеллектуальная электронная доска). SMART подразумевает повы- шение уровня интеллектуальности устройств, фор- мирующих окружающую среду для того или иного вида деятельности. Перенос данной концепции на образование находится в начальной стадии, тер- мины и основные понятия проходят процесс фор- мирования.


Ключевая задача, которая ставится перед смарт-об- разованием, – обеспечение устойчивого развития общества и экономики в соответствии с меняю- щейся окружающей средой, возможности для со- здания нового уровня эффективности в экономике и государственном управлении.

Основная идея смарт-образования – подготовить человека к жизни и работе в условиях такого обще- ства, главным компонентом существования и раз- вития которого являются знания. И, что немало- важно, предоставить обучающемуся возможность самому выбрать, в какой отрасли знания ему совер- шенствоваться.

LearningApps.org – создание мультимедийных ин- терактивных упражнений. С его помощью можно самостоятельно составлять приложения с целью проверки и закрепления уже полученных знаний. LearningApps сервис, на котором представлено 20 интересных упражнений в игровой форме (так как на сервисе упражнения называют приложениями, термины будут упоминаться в качестве синони- мов). Создается ощущение, словно данный сервис был разработан для учителей, которые работаю преимущественно с детьми. Если взять упражнение

«Скачки» и «Найди пару», то выполнены они по мотивам популярных игр для детей.

Для тех, кто находится в поиске бесплатного сер- виса, на котором можно создавать развлекательные и познавательные упражнения, LearningApps по- дойдет лучше всего. Несмотря на то, что в основ- ном сервис ориентирован на школьных учителей, его можно использовать и для корпоративного обу- чения.

Kahoot! – сервис для организации онлайн-

викторин, тестов и опросов 57365 Как сделать обу- чение веселым, увлекательным и эффективным? Создавайте игры за считанные минуты или выби- райте готовые из множества уже существующих, чтобы представить новую тему, закрепить знания, провести опрос или анкетирование.

Kahoot удобно использовать прямо на уроке офлайн, а во время дистанционного обучения этот сервис — настоящая находка, чтобы отдохнуть от статичного сидения у экрана и зазубривания новой темы.

Моделирование урока на основе применения смарт-технологий позволяет проектировать уроки различных типов. Однако для внедрения и распро- странения данного опыта, необходим достаточный уровень владения педагога информационными средствами.

В последнее время всё больше и больше педагогов- практиков понимают, что использование информа- ционных технологий в учебном процессе значи- тельно повышает эффективность усвоения матери- ала учащимися, расширяет рамки познавательной деятельности, мотивирует к обучению, улучшает качество образования.

Сегодня образование – это не просто модная вещь, оно является критически необходимым процессом для здоровья экономики и развития нации. Превра- щение детей в образованных взрослых, которые вносят свой вклад в развитие общества, является фантастически выгодным инвестирование.

Развитие интересов каждого обучающегося – это лучший, наиболее эффективный способ работы нашей образовательной системы.