Файл: Республиканский научнометодический журнал Педагогический.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 127
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ: СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ТЕХНИЧЕСКОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Роль творческой фантазии в процессе обучения игре на фортепиано
Блоги как средство коммуникации: виды и функции блогов
Бастауыш сынып оқушыларын шығармашылық іс-əрекетке баулудың психологиялық-дидактикалық шарттары
Санның дəрежесі қандай цифрмен аяқталатынын табу
Google-сервисы на уроках русского языка и литературы
Роль дидактических игр в формировании и развитии
SMART-технологии как необходимый компонент системы образования
Психологическое сопровождение учащихся в периоды адаптации
Роль социального партнерства в подготовке специалистов по специальности «Организация питания»
Патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений воспитательной работы в колледже
Трудности социальной адаптации у детей с аутизмом в общеобразовательной школе
Қазақстандағы бастауыш мектеп педагогтарын даярлаудың мазмұнының ерекшеліктері
Эффективные пути повышения качества обучения
Разработка и применение суммативных работ по русскому языку
Роль производственного обучения в подготовке высококвалифицированного специалиста
Нахождение числа по его проценту
Степень сформированности наглядно-образного мышления во многом определяет успешность даль- нейшего школьного обучения ребенка и обуслов- ливает готовность к развитию словесно-логиче- ского мышления. Одна из наиболее важных форми- руемых способностей состоит в понимании и ис- пользовании речи. Слово очень рано начинает опо- средствовать отражение ребенком окружающего мира, тем самым оказывать решающее влияние на развитие его познавательных процессов.
А. П. Усова, В. Н. Аванесова, З. М. Богуславская, Е О. Смирнова, А.И Сорокина, А. К. Бондаренко Л. А. Венгер, А. Н. Леонтьев предлагают использовать дидактическую игру как игровой метод обучения детей, в котором развиваются психические про- цессы - мышление, воображение, память, речь, вни- мание. В игре ребёнок формируется как личность, у него развиваются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть его успешность в учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Дидактические игры способствуют разви- тию познавательной деятельности, интеллектуаль- ных операций, побуждают детей быть вниматель- ными, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания об окружающем мире. Ав- торы предлагают использовать во взаимодействии разнообразные виды дидактических игр - игры с предметами (игрушками, природным материалом); настольно — печатные; словесные игры.
Условиями использования дидактической игры для развития наглядно-образного мышления старших дошкольников является создание педагогом благо- приятных условий для игр детей, доброжелатель- ной атмосферы; использование разнообразных ви- дов дидактических игр, которые будут способство- вать развитию мыслительных операций, понима- нию явлений, связанных между собой причинно- следственными зависимостями, побуждение детей к рассуждению, обобщению, выводам и обоснова- нию суждений; подбор игр с разнообразными игро- выми действиями, в ходе реализации которых ребе- нок с интересом успешно решает сложные познава- тельные и игровые задачи. Для этого эффективно использование игр и упражнений.
Упражнение «Кто без чего не обойдётся».
Ребёнок выбирает из предложенных картинок с изображениями слов две картинки, которые больше всего подходят к данному слову. Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Например, сад… какие слова самые главные: рас- тения, садовник, собака, забор, земля? Без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему? Без садовника… собаки… забора… земли? Почему?
Примерные задания:
Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голе- нище)
Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велоси- пед)
Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила) Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово) Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты) Школа (учитель, ученики, столы, стулья, книги, тетради)
Второй вариант. Называем слова, и спрашиваем: чего не может быть без этого предмета, для чего или кого оно самое главное? Например: вода, про- вод, карандаш, стекло, кирпич.
Игра «Четвертый лишний»
Ребенку предъявляется картинка с изображением 4- х предметов, три из которых можно объединить обобщающим словом, а четвертый предмет по от- ношению к ним окажется «лишним». Ребенок дол- жен определить, какой предмет лишний и все оставшиеся предметы назвать, одним словом.
Игра «Художник»
На доске или листке бумаги каждый ребенок дол- жен нарисовать «рожицу». Затем, зажмурившись или закрыв глаза повязкой, стереть в той последо- вательности и только то, что попросит ведущий, например: сначала левый глаз, затем подбородок, волосы.
Игра «Я возьму с собой …»
Дети садятся в кружок. Оговаривается тема, куда дети пойдут сегодня (в зоопарк, в поход, на ры- балку, в Африку и т.д.) или откуда будут возвра- щаться. Затем первый игрок называет первое слово, чтобы он взял с собой, собираясь пойти, или, чтобы она взял с собой, собираясь оттуда уходить. Второй игрок должен назвать первое слово и свое. Следу- ющий игрок должен повторить два предыдущих слова и назвать свое и т. д. Ребенок, допустивший ошибку, выбывает из игры.
Игра «Где, чей дом?»
Ребенка просят послушать стихотворение очень внимательно и постараться его запомнить. Воробей живет под крышей, В темной норке — домик мыши, У лягушки дом — в пруду, Домик пеночки
— в саду. Эй, цыпленок, где твой дом? — Он у мамы под крылом. (Т. Волгина). После прослуши- вания ребенку задаются вопросы: кто живет в тем- ной норке? Где находится домик лягушки? и т. д. Игра «Узнай предмет».
Оборудование: повязка на глаза, предметы, сделан- ные из разных материалов, разные по весу и форме. Ребенку завязывают глаза и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, малыш сам дол- жен догадаться о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов (3–10 предметов) будет обследо- ван, ему предлагают назвать все эти вещи, причем в той последовательности, в которой они вкладыва- лись в руку.
Игра «Удивительный мир вокруг»
Ребенку предлагается вспомнить, а потом показать: как ходит корова, прыгает лягушка, кошка лежит на солнышке, как тормозит машина на светофоре, как человек поднимается по лестнице, как бабушка по- правляет очки и т. д.
Коррекционно-педагогическая работа по развитию наглядно-образного мышления у старших до- школьников с общим недоразвитием речи должна осуществляться по четырём параметрам: сформи- рованность мыслительных операций (анализ, син- тез, сравнение, обобщение, абстрагирование, кон- кретизация); гибкость - применение знаний в раз- личных ситуациях, отсутствие штампов; динамич- ность - темп, подвижность мыслительных процес- сов; мотивация деятельности (планирование, кон- троль, критичность). Проведение коррекционно- педагогической работы с детьми с нарушениями речи позволит развивать наглядно-образное мыш- ление и также будет способствовать психическому развитию ребенка в целом.
Список литературы:
-
Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию ум- ственных способностей у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и другие: - М.: Просвещение, 1989. -
Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. М.: ЧП Секачев, В.Ю., 1999. -
Зайцев И.С. Особенности мыслительной деятель- ности при тяжёлых нарушениях речи: учеб.-метод. пособие / И.С. Зайцев. - Мн.: АПО, 2009. -
Калинина Ю.А Особенности формирования наглядно-образного мышления у детей старшего до- школьного возраста с задержкой психического разви- тия // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет. 2016. -
Катаева А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в разви- тии: пособие для учителей / А.А. Катаева, Е.А. Стре- белова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
SMART-технологии как необходимый компонент системы образования
Макеева Татьяна Михайловна преподаватель физики и информатики
КГКП "Высший строительно-экономический колледж"
Сегодня с уверенностью можно констатировать факт существования нового цифрового (сетевого) поколения людей, для которых мобильный теле- фон, компьютер и Интернет являются такими же естественными элементами их жизненного про- странства, как природа и общество.
Использование ИКТ на занятиях позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это спо- собствует осознанному усвоению знаний. Обуче- ние с применением интерактивных комплексов ста- новится более качественным, интересным и про- дуктивным. При условии систематического ис- пользования электронных мультимедиа обучаю- щих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогиче- скими инновациями значительно повышается эф- фективность обучения детей с разноуровневой под- готовкой.
Современные дети очень рано сталкиваются с ми- ром медиа. Это, так сказать, естественный процесс, примета нашего времени. Но то, что педагогика по- пытается найти путь эффективного применения но- вого обучающего средства видится безусловным достижением современной системы образования. Smart education является концепцией, которая пред- полагает комплексную модернизацию всех
образовательных процессов, а также методов и тех- нологий, используемых в этих процессах. Концеп- ция Smart в образовательном разрезе влечет за со- бой появление таких технологий, как умная доска, умные экраны, доступ в Интернет из любой точки. Как известно любая инновационная технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога. Педагогические инновационные техноло- гии опираются на передовые методы и технические средства образовательного процесса в учебной ор- ганизации.
На современном этапе развития ИКТ все чаще воз- никают потребности, которые не могут удовлетво- рить не только классические образовательные тех- нологии, но и технологии электронного обучения (e-learning).
Концепция SMART в образовании возникла вслед за проникновением в нашу жизнь разнообразных умных устройств, облегчающих процесс професси- ональной деятельности и личной жизни (смартфон, умный дом, смарткар – интеллектуальный автомо- биль, смартборд – интерактивная интеллектуальная электронная доска). SMART подразумевает повы- шение уровня интеллектуальности устройств, фор- мирующих окружающую среду для того или иного вида деятельности. Перенос данной концепции на образование находится в начальной стадии, тер- мины и основные понятия проходят процесс фор- мирования.
Ключевая задача, которая ставится перед смарт-об- разованием, – обеспечение устойчивого развития общества и экономики в соответствии с меняю- щейся окружающей средой, возможности для со- здания нового уровня эффективности в экономике и государственном управлении.
Основная идея смарт-образования – подготовить человека к жизни и работе в условиях такого обще- ства, главным компонентом существования и раз- вития которого являются знания. И, что немало- важно, предоставить обучающемуся возможность самому выбрать, в какой отрасли знания ему совер- шенствоваться.
LearningApps.org – создание мультимедийных ин- терактивных упражнений. С его помощью можно самостоятельно составлять приложения с целью проверки и закрепления уже полученных знаний. LearningApps – сервис, на котором представлено 20 интересных упражнений в игровой форме (так как на сервисе упражнения называют приложениями, термины будут упоминаться в качестве синони- мов). Создается ощущение, словно данный сервис был разработан для учителей, которые работаю преимущественно с детьми. Если взять упражнение
«Скачки» и «Найди пару», то выполнены они по мотивам популярных игр для детей.
Для тех, кто находится в поиске бесплатного сер- виса, на котором можно создавать развлекательные и познавательные упражнения, LearningApps по- дойдет лучше всего. Несмотря на то, что в основ- ном сервис ориентирован на школьных учителей, его можно использовать и для корпоративного обу- чения.
Kahoot! – сервис для организации онлайн-
викторин, тестов и опросов 57365 Как сделать обу- чение веселым, увлекательным и эффективным? Создавайте игры за считанные минуты или выби- райте готовые из множества уже существующих, чтобы представить новую тему, закрепить знания, провести опрос или анкетирование.
Kahoot удобно использовать прямо на уроке — офлайн, а во время дистанционного обучения этот сервис — настоящая находка, чтобы отдохнуть от статичного сидения у экрана и зазубривания новой темы.
Моделирование урока на основе применения смарт-технологий позволяет проектировать уроки различных типов. Однако для внедрения и распро- странения данного опыта, необходим достаточный уровень владения педагога информационными средствами.
В последнее время всё больше и больше педагогов- практиков понимают, что использование информа- ционных технологий в учебном процессе значи- тельно повышает эффективность усвоения матери- ала учащимися, расширяет рамки познавательной деятельности, мотивирует к обучению, улучшает качество образования.
Сегодня образование – это не просто модная вещь, оно является критически необходимым процессом для здоровья экономики и развития нации. Превра- щение детей в образованных взрослых, которые вносят свой вклад в развитие общества, является фантастически выгодным инвестирование.
Развитие интересов каждого обучающегося – это лучший, наиболее эффективный способ работы нашей образовательной системы.