Файл: Республиканский научнометодический журнал Педагогический.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 149

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ: СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ:

ТЕХНИЧЕСКОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Сроки

Книжный вариант энциклопедии

Роль творческой фантазии в процессе обучения игре на фортепиано

Ұстаз - ұлы есім

Блоги как средство коммуникации: виды и функции блогов

Бастауыш сынып оқушыларын шығармашылық іс-əрекетке баулудың психологиялық-дидактикалық шарттары

Санның дəрежесі қандай цифрмен аяқталатынын табу

Применение методов критического мышления как способ повышения результативности в обучении на уроках физики

Google-сервисы на уроках русского языка и литературы

Роль дидактических игр в формировании и развитии

SMART-технологии как необходимый компонент системы образования

Психологическое сопровождение учащихся в периоды адаптации

Роль социального партнерства в подготовке специалистов по специальности «Организация питания»

Патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений воспитательной работы в колледже

Трудности социальной адаптации у детей с аутизмом в общеобразовательной школе

Қазақстандағы бастауыш мектеп педагогтарын даярлаудың мазмұнының ерекшеліктері

Эффективные пути повышения качества обучения

Разработка и применение суммативных работ по русскому языку

Роль производственного обучения в подготовке высококвалифицированного специалиста

Метр. Я расту

В. Астафьев «Белогрудка»

Сила упругости

Қаныш Сəтбаев

Двумерный массив

Нахождение числа по его проценту

Г. Скребицкий «Как белочка зимует?»

Пайдалы қазбалар жанама?

Көлік инфрақұрылымы

Елі сүйген Елбасы

Откуда ты, вода?

Как вращается земля?

Сердце и его работа

Времена года

Салқындатқыш сұйықтықтар




Внедрение дуальной системы обучения в образовательный процесс Педагогического колледжа Международного университета Астана

Картаева Айжан Жанбаевна преподаватель информатики

Педагогического колледжа Международного университета Астана


Одной из актуальных проблем развития системы профессионального образования на современном этапе становится повышение качества образования. Это обусловлено в первую очередь острым дефици- том педагогических кадров. Для решения про- блемы качества образования требуется обеспечить практико - ориентированный подход обучения.

Главная задача в системе образования - сформиро- вать новую модель выпускника, который будет профессионалом в своем деле.

Дуальное обучение в Педагогическом колледже – форма подготовки педагогических кадров, сочета- ющей обучение в организации образования с обя- зательными периодами профессиональной прак- тики в организациях с предоставлением рабочих

мест и компенсационной выплатой обучающимся, при равной ответственности организации, учебного заведения и обучающегося.

Эта система предполагает подготовку специалиста одновременно по двум направлениям теоретиче- скому и практическому. 1/3 времени обучения он получает базовые знания в колледже, а 2/3 — от- шлифовывает навыки и получает практически зна- чимые знания на обучающем предприятии.

Главная цель — подготовить квалифицированного и грамотного выпускника. Проще говоря, подгото- вить такого специалиста, который бы с первых же дней мог включиться в работу и выполнял бы ее на высоком профессиональном уровне. Кроме того, дуальное образование предполагает формирование


заказа от работодателей Казахстана на специали- стов с определенными навыками и знаниями.

Другой проблемой технического и профессиональ- ного образования в Казахстане является потеря связи образования с работодателями. Чтобы ре- шить эту проблему в Педагогическом колледже стал работать индустриальный совет. Где за круг- лым столом собираются преподаватели и соцпарт- неры. В Педагогическом колледже 7 октября 2021 года прошел городской практический семинар на тему «Дуальное обучение: опыт, проблемы, пер- спективы». Присутствовали заместители директо- ров по учебно-производственной работе, заведую- щие по учебно-производственной практике и пред- ставители от учебно-образовательных организа- ций. Обсуждались вопросы по внедрению дуаль- ного обучения в образовательный процесс, про- блемы и перспективы дуального обучения.

В 2020-2021 учебном году под руководством Па- латы предпринимателей «Атамекен» города Нур- Султан «Атамекен» студенты группы 4 ивтк по спе- циальности 0111000 «Основное среднее образова- ние» квалификации 0111093 «Учитель информа- тики» вошли в экспериментальную программу об- разования с элементами дуального обучения. За- ключены двухсторонние договора на проведение профессиональной практики, разработанные и утвержденные Приложением №4 к приказу №611 Министра образования и науки РК от 02 ноября 2018 года со следующими предприятиями города, как потенциальных баз практик - СШ№52, СШ станции Сарыоба.

В связи с этим студенты группы 4 ивтк по специ- альности 0111000 «Основное среднее образование» квалификации 0111093 «Учитель информатики» индивидуально заключили Типовые трехсторонние

«Договора о дуальном обучении для организации технического и профессионального образования» на прохождение профессиональной практик на предприятии.

. Обязательные компоненты дуального обучения:

  • Трехсторонний договор о дуальном обучении;

  • Рабочий учебный план дуального обучения, со- гласованный с организацией;

  • Учебные, рабочие места или учебный центр в организациях. оборудованные для реализации про- фессиональной практики;

  • Наставники профессиональной практики в кол- ледже или в организации образования.

В закон РК «Об образовании» внесены соответ- ствующие изменения и дополнения в части опреде- ления компетенции заинтересованных сторон и увеличения практики до 60% в образовательных программах, а также, согласно компетенциям ми- нистерства, Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 21 января 2016 года

№50 «Об утверждении Правил организации

дуального обучения».

Для студентов дуальное образование является ве- ликолепной возможность приобрести стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Данная система позволяет, без лишних трудностей, плавно и равно- мерно влиться в профессионально-трудовую дея- тельность. Дуальное образование способствует не только научиться выполнять определенные про- фессиональные обязанности, но и делает возмож- ной успешную адаптацию в рабочем коллективе, формирует требуемые компетенции и ответствен- ность. Ни одно учреждение профессионального об- разования не может предоставить такое понимание производства изнутри, как дуальное обучение, что делает его отправной точкой к успешной карьере. Уже во время обучения они получают за свой труд на предприятии денежное вознаграждение, а после его окончания — работу, к которой хорошо подго- товлены.

Для государства дуальное образование – во-пер- вых, высокоэффективная подготовка квалификаци- онных кадров и их беспрепятственное трудо- устройство, во-вторых, с экономической точки зре- ния данное образование само себя финансирует.

В педагогическом колледже дуальная система начала работать с 2017 года. На протяжений мно- гих лет студенты четвертых, иногда третьих курсов отправлялись на дуальную систему обучения.

Плюсы дуального обучения:

  • Для предприятий - квалифицированные мобиль- ные специалисты, уменьшение затрат на обучение, дополнительный доход, целевая подготовка адап- тированного специалиста, решение кадровой про- блемы;

  • Для системы профессионального образования - получение баз практики, трудоустройство выпуск- ников, повышение рейтинга, качества обучения, возможность стажировки педагогических кадров, социальное партнерство, оборудованные рабочие места с современным оборудованием, гос. задание.

  • Для государства и общества - снижение затрат на обучение; решение проблемы дефицита кадров; экономия госбюджета, социализация; целевое ис- пользование денежных средств; ускорение иннова- ционных процессов.

Конечно, существуют различного рода проблемы в дуальной системе обучения, с которыми мы столк- нулись в колледже:

  • Принятие предприятиями студентов как полных специалистов и требования как к дипломирован- ным сотрудникам;

  • Расторжение договора в одностороннем порядке

(студентом, работодателем, колледжем);

  • Финансовая сторона (выплата компенсации);

  • Полная загруженность студента (более 6 часов);

  • Переход студента из одного предприятия в дру- гой, нежелание учиться по дуальной системе.


На данное время 61 предприятия социальных парт- неров работают с этими студентами. Сообща, гото- вятся специалисты. Многие студенты, после полу- чения диплома, остаются работать. Некоторые соц- партнеры, стараются финансово мотивировать наших студентов. Например: школа «Нур орда», BINOM SCHOOL школы-лицеи, школа-лицей

№79, инклюзивная школа «Алуа бала». Предприя- тия дополнительно организуют курсы профессио- нального мастерства для студентов. 22 студента специальности «Дошкольное воспитание и обуче- ние» являются стипендиатами Образовательного фонда Altynsarin academy (стипендиальной про- граммы для будущих педагогов). Детский сад

«Умка» оказал спонсорскую помощь при выезде студента на международный конкурс «Паруса мечты» в город Челябинск. По дуальной системе

«Алуа бала» в виде поощрения лучшим 2 студен- там организовала отдых в Греции.

В заключение хотелось бы добавить, что дуальная система образования гарантирует соответствие ин- тересам предприятий, обучающихся, а также госу- дарства. Для предприятий дуальное образование является хорошей возможностью подготовить для себя высококвалифицированных кадров, полно- стью соответствующих всем своим требованиям, при этом сокращая время и траты на поиск специа- листов, их переподготовку и адаптацию. Более того, у предприятия есть шанс выбрать самых луч- ших выпускников образовательно-профессиональ- ной организации, так как за время обучения сту- денты показывают, то, на что способны в полной мере. В свою очередь, такой подход к отбору пер- сонала, мотивирует их учиться с полной отдачей.



1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   42

Психологическое сопровождение учащихся в периоды адаптации



Сизоненко Ольга Анатольевна

педагог-психолог КГУ "Общеобразовательная школа с.Свободное отдела образования по Есильскому району управления образования Акмолинской области"


Для того чтобы адаптационный период был эффек- тивен, необходимо помнить, что адаптационный период в школе предназначен для обеспечения доб- рожелательной атмосферы и возможности учителю и ученику принять друг друга в новой для них со- циальной ситуации. Для этой цели осуществляю работу по нескольким направлениям:

  • работу с родителями (проведение родительских собраний по ознакомлению с особенностями обу- чения и спецификой новой учебной ситуации; рас- сказать о первых трудностях и успехах детей, о воз- можной помощи, как детям, так и родителям со сто- роны учителей и психолога школы);

  • работу с учителями (разработать программы адап- тационного периода с учетом индивидуальных осо- бенностей детей, обеспечение условий для прове- дения адаптационного периода — создание атмо- сферы доброжелательности; привлечение других специалистов, проведение психолого-педагогиче- ского совещания с целью осмысления результатов адаптационного периода);

  • работу с детьми:

1 класс (познакомить детей друг с другом; создать доброжелательную атмосферу в классе; дать почув- ствовать детям, себя членами нового общества; настроить на сотрудничество - обучение навыкам сотрудничества; освоение правил, норм поведения в школе, приемы работы)

5 класс (познакомить детей друг с другом; разра- ботка собственных правил - интеллектуальных, творческих, трудовых и их применение; сплочение

коллектива; создание портрета настоящего школь- ника)

10 класс (знакомство детей; определение мотивации учения; «Ты и я» - полоролевые взаимоотношения; сотрудничество с целью достижения определен- ного результата)

Для повышения уровня адаптации первоклассни- ков была использованы: коррекционно-развиваю- щая программа «Адаптация первоклассников»; коррекционно-развивающая программа «Будь вни- мательным», коррекционно-развивающая про- грамма по профилактике дезадаптации. Для диа- гностики уровня адаптации первоклассников были использованы следующие методики:

1. Н. Лусканова «Что мне нравится в школе» 2.Методика «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В.)

3. Психолого-педагогическая оценка готовности Семаго.

Для снижения уровня тревожности у пятиклассни- ков мною были использованы специальные занятия

  • тренинги снижения уровня школьной тревожно- сти в пятом классе. Автор Микляева А. В., Румян- цева П. В. В цикл входят 12 занятий по 30 минут 1 раз в неделю. После проведения занятий проводи- лась диагностика уровня школьной тревожности с использованием методики Филипса.

Для диагностики уровня тревожности десятикласс- ников была использована методика Филипса «Как определить уровень школьной тревожности?».


Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачи- тываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется од- нозначно ответить «Да» или «Нет».

Инструкция для учащихся

«Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, ко- торый состоит из вопросов о том, как вы себя чув- ствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не заду- мывайтесь. Отвечая на вопрос, записывайте его но- мер и ответ «+», если вы согласны с ним, или «-», если не согласны».

Инструкция для педагога. Обработка и интерпрета- ция результатов. При обработке результатов выде- ляют вопросы; ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «—», т. е. ответ «Нет». Ответы, не совпадающие с ключом, это проявления тревож- ности. При обработке подсчитываются:

  1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышен- ной тревожности ребенка, больше 75% от общего числа вопросов теста о высокой тревожности.

  2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тре- вожности определяется так же, как в первом слу- чае. Анализируется общее внутреннее эмоциональ- ное состояние школьника, во многом определяю- щееся наличием тех или иных тревожных синдро- мов (факторов) и их количеством.

Новичок в средней школе

Программа адаптационных встреч для пятикласс- ников

Цель: Оказание психолого-педагогической под- держки учащимся 5-х классов в период их адапта- ции к условиям обучения в средней школе.

Задачи: Создание условий для снижения тревожно- сти; выполнения упражнений в игровой форме,

проведения дискуссий; развития навыков сотрудни- чества со сверстниками, умения соревноваться с дру- гими, адекватно и разносторонне сравнивать свои ре- зультаты с успешностью других; выработки на ос- нове собственного опыта норм поведения и общения. Адаптация учащихся 5 класса к среднему звену.

Этапы реализации программы по адаптации уча- щихся 5 класса к среднему звену:

  1. Игра «Дорога в пятый класс» (Приложение №1). Участники: учащиеся 4 класса

  2. Родительское собрание «Через три месяца – в пятый класс». (Приложение №2). Участники: роди- тели учащихся 4 класса.

  3. Адаптационные занятия для пятиклассников. Участники: учащиеся 5 класса. Сроки проведения: I четверть (Приложение №3)

  4. Психодиагностичекое обследование уровня адаптации учащихся 5 класса к среднему звену:

  • Анкета для родителей (Приложение №4). Время проведения: 3- 4 неделя октября.

  • Анкета для классного руководителя (Приложе- ние №5). Время проведения: 3-4 неделя октября. Посещение уроков (Приложение №6). Время про- ведения: 3-4 неделя октября.

  • Методика Кооса (выявление обучаемости). Диа- гностический комплект Семаго. Время проведения: 2-3 неделя октября.

  • КП «Корректурная проба» - тест Бурдона (бук- венный и цифровой вариант). Приложение №7. Время проведения: 2- 3 неделя октября

  • Анкета для оценки уровня школьной мотивации учащихся (методика Лускановой Н.Г.). (Приложе- ние №8). Время проведения: 2-3 неделя октября.

  • Самооценка школьника (Лонг Б., Зиллер Р., Хендерсон Р., 1986г). Приложение №9. Время про- ведения: 2-3 неделя октября

  • Исследование адаптации методом Люшера. Ди- агностический комплект Семаго. Изучение школь- ной тревожности. Приложение №10.