Файл: Республиканский научнометодический журнал Педагогический.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 136

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ: СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ:

ТЕХНИЧЕСКОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Сроки

Книжный вариант энциклопедии

Роль творческой фантазии в процессе обучения игре на фортепиано

Ұстаз - ұлы есім

Блоги как средство коммуникации: виды и функции блогов

Бастауыш сынып оқушыларын шығармашылық іс-əрекетке баулудың психологиялық-дидактикалық шарттары

Санның дəрежесі қандай цифрмен аяқталатынын табу

Применение методов критического мышления как способ повышения результативности в обучении на уроках физики

Google-сервисы на уроках русского языка и литературы

Роль дидактических игр в формировании и развитии

SMART-технологии как необходимый компонент системы образования

Психологическое сопровождение учащихся в периоды адаптации

Роль социального партнерства в подготовке специалистов по специальности «Организация питания»

Патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений воспитательной работы в колледже

Трудности социальной адаптации у детей с аутизмом в общеобразовательной школе

Қазақстандағы бастауыш мектеп педагогтарын даярлаудың мазмұнының ерекшеліктері

Эффективные пути повышения качества обучения

Разработка и применение суммативных работ по русскому языку

Роль производственного обучения в подготовке высококвалифицированного специалиста

Метр. Я расту

В. Астафьев «Белогрудка»

Сила упругости

Қаныш Сəтбаев

Двумерный массив

Нахождение числа по его проценту

Г. Скребицкий «Как белочка зимует?»

Пайдалы қазбалар жанама?

Көлік инфрақұрылымы

Елі сүйген Елбасы

Откуда ты, вода?

Как вращается земля?

Сердце и его работа

Времена года

Салқындатқыш сұйықтықтар


педагогов и родителей детей. Вовлечение родите- лей в образовательный процесс осуществляем, че- рез подготовку детей к этническим праздникам, конкурсам чтецов, тематическим выставкам, изго- товлению книжек-самоделок, альбомов, поделок. Активно привлекаем родителей к организации фо- товыставок, к изготовлению костюмов для кукол, в которых отражены региональные особенности культуры, совместному изготовлению книг-само- делок, созданию краеведческого уголка.

Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к психолого-педагогической инфор- мации через интернет, но нередко, случайная, бес- системная информация не дает необходимых зна- ний и умений в выстраивании конструктивных вза- имоотношений со своим ребенком. Важно активи- зировать и обогащать воспитательные умения ро- дителей, поддерживать их уверенность в собствен- ных педагогических возможностях, распростра- нять положительный опыт воспитания в семье.

Сотрудничество педагогов и родителей предпола- гает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сто- рон с учетом их индивидуальных возможностей и способностей. Главным принципом такого сотруд- ничества является удовлетворение запросов и ро- дителей, и педагогов. Наиболее эффективной фор- мой осуществления такого сотрудничества явля- ется – родительский клуб. Это одна из хорошо за- рекомендовавших себя форм работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизнен- ной позиции участников процесса, укреплению ин- ститута семьи, передаче опыта в воспитании детей. Данная форма взаимодействия позволяет строить отношения с семьей на принципах добровольности и личной заинтересованности.

В нашем детском саду работает родительский клуб:

«Дом мод». Работа «Дома мод» направлена на по- ликультурное образование через изучение нацио- нальной одежды народов, проживающих на терри- тории Казахстана.

Приобщение к культуре любого народа начинается с ознакомления с народным костюмом.

Наиболее ярким выражением в творчестве любого народа является национальный костюм, который представляет собой художественный ансамбль, единый по - своему эмоциональному выражению с этническим песенным фольклором.

Национальная одежда это книга, из которой можно много узнать о традициях и обычаях своего народа. Костюм – явление культуры, тесно связан- ное с её духовными, эстетическими, социальными особенностями.

Исторический костюм связан с религиозными представлениями, обрядовой традицией. С давних времён одежда служила не только защитой от

непогоды, но и украшением, средством достижения этического идеала.

Со временем использование элементов народного ко- стюма в современной одежде сложилось в стиль этно. Костюмы разных народов отличаются друг от друга особенностями кроя, композиционно-пласти- ческим решением, фактурой и колоритом ткани, ха- рактером декора (мотивами и техникой выполне- ния орнамента, а также составом костюма и спосо- бом ношения различных его частей.

Народный костюм – это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связано с историей и эстетическими взгля- дами создателей. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, наци- ональных традиций. Без глубокого изучения тради- ций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства.

Традиционный народный костюм уникальный па- мятник материальной и духовной культуры, кото- рый занимает особое место в культурном наследии того или иного народа.

В апреле прошло очередное заседание родитель- ского клуба на тему: «Мастер – класс: «Оригами: корейский костюм ханбок».

Ханбок в Северной Корее называется чосонот, (национальный традиционный костюм жителей Кореи). Ханбок часто шьют из ярких одноцветных тканей. Слово «ханбок» буквально означает «ко- рейская одежда». Чогори – блузка, которую в со- ставе ханбока женщины носят с юбкой «чхима», а мужчины — со штанами «паджи». Ханбок сегодня одевают в основном женщины, мужчины значи- тельно реже. Но для дам - это обязательная одежда по всем торжественным случаям. Свадьбы, семей- ные праздники, и многие другие события просто не обходятся без него. Кроме того, что члены клуба

«Дома мод» познакомились с корейской нацио- нальной одеждой, они еще и узнали, что такое ори- гами.

Орига́ми («сложенная бумага») вид декоративно- прикладного искусства; японское искусство склады- вания фигурок из бумаги. Оригами это одно из

уникальных занятий для всех и каждого, независимо от физического и психического состояния, на любом этапе жизни, с раннего детства до старости.

Оригами - это вид творчества, который успокаивает нервную систему, улучшает работу мозга и синхро- низирует работу обоих полушарий головного мозга. Родители не только узнали о достоинствах ори- гами, но имели возможность, почувствовать и про- пустить через себя в процессе изготовления корей- ского платья ханбок. Увлеченные и воодушевлен- ные они обязательно подарят своим детям минуты совместной деятельности и прикоснутся к культуре корейского народа.


Разработка и применение суммативных работ по русскому языку


с различным уровнем сложности программного материала для учащихся с ООП
Свистич Наталия Валентиновна учитель русского языка и литературы КГУ "Специальная школа-интернат №7"


В чем особенности проведения суммативных работ для детей с легкой умственной отсталостью, вклю- ченных в классы нормы специальной школы? Уча- щиеся в данных классах обучаются по специаль- ным учебным программам в соответствии с ГОСО и рекомендациями ПМПК, и, соответственно, в условиях обновленного содержания образования выполняют положенные СОР и СОЧ.

На сегодняшний день ситуация такова, что нет спе- цификации суммативного оценивания для детей с ЛУО, нет сборников методических рекомендаций, поэтому педагогу, приходится, опираясь на регла- мент проведения суммативного оценивания в клас- сах нормы, создавать свой, сохраняя его в традици- онном виде, но со специальными условиями. Ка- кими? Подробнее остановимся на некоторых мо- ментах, с которыми мы все с вами сталкиваемся.

Во-первых, на основании адаптивной учебной про- граммы составляем индивидуально нацеленную суммативную работу с учетом всех особенностей и уровня развития конкретного обучающегося. В ра- боте используем только тот материал, который ре- бенку знаком, который он освоил. В связи с этим, необходимо помнить, что оценка должна быть по- зитивно направленной. Свой минимум на удовле- творительную оценку ребенок должен показать. Очень важно учителю рассматривать любые дости- жения ученика, только как положительные.

Во-вторых, при проведении СОР и СОЧ сохраняем привычную обстановку в классе: не нужно убирать схемы-опоры, алгоритмы, шаблоны и т.д., как того требуют правила проведения СОР и СОЧ. Помните, что большая часть умений и навыков учащегося с интеллектуальной недостаточностью подразуме- вает поддержку учителя и, соответственно, нали- чие привычного для него рабочего материала про- сто необходимо.

Еще один важный штрих - это стимулирование ре- бенка (одобрение, эмоциональная поддержка, при- влечение внимания, концентрация на выполнении работы, напоминание о необходимости самопро- верки).

В-третьих, ребенку нужно предоставить доста- точно времени для выполнения работы, в типовой учебной программе по учебному предмету «Рус- ский язык» для обучающихся с легкой умственной отсталостью данный аспект прописан следующим образом: «учитель самостоятельно определяет ко- личество времени, необходимое для выполнения контрольной работы». Педагогу также нужно быть

готовым к тому, что в поведении ребенка могут по- явиться признаки утомления и придется сделать ко- роткий перерыв.

Следующая закономерность плавно вытекает из предыдущей. Если в рекомендациях НИШ пропи- сано следующее: «количество учебных заданий суммативного оценивания за раздел не должно пре- вышать: для обучающихся 5-11 классов – 5-6 учеб- ных заданий», то в нашем конкретном случае, это - 2, максимум 3 задания. К вопросу о количестве СОР и СОЧ: в типовой учебной программе опреде- лено, что периодический контроль проводится по- сле изучения программной темы, раздела. Итого- вый контроль проводится в конце полугодия, года. У детей с интеллектуальной недостаточностью, обучающихся в классах нормы, количество СОР и СОЧ совпадает с нормой, что отражено в кунделик. Также осуществляется формативное оценивание и позволяет скорректировать процесс обучения и устранить возможные пробелы и недочеты до про- ведения СОР.

Наверное, у каждого из нас возникал вопрос, по- чему нельзя использовать пятибалльную систему оценки усвоения материала для данных учащихся, но, как мы знаем, во-первых, это невозможно, в условиях оценивания через кунделик, а, во-вторых, пятибальная система оценивания даже не претен- дует на решение этой задачи, поскольку в отметке не содержится какой-либо конструктивной инфор- мации о том, что именно служит причиной низкой или высокой оценки.

СОР и СОЧ позволяют педагогу определить (и это несомненные «плюсы»):

-уровень подготовки ученика на каждом этапе учебного процесса,

-отслеживать эффективность индивидуальной учебной программы, составленной педагогом, че- рез динамику успехов обучающегося.

В-четвертых, при составлении суммативной ра- боты для детей с интеллектуальной недостаточно- стью не стоит отходить от рекомендации, что «в каждом суммативном оценивании за раздел прове- ряется только два вида речевой деятельности (гово- рение, слушание, чтение, письмо). При этом навык говорения рекомендуется оценивать во время сум- мативного оценивания за первый раздел». Слуша- ние, восприятие и понимание текста, умение его пе- ресказать, ответить на вопросы или составить, по- жалуй, одни из приоритетных умений для детей с ЛУО.


Самый сложный и трудоемкий процесс в составле- нии СОР и СОЧ – это подробные, четкие дескрип- торы к работе, дабы дать возможность педагогу оценить самые минимальные шаги в развитии ак- тивности и продвижении ребёнка в освоении про- граммы.

За основу уровневого целеполагания можно взять таксономию учебных целей Б. Блума. В отношении детей с интеллектуальной недостаточностью при- емлемы первые два, реже три уровня: «узнавание»,

«понимание», «применение».

Что касается составления суммативных заданий по русскому языку, то для обучающихся с легкой ум- ственной отсталостью основу работы составляют практические упражнения по грамматике и право- писанию, которые необходимы для развития речи и повышения орфографической грамотности.

Опытным путем мы пришли к выводу, что в одной работе можно проверить не более одной – двух ор- фограмм, выполнить одно грамматическое задание. Но не стоит забывать и о работе с текстом. Считаю, что основная сложность при составлении СОР и СОЧ – это подбор тематических текстов, на основе которых составляется грамматическое задание. Также в системе используем картинки к тексту, чтобы визуализовать информацию.

В целом, выполняя СОР и СОЧ с учащимися с ин- теллектуальной недостаточностью, можно отме- тить, что данный вид деятельности под силу детям, но, конечно, только с поддержкой педагога. Детям требуется помощь и контроль в вопросах оформле- ния работы, в прочитывании текста, проговарива- нии этапов выполнения задания, либо, если какое- либо из заданий вызвало затруднения.


Формирование основ экономической культуры у детей дошкольного возраста


Сергеева Марина Владимировна

воспитатель ГККП «Ясли-сад №4 «Березка» г. Уральска


Лучше обеспечить минимум экономической грамотности на раннем этапе жизни, чем бороться против стихийно

полученной экономической грамотности в дальнейший период жизни

И. Колеман


Актуальность выбранной темы моего творческого поиска на современном этапе очевидна: новые ме- ханизмы хозяйствования требуют от современного человека особых качеств, особой экономической культуры. Очевидно, что надо знакомить малышей с такими понятиями, как разумное ведение домаш- него хозяйства, экономия средств, использование сбережений.

Поэтому процесс формирования элементарных экономических знаний является одной из важных частей экономического образования дошкольников и представляет собой единую педагогическую си- стему.

С точки зрения включения экономического воспи- тания в образовательную деятельность дошкольни- ков речь не идет о полноценных знаниях, умениях и навыков обращения с деньгами. Однако именно этот возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бе- режливость, сила воли, которые в дальнейшем бу- дут необходимы для воспитания финансово

грамотного гражданина.

В процессе формирования элементарных экономи- ческих знаний у дошкольников, определяя цели, содержание, формы организации обучения, я при- шла к необходимости отбора соответствующих ме- тодов, определила цели, содержание, формы орга- низации обучения.

Считаю, что нам необходимы методы, которые направлены не только на овладение конкретными знаниями, но и обеспечивающие формирование у детей способности к анализу, умения управлять своими эмоциями, устанавливать контакт с педаго- гом, другими детьми, принимать решения в нестан- дартных ситуациях. К ним можно отнести систему практических, игровых, наглядных и словесных ме- тодов, которые составляют группу методов органи- зации учебно-познавательной деятельности.

Пониманию многих экономических явлений, раз- витию познавательного интереса к экономике, со- зданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка.

Особый интерес представляют художественные