Файл: Республиканский научнометодический журнал Педагогический.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 128

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ: СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ:

ТЕХНИЧЕСКОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Сроки

Книжный вариант энциклопедии

Роль творческой фантазии в процессе обучения игре на фортепиано

Ұстаз - ұлы есім

Блоги как средство коммуникации: виды и функции блогов

Бастауыш сынып оқушыларын шығармашылық іс-əрекетке баулудың психологиялық-дидактикалық шарттары

Санның дəрежесі қандай цифрмен аяқталатынын табу

Применение методов критического мышления как способ повышения результативности в обучении на уроках физики

Google-сервисы на уроках русского языка и литературы

Роль дидактических игр в формировании и развитии

SMART-технологии как необходимый компонент системы образования

Психологическое сопровождение учащихся в периоды адаптации

Роль социального партнерства в подготовке специалистов по специальности «Организация питания»

Патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений воспитательной работы в колледже

Трудности социальной адаптации у детей с аутизмом в общеобразовательной школе

Қазақстандағы бастауыш мектеп педагогтарын даярлаудың мазмұнының ерекшеліктері

Эффективные пути повышения качества обучения

Разработка и применение суммативных работ по русскому языку

Роль производственного обучения в подготовке высококвалифицированного специалиста

Метр. Я расту

В. Астафьев «Белогрудка»

Сила упругости

Қаныш Сəтбаев

Двумерный массив

Нахождение числа по его проценту

Г. Скребицкий «Как белочка зимует?»

Пайдалы қазбалар жанама?

Көлік инфрақұрылымы

Елі сүйген Елбасы

Откуда ты, вода?

Как вращается земля?

Сердце и его работа

Времена года

Салқындатқыш сұйықтықтар


выполнению и ориентация воспитания в основном на внешнее благополучие. Если скандал уже разго- релся, родителям нужно остановиться, заставить себя замолчать (это, кстати, проще, чем заставить замолчать другого), сознавая свою правоту. В споре с подростком ведь ваша задача по сути – не доказать свою правоту или авторитет, а оградить ребенка от беды. А дети очень часто видят перед собой задачу любым способом доказать право на свое мнение и добиться уважения собственных ро- дителей, которые никак не могут смириться с тем, что ребенок взрослеет. В аффективном состоянии подросток крайне импульсивен и агрессивен. Лю- бой попавший под руку острый предмет, лекарство в вашей аптечке, подоконник в вашей квартире – все станет реально опасным, угрожающим его жизни. Напрашивается вопрос: если не в порыве импульсивности? Бывают варианты, когда подро- сток приходит к этому путем долгих обдумываний. В большинстве случаев подростки не хотят уми- рать, они хотят жить, но надеются изменить свою жизнь, чтобы она не была такой «невыносимой» - так утверждают специалисты что самое интерес- ное в этом их поддерживают сами пострадавшие, т.е. дети, имевшие в своей биографии попытку су- ицида). Подросток нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: как будто он очнется и снова будет жить. Искренне желая умереть в невыносимой для него ситуации, он в действительности хочет лишить наладить отноше- ния с окружающими. Это не попытка шантажа, но есть наивная вера: пусть хотя бы его смерть обра- зумит родителей, тогда окончатся все беды, и они снова заживут в мире и согласии. Подростки, со- вершая суицидальную попытку, зачастую предпо- лагают жить, надеясь с помощью суицида изменить конфликтную ситуацию. Они убеждены, что можно казаться умершим для окружающих, но при этом наблюдать свои похороны и раскаяния обид- чиков. Если замечена склонность школьника к са- моубийству, следующий совет поможет изменить ситуацию:

  • Внимательно выслушайте решившегося на са- моубийство подростка.

В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. А не осуждение и порицание. Прило- жите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план само- убийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны. Внима- тельно отнеситесь ко всем, даже самым незначи- тельным жалобам и обидам такого ребенка. Он или она могут не давать волю чувствам, скрывая свои

проблемы, но в тоже время находиться в состоянии глубокой депрессии.

Мысль о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребенок может по- чувствовать облегчение после разговора о само- убийстве. Но вскоре опять вернется к тем же мыс- лям. Важно не оставлять его в одиночестве после успешного разговора. Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кри- зиса нужны четкие утвердительные указания. Осо- знания вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоци- ональную опору.

Убедите его в том, что он сделал верный шаг, при- няв вашу помощь. Оцените его внутренние ре- зервы. Если человек сохранил способность анали- зировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабиль- ность. Следует принять во внимание и другие воз- можные источники помощи: друзей, семью, вра- чей, священников, психологов, к которым можно обратиться. В противном случае обратитесь к ним сами, чтобы вместе разобрать стратегию помощи. Замечательно, что курс лечения подростка, попав- шего после попытки суицида к специалисту, в ос- нове своей, предполагает теплые отношения между врачом и пациентом, которых так не хватает под- ростку в повседневной жизни. Специалист должен дать понять подростку, что он всерьез восприни- мает его попытку к самоубийству, что проблемы пациента действительно нелегкие, но они разре- шимы, но не столь кардинальным способом. Так неужели чужой человек поймет и поддержит моего собственного ребенка лучше, чем я сам. Психолог, занимавшийся философскими вопросами смысла жизни, пришел к выводу, что смысла жизни нет, пока ты сам себе его не придумаешь!

Резюме: Суть любой поддержки человека, находя- щегося в этой ситуации депрессии, когда этот фун- дамент смысла жизни из-под ног ушел, дать ему другой, вернуть почву, вернуть ощущение «нужно- сти» и необходимости, того, что он в этом мире кому-то нужен: дайте ему этот смысл. Покажите, что вы его любите. Кто в мире будет принимать и любить меня и принимать просто за то, что я есть, вне зависимости от поступков, которые я совер- шаю, от слов, которые употребляю, от того как веду себя, если не мои собственные мама и папа, кому еще я нужен в этом мире так сильно.

Литература:

  1. Филиппа Перри «Как жаль, что мои родители не знали об этом.» 2020г.

  2. Эдвин Шнейдман «Душа самоубийцы» 2001г.

  3. for-teacher.ru/edu/klassnomu_rukovoditelyu/doc- 85megzu.html

  4. nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library


Трудности социальной адаптации у детей с аутизмом в общеобразовательной школе



Қабиева Анара Ерболқызы

педагог-ассистент КГУ "Средняя школа №26"

отдела образования по городу Усть-Каменогорску управления образования Восточно-Казахстанской области


Детский аутизм в настоящее время рассматрива- ется как особый тип нарушения психического раз- вития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Об- щими для них являются аффективные проблемы и трудности становления активных взаимоотноше- ний с динамично меняющейся средой, которые определяют их установки на сохранение постоян- ства в окружающем и стереотипность собственного поведения.

Большинство исследователей указывают на огром- ное количество проблем, с которыми сталкивается не только аутичный ребенок при поступлении в школу, но также и семья, и специалисты, занимаю- щиеся его образованием. Уже с первого дня в школе такой ребенок демонстрирует массу декомпенсаци- онных проявлений: аутистические реакции, регрес- сивные симптомы, эмоциональные расстройства, а также нарушение инстинктивной жизни. На основе анализа теоретической литературы и собственных наблюдений мы выделили несколько причин школь- ной дезадаптации у детей, страдающих расстрой- ствами аутистического спектра.

Во-первых, с началом посещения школы в жизнь аутичного ребенка, имеющего тенденцию к форми- рованию жестких стереотипов поведения и распо- рядка, вносится множество новых элементов. Само здание школы, помещение класса, большое количе- ство взрослых и сверстников является незнакомым, а значит, пугающим. К этому добавляется и расста- вание с матерью или другим значимым взрослым на достаточно большой промежуток времени. Во многих случаях такой близкий взрослый являлся проводником ребенка в окружающий мир, его хо- датаем и переводчиком, основным орудием кон- такта с другими людьми. И теперь, оставшись один, ребенок демонстрирует весь спектр нарушений в коммуникативной и социальной сферах. Он с тру- дом может сформулировать свои желания и потреб- ности, а также выразить их понятным для окружа- ющих способом.

Следует отметить смену режима дня и питания ре- бенка. Зачастую аутист употребляет в пищу до- вольно ограниченный набор продуктов, который может быть предоставлен в домашних условиях, но далеко не всегда имеется в школьной столовой. В наиболее успешных случаях дети постепенно при- выкают к новой пище, но иногда период адаптации может затянуться на время всего обучения.

Также в процессе обучения в школе ребенку прихо- дится усваивать множество новых правил. Этому могут препятствовать не только нарушения в сфере социального взаимодействия, но и дефицитарность произвольной регуляции деятельности и функции самоконтроля. В связи с новой социальной пози- цией школьника к произвольности ребенка предъ- является намного больше требований, чем раньше. Ему приходится учиться сидеть на уроке, вставать и отвечать по требованию учителя, воспроизводить тот или иной учебный материал по инструкции, что довольно проблематично для ребенка-аутиста.

С какими еще трудностями сталкиваются на уроках учителя аутичных детей?

Прежде всего, аутичного ребенка очень трудно произвольно сосредоточить на задании. С ним, как правило, не срабатывают попытки установления эмоционального контакта, и зачастую создается впечатление, что он просто не хочет контактиро- вать с учителем. В этой связи не следует торо- питься с прямым обращением к ребенку, особенно при знакомстве или первых контактах, нужно дать ему время освоиться, проявить собственную ини- циативу.

Лучше всего организовывать учебную деятель- ность ребенка-аутиста опосредованно, например, с помощью предмета или игрушки, которые спрово- цируют его на выполнение задания. Можно дать ему задание типа дополнения, сортировки, кон- струирования и, подстроившись под его работу, по- степенно расширять взаимодействие, включая в него моменты произвольности.

Следует учитывать, что при выполнении простых заданий аутичный ребенок может быть крайне неуклюжим, несмотря на всю свою ловкость в спонтанных движениях. Он запросто воспроизво- дит случайно запомнившиеся или выученные слож- ные и длинные фразы, а на простейшие вопросы от- вечать затрудняется и т.п. И это не проявление со- противления, он действительно не в состоянии по- вторять свои достижения произвольно.

Давно известно, что аутичные дети с трудом пере- носят приобретенный навык в другую ситуацию, во взаимодействие с другим человеком. Поэтому учи- телю следует контролировать этот момент и при необходимости проводить дополнительную ра- боту. Кроме того, нужно внимательно относиться к информации родителей о том, что ребенок умеет делать дома, и постараться перенести полезные


умения в ситуацию школы.

Особенностью аутичных детей является и то, что при малейшем затруднении, неуверенности в успехе они могут отказаться выполнять задание. Более того, неудача может спровоцировать у них негативные поведенческие реакции, вспышки яро- сти. Чтобы избежать такой ситуации, необходимо использовать следующий прием: сначала учитель помогает ребенку выполнить новое задание и со- здает у него впечатление успеха, убеждает его в том, что он это умеет делать, а потом уже начинает действительно обучать его новому навыку.

Аутичные дети известны своими поведенческими проблемами - истериками, которые проявляются в виде приступов агрессии, самоагрессии, негати- визма или углубления аутизма. Истерики запуска- ются реакцией «бежать или сражаться», когда в от- вет на крайний стресс происходит выброс адрена- лина, что приводит к сильной тревожности и за- ставляет ребенка инстинктивно вести себя так, как будто его жизнь находится под угрозой.

Поскольку аутичным детям чрезвычайно сложно дается все, что касается ориентации в новом про- странстве, необходимо терпеливо заниматься орга- низацией их школьной жизни. Перед началом учеб- ного года им следует подробно объяснить, что нужно делать во всех местах школы, где они бы- вают. Это позволит снизить их растерянность и тре- вогу. В качестве визуальной поддержки можно сде- лать для каждого ребенка план школы и повесить его на стене рядом с партой или прикрепить к об- ложке дневника.

Чтобы аутичные дети освоили расписание занятий, им нужно подробно, конкретно и наглядно пояс- нить все, что в нем есть. И чем глубже аутистиче- ская дезадаптация ребенка, тем более развернутой должна быть такая помощь. Разъяснения лучше за- писать в дневник, записную книжку или повесить на стене рядом с партой ребенка в виде понятных ему обозначений - рисунков, фотографий или надписей.

Аутичные дети часто нуждаются в дополнительном времени, которое им требуется на выполнение учебного задания, сбор материала и ориентирова- ние при переключении с одного занятия на другое. Необходимо давать им это время или менять требо- вания так, чтобы они могли все успеть сделать. Ни в коем случае нельзя торопить аутичного ребенка - для него это стресс, который может спровоциро- вать «отключение» или срыв.

В течение урока ребенку-аутисту во избежание пресыщения или утомления важно своевременно переключаться и отдыхать. Можно разрешить ему ненадолго включить плейер с той или иной музы- кой либо текстом или позволить выйти из класса. Для таких случаев в школе должно быть специаль- ное тихое место - кабинет для сенсорной разгрузки

или просто спокойный уголок, где можно посидеть, отдохнуть, а при желании продолжить выполнять задание, полученное в классе.

В процессе обучения ребенка-аутиста педагогу сле- дует дозировать применение прямой вербальной инструкции и максимально использовать опосредо- ванную организацию ребенка структурированным пространством: разметкой парты, страницы, вклю- чением в задание моментов, когда сам учебный ма- териал организует действие ребенка (завершение уже начатого действия, дополнение недостающей детали, сортировка по образцу и т.п.). Последова- тельность операций тоже должна быть представ- лена ребенку наглядно.

Программа обучения аутичного ребенка должна быть индивидуальной и строиться на основе его из- бирательных интересов, способностей и дарова- ний. Это может быть музыкальная одаренность, способности к рисованию, счетным операциям, конструированию, освоению иностранных языков, накоплению энциклопедических знаний в отдель- ных областях и др. Акцент необходимо сделать на развитии и расширении уже существующих навы- ков. В то же время очень важно работать над теми областями, которые являются его слабостью, поощ- рять к выполнению все более разнообразной ра- боты. Дети с аутизмом часто фиксируются на чем- то одном, поэтому очень важно работать над рас- ширением их интересов.

Специалисты отмечают, что аутичные дети спо- собны усвоить школьную программу, хотя бы фор- мально. Но главное для них - это так называемое обучение жизни: одеться, помыться, приготовить поесть, пойти куда-нибудь самостоятельно, прове- сти досуг или завести друзей. Моменты школьного дня, когда ребенок раздевается и одевается, при- ходя в школу и уходя из нее, переодевается на физ- культуру, завтракает в столовой, должны рассмат- риваться как ситуация обучения.

Итак, очевидно, что педагогам, работающим с аутичными детьми, следует заранее позаботиться о максимальном снижении стрессогенных факторов, существующих для таких учеников в школе.

Список литературы:

  1. Никольская, О.С. Проблемы обучения аутичных детей /О.С. Никольская // Дефектология. - 1995. - №2.

  2. Обучение детей с расстройствами аутистиче- ского спектра. Методические рекомендации для пе- дагогов и специалистов сопровождения основной школы / Отв. ред. С.В. Алехина // Под общ. ред. Н.Я. Семаго. — М.: МГППУ, 2012.

  3. Семаго Н.Я., Хотылева Т.Ю., Гончаренко М.С., Михаленкова Т.А. Обучение детей с расстрой- ствами аутистического спектра: Методические ре- комендации для педагогов и специалистов сопро- вождения основной школы. Серия «Инклюзивное образование». – М., 2012.