Файл: Республиканский научнометодический журнал Педагогический.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 198
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ: СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ТЕХНИЧЕСКОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Роль творческой фантазии в процессе обучения игре на фортепиано
Блоги как средство коммуникации: виды и функции блогов
Бастауыш сынып оқушыларын шығармашылық іс-əрекетке баулудың психологиялық-дидактикалық шарттары
Санның дəрежесі қандай цифрмен аяқталатынын табу
Google-сервисы на уроках русского языка и литературы
Роль дидактических игр в формировании и развитии
SMART-технологии как необходимый компонент системы образования
Психологическое сопровождение учащихся в периоды адаптации
Роль социального партнерства в подготовке специалистов по специальности «Организация питания»
Патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений воспитательной работы в колледже
Трудности социальной адаптации у детей с аутизмом в общеобразовательной школе
Қазақстандағы бастауыш мектеп педагогтарын даярлаудың мазмұнының ерекшеліктері
Эффективные пути повышения качества обучения
Разработка и применение суммативных работ по русскому языку
Роль производственного обучения в подготовке высококвалифицированного специалиста
Нахождение числа по его проценту
Республиканский научно-методический журнал
«Педагогический мир Казахстана»
Собственник ИП SEVIBA Главный редактор: Баезов С.В.
Адрес редакции: ул. Махтымкули, 3,
Нур-Султан, Казахстан Тел.: 8-707-808-98-13
Сайт журнала:
SEVIBA.COM
Электронная почта: pedmir@prosveshenie.kz Периодичность издания: 2 раза в месяц
Выпуск 10 (75)
(май 2022 г.) Подписано в печать
31.05.2022
Тираж 200 экз.
Для детей, не достигших шести лет
Свидетельство о
постановке на переучет периодического печатного издания,
информационного агентства и сетевого
издания
№KZ01VPY00025619 от 06.08.2020 г.
Выдано Комитетом информации
Министерства информации и
общественного развития Республики Казахстан Дата и номер первичной
постановки на учет:
№16845-Ж от 12.01.2018 г.
Отпечатано в полиграфии РИМЦ «Просвещение» (ИП SEVIBA)
Казахстан, Нур-Султан, ул. Махтымкули, 3
© ИП SEVIBA
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов материалов.
Ответственность за достоверность
изложенной в материалах информации несут
авторы.
Работы публикуются в авторской редакции. Редакция оставляет право за собой сокращать тексты статей, вносить
стилистические правки без согласования с
автором.
Содержание
Исатаева Л.Т. Роль творческой фантазии в процессе обучения игре на
фортепиано 3
Кожабекова Н.В. Ұстаз - ұлы есім 4
Акитбаева М.Е. Шет тілі сабағында рифмаларды қолдану арқылы
лексикалық дағдыларды дамыту əдістері 5
Ергеш Ш.Б., Саванкова М.В. Блоги как средство коммуникации: виды и
функции блогов 7
Слямова Г.Ж. Бастауыш сынып оқушыларын шығармашылық іс-əрекетке
баулудың психологиялық-дидактикалық шарттары 11
Сайлыбаева А.С. Санның дəрежесі қандай цифрмен аяқталатынын табу 13
Ибрагимова З.Л. Қазақ əдебиеті сабағында белсенді оқу əдістерін пайдалана отырып көркем шығармаларды оқыту 14
Ленгле Н.А. Применение методов критического мышления как способ повышения результативности в обучении на уроках физики 16
Мухамедалиева Ж.З. Google-сервисы на уроках русского языка и литературы 17
Сыздыкова Г.Т. Роль дидактических игр в формировании и развитии наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с нарушениями речи 19
Макеева Т.М. SMART-технологии как необходимый компонент системы образования 21
Картаева А.Ж. Внедрение дуальной системы обучения в образовательный процесс Педагогического колледжа Международного университета
Астана 22
Сизоненко О.А. Психологическое сопровождение учащихся в периоды
адаптации 24
Бырышева Е.А. Роль социального партнерства в подготовке специалистов
по специальности «Организация питания» 25
Молдахметова З.К. Қазақ тілі сабағын деңгейлеп оқыту технологиясы 27
Бережная Ж.В. Патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений воспитательной работы в колледже 29
Сахипова К.Н. Подростковое самоубийство 31
Қабиева А.Е. Трудности социальной адаптации у детей с аутизмом в
общеобразовательной школе 33
Жунисова К.К. Қазақстандағы бастауыш мектеп педагогтарын даярлаудың
мазмұнының ерекшеліктері 35
Юрлова В.В. Сущность и структура информационно-познавательной
компетентности дошкольников 37
Есенгельдина А.И. Эффективные пути повышения качества обучения и формирование творческих способностей через саморегуляцию учащихся 39
Екзекова Д.Ш. Оригами: корейский костюм ханбок 41
Свистич Н.В. Разработка и применение суммативных работ по русскому языку с различным уровнем сложности программного материала для
учащихся с ООП 43
Сергеева М.В. Формирование основ экономической культуры у детей
дошкольного возраста 44
Семенова И.В. Развитие творческих способностей обучающихся на уроках
русского языка и литературы 46
Плотникова Е.Н. Роль производственного обучения в подготовке
высококвалифицированного специалиста 48
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ: СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Пак О.Я. Метр. Я расту 50
Нурманова Л.Д. В. Астафьев «Белогрудка» 53
Попова М.Н. Превращение и сохранение энергии 57
Тохтахунова Г.Ж. Сила упругости 60
Акбулатова А.Н. Қаныш Сəтбаев 62
Худякова Н.Н. Двумерный массив 63
Наурызова А.С. Нахождение числа по его проценту 67
Таукебаева Л.А. Г. Скребицкий «Как белочка зимует?» 69
Турекулова Б.А. Пайдалы қазбалар жанама? 71
Болт Н.В. Разноуровневые задания для организации самостоятельной
работы на уроках русского языка в 5, 6 классах 73
Циглер А.Н. Кочевники и земледельцы 75
Абдрахманова К.С. Көлік инфрақұрылымы 78
Жармухамбетова А.К. Елі сүйген Елбасы 80
Ажгалиева Д.А. Өткізгіштерді тізбектей жəне параллель жалғау 81
Байшыбаева Л.Т. Откуда ты, вода? 84
Похорукова Л.В. Как вращается земля? 86
Намазбаева А.А. Сердце и его работа 88
Раимбекова Е.В. Времена года 90
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ:
ТЕХНИЧЕСКОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Мурзаева Т.Е. Салқындатқыш сұйықтықтар 92
Биографическая энциклопедия «Гордость Казахстана. Образование и наука»
Биографическая энциклопедия «Гордость Казах- стана. Образование и наука» создана, чтобы расска- зать о педагогах Казахстана, внесших весомый вклад в становление и развитие образования страны.
Мы будем рады разместить в энциклопедии био- графические статьи о педагогах, являющихся при- зерами областных, республиканских и междуна- родных конкурсов, конференций и олимпиад, под- готовивших учащихся-призеров областных, рес- публиканских конкурсов и олимпиад, или имею- щих иные высокие достижения в профессиональ- ной и творческой деятельности, большой педагоги- ческий опыт работы.
Главной особенностью энциклопедии «Гордость Казахстана», является возможность предлагать биографические статьи для энциклопедии самими педагогами.
Не упускайте возможности рассказать о своих до- стижениях и о своей преданности к профессии!
Биографические статьи о педагогах публикуются на официальном сайте энциклопедии EGK.KZ, а также могут быть включены в VI том бумажной (книжной) версии энциклопедии «Гордость Казах- стана. Образование и наука».
Порядок и условия размещения статей.
-
К публикации принимаются статьи о педагогах Казахстана, имеющих не менее 3 лет педагогиче- ского стажа. -
Для подачи биографической статьи Вам необхо- димо заполнить онлайн анкету (ссылка на анкету размещена на сайте PROSVESHENIE.KZ в разделе
«Энциклопедия «Гордость Казахстана»). Анкеты и статьи заполняются только на русском языке.
В качестве образца используйте уже опубликован- ные на сайте EGK.KZ статьи.
Обратите внимание, что через свой Личный каби- нет Вы можете подать статью только о себе. Если Ваши коллеги также желают опубликовать свои биографические статьи, то им необходимо зареги- стрироваться на сайте и заполнить анкеты через свои Личные кабинеты.
Сроки
Прием материалов ведется с 7 сентября 2021 г. по
31 декабря 2022 г.
Проверка поданных анкет проводится с 1 октября
2022 по 31 января 2023 года.
При положительном рассмотрении Ваша статья бу- дет опубликована на сайте энциклопедии. В случае если анкета будет заполнена с нарушением уста- новленных требований, то она будет отклонена, Вам на почту будет отправлено уведомление с по- яснением причин отклонения. После устранения замечаний Вы можете подать анкету повторно.
Заказать сертификат и книжный вариант энцикло- педии можно после публикации Вашей статьи на сайте энциклопедии в период с 1 декабря 2022 года по 31 января 2023 г.
Книжный вариант энциклопедии
VI том энциклопедии будет издан ориентировочно в феврале 2023 года. Точные сроки издания будут сообщены дополнительно после завершения срока приема материалов.
Подробная информация размещена на сайте PROSVESHENIE.KZ
Роль творческой фантазии в процессе обучения игре на фортепиано
Исатаева Ляйля Турсунгалиевна преподаватель фортепиано
КГКП "Детская музыкальная школа №1 (хоровая)"
Творческая фантазия делает процесс обучения более интересным, способствует поиску новых образных характеристик музыкальных сочинений, помогает донести до слушателя исполнительский замысел. Очень часто учащиеся музыкальной школы, осо- бенно на начальном этапе обучения, сталкиваются с трудностями в воплощении художественного за- мысла произведения, так как не имеют достаточного опыта, их творческая фантазия недостаточна развита. Поэтому формирование творческого воображения с первых шагов обучения должно быть направлено на создание ярких музыкальных образов.
Метод ассоциативных сравнений, умение подо- брать слова для характеристики художественного образа, пробудить в ученике эмоциональный от- клик на музыку играет важную роль, особенно в ра- боте со среднеспособным учеником. Порой нелегко найти слова. Но “дать вещи название – это начало познания”. Для достижения цели необходимо ис- пользовать наводящие вопросы, заставить ученика расшевелить своё воображение, затем уточнить найденный эмоциональный образ. Известна гипо- теза английский лингвистов, согласно которой, че- ловек отчётливо переживает только те эмоции, для которых находит вербальное определение.
Не все педагоги используют метод ассоциативной трактовки музыкальных образов. Действительно, здесь есть опасность упрощения, вульгаризации. Ещё П.И. Чайковский говорил, что если бы музыку можно было объяснить словами, то она бы сделалась ненужной. Но, отрицая программность, сюжет, кон- кретные образы, можно дойти до признания полной непознаваемости музыки. А наша задача – помочь ученику понять произведение, воспринимать му- зыку как глубоко содержательное искусство, и без привлечения ассоциаций здесь не обойтись.
Неотъемлемое качество интерпретации инструмен- тальной музыки – наличие сюжетно-психологиче- ского подтекста. Во многом благодаря этой скры- той внутренней программности, произведение об- ретает цельность. Развить умение создавать сю- жетно-психологические подтексты – важная педа- гогическая задача. В качестве примера – фрагмент из книги украинского педагога-пианиста В.Л. Ма- карова, где, взяв за основу сказку А.Толстого “зо- лотой ключик”, он связывает тему двухголосной инвенции до мажор И.С. Баха с образом Буратино: “Этот мальчик смел, решителен, подвижен, остро- умен и не всегда прилежен… Вслушайтесь в тему инвенции, во взаимодействие двух голосов. Сколько в теме непосредственности, любопытства.
Она как бы вырывается из рук папы Карло, убе- гает.папа Карло выражает своё недовольство, но Буратино упрям, его не так-то легко вразумить. Конфликт передаётся движением голосов в проти- воположные стороны.
Но послушайте, как слаженно в дальнейшем звучат голоса, как нижний бережно поддерживает верхний. Почему? Ведь они только что ссорились? А всё дело в том, что папа Карло отлично понимает маленького Буратино, которому хочется всё побыстрее рассмот- реть. Он берёт сыночка за руку и водит по каморке, отвечая на все вопросы Буратино…
Подобное фантазирование - это эффективный метод адаптации подчас философски недетских образов музыки, исполняемой маленькими музыкантами”. В практике прохождение с учениками несложных сонат Бетховена вполне применимо использование ассоциативных сопоставлений со звучаниями ор- кестровых инструментов. Например, в начале глав- ной партии сонатного аллегро девятнадцатой со- наты Бетховена в “солирующем” верхнем голосе прослушивается повествовательно льющаяся “скрипичная” мелодия. В гармоническом же фоне уже с первых тактов ощущается мягкое звучание дуэта деревянных духовых инструментов.
Для выявления творческого потенциала ученика необходим соответствующий психологический фон, чтобы у ребёнка возникло желание выска- заться, уверенность в праве на собственную точку зрения, пусть даже она будет не совсем верной.
Преодолеть механическое исполнение фраз, пасса- жей помогает подтекстовка. Даже не обладающая большой литературной ценностью, она способна помочь ученику глубже понять интонационное бо- гатство исполняемой музыки, разбудить его вооб- ражение и фантазию. Первые детские поиски в этом направлении, зачастую наивные, очень ценны для нас именно своей искренностью, простоду- шием. Ещё в донотном периоде обучения ребенок должен почувствовать и воспринять ритм предло- женных ему музыкальных примеров. Большую по- мощь при этом могут оказать удачно подобранные к исполняемой мелодии и совпадающие с её рит- мом стишки, подтекстовки, сочиненные самими детьми или с помощью педагога. Представление о сильных и слабых долях дети легко получают от произношения соответствующих слов: Са́-ша, по-
су́-да, ба-ра-ба́н и т.д.
В процессе обучения музыкального произведения
могут вовлекаться ассоциации, вызванные другими видами искусств. Факт синтеза и взаимообогащения
искусств в настоящее время очевиден. Так, Р.Шу- ман горячо ратовал за полихудожественные ориен- тации в исполнительстве, замечая, что “образован- ный музыкант может с такой же пользой учиться на рафаэлевской Мадонне, как художник на симфо- нии Моцарта, поскольку для художника стихотво- рение превращается в картину, а музыкант вопло- щает картину в звуки”. По признанию Шаляпина образ Ивана Грозного ему помог создать портрет царя работы Васнецова: “приятно было мне услы- шать от Васнецова горячие похвалы созданному мною образу Ивана Грозного. Я ему ответил, что не могу принять хвалу целиком, так как в некоторой степени образ этот заимствован мною от него
самого. Действительно, в доме одного знакомого я видал сильно меня взволновавший портрет – эскиз царя Ивана, с черными глазами, строго глядящими в сторону, - работы Васнецова”.
Без трудолюбия, развитого музыкального мышле- ния, гибкого “аппарата переживаний” (Л. Барен- бойм), без собственной инициативы и фантазии не удастся воплотить замысел композитора, одухотво- рить исполнение.
Список литературы
-
Верткова Л.А. Некоторые аспекты фортепиа- нно-педагогической практики. -
Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. -
Тимакин Е.М. Воспитание пианиста.
Ұстаз - ұлы есім
Кожабекова Назгуль Валиевна Нұр-Сұлтан қ. "№20 орта мектеп" КММ қазақ тілі мен əдебиеті пəнінің мұғалімі
Жалпы адамзат алдына қойлғын ұлы мақсаттардың бірі – отаншыл, саналы, білімді жəне рухани бай ұр- пақ тəрбиелеу. «Ұрпағы білімді елдің болашағы бұлыңғыр болмайды» деп біздің ата-бабалырымыз да өз жастарын оқу-білімге насихаттап, білімі жа- ғынан алға кеткен елдер қатарына қосылуына бар күш-жігерлерін берген дес. Қазақ жерінде ағарту- шылық ойлары ХІХ ғасырдың басында бастау алып, Шоқан, Ыбырай, Абай сияқты ағартушылы- лар қозғалысымен жалғасын табады. Енді ағарту- шылық деген ұғымға анықтама берейік. Ағартушы- лық — қоғамдық-саяси ағым. Оның өкілдері ізгілік, əділеттілік идеялары мен ғылыми таным-білім не- гіздерін тарату жолдары арқылы қоғам кемшілікте- рін түзетуге, оның талғам-талаптарын, саясатын, тұрмысын өзгертуге күш салды.
Осы ағым өкілдерінің бірі Ыбырай Алтынсарин- ның ағартушылық ойлары мен еңбектерінің қазіргі таңда өзектілігі қандай деген мəселенің шеңберінде өз ойымды жазбақпын.
Ыбырай Алтынсарин өзінің барлық саналы өмірін өсіп келе жатқан жаңа буынның білімді, тəрбиелі болуына, озық елдердің қатарына қосылуына үлес қосты. Өзінің ағартушылық дүниетанымында на- дандықпен күресті бірінші орынға қояды. Сонымен қатар, ол білім алуды, қарапайым халықты надан- дықтын, кедейшіліктен құтқаратын бірден-бір жолы деп есептеген. Ағарту ісі елін əлеуметтік тең- сіздікпен күресуге бастапқы жолы деп ойлаған.
«Бай баласы мен жарлы баласы» атты əңгімесінде жазушы бай баласы Асан мен кедей баласы Үсенді бас кейіпкер етіп ала отырып, əлеуметтік мəселеге зер қояды. Баланың қалыптасуына орта мен отба- сының əсерін ашып көрсетіп, үлкен қорытынды жа- сайды. Асан мен Үсен сияқты балалар біздің зама- нымызда кездесетіні сөзсіз. Сондықтан осы əңгіме
арқылы адамның сана-сезімін, еңбексүйгіштік қа- сиетін, психологиясын қалыптастыруға болады. Қазіргі таңда бұл əңгіме тек оқушыларға ған емес, соған қоса ата-аналарға да өнегелі шығарма ретінде ұсынуға болады. Ағартушының оқу-білім жолында ерекше орын алатын еңбектерінің бірі – «Қазақ хрестоматиясы» оқулық ретінде, халықтың сүйіп оқитын кітабы деп те айтуға болады. Хрестоматия туралы естелігінде Ыбырай «Бұл кітапты құрас- тырғанда мен, біріншіден, осы біздің ана тілімізде тұңғыш рет шыққалы отырған жалғыз кітаптың орыс-қазақ мектептерінде тəрбиеленіп жүрген қа- зақ балалрына оқу кітабы бола алу жағын, сонымен қабат, жалпы халықтың оқуына жарайтын кітап бола алу жағын көздедеім» дейді. Хрестоматиядағы шығармалар жастарды білімге, өнерге, адал ең- бекке, белгілі бір кəсіп иесі болуға шақырады, адам бойындағы адалдық, достық, мейірімділік секілді асыл қасиеттерді бағалау, үлкенді, ата-ананы сый- лау, өнер-білімді байлықтан жоғары қою мəселе- ріне арналған. Осы аталған қабілеттерді бүгінгі жастардың бойына сіңіру ата-аналар мен ұстаздар- дың алға қойған мақсаттарының бірі деп ойлаймын. Ыбырай Алтынсарин ағартушылық ойын тек сөз- бен ғана емес, ісімен көрсете білген ұстаз. Ол ауыл аулды аралап халыққа білім алудың маңыздылын түсіндіріп, насихат жұмыстарын жүргізеді. Мек- тептер ашу үшін қаржы жинауға кірісті. Алғашқы үлесін Ыбырай өзі қосты. Осыдан бастап оның ағартушылық жəне педагогикалық қызметі бас- талды. 1864 жылы 8 қаңтарда салтанатты түрде мектеп ашылып, алғашында оқуға үгіт жұмыстары- ның нəтижесінде 16 бала жазылады. Ыбырайдың жүргізген үгіт жұмыстарының нəтижесінде бұл мектепте оқушылардың саны арта бастайды. Мек- тептің өз жүйесі мен бағыттары. Сабақта