Файл: Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине Рекреационный туризм.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

Знания и умения, приобретаемые студентом, формируемые компе- тенции или их части:

Вопросы для обсуждения:

Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме

Вопросы для обсуждения:

Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме

Знания и умения, приобретаемые студентом, формируемые компе- тенции или их части:

Теоретическая часть

Вопросы для обсуждения:

Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме

ТЕМА 4. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ВИДЫ ДВИ- ГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В РЕКРЕАЦИОННОМ ТУРИЗМЕ

Знания и умения, приобретаемые студентом:

Теоретическая часть

Вопросы для обсуждения:

Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме

Теоретическая часть

Вопросы для обсуждения:

Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме

Вопросы для обсуждения:

Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме

Вопросы для обсуждения:

Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме

МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

по дисциплине «Рекреационный туризм»

ОГЛАВЛЕНИЕ

2. Общая характеристика самостоятельной работы студента при изуче- нии дисциплины

Методические указания по видам работ предусмотренных рабо- чей программой дисциплины

Методические указания по подготовке к экзамену

Список рекомендуемой литературы


  1. Физическая культура. Контроль функционального состояния орга- низма при занятиях физическими упражнениями: Учебное пособие / сост. Я. К. Якубовский. Владивосток: Владивостокский филиал Российской тамо- женной академии, 2010. 120 с.

Методическая:

  1. Методические рекомендации для студентов по организации само- стоятельной работы по дисциплине «Рекреационный туризм»: Направление подготовки 49.04.01 Физическая культура. Ставрополь: СКФУ, 2016. 15 с.

  2. Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Рекреационный туризм»: Направление подготовки 49.04.01 Фи- зическая культура. Ставрополь: СКФУ, 2016. 54 с.

Интернет-ресурсы:

  1. http://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnoe-soderzhanie-ponyatiy- rekreatsiya-i-turizm-obschee-i-razlichnoe/ Концептуальное содержание поня- тий «Рекреация» и «Туризм»: общее и различное.

  2. http://region.kuban.info / Развитие туризма в Краснодарском крае.

  3. http://tourlib.net/books_tourism/artemova7.htm/ Все о туризме: тури- стическая библиотека.

  4. http://vokrug-sveta.com.ua/rekreacionnyj-turizm/ Рекреационный ту-

ризм. ния.


  1. http://window.edu.ru/resource/587/75587 / Основы здоровьесбереже-




  1. http://www.0zn.ru/fizkultura_i_sport/rekreacionnyj_turizm.html/ Боль-

шая публичная библиотека. Рекреационный туризм.

  1. http://www.geogr.msu.ru/cafedra/recr/conf/MSU_Tourism_Conf_III_20 08.pdf / Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования

  2. http://www.russiatourism.ru/data/File/news_file/2014/PISAREVSKIY_ Osnovi%20turizma.pdf / Основы туризма: учебник / коллектив авторов; под ред. Е.Л. Писаревского. М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. 384с.




ТЕМА 5. ТУРИСТСКИЕ ПОХОДЫ, КАК ОСНОВНОЙ ВИД ДВИГА- ТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В РЕКРЕАЦИОННОМ ТУРИЗМЕ



Цель: формирование у студентов способности разработки и организа- ции рекреационно-оздоровительных походов с учётом социокультурных, морфофункциональных и поло-возрастных особенностей занимающихся.

Знания и умения, приобретаемые студентом:


Знать:особенности разработки и организации рекреационно- оздоровительных походов с разновозрастными участниками рекреационной деятельности.

Уметь:разрабатывать маршрутную документацию рекреационно- оздоровительных походов с учётом социокультурных, морфофункциональ- ных и поло-возрастных особенностей занимающихся.

Формируемые компетенции или их части: способность осуществ- лять сотрудничество с разновозрастными участниками рекреационной дея- тельности (ПК-15), способности разрабатывать, реализовывать и корректиро- вать индивидуальные программы (проекты) рекреационной деятельности для различных групп населения, с учётом социокультурных, морфофункцио- нальных, поло-возрастных особенностей занимающихся (ПК-17).

Актуальность темы определяется необходимостью формирования у студентов знаний значения и разновидностей туристских походов в контек- сте рекреационной (туристской) деятельности человека.

Теоретическая часть


Туристский поход - это короткое по продолжительности путешествие (в большинстве случаев от 1-2-х до 15-20 дней) с активными способами пе- редвижения (пешком, на лыжах, на велосипеде, на гребных судах) по всему маршруту (Большой энциклопедический словарь, 2000).

Таким образом, поход это всего лишь частный случай (разновидность) туристских путешествий, где туристы передвигаются по маршруту за счет их
мышечной силы. Следовательно, иные виды путешествий, где для передви- жения по маршруту туристы используют любые типы транспорта или живот- ных (вьючных, ездовых), строго говоря «походом» не являются.

Так же, как в случае с рекреационной деятельностью, классификацию туристских походов начнем с важнейшего основания - цели. Туристские по- ходы, согласно своей цели, подразделяются на походы рекреационные (учеб- но-рекреационные) и походы спортивные (учебно-спортивные). Учитывая ранее указанную классификацию рекреационной деятельности, можно в свою очередь, рекреационные походы подразделить на походы рекреацион- но-оздоровительные (их в литературе принято называть просто оздорови- тельными), рекреационно-познавательные (например, экологические похо- ды), рекреационно-спортивные.

Доминирующими целями рекреационно-оздоровительных походов яв- ляются - полноценный отдых и оздоровление их участников. Перед рекреа- ционно-познавательными походами, кроме того, ставятся еще и познаватель- ные (образовательные) цели и задачи.

В рекреационно-спортивных походах активный отдых участников реа- лизуется в преодолении сложного маршрута, содержащего естественные препятствия (спортивный компонент). При этом участники похода не ставят для себя далеко идущих спортивных целей, не стремятся получить спортив- ное звание, участвовать в соревнованиях. Их цель - «впрыснуть» в кровь ад-

реналин средствами спортивного туризма, круто изменить на время разме- ренное течение жизни. В учебно-рекреационных походах главной целью яв- ляется обучение участников необходимой туристской технике и тактике про- ведения походов, а так же овладение участниками методикой проведения ре- креационных походов (подготовка будущих туристских специалистов в по- ходных условиях) (Киколов А. И., 2006).

Доминирующей целью спортивных походов является совершенствова- ние возможностей участников в преодолении классифицированных маршру-
тов и повышение их спортивного мастерства, квалификации. В учебно- спортивных походах, кроме того, преследуется цель обучения участников разнообразной туристской технике (технике преодоления естественных пре- пятствий) и методике проведения спортивных походов (подготовка инструк- торов спортивного туризма в походных условиях). Спортивные походы до- полнительно классифицируются по их категории сложности, о чем мы будем говорить ниже.

На основании способа передвижения любые походы (рекреационные и спортивные) подразделяются на четыре вида: пешеходные (в горах - горно- пешеходные), лыжные, водные и велосипедные. В спортивную классифика- цию в Российской Федерации включены нормативы по 10 видам туризма: пешеходному, лыжному, горному, водному, велосипедному, авто- мототуризму, спелеотуризму (путешествия в пещеры), парусному (разборные суда), конному и комбинированному. По результатам соответствующих по- ходов присваиваются спортивные разряды и звания.

К организации и проведению рекреационных походов в общем случае не предъявляются какие-либо стандартные, установленные нормативными документами требования, кроме случая походов с учащимися. Наиболее важные моменты организации и проведения рекреационных походов, опре- деляют сами организаторы похода (туристские фирмы или руководители са- модеятельных походов), исходя из поставленных перед походом целей и за- дач, требований безопасности, наличия организационных и материальных ресурсов и пр. Таким образом, сама эффективность достижения целей каждо- го конкретного похода будет диктовать основные требования к его организа- ции и проведению.

В период подготовки оздоровительного похода, туристы решают целый ряд организационных вопросов. Среди них можно выделить следующие:

  1. Выбор района похода.

  2. Разработка маршрута похода (нитки маршрута).

  3. Комплектование походной группы и распределение обязанностей в походной группе.

  4. Составление календарного плана-графика похода.

  5. Выбор необходимого походного снаряжения.

  6. Составление походного рациона питания и определение походного режима питания.

  7. Оформление необходимой походной документации (при необходи- мости).


При выборе района проведения похода следует учитывать, прежде все- го, поставленные перед походом цели и задачи, состав конкретной походной группы (возраст, состояние здоровья, устремления и пожелания участников), объем свободного времени, которым располагают участники похода. Для ре- креационно-оздоровительных походов выбирается район, который позволит наилучшим образом выполнить задачи оздоровления, полноценного отдыха участников в природной среде. С рекреационными задачами могут успешно сочетаться и познавательные задачи - расширение кругозора участников, их знаний природы, культурно-исторического наследия предков и пр.

Таким образом, выбор района оздоровительного похода продиктован наличием в нем природных рекреационных ресурсов (лесные массивы: чи- стые водоемы, пригодные для купания, чистый воздух, эстетически привле- кательные ландшафты и пр.). Кроме того, он определяется наличием целевых рекреационно-познавательных объектов посещения, которые вызовут наибольший интерес у участников похода. К таким объектам можно отнести, например, локальные участки маршрута с наиболее красивыми ландшафта- ми, живописные озера или группы озер; реки, привлекательные участки лес- ных массивов (сосновые светлые боры, рощи из широколиственных деревь- ев) и т.д.

В районе похода должны иметься удобные пункты для подъезда к началу маршруту и пункты отъезда от окончания маршрута. Район похода должен иметь хорошую «проходимость» - желательно, чтобы он включал до- статочно густую сеть пригодных для осуществления пешего, велосипедного похода лесных, полевых дорог и троп. В таком случае участники, при движе- нии по маршруту, не будут испытывать физических и эмоциональных пере- грузок. Кроме указанных критериев, отметим, что район похода должен со- держать достаточное количество источников чистой воды для организации питания; места, удобные для организации ночлега и отдыха туристов (в том числе оборудованные туристские стоянки).

При разработке маршрута рекреационного похода выполняется следу-