Файл: Научный стиль речи (для студентовиностранцев аэрокосмических вузов).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 280

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

«Употребление предлогов В, НА, ПО

КРЫЛО САМОЛЁТА

ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ПРЕДТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Справочный материал

ПРЯМОТОЧНЫЙ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

РАКЕТА Ракета - летательный аппарат, движущийся за счёт реактивной силы, которая возникает при отбрасывании части собственной массы. Ракета - вид ЛА, полёт которого может проходить вне атмосферы. Это позволяет использовать ракету как техническое средство для полёта в космическом пространстве. Ракета, позволяющая вывести в космос искусственный спутник Земли (ИСЗ), космический корабль, орбитальную станцию и другие полезные грузы, называется ракетой-носителем. Рис. 46. Схема ракеты-носителяРакета-носитель имеет многоступенчатую конструкцию, то есть состоит из 2 - 5 ракетных ступеней (рис.46). Ракетная ступень - отделяемая часть составной ракеты, обеспечивающая, благодаря работе своих двигателей, разгон ракеты на определённом этапе траектории полёта. Ракетная ступень представляет собой одноступенчатую ракету, для которой остальная часть составной ракеты (последующие ступени и головная часть) являются полезным грузом.Ракетная ступень состоит в общем случае из ракетных двигателей, несущей силовой конструкции, баков с топливом, системы подачи топлива, системы управления и механизмов для разделения ступеней. После израсходования топлива и прекращения работы двигателей ракетная ступень отделяется от составной ракеты.Для выведения искусственного спутника Земли с поверхности Земли на низкую орбиту необходима характеристическая скорость 9,2 км/с, но фактическая скорость на орбите равна 7,9 км/с. Одноступенчатая ракета практически не способна обеспечить характеристическую скорость, необходимую для космического полёта. Для этой цели используется многоступенчатая или составная ракета.Составная ракета представляет собой в исходном состоянии первую ракетную ступень, которая начинает работать с момента пуска. После израсходования топлива первой ступени ступень отделяется, далее разгон полезного груза продолжает вторая ступень и т.д. Составная ракета позволяет сообщить полезному грузу бо́льшую скорость по сравнению с одноступенчатой ракетой той же стартовой массы при одинаковых запасах топлива и массе полезного груза.Различают конструктивные схемы составных ракет с поперечным делением, с продольным делением и комбинированную схему.В конструкции ракеты с поперечным делением ракетные блоки ступеней расположены последовательно по высоте ракеты и также последовательно начинают работать.Конструктивная схема с продольным делением (пакетная схема) позволяет работать одновременно блокам различных ступеней.Комбинированная схема сочетает особенности первых двух систем.Конструкция ракеты существенным образом зависит от её назначения и типа используемых ракетных двигателей. Для современных ракет-носителей (РН) основным видом двигателя является ЖРД с насосной подачей топлива23. Обычно применяется турбонасосный агрегат с дожиганием генераторного газа. В некоторых случаях на последней ступени РН целесообразно применение ЖРД с вытеснительной подачей24. На последней ступени РН (при выводе межпланетных космических аппаратов) обычно устанавливается ЖРД с многократным запуском. На первой ракетной ступени кроме ЖРД в качестве основных двигателей применяются и РДТТ.Возможность многократного включения двигателей последних ступеней РН позволяет осуществлять манёвры для изменения высоты и наклонения орбиты, а также старта полезного груза с орбиты искусственного спутника.Необходимость повышения скорости ракеты требует создания предельно лёгкой конструкции. Это требование противоречит требованию необходимой жёсткости и прочности конструкции, так как на эту конструкцию действуют внешние нагрузки и аэродинамический нагрев.Основные силовые элементы конструкции ракет изготавливаются в виде тонкостенных оболочек из высокопрочных лёгких сплавов или композиционных материалов.В ракетном блоке с ЖРД большую часть объёма занимает топливный отсек с жидким ракетным топливом, состоящий из баков с окислителем и горючим. Для РН в качестве окислителя используются жидкий кислород и высококипящие окислители, а в качестве горючего - несимметричный диметилгидразин (H2N - N(СНз)2), керосин и другие углеводороды или соединения, содержащие водород. Использование в качестве горючего для РН жидкого водорода эффективно, но при этом из-за малого значения плотности жидкого водорода существенно увеличивается объём топливного отсека.Наиболее распространённой и экономичной по массе является силовая схема топливного отсека с несущими баками. Стенки таких баков одновременно выполняют функцию оболочки корпуса ракеты. Существует также схема топливного отсека с подвесными баками. Они устанавливаются внутри топливного отсека и не участвуют в восприятии внешних нагрузок, действующих на РН или КА. Подвесные баки крепятся к несущему корпусу силовыми узлами.Все РН характеризуются сравнительно малой массой конструкции и большими запасами топлива (масса топлива составляет 85 - 90% от стартовой массы ракеты). Стартовая масса РН составляет от 10 до 3000 тонн. Продолжительность активного участка (участка полёта, на котором работают РД) некоторых РН свыше 17 минут. Полёт проходит в большом диапазоне высот.ПОСЛЕТЕКТОВЫЕ ЗАДАНИЯЗадание 20. Образуйте причастия от следующих глаголов. глагол → активное причастие прошедшего времени: отделиться, позволить, обеспечить, использовать, применяться, проходить; глагол → активное причастие настоящего времени: двигаться (г/ж), возникать, отделяться, позволять, обеспечивать, последовать, использовать, требовать, состоять, характеризоваться, составлять, проходить; глагол → пассивное причастие прошедшего времени: отделиться, использовать, расположить, установить (в/вл), изготовить (в/вл); выполнить; глагол → пассивное причастие настоящего времени: отбрасывать, отделять, называть, использовать, сообщать, применять, требовать, изготавливать, выполнять. Задание 21. Выберите необходимую форму причастия и употребите причастие в нужной форме (род, число, падеж).А. 1. Под РН понимают многоступенчатую ракету, ... (служащий - служивший) для выведения в космос полезного груза. 2. В настоящее время для РН характерно применение только химических ракетных двигателей, ... (работающий - работавший) на жидком и твёрдом топливе. 3. У ракет, ... (изготовивший - изготовленный) по данной схеме, ступени в полёте отделяются последовательно. 4. Конструктивная схема РН - совокупность агрегатов, систем, отсеков, ступеней, ... (определяющий - определяемый - определённый - определивший) технические возможности ракеты. 5. В составных ракетах обычно каждая ступень содержит ... (рассматривающий - рассматриваемый - рассмотренный) выше части, а также систему разделения ступеней. 6. Одним из наиболее важных показателей эффективности любого РД является удельная тяга, ... (называющий - называемый) также удельным импульсом.Б. 1. В насосных системах компоненты топлива нагнетаются в камеру сгорания из баков с помощью насосов, ... (приводящий - приводимый) во вращение газовой турбиной. 2. Для работы турбины необходимо рабочее тело - нагретый газ, ... (находящийся - находившийся) под высоким давлением. 3. Окислителем второй группы топлива служит жидкий кислород, ... (кипящий - кипевший) при температуре -183°С. 4. Приземным космическим пространством называют зону, ... (окружающий - окружённый) Землю в пределах высот 100 - 160 км, где могут летать только специальные ЛА. 5. Операции наведения выполняются с помощью специальных оптических приборов, ... (установивший - установленный) на борту ракеты, пусковой системе и на Земле.Задание 22. Употребите полное или краткое причастие или прилагательное в нужной грамматической форме (род, число; для полных причастий и прилагательных - падеж).А. 1. Ракета, ... как техническое средство для полёта в космическое пространство, позволяет вывести в космос орбитальную станцию.а) используемыйб) используем2. ... часть составной ракеты называется ракетной ступенью.а) отделяемый б) отделяем3. Ракета, ... ракетой-носителем, позволяет вывести в космос ИСЗ.а) называемый б) называем4. Ракетная ступень обеспечивает разгон ракеты на ... этапе траекторииполёта.а) определённый б) определён5. Для выведения ИСЗ с поверхности Земли на орбиту ... характеристическая скорость 9,2 км/с.а) необходимый б) необходим6. В конструкции с поперечным делением ракетные блоки ступеней ... последовательно по высоте ракеты.а) расположенныйб) расположен7. В некоторых случаях на последней ступени РН ... применение ЖРД с вытеснительной подачей.а) целесообразный б) целесообразен8. Это требование противоречит требованию ... жёсткости и прочности конструкции.а) необходимый б) необходим9. Использование в качестве горючего для РН жидкого водорода ....а) эффективныйб) эффективен10. Баки ... с ЖРД магистральными трубопроводами.а) связанный б) связанБ. 1. В ЖРД могут быть ... различные топлива, а) использованный б) использован2. В насосных системах компоненты топлива нагнетаются в камеру сгорания из баков с помощью насосов, ... во вращение газовой турбиной.а) приводимый б) приводим3. Для работы турбины ... рабочее тело - ... газ, находящийся под высокимдавлением. а) необходимый а) нагретый б) необходим б) нагрет 4. По длине корпус ракеты ... на отсеки, названия которых определяютсяэлементами ракеты, ... в них: приборный, топливный, двигательный. а) разделённый а) расположенный б) разделён б) расположен 5. Хвостовой отсек ... для размещения двигательной установки и части приборов системы управления.а) предназначенный б) предназначен6. Ракеты-носители запускают вертикально. Это вызвано причинами, ... восновном с боковыми нагрузками, действующими на конструкцию корпуса.а) связанныйб) связан7. Считается, что подобная схема … .а) неэкономичныйб) неэкономичен8. Первостепенное значение для определения энергетических возможностей РН имеют тяга (… в кгс или тс)25 и скорость истечения газов из сопладвигателя.а) измеряемыйб) измеряем9. Азотная кислота (HNO3) химически ... .а) активныйб) активенЗадание 23. Трансформируйте причастные обороты в придаточные предложения со словом который.1. Баки обычно занимают около 3/5 длины ракеты, а компоненты топлива, помещённые в них, составляют около 90% общей массы ракеты. 2. В составных ракетах обычно каждая ступень содержит части, рассмотренные выше, а также систему разделения ступеней. 3. Названия отсеков определяются элементами ракеты, размещёнными в них: приборный, топливный, двигательный. 4. Ракета, используемая как техническое средство для полёта в космическое пространство, позволяет вывести в космос орбитальную станцию.Задание 24. Найдите в тексте придаточные предложения со словом который. Трансформируйте эти предложения в причастные обороты в тех случаях, когда это возможно. Постарайтесь определить условия, при которых такая трансформация невозможна.Задание 25. Вспомните, как употребляются предлоги в, на, из, с и падежные формы при ответах на вопросы где? куда? откуда? Вставьте вместо точек нужный предлог и существительное в нужной форме.1. Ракета используется для полёта ... (космическое пространство). 2. Ракета-носитель позволяет вывести КА ... (космическое пространство). 3. Для выведения ИСЗ ... (поверхность Земли)... (низкая орбита) необходима характеристическая скорость

ТЕКСТЫ ДЛЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

ТЕКСТ 1. ВЫРЕЗЫ В ФЮЗЕЛЯЖЕ

ТЕКСТ 2. СИЛЫ, КОТОРЫЕ ДЕЙСТВУЮТ НА САМОЛЁТ

ТЕКСТ 4. КРЫЛО СВЕРХЗВУКОВОГО АВИАЛАЙНЕРА

ТЕКСТ 5. ОБРАЗОВАНИЕ ПОДЪЁМНОЙ СИЛЫ

ТЕКСТ 6. По-2 МОДИФИКАЦИИ М.А. КУЗАКОВА

ТЕКСТ 7. АЭРОДИНАМИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО34

Рис. 55. Посадка

ТЕКСТ 13. «МИРАЖИ»

ТЕКСТ 14. Су-27

ТЕКСТ 16. Су-37 «БЕРКУТ»

ТЕКСТ 17. ВЕРТОЛЁТЫ

ТЕКСТ 19. ОПЕРЕНИЕ

ТЕКСТ 20. АЭРОУПРУГОСТЬ

ТЕКСТ 21. КОНСТРУКЦИЯ ЭЛЕРОНОВ

ТЕКСТ 22. ДВИЖЕНИЕ САМОЛЕТА ОТНОСИТЕЛЬНО

ПРОДОЛЬНОЙ ОСИ

ТЕКСТ 23. МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ F-16

ТЕКСТ 24. ТАКТИЧЕСКИЙ БОМБАРДИРОВЩИК

F-117 «НАЙТХОУК»

ТЕКСТ 25. САМОЛЁТ «БЕЛУГА»

ТЕКСТ 26. «ЕВРОФАЙТЕР» - EF 2000

ТЕКСТ 29. КОНСТРУКЦИЯ КРЕПЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ

ТЕКСТ 30. КОНСТРУКЦИЯ ВОЗДУХОЗАБОРНИКА

ТЕКСТ 31. КОНСТРУКЦИИ ВЫХЛОПНЫХ УСТРОЙСТВ

ТЕКСТ 33. ГИБРИДНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

ТЕКСТ 35. НОВЫЙ ТОПЛИВНЫЙ БАК ДЛЯ «ШАТТЛА» ГОТОВ

ТЕКСТ 36. ПРИЧИНЫ АВАРИИ НОСИТЕЛЯ Н-2

ТЕКСТ 39. «ВОСТОК-1»

ТЕКСТ 40. «СПЕЙС ШАТТЛ-1»



К само­лё­там-высокопланам относятся Ил-76, Ан-12, Ан-24, Ан-72.

Самолёт-среднеплан с точки зрения аэродинамической интерфе­рен­ции обладает наибольшими преимуществами, однако эту компоновочную схему для гражданских самолётов не применяют, из-за того что крыло дол­жно проходить через пассажирскую кабину.

Большинство пассажирских самолётов имеет схему низкоплана. Для грузовых самолётов чаще используют схему высокоплана.

ТЕКСТ 10. ВЗЛЁТНО-ПОСАДОЧНЫЕ УСТРОЙСТВА.

ЧАСТЬ 2


планирование

выравнивание парашютирование




пробег


выдерживание





Рис. 55. Посадка



Шасси - система опор самолёта, которая служит для взлёта, посадки (рис. 55), пе­редвижения по земле, а также смягчения ударов, которые возникают при посадке самолёта. При эксплуатации самолёта с грунтовых и бе­тон­ных взлётно-посадочных полос (ВПП) применяют колёсное шасси. При взлё­те с заснеженных аэродромов может использоваться лыж­ное шасси. При посадке на водную поверхность самолёты обо­ру­дуют поплавковым шасси. Наиболее распространённым является ко­лёс­ное шасси.


Рис. 56. Схемы шасси: а - с хвостовой опо­рой, б - с носовой опорой,
в - велосипедная
Для шасси самолёта применяют три основные схемы: с хвостовой опо­рой, с носовой опорой и велосипедную (рис. 56). Схему шасси с хвостовой опо­рой (а) применяют для небольших самолётов с малыми по­са­дочными скоростями (например, Ан-2). При посадке с таким шасси самолёт касается взлётно-посадочной полосы основными
колесами (1), а после гашения скорости плавно опус­ка­ет­ся на хвостовую опору (2). Главный недостаток такой схемы состоит в том, что при резком торможении или появлении препятствий перед основными колёсами самолёт может опрокинуться на нос. Это явление называют капотиро­ва­ни­ем.

Схема шасси с носовой опорой (б) наиболее распространена, и её ши­­ро­­ко применяют в современном самолётостроении. В этом случае при по­сад­ке самолёт касается взлётно-посадочной полосы колёсами основной опоры (4) и после пога­ше­ния скорости плавно опускается на колесо носовой опоры (3). После это­го возможно эффективное применение торможения колёс основной опо­ры. Существенной особенностью схемы шасси с носовой опорой яв­ля­ется возможность её поворота, во-первых, для обеспечения путевой устойчивости самолёта при наличии бокового ветра и, во-вторых, для обес­печения руления самолёта по аэродрому.

Велосипедное шасси (в) применяют на скоростных (как правило, бое­вых) самолётах с тонким крылом. Шасси состоит из двух основных опор (5) и (7), которые располагаются одна за другой вдоль оси фюзеляжа. На кон­цах крыла располагаются боковые опоры (6), которые не дают само­лё­ту опрокинуться при движении с малыми скоростями. Для тяжёлых транс­порт­ных самолётов эта схема не используется из-за недостаточной ус­той­чивости при рулении и больших нагрузок на консоли крыла.


ТЕКСТ 11. ВЗЛЁТНО-ПОСАДОЧНЫЕ УСТРОЙСТВА.

ЧАСТЬ 3
Во всех компоновочных схемах шасси может быть неубирающимся и убирающимся. Неубирающееся шасси представляет собой систему не­под­вижно закрепленных опор, чаще всего на фюзеляже. Простота конс­т­рукции, незначительная масса, удобство эксплуатации, отсутствие слож­ных механизмов, которые изнашиваются в процессе эксплуатации, обес­пе­чили этой схеме применение в конструкции лёгких самолётов. Убираю­щееся шасси - наиболее распространённая схема для современных ско­ростных самолётов. В зависимости от компоновочной схемы самолета при­меняют различные схемы уборки шасси: шасси убирается в крыло, в фюзеляж, в спе­ци­аль­ные гондолы. Для уборки и выпуска шасси используют гидравличес­кие36, электромеханические или пневматические37 устройства. Механизмы уби­рающегося шасси должны иметь надёжные замки, которые фиксируют (закрепляют положение) стой­ки шасси, когда оно убирается и когда оно находится в рабочем положении (то есть в убранном и выпущенном положениях), а также сигнализацию по­ложения шасси.

Важнейшим элементом шасси являются колёса. Они делятся на тор­мозные и нетормозные. Последние обычно устанавливают на передних и хвостовых опорах, на вспомогательных подкрыльевых опорах вело­сипед­ного шасси. На основных опорах устанавливают тормозные колёса.

ТЕКСТ 12. ДАЛЬНЕМАГИСТРАЛЬНЫЕ ПАССАЖИРСКИЕ

САМОЛЁТЫ
Необходимость в дальнемагистральных самолётах с большим чис­лом пассажирских мест стимулирует разработку самолётов сверх­боль­шой вместимости (на 600-700 пассажиров). Работы в этом направлении ин­тенсивно ведут авиафирмы многих стран.

Фирма «Макдонелл Дуглас» представила модель самолета
МD-12. Разработчики остановились на О-образной форме сечения фюзеляжа, которая обеспечивает двухпалубное размещение пассажиров. В нижней части фюзеляжа имеются грузовые отсеки.

Специалисты фирмы «Эрбас Индастриз» рассматривают другое про­ектное решение. Силовая схема фюзеляжа должна иметь в поперечном сечении «горизонтальную восьмерку». Это дает возможность создать более ши­ро­кий пассажирский салон (до 12 кресел в ряд с четырьмя проходами).


Фирма «Боинг» приступила к разработке сверхтяжёлого пассажирс­ко­го самолёта на 550-1000 пассажиров с дальностью полёта 13000-19000 километров.

Для создания супераэробуса необходимо решение многих тех­ни­чес­ких во­про­сов. Увеличение продолжительности полёта до 16 часов при­во­дит к не­об­ходимости решения проблемы свободного перемещения пас­са­­жи­ров по салону. Пассажиры должны иметь возможность посещать бар, при­ни­мать пищу в любое удобное для них время. Большой самолёт со­­здает про­блемы и для наземных служб, которые обеспечивают прилёт и отлёт пас­сажиров. Большой пассажиропоток требует модернизации аэро­пор­тов, стро­ительства новых терминалов.



ТЕКСТ 13. «МИРАЖИ»



В мире хорошо знают самолёты группы «Мираж». Среди них наи­бо­лее известен самолёт «Мираж 2000».

Модификации:

«Мираж 2000С» - истребитель-перехватчик38;

«Мираж 2000Е» - истребитель-перехватчик;

«Мираж 2000-5» - многоцелевой истребитель;

«Мираж 2000В» - учебно-боевой самолёт;

«Мираж 2000ЕD» - учебно-боевой самолёт;

«Мираж 2000R» - самолёт-разведчик39.

«Мираж 2000С» - истребитель-перехватчик или многоцелевой истре­би­тель.

Размах крыла «Миража 2000С» - 9,13 м40, длина - 14,36 м,
высота - 5,2 м; площадь крыла - 41 м2.

Максимальная взлётная масса41 - 17000 кг, нормальная взлётная мас­са - 12 200 кг, масса пустого самолёта - 7500 кг; масса топлива во внут­рен­них баках 3160 кг, масса боевой нагрузки - 5800 кг.

Максимальная скорость - М=2,2. Посадочная скорость -
260 км/ч. Практический потолок42 - 18 км.

Двигатель - один, турбовентиляторный SNESMA М53 - Р2. Воору­же­ние43 - две пушки калибра 30 мм; две ракеты дальнего действия, две раке­ты ближнего воздушного боя.

Особенности конструкции таковы. Самолёт выполнили по схеме «бесхвостка» с треугольным крылом (угол стреловидности по передней кромке 58°). Треугольное крыло имеет двухсекционные отклоняемые нос­ки44, которые выпускаются автоматически и создают оптимальные ус­ло­вия для обтекания крыла при маневрировании. На задней кромке кры­ла располагаются двухсекционные элевоны.

Элевоны и руль направления изготавливаются из легких композици­он­ных материалов.

В средней части фюзеляжа в местах стыковки с крылом имеются аэро­динамические зализы45, которые уменьшают интерференционное со­про­тивление, повышают жёсткость конструкции и обеспечивают допол­нительные внутренние объёмы.

Передняя стойка шасси - двухколёсного типа, управляется с помощью гидравлического силового привода46.

Строится серийно47. Состоит на вооружении ВВС Франции, Египта, Ин­­дии, Перу, ОАЭ, Греции, Иордании и Тайваня.

ТЕКСТ 14. Су-27



Су-27 - российский самолёт-истребитель.

Особенности конструкции. Самолёт выполняется в соответствии с аэро­ди­намической компоновкой48