Файл: Республиканский научнометодический журнал Педагогический.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 207

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ: СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ:

ТЕХНИЧЕСКОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Сроки

Книжный вариант энциклопедии

Роль творческой фантазии в процессе обучения игре на фортепиано

Ұстаз - ұлы есім

Блоги как средство коммуникации: виды и функции блогов

Бастауыш сынып оқушыларын шығармашылық іс-əрекетке баулудың психологиялық-дидактикалық шарттары

Санның дəрежесі қандай цифрмен аяқталатынын табу

Применение методов критического мышления как способ повышения результативности в обучении на уроках физики

Google-сервисы на уроках русского языка и литературы

Роль дидактических игр в формировании и развитии

SMART-технологии как необходимый компонент системы образования

Психологическое сопровождение учащихся в периоды адаптации

Роль социального партнерства в подготовке специалистов по специальности «Организация питания»

Патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений воспитательной работы в колледже

Трудности социальной адаптации у детей с аутизмом в общеобразовательной школе

Қазақстандағы бастауыш мектеп педагогтарын даярлаудың мазмұнының ерекшеліктері

Эффективные пути повышения качества обучения

Разработка и применение суммативных работ по русскому языку

Роль производственного обучения в подготовке высококвалифицированного специалиста

Метр. Я расту

В. Астафьев «Белогрудка»

Сила упругости

Қаныш Сəтбаев

Двумерный массив

Нахождение числа по его проценту

Г. Скребицкий «Как белочка зимует?»

Пайдалы қазбалар жанама?

Көлік инфрақұрылымы

Елі сүйген Елбасы

Откуда ты, вода?

Как вращается земля?

Сердце и его работа

Времена года

Салқындатқыш сұйықтықтар

Google-сервисы на уроках русского языка и литературы



Мухамедалиева Жанна Зиябековна учитель русского языка и литературы КГУ "Гимназия №8 имени Толе би отдела образования города Тараз

управления образования акимата Жамбылской области"


Модернизация образования в целом и школьной ступени в частности предполагает как формирова- ние у учащихся универсальных учебных действий, так и получение опыта самостоятельного использо- вания информационной среды, применения ИКТ в процессе обучения. «Задача же учителя состоит в том, чтобы научить использовать информационные технологии в своих образовательных и развиваю- щих целях» [1, 9].

В современном Казахстане под влиянием глобали- зации и информатизации в различных сферах жизни меняется само понятие культура и её состав- ляющие. «Все более востребованными становятся такие качества человека: как высокий уровень ин- формационной культуры, способность решать ком- плексные проблемы, принимать обдуманные реше- ния, брать на себя инициативу, выстраивать эффек- тивную коммуникацию». Этому следует учить, в

том числе, обращаясь к уже используемым учени- ками и их кругом общения каналам коммуникации, приспосабливая их к реализации образовательных целей и задач. Для этого учитель может применять в работе возможности служб Google. Google-сер- висы созданы для образования и могут автоматизи- ровать процесс диагностики результатов обучения (тесты, опросы), процесс делового общения с обу- чающимися, родителями, коллегами (блоги, фо- румы, LMS), распространение учебной информа- ции (диск, сайты) и т.д.

Google-сервисы помогают формированию новой образовательной среды, которая «способствует ак- тивизации познавательной деятельности обучаю- щихся и развитию их творческих, аналитических способностей» [1, 10].

Во многих материалах указывается на возможность служб Google могут обеспечивать «самые


разнообразные системы и решения в создании ин- формационно-образовательной среды учебного за- ведения» [1, 11]. При этом у сервисов есть суще- ственное преимущество – они являются бесплат- ными.

Создать задания и опросы можно в Google-Формах. Важно, что, создав базу вопросов в Google-Формах или в Google-Таблицах один раз, учитель может ис- пользовать ее, варьируя состав теста в зависимости от уровня подготовки учащихся, педагогических целей и задач (срез знаний, тренировочный тест и др.).

Коллективное редактирование документа – это ос- нова вики-технологии, возможности которой поз- воляют организовать изучение новой темы, повто- рения, закрепления, работу с упражнениями, зада- ниями в онлайн режиме и одновременном редакти- ровании множеством количеством участников. Подразделы (вкладки) выстраивают модель ана- лиза, их может задать учитель. «Структура стра- нички может быть следующей: 1. Варианты вступ- ления: а) общая характеристика произведения; б) рассуждение о целом и части; в) восприятие произ- ведения читателем. 2. Вопросы, на которых следует остановиться при анализе эпизода: а) предшеству- ющие события. б) какой момент в развитии сюжета произведения связан с данным эпизодом, психоло- гическое состояние персонажа. в) основное содер- жание данного эпизода, связь с авторским замыс- лом. г) своеобразие художественной формы дан- ного фрагмента. д) связь с последующим ходом со- бытий. 3. Варианты заключения: а) роль данного эпизода в произведения; б) характерные черты ху- дожественного мира, нравственной и эстетической позиции писателя в этом фрагменте; в) ваше вос- приятие эпизода в контексте всего произведения» [2, c 133].

По аналогии с вики-страничкой можно выстроить характеристику персонажа в Google-документе или Google-Презентации. Приведу пример содержания вики-странички, посвященной образу катерины Петровны (рассказ Г.К. Паустовского «Теле- грамма», 9 кл.). Для наблюдения могут быть из- браны следующие аспекты: 1. Имя. 2. Внешность.

  1. Характер. 4. Настя. 5 Иллюстрации. 6. Литерату- роведческий анализ эпизода (-ов). 7. Экранизации. 8 Примечания. 9. Ссылки.

Еще один вариант характеристики персонажа, ко- торый будет интересен школьнику, это создание персональной страницы героя в социальной сети. О том, как это можно сделать на уроке, используя бу- магу, распечатанные материалы, канцелярские принадлежности, выполняя пообразный анализ, со- здавая характеристику персонажа, ученик может отобразить ее в виде индивидуальной странички в социальной сети. Для воссоздания «фотографии» необходимо найти в тексте портретное описание; в

«друзьях» и «черном списке» можно указать харак- теристику героя другими персонажами и его отно- шение к окружающим. В «сообществах», «груп- пах», «интересных страницах» – интересы и жиз- ненную позицию. В «ленте новостей» возможно отображение сюжета, в «микроблоге», в «твиттах»

  • речевую характеристику» [2, c 135]. Поиск циф- ровой оболочки для выполнения задания ослож- нялся рядом факторов. Уже существующие соци- альные сети требуют номер телефона для регистра- ции, не дают возможности вписать «друзей» или придуманные учащимися группы и сообщества, оставить комментарий от лица другого персонажа. Создание специальной оболочки для заполнения офлайн требует специальных знаний и владения языками программирования. Решением стало обра- щение к Google-Формам. Так, я предлагаю исполь- зовать данный сервис для опросника, структуриро- ванного как персональная страничка героя. Он со- стоит из вопросов 1) ввода короткого текста (фами- лия учащегося, ФИО героя, город, образование, се- мья, друзья, черный список, подписчики, сообще- ства и интересные страницы, любимые книги, му- зыка и т.д.), 2) ввода длинного текста (о себе, ста- тус, новости, комментарии), 3) запроса загрузки файла (для «аватарки» и «фотоальбома»). При этом саму Форму можно дополнить соответствующими иконками, придумать название этой «сети», задать цветовой фон. Такое воплощение традиционного задания активизирует внимание и сотворчество учащихся, поможет облечь вопросы по характери- стике героя в необычную и актуальную для обуча- ющихся оболочку. Введенные ответы и загружен- ные файлы система доставляет учителю. Важно подчеркнуть, что на уроке при демонстрации ре- зультатов работы следует предусмотреть защиту данного проекта, комментарий, «почему здесь та- кой ответ/комментарий?» Учащимся важно не уйти от цели – охарактеризовать героя, приблизиться к авторской позиции, а не отойти от текста. Вводя со- временную стилистику комментариев и высказыва- ний, несоответствующие эмоциональной доми- нанте смайлики и т.д.

Подобная работа может быть использована для обобщения знаний о писателе. В таком случае по- дойдет модель «Что могло бы быть» в том или ином разделе страницы писателя и почему. Для этой же цели можно предложить каждому учащемуся доба- вить по одному слайду в коллективную презента- цию, заглавный слайд которой создан учителем. В комментарии можно поместить инструкции: доба- вить один слайд с фактом из жизни писателя, при желании снабдив иллюстрацией с указанием ав- тора; не повторяться, соблюдать требования к пре- зентациям. На уроке такая презентация демонстри- руется и обсуждается. Это задание может стать опережающим перед началом изучения новой


монографической темы. И вместо лекции о жизни и творчестве писателя на уроке состоится диалог, в ходе которого учитель прокомментирует, уточнит и упорядочит информацию. Варианты коллектив- ных презентаций об авторе: «N фактов о писателе»,

«А знаете ли вы, что?..» и т.д., для выявления пер- вичного восприятия текста; герои / сцены, которые привлекли или оттолкнули, подбор графического символа / моделирование обложки. В ходе анализа текста через сопоставление с другими видами ис- кусства: подбор иллюстрации, фотографии актера в образе, видеофрагмента, на взгляд ученика, макси- мально близкого к авторскому замыслу.

Задания, которые требуют кропотливого поиска и отбора материала, целесообразно предложить вы- полнить дома. Поработать над уже подготовлен- ными учителем текстовыми, графическими, видео- и аудиоматериалами можно непосредственно на уроке, если имеется необходимая материально-тех- ническая база [3, URL].

Резюмируя сведения из теоретических источников, наблюдения преподавателей-практиков, а также личный опыт использования Google-сервисов в об- разовательном процессе пришла к выводу о несо- мненной пользе и широких возможностях, откры- вающихся для учителей русского языка и

литературы, благодаря этой платформе. Использо- вание служб Google при подготовке и проведении урока не только способствует активизации внима- ния и сотворчества учащихся, экономит время на уроке, но позволяет выстроить информационно-об- разовательную среду за пределами учебного класса, а также помогает учителю с реализовать взаимодействие и обмен информацией в ходе обра- зовательного процесса и саморазвития его участни- ков, а также удовлетворить требования стандартов. Библиографический список:

  1. Бизенков Е.А. Практическое применение поиско- вой и наукометрической платформы Google Scholar (Академия Google). // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. №10. С. 9–15.

  2. Волкова Т.В. Возможности применения актив- ных и интерактивных форм работы на уроках лите- ратуры // Школа педагогики – учителям примор- ского края. Владивосток. Дальневосточный феде- ральный университет, 2015. С. 132 138.

  3. Шмотьев А.Ю. Возможности использования Google-сервисов в образовании // Электронный научный журнал «Наука и перспективы». 2017. №3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=29935808




1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   42

Роль дидактических игр в формировании и развитии


наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Сыздыкова Гульнара Толеубековна

учитель-дефектолог КГУ "Реабилитационный центр для детей

с особыми образовательными потребностями" управления образования Восточно-Казахстанской области


Нарушения речи оказывают отрицательное влия- ние на формирование познавательной деятельно- сти детей и становление их личностных качеств. Изучение особенностей познавательной деятельно- сти детей, имеющих нарушения речи, позволяет определить способы педагогической коррекции психических процессов, усугубляющих речевые нарушения. Этот подход оказывает положительное воздействие на сознательное овладение детьми программным материалом, что приводит к значи- тельной роли коррекционно-развивающего обуче- ния. Ведущую роль наглядно-образного мышления в познавательной деятельности дошкольников вы- деляют Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, В. С. Му- хина, Н. Н. Поддъяков и др. В настоящее время до- школьники с недостатками речевого развития со- ставляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Поэтому проблема нару- шений речевого развития и как следствие – нару- шений развития мышления у детей, на данный мо- мент, остается актуальной.

В дошкольном детстве закладываются основы всех психических свойств, познавательных процессов, видов деятельности и качеств личности, ребенок активно познает окружающий его мир. Он знако- мится с предметами, узнает их свойства и качества, овладевает членораздельной речью, различными видами деятельности, формами поведения. У ре- бенка формируются наглядно-речевые, наглядно- образные элементы словесно-логического мышле- ния. Ведущей деятельностью дошкольника явля- ется игровая деятельность, поэтому в процессе обу- чения и воспитания широко используются игрушки и игровые приемы, которые пробуждают актив- ность детского мышления. Наглядно-образное мышление - мышление, при котором задачи реша- ются не путём манипуляций с предметами, а путём внутренних психологических действий и преобра- зований образов этих предметов. Этот вид мышле- ния начинает формироваться около 3 лет и оконча- тельно формируется к старшему дошкольному воз- расту (5-6 лет).