Файл: Республиканский научнометодический журнал Педагогический.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 207
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ: СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ТЕХНИЧЕСКОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Роль творческой фантазии в процессе обучения игре на фортепиано
Блоги как средство коммуникации: виды и функции блогов
Бастауыш сынып оқушыларын шығармашылық іс-əрекетке баулудың психологиялық-дидактикалық шарттары
Санның дəрежесі қандай цифрмен аяқталатынын табу
Google-сервисы на уроках русского языка и литературы
Роль дидактических игр в формировании и развитии
SMART-технологии как необходимый компонент системы образования
Психологическое сопровождение учащихся в периоды адаптации
Роль социального партнерства в подготовке специалистов по специальности «Организация питания»
Патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений воспитательной работы в колледже
Трудности социальной адаптации у детей с аутизмом в общеобразовательной школе
Қазақстандағы бастауыш мектеп педагогтарын даярлаудың мазмұнының ерекшеліктері
Эффективные пути повышения качества обучения
Разработка и применение суммативных работ по русскому языку
Роль производственного обучения в подготовке высококвалифицированного специалиста
Нахождение числа по его проценту
Google-сервисы на уроках русского языка и литературы
Мухамедалиева Жанна Зиябековна учитель русского языка и литературы КГУ "Гимназия №8 имени Толе би отдела образования города Тараз
управления образования акимата Жамбылской области"
Модернизация образования в целом и школьной ступени в частности предполагает как формирова- ние у учащихся универсальных учебных действий, так и получение опыта самостоятельного использо- вания информационной среды, применения ИКТ в процессе обучения. «Задача же учителя состоит в том, чтобы научить использовать информационные технологии в своих образовательных и развиваю- щих целях» [1, 9].
В современном Казахстане под влиянием глобали- зации и информатизации в различных сферах жизни меняется само понятие культура и её состав- ляющие. «Все более востребованными становятся такие качества человека: как высокий уровень ин- формационной культуры, способность решать ком- плексные проблемы, принимать обдуманные реше- ния, брать на себя инициативу, выстраивать эффек- тивную коммуникацию». Этому следует учить, в
том числе, обращаясь к уже используемым учени- ками и их кругом общения каналам коммуникации, приспосабливая их к реализации образовательных целей и задач. Для этого учитель может применять в работе возможности служб Google. Google-сер- висы созданы для образования и могут автоматизи- ровать процесс диагностики результатов обучения (тесты, опросы), процесс делового общения с обу- чающимися, родителями, коллегами (блоги, фо- румы, LMS), распространение учебной информа- ции (диск, сайты) и т.д.
Google-сервисы помогают формированию новой образовательной среды, которая «способствует ак- тивизации познавательной деятельности обучаю- щихся и развитию их творческих, аналитических способностей» [1, 10].
Во многих материалах указывается на возможность служб Google могут обеспечивать «самые
разнообразные системы и решения в создании ин- формационно-образовательной среды учебного за- ведения» [1, 11]. При этом у сервисов есть суще- ственное преимущество – они являются бесплат- ными.
Создать задания и опросы можно в Google-Формах. Важно, что, создав базу вопросов в Google-Формах или в Google-Таблицах один раз, учитель может ис- пользовать ее, варьируя состав теста в зависимости от уровня подготовки учащихся, педагогических целей и задач (срез знаний, тренировочный тест и др.).
Коллективное редактирование документа – это ос- нова вики-технологии, возможности которой поз- воляют организовать изучение новой темы, повто- рения, закрепления, работу с упражнениями, зада- ниями в онлайн режиме и одновременном редакти- ровании множеством количеством участников. Подразделы (вкладки) выстраивают модель ана- лиза, их может задать учитель. «Структура стра- нички может быть следующей: 1. Варианты вступ- ления: а) общая характеристика произведения; б) рассуждение о целом и части; в) восприятие произ- ведения читателем. 2. Вопросы, на которых следует остановиться при анализе эпизода: а) предшеству- ющие события. б) какой момент в развитии сюжета произведения связан с данным эпизодом, психоло- гическое состояние персонажа. в) основное содер- жание данного эпизода, связь с авторским замыс- лом. г) своеобразие художественной формы дан- ного фрагмента. д) связь с последующим ходом со- бытий. 3. Варианты заключения: а) роль данного эпизода в произведения; б) характерные черты ху- дожественного мира, нравственной и эстетической позиции писателя в этом фрагменте; в) ваше вос- приятие эпизода в контексте всего произведения» [2, c 133].
По аналогии с вики-страничкой можно выстроить характеристику персонажа в Google-документе или Google-Презентации. Приведу пример содержания вики-странички, посвященной образу катерины Петровны (рассказ Г.К. Паустовского «Теле- грамма», 9 кл.). Для наблюдения могут быть из- браны следующие аспекты: 1. Имя. 2. Внешность.
-
Характер. 4. Настя. 5 Иллюстрации. 6. Литерату- роведческий анализ эпизода (-ов). 7. Экранизации. 8 Примечания. 9. Ссылки.
Еще один вариант характеристики персонажа, ко- торый будет интересен школьнику, это создание персональной страницы героя в социальной сети. О том, как это можно сделать на уроке, используя бу- магу, распечатанные материалы, канцелярские принадлежности, выполняя пообразный анализ, со- здавая характеристику персонажа, ученик может отобразить ее в виде индивидуальной странички в социальной сети. Для воссоздания «фотографии» необходимо найти в тексте портретное описание; в
«друзьях» и «черном списке» можно указать харак- теристику героя другими персонажами и его отно- шение к окружающим. В «сообществах», «груп- пах», «интересных страницах» – интересы и жиз- ненную позицию. В «ленте новостей» возможно отображение сюжета, в «микроблоге», в «твиттах»
-
речевую характеристику» [2, c 135]. Поиск циф- ровой оболочки для выполнения задания ослож- нялся рядом факторов. Уже существующие соци- альные сети требуют номер телефона для регистра- ции, не дают возможности вписать «друзей» или придуманные учащимися группы и сообщества, оставить комментарий от лица другого персонажа. Создание специальной оболочки для заполнения офлайн требует специальных знаний и владения языками программирования. Решением стало обра- щение к Google-Формам. Так, я предлагаю исполь- зовать данный сервис для опросника, структуриро- ванного как персональная страничка героя. Он со- стоит из вопросов 1) ввода короткого текста (фами- лия учащегося, ФИО героя, город, образование, се- мья, друзья, черный список, подписчики, сообще- ства и интересные страницы, любимые книги, му- зыка и т.д.), 2) ввода длинного текста (о себе, ста- тус, новости, комментарии), 3) запроса загрузки файла (для «аватарки» и «фотоальбома»). При этом саму Форму можно дополнить соответствующими иконками, придумать название этой «сети», задать цветовой фон. Такое воплощение традиционного задания активизирует внимание и сотворчество учащихся, поможет облечь вопросы по характери- стике героя в необычную и актуальную для обуча- ющихся оболочку. Введенные ответы и загружен- ные файлы система доставляет учителю. Важно подчеркнуть, что на уроке при демонстрации ре- зультатов работы следует предусмотреть защиту данного проекта, комментарий, «почему здесь та- кой ответ/комментарий?» Учащимся важно не уйти от цели – охарактеризовать героя, приблизиться к авторской позиции, а не отойти от текста. Вводя со- временную стилистику комментариев и высказыва- ний, несоответствующие эмоциональной доми- нанте смайлики и т.д.
Подобная работа может быть использована для обобщения знаний о писателе. В таком случае по- дойдет модель «Что могло бы быть» в том или ином разделе страницы писателя и почему. Для этой же цели можно предложить каждому учащемуся доба- вить по одному слайду в коллективную презента- цию, заглавный слайд которой создан учителем. В комментарии можно поместить инструкции: доба- вить один слайд с фактом из жизни писателя, при желании снабдив иллюстрацией с указанием ав- тора; не повторяться, соблюдать требования к пре- зентациям. На уроке такая презентация демонстри- руется и обсуждается. Это задание может стать опережающим – перед началом изучения новой
монографической темы. И вместо лекции о жизни и творчестве писателя на уроке состоится диалог, в ходе которого учитель прокомментирует, уточнит и упорядочит информацию. Варианты коллектив- ных презентаций об авторе: «N фактов о писателе»,
«А знаете ли вы, что?..» и т.д., для выявления пер- вичного восприятия текста; герои / сцены, которые привлекли или оттолкнули, подбор графического символа / моделирование обложки. В ходе анализа текста через сопоставление с другими видами ис- кусства: подбор иллюстрации, фотографии актера в образе, видеофрагмента, на взгляд ученика, макси- мально близкого к авторскому замыслу.
Задания, которые требуют кропотливого поиска и отбора материала, целесообразно предложить вы- полнить дома. Поработать над уже подготовлен- ными учителем текстовыми, графическими, видео- и аудиоматериалами можно непосредственно на уроке, если имеется необходимая материально-тех- ническая база [3, URL].
Резюмируя сведения из теоретических источников, наблюдения преподавателей-практиков, а также личный опыт использования Google-сервисов в об- разовательном процессе пришла к выводу о несо- мненной пользе и широких возможностях, откры- вающихся для учителей русского языка и
литературы, благодаря этой платформе. Использо- вание служб Google при подготовке и проведении урока не только способствует активизации внима- ния и сотворчества учащихся, экономит время на уроке, но позволяет выстроить информационно-об- разовательную среду за пределами учебного класса, а также помогает учителю с реализовать взаимодействие и обмен информацией в ходе обра- зовательного процесса и саморазвития его участни- ков, а также удовлетворить требования стандартов. Библиографический список:
-
Бизенков Е.А. Практическое применение поиско- вой и наукометрической платформы Google Scholar (Академия Google). // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. №10. С. 9–15. -
Волкова Т.В. Возможности применения актив- ных и интерактивных форм работы на уроках лите- ратуры // Школа педагогики – учителям примор- ского края. – Владивосток. Дальневосточный феде- ральный университет, 2015. С. 132 – 138. -
Шмотьев А.Ю. Возможности использования Google-сервисов в образовании // Электронный научный журнал «Наука и перспективы». 2017. №3. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=29935808
Роль дидактических игр в формировании и развитии
наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Сыздыкова Гульнара Толеубековна
учитель-дефектолог КГУ "Реабилитационный центр для детей
с особыми образовательными потребностями" управления образования Восточно-Казахстанской области
Нарушения речи оказывают отрицательное влия- ние на формирование познавательной деятельно- сти детей и становление их личностных качеств. Изучение особенностей познавательной деятельно- сти детей, имеющих нарушения речи, позволяет определить способы педагогической коррекции психических процессов, усугубляющих речевые нарушения. Этот подход оказывает положительное воздействие на сознательное овладение детьми программным материалом, что приводит к значи- тельной роли коррекционно-развивающего обуче- ния. Ведущую роль наглядно-образного мышления в познавательной деятельности дошкольников вы- деляют Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, В. С. Му- хина, Н. Н. Поддъяков и др. В настоящее время до- школьники с недостатками речевого развития со- ставляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Поэтому проблема нару- шений речевого развития и как следствие – нару- шений развития мышления у детей, на данный мо- мент, остается актуальной.
В дошкольном детстве закладываются основы всех психических свойств, познавательных процессов, видов деятельности и качеств личности, ребенок активно познает окружающий его мир. Он знако- мится с предметами, узнает их свойства и качества, овладевает членораздельной речью, различными видами деятельности, формами поведения. У ре- бенка формируются наглядно-речевые, наглядно- образные элементы словесно-логического мышле- ния. Ведущей деятельностью дошкольника явля- ется игровая деятельность, поэтому в процессе обу- чения и воспитания широко используются игрушки и игровые приемы, которые пробуждают актив- ность детского мышления. Наглядно-образное мышление - мышление, при котором задачи реша- ются не путём манипуляций с предметами, а путём внутренних психологических действий и преобра- зований образов этих предметов. Этот вид мышле- ния начинает формироваться около 3 лет и оконча- тельно формируется к старшему дошкольному воз- расту (5-6 лет).