Файл: I. Периодический закон, периодическая система химических элементов в свете теории строения атомов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 216

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №2

Предмет Химия

Тип урока Урок новых знаний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №3

Предмет Химия

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №4

Предмет Химия

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №5

Предмет Химия

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №7

Предмет Химия

Тип урока Урок новых знаний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №8

Предмет Химия

Тип урока Урок новых знаний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №9

Предмет Химия

Тип урока Комбинированный урок.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №10

Предмет Химия

Тип урока Лабораторно-практическое занятие. Урок закрепление.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №11

Предмет Химия

Тип урока Урок закрепление.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №12

Предмет Химия

Тип урока Урок новых знаний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №13

Предмет Химия

Тип урока Комбинированный урок.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №14

Предмет Химия

Тип урока Лабораторно-практическое занятие. Урок закрепление

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №16

Предмет: Химия

Тема занятия: Понятие о скорости химической реакции. Катализаторы. Химическое равновесие

Тип урока: Урок сообщений новых знаний

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №17

Предмет Химия

Тип урока Комбинированный урок.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №18

Предмет Химия

Тип урока Лабораторно-практическое занятие. Урок закрепление

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №19

Предмет Химия

Тип урока Урок систематизации и обобшения.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №19

Предмет Химия

Тип урока Урок закрепление.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №20

Предмет Химия

Тип урока Урок новых знаний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №21

Предмет Химия

Тип урока Комбинированный урок.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 20

Предмет Химия

Тип урока Урок новых знаний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №22

Предмет Химия

Тип урока Урок новых знаний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №23

Предмет Химия

Тип урока Комбинированный урок.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №23

Предмет Химия

Тип урока Комбинированный урок.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №24

Предмет Химия

Тип урока Лабораторно-практическое занятие. Урок закрепление

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №24

Предмет Химия

Тип урока Лабораторно-практическое занятие. Урок закрепление

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 25

Предмет Химия

Тип урока Урок новых знаний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №26

Предмет Химия

Тип урока Комбинированный урок.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №27

Предмет Химия

Тип урока Лабораторно-практическое занятие. Урок закрепление

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №28

Предмет Химия

Тип урока Контроль знаний и умений.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №29

Предмет Химия

Тип урока Урок новых знаний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №30

Предмет Химия

Тип урока Урок комбинированный.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №32

Предмет Химия

Тип урока Урок комбинированный.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 33

Предмет Химия

Тип урока Урок комбинированный.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 35

Предмет Химия

Тип урока Урок новых знаний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 36

Предмет Химия

Тип урока Урок комбинированный.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №37

Предмет Химия

Тип урока Урок комбинированный.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №38

Предмет Химия

Тип урока Урок новых знаний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №40

Предмет Химия

Тип урока Урок обобщение.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №46

Предмет Химия

Тип урока Лабораторно-практическое занятие. Урок закрепление.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №64

Предмет химия

Тема занятий Спирты, классификация. Функциональная группа, ее электронное строение

Тип урока урок новых знаний

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №66

Предмет химия

Тема занятий Многоатомные спирты. Получение и применение

Тип урока комбинированный

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №67

Предмет химия

Тема занятий Фенол. Строение, физические и химические свойства

Тип урока комбинированный

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №69-70

Предмет химия

Тема занятий Альдегиды.Состав и строение альдегидов. Хиимические свойства и получение.

Тип урока комбинированный

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №72

Тема занятий Карбоновые кислоты, строение.

Тип урока комбинированный

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №73

Предмет химия

Тема занятий Физические и химические свойства карбоновых кислот.

Тип урока комбинированный

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №75

Предмет химия

Тема занятий Эфиры. Номенклатура и изомерия, применение. Сложные эфиры. Мыла и моющие средства. Получение, свойства.

Тип урока комбинированный

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №42-43-44-45

Предмет Химия

Тип урока Урок сообщений новых знаний

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №47-48

Предмет Химия

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №50-51

Предмет Химия

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №52-53

Предмет Химия

Тема занятия «Ацетиленовые углеводороды – Алкины », Гомологический ряд, изомеры, химические свойства и получение.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №52-53

Предмет Химия

Тема занятия «Ацетиленовые углеводороды – Алкины », Гомологический ряд, изомеры, химические свойства и получение.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №57

Предмет Химия

Тип урока Урок обобщение.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ



Преподаватель_____________ А.С.Ингенбаева

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ТАЛДЫКОРГАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ТЕХНОЛОГИИ


ПЛАН ЗАНЯТИЯ №4





Дата

Группа




С11ЭВМ




С11ПУ




СПМ




П11М



Предмет Химия


Тема занятия Периодичность изменения свойств соединений элементов

Тип урока Комбинированный урок

Цель занятия

Учебная: знать периодичность изменения свойств соединений ктроотрицательности,

Неорганических

соединений элементов.

Развивающая: Уметь определять свойства химических

элементов, сделать самостоятельные выводы.


Воспитательная: воспитывать у обучающихся работать

группой, организованности, уметь пользоваться таблицами.




ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ


А. Наглядные пособия Слайды «Периодичность изменения свойств соединений элементов».

Б. Раздаточные материалы Н. Н. Нурахметов Химия 10 класс, Задании по теме

«Периодичность изменения свойств соединений элементов».

Содержание этапов урока (основные и необходимые методические пояснение и рекомендации)

I. Организационные вопросы

Организовать группу к занятии. Через дежурных проверить посещаемость

обучающихся.

II. Повторение пройденного материала

(виды контроля знаний)

1. Проверка домашнего задания: упр. 4, 7, 8 на стр. 79.

1. Фронтальная беседа с группой по вопросам.

- Какие качества характерны для химического элемента?

- Что такое валентность?

- Что такое степень окисления?

- Что такое электроотрицательность?

III. Изложение нового материала (методика)

1.Раздать краткий курс лекций по теме.

2. Показать слайды и объяснять тему с словесным и деманстрационным методом.


3. Записать в тетрадях основные понятия.

Периодичность - это повторяемость химических и некоторых физических свойств у простых веществ и их соединиений при изменении порядкового номера элементов. Она связана, в первую очередь, с повторяемостью электронного строения атомов по мере увеличения порядкового номера (а, следовательно, заряда ядра и числа электронов в атоме).

Химическая периодичность проявляется в аналогии химического поведения, однотипности химических реакций. При этом число валентных электронов, характерные степени окисления, формулы соединений бывают разными. Периодически повторяются не только сходные черты, но и существенные различия химических свойств элементов по мере роста их порядкового номера.

Некоторые физико-химические свойства атомов (потенциал ионизации, атомный радиус), простых и сложных веществ бывают не только качественно, но и количественно представлены в виде зависимостей от порядкового номера элемента͵ причем для них периодически проявляются четко выраженные максимумы и минимумы.

Вертикальная периодичность состоит в повторяемости свойств простых веществ и соединений в вертикальных столбцах Периодической системы. Это основной вид периодичности, в соответствии с которым все элементы объединены в группы. Элементы одной группы имеет однотипные электронные конфигурации. Химия элементов и их соединений обычно рассматривается на базе этого вида периодичности. В пределах каждой подгруппы сверху вниз радиусы атомов увеличиваются и соответственно уменьшаются ионизационный потенциал, сродство к электрону и электроотрицательность, т. е. уси­ливаются металлические свойства простых веществ.

Горизонтальная периодичность состоит в появлении максимальных и минимальных значений свойств простых веществ и соединений в пределах каждого периода. Она особенно заметна для элементов VIIIБ-группы и лантаноидов (к примеру, лантаноиды с четными порядковыми номерами более распространены, чем с нечетными). Для элементов главных подгрупп по периоду слева направо умень­шаются радиус атома и увеличиваются ионизационный по­тенциал, сродство к электрону и электроотрицательность, т. е, уменьшаются металлические и усиливаются неметаллические признаки. Соответственно свойства про­стых веществ изменяются от типичного металла — щелоч­ного до типичного неметалла — галогена, после чего пе­риод завершается благородным газом.

Диагональная периодичность - повторяемость свойств простых веществ и соединений по диагоналям Периодической системы. Она связана с возрастание неметаллических свойств в периодах слева направо и в группах с верху вниз. По этой причине литий похож на магний, бериллий на алюминий, бор на кремний, углерод на фосфор.

В результате объединения вертикальной, горизонтальной и диагональной периодичности появляется так называемая звездная периодичность. 

Так, свойства германия напоминают свойства окружающих ᴇᴦο галлия, кремния, мышьяка и олова. На основании таких "геохимических звезд" можно предсказать присутствие элемента в минералах и рудах.

Многие свойства элементов в группах изменяются не монотонно, а периодически, особенно для элементов IIIA-VIIA-групп. Такое явление носит название вторичной периодичности. Так, германий по своим свойствам больше похож на углерод, чем на кремний.

ІV. Закреплениев нового материала

(выполнение заданий, оценка знаний и др.)

V. Домашнее задание

Учебник Н. Н. Нурахметова «Химия» 10 класс, стр. 80 - 85 прочитать, упр. 2, 4, 7 на стр. 84 выполнить в тетрадях.

VI. Подведение итогов урока

(Выставление оценок с комментарием, выяснение положительных и отрицательных моментов урока)

1. Выставление оценок с комментарием,

2. Выяснение положительные и отрицательные моментов урока



Преподаватель_____________ А.С.Ингенбаева


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ТАЛДЫКОРГАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ТЕХНОЛОГИИ


ПЛАН ЗАНЯТИЯ №5





Дата

Группа




С11ЭВМ




С11ПУ




СПМ




П11М



Предмет Химия


Тема занятия Значение периодического закона в развитии науки и технологии.

Тип урока Комбинированный урок

Цель занятия

Учебная: усвоить один из общих законов природы — фундамент

современной химии, охарактеризовать научное и практическое

значение закона.


Развивающая: Уметь определять свойства химических

элементов, сделать самостоятельные выводы.


Воспитательная: изучить свойства биогенных элементов и

их соединений, предложить наиболее экономически

выгодные способы получения этих соединений с

соблюдением экологических требований.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ


А. Наглядные пособия Слайды «Значение периодического закона в развитии науки

и технологии.»

Б. Раздаточные материалы Н. Н. Нурахметов Химия 10 класс, таблица «Периодическая

система химических элементов Д.И.Менделеева»

Содержание этапов урока (основные и необходимые методические пояснение и рекомендации)

I. Организационные вопросы

Организовать группу к занятии. Через дежурных проверить посещаемость

обучающихся.

II. Повторение пройденного материала

(виды контроля знаний)

1. Проверка домашнего задания: Учебник Н. Н. Нурахметова «Химия» 10 класс, упр. 2, 4, 7 на стр. 84

1. Фронтальная беседа с группой по вопросам.

- Каковы же были предшественники Менделеева? Каков их вклад?

- Предшественники Менделеева (Доберейнер, Мейер, Ньюлендс) сделали много для подготовки открытия ПЗ. Но ни один из этих учёных не решился на основании периодичности предсказать новые химические элементы. Для них периодичность была лишь способом классификации, они не увидели фундаментального закона природы.

- Мы с вами наяву увидели эту периодическую зависимость химических элементов. Каково же его физическое обоснование?

- Английский ученый Мозли установил, что заряды ядер изменяются в соответствии с порядковыми номерами элементов в ПС. Порядковый номер, или заряд ядра, становится важнейшей характеристикой атома.

III. Изложение нового материала (методика)

  1. Сообщить тему и цель урока.

  2. Высказывание Д.И. Менделеева: «Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а лишь надстройки и развитие обещает».

Прочитав высказывание этого великого русского химика, первооткрывателя одного из общих законов природы, мы можем только восхищаться его гениальной проницательностью. Итак, настало то самое будущее, в котором закон Д.И. Менделеева стал развиваться. Нам с вами предстоит тернистый путь исследователей, чтобы доказать правоту нашего соотечественника.

1 марта 2016 года  исполнилось   147   лет  со  дня  открытия  Менделеевым периодического закона. Открытию закона предшествовала длительная и напряжённая научная работа Менделеева в течение 15 лет, а дальнейшему углублению — ещё 25 лет.

Приступая к чтению лекции по химии в Петербургском университете и перебрав все книги, Д.И. Менделеев не нашёл ничего, что можно было бы рекомендовать студентам в качестве учебного пособия. Поэтому, он решил написать новую книгу «Основы химии» (показать).

При жизни Менделеева «Основы химии» выдержали 8 изданий на русском языке и были переведены на немецкий, французский и английские языки. Менделеев писал: «Тут всё моё богатство. ... Эти «Основы химии» — любимое моё дитя. В них мой образ, мой опыт педагога и мои задушевные мысли. Тут много самостоятельного в мелочах, а главное — периодичность элементов, найденная именно при обработке «Основ химии».

17 февраля (1 марта) 1869 года был открыт периодический закон. Это был триумф в химии, огромный труд учёного-гения. О себе он говорил: «Трудился всю жизнь, поэтому и гений» (указать на плакат). Ум учёного работал не только в дневное, но и в ночное время суток.

И, действительно, периодическая система и периодический закон дают возможность сформировать представление о единстве и целостности мира, более глубоко изучить химические элементы и их свойства, (обратить внимание на высказывание Менделеева: «Посев научный взойдет для жатвы народной!»).

Элементы в ПСХЭ и их свойства важны и необходимы, но сегодня мы с вами остановимся на биогенных элементах — шесть элементов первых трех периодов (Н, С, N, О, Р, S), на долю которых приходится 98% массы живого вещества, (указать их другим цветом на доске.).

Итак, сегодня будут работать пять команд исследователей:

  1. команда — команда «Углерода»

  2. команда — команда «Азота»

  3. команда — команда «Кислорода и Водорода»

  4. команда — команда «Сера»

  5. команда — команда «Фосфора»

Вам дается время — 3 мин., за которое вы должны рассказать нам о своих элементах, о их месте в ПСХЭ, их биологической роли в организмах, сравнить их свойства и свойства их аналогов, экономически обосновать существование этого элемента и его соединений, решить практические задания.

ІV. Закреплениев нового материала

(выполнение заданий, оценка знаний и др.)

V. Домашнее задание

Учебник Н. Н. Нурахметова «Химия» 10 класс, стр. 70 - 71 прочитать, упр. 4, 5 на стр. 71 выполнить в тетрадях.

VI. Подведение итогов урока

(Выставление оценок с комментарием, выяснение положительных и отрицательных моментов урока)

1. Выставление оценок с комментарием,

2. Выяснение положительные и отрицательные моментов урока



Преподаватель_____________ А.С.Ингенбаева

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ТАЛДЫКОРГАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ТЕХНОЛОГИИ