Файл: I. Периодический закон, периодическая система химических элементов в свете теории строения атомов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 202

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №2

Предмет Химия

Тип урока Урок новых знаний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №3

Предмет Химия

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №4

Предмет Химия

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №5

Предмет Химия

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №7

Предмет Химия

Тип урока Урок новых знаний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №8

Предмет Химия

Тип урока Урок новых знаний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №9

Предмет Химия

Тип урока Комбинированный урок.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №10

Предмет Химия

Тип урока Лабораторно-практическое занятие. Урок закрепление.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №11

Предмет Химия

Тип урока Урок закрепление.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №12

Предмет Химия

Тип урока Урок новых знаний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №13

Предмет Химия

Тип урока Комбинированный урок.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №14

Предмет Химия

Тип урока Лабораторно-практическое занятие. Урок закрепление

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №16

Предмет: Химия

Тема занятия: Понятие о скорости химической реакции. Катализаторы. Химическое равновесие

Тип урока: Урок сообщений новых знаний

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №17

Предмет Химия

Тип урока Комбинированный урок.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №18

Предмет Химия

Тип урока Лабораторно-практическое занятие. Урок закрепление

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №19

Предмет Химия

Тип урока Урок систематизации и обобшения.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №19

Предмет Химия

Тип урока Урок закрепление.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №20

Предмет Химия

Тип урока Урок новых знаний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №21

Предмет Химия

Тип урока Комбинированный урок.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 20

Предмет Химия

Тип урока Урок новых знаний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №22

Предмет Химия

Тип урока Урок новых знаний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №23

Предмет Химия

Тип урока Комбинированный урок.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №23

Предмет Химия

Тип урока Комбинированный урок.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №24

Предмет Химия

Тип урока Лабораторно-практическое занятие. Урок закрепление

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №24

Предмет Химия

Тип урока Лабораторно-практическое занятие. Урок закрепление

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 25

Предмет Химия

Тип урока Урок новых знаний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №26

Предмет Химия

Тип урока Комбинированный урок.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №27

Предмет Химия

Тип урока Лабораторно-практическое занятие. Урок закрепление

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №28

Предмет Химия

Тип урока Контроль знаний и умений.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №29

Предмет Химия

Тип урока Урок новых знаний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №30

Предмет Химия

Тип урока Урок комбинированный.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №32

Предмет Химия

Тип урока Урок комбинированный.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 33

Предмет Химия

Тип урока Урок комбинированный.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 35

Предмет Химия

Тип урока Урок новых знаний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 36

Предмет Химия

Тип урока Урок комбинированный.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №37

Предмет Химия

Тип урока Урок комбинированный.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №38

Предмет Химия

Тип урока Урок новых знаний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №40

Предмет Химия

Тип урока Урок обобщение.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №46

Предмет Химия

Тип урока Лабораторно-практическое занятие. Урок закрепление.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №64

Предмет химия

Тема занятий Спирты, классификация. Функциональная группа, ее электронное строение

Тип урока урок новых знаний

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №66

Предмет химия

Тема занятий Многоатомные спирты. Получение и применение

Тип урока комбинированный

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №67

Предмет химия

Тема занятий Фенол. Строение, физические и химические свойства

Тип урока комбинированный

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №69-70

Предмет химия

Тема занятий Альдегиды.Состав и строение альдегидов. Хиимические свойства и получение.

Тип урока комбинированный

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №72

Тема занятий Карбоновые кислоты, строение.

Тип урока комбинированный

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №73

Предмет химия

Тема занятий Физические и химические свойства карбоновых кислот.

Тип урока комбинированный

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №75

Предмет химия

Тема занятий Эфиры. Номенклатура и изомерия, применение. Сложные эфиры. Мыла и моющие средства. Получение, свойства.

Тип урока комбинированный

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №42-43-44-45

Предмет Химия

Тип урока Урок сообщений новых знаний

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №47-48

Предмет Химия

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №50-51

Предмет Химия

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №52-53

Предмет Химия

Тема занятия «Ацетиленовые углеводороды – Алкины », Гомологический ряд, изомеры, химические свойства и получение.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №52-53

Предмет Химия

Тема занятия «Ацетиленовые углеводороды – Алкины », Гомологический ряд, изомеры, химические свойства и получение.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №57

Предмет Химия

Тип урока Урок обобщение.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ



Преподаватель_____________ А.С.Ингенбаева
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ТАЛДЫКОРГАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ТЕХНОЛОГИИ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 25





Дата

Группа




С11ЭВМ




С11ПУ




СПМ




П11М

Предмет Химия


Тема занятие VІ. Важнейшие d –элементы и их соединения. Общая характеристика d-элементов. Медь, цинк, железо, хром.

Тип урока Урок новых знаний.

Цель занятия


Учебная: Дать общую характеристику d –элементам,

систематизировать знания учащихся о периодичности; научить школьников пользоваться Периодической таблицей; сформулировать общие закономерности, лежащие в основе таблицы.

металлам по двум формам существования

химических элементов: атом, простое вещество. Продолжить

развитие умения характеризовать химические элементы по их

положению в периодической таблице. Опираясь на знания зависимости

свойств металлов от строения их атомов, предсказать

характерные химические свойства щелочных металлов

Развивающая: Развитие умения логически рассуждать,

обобщать и делать выводы из полученных знаний


умения слушать своих товарищей.

Воспитательная: развитие умения действовать

самостоятельно, воспитание культуры умственного труда.



ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ


А. Наглядные пособия Слайды «Общая характеристика d – элементов. Медь, цинк, железо, хром.»

Б. Раздаточные материалы Н. Н. Нурахметов, К.Бекишев, Н.А.Заграничная Химия 10 класс.

Содержание этапов урока (основные и необходимые методические пояснение и рекомендации)

I. Организационные вопросы

Организовать группу к занятии. Через дежурных проверить посещаемость обучающихся

II. Повторение пройденного материала

(виды контроля знаний)

1. Фронтальная беседа с группой по вопросам.

- Какие элементы относятся к d элементам?

- ПСХЭ где они расположены?

III. Изложение нового материала (методика)

Общая характеристика d-элементов

Общая характеристика d - элементов Все d-элементы являются металлами с характерным металлическим блеском d-элементы и их соединения имеют характерные свойства: переменные СО, способность к образованию комплексных соединений, образование окрашенных соединений  (n-1)d 1-5 ns 2 Две группы d-элементов (n-1)d 6-10 ns 2 Свойственно проявление высших СО. В высших СО d-элементы III, IV, V, VI, VII групп проявляют кислотные свойства, как р-элементы. Проявление высших СО маловероятно. d-элементам VIII, I, II групп характерны СО от I до III. В них проявляются металлические свойства. 

Cr [Ar] 3d 5 4s 1 Mn [Ar] 3d 5 4s 2 Fe [Ar] 3d 6 4s 2 Co [Ar] 3d 7 4s 2 8, Ni [Ar] 3d 8 4s 2 8, Cu [Ar] 3d 10 4s 1 Zn [Ar] 3d 10 4s 2 Ag ЭО 1,6 1,5 1,8 1,9 1,7 1,9 7,19 7,44 7,87 8,96 7,13 10,5 t пл t кип 

d - элементы характеризуются большой твердостью и высокими t пл. и t кип. d-элементы характеризуются высокой плотностью, что объясняется малыми радиусами их атомов d-элементы - хорошие проводники электрического тока, особенно те из них, в атомах которых имеется только один внешний s-электрон Электроотрицательности возрастают от хрома к цинку, значит ослабевают металлические свойства 

 Изменение кислотно-основных свойств оксидов и гидроксидов CrO Cr(OH) 2 основные Cr 2 O 3 Cr(OH) 3 CrO 3 H 2 CrO 4 амфотерные кислотные Низшие СО Высшие СО Кислотные свойства 

Cr(OH) 3 + H 2 SO 4 = Cr 2 (SO 4 ) 3 + H 2 O

Cr(OH) 3 + NaOH = Na[Cr(OH) 4 ]

тетрагидроксохромит натрия

Cr 2 O 3 + 2NaOH = 2NaCrO 2 + H 2 O

хромит натрия

CrO 3 + KOH = K 2 CrO 4 + H 2 O 

MnO Mn(OH) 2 MnO 2 Mn(OH) 4 MnO(OH) 2 Mn 2 O 7 HMnO 4 основные амфотерные кислотные FeO Fe(OH) 2 Fe 2 O 3 Fe(OH) 3, FeOOH FeO 3, не уст. H 2 FeO 4, не получ. основные амфотерные кислотные 

Fe 2 O 3 - обладает амфотерными свойствами Fe 2 O 3 + HCl = FeCl 3 + H 2 O

Fe 2 O 3 + KOH = KFeO 2 + H 2 O

феррит калия

Ферриты - соли железистой кислоты HFeO 2 Zn + HCl = ZnCl 2 + H 2 Амфотерными являются оксид и гидроксид цинка: ZnO, Zn(OH)

2 Zn + NaOH + H 2 O = Na 2 [Zn(OH) 4 ] + H 2 ZnO + NaOH = Na 2 [Zn(OH) 4 ] 

Руды – это природные соединения металлов. 1 Оксидные руды: 2 Сульфидные руды: - FeS 2 – пирит (железный колчедан) - CuFeS 2 – халькопирит - MoS 2 – молибденит - ZnS – сфалерит (цинковая обманка) - PbO - галенит (свинцовый блеск) -Fe 2 O 3 -гематит; -Al 2 O 3 -корунд; -MnO 2 -пиролюзит - TiO 2 – рутил - FeO·Cr 2 O 3 - хромистый железняк Природные руды металлов 

Галогенидные руды (в основном щелочных и щелочноземельных металлов): 3 4 NaCl – галит (поваренная соль) KCl – сильвин KCl·MgCl 2 ·6H 2 O -карналлит Сульфатные, фосфатные и карбонатные руды: CaSO 4 ·2H 2 O – гипс Ca 3 (PO 4 ) 2 – фосфорит CaCO 3 – мрамор, известняк CuCO 3 ·Cu(OH) 2 - малахит MgCO 3 - магнезит Промышленно перерабатываются в основном оксидные, сульфидные и галогенидные руды. 

РУТИЛ TiO 2 

Пиролюзит MnO 2 

Пирит FeS 2 

  Медь - элемент побочной подгруппы I группы. Относится к d - элементам. На последнем энергетическом уровне атома находится 1 ē. Радиус у атома меди меньше радиуса атомов металлов главной подгруппы. Это малоактивный металл. С кислородом образует оксид меди (II), в котором проявляет степень окисления +2, и оксид меди (I), в котором проявляет степень окисления +1. Оксиды и гидроксиды меди носят основной характер.

+ 29Cu 1S2/2S22p6/3S2 3p63d10/4S1 т. к. в атомах меди десятый d - электрон поместился на третий d-подуровень в результате «провала» с четвертого s-подуровня, то этот электрон подвижный. Поэтому медь в соединениях проявляет степени окисления +1 (например, Сu2О) и +2 (например, СuО).

Примерные тестовые задания, находящиеся в конвертах для группы А – медь:

1. Какие физические свойства характеризуют медь:

А) Металл светло-розового цвета, тягучий, вязкий, легко прокатывается в листы.    (+)

Б) Серебристо-белый металл.

В) Металл голубовато-серебристого цвета.

2. Выберите свойства, которые характерны для меди:

А) Отличный проводник электрического тока (уступает только серебру).                   (+)

Б) При температуре 100-150С хорошо прокатывается в листы. Выше 200С становится очень хрупким.

В) Сравнительно легкий, немного тяжелее алюминия, но в три раза прочнее его.

3. Какова температура плавления меди?

А) Температура плавления 1890С.

Б) Температура плавления 1083С.                                                                                       (+)

В) Тугоплавкий  металл, температура плавления1665С, в обычных условиях отличается высокой прочностью и вязкостью.

4. С каким из перечисленных веществ будет реагировать медь?

А) H2S04 конц.    (+)                  Г) H2O

Б) Cl2                   (+)                 Д) O2 (+)

В) NaOH                                   Е) HNO3 конц.   (+)

5.Какими двумя веществами, из перечисленных, вы  воспользовались бы для получения меди?

А) O2                    (+)                Г) HNO3

Б) Fe                                         Д) Сu2S                (+)

В) Al                                         Е) SO2

6. Каким соединением меди определяют альдегидную группу в органических соединениях?

А) СuCl2

Б) СuO

В) Сu(OH)2        (+)

V. Домашнее задание

Учебник Н. Н. Нурахметова «Химия» 10 класс, стр. 174 – 199 прочитать, упр. 5, 7 на стр. 199 выполнить в тетрадях.

VI. Подведение итогов урока

(Выставление оценок с комментарием, выяснение положительных и отрицательных моментов урока)

1. Выставление оценок с комментарием,

2. Выяснение положительные и отрицательные моментов урока



Преподаватель_____________ А.С.Ингенбаева
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ТАЛДЫКОРГАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ТЕХНОЛОГИИ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №26





Дата

Группа




С11ЭВМ




С11ПУ




СПМ




П11М




Предмет Химия


Тема занятия Полезные ископаемые d-элементов, коррозия.

Тип урока Комбинированный урок.

Цель занятия


Учебная: Познакомить обучающихся с полезными

тизировать знания учащихся о периодичности; научить школьников пользоваться Периодической таблицей; сформулировать общие закономерности, лежащие в основе таблицы.

ископаемыми d-элементов, коррозией металлов.

Тема занятие Полезные ископаемые

Тема занятие Полезные ископаемые


Развивающая: Продолжить обучение учащихся пользоваться

периодической системой.Совершенствовать умения

составления уравнений химических реакций.

Воспитательная: Показать значимость химических знаний

для современного наукоемкого производства и успешной


адаптации будущих специалистов в современном обществе.



ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ


А. Наглядные пособия Слайды «Полезные ископаемые d-элементов, коррозия.»

Б. Раздаточные материалы Н. Н. Нурахметов, К.Бекишев, Н.А.Заграничная Химия 10 класс.

Содержание этапов урока (основные и необходимые методические пояснение и рекомендации)

I. Организационные вопросы

Организовать группу к занятии. Через дежурных проверить посещаемость

обучающихся.

II. Повторение пройденного материала

(виды контроля знаний)

1. Фронтальная беседа с группой по вопросам.

-Дайте сравнительную характеристику меди и цинка

- Проверка домашнего задания на стр.199 упр. 5, 7.

III. Изложение нового материала (методика)

1.Раздать краткий курс лекций по теме.

2. Показать слайды и объяснять тему с словесным и деманстрационным методом.


3. Записать в тетрадях основные понятия.

Казахстан обладает разнообразными полезными ископаемыми. Из 105 элементов таблицы Менделеева в недрах Казахстана выявлено 99, разведаны запасы по 70, вовлечено в производство более 60 элементов. 
В. Казахстан занимает первое место в мире по разведанным запасам цинка, вольфрама и барита, второе — серебра, свинца и хромитов, третье — меди и флюорита, четвёртое — молибдена, шестое — золота. 
По объёму запасов полезных ископаемых Казахстан занимает первое место среди стран СНГ по хромовым рудам и свинцу, второе — по запасам нефти, серебра, меди, марганца, цинка, никеля и фосфорного сырья, третье — по газу, углю, золоту и олову. По добыче серебра, хромитов, свинца и цинка республика занимает первое место, второе — по добыче нефти, угля, меди, никеля и фосфатного сырья, третье — по добыче золота. Казахстан располагает значительными запасами нефти и газа, сосредоточенными в западном регионе, позволяющими отнести республику к разряду крупнейших нефтедобывающих государств мира. Открытие нового нефтеносного района в пределах Южно-Тургайской впадины расширяет перспективы дальнейшего развития нефтедобычи республики. По результатам геолого-экономической оценки имеющихся запасов полезных ископаемых Казахстана, наибольший вес по экономической значимости имеют уголь, нефть, медь, железо, свинец, цинк, хромиты, золото, марганец. Руды чёрных и цветных металлов, добываемые в Казахстане, идут на экспорт в Японию, Южную Корею, США, Канаду, Россию, Китай и страны ЕС. 

Давайте рассмотрим, какие полезные ископаемые можно найти в разных регионах Казахстана: 

Нефть
Запасы нефти сосредоточены в Атырауской, Мангыстауской, Актюбинской и Западно-Казахстанской областях. В первый раз фонтан нефти забил из скважин Карашунгула в 1899 году на Эмбинском месторождении. Затем в Доссоре (1911) и Макат (1915). 

На начало 2009 года объём доказанных запасов нефти по данным BP составлял 39,6 млрд баррелей или 6,5 млрд тонн, что составляет 3,2 % от общемировых запасов. Прогнозные запасы нефти только по месторождениям, расположенным в казахстанском секторе Каспийского моря, составляют более 17 млрд тонн. Основные нефтедобывающие компании Казахстана — НК Казмунайгаз, Тенгизшевройл, CNPC-Актюбемунайгаз, Карачаганак Петролиум Оперейтинг, Роснефть и другие.

Природный газ

Доказанные газовые запасы Казахстана на начало 2009 года составляют 1,82 трлн м³ (по оценке BP), что составляет 1,7 % от мировых запасов. Основные газодобывающие компании Казахстана — Карачаганак Петролиум Оперейтинг, НК Казмунайгаз, CNPC-Актюбемунайгаз и другие. Основные месторождении Казахстана — Карашыганак, Жанажол, Кызылойское и другие. 
Уголь
Общие запасы угля в Казахстане достигают 162 млрд тонн. Насчитывается 10 бассейнов каменного и бурого угля, разведано более 300 месторождений. В республике ежегодно добывается 100 млн. тонн угля. Большинство месторождений каменного угля находится в Карагандинской, Павлодарской и Костанайской областях. Карагандинский угольный бассейн занимает площадь более 3600 км”2. Это основная угольная база Казахстана. Карагандинский уголь коксуется, поэтому качество его очень высокое. Обнаружено 80 пластов каменного угля. Их общая толщина 120 м. Общий запас угля – 45 млрд тонн. 
Второй по значимости угольный бассейн – Екибастузский – расположен между Сарыаркой и Приертысской равниной. 

Рудные полезные ископаемые.

Железо
Казахстан занимает третье место после России и Украины в СНГ по запасам железной руды (16,6 млрд т). Месторождения находятся в основном в Северном Казахстане. Особое значение играют Качарское и Соколовско-Сарбайское месторождения. 
Марганец
К наиболее крупным месторождениям марганца относятся Атасуское и Жездинское, расположенные в Центральном Казахстане. В местных рудах содержание марганца 27%. Месторождения марганца были также обнаружены в Сарыарке. 
Хром 
99% месторождений хрома встречается в Мугоджарских горах. Большой известностью пользуются Кемпирсайская и Донская группы месторождений, содержащий высококачественные руды. Месторождения хромитов также открыты в Костанайской и Восточно-Казахстанской областях. 
Никель
Значительные запасы никеля сосредоточены в Мугоджарах. Более 40 крупных месторождений расположены на северо-востоке Сарыарки (окрестности Астаны) и в Тургайском прогибе (Амангельдинская группа). В них запасы бокситов незначительны. Казахстан занимает одно из первых мест СНГ по производству алюминия. 
Медь
Казахстан обладает огромными запасами медной руды. Основные промышленные типы руд – медистые песчаники (71%) и медно-порфировые (24%). Самым крупным месторождением руды медистых песчаников является Жезказган. Казахстан по добыче меди занимает седьмое место в мире. 92% меди экспортируется в зарубежные страны. 

Полиметаллы
Эти руды содержат ценные минералы – свинец и цинк, а также медные соединения, золото, серебро и другие металлы. Богатейшие месторождения свинца и цинка – Риддерское, Зыряновское и другие – находятся на Рудном Алтае. В местных рудах много металлов, полиметаллические месторождения имеются в Текели – в Жунгарском Алатау, Ачисае и Мыргалымсае – в горах Каратау. 
Золото
В Казахстане имеется 190 месторождений золота. Оно добывается на востоке республики – на Алтае, в районе Калбинского хребта, на северо-западе – в Жетыгаринском районе Костанайской области. Золотоносные месторождения на северной окраине Центрального Казахстана (Степняк, Аксу, Майкаин) представлены кварцевые жилы и россыпи. Небольшие залежи есть в Жунгарском и Заилийском Алатау.

Редкие металлы

К этим металлам относятся: вольфрам, молибден, ванадий, висмут, сурьма и прочие. Некоторые редкие метталлы имеются в полиметаллических месторождениях Жунгарии и Алтая.

Нерудные полезные ископаемые

Асбест
Самые крупные месторождения асбестовых руд находятся в Костанайской (Жетыгаринское) и Карагандинской (Жезказганское) областях. Значительные запасы находятся на месторождениях Богетскай на юге Мугоджар и Хантау в Чу-Илийских горах. 

Фосфориты
Казахстан по запасам фосфоритов занимает второе место после США. В горах Каратау в Южном Казахстане имеются крупные месторождения фосфоритов. По качеству и мощности они не имеют равных. Месторождения фосфоритов встречаются также на территории Актюбинской области, в верхнем течении реки Эмба. 
Соль
В Казахстане имеются огромные запасы солей. Особенно богата солью Прикаспийская низменность. Мощность отдельных соленосных пластов превышает 2 км. Кроме этого во многих районах соленых озёр образуется самосадочная соль.

Мы должны выяснить, что такое коррозия металлов?

- Какие виды коррозии бывают? Как протекает этот процесс? Какова роль коррозии в жизни человеческого общества и зачем ее изучать? Какие способы защиты от нее существуют? Какое влияние может оказать коррозия на здоровье человека?
«Ржа ест железо» - гласит русская народная поговорка. Ржавчина, которая появляется на поверхности стальных и чугунных изделий, - это яркий пример коррозии.
Ржавлением называют только коррозию железа и его сплавов. Другие металлы коррозируют, но не ржавеют.

- И так, что же такое коррозия металлов?

Коррозией металлов называют самопроизвольный процесс разрушения металлов и изделий из них под воздействием окружающей среды.

Коррозию можно классифицировать:

По характеру разрушения металла различают коррозию сплошную и местную.
Сплошная коррозия распределяется равномерно по всей поверхности металла или сплава (например, процесс ржавления сплавов железа на воздухе или их взаимодействие с сильными кислотами).

При местной коррозии ее очаги распределяются неравномерно — в виде коррозионных пятен или точек, что особенно опасно для промышленной химической аппаратуры.

Химическая коррозия металлов — это разрушение металлов в результате их химического взаимодействия с веществами окружающей среды.
Наиболее распространенным видом химической коррозии является газовая коррозия, проистекающая в сухих газах при полном отсутствии влаги. Газообразное вещество окружающей среды реагирует с металлом на поверхности металлического изделия и образует с ним соединения.

Электрохимическая коррозия — это разрушение металлов, которое сопровождается возникновением электрического тока. Это такая коррозия, в результате которой наряду с химическими процессами (отдача электронов атомами коррозируемого металла — процесс окисления) протекают электрические (перенос электронов от одного участка изделия к другому).

Давайте рассмотрим химическую коррозию металлов на воздухе

Как протекает этот процесс? Вспомним, что представляет собой воздух?

- Это смесь газов, которая имеет состав по объему: 

Азот 78,095%

Кислород 20,939%

Диоксид углерода 0,031%

Благородные газы 0,935%, а остальное примеси

 Железо под воздействием O2 , H2О и ионов водорода постепенно окисляется. Этот процесс является окислительно-восстановительным, где металл является восстановителем. Коррозия железа может быть описана упрощенным уравнением 

4Fe + 3O2 + 6H2О = 4 Fe(OH) 3

Fe0-3е= Fe3+

O02+4 е=2O2-

Fe(OH)3 и является ржавчиной.

ІV. Закреплениев нового материала

(выполнение заданий, оценка знаний и др.)

Выполнение упражнений по учебнику.

V. Домашнее задание

Учебник Н. Н. Нурахметова «Химия» 10 класс, подготовиться к лабораторной работе №9 на стр. 323

VI. Подведение итогов урока

(Выставление оценок с комментарием, выяснение положительных и отрицательных моментов урока)

1. Выставление оценок с комментарием,

2. Выяснение положительные и отрицательные моментов урока



Преподаватель_____________ А.С.Ингенбаева

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ТАЛДЫКОРГАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ТЕХНОЛОГИИ


ПЛАН ЗАНЯТИЯ №27





Дата

Группа




С11ЭВМ




С11ПУ




СПМ




П11М



Предмет Химия


Тема занятия Практическая работа №5. «Распознавание ионов меди, железа, цинка».

Тип урока Лабораторно-практическое занятие. Урок закрепление




Цель занятия

Учебная: Знать химические свойства металлов, и


амфотерных элементов.

Развивающая: Уметь практический доказывать свойства

элементов характерными реакциями. Уметь составлять

уравнения реакций, доказывающие свойства металлов,


амфотерных элементов, соблюдать правила по технике

безопасности при работе в кабинете химии.


Воспитательная: воспитывать обучающихся работать

группой, организованности, уметь пользоваться таблицами.




ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ


А. Наглядные пособия Видеоопыты «Распознавание ионов меди, железа, цинка».

Б. Раздаточные материалы Н. Н. Нурахметов, К.Бекишев, Н.А.Заграничная Химия 10 класс, инструкции к выполнению практических работ.


Содержание этапов урока (основные и необходимые методические пояснение и рекомендации)

I. Организационные вопросы

Организовать группу к занятии. Через дежурных проверить посещаемость

обучающихся.

II. Повторение пройденного материала

(виды контроля знаний)

1. Фронтальная беседа с группой по вопросам.

- Какие химические свойства характерны для металлов?

- Какие химические свойства характерны для меди?

- Какие химические свойства характерны для железа?

- Какие химические свойства характерны для цинка?

III. Изложение нового материала (методика)

  1. Раздать инструкции к выполнению прктических работ.

- Какие реактивы и оборудования нам нужны для выполнения этой работы?

- Как мы будем делать эту работу?

2. Показать видеофильм «Распознавание ионов меди, железа, цинка».

3. Оформить практическую работу и сделать соответствующие выводы.

Практическая работа №5

«Распознавание ионов меди, железа, цинка».

Цель работы: Знать химические свойства типичных металлов, неметаллов и

амфотерных элементов.Уметь практический доказывать

свойства типичных металлов, неметаллов и амфотерных

элементов характерными реакциями, проводить

наблюдения, делать выводы соблюдать правила по технике

безопасности при работе в кабинете химии.

Реактивы: стружки магния, растворы серной кислоты и гидроксида натрия,

разбавленные и концентрированные серные и азотные кислоты,

гранулы алюминия.

Оборудование: пробирки, спиртовка, спички.

Примечание: Серной и азотной кислотой, щелочами надо работать очень в

осторожно!

Алгоритм проведения работы:

І. Взаимодействие магния с кислотами и щелочами.

1. В две пробирки поместили стружки магния. В одну пробирку добавьте 10 капель 1М раствора серной кислоты, а в другую - 10 капель 1М раствора гидроксида натрия.

Запись наблюдений и результатов опыта.

1.Запишите наблюдения.

2. Напишите уравнения протекающих реакций.

3. Запишите уравнения реакций взаимодействия магния с разбавленным и концентрированным раствором серной кислоты. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса.

ІІ. Взаимодействие алюминия с кислотами и щелочами.

1. Налейте в одну пробирку 10 капель 1М раствора серной кислоты, а во вторую - 10 капель 1М раствора гидроксида натрия. Опустите в них по грануле алюминия.

Запись наблюдений и результатов опыта.

1.Запишите наблюдения.

2. Напишите уравнения протекающих реакций.

3. Запишите уравнения реакций взаимодействия алюминия с разбавленной азотной кислотой. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса.

Заключение: Обратите внимание на изменения, происходящие во всех этапах работы.

Ход работы:


Названия действия

Наблюдения

Уравнения реакций и выводы

І. Взаимодей-ствие магния с кислотами и щелочами.


Выделился газ. Магний с гидроксидом натрия не взаимодействовал

Mg0 + Н+124 → Mg+24+ Н02

разб.

Mg0 - 2ē → Mg+2 о-ся /восст.

+1+2ē → Н02 в-ся/ окисл.

Магний и его оксид реагирует с разбавленными кислотами вытесняя водород из кислоты.

Mg0 + 2Н2S+6 О4 → Mg+24+

конц.

+ S+4 О2↑+ 2Н2О

Mg0 - 2ē → Mg+2 о-ся /восст.

S+6 + 2ē → S+4 в-ся/ окисл.

Магний - щелочноземельный металл, с концентрированной серной кислотой выделяет газ SО2.


2. Взаимодей-ствие алюминия с кислотами и щелочами.

В двух пробирках выделился газ.

2Al0 + 3Н+124→ Al+3 2 (SО4)3 +

+ 3Н02

Al0 - 3ē → Al+3 о-ся /восст.

+1 + 2ē → Н02 в-ся/ окисл.

Разбавленная серная кислота разрушают оксидную пленку и легко растворяет алюминий, вытесняя водород.

Al0+4НN+5О3→Al+3(NО3)3+N+2O↑+

+ 2Н2O

Al0 - 3ē → Al+3 о-ся /восст.

N+5+ 3ē → N+2 в-ся/ окисл.

Разбавленная азотная кислота, реагируя с алюминием, восстанавливается до оксида азота (II).




ІV. Закрепление нового материала

(выполнение заданий, оценка знаний и др.)

  1. Выполнение упражнении по учебнику.

  1. Решение задач.

V. Домашнее задание

Учебник Н. Н. Нурахметова «Химия» 10 класс, подготовиться к

контрольной работе по теме «Общие свойства металлов и неметаллов».

VI. Подведение итогов урока

(Выставление оценок с комментарием, выяснение положительных и отрицательных моментов урока)

1. Выставление оценок с комментарием,

2. Выяснение положительные и отрицательные моментов урока