Файл: I. Периодический закон, периодическая система химических элементов в свете теории строения атомов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 263

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №2

Предмет Химия

Тип урока Урок новых знаний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №3

Предмет Химия

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №4

Предмет Химия

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №5

Предмет Химия

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №7

Предмет Химия

Тип урока Урок новых знаний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №8

Предмет Химия

Тип урока Урок новых знаний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №9

Предмет Химия

Тип урока Комбинированный урок.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №10

Предмет Химия

Тип урока Лабораторно-практическое занятие. Урок закрепление.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №11

Предмет Химия

Тип урока Урок закрепление.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №12

Предмет Химия

Тип урока Урок новых знаний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №13

Предмет Химия

Тип урока Комбинированный урок.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №14

Предмет Химия

Тип урока Лабораторно-практическое занятие. Урок закрепление

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №16

Предмет: Химия

Тема занятия: Понятие о скорости химической реакции. Катализаторы. Химическое равновесие

Тип урока: Урок сообщений новых знаний

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №17

Предмет Химия

Тип урока Комбинированный урок.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №18

Предмет Химия

Тип урока Лабораторно-практическое занятие. Урок закрепление

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №19

Предмет Химия

Тип урока Урок систематизации и обобшения.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №19

Предмет Химия

Тип урока Урок закрепление.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №20

Предмет Химия

Тип урока Урок новых знаний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №21

Предмет Химия

Тип урока Комбинированный урок.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 20

Предмет Химия

Тип урока Урок новых знаний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №22

Предмет Химия

Тип урока Урок новых знаний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №23

Предмет Химия

Тип урока Комбинированный урок.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №23

Предмет Химия

Тип урока Комбинированный урок.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №24

Предмет Химия

Тип урока Лабораторно-практическое занятие. Урок закрепление

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №24

Предмет Химия

Тип урока Лабораторно-практическое занятие. Урок закрепление

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 25

Предмет Химия

Тип урока Урок новых знаний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №26

Предмет Химия

Тип урока Комбинированный урок.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №27

Предмет Химия

Тип урока Лабораторно-практическое занятие. Урок закрепление

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №28

Предмет Химия

Тип урока Контроль знаний и умений.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №29

Предмет Химия

Тип урока Урок новых знаний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №30

Предмет Химия

Тип урока Урок комбинированный.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №32

Предмет Химия

Тип урока Урок комбинированный.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 33

Предмет Химия

Тип урока Урок комбинированный.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 35

Предмет Химия

Тип урока Урок новых знаний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 36

Предмет Химия

Тип урока Урок комбинированный.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №37

Предмет Химия

Тип урока Урок комбинированный.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №38

Предмет Химия

Тип урока Урок новых знаний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №40

Предмет Химия

Тип урока Урок обобщение.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №46

Предмет Химия

Тип урока Лабораторно-практическое занятие. Урок закрепление.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №64

Предмет химия

Тема занятий Спирты, классификация. Функциональная группа, ее электронное строение

Тип урока урок новых знаний

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №66

Предмет химия

Тема занятий Многоатомные спирты. Получение и применение

Тип урока комбинированный

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №67

Предмет химия

Тема занятий Фенол. Строение, физические и химические свойства

Тип урока комбинированный

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №69-70

Предмет химия

Тема занятий Альдегиды.Состав и строение альдегидов. Хиимические свойства и получение.

Тип урока комбинированный

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №72

Тема занятий Карбоновые кислоты, строение.

Тип урока комбинированный

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №73

Предмет химия

Тема занятий Физические и химические свойства карбоновых кислот.

Тип урока комбинированный

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №75

Предмет химия

Тема занятий Эфиры. Номенклатура и изомерия, применение. Сложные эфиры. Мыла и моющие средства. Получение, свойства.

Тип урока комбинированный

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №42-43-44-45

Предмет Химия

Тип урока Урок сообщений новых знаний

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №47-48

Предмет Химия

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №50-51

Предмет Химия

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №52-53

Предмет Химия

Тема занятия «Ацетиленовые углеводороды – Алкины », Гомологический ряд, изомеры, химические свойства и получение.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №52-53

Предмет Химия

Тема занятия «Ацетиленовые углеводороды – Алкины », Гомологический ряд, изомеры, химические свойства и получение.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №57

Предмет Химия

Тип урока Урок обобщение.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ТАЛДЫКОРГАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ТЕХНОЛОГИИ


ПЛАН ЗАНЯТИЯ №2





Дата

Группа




С11ЭВМ




С11ПУ




СПМ




П11М



Предмет Химия


Тема занятия I. Периодический закон, периодическая система химических элементов в

свете теории строения атомов. Современная теория строения атомов, движение электронов

в атоме, квантовое число. Периодический закон и периодическая система химических

элементов с точки зрения учения о строении атомов.

Тип урока Урок новых знаний.

Цель занятия


Учебная: систематизировать знания обучающихся о

научить школьников пользоваться Периодической таблицей; сформулировать общие закономерности, лежащие в основе таблицы.

систематизировать знания учащихся о периодичности; научить школьников пользоваться Периодической таблицей; сформулировать общие закономерности, лежащие в основе таблицы.

периодичности; научить обучающегося пользоваться

Периодической таблицей; сформулировать общие закономерности,

закономерности, лежащие в основе таблицы.

Развивающая: развить у обучающихся такие

интеллектуальные умения и навыки, как сравнение,


сопоставление, обобщение и анализ.

Воспитательная: дать понятие в единстве мира,

противоречивости в строении атомов, о материальном

показать диалектический характер периодического закона и


периодической системы элементов Д.И. Менделеева.




ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ


А. Наглядные пособия Слайды «Периодический закон, периодическая система химических элементов в свете теории строения атомов.»

Б. Раздаточные материалы Н. Н. Нурахметов, К.Бекишев, Н.А.Заграничная Химия 10 класс.

Содержание этапов урока (основные и необходимые методические пояснение и рекомендации)

I. Организационные вопросы

Организовать группу к занятии. Через дежурных проверить посещаемость

обучающихся.

II. Повторение пройденного материала

(виды контроля знаний)




1. Фронтальная беседа с группой по вопросам.

- Кем и в каком году был открыт Периодический закон?

- Определение Периодического закона который дал Д.И.Менделеев?

III. Изложение нового материала (методика)

1.Раздать краткий курс лекций по теме.

2. Показать слайды и объяснять тему с словесным и деманстрационным методом.


3. Записать в тетрадях основные понятия.

План лекции

История открытия Периодического закона.

а) триады Деберейнера;

б) «Закон октав»;

в) Таблица Мейера;

г) Периодический закон Д.И. Менделеева.

Определение Периодического закона в свете теории строения атома.

Структура периодической системы химических элементов. Определение периода, группы. Деление периодов и групп.

Физический смысл порядкового номера элемента.

Периодическое изменение химических свойств элементов. Значение Периодического закона для диалектико-материалистического понимания природы.

Значение Периодического закона для развития науки и практики.

Далее излагаю материал, согласно плану лекции. На доске – соответствующие опорные конспекты, мультимедийное сопровождение урока.

Ш: слушают, составляют в рабочих тетрадях конспект, изучают ПСХЭ.

ІV. Закреплениев нового материала

(выполнение заданий, оценка знаний и др.)

V. Домашнее задание

Учебник Н. Н. Нурахметова «Химия» 10 класс, стр. 48 -50 прочитать, упр. 3, 5 на стр.50 выполнить в тетрадях.

VI. Подведение итогов урока

(Выставление оценок с комментарием, выяснение положительных и отрицательных моментов урока)

1. Выставление оценок с комментарием,

2. Выяснение положительные и отрицательные моментов урока



Преподаватель_____________ А.С.Ингенбаева
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ТАЛДЫКОРГАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ТЕХНОЛОГИИ


ПЛАН ЗАНЯТИЯ №3





Дата

Группа




С11ЭВМ




С11ПУ




СПМ




П11М



Предмет Химия


Тема занятия Электроотрицательность, радиоактивность, валентность и степень окисления химических элементов.

Тип урока Комбинированный урок

Цель занятия

Учебная: Дать понятие об электроотрицательности,

Неорганических

радиоактивности, валентности и степени окисления

химических элементов.

Развивающая: Уметь определять валентности и степени

окисления химических элементов, сделать самостоятельные

выводы.


Воспитательная: воспитывать у обучающихся работать

группой, организованности, уметь пользоваться таблицами.





ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ


А. Наглядные пособия Слайды «Электроотрицательность, радиоактивность, валентность и степень окисления химических элементов».

Б. Раздаточные материалы Н. Н. Нурахметов Химия 10 класс, Задании по теме «Электроотрицательность, радиоактивность, валентность и степень окисления химических элементов».


Содержание этапов урока (основные и необходимые методические пояснение и рекомендации)

I. Организационные вопросы

Организовать группу к занятии. Через дежурных проверить посещаемость

обучающихся.

II. Повторение пройденного материала

(виды контроля знаний)

  1. Проверка домашнего задания.

Так как изучение нового материала занимает много времени, то проверку подготовки обучащихся к уроку провожу в форме графического диктанта, используя прием «Лови ошибку»

  1. На основании сходства характерных свойств, элементы можно разделить на металлы и неметаллы. (Да)

  2. Металлы образуют простые вещества, существующие в разных агрегатных состояниях – твердом, жидком и газообразном. (Нет)

  3. Все неметаллы имеют характерный металлический блеск. (Нет)

  4. Амфотерность – это проявление двойственных свойств. (Да)

  5. Элементы, проявляющие двойственные свойства, нельзя отнести ни к типичным металлам, ни к типичным неметаллам. (Да)

  6. Естественные семейства объединяют элементы со сходными физическими и химическими свойствами. (Да)

  7. Щелочные металлы находятся в 1 группе ПСХЭ. (Да)

  8. Валентность щелочных металлов в соединениях равна нулю. (Нет)

  9. Инертные элементы, в переводе с греческого, «рождающие соли». (Нет)

  10. Щелочные металлы хранят под слоем керосина, т.к. они быстро окисляются кислородом воздуха. (Да)

  11. Гелий – это щелочной металл. (Нет)

  12. Галогены легко вступают в реакции с водородом и металлами. (Да)

  13. Инертные элементы находятся в 7 группе ПСХЭ. (Нет)

  14. Иод – это твердое кристаллическое вещество с характерным блеском. (Да)

  15. Щелочные металлы используются в иллюминации, т.к. при пропускании через них электрического тока, они светятся разными цветами. (Нет)

1. Фронтальная беседа с группой по вопросам.

- Какие качества характерны для химического элемента?

- Что такое валентность?

- Что такое степень окисления?

III. Изложение нового материала (методика)

1.Раздать краткий курс лекций по теме.

2. Показать слайды и объяснять тему с словесным и деманстрационным методом.


3. Записать в тетрадях основные понятия.

Электроотрицательность.

Атомы разных элементов имеют различное электронное строение, содержат разное число электронов на внешнем уровне, поэтому обладают различной способностью к притягиванию «чужих» электронов. Атомы одних элементов сильнее притягивают электроны, атомы других- слабее. Эта способность атомов химических элементов притягивать к себе общие электронные пары называется электроотрицательностью. Чем она больше, тем сильнее атом данного элемента оттягивает на себя общие электронные пары. Чем ЭО меньше, тем слабее атом данного элемента притягивает к себе общие электронные пары.

Объясняем ребятам, что поскольку ЭО мера неметалличности элемента, то она изменяется вместе с нею, имеет те же закономерности в изменении свойств в группах и в периодах. В периодах неметалличесие свойства усиливаются, следовательно ЭО тоже возрастает. Сказанное представим в виде схемы:

Ряд электроотрицательности:

Cs – K– Na– Ca –Mg– Al– Si– H– C– P– S– Br– Cl– N– O– F

ЭО возрастает

В периодах ЭО возрастает

В главных ЭО уменьшается

Электроотрицательность- это свойство атома притягивать связующее электронное облако.

Предлагаем определить направление смещения общих электронных пар в соединениях: НCl и НF и сравнить полярность химической связи.

Для формирования представлений о валентности можно предложить школьникам составить схемы строения атома водорода и атома хлора

Н+1 ( общая пара)

Сl +17

Н- Сl

По этому рисунку учащиеся делают вывод о наличии неспаренных электронов у атома водорода и атома хлора. Важно подчеркнуть, что эти неспаренные электроны при сближении атомов образуют общую электронную пару между атомами водорода и хлора.

Затем формулируем определение валентности.

Валентность – это способность атома к образованию химических связей. За единицу валентности принимают химическую связь, образованную за счет одной электронной пары.

По числу черточек в уже знакомых нам формулах нескольких молекул видно, что водород и хлор одновалентны, кислород - двухвалентен, а азот - трехвалентен.

Н2, Сl2, Н2О, NH3, N2



Поскольку в химической связи участвуют только электроны внешних оболочек, такие электроны называют валентными.

Структурные формулы наглядно показывают последовательность связывания атомов в молекуле и валентность элементов. 

Степень окисления (с.о.) –это условный, формальный заряд, который приписывают атомам в электронейтральной молекуле или многоатомном ионе.

Степень окисления может быть положительной, отрицательной или равняться нулю, что зависит от природы соответствующих соединений. Положительную или отрицательную степень окисления элемент получает в том случае, если электронные плотности химических связей полностью смещены к атомам элемента с более высоким значением ЭО. Это относится к веществам с ионной связью. Одни элементы имеют постоянные степени окисления, другие- переменные.

Например, к элементам с постоянной положительной с.о. относят щелочные металлы: Li+1 Na+1 K+1 Rb +1 Cs+1 Fr +1,

следующие элементы 2 группы ПСХЭ: Be +2 Mg+2 Ca +2 Ba +2 Zn +2.

А также Al +3 и другие.

Металлы в соединениях всегда имеют положительную с.о.

Из неметаллов постоянную отрицательную с.о. ( -1) имеет F.

В простых веществах, образованных атомами металлов или неметаллов, с.о. элементов равны 0, напримере Na0, Al0, F20, P0, S0, Br2 0, Cl2 0, N20.

Для водорода характерны с.о.: +1(Н2О), -1 (NaН).

Дл кислорода характерны с.о.: -2 (Н2О), -1(Н2О2), 0 (О2, FО Cl), +1 (F2О2),

+2 (О F2).

Следует помнить, что в целом молекула электронейтральна, поэтому в любой молекуле алгебраическая сумма степеней окисления равна 0.

Сумма с.о. атомов многоатомного иона по знаку и величине равна заряду этого иона. 

ІV. Закреплениев нового материала

(выполнение заданий, оценка знаний и др.)

Задание: Найдите с.о. марганца в соединении, формула которого МnO2.

Задание.

Значения высшей и низшей степени окисления серы, соответственно, равны:

  1. +2 и -6 

  2. +6 и -2 

  3. +6 и -3 

  4. +5 и -2 

V. Домашнее задание

Учебник Н. Н. Нурахметова «Химия» 10 класс, стр. 76 - 80 прочитать, упр. 4, 7, 8 на стр. 79 выполнить в тетрадях.

VI. Подведение итогов урока

(Выставление оценок с комментарием, выяснение положительных и отрицательных моментов урока)

1. Выставление оценок с комментарием,

2. Выяснение положительные и отрицательные моментов урока