Файл: I. Периодический закон, периодическая система химических элементов в свете теории строения атомов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 219

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №2

Предмет Химия

Тип урока Урок новых знаний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №3

Предмет Химия

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №4

Предмет Химия

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №5

Предмет Химия

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №7

Предмет Химия

Тип урока Урок новых знаний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №8

Предмет Химия

Тип урока Урок новых знаний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №9

Предмет Химия

Тип урока Комбинированный урок.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №10

Предмет Химия

Тип урока Лабораторно-практическое занятие. Урок закрепление.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №11

Предмет Химия

Тип урока Урок закрепление.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №12

Предмет Химия

Тип урока Урок новых знаний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №13

Предмет Химия

Тип урока Комбинированный урок.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №14

Предмет Химия

Тип урока Лабораторно-практическое занятие. Урок закрепление

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №16

Предмет: Химия

Тема занятия: Понятие о скорости химической реакции. Катализаторы. Химическое равновесие

Тип урока: Урок сообщений новых знаний

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №17

Предмет Химия

Тип урока Комбинированный урок.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №18

Предмет Химия

Тип урока Лабораторно-практическое занятие. Урок закрепление

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №19

Предмет Химия

Тип урока Урок систематизации и обобшения.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №19

Предмет Химия

Тип урока Урок закрепление.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №20

Предмет Химия

Тип урока Урок новых знаний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №21

Предмет Химия

Тип урока Комбинированный урок.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 20

Предмет Химия

Тип урока Урок новых знаний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №22

Предмет Химия

Тип урока Урок новых знаний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №23

Предмет Химия

Тип урока Комбинированный урок.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №23

Предмет Химия

Тип урока Комбинированный урок.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №24

Предмет Химия

Тип урока Лабораторно-практическое занятие. Урок закрепление

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №24

Предмет Химия

Тип урока Лабораторно-практическое занятие. Урок закрепление

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 25

Предмет Химия

Тип урока Урок новых знаний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №26

Предмет Химия

Тип урока Комбинированный урок.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №27

Предмет Химия

Тип урока Лабораторно-практическое занятие. Урок закрепление

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №28

Предмет Химия

Тип урока Контроль знаний и умений.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №29

Предмет Химия

Тип урока Урок новых знаний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №30

Предмет Химия

Тип урока Урок комбинированный.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №32

Предмет Химия

Тип урока Урок комбинированный.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 33

Предмет Химия

Тип урока Урок комбинированный.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 35

Предмет Химия

Тип урока Урок новых знаний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 36

Предмет Химия

Тип урока Урок комбинированный.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №37

Предмет Химия

Тип урока Урок комбинированный.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №38

Предмет Химия

Тип урока Урок новых знаний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №40

Предмет Химия

Тип урока Урок обобщение.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №46

Предмет Химия

Тип урока Лабораторно-практическое занятие. Урок закрепление.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №64

Предмет химия

Тема занятий Спирты, классификация. Функциональная группа, ее электронное строение

Тип урока урок новых знаний

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №66

Предмет химия

Тема занятий Многоатомные спирты. Получение и применение

Тип урока комбинированный

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №67

Предмет химия

Тема занятий Фенол. Строение, физические и химические свойства

Тип урока комбинированный

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №69-70

Предмет химия

Тема занятий Альдегиды.Состав и строение альдегидов. Хиимические свойства и получение.

Тип урока комбинированный

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №72

Тема занятий Карбоновые кислоты, строение.

Тип урока комбинированный

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №73

Предмет химия

Тема занятий Физические и химические свойства карбоновых кислот.

Тип урока комбинированный

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №75

Предмет химия

Тема занятий Эфиры. Номенклатура и изомерия, применение. Сложные эфиры. Мыла и моющие средства. Получение, свойства.

Тип урока комбинированный

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №42-43-44-45

Предмет Химия

Тип урока Урок сообщений новых знаний

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №47-48

Предмет Химия

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №50-51

Предмет Химия

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №52-53

Предмет Химия

Тема занятия «Ацетиленовые углеводороды – Алкины », Гомологический ряд, изомеры, химические свойства и получение.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №52-53

Предмет Химия

Тема занятия «Ацетиленовые углеводороды – Алкины », Гомологический ряд, изомеры, химические свойства и получение.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №57

Предмет Химия

Тип урока Урок обобщение.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ



транс-1 –хлорпропен                 цис -1-хлорпропен

Ответ. 4 изомера.

Задача 4. При взаимодействии 11,2 л (н.у.) смеси изомер­ных углеводородов, представляющих собой газы с плотностью по водороду 21, с бромной водой получено 40,4 г соответствующего дибромпроизводного. Определите строение этих углеводородов и содержание каждого из них в смеси (в % по объему).

Решение. Молярная масса изомерных углеводородов равна: M(СхНу) = 21*2 = 42 г/моль, следовательно, углеводороды имеют формулу С3Н6. Такую молекулярную формулу имеют два вещест­ва - пропен и циклопропан. Пропен реагирует с бромной водой:

СН3 - СН = СН2 + Вr2 → СН3 – СНВr - СН2Вr.

Молярная масса дибром производного равна: М(С3Н6Вr2) = 202 г/моль, а его количество: v(C3H6Br2) = 40,4/202 = 0,2 моль. Сле­довательно, в исходной смеси было 0,2 моль пропена. Общее ко­личество углеводородов в смеси было равно 11,2/22,4 = 0,5 моль; оставшиеся 0,3 моль приходятся на долю циклопропана, который не взаимодействует с бромной водой.

Объемные доли газов в смеси равны их мольным долям: ( пропена) = 0,2/0,5 = 0,4, или 40%,  (циклопропана) = 0,6, или 60%,

Ответ. 40% пропена, 60% циклопропана.

Задача 5. При пропускании алкена через избыток раствора перманганата калия масса выпавшего осадка оказалась в 2,07 раза больше массы алкена. Установите формулу алкена.

Решение. Алкены окисляются водным раствором перманганата калия по общему уравнению:

ЗСnН2n + 2KМnO4 + 4Н2O = 3CnH2n(OH)2 + 2MnO2↓ + 2KOH.

Из 3 моль алкена (массой 3-(12n+2n) = 42n) образуется 2 моль МnО2 (массой 2*87 = 174 г). По условию задачи

42n –2,07= 174,откуда n = 2. Искомый алкен — этилен. С2Н4. Ответ. С2Н4

Карточка №1
1. Название алкенов по систематической номенклатуре и их общая формула (непредельные углеводороды).

2. Дайте определение непредельным углеводородам и назовите первый представитель их гомологического ряда.

3. Физические свойства и применение непредельных углеводородов и их производных.

Карточка №2
1. Напишите структурные формулы двух гомологов бутена-1и назовите их

2. Дайте названия следующим углеводородам по систематической номенклатуре:



Карточка №3
1. Напишите общую формулу углеводородов гомологического ряда этилена и формулы первых пяти гомолгов. Укажите их названия .


2. Напишите струтурные формулы соединений: 2-метилбутен-1; 3-метилпентен-1; 2-метилгексен-2.

3.Напишите уравнения реакций взаимодействия бутена-1 с водородом, бромом, бромводородом. Какие вещества образовались?


Карточка №4

1. Как получают этилен? Напишите два уравнения соответствующих реакций и укажите условия их протекания.

2. Напишите уравнения реакций: а) пропена-1 с хлороводородом; б) бутена-2 с водородом; в) горения этилена в кислороде; пентана-1 с бромом. Какие вещества образовались?

3. Напишите уравнения реакций при помощи которыхможно осуществиь следующие ревращения: С2Н4 →С2Н6 →С2Н5CL→ С2Н4 →СО2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ТАЛДЫКОРГАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ТЕХНОЛОГИИ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №50-51





Дата

Группа




С11ЭВМ




С11ПУ




СПМ




П11М



Предмет Химия


Тема занятия «Диеновые углеводороды – Алкадиены», Гомологический ряд, изомеры, химические свойства и получение.

Тип урока Урок сообщений новых знаний



Цель занятия


  • Учебная: Раскрыть физические свойства диеновых


систематизировать знания учащихся о периодичности; научить школьников пользоваться Периодической таблицей; сформулировать общие закономерности, лежащие в основе таблицы.

углеводородов. Дать понятие о свойствах алкадиена. Раскрыть

химические свойства диеновых углеводородов. Познакомить

учашихся с гомологическим рядом метана. Научить учащихся


состовлять изомеры.



Развивающая: Развивать логическое мышления, умение

пользоваться приемами сравнения и обобщения, выделять

существенное, делать выводы. Продолжить формирование

знаний химического языка и умение его применять при

характеристики химической реакций .

Воспитательная: Воспитывать коллективизм, эстетические

нормы, умение высказывать свои взгляды, суждения,

понимание значимости обучения, формировать


мировоззренческие понятия о познаваемости природы




ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ


А. Наглядные пособия Оборудование урока: Презентации-слайды, интерактивная доска.

Б. Раздаточные материалы Н. Н. Нурахметов, К.Бекишев, Н.А.Заграничная Химия 11 класс.

Содержание этапов урока (основные и необходимые методические пояснение и рекомендации)

I. Организационные вопросы

Организовать группу к занятии. Через дежурных проверить посещаемость

обучающихся.

II. Повторение пройденного материала

(Вопрос-ответ)


  • Что такое непредельные углеводороды?

  • Напишите общую формулу?

  • На общую формулу какого ряда углеводородов похожа общая формула алкенов?

  • Расскажите о химических свойствах алкенов?

  • Работа с интерактивной доской

III. Изложение нового материала

Алкадиены — непредельные углеводороды, содержащие две двойные связи. Общая формула алкадиенов СnН2n-2. Если двойные связи разделены в углеродной цепи двумя или более одинарными связями (например, пентадиен-1,4), то такие двойные связи называются изолированными(одинарными). Двойные связи могут чередоваться, могут располагаться подряд. Если в молекулах алкадиенов двойные связи чередуются одинарными связями, то они называются сопряженными диеновыми углеводородами.

СН2 = С= СН –СН3     бутадиен-1,2

СН2 = СН-СН = СН2 бутадиен-1,3(дивинил)

СН2 = СН-СН2-СН =СН2 пентадиен-1,4

Для алкадиенов характерны те же виды изомерии, что и для алкенов:

1)  изомерия углеродного скелета.

2)    изомерия положения двойных связей  

3)   цис-транс-изомерия

Номенклатура. Главную цепь в диенах выбирают так, чтобы она содержала обе двойные связи, и нумеруют с того конца, при котором сумма номеров положений двойных связей минимальна. В названии соответствующего алкана окончание -ан заменяется на -диен.

Физические свойства. Бутадиен-1,3 — легко сжижающийся газ с неприятным запахом. Изопрен — жидкость с tкип 34 С.

Получение. Основной промышленный способ получения диенов — дегидрирование алканов. Бутадиен-1,3 (дивинил) получают из бутана:

СН3-СН2-СН2-СНt,Сr2О3→  СН2=СН-СН=СН2 + 2Н2

Бутадиен-1,3 можно также получать по реакции С.В. Лебедева пу­тем одновременного дегидрирования и дегидратации этанола:




t, ZnO, Al2O3

Бутадиен-1,3

2Н5ОН

→ 

СН2=СН-СН=СН2 + Н2 + 2Н2О.

Химические свойства. Для алкадиенов характерны обычные реакции электрофильного присоединения АE, свойственные алкенам. Особенность сопряженных диенов состоит в том, что две двойные связи в их молекулах функционируют как единое целое, поэтому реакции присоединения могут протекать в двух направлениях: а) к одной из двойных связей (1,2-присоединение) или б) в крайние положения сопряженной системы с образованием новой двойной связи в центре системы (1,4-присоединение). Так, присоединение брома к бутадиену может привести к двум продуктам:




1,2




СН2=СН-СН=СН2 + Вr2



СН2=СН-СНВr-СН2Вr

Или




1,4




СН2=СН-СН=СН2 + Вr2



ВrСН2-СН=СН-СН2Вr

Важнейшее свойство диенов — их способность к полимеризации, которая используется для получения синтетических каучуков. При бутадиеновый полимеризации бутадиена-1,3, которая протекает как 1,4-присоединение, получают каучук:

nСН2=СН-СН=СН2 → (-СН2-СН=СН-СН2-)n.

2.Гидрирование (Присоединение водорода протекает стадийно)

СН2 = СН-СН = СН2 2 →  Н3С-НС =СН-СН3

бутадиен-1,3(дивинил) Бутен-2

Н3С-НС =СН-СН3 + Н2 →  Н3С- Н2С- СН2 -СН3

Бутен-2 Бутан

Применение. Основная область применения алкадиенов - синтез каучуков.

Вулканизацией называется процесс нагревания каучука с серой, в результате которого получают резину. Впервые эффективный способ получения полибутадиенового каучука был предложен русским химиком С.В.Лебедевым.

ІV. Закреплениев нового материала

(выполнение заданий, оценка знаний и др.)

  • Какие СН-ды наз. Диеновыми?

  • Каково строение диеновых СН-ов

  • Что такое процесс вулканизация и кем он был получен впервые?

  • Напишите формулы 5 диеновых СН-ов

V. Домашнее задание




Составить 5 формул с изомерами (диеновых СН-ов)

Пар. №8

VI. Подведение итогов урока

(Выставление оценок с комментарием, выяснение положительных и отрицательных моментов урока)



Преподаватель_____________ А.С.Ингенбаева

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ТАЛДЫКОРГАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ТЕХНОЛОГИИ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №52-53





Дата

Группа




С11ЭВМ




С11ПУ




СПМ




П11М



Предмет Химия


Тема занятия «Ацетиленовые углеводороды – Алкины », Гомологический ряд, изомеры, химические свойства и получение.


Тип урока Урок сообщений новых знаний



Цель занятия


Учебная: Раскрыть физические свойства ацетиленовых

систематизировать знания учащихся о периодичности; научить школьников пользоваться Периодической таблицей; сформулировать общие закономерности, лежащие в основе таблицы.

углеводородов. Дать понятие о свойствах алкинов. Раскрыть

химические свойства ацетиленовых углеводородов.

Познакомить учашихся с гомологическим рядом ацетилена

Научить учащихся состовлять изомеры.


Развивающая: Развивать логическое мышления, умение

пользоваться приемами сравнения и обобщения, выделять

существенное, делать выводы. Продолжить формирование

знаний химического языка и умение его применять при

характеристики химической реакций .

Воспитательная: Воспитывать коллективизм, эстетические

нормы, умение высказывать свои взгляды, суждения,

понимание значимости обучения, формировать


мировоззренческие понятия о познаваемости природы



ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ


А. Наглядные пособия Оборудование урока: интерактивная доска, презетаций-слайды, видео-лаб.работы

Б. Раздаточные материалы Н. Н. Нурахметов, К.Бекишев, Н.А.Заграничная Химия 11 класс.

Содержание этапов урока (основные и необходимые методические пояснение и рекомендации)

I. Организационные вопросы

Организовать группу к занятии. Через дежурных проверить посещаемость

обучающихся.

II. Повторение пройденного материала

(Вопрос-ответ)

  • Читают доклад на тему «Происхождение каучука

  • Напишите общую формулу?

III. Изложение нового материала

Алкинами называются непредельные углеводороды, молекулы которых содержат одну тройную связь. Первый представитель этого класса — ацетилен НС ≡ СН, в связи с чем алкины также на­зывают ацетиленовыми углеводородами. Ближайшие гомологи ацетилена:

СН3-С ≡ СН 

СН3-СН2-C ≡ СН

СН3-С ≡ С-СН3

пропин

бутин-1

бутин-2

Простейший алкин с разветвленным углеродным скелетом:

          З-метилбутин-1


Общая формула гомологического ряда алкинов СnН2n-2. Она совпадает с общей формулой алкадиенов, поэтому алкины и алкадиены являются межклассовыми изомерами.

Строение. Атомы углерода при тройной связи находятся в состоянии sp-гибридизации. Две -связи, образованные гибридными орбиталями, располагаются по одной линии под углом 180° друг к другу; две -связи образованы при перекрывании двух пар негибридных 2p-орбиталей соседних атомов углерода. Дополнительное связывание двух атомов углерода приводит к тому, что расстояние между ядрами уменьшается, поскольку тройная связь является сочетанием одной - и двух -связей. Длина тройной связи С ≡ С составляет 0,120 нм, что меньше длины как одинарной, так и двойной связи. Энергия тройной свя­зи составляет 828 кДж/моль. Структурная изомерия алкинов обусловлена изо­мерией углеродного скелета (например, 3-метилбутин-1 и пентин-1) и изомерией положения тройной связи (бутин-1 и бутин-2). Пространственная изомерия для алкинов не характерна.

Номенклатура. В алкинах с неразветвленной углеродной цепью нумерацию начинают с того конца, ближе к которому находится тройная связь. В названии соответствующего алкана окончание -ан заменяется на -ин. В разветвленных алкинах выбирают главную цепь так, чтобы она содержала тройную связь, даже если она при этом и не будет самой длинной. Перед названием главной цепи указывают номер атома углерода, при котором находится заместитель, и название этого заместителя. Номер после названия главной цепи указывает положение тройной связи, например:



 4-метилпентин-2
Физические свойства алкинов похожи на свойства алканов и алкенов. При обычных условиях (С2 – С4) — газы, (C5 – C16) — жидкости, начиная с C17 — твердые вещества. Температуры ки­пения алкинов выше, чем у соответствующих алкенов. Так, эти­лен имеет tкип = -103 °С, ацетилен кипит при -83,6 °С; пропен и пропин соответственно при -47 °С и -23 °С. Растворимость низших алкинов в воде несколько выше, чем алкенов и алканов, однако она все же очень мала. Алкины хорошо растворимы в неполярных органических растворителях.

Получение: 1.Ацетилен получают в промышленности путем высокотемпературного крекинга метана:




1500°С

Ацителен

2СН4

→ 

CHCH + ЗН2

2.В лабораторных условиях ацетилен получают гидролизом карбида кальция:

СаС2 + 2Н2О = Са(ОН)2 + С2Н2

Химические свойства алкинов обусловлены наличием в их молекулах тройной связи. Типичными реакциями для ацетилена и его гомологов являются реакции электрофильного присоединения АE. Отличие алкинов от алкенов заключается в том, что реакции присоединения могут протекать в две стадии. На первой стадии идет присоединение к тройной связи с образованием двойной связи, а на второй стадии — присоединение к двойной связи. Ре­акции присоединения для алкинов протекают медленнее, чем для алкенов. Это объясняется тем, что -электронная плотность тройной связи расположена более компактно, чем в алкенах, и поэтому менее доступна для взаимодействия с различными реагентами.

1. Галогенирование. Галогены присоединяются к алкинам в две стадии. Например, присоединение брома к ацетилену приводит к образованию дибромэтена, который, в свою очередь, реагирует с избытком брома с образованием тетрабромэтана:




Вr2

 1,2-дибромэтен

Вr2

1,1,2,2-тетрабромэтан

СН ≡ СН



   СНВr = СНВr

→ 

СНВr 2- СНВr2

Алкины, так же, как и алкены, обесцвечивают бромную виду.

2. Гидрогалогенирование. Галогеноводороды присоединяются к тройной связи труднее, чем к двойной. Для активации галогеноводорода используют АlСl3 — сильную кислоту Льюиса. Из ацетилена при этом можно получить винилхлорид (хлорэтен),  который    используется    для    получения    важного    полимера поливинилхлорида.




 АlСl3




СН ≡ СН + HCI

→ 

СН2 = СНСl

В случае избытка галогеноводорода происходит полное гидрогалогенирование, причем для несимметричных алкинов на каждой стадии присоединение идет по правилу Марковникова, например:

<>

Аl Вr3




СН3 - С ≡ СН + 2НВr

→ 

СН3 - СВr2 - СН3 .

3. Гидратация. Присоединение воды к алкинам катализируется солями ртути (II)'










Hg2+. H+










CH



СН + Н2О



[СН2 = СН - ОН]



СН3 – СН = О

На первой стадии реакции образуется непредельный спирт, в котором гидроксильная группа находится непосредственно у атома углерода при двойной связи. Такие спирты принято называть виниловыми или енолами. Отличительной чертой енолов является их неустойчивость. В момент образования они изомеризуются в более стабильные карбонильные соединения (альдегиды или кетоны) за счет переноса протона от гидроксильной группы к соседнему атому углерода при двойной связи. При этом -связь между атомами углерода разрывается, и образуется -связь между атомом углерода и атомом кислорода. Причиной изомеризации является большая прочность двойной связи С = О по сравнению с двойной связью С = С.В результате реакции гидратации только ацетилен превращается в альдегид;  гидратация гомологов ацетилена протекает по правилу Марковникова;, и образующиеся енолы изомеризуются в кетоны. Так, например, пропин превращается в ацетон:




Hg2+




СН3 – СН ≡ СН + Н2О   

→ 

[СН3 - С(ОН) = СН2] → СН3 – СО - СН3.

Реакция гидратации алкинов была открыта М.Г. Кучеровым (1881 г.) и носит название реакции Кучерова.

4. В обычных условиях Ац.СН-ды только димеризуются и тримеризуются. Винилацетилен обладает большой реакционной способностью; присоединяя хлороводород, он образует хлоропрен, используемый для получения искусственного каучука:

2СН –СН → СН2 = СН-С = СН винилацетилен

При пропускании ацетилена над активированным углем при 600 °С происходит тримеризация ацетилена с образованием бензола:



5.Горение (выделяется большое количества тепла):

С2Н2+5О2 → 4СО2 +2Н2О+2600кДж

Применение. На основе ацетилена развились многие отрасли промышленности органического синтеза. Выше уже отмечена возможность получения уксусного альдегида из ацетилена и различных кетонов из гомологов ацетилена по реакции Кучерова. в свою очередь, большой интерес представляют реакции алкинов с кетонами. Например, реакцией ацетилена с ацетоном можно получить изопрен — исходный продукт для получения синтетического каучука. Хлоропрен также получают из винилаиетилена. Ацетилен используется для сварки (кислородноацетиленовая сварка) металлов, поскольку при его горении развивается высокая температура.Его часто иср. Для сварки и резки металлов.

ІV. Закреплениев нового материала

(выполнение заданий, оценка знаний и др.)

В молекулах ацетиленовых углеводородов имеется тройная связь. Для них характерна реакция присоединения, эта реакция протекает ступенчато. В отличие от других СН-ов атом водорода в ацетилене проявляет кислотные свойства. Ацетилен взаимодействует с измельченными металлами и солями тяжелых металлов и образует ацетилениды. В обычных условиях в реакции полимеризации не вступает, а только димеризуется и тримеризуется


V. Домашнее задание




Составить 5 формул с изомерами (диеновых СН-ов)

Пар. №9

VI. Подведение итогов урока

(Выставление оценок с комментарием, выяснение положительных и отрицательных моментов урока)