Файл: I. Периодический закон, периодическая система химических элементов в свете теории строения атомов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 265
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Тип урока Комбинированный урок.
Тип урока Лабораторно-практическое занятие. Урок закрепление.
Тип урока Комбинированный урок.
Тип урока Лабораторно-практическое занятие. Урок закрепление
Тема занятия: Понятие о скорости химической реакции. Катализаторы. Химическое равновесие
Тип урока: Урок сообщений новых знаний
Тип урока Комбинированный урок.
Тип урока Лабораторно-практическое занятие. Урок закрепление
Тип урока Урок систематизации и обобшения.
Тип урока Комбинированный урок.
Тип урока Комбинированный урок.
Тип урока Комбинированный урок.
Тип урока Лабораторно-практическое занятие. Урок закрепление
Тип урока Лабораторно-практическое занятие. Урок закрепление
Тип урока Комбинированный урок.
Тип урока Лабораторно-практическое занятие. Урок закрепление
Тип урока Контроль знаний и умений.
Тип урока Урок комбинированный.
Тип урока Урок комбинированный.
Тип урока Урок комбинированный.
Тип урока Урок комбинированный.
Тип урока Урок комбинированный.
Тип урока Лабораторно-практическое занятие. Урок закрепление.
Тема занятий Спирты, классификация. Функциональная группа, ее электронное строение
Тема занятий Многоатомные спирты. Получение и применение
Тема занятий Фенол. Строение, физические и химические свойства
Тема занятий Альдегиды.Состав и строение альдегидов. Хиимические свойства и получение.
Тема занятий Карбоновые кислоты, строение.
Тема занятий Физические и химические свойства карбоновых кислот.
Преподаватель_____________А. С. Ингенбаева
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ТАЛДЫКОРГАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ТЕХНОЛОГИИ
ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 35
Дата | Группа |
| С11ЭВМ |
| С11ПУ |
| СПМ |
| П11М |
Предмет Химия
Тема занятие VІІІ. Производство неорганических веществ. Общие научные принципы химического производства. Химические производства в Казахстане.
Тип урока Урок новых знаний.
Цель занятия | Учебная: объяснять основные научные принципы химического , |
производства, в которых аппаратах и с какой целью они | |
осуществляются; | |
Развивающая: знать определение химической технологии, | |
химической промышленности. | |
Воспитательная: воспитывать обучающихся работать | |
группой, организованности, уметь пользоваться | |
учебниками. |
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ
А. Наглядные пособия Слайды «Общие научные принципы химического производства. Химические производства в Казахстане».
Б. Раздаточные материалы Н. Н. Нурахметов, К.Бекишев, Н.А.Заграничная Химия 10 класс.
Содержание этапов урока (основные и необходимые методические пояснение и рекомендации) |
I. Организационные вопросы |
Организовать группу к занятии. Через дежурных проверить посещаемость |
обучающихся. |
II. Повторение пройденного материала (виды контроля знаний) |
1. Фронтальная беседа с группой по вопросам. |
- Какие химические производства Вы знаете? |
- В Казахстане какие химические производства есть? |
III. Изложение нового материала (методика) |
1.Раздать краткий курс лекций по теме. 2. Показать слайды и объяснять тему с словесным и деманстрационным методом.3. Записать в тетрадях основные понятия. Вы уже ознакомились с большим количеством различных веществ, имеющих важное значение для промышленности и сельского хозяйства, а также повседневной жизни человека. Теперь узнаете, какими способами эти вещества добывают в промышленности, в частности химической. Химическая промышленность — это отрасль хозяйства, производит продукцию на основе химической переработки сырья. Как вы уже знаете, промышленные методы осуществления химических процессов изучает химическая технология (в буквальном смысле слово «технология» — это наука о ремеслах). Химическая технология — наука о наиболее рациональные и экономические методы и средства массовой химической переработки сырья, полуфабрикатов и промышленных отходов на продукты питания. Главная цель химии и химической технологии — производство различных веществ и материалов с определенным комплексом механических, физических, химических и биологических свойств с помощью химических реакций. Химическая технология решает эти вопросы на основе общих научных принципов (табл. 22). Производство важнейших неорганических веществ осуществляет химическая промышленность, основой которой является химическая технология как наука о наиболее рациональные и экономические методы и средства массовой переработки сырья (природных материалов), полуфабрикатов, промышленных отходов на необходимые продукты с помощью химических реакций. Химическая технология решает ряд проблем: в них аппаратах проводить реакции; из каких материалов изготавливать оборудование; какой должна быть технологическая схема производства; как обеспечить условия, при которых реакции проходить быстро; как осуществлять контроль за процессом и обеспечить его безопасность. Химическая технология решает указанные вопросы на основе научных принципов организации химического производства. 1. Химический комплекс. Этот комплекс создает разные химические вещества, в том числе конструкционные материалы. Он расширяет сырьевую базу промышленности и строительства, способствует интенсивному развитию сельского хозяйства, снабжает население товарами. - Что дает нам химический комплекс? Химический комплекс дает лекарства, средства защиты растений, очистки воды и обезвреживания стоков. У химии широкие межотраслевые связи. Ее продукция идет в машиностроение (пластмассы, шины), металлургию (реагенты для флотации), легкую промышленность (дубители, волокна), строительство (краски), сельское хозяйство (удобрения, ядохимикаты), транспорт (пластиковые трубы). Но и сама она нуждается в энергии, оборудовании, транспорте. Для химических производств характерны 3 особенности. Они: 1) создают искусственные вещества, которых нет в природе, например, пластмассы. Эти вещества по своим свойствам часто превосходят традиционные конструкционные материалы; 2) имеют обширную сырьевую базу 3) комбинируются с угольной (углехимия), метеллургический (коксохимия), нефтеперерабатывающей (нефтехимия) промышленностью. Основная химия нашей страны держится на «четырех китах» - производстве кислот, химических соединений, фосфора и минеральных удобрений. Химия полимеров, в отличие от основной химии создает конструкционные материалы – пластмассы, химические волокна, искусственный (синтетический) каучук. В Казахстане больше развиты «верхние этажи производств» этой отрасли и не выпускаются многие полуфабрикаты, из которых получают полимеры. Химико-фармацевтическая промышленность растет быстрее других отраслей комплекса. Более 100 ее предприятий уже дают 10 % потребляемых в нашей стране лекарств (в 1990 г. – 3 %). Развитие химической промышленности идет по следующим направлениям: а) освоение богатейших запасов фосфоритов; б) утилизация сернистых газов цветной и черной металлургии; в) производство продуктов нефтехимического синтеза; г) вовлечение в хозяйственный оборот запасов различный солей и т.д. 3. Размещение отраслей химической промышленности Главные факторы размещения химических предприятий – сырьевой, водный, энергетический, потребительский и экологический. Отрасли Принципы размещения Продукция химической промышленности Районы размещения 1 Горно-химическая (добыча сырья) У источников сырья Возле потребителя Добыча поваренной соли, фосфоритов, хромитов, гипс, сера. Аральск, Атырау, Павлодар Жанатас, Каратау, Хромтау, Атырау, Актобе, Шымкент, Атырау. 2 Основная химия Возле потребителя У источников энергии, воды, сырья. Производство кислот Б) производство минеральных удобрений: азотных, фосфатных В) фосфора Г) соединений Жезказган, Балхаш, Риддер, Усть-Каменогорск, Актау, Тараз, Степногорск. Темиртау, Тараз, Алга, Жанатас, Тараз, Степногорск. Тараз Актобе, Тараз. 3 Химия полимеров В местах подготовки специального сырья, нефтепереработки, коксования, ТЭС и воды. Производство синтетических смол и пластических масс Химических волокон Жем (Эмба), Павлодар, Атырау, Актау. Костанай 4 Переработка полимерных материалов Возле потребителя Производство шин, резинотехнических изделий. Изделий из пластмасс Шымкент, Сарань Атырау, Актау, Уральск, Актобе, Кызылорда, Шымкент, Тараз, Алматы, Серебрянск, Караганда, Астана, Павлодар, Кокшетау, Петропавловск, Костанай. |
ІV. Закреплениев нового материала (выполнение заданий, оценка знаний и др.) |
1. Что такое межотраслевой комплекс? Какие комплексы получили развитие в Казахстане? 2. Назовите и покажите главные нефтяные базы Казахстана. 3. Назовите и покажите главные газовые базы Казахстана. 4. Назовите и покажите главные угольные бассейны Казахстана. 5. Какие типы электростанций и почему получили наибольшее распространение в Казахстане? 6. Какие отрасли включает металлургический комплекс? 7. Каковы принципы размещения предприятий цветной металлургии? 8. Объясните причины строительства алюминиевого завода в Павлодаре. 9. Каковы принципы размещения предприятий черной металлургии? 10. Какие экологические проблемы возникают при производстве черных и цветных металлов? Какие пути решения вы можете предложить? Какие отрасли машиностроения должны получить развитие в Казахстане? |
V. Домашнее задание |
Учебник Н. Н. Нурахметова «Химия» 10 класс, стр. 281 -286 прочитать, упр. 7, 8, 9 на стр.287 выполнить в тетрадях. |
VI. Подведение итогов урока (Выставление оценок с комментарием, выяснение положительных и отрицательных моментов урока) |
1. Выставление оценок с комментарием, |
2. Выяснение положительные и отрицательные моментов урока |
Преподаватель_____________ А.С.Ингенбаева
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ТАЛДЫКОРГАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ТЕХНОЛОГИИ
ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 36
Дата | Группа |
| С11ЭВМ |
| С11ПУ |
| СПМ |
| П11М |
Предмет Химия
Тема занятие Металлургическая промышленность Казахстана.
Тип урока Урок комбинированный.
Цель занятия | Учебная: Сформировать знания о металлургическом комплексе, , |
его значении, центрах, факторах размещения, составе, роли | |
в экономике. | |
Развивающая: продолжить формирование навыков | |
диалектического восприятия мира; развивать критическое | |
мышление, умение анализировать, сравнивать. | |
Воспитательная: создать условия для увлеченного учения; | |
воспитывать чувство гордости за результат познавательной | |
деятельности. |
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ
А. Наглядные пособия Слайды «Металлургическая промышленность Казахстана.»
Б. Раздаточные материалы Н. Н. Нурахметов, К.Бекишев, Н.А.Заграничная Химия 10 класс.
Содержание этапов урока (основные и необходимые методические пояснение и рекомендации) |
I. Организационные вопросы |
Организовать группу к занятии. Через дежурных проверить посещаемость |
обучающихся. |
II. Повторение пройденного материала (виды контроля знаний) |
1. Фронтальная беседа с группой по вопросам. |
Вопросы для повторения: 1. Что такое межотраслевой комплекс? Какие комплексы получили развитие в Казахстане? 2. Назовите и покажите главные нефтяные базы Казахстана. 3. Назовите и покажите главные газовые базы Казахстана. 4. Назовите и покажите главные угольные бассейны Казахстана. 5. Какие типы электростанций и почему получили наибольшее распространение в Казахстане? 6. Какие отрасли включает металлургический комплекс? 7. Каковы принципы размещения предприятий цветной металлургии? 8. Объясните причины строительства алюминиевого завода в Павлодаре. 9. Каковы принципы размещения предприятий черной металлургии? 10. Какие экологические проблемы возникают при производстве черных и цветных металлов? Какие пути решения вы можете предложить? Какие отрасли машиностроения должны получить развитие в Казахстане? |
III. Изложение нового материала (методика) |
1.Раздать краткий курс лекций по теме. 2. Показать слайды и объяснять тему с словесным и деманстрационным методом.3. Записать в тетрадях основные понятия. Металлургический комплекс Черная * Цветная металлургия металлургия Один из цехов металлургического завода Пример 1. При работе завода мощностью 125 тыс. т меди в год образуется 2 млрд м 3 отходящих газов и 45 тыс. т пыли. Пример 2. На металлургическом комбинате в Темиртау работает 15 тыс. человек, а на Жезказганском и Балкашском медеплавительных заводах – 6 тыс. Пример 3. На изготовление 1 т стального проката расходуется 5 т различных материалов (руды, металлолома, известняка) и 1.5 т топлива. Для выплавки 1 т меди требуется около 100 т руды и 2 т топлива. Пример 4. Строительство в Павлодаре завода по выпуску алюминия мощностью 250 тыс. т обошлось в 100 млрд. тенге. Это составило 1/7 стоимости промышленной продукции Павлодарской области. Черная металлургия – важная отрасль в экономике Казахстана. Она обеспечена сырьем и топливом, расширяет выпуск и географию сбыта продукции. |
ІV. Закреплениев нового материала (выполнение заданий, оценка знаний и др.) |
Стр. 291 4, 5 упр. Выполнить в тетрадях. |
V. Домашнее задание |
Учебник Н. Н. Нурахметова «Химия» 10 класс, стр. 287 -311 прочитать, упр. 3, 4 на стр.298 выполнить в тетрадях. |
VI. Подведение итогов урока (Выставление оценок с комментарием, выяснение положительных и отрицательных моментов урока) |
1. Выставление оценок с комментарием, |
2. Выяснение положительные и отрицательные моментов урока |
Преподаватель_____________А. С. Ингенбаева
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ТАЛДЫКОРГАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ТЕХНОЛОГИИ
ПЛАН ЗАНЯТИЯ №37
Дата | Группа |
| С11ЭВМ |
| С11ПУ |
| СПМ |
| П11М |
Предмет Химия
Тема занятие Производства минеральных удобрении в Казахстане. Охрана окружающей среды.
Тип урока Урок комбинированный.
Цель занятия | Учебная: Сформировать знания о производстве удобрении, , |
его значении, центрах, факторах размещения, составе, роли | |
в экономике. | |
Развивающая: продолжить формирование навыков | |
диалектического восприятия мира; развивать критическое | |
мышление, умение анализировать, сравнивать. | |
Воспитательная: создать условия для увлеченного учения; | |
воспитывать чувство гордости за результат познавательной | |
деятельности. |
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ
А. Наглядные пособия Слайды «Производства минеральных удобрении в Казахстане. Охрана окружающей среды».
Б. Раздаточные материалы Н. Н. Нурахметов, К.Бекишев, Н.А.Заграничная Химия 10 класс.
Содержание этапов урока (основные и необходимые методические пояснение и рекомендации) |
I. Организационные вопросы |
Организовать группу к занятии. Через дежурных проверить посещаемость |
обучающихся. |
II. Повторение пройденного материала (виды контроля знаний) |
1. Фронтальная беседа с группой по вопросам. |
Вопросы для повторения: 1. Что такое межотраслевой комплекс? Какие комплексы получили развитие в Казахстане? 2. Назовите и покажите главные нефтяные базы Казахстана. 3. Назовите и покажите главные газовые базы Казахстана. 4. Назовите и покажите главные угольные бассейны Казахстана. 5. Какие типы электростанций и почему получили наибольшее распространение в Казахстане? 6. Какие отрасли включает металлургический комплекс? 7. Каковы принципы размещения предприятий цветной металлургии? 8. Объясните причины строительства алюминиевого завода в Павлодаре. 9. Каковы принципы размещения предприятий черной металлургии? 10. Какие экологические проблемы возникают при производстве черных и цветных металлов? Какие пути решения вы можете предложить? Какие отрасли машиностроения должны получить развитие в Казахстане? |
III. Изложение нового материала (методика) |
1.Раздать краткий курс лекций по теме. 2. Показать слайды и объяснять тему с словесным и деманстрационным методом.3. Записать в тетрадях основные понятия. Тема сегодняшнего урока связана с одной из сфер хозяйственной деятельности человека, направленной на удовлетворение различных его потребностей. Республика Казахстан приобрела свою независимость и суверенитет. Наша Республика выходит в своем развитии на принципиально новый уровень ресурсного, научно – технического, экологического, информационного, политического и духовного обеспечения. В Послании Президента Н.А. Назарбаева «Казахстан - 2030» также сказано: «Наши природные ресурсы являются огромным богатством». Поэтому мы взяли слова К.И. Сатпаева эпиграфом урока: «Дело науки – служить людям» В настоящее время наука является непосредственной производительной силой общества, с каждым годом все в большой степени определяющей его прогресс. - Вспомните что означает понятие комплекс? - Каков состав комплекса конструкционных материалов? - используя текст учебника, определите каков состав химической промышленности? Особенности химической промышленности: 1. Создание искусственных веществ, не встречающихся в природе. 2. Имеет обширную сырьевую базу. 3. Комбинируется с угольной, металлургической, нефтяной промышленностями. На предыдущих уроках вы познакомились с элементами S,N,P,C. Эти элементы входят в состав тканей всех живых организмов: животных, растений, в том числе и человека. Элементы необходимые растениям в больших количествах – макроэлементы. ( S, N, P, C, Mg, Ca. ) Элементы необходимые растениям в небольших количествах – микроэлементы. ( Mn, Ca, Mo, Zn, Fe, Cu.) Такие важные для растений элементы, как N, P, C относятся к микроэлементам, но запасов их в почве недостаточно. По этой причине минеральные удобрения, содержащие эти химические элементы, производят в промышленных масштабах. - Что вы узнали об удобрениях из курса биологии, изучая особенности выращивания культурных растений? - Какое определение дает химия удобрениям? - Какие химические вещества относят к удобрениям? -Какими свойствами обладают удобрения? - Откуда растения получают необходимые им элементы? - Откуда растения получают элементы С? (из воздуха, а так же из почвенного СО2) - Откуда растения получают элементы О и Н? (воздух, вода) - Что является источником N для растений? (воздух) Действительно в воздухе много свободного N2, но растения не способны его усваивать. Это доказал русский профессор П.С. Коссович. Минеральные удобрения – это вещества, содержащие три важнейших питательных элемента N, P, К и способны в почвенном растворе диссоциировать на ионы. Друзья! Мы летим в космическом пространстве на космическом корабле. Корабль этот мы привыкли называть - планета Земля. Если на корабле нарушается система жизнеобеспечения, то космонавты обречены на гибель. Мы хотим жить, жить долго и счастливо. Мы хотим, чтобы жили и наши дети. Но на нашем корабле уже возникли проблемы и нам необходимо их решать. Сегодня мы выясним, какие проблемы угрожают жизни на Земле и как их можно решить. Загрязнение окружающей среды — это нежелательное изменение ее свойств в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений, которые оказывают вредное воздействие на литосферу, гидросферу, атмосферу, на растительный и животный мир, на здания и материалы, на самого человека. Загрязнение окружающей среды подавляет способность природы к самовосстановлению своих свойств. - что является главным источником загрязнения окружающей среды. Какие виды загрязнения существуют? (Главным источником загрязнения окружающей среды являются отходы, которые образуются в процессе производства и потребления человеческого общества. В 1970 г. они составили 40 млрд тонн, а к концу XX века возросли до 100 млрд тонн.) Различают количественное и качественное загрязнение среды. Количественное загрязнение окружающей среды возникает в результате возвращения в нее тех веществ и соединений, которые встречаются в природе в естественном состоянии, но в гораздо меньших количествах (соединения железа, древесина и т.д.). Качественное загрязнение окружающей среды связано с поступлением в нее неизвестных природе веществ и соединений, создаваемых химией органического синтеза (пластмассы, химические волокна, резина и т.д.). Тяготеет к потребителю, так же важны сырьевой и экологический факторы: 1) В центрах металлургии тяжелых металлов (Жезказган, Балхаш,Усть- Каменогорск, Риддер) – гл.фактор сырьевой и экологический. 2) В центрах извлечения урана (Степногорск, Актау) и 3)3) в центрах производства фосфатных удобрений (Тараз) - потребительский Производство соединений металлов (соединения хрома – реагенты для флотации), для дубления, или выделки кож, изготовление фотоматериалов и краски. Основное сырье – хромовая руда Завод хромовых соединений в Актобе – единственный в Казахстане для цветной металлургии, кожевенной и лакокрасочной промышленности, экспорт в США, Россию, Великобританию. Фосфор – для изготовления удобрений, спи- чек, кормовых добавок, лекарств из фосфо- ритов, затрачивая много электроэнергии По запасам Актюбинский и особенно Каратауский бассейны Выпускают фосфор – на юге и не на западе из-за энергоемкости – в Шымкенте и Таразе – на энергии Таразской ГРЭС Полученный фосфор перерабатывают в фосфорную кислоту для производства удобрений. Минеральных удобрений- фосфатные, азотные, калийные и комплексные Фосфатные – из фосфоритов и серной кислоты. Материалоемкое производство, тяготеет к источникам сырья – месторождениям фосфоритов (Каратау и Жана- тас), производят удобрения в Таразе. В полученную муку добавляют серную кислоту – удобрение суперфосфат. Мука с фосфорной кислотой – двойной суперфосфат. Комплексная переработка фосфористых урановых руд – выпуск фосфорных удобрений в Актау и Степногорске Азотные удобрения – из азота воздуха и водорода (природного газа, либо коксового) в Актау и Темиртау. Химия полимеров создает конструкционные материалы – пластмассы, химические волокна, искусственный (синтетический каучук), успешно заме - няют традиционные материалы Слабое звено комплекса. Его доля в 5-6 раз меньше, чем в ЭРС. Сырье – нефтепродукты, природный и попутный газ. В районах НПЗ и ГПЗ, обеспеченным водой и электроэнергией. 2 завода – Актау (полистирол) и Атырау (полиэтилен и полипропилен) – на привозном сырье. В годы Великой Отечественной войны, вдали от сырьевой базы – завод химического волокна в Костанае. В мирное время – производство несгораемого волокна для отделки салонов самолетов. Свыше 300 предприятий перерабатывают полимерные материалы из пластмасс и резины: Самые большие – в Атырау – полиэтиленовые трубы для водоснабжения), в Алматы и Астане. Главный центр изделий из резины – Сарань (конвейерная лента для металлургии, горнодобывающей промышленности) Шымкент – изготовление шин для автомобилей и сельхозтехники. Химико-фармацевтическая промышленность растет быстрее других отраслей комплекса. Более 100 предприятий – 10% лекарств потребляемых в стране. Самый большой – «Химфарм» в Шымкенте, 3/5 лекарственных препаратов Казахстана Крупные предприятия – в Алматы, Каскелене, Семее и Павлодаре. Загрязнения окружающей среды Химическая промышленность – одна из самых экологически грязных отраслей С ней связаны загрязнения воздуха, почв, воды в Шымкенте, Таразе, Актау, Темиртау, Павлодаре. Огромная опасность в загрязнениях ртути р.Нуры в Темиртау и подземных вод в Павлодаре. Для его нейтрализации ведутся сложные и дорогостоящие работы. |
ІV. Закреплениев нового материала (выполнение заданий, оценка знаний и др.) |
Стр. 304, 3, 5 упр. выполнить в тетрадях. |
V. Домашнее задание |
Учебник Н. Н. Нурахметова «Химия» 10 класс, стр. 301 - 316 прочитать, упр. 4, 5 на стр.314 выполнить в тетрадях. |
VI. Подведение итогов урока (Выставление оценок с комментарием, выяснение положительных и отрицательных моментов урока) |
1. Выставление оценок с комментарием, |
2. Выяснение положительные и отрицательные моментов урока |