Файл: I. Периодический закон, периодическая система химических элементов в свете теории строения атомов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 244

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №2

Предмет Химия

Тип урока Урок новых знаний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №3

Предмет Химия

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №4

Предмет Химия

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №5

Предмет Химия

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №7

Предмет Химия

Тип урока Урок новых знаний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №8

Предмет Химия

Тип урока Урок новых знаний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №9

Предмет Химия

Тип урока Комбинированный урок.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №10

Предмет Химия

Тип урока Лабораторно-практическое занятие. Урок закрепление.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №11

Предмет Химия

Тип урока Урок закрепление.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №12

Предмет Химия

Тип урока Урок новых знаний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №13

Предмет Химия

Тип урока Комбинированный урок.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №14

Предмет Химия

Тип урока Лабораторно-практическое занятие. Урок закрепление

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №16

Предмет: Химия

Тема занятия: Понятие о скорости химической реакции. Катализаторы. Химическое равновесие

Тип урока: Урок сообщений новых знаний

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №17

Предмет Химия

Тип урока Комбинированный урок.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №18

Предмет Химия

Тип урока Лабораторно-практическое занятие. Урок закрепление

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №19

Предмет Химия

Тип урока Урок систематизации и обобшения.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №19

Предмет Химия

Тип урока Урок закрепление.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №20

Предмет Химия

Тип урока Урок новых знаний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №21

Предмет Химия

Тип урока Комбинированный урок.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 20

Предмет Химия

Тип урока Урок новых знаний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №22

Предмет Химия

Тип урока Урок новых знаний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №23

Предмет Химия

Тип урока Комбинированный урок.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №23

Предмет Химия

Тип урока Комбинированный урок.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №24

Предмет Химия

Тип урока Лабораторно-практическое занятие. Урок закрепление

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №24

Предмет Химия

Тип урока Лабораторно-практическое занятие. Урок закрепление

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 25

Предмет Химия

Тип урока Урок новых знаний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №26

Предмет Химия

Тип урока Комбинированный урок.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №27

Предмет Химия

Тип урока Лабораторно-практическое занятие. Урок закрепление

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №28

Предмет Химия

Тип урока Контроль знаний и умений.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №29

Предмет Химия

Тип урока Урок новых знаний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №30

Предмет Химия

Тип урока Урок комбинированный.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №32

Предмет Химия

Тип урока Урок комбинированный.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 33

Предмет Химия

Тип урока Урок комбинированный.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 35

Предмет Химия

Тип урока Урок новых знаний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 36

Предмет Химия

Тип урока Урок комбинированный.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №37

Предмет Химия

Тип урока Урок комбинированный.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №38

Предмет Химия

Тип урока Урок новых знаний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №40

Предмет Химия

Тип урока Урок обобщение.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №46

Предмет Химия

Тип урока Лабораторно-практическое занятие. Урок закрепление.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №64

Предмет химия

Тема занятий Спирты, классификация. Функциональная группа, ее электронное строение

Тип урока урок новых знаний

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №66

Предмет химия

Тема занятий Многоатомные спирты. Получение и применение

Тип урока комбинированный

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №67

Предмет химия

Тема занятий Фенол. Строение, физические и химические свойства

Тип урока комбинированный

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №69-70

Предмет химия

Тема занятий Альдегиды.Состав и строение альдегидов. Хиимические свойства и получение.

Тип урока комбинированный

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №72

Тема занятий Карбоновые кислоты, строение.

Тип урока комбинированный

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №73

Предмет химия

Тема занятий Физические и химические свойства карбоновых кислот.

Тип урока комбинированный

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №75

Предмет химия

Тема занятий Эфиры. Номенклатура и изомерия, применение. Сложные эфиры. Мыла и моющие средства. Получение, свойства.

Тип урока комбинированный

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №42-43-44-45

Предмет Химия

Тип урока Урок сообщений новых знаний

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №47-48

Предмет Химия

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №50-51

Предмет Химия

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №52-53

Предмет Химия

Тема занятия «Ацетиленовые углеводороды – Алкины », Гомологический ряд, изомеры, химические свойства и получение.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №52-53

Предмет Химия

Тема занятия «Ацетиленовые углеводороды – Алкины », Гомологический ряд, изомеры, химические свойства и получение.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №57

Предмет Химия

Тип урока Урок обобщение.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ



Преподаватель_____________А. С. Ингенбаева
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ТАЛДЫКОРГАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ТЕХНОЛОГИИ


ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 35





Дата

Группа




С11ЭВМ




С11ПУ




СПМ




П11М



Предмет Химия


Тема занятие VІІІ. Производство неорганических веществ. Общие научные принципы химического производства. Химические производства в Казахстане.

Тип урока Урок новых знаний.




Цель занятия


Учебная: объяснять основные научные принципы химического

,

производства, в которых аппаратах и с какой целью они

осуществляются;


Развивающая: знать определение химической технологии,

химической промышленности.


Воспитательная: воспитывать обучающихся работать

группой, организованности, уметь пользоваться

учебниками.




ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ


А. Наглядные пособия Слайды «Общие научные принципы химического производства. Химические производства в Казахстане».

Б. Раздаточные материалы Н. Н. Нурахметов, К.Бекишев, Н.А.Заграничная Химия 10 класс.


Содержание этапов урока (основные и необходимые методические пояснение и рекомендации)

I. Организационные вопросы

Организовать группу к занятии. Через дежурных проверить посещаемость

обучающихся.

II. Повторение пройденного материала

(виды контроля знаний)

1. Фронтальная беседа с группой по вопросам.

- Какие химические производства Вы знаете?

- В Казахстане какие химические производства есть?

III. Изложение нового материала (методика)

1.Раздать краткий курс лекций по теме.

2. Показать слайды и объяснять тему с словесным и деманстрационным методом.


3. Записать в тетрадях основные понятия.

Вы уже ознакомились с большим количеством различных веществ, имеющих важное значение для промышленности и сельского хозяйства, а также повседневной жизни человека. Теперь узнаете, какими способами эти вещества добывают в промышленности, в частности химической.

Химическая промышленность — это отрасль хозяйства, производит продукцию на основе химической переработки сырья.

Как вы уже знаете, промышленные методы осуществления химических процессов изучает химическая технология (в буквальном смысле слово «технология» — это наука о ремеслах). Химическая технология — наука о наиболее рациональные и экономические методы и средства массовой химической переработки сырья, полуфабрикатов и промышленных отходов на продукты питания.

Главная цель химии и химической технологии — производство различных веществ и материалов с определенным комплексом механических, физических, химических и биологических свойств с помощью химических реакций. Химическая технология решает эти вопросы на основе общих научных принципов (табл. 22).

Производство важнейших неорганических веществ осуществляет химическая промышленность, основой которой является химическая технология как наука о наиболее рациональные и экономические методы и средства массовой переработки сырья (природных материалов), полуфабрикатов, промышленных отходов на необходимые продукты с помощью химических реакций.

Химическая технология решает ряд проблем: в них аппаратах проводить реакции; из каких материалов изготавливать оборудование; какой должна быть технологическая схема производства; как обеспечить условия, при которых реакции проходить быстро; как осуществлять контроль за процессом и обеспечить его безопасность. Химическая технология решает указанные вопросы на основе научных принципов организации химического производства.

1. Химический комплекс. 
Этот комплекс создает разные химические вещества, в том числе конструкционные материалы. Он расширяет сырьевую базу промышленности и строительства, способствует интенсивному развитию сельского хозяйства, снабжает население товарами. 
- Что дает нам химический комплекс? 
Химический комплекс дает лекарства, средства защиты растений, очистки воды и обезвреживания стоков. 
У химии широкие межотраслевые связи. Ее продукция идет в машиностроение (пластмассы, шины), металлургию (реагенты для флотации), легкую промышленность (дубители, волокна), строительство (краски), сельское хозяйство (удобрения, ядохимикаты), транспорт (пластиковые трубы). Но и сама она нуждается в энергии, оборудовании, транспорте. 
Для химических производств характерны 3 особенности. Они: 
1) создают искусственные вещества, которых нет в природе, например, пластмассы. Эти вещества по своим свойствам часто превосходят традиционные конструкционные материалы; 
2) имеют обширную сырьевую базу 
3) комбинируются с угольной (углехимия), метеллургический (коксохимия), нефтеперерабатывающей (нефтехимия) промышленностью. 

Основная химия нашей страны держится на «четырех китах» - производстве кислот, химических соединений, фосфора и минеральных удобрений. 
Химия полимеров, в отличие от основной химии создает конструкционные материалы – пластмассы, химические волокна, искусственный (синтетический) каучук. 
В Казахстане больше развиты «верхние этажи производств» этой отрасли и не выпускаются многие полуфабрикаты, из которых получают полимеры. 
Химико-фармацевтическая промышленность растет быстрее других отраслей комплекса. Более 100 ее предприятий уже дают 10 % потребляемых в нашей стране лекарств (в 1990 г. – 3 %). 
Развитие химической промышленности идет по следующим направлениям: 
а) освоение богатейших запасов фосфоритов; 
б) утилизация сернистых газов цветной и черной металлургии; 
в) производство продуктов нефтехимического синтеза; 
г) вовлечение в хозяйственный оборот запасов различный солей и т.д. 
3. Размещение отраслей химической промышленности 
Главные факторы размещения химических предприятий – сырьевой, водный, энергетический, потребительский и экологический. 
Отрасли Принципы размещения Продукция химической промышленности Районы размещения 
1 Горно-химическая (добыча сырья) У источников сырья 
Возле потребителя Добыча поваренной соли, фосфоритов, хромитов, гипс, 
сера. Аральск, Атырау, Павлодар Жанатас, Каратау, Хромтау, Атырау, Актобе, Шымкент, Атырау. 
2 Основная химия Возле потребителя 
У источников энергии, воды, сырья. 
Производство кислот 
Б) производство минеральных удобрений: азотных, 
фосфатных 
В) фосфора 
Г) соединений Жезказган, Балхаш, Риддер, Усть-Каменогорск, Актау, Тараз, Степногорск. Темиртау, Тараз, Алга, Жанатас, Тараз, Степногорск. 
Тараз 
Актобе, Тараз. 
3 Химия полимеров 
В местах подготовки специального сырья, нефтепереработки, коксования, ТЭС и воды. Производство синтетических смол и пластических масс 

Химических волокон Жем (Эмба), Павлодар, Атырау, Актау. 
Костанай 
4 Переработка полимерных материалов Возле потребителя 
Производство шин, резинотехнических изделий. 
Изделий из пластмасс Шымкент, Сарань 
Атырау, Актау, Уральск, Актобе, Кызылорда, Шымкент, Тараз, Алматы, Серебрянск, Караганда, Астана, Павлодар, Кокшетау, Петропавловск, Костанай. 

ІV. Закреплениев нового материала

(выполнение заданий, оценка знаний и др.)

1. Что такое межотраслевой комплекс? Какие комплексы получили развитие в Казахстане? 
2. Назовите и покажите главные нефтяные базы Казахстана. 
3. Назовите и покажите главные газовые базы Казахстана. 
4. Назовите и покажите главные угольные бассейны Казахстана. 
5. Какие типы электростанций и почему получили наибольшее распространение в Казахстане? 
6. Какие отрасли включает металлургический комплекс? 
7. Каковы принципы размещения предприятий цветной металлургии? 
8. Объясните причины строительства алюминиевого завода в Павлодаре. 
9. Каковы принципы размещения предприятий черной металлургии? 
10. Какие экологические проблемы возникают при производстве черных и цветных металлов? Какие пути решения вы можете предложить? Какие отрасли машиностроения должны получить развитие в Казахстане? 

V. Домашнее задание

Учебник Н. Н. Нурахметова «Химия» 10 класс, стр. 281 -286 прочитать, упр. 7, 8, 9 на стр.287 выполнить в тетрадях.

VI. Подведение итогов урока

(Выставление оценок с комментарием, выяснение положительных и отрицательных моментов урока)

1. Выставление оценок с комментарием,

2. Выяснение положительные и отрицательные моментов урока



Преподаватель_____________ А.С.Ингенбаева

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ТАЛДЫКОРГАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ТЕХНОЛОГИИ


ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 36





Дата

Группа




С11ЭВМ




С11ПУ




СПМ




П11М



Предмет Химия


Тема занятие Металлургическая промышленность Казахстана.

Тип урока Урок комбинированный.




Цель занятия


Учебная: Сформировать знания о металлургическом комплексе,

,


его значении, центрах, факторах размещения, составе, роли

в экономике. 


Развивающая: продолжить формирование навыков

диалектического восприятия мира; развивать критическое

мышление, умение анализировать, сравнивать.


Воспитательная: создать условия для увлеченного учения;

воспитывать чувство гордости за результат познавательной

деятельности.




ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ


А. Наглядные пособия Слайды «Металлургическая промышленность Казахстана.»

Б. Раздаточные материалы Н. Н. Нурахметов, К.Бекишев, Н.А.Заграничная Химия 10 класс.


Содержание этапов урока (основные и необходимые методические пояснение и рекомендации)

I. Организационные вопросы

Организовать группу к занятии. Через дежурных проверить посещаемость

обучающихся.

II. Повторение пройденного материала

(виды контроля знаний)

1. Фронтальная беседа с группой по вопросам.

Вопросы для повторения: 
1. Что такое межотраслевой комплекс? Какие комплексы получили развитие в Казахстане? 
2. Назовите и покажите главные нефтяные базы Казахстана. 
3. Назовите и покажите главные газовые базы Казахстана. 
4. Назовите и покажите главные угольные бассейны Казахстана. 
5. Какие типы электростанций и почему получили наибольшее распространение в Казахстане? 
6. Какие отрасли включает металлургический комплекс? 
7. Каковы принципы размещения предприятий цветной металлургии? 
8. Объясните причины строительства алюминиевого завода в Павлодаре. 
9. Каковы принципы размещения предприятий черной металлургии? 
10. Какие экологические проблемы возникают при производстве черных и цветных металлов? Какие пути решения вы можете предложить? Какие отрасли машиностроения должны получить развитие в Казахстане? 

III. Изложение нового материала (методика)

1.Раздать краткий курс лекций по теме.

2. Показать слайды и объяснять тему с словесным и деманстрационным методом.


3. Записать в тетрадях основные понятия.

 Металлургический комплекс Черная * Цветная металлургия металлургия 

 Один из цехов металлургического завода 

 Пример 1. При работе завода мощностью 125 тыс. т меди в год образуется 2 млрд м 3 отходящих газов и 45 тыс. т пыли. Пример 2. На металлургическом комбинате в Темиртау работает 15 тыс. человек, а на Жезказганском и Балкашском медеплавительных заводах – 6 тыс. 

Пример 3. На изготовление 1 т стального проката расходуется 5 т различных материалов (руды, металлолома, известняка) и 1.5 т топлива. Для выплавки 1 т меди требуется около 100 т руды и 2 т топлива. Пример 4. Строительство в Павлодаре завода по выпуску алюминия мощностью 250 тыс. т обошлось в 100 млрд. тенге. Это составило 1/7 стоимости промышленной продукции Павлодарской области. 

Черная металлургия – важная отрасль в экономике Казахстана. Она обеспечена сырьем и топливом, расширяет выпуск и географию сбыта продукции. 

ІV. Закреплениев нового материала

(выполнение заданий, оценка знаний и др.)

Стр. 291 4, 5 упр. Выполнить в тетрадях.

V. Домашнее задание

Учебник Н. Н. Нурахметова «Химия» 10 класс, стр. 287 -311 прочитать, упр. 3, 4 на стр.298 выполнить в тетрадях.

VI. Подведение итогов урока

(Выставление оценок с комментарием, выяснение положительных и отрицательных моментов урока)

1. Выставление оценок с комментарием,

2. Выяснение положительные и отрицательные моментов урока



Преподаватель_____________А. С. Ингенбаева

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ТАЛДЫКОРГАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ТЕХНОЛОГИИ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №37





Дата

Группа




С11ЭВМ




С11ПУ




СПМ




П11М



Предмет Химия


Тема занятие Производства минеральных удобрении в Казахстане. Охрана окружающей среды.

Тип урока Урок комбинированный.




Цель занятия


Учебная: Сформировать знания о производстве удобрении,

,


его значении, центрах, факторах размещения, составе, роли

в экономике. 


Развивающая: продолжить формирование навыков

диалектического восприятия мира; развивать критическое

мышление, умение анализировать, сравнивать.


Воспитательная: создать условия для увлеченного учения;

воспитывать чувство гордости за результат познавательной

деятельности.




ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ


А. Наглядные пособия Слайды «Производства минеральных удобрении в Казахстане. Охрана окружающей среды».

Б. Раздаточные материалы Н. Н. Нурахметов, К.Бекишев, Н.А.Заграничная Химия 10 класс.


Содержание этапов урока (основные и необходимые методические пояснение и рекомендации)

I. Организационные вопросы

Организовать группу к занятии. Через дежурных проверить посещаемость

обучающихся.

II. Повторение пройденного материала

(виды контроля знаний)

1. Фронтальная беседа с группой по вопросам.

Вопросы для повторения: 
1. Что такое межотраслевой комплекс? Какие комплексы получили развитие в Казахстане? 
2. Назовите и покажите главные нефтяные базы Казахстана. 
3. Назовите и покажите главные газовые базы Казахстана. 
4. Назовите и покажите главные угольные бассейны Казахстана. 
5. Какие типы электростанций и почему получили наибольшее распространение в Казахстане? 
6. Какие отрасли включает металлургический комплекс? 
7. Каковы принципы размещения предприятий цветной металлургии? 
8. Объясните причины строительства алюминиевого завода в Павлодаре. 
9. Каковы принципы размещения предприятий черной металлургии? 
10. Какие экологические проблемы возникают при производстве черных и цветных металлов? Какие пути решения вы можете предложить? Какие отрасли машиностроения должны получить развитие в Казахстане? 

III. Изложение нового материала (методика)

1.Раздать краткий курс лекций по теме.

2. Показать слайды и объяснять тему с словесным и деманстрационным методом.


3. Записать в тетрадях основные понятия.

 Тема сегодняшнего урока связана с одной из сфер хозяйственной деятельности человека, направленной на удовлетворение различных его потребностей.

Республика Казахстан приобрела свою независимость и суверенитет. Наша Республика выходит в своем развитии на принципиально новый уровень ресурсного, научно – технического, экологического, информационного, политического и духовного обеспечения.

В Послании Президента Н.А. Назарбаева «Казахстан - 2030» также сказано: «Наши природные ресурсы являются огромным богатством».

Поэтому мы взяли слова К.И. Сатпаева эпиграфом урока: «Дело науки – служить людям»

В настоящее время наука является непосредственной производительной силой общества, с каждым годом все в большой степени определяющей его прогресс.

- Вспомните что означает понятие комплекс?

- Каков состав комплекса конструкционных материалов?

- используя текст учебника, определите каков состав химической промышленности?

Особенности химической промышленности:

1. Создание искусственных веществ, не встречающихся в природе.

2. Имеет обширную сырьевую базу.

3. Комбинируется с угольной, металлургической, нефтяной промышленностями.

На предыдущих уроках вы познакомились с элементами S,N,P,C. Эти элементы входят в состав тканей всех живых организмов: животных, растений, в том числе и человека.

Элементы необходимые растениям в больших количествах – макроэлементы. ( S, N, P, C, Mg, Ca. )

Элементы необходимые растениям в небольших количествах – микроэлементы. ( Mn, Ca, Mo, Zn, Fe, Cu.)

Такие важные для растений элементы, как N, P, C относятся к микроэлементам, но запасов их в почве недостаточно. По этой причине минеральные удобрения, содержащие эти химические элементы, производят в промышленных масштабах.

- Что вы узнали об удобрениях из курса биологии, изучая особенности выращивания культурных растений?

- Какое определение дает химия удобрениям?

- Какие химические вещества относят к удобрениям?

-Какими свойствами обладают удобрения?

- Откуда растения получают необходимые им элементы?

- Откуда растения получают элементы С? (из воздуха, а так же из почвенного СО2)

- Откуда растения получают элементы О и Н? (воздух, вода)

- Что является источником N для растений? (воздух)

Действительно в воздухе много свободного N2, но растения не способны его усваивать. Это доказал русский профессор

П.С. Коссович.

Минеральные удобрения – это вещества, содержащие три важнейших питательных элемента N, P, К и способны в почвенном растворе диссоциировать на ионы.

Друзья! Мы летим в космическом пространстве на космическом ко­рабле. Корабль этот мы привыкли называть - планета Земля. Если на корабле нарушается система жизнеобеспечения, то космонавты обрече­ны на гибель. Мы хотим жить, жить долго и счастливо. Мы хотим, чтобы жили и наши дети. Но на нашем корабле уже возникли проблемы и нам необходимо их решать. Сегодня мы выясним, какие проблемы угрожают жизни на Земле и как их можно решить.

Загрязнение окружающей среды — это нежелательное изменение ее свойств в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений, которые оказывают вредное воздействие на литосферу, гид­росферу, атмосферу, на растительный и животный мир, на здания и мате­риалы, на самого человека. Загрязнение окружающей среды подавляет способность природы к самовосстановлению своих свойств.

- что является главным источником загрязнения окружающей среды. Какие виды загрязнения существуют? (Главным источником загрязнения окружающей среды явля­ются отходы, которые образуются в процессе производства и потребления человеческого общества. В 1970 г. они составили 40 млрд тонн, а к концу XX века возросли до 100 млрд тонн.)

Различают количественное и качественное загрязнение среды. Коли­чественное загрязнение окружающей среды возникает в результате воз­вращения в нее тех веществ и соединений, которые встречаются в природе в естественном состоянии, но в гораздо меньших количествах (соедине­ния железа, древесина и т.д.). Качественное загрязнение окружающей среды связано с поступлением в нее неизвестных природе веществ и со­единений, создаваемых химией органического синтеза (пластмассы, хи­мические волокна, резина и т.д.).

Тяготеет к потребителю, так же важны сырьевой и экологический факторы: 1) В центрах металлургии тяжелых металлов (Жезказган, Балхаш,Усть- Каменогорск, Риддер) – гл.фактор сырьевой и экологический.

2) В центрах извлечения урана (Степногорск, Актау) и 3)3) в центрах производства фосфатных удобрений (Тараз) - потребительский 

 Производство соединений металлов (соединения хрома – реагенты для флотации), для дубления, или выделки кож, изготовление фотоматериалов и краски. Основное сырье – хромовая руда Завод хромовых соединений в Актобе – единственный в Казахстане для цветной металлургии, кожевенной и лакокрасочной промышленности, экспорт в США, Россию, Великобританию. 

 Фосфор – для изготовления удобрений, спи- чек, кормовых добавок, лекарств из фосфо- ритов, затрачивая много электроэнергии По запасам Актюбинский и особенно Каратауский бассейны Выпускают фосфор – на юге и не на западе из-за энергоемкости – в Шымкенте и Таразе – на энергии Таразской ГРЭС Полученный фосфор перерабатывают в фосфорную кислоту для производства удобрений. 

 Минеральных удобрений- фосфатные, азотные, калийные и комплексные Фосфатные – из фосфоритов и серной кислоты. Материалоемкое производство, тяготеет к источникам сырья – месторождениям фосфоритов (Каратау и Жана- тас), производят удобрения в Таразе. В полученную муку добавляют серную кислоту – удобрение суперфосфат. Мука с фосфорной кислотой – двойной суперфосфат. Комплексная переработка фосфористых урановых руд – выпуск фосфорных удобрений в Актау и Степногорске 

 Азотные удобрения – из азота воздуха и водорода (природного газа, либо коксового) в Актау и Темиртау. 

 Химия полимеров создает конструкционные материалы – пластмассы, химические волокна, искусственный (синтетический каучук), успешно заме - няют традиционные материалы Слабое звено комплекса. Его доля в 5-6 раз меньше, чем в ЭРС. Сырье – нефтепродукты, природный и попутный газ. В районах НПЗ и ГПЗ, обеспеченным водой и электроэнергией. 2 завода – Актау (полистирол) и Атырау (полиэтилен и полипропилен) – на привозном сырье. 

 В годы Великой Отечественной войны, вдали от сырьевой базы – завод химического волокна в Костанае. В мирное время – производство несгораемого волокна для отделки салонов самолетов. Свыше 300 предприятий перерабатывают полимерные материалы из пластмасс и резины: Самые большие – в Атырау – полиэтиленовые трубы для водоснабжения), в Алматы и Астане. Главный центр изделий из резины – Сарань (конвейерная лента для металлургии, горнодобывающей промышленности) Шымкент – изготовление шин для автомобилей и сельхозтехники. 

 Химико-фармацевтическая промышленность растет быстрее других отраслей комплекса. Более 100 предприятий – 10% лекарств потребляемых в стране. Самый большой – «Химфарм» в Шымкенте, 3/5 лекарственных препаратов Казахстана Крупные предприятия – в Алматы, Каскелене, Семее и Павлодаре. 

 Загрязнения окружающей среды Химическая промышленность – одна из самых экологически грязных отраслей С ней связаны загрязнения воздуха, почв, воды в Шымкенте, Таразе, Актау, Темиртау, Павлодаре. Огромная опасность в загрязнениях ртути р.Нуры в Темиртау и подземных вод в Павлодаре. Для его нейтрализации ведутся сложные и дорогостоящие работы.

ІV. Закреплениев нового материала

(выполнение заданий, оценка знаний и др.)

Стр. 304, 3, 5 упр. выполнить в тетрадях.

V. Домашнее задание

Учебник Н. Н. Нурахметова «Химия» 10 класс, стр. 301 - 316 прочитать, упр. 4, 5 на стр.314 выполнить в тетрадях.

VI. Подведение итогов урока

(Выставление оценок с комментарием, выяснение положительных и отрицательных моментов урока)

1. Выставление оценок с комментарием,

2. Выяснение положительные и отрицательные моментов урока