Файл: прикладная математика учебное пособие московский автомобильнодорожный.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.02.2024
Просмотров: 230
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. НЕЛИНЕЙНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ
Задачи выпуклого программирования
Решение задачи нелинейного программирования в Excel
Задания к самостоятельной работе
К ЗАДАЧАМ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ
Задания для самостоятельного решения
КООПЕРАТИВНЫЕ ИГРЫ И ДРУГИЕ ЗАДАЧИ
Параметры сетей и методы их расчета
Матричный метод расчета сетевого графика
Табличный метод расчета сетевого графика
Таблица стандартного нормального распределения
Анализ и оптимизация сетевой модели
Управление производством работ по сетевым графикам
Проект СРМ и временной резерв стадий
Проект СРМ и временной резерв стадий
Введем замену
j1
v
x j, 1
j n,
(3.9)
тогда (3.8) перепишется так:
ax 1,
n
ij j
j
j
x 0,
1 i k,
1 j n.
(3.10)
j1
Условие (4.2) перепишем в следующем виде:
n
x 1.
(3.11)
j
i1
Второй игрок стремится получить минимальный проигрыш, сле- довательно, его оптимальная стратегия заключается в максимизации величины 1/. То есть определение его оптимальной стратегии сво- дится к нахождению максимального значения функции
n
F xj
j1
при начальных условиях:
n
aijxjj1
1,
xj 0,
1 i k,
1 j n.
(3.12)
Таким образом, решение исходной игры, определяемой матрицей
A, сводится к решению задачи линейного программирования, а имен-
но: к нахождению максимального значения функции при начальных условиях (3.12); или нахождению минимального значения функции (3.6) с начальными условиями (3.7), что является двойственной зада-
F
i i
чей. Тогда решением поставленной игры будут следующие оптималь- ные стратегии игроков, основанные на решении прямой и двойствен- ной задач:
j j
v x,
1 ,
u y,
1 i k,
1 j n.
(3.13)
Пример решения задачи
Задача. Решить игру:
7 6 7 5
A 6 7 9 8 .
5 8 4 6
Решение. Занесем платежную матрицу в табл. 3.1 и решим полу- ченную задачу линейного программирования симплексным методом.
Таблица3.1
Симплекс-таблица
Стро- ка | Базис | Cб | P0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 |
P1 | P2 | P3 | P4 | P5 | P6 | P7 | ||||
1 | P5 | 0 | 1 | 7 | 6 | 7 | 5 | 1 | 0 | 0 |
2 3 | P6 P7 | 0 0 | 1 1 | 6 5 | 7 8 | 9 4 | 8 6 | 0 0 | 1 0 | 0 1 |
4 | | | 0 | –1 | –1 | –1 | –1 | 0 | 0 | 0 |
1 | P1 | 1 | 1/7 | 1 | 6/7 | 1 | 5/7 | 1/7 | 0 | 0 |
2 | P6 | 0 | 1/7 | 0 | 13/7 | 3 | 26/7 | –6/7 | 1 | 0 |
3 | P7 | 0 | 2/7 | 0 | 26/7 | –1 | 17/7 | –5/7 | 0 | 1 |
4 | | | 1/7 | 0 | –1/7 | 0 | –2/7 | 1/7 | 0 | 0 |
1 2 | P1 P3 | 1 1 | 3/26 1/26 | 1 0 | 1/2 1/2 | 11/26 21/26 | 0 1 | 4/13 –3/13 | -5/26 7/26 | 0 0 |
3 | P7 | 0 | 35/26 | 0 | 65/26 | –77/26 | 0 | –2/13 | 17/26 | 1 |
4 | | | 2/13 | 0 | 0 | 3/13 | 0 | 1/13 | 1/13 | 0 |
В первых двух частях табл. 3.1 в выделенных ячейках находятся разрешающие элементы, а в последней части табл. 3.1 определился оптимальный план. Симплексный метод рассмотрен в [11]. Прямой
задаче соответствует
x* (3/26,0,1/26,0),
а двойственной задаче –
оптимальный план y* (1/13,1/13,0).
Согласно полученным результатам вычислений оптимальными являются следующие стратегии:
F 3/26 0 1/26 0 2/13;
13/2 6,5;
u (3/4,0,1/4,0);
v (1/2,1/2,0).
- 1 ... 15 16 17 18 19 20 21 22 ... 42
Задания для самостоятельного решения
-
Решения игр, заданных матрицами 25 и 42
Таблица3.2
Исходные матрицы
3 | 14 | 1 | 16 | 5 | 12 | 9 | 18 | 7 | 20 |
17 | 2 | 13 | 4 | 11 | 8 | 15 | 6 | 19 | 9 |
1 | 16 | 9 | 12 | 3 | 18 | 7 | 20 | 5 | 14 |
21 | 8 | 25 | 6 | 23 | 4 | 27 | 2 | 29 | 1 |
5 | 22 | 7 | 26 | 9 | 24 | 3 | 22 | 9 | 30 |
17 | 4 | 23 | 8 | 11 | 6 | 25 | 4 | 17 | 2 |
9 | 12 | 3 | 18 | 1 | 14 | 5 | 24 | 7 | 16 |
31 | 6 | 29 | 2 | 27 | 2 | 25 | 8 | 19 | 4 |
7 | 24 | 5 | 22 | 7 | 12 | 1 | 18 | 3 | 10 |
11 | 2 | 15 | 4 | 13 | 4 | 19 | 8 | 21 | 6 |