Файл: прикладная математика учебное пособие московский автомобильнодорожный.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.02.2024
Просмотров: 188
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. НЕЛИНЕЙНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ
Задачи выпуклого программирования
Решение задачи нелинейного программирования в Excel
Задания к самостоятельной работе
К ЗАДАЧАМ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ
Задания для самостоятельного решения
КООПЕРАТИВНЫЕ ИГРЫ И ДРУГИЕ ЗАДАЧИ
Параметры сетей и методы их расчета
Матричный метод расчета сетевого графика
Табличный метод расчета сетевого графика
Таблица стандартного нормального распределения
Анализ и оптимизация сетевой модели
Управление производством работ по сетевым графикам
Проект СРМ и временной резерв стадий
Проект СРМ и временной резерв стадий
V(S1) V(S2 ) V(S1 ∪ S2 )
(супераддитивность).
Свойство супераддитивности по индукции распространяется на любое число коалиций. Свойство супераддитивности характеристиче- ской функции имеет следующий содержательный смысл. Соединяя
свои возможности, коалиции
S1 и S2
получат доход не менее того, что
они получили бы в сумме, действуя порознь.
Определение. Дележ yдоминирует дележ xпо коалиции
S, ес-
ли для всех членов коалиции Sдележ yлучше, чем дележ дележ yдостижим (реализуем).
Свойства отношения доминирования дележей:
x, а также
-
доминирование дележей по одноэлементной коалиции невоз- можно; -
доминирование дележей по коалиции Iвсех игроков невозможно; -
в игре двух лиц доминирование дележей невозможно.
Важным свойством эквивалентных кооперативных игр является наличие изоморфизма между их отношениями доминирования. Таким образом, для любой фиксированной коалиции Sуказанное отображе- ние осуществляет изоморфизм отношений доминирования по ней. Следовательно, при рассмотрении отношения доминирования деле- жей можно переходить от заданной кооперативной игры к любой дру- гой эквивалентной ей игре.
Естественный путь сужения множества дележей основан на их сравнении, которое осуществляется на базе отношения доминирова-
ния. Предположим, что игрокам Iпредлагается дележ x. И в то же
время существует такой дележ y, что yдоминирует дележ xпо не-
пустой коалиции S. Тогда, во-первых, дележ yявляется более пред-
почтительным для всех членов коалиции
S, чем дележ
x, и, во-
вторых, дележ yможет быть реализован коалицией Sнезависимо от действий остальных игроков. Поэтому попытка введения дележа x
должна встретить противодействие со стороны коалиции S, имеющей
«желание» получить дележ yвместо платежа x, а также возможность
это желание осуществить. Из этих рассуждений можно сделать сле- дующий вывод: предложение дележа x может быть принято всеми коалициями игры только тогда, когда этот дележ не является домини- руемым.
Определение. Множество недоминируемых дележей коопера- тивной игры называется ее С-ядром.
Следующее утверждение характеризует дележи кооперативной игры, попадающие в ее С-ядро. Для того чтобы дележ xкооператив-
ной игры (I,V) принадлежал ее С-ядру, необходимо и достаточно,
чтобы для любой коалиции S I {1,2,...,n}
выполнялось
x(S) V(S).
Рассмотрим кооперативную игру (I,V). Будем интерпретировать
число V(S)
как сумму, гарантированно получаемую коалицией S.
То-
гда коалиция I всех игроков может гарантированно получить сумму V(I ) и затем распределить ее любым способом между всеми игрока- ми. Всякое такое распределение будем трактовать как возможный ис-
ход игры (I,V). Формально указанное распределение есть вектор
x (x1,..., xn) Rn,
i-я компонента которого понимается как сумма, ко-
торая достается игроку
i I.
На вопрос, какой исход кооперативной
игры (I,V) следует считать оптимальным («правильным», «справед-
ливым»), дает ответ вектор Шепли. При его расчете безусловными требованиями, предъявляемыми к оптимальному исходу, являются требования индивидуальной и коллективной рациональности.
Вектор Шепли
В теории игр изучаются несколько различных принципов опти- мальности исходов кооперативных игр. Важнейшим из них является принцип, предложенный американским математиком Л. Шепли. Он ос- нован на построении так называемого вектора Шепли.
Концепция оптимальности, предложенная Шепли, базируется на
следующем подходе. Каждой кооперативной игре (I,V) ставится в со-
ответствие n-компонентный вектор
(V) (1(V),...,n(V)),
компонен-
та которого понимается как справедливый выигрыш, назначаемый иг-
року i I
в соответствии с его «вкладом» в игру. Таким образом, век-
тор Шепли можно рассматривать как «справедливое» распределение общей прибыли, полученной коалицией всех игроков в результате кооперативного эффекта. Далее Шепли формулирует ряд аксиом, за- ключающих в себе определенное понимание «справедливого распре- деления полезности». Эти аксиомы (в эквивалентной формулировке) заключены в следующих требованиях.
-
Аксиома симметрии – выражает тот факт, что игроки, входя- щие в игру симметрично, должны получить одинаковые выигрыши. -
Аксиома эффективности – означает, что распределению
подлежит вся сумма
V(I);
формально она выражает условие группо-
вой рациональности исхода, т.е. его оптимальности по Парето.
-
Аксиома болвана – игрока, который не может обеспечить себе никакого выигрыша и не влияет на выигрыши коалиций, к которым он присоединяется. Аксиома требует, чтобы игрок, являющийся болва- ном, ничего не получал при распределении. -
Аксиома агрегации (линейности). Смысл аксиомы агрегации состоит в том, что при участии игрока в двух играх (что соответствует сложению характеристических функций), его выигрыши должны скла- дываться.
Теорема Шепли (1953 г.) – существует и притом только одна
функция
(V) (1(V),...,n(V)),
удовлетворяющая аксиомам 1–4:
(V) V(S) V(S\{i}),
(4.1)
n
i
iS
SCS