Файл: Республиканский научнометодический журнал Педагогический.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 211
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ: СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ТЕХНИЧЕСКОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Роль творческой фантазии в процессе обучения игре на фортепиано
Блоги как средство коммуникации: виды и функции блогов
Бастауыш сынып оқушыларын шығармашылық іс-əрекетке баулудың психологиялық-дидактикалық шарттары
Санның дəрежесі қандай цифрмен аяқталатынын табу
Google-сервисы на уроках русского языка и литературы
Роль дидактических игр в формировании и развитии
SMART-технологии как необходимый компонент системы образования
Психологическое сопровождение учащихся в периоды адаптации
Роль социального партнерства в подготовке специалистов по специальности «Организация питания»
Патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений воспитательной работы в колледже
Трудности социальной адаптации у детей с аутизмом в общеобразовательной школе
Қазақстандағы бастауыш мектеп педагогтарын даярлаудың мазмұнының ерекшеліктері
Эффективные пути повышения качества обучения
Разработка и применение суммативных работ по русскому языку
Роль производственного обучения в подготовке высококвалифицированного специалиста
Нахождение числа по его проценту
Эффективные пути повышения качества обучения
и формирование творческих способностей через саморегуляцию учащихся
Есенгельдина Айгуль Ивановна
учитель математики КГУ «Общеобразовательная школа №19 отдела образования города Костаная»
управления образования акимата Костанайской области
Общаясь с окружающей средой человек формирует способность контролировать свои действия, кото- рая позволяет ему действовать логично и в соответ- ствии с правилами. Сформированный внутренний механизм ─ самоконтроль помогает в процессе обучения. В условиях реализации обновленной об- разовательной программы и системы оценивания особенно актуально высказывание педагога П. Ф. Каптерева: «Школа своим учением окажет наибо- лее глубокое влияние в том случае, когда она обра- зование поставит на почву самообразования и са- моразвития и лишь будет по мере средств и воз- можности помогать этому процессу. Таким обра- зом, не школа и образование есть основа и источ- ник самовоспитания и самообразования, а, наобо- рот, саморазвитие есть та необходимая почва, на которой школа только и может существовать». В связи с этим школе необходимо создать условия для развития саморегуляции учащегося в процессе обучения. Самообразование и самопознание также должны способствовать формированию мотивации достижения поставленных целей. Зачастую в учеб- ной работе контроль и оценка осуществляется учи- телем, а ученик не всегда может оценивать свою ра- боту. Ребёнок не участвует в контроле и оценке своей деятельности и, следовательно, теряет инте- рес к обучению. И в результате появляются про- белы в знаниях и отсутствие мотивации к обуче- нию. Способность ученика к самоанализу и само- оценке повышает успешность его обучения. В Ру- ководстве для учителя сказано: «Ключевым показа- телем успешности преподавания является проведе- ние учителем исследования и оценивания процесса самостоятельного постижения учеником смысла изучаемого, активное участие самого ученика в процессе обучения, его ответственность за соб- ственное обучение.» (Руководство для учителя, стр.154). В процессе саморегуляции в обучении у детей развивается способность понимать, контро- лировать и следить за своим обучением. Обучаю- щиеся становятся независимыми в их обучении. Каждому учителю необходимо знать, как научить детей саморегуляции. В современной системе пре- подавания и обучения уделяется много внимания вопросу о том, как активизировать учащихся в про- цессе обучения, как научить формировать соб- ственное мышление в процессе социального взаи- модействия. «Педагогические подходы, известные
как «преподавание и обучение на основе диалога» и метасознание, или «обучение тому, как обучаться» служат в качестве важных современных интерпрета- ций социоконструктивистских идей.» [«руководство для учителя», с.116]. Современному учителю необ- ходимо уметь через метапознание, которое является движущей силой в обучении, развивать способность отслеживать, оценивать, контролировать и изменять то, как ученик мыслит и учится.
Чтобы учебный процесс был эффективен, должны соблюдаться ключевые факторы:
-
понимание детьми процесса обучения; -
понимание того, чему обучать; -
представление о том, как структурировать учеб- ный процесс; -
как оценить результативность обучения. [«руко-
водство для учителя», с.138].
Из всех семи модулей, в основе которых лежит кон- структивистская теория преподавания и обучения самым сложным является модуль «обучение тому, как обучаться», основанный на развитии метапо- знания и саморегуляции учащихся. Суть этого мо- дуля хорошо отражена в изречении Э.Канта «учить не мыслям, а мыслить». Учителю необходимо вла- деть навыками умения видеть, как мыслит ученик и направлять его в дальнейшем обучении. В про- цессе обучения ученик должен познавать себя в ка- честве ученика. Понимание цели обучения, умение оценивать задания, выстраивание стратегий для выполнения заданий формирует осознание учени- ком собственных знаний.
Саморегуляция – это то, какое направление, страте- гию выбирает ученик, исходя из собственного ме- тапознания. Важно понимать, что в процессе обу- чения ученики должны говорить о том, чему они обучаются, обучение осуществляется учениками, а не для них, ученики должны учиться обучению. Учителю необходимо развивать саморегуляцию применяя «зоны ближайшего развития». По Выгот- скому – «это расстояние между уровнем актуаль- ного развития и уровнем возможного развития» [«руководство для учителя», с.133]. Преодолеть это расстояние учащийся может только с помощью взрослого, либо с более способными учениками. Здесь важна методика «установления подмостков» первоначально разработанная Жеромом Брунером. Это постепенно увеличивающаяся, а затем умень- шаемая помощь в овладении знаниями. При этом
очень важно учесть опыт ученика и мнение учаще- гося.
Метапознание и саморегуляция развиваются через концепцию «Я». Концепции «Я» состоит из трех взаимосвязанных частей:
-
аффективный компонент «как ощущаю себя в ка- честве ученика»; -
когнитивный компонент «что я знаю и умею»; -
социальный компонент «как взаимодействую с обществом».
Основная цель педагога в развитии метапознания и саморегуляции учащихся – это научить учиться. В своей практике на уроках применяю приемы и ме- тодики для развития саморегуляции каждого уча- щегося. На каждом этапе урока прослеживается ме- тапознание.
Во всех заданиях присутствует метапознание, ис- ходя из той роли, которую берет на себя ученик в группе: делать защиту проекта, записывать и ис- кать информацию, дополнять и т.д. Приемов мно- жество. При работе в группах применяю различные способы дифференциации. Например, «найди себе группу» по картинке на обобщающем уроке по раз- делу. Ученики вытягивают картинку, и отвечают, что это и к какой теме раздела относится. Так фор- мируются группы по отдельным темам. Каждая группа получает задания трех уровней сложности, учащиеся самостоятельно распределяют задания между членами группы и осуществляют взаимо- обучение. Применяя способ дифференциации по источникам можно отразить наиболее масштабный объем применения материала. Каждая группа полу- чает задания, находит данные из предложенного источника, анализирует, делает выводы и оформ- ляет результаты. Более сильные учащиеся помо- гают другим учащимся при выполнении заданий. Дифференциация будет выражаться в разном уровне ожиданий от учащихся: более способные смогут самостоятельно выдвигать идеи в течение урока, другие смогут поддерживать и развивать их, некоторые будут только понимать эти идеи.
Наиболее часто используемые приемы составление логической цепочки, коллажа, опорной схемы. Эти приемы можно использовать в дифференцирован- ных группах. В зависимости от уровня группы со- ответствующее задания. Все задания можно давать сначала для индивидуального выполнения, затем в парах и в группах. Сообща решить проблему легче, поэтому надо создавать «подмостки» в виде по- мощи одноклассников либо дается алгоритм дей- ствий. Для оценивания применяю приемы «Кару- сель», «Светофор», самооценивание, взаимооцени- вание, стратегию «Две звезды одно пожелание». Оценивание достижений учащихся ведется через дескрипторы разработанные к каждому заданию, через наблюдение за учащимися во время их ра- боты в парах и группах, через слушание их
рассуждений, вопросов, уточнений, через выполне- ние устных и письменных заданий, формативного оценивания. Учащиеся показывают уровень усвое- ния данного материала с помощью анализа, разбора и решения задач. Для снижения усталости во время урока применяю здоровьесберегающие техноло- гии, учащиеся передвигаются по кругу, при работе в парах, в группах меняют формы деятельности, что позволяет снять напряжение.
Рефлексия учащихся над процессом собственного обучения для развития саморегуляции предпола- гает заполнение рефлексивных карточек, анализ учащихся и контроль процесса выполнения кратко- срочных задач. Анализируя рефлексию учащихся, учитель определяет сферу деятельности, которой необходимо уделить особое внимание. При подго- товке к итоговой аттестации встал вопрос развития саморегуляции учащихся, так как некоторые уча- щиеся, оказавшись в старшей школе еще не могли организовать себя так, чтобы процесс обучения вдохновил их на достижение более высоких резуль- татов. Было решено уделить большее внимание развитию критического мышления через осуществ- ление формативного оценивания, в надежде повы- сить саморегуляцию учащихся посредством систе- матического анализа и планирования улучшений в обучении. Используя проект «Голос ученика» можно было определить влияние формативного оценивания на учащихся. Большинство ребят со- гласились с тем, что формативное оценивание за- ставляет их задуматься над своими ошибками. Од- нако не сразу ребята стараются исправить ошибки, но радовало то, что они думают, как улучшить свои результаты по предмету. В процессе исследования были достигнуты определенные изменения в успе- ваемости учащихся как с высоким уровнем навы- ков саморегуляции, так и у учащихся, которых необходимо вооружить приемами саморегуляции. Сравнительный анализ успеваемости учащихся по- казал заметную положительную динамику. Даль- нейшее совершенствование исследования предпо- лагает такие изменения, как использование новых приемов формативного оценивания, развитие само- регуляции при помощи критического мышления, обучение приемам тайм менеджмента, разработка листа оценивания с учетом индивидуальных осо- бенностей одаренных учеников. Развитие метапо- знания и саморегуляции в процессе обучения дает ученикам и учителю возможность создания кон- структивного диалога в группе. Саморегуляция вы- являет барьеры ученика, что позволяет учителю ис- пользовать в полной мере опыт учеников и помочь преодолеть их. Улучшает обратную связь, которая позволяет более качественно оценить результаты успеваемости и уровня понимания. В конечном ре- зультате развития саморегуляции развивается ак- тивность всех учеников на уроке, повышается
качество усвоения материала.
Создавая условия для развития мотивации уча- щихся, а также умело стимулируя их, можно управ- лять мотивационными процессами. Саморегуляция постоянно развиваясь в ученике, через потребность в самоконтроле и критической оценке своих дей- ствий, развивает его личностные качества, необхо- димые в дальнейшем развитии.
Список литературы
-
Руководство для учителя второй (основной)
уровень АОО «Назарбаев интеллектуальные школы», 2012 г.
-
Формирование навыков саморегуляции у уча- щихся: методическое пособие. / Авт.-сост. И.Г. Фо- ленвейдер – Астана: АОО «Назарбаев интеллекту- альные школы» Центр педагогического мастерства, 2016 г. -
«Проблемы школьного образования» П.Ф. Кап- терев -
«О воспитании» В.А. Сухомлинский
Оригами: корейский костюм ханбок
Екзекова Дина Шарифовна
воспитатель КГКП "Ясли-сад №51"
отдела образования города Костаная" управления образования акимата Костанайской области
Мы живем в многонациональном государстве – Ка- захстан. Исторически сложилось так, что наше гос- ударство объединило людей разных национально- стей, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии, отличающихся самобытностью культур и менталитетов. Взаимопонимание и взаи- мопомощь людей разных культур были основой ис- торического развития нации. И мы должны посто- янно учиться и учить наших детей принимать друг друга такими, какие они есть – независимо от наци- ональности, вероисповедания, убеждения и обы- чаев. Учиться уважать друг друга и беречь межна- циональное согласие в нашей стране. Каждый че- ловек современного общества поставлен перед необходимостью быть готовым к межнациональ- ному общению с объектами иной национальной культуры и сегодня, как никогда, стало важно уметь жить в многонациональном обществе.
Поликультурность нашей страны обуславливает необходимость поликультурного воспитания. По- ликультурное воспитание – это воспитание ребенка на культуре народов региона, где проживает ма- лыш, с приоритетом для него культуры его нацио- нальности, формирование толерантности. Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, т. е. толерантность не пере- дается по наследству. В каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь. Образование, начиная с дошкольного должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой – привить ему ува- жение к другим культурам.
Каждый наделен правом развиваться духовно на основе культурного наследия своего народа, со- блюдая народные традиции, обычаи, обряды, при- общая ко всему этому подрастающее поколение,
опираясь на многовековую народную педагогику. Знать только о своем народе для современного че- ловека очень мало. Хочется же еще уметь делать то, что могут делать другие народы: танцевать, играть в их игры, попробовать готовить их национальные блюда, петь и говорить, как они. Такое стремление способствует расширению кругозора у ребенка, формированию мировоззрения, толерантности. У детей развиваются познавательные способности, ум, мышление, чувство патриотизма, гордости за свой народ, и не только за свой. Значит, ребенок должен получать не только национальное, но и по- ликультурное воспитание.
Погружение в культуру своего края, своей местно- сти позволяет ребенку почувствовать и понять не только особенности национальных культур, но и механизмы их взаимодействия. Национальные со- ставляющие региональной культуры на протяже- нии длительного времени не просто соседствовали, но и взаимопроникали, взаимодополняли, взаимо- обогащали друг друга, сохраняя при этом собствен- ную уникальную неповторимость. Постигая регио- нальную культуру, дошкольник усваивает этниче- ские нормы и правила, предписывающие симпа- тию, дружелюбие и уважение к сверстникам и взрослым различных национальностей, интерес к их жизни, их культуре.
Основы поликультурного образования должны за- кладываться в самом раннем возрасте. Оно предпо- лагает индивидуальный подход к каждому ребенку в коллективе. Дети должны не только осознавать, что в их группе, дети других национальностей, и каких именно, но должны быть информированы об особенностях их культуры, уметь взаимодейство- вать с представителями других этносов, способ- ствовать взаимному культурному обогащению.
Одним из важных звеньев поликультурного обра- зования дошкольников является взаимодействие