Файл: Республиканский научнометодический журнал Педагогический.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 211

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ: СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ:

ТЕХНИЧЕСКОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Сроки

Книжный вариант энциклопедии

Роль творческой фантазии в процессе обучения игре на фортепиано

Ұстаз - ұлы есім

Блоги как средство коммуникации: виды и функции блогов

Бастауыш сынып оқушыларын шығармашылық іс-əрекетке баулудың психологиялық-дидактикалық шарттары

Санның дəрежесі қандай цифрмен аяқталатынын табу

Применение методов критического мышления как способ повышения результативности в обучении на уроках физики

Google-сервисы на уроках русского языка и литературы

Роль дидактических игр в формировании и развитии

SMART-технологии как необходимый компонент системы образования

Психологическое сопровождение учащихся в периоды адаптации

Роль социального партнерства в подготовке специалистов по специальности «Организация питания»

Патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений воспитательной работы в колледже

Трудности социальной адаптации у детей с аутизмом в общеобразовательной школе

Қазақстандағы бастауыш мектеп педагогтарын даярлаудың мазмұнының ерекшеліктері

Эффективные пути повышения качества обучения

Разработка и применение суммативных работ по русскому языку

Роль производственного обучения в подготовке высококвалифицированного специалиста

Метр. Я расту

В. Астафьев «Белогрудка»

Сила упругости

Қаныш Сəтбаев

Двумерный массив

Нахождение числа по его проценту

Г. Скребицкий «Как белочка зимует?»

Пайдалы қазбалар жанама?

Көлік инфрақұрылымы

Елі сүйген Елбасы

Откуда ты, вода?

Как вращается земля?

Сердце и его работа

Времена года

Салқындатқыш сұйықтықтар


Эффективные пути повышения качества обучения


и формирование творческих способностей через саморегуляцию учащихся
Есенгельдина Айгуль Ивановна

учитель математики КГУ «Общеобразовательная школа №19 отдела образования города Костаная»

управления образования акимата Костанайской области


Общаясь с окружающей средой человек формирует способность контролировать свои действия, кото- рая позволяет ему действовать логично и в соответ- ствии с правилами. Сформированный внутренний механизм самоконтроль помогает в процессе обучения. В условиях реализации обновленной об- разовательной программы и системы оценивания особенно актуально высказывание педагога П. Ф. Каптерева: «Школа своим учением окажет наибо- лее глубокое влияние в том случае, когда она обра- зование поставит на почву самообразования и са- моразвития и лишь будет по мере средств и воз- можности помогать этому процессу. Таким обра- зом, не школа и образование есть основа и источ- ник самовоспитания и самообразования, а, наобо- рот, саморазвитие есть та необходимая почва, на которой школа только и может существовать». В связи с этим школе необходимо создать условия для развития саморегуляции учащегося в процессе обучения. Самообразование и самопознание также должны способствовать формированию мотивации достижения поставленных целей. Зачастую в учеб- ной работе контроль и оценка осуществляется учи- телем, а ученик не всегда может оценивать свою ра- боту. Ребёнок не участвует в контроле и оценке своей деятельности и, следовательно, теряет инте- рес к обучению. И в результате появляются про- белы в знаниях и отсутствие мотивации к обуче- нию. Способность ученика к самоанализу и само- оценке повышает успешность его обучения. В Ру- ководстве для учителя сказано: «Ключевым показа- телем успешности преподавания является проведе- ние учителем исследования и оценивания процесса самостоятельного постижения учеником смысла изучаемого, активное участие самого ученика в процессе обучения, его ответственность за соб- ственное обучение.» (Руководство для учителя, стр.154). В процессе саморегуляции в обучении у детей развивается способность понимать, контро- лировать и следить за своим обучением. Обучаю- щиеся становятся независимыми в их обучении. Каждому учителю необходимо знать, как научить детей саморегуляции. В современной системе пре- подавания и обучения уделяется много внимания вопросу о том, как активизировать учащихся в про- цессе обучения, как научить формировать соб- ственное мышление в процессе социального взаи- модействия. «Педагогические подходы, известные

как «преподавание и обучение на основе диалога» и метасознание, или «обучение тому, как обучаться» служат в качестве важных современных интерпрета- ций социоконструктивистских идей.» [«руководство для учителя», с.116]. Современному учителю необ- ходимо уметь через метапознание, которое является движущей силой в обучении, развивать способность отслеживать, оценивать, контролировать и изменять то, как ученик мыслит и учится.

Чтобы учебный процесс был эффективен, должны соблюдаться ключевые факторы:

  1. понимание детьми процесса обучения;

  2. понимание того, чему обучать;

  3. представление о том, как структурировать учеб- ный процесс;

  4. как оценить результативность обучения. [«руко-

водство для учителя», с.138].

Из всех семи модулей, в основе которых лежит кон- структивистская теория преподавания и обучения самым сложным является модуль «обучение тому, как обучаться», основанный на развитии метапо- знания и саморегуляции учащихся. Суть этого мо- дуля хорошо отражена в изречении Э.Канта «учить не мыслям, а мыслить». Учителю необходимо вла- деть навыками умения видеть, как мыслит ученик и направлять его в дальнейшем обучении. В про- цессе обучения ученик должен познавать себя в ка- честве ученика. Понимание цели обучения, умение оценивать задания, выстраивание стратегий для выполнения заданий формирует осознание учени- ком собственных знаний.

Саморегуляция это то, какое направление, страте- гию выбирает ученик, исходя из собственного ме- тапознания. Важно понимать, что в процессе обу- чения ученики должны говорить о том, чему они обучаются, обучение осуществляется учениками, а не для них, ученики должны учиться обучению. Учителю необходимо развивать саморегуляцию применяя «зоны ближайшего развития». По Выгот- скому – «это расстояние между уровнем актуаль- ного развития и уровнем возможного развития» [«руководство для учителя», с.133]. Преодолеть это расстояние учащийся может только с помощью взрослого, либо с более способными учениками. Здесь важна методика «установления подмостков» первоначально разработанная Жеромом Брунером. Это постепенно увеличивающаяся, а затем умень- шаемая помощь в овладении знаниями. При этом


очень важно учесть опыт ученика и мнение учаще- гося.

Метапознание и саморегуляция развиваются через концепцию «Я». Концепции «Я» состоит из трех взаимосвязанных частей:

  1. аффективный компонент «как ощущаю себя в ка- честве ученика»;

  2. когнитивный компонент «что я знаю и умею»;

  3. социальный компонент «как взаимодействую с обществом».

Основная цель педагога в развитии метапознания и саморегуляции учащихся – это научить учиться. В своей практике на уроках применяю приемы и ме- тодики для развития саморегуляции каждого уча- щегося. На каждом этапе урока прослеживается ме- тапознание.

Во всех заданиях присутствует метапознание, ис- ходя из той роли, которую берет на себя ученик в группе: делать защиту проекта, записывать и ис- кать информацию, дополнять и т.д. Приемов мно- жество. При работе в группах применяю различные способы дифференциации. Например, «найди себе группу» по картинке на обобщающем уроке по раз- делу. Ученики вытягивают картинку, и отвечают, что это и к какой теме раздела относится. Так фор- мируются группы по отдельным темам. Каждая группа получает задания трех уровней сложности, учащиеся самостоятельно распределяют задания между членами группы и осуществляют взаимо- обучение. Применяя способ дифференциации по источникам можно отразить наиболее масштабный объем применения материала. Каждая группа полу- чает задания, находит данные из предложенного источника, анализирует, делает выводы и оформ- ляет результаты. Более сильные учащиеся помо- гают другим учащимся при выполнении заданий. Дифференциация будет выражаться в разном уровне ожиданий от учащихся: более способные смогут самостоятельно выдвигать идеи в течение урока, другие смогут поддерживать и развивать их, некоторые будут только понимать эти идеи.

Наиболее часто используемые приемы составление логической цепочки, коллажа, опорной схемы. Эти приемы можно использовать в дифференцирован- ных группах. В зависимости от уровня группы со- ответствующее задания. Все задания можно давать сначала для индивидуального выполнения, затем в парах и в группах. Сообща решить проблему легче, поэтому надо создавать «подмостки» в виде по- мощи одноклассников либо дается алгоритм дей- ствий. Для оценивания применяю приемы «Кару- сель», «Светофор», самооценивание, взаимооцени- вание, стратегию «Две звезды одно пожелание». Оценивание достижений учащихся ведется через дескрипторы разработанные к каждому заданию, через наблюдение за учащимися во время их ра- боты в парах и группах, через слушание их

рассуждений, вопросов, уточнений, через выполне- ние устных и письменных заданий, формативного оценивания. Учащиеся показывают уровень усвое- ния данного материала с помощью анализа, разбора и решения задач. Для снижения усталости во время урока применяю здоровьесберегающие техноло- гии, учащиеся передвигаются по кругу, при работе в парах, в группах меняют формы деятельности, что позволяет снять напряжение.

Рефлексия учащихся над процессом собственного обучения для развития саморегуляции предпола- гает заполнение рефлексивных карточек, анализ учащихся и контроль процесса выполнения кратко- срочных задач. Анализируя рефлексию учащихся, учитель определяет сферу деятельности, которой необходимо уделить особое внимание. При подго- товке к итоговой аттестации встал вопрос развития саморегуляции учащихся, так как некоторые уча- щиеся, оказавшись в старшей школе еще не могли организовать себя так, чтобы процесс обучения вдохновил их на достижение более высоких резуль- татов. Было решено уделить большее внимание развитию критического мышления через осуществ- ление формативного оценивания, в надежде повы- сить саморегуляцию учащихся посредством систе- матического анализа и планирования улучшений в обучении. Используя проект «Голос ученика» можно было определить влияние формативного оценивания на учащихся. Большинство ребят со- гласились с тем, что формативное оценивание за- ставляет их задуматься над своими ошибками. Од- нако не сразу ребята стараются исправить ошибки, но радовало то, что они думают, как улучшить свои результаты по предмету. В процессе исследования были достигнуты определенные изменения в успе- ваемости учащихся как с высоким уровнем навы- ков саморегуляции, так и у учащихся, которых необходимо вооружить приемами саморегуляции. Сравнительный анализ успеваемости учащихся по- казал заметную положительную динамику. Даль- нейшее совершенствование исследования предпо- лагает такие изменения, как использование новых приемов формативного оценивания, развитие само- регуляции при помощи критического мышления, обучение приемам тайм менеджмента, разработка листа оценивания с учетом индивидуальных осо- бенностей одаренных учеников. Развитие метапо- знания и саморегуляции в процессе обучения дает ученикам и учителю возможность создания кон- структивного диалога в группе. Саморегуляция вы- являет барьеры ученика, что позволяет учителю ис- пользовать в полной мере опыт учеников и помочь преодолеть их. Улучшает обратную связь, которая позволяет более качественно оценить результаты успеваемости и уровня понимания. В конечном ре- зультате развития саморегуляции развивается ак- тивность всех учеников на уроке, повышается


качество усвоения материала.

Создавая условия для развития мотивации уча- щихся, а также умело стимулируя их, можно управ- лять мотивационными процессами. Саморегуляция постоянно развиваясь в ученике, через потребность в самоконтроле и критической оценке своих дей- ствий, развивает его личностные качества, необхо- димые в дальнейшем развитии.

Список литературы

  1. Руководство для учителя второй (основной)

уровень АОО «Назарбаев интеллектуальные школы», 2012 г.

  1. Формирование навыков саморегуляции у уча- щихся: методическое пособие. / Авт.-сост. И.Г. Фо- ленвейдер – Астана: АОО «Назарбаев интеллекту- альные школы» Центр педагогического мастерства, 2016 г.

  2. «Проблемы школьного образования» П.Ф. Кап- терев

  3. «О воспитании» В.А. Сухомлинский




Оригами: корейский костюм ханбок



Екзекова Дина Шарифовна

воспитатель КГКП "Ясли-сад №51"

отдела образования города Костаная" управления образования акимата Костанайской области


Мы живем в многонациональном государстве Ка- захстан. Исторически сложилось так, что наше гос- ударство объединило людей разных национально- стей, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии, отличающихся самобытностью культур и менталитетов. Взаимопонимание и взаи- мопомощь людей разных культур были основой ис- торического развития нации. И мы должны посто- янно учиться и учить наших детей принимать друг друга такими, какие они есть независимо от наци- ональности, вероисповедания, убеждения и обы- чаев. Учиться уважать друг друга и беречь межна- циональное согласие в нашей стране. Каждый че- ловек современного общества поставлен перед необходимостью быть готовым к межнациональ- ному общению с объектами иной национальной культуры и сегодня, как никогда, стало важно уметь жить в многонациональном обществе.

Поликультурность нашей страны обуславливает необходимость поликультурного воспитания. По- ликультурное воспитание это воспитание ребенка на культуре народов региона, где проживает ма- лыш, с приоритетом для него культуры его нацио- нальности, формирование толерантности. Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, т. е. толерантность не пере- дается по наследству. В каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь. Образование, начиная с дошкольного должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой – привить ему ува- жение к другим культурам.

Каждый наделен правом развиваться духовно на основе культурного наследия своего народа, со- блюдая народные традиции, обычаи, обряды, при- общая ко всему этому подрастающее поколение,

опираясь на многовековую народную педагогику. Знать только о своем народе для современного че- ловека очень мало. Хочется же еще уметь делать то, что могут делать другие народы: танцевать, играть в их игры, попробовать готовить их национальные блюда, петь и говорить, как они. Такое стремление способствует расширению кругозора у ребенка, формированию мировоззрения, толерантности. У детей развиваются познавательные способности, ум, мышление, чувство патриотизма, гордости за свой народ, и не только за свой. Значит, ребенок должен получать не только национальное, но и по- ликультурное воспитание.

Погружение в культуру своего края, своей местно- сти позволяет ребенку почувствовать и понять не только особенности национальных культур, но и механизмы их взаимодействия. Национальные со- ставляющие региональной культуры на протяже- нии длительного времени не просто соседствовали, но и взаимопроникали, взаимодополняли, взаимо- обогащали друг друга, сохраняя при этом собствен- ную уникальную неповторимость. Постигая регио- нальную культуру, дошкольник усваивает этниче- ские нормы и правила, предписывающие симпа- тию, дружелюбие и уважение к сверстникам и взрослым различных национальностей, интерес к их жизни, их культуре.

Основы поликультурного образования должны за- кладываться в самом раннем возрасте. Оно предпо- лагает индивидуальный подход к каждому ребенку в коллективе. Дети должны не только осознавать, что в их группе, дети других национальностей, и каких именно, но должны быть информированы об особенностях их культуры, уметь взаимодейство- вать с представителями других этносов, способ- ствовать взаимному культурному обогащению.

Одним из важных звеньев поликультурного обра- зования дошкольников является взаимодействие