Файл: Научный стиль речи (для студентовиностранцев аэрокосмических вузов).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 279

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

«Употребление предлогов В, НА, ПО

КРЫЛО САМОЛЁТА

ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ПРЕДТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Справочный материал

ПРЯМОТОЧНЫЙ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

РАКЕТА Ракета - летательный аппарат, движущийся за счёт реактивной силы, которая возникает при отбрасывании части собственной массы. Ракета - вид ЛА, полёт которого может проходить вне атмосферы. Это позволяет использовать ракету как техническое средство для полёта в космическом пространстве. Ракета, позволяющая вывести в космос искусственный спутник Земли (ИСЗ), космический корабль, орбитальную станцию и другие полезные грузы, называется ракетой-носителем. Рис. 46. Схема ракеты-носителяРакета-носитель имеет многоступенчатую конструкцию, то есть состоит из 2 - 5 ракетных ступеней (рис.46). Ракетная ступень - отделяемая часть составной ракеты, обеспечивающая, благодаря работе своих двигателей, разгон ракеты на определённом этапе траектории полёта. Ракетная ступень представляет собой одноступенчатую ракету, для которой остальная часть составной ракеты (последующие ступени и головная часть) являются полезным грузом.Ракетная ступень состоит в общем случае из ракетных двигателей, несущей силовой конструкции, баков с топливом, системы подачи топлива, системы управления и механизмов для разделения ступеней. После израсходования топлива и прекращения работы двигателей ракетная ступень отделяется от составной ракеты.Для выведения искусственного спутника Земли с поверхности Земли на низкую орбиту необходима характеристическая скорость 9,2 км/с, но фактическая скорость на орбите равна 7,9 км/с. Одноступенчатая ракета практически не способна обеспечить характеристическую скорость, необходимую для космического полёта. Для этой цели используется многоступенчатая или составная ракета.Составная ракета представляет собой в исходном состоянии первую ракетную ступень, которая начинает работать с момента пуска. После израсходования топлива первой ступени ступень отделяется, далее разгон полезного груза продолжает вторая ступень и т.д. Составная ракета позволяет сообщить полезному грузу бо́льшую скорость по сравнению с одноступенчатой ракетой той же стартовой массы при одинаковых запасах топлива и массе полезного груза.Различают конструктивные схемы составных ракет с поперечным делением, с продольным делением и комбинированную схему.В конструкции ракеты с поперечным делением ракетные блоки ступеней расположены последовательно по высоте ракеты и также последовательно начинают работать.Конструктивная схема с продольным делением (пакетная схема) позволяет работать одновременно блокам различных ступеней.Комбинированная схема сочетает особенности первых двух систем.Конструкция ракеты существенным образом зависит от её назначения и типа используемых ракетных двигателей. Для современных ракет-носителей (РН) основным видом двигателя является ЖРД с насосной подачей топлива23. Обычно применяется турбонасосный агрегат с дожиганием генераторного газа. В некоторых случаях на последней ступени РН целесообразно применение ЖРД с вытеснительной подачей24. На последней ступени РН (при выводе межпланетных космических аппаратов) обычно устанавливается ЖРД с многократным запуском. На первой ракетной ступени кроме ЖРД в качестве основных двигателей применяются и РДТТ.Возможность многократного включения двигателей последних ступеней РН позволяет осуществлять манёвры для изменения высоты и наклонения орбиты, а также старта полезного груза с орбиты искусственного спутника.Необходимость повышения скорости ракеты требует создания предельно лёгкой конструкции. Это требование противоречит требованию необходимой жёсткости и прочности конструкции, так как на эту конструкцию действуют внешние нагрузки и аэродинамический нагрев.Основные силовые элементы конструкции ракет изготавливаются в виде тонкостенных оболочек из высокопрочных лёгких сплавов или композиционных материалов.В ракетном блоке с ЖРД большую часть объёма занимает топливный отсек с жидким ракетным топливом, состоящий из баков с окислителем и горючим. Для РН в качестве окислителя используются жидкий кислород и высококипящие окислители, а в качестве горючего - несимметричный диметилгидразин (H2N - N(СНз)2), керосин и другие углеводороды или соединения, содержащие водород. Использование в качестве горючего для РН жидкого водорода эффективно, но при этом из-за малого значения плотности жидкого водорода существенно увеличивается объём топливного отсека.Наиболее распространённой и экономичной по массе является силовая схема топливного отсека с несущими баками. Стенки таких баков одновременно выполняют функцию оболочки корпуса ракеты. Существует также схема топливного отсека с подвесными баками. Они устанавливаются внутри топливного отсека и не участвуют в восприятии внешних нагрузок, действующих на РН или КА. Подвесные баки крепятся к несущему корпусу силовыми узлами.Все РН характеризуются сравнительно малой массой конструкции и большими запасами топлива (масса топлива составляет 85 - 90% от стартовой массы ракеты). Стартовая масса РН составляет от 10 до 3000 тонн. Продолжительность активного участка (участка полёта, на котором работают РД) некоторых РН свыше 17 минут. Полёт проходит в большом диапазоне высот.ПОСЛЕТЕКТОВЫЕ ЗАДАНИЯЗадание 20. Образуйте причастия от следующих глаголов. глагол → активное причастие прошедшего времени: отделиться, позволить, обеспечить, использовать, применяться, проходить; глагол → активное причастие настоящего времени: двигаться (г/ж), возникать, отделяться, позволять, обеспечивать, последовать, использовать, требовать, состоять, характеризоваться, составлять, проходить; глагол → пассивное причастие прошедшего времени: отделиться, использовать, расположить, установить (в/вл), изготовить (в/вл); выполнить; глагол → пассивное причастие настоящего времени: отбрасывать, отделять, называть, использовать, сообщать, применять, требовать, изготавливать, выполнять. Задание 21. Выберите необходимую форму причастия и употребите причастие в нужной форме (род, число, падеж).А. 1. Под РН понимают многоступенчатую ракету, ... (служащий - служивший) для выведения в космос полезного груза. 2. В настоящее время для РН характерно применение только химических ракетных двигателей, ... (работающий - работавший) на жидком и твёрдом топливе. 3. У ракет, ... (изготовивший - изготовленный) по данной схеме, ступени в полёте отделяются последовательно. 4. Конструктивная схема РН - совокупность агрегатов, систем, отсеков, ступеней, ... (определяющий - определяемый - определённый - определивший) технические возможности ракеты. 5. В составных ракетах обычно каждая ступень содержит ... (рассматривающий - рассматриваемый - рассмотренный) выше части, а также систему разделения ступеней. 6. Одним из наиболее важных показателей эффективности любого РД является удельная тяга, ... (называющий - называемый) также удельным импульсом.Б. 1. В насосных системах компоненты топлива нагнетаются в камеру сгорания из баков с помощью насосов, ... (приводящий - приводимый) во вращение газовой турбиной. 2. Для работы турбины необходимо рабочее тело - нагретый газ, ... (находящийся - находившийся) под высоким давлением. 3. Окислителем второй группы топлива служит жидкий кислород, ... (кипящий - кипевший) при температуре -183°С. 4. Приземным космическим пространством называют зону, ... (окружающий - окружённый) Землю в пределах высот 100 - 160 км, где могут летать только специальные ЛА. 5. Операции наведения выполняются с помощью специальных оптических приборов, ... (установивший - установленный) на борту ракеты, пусковой системе и на Земле.Задание 22. Употребите полное или краткое причастие или прилагательное в нужной грамматической форме (род, число; для полных причастий и прилагательных - падеж).А. 1. Ракета, ... как техническое средство для полёта в космическое пространство, позволяет вывести в космос орбитальную станцию.а) используемыйб) используем2. ... часть составной ракеты называется ракетной ступенью.а) отделяемый б) отделяем3. Ракета, ... ракетой-носителем, позволяет вывести в космос ИСЗ.а) называемый б) называем4. Ракетная ступень обеспечивает разгон ракеты на ... этапе траекторииполёта.а) определённый б) определён5. Для выведения ИСЗ с поверхности Земли на орбиту ... характеристическая скорость 9,2 км/с.а) необходимый б) необходим6. В конструкции с поперечным делением ракетные блоки ступеней ... последовательно по высоте ракеты.а) расположенныйб) расположен7. В некоторых случаях на последней ступени РН ... применение ЖРД с вытеснительной подачей.а) целесообразный б) целесообразен8. Это требование противоречит требованию ... жёсткости и прочности конструкции.а) необходимый б) необходим9. Использование в качестве горючего для РН жидкого водорода ....а) эффективныйб) эффективен10. Баки ... с ЖРД магистральными трубопроводами.а) связанный б) связанБ. 1. В ЖРД могут быть ... различные топлива, а) использованный б) использован2. В насосных системах компоненты топлива нагнетаются в камеру сгорания из баков с помощью насосов, ... во вращение газовой турбиной.а) приводимый б) приводим3. Для работы турбины ... рабочее тело - ... газ, находящийся под высокимдавлением. а) необходимый а) нагретый б) необходим б) нагрет 4. По длине корпус ракеты ... на отсеки, названия которых определяютсяэлементами ракеты, ... в них: приборный, топливный, двигательный. а) разделённый а) расположенный б) разделён б) расположен 5. Хвостовой отсек ... для размещения двигательной установки и части приборов системы управления.а) предназначенный б) предназначен6. Ракеты-носители запускают вертикально. Это вызвано причинами, ... восновном с боковыми нагрузками, действующими на конструкцию корпуса.а) связанныйб) связан7. Считается, что подобная схема … .а) неэкономичныйб) неэкономичен8. Первостепенное значение для определения энергетических возможностей РН имеют тяга (… в кгс или тс)25 и скорость истечения газов из сопладвигателя.а) измеряемыйб) измеряем9. Азотная кислота (HNO3) химически ... .а) активныйб) активенЗадание 23. Трансформируйте причастные обороты в придаточные предложения со словом который.1. Баки обычно занимают около 3/5 длины ракеты, а компоненты топлива, помещённые в них, составляют около 90% общей массы ракеты. 2. В составных ракетах обычно каждая ступень содержит части, рассмотренные выше, а также систему разделения ступеней. 3. Названия отсеков определяются элементами ракеты, размещёнными в них: приборный, топливный, двигательный. 4. Ракета, используемая как техническое средство для полёта в космическое пространство, позволяет вывести в космос орбитальную станцию.Задание 24. Найдите в тексте придаточные предложения со словом который. Трансформируйте эти предложения в причастные обороты в тех случаях, когда это возможно. Постарайтесь определить условия, при которых такая трансформация невозможна.Задание 25. Вспомните, как употребляются предлоги в, на, из, с и падежные формы при ответах на вопросы где? куда? откуда? Вставьте вместо точек нужный предлог и существительное в нужной форме.1. Ракета используется для полёта ... (космическое пространство). 2. Ракета-носитель позволяет вывести КА ... (космическое пространство). 3. Для выведения ИСЗ ... (поверхность Земли)... (низкая орбита) необходима характеристическая скорость

ТЕКСТЫ ДЛЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

ТЕКСТ 1. ВЫРЕЗЫ В ФЮЗЕЛЯЖЕ

ТЕКСТ 2. СИЛЫ, КОТОРЫЕ ДЕЙСТВУЮТ НА САМОЛЁТ

ТЕКСТ 4. КРЫЛО СВЕРХЗВУКОВОГО АВИАЛАЙНЕРА

ТЕКСТ 5. ОБРАЗОВАНИЕ ПОДЪЁМНОЙ СИЛЫ

ТЕКСТ 6. По-2 МОДИФИКАЦИИ М.А. КУЗАКОВА

ТЕКСТ 7. АЭРОДИНАМИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО34

Рис. 55. Посадка

ТЕКСТ 13. «МИРАЖИ»

ТЕКСТ 14. Су-27

ТЕКСТ 16. Су-37 «БЕРКУТ»

ТЕКСТ 17. ВЕРТОЛЁТЫ

ТЕКСТ 19. ОПЕРЕНИЕ

ТЕКСТ 20. АЭРОУПРУГОСТЬ

ТЕКСТ 21. КОНСТРУКЦИЯ ЭЛЕРОНОВ

ТЕКСТ 22. ДВИЖЕНИЕ САМОЛЕТА ОТНОСИТЕЛЬНО

ПРОДОЛЬНОЙ ОСИ

ТЕКСТ 23. МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ F-16

ТЕКСТ 24. ТАКТИЧЕСКИЙ БОМБАРДИРОВЩИК

F-117 «НАЙТХОУК»

ТЕКСТ 25. САМОЛЁТ «БЕЛУГА»

ТЕКСТ 26. «ЕВРОФАЙТЕР» - EF 2000

ТЕКСТ 29. КОНСТРУКЦИЯ КРЕПЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ

ТЕКСТ 30. КОНСТРУКЦИЯ ВОЗДУХОЗАБОРНИКА

ТЕКСТ 31. КОНСТРУКЦИИ ВЫХЛОПНЫХ УСТРОЙСТВ

ТЕКСТ 33. ГИБРИДНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

ТЕКСТ 35. НОВЫЙ ТОПЛИВНЫЙ БАК ДЛЯ «ШАТТЛА» ГОТОВ

ТЕКСТ 36. ПРИЧИНЫ АВАРИИ НОСИТЕЛЯ Н-2

ТЕКСТ 39. «ВОСТОК-1»

ТЕКСТ 40. «СПЕЙС ШАТТЛ-1»



Задание 5. К данным глаголам подберите однокоренные сущест­вительные с суффиксами -ани(е), -ени(е). Запишите эти существительные.

Объедини́ть, пересека́ть - пресе́чь (к/ч), тре́бовать, удлини́ть, сни́­зить (з/ж), сопротивля́ться, определи́ть, обеспе́чить, дели́ть.

Задание 6. От глагольных сочетаний образуйте именные словосо­четания: создать самолёт ® создание самолёта.

  1. Объедини́ть разли́чные ча́сти - ...

  2. Пересе́чь грани́цу - ...

  3. Тре́бовать повыше́ния безопа́сности - ...

  4. Удлини́ть носову́ю часть - ...

  5. Сни́зить волново́е сопротивле́ние - ...

  6. Определи́ть си́лу - ...

  7. Обеспе́чить необходи́мую длину́, мо́щность, необходи́мые пара́метры - ...

  8. Раздели́ть на сле́дующие основны́е ча́сти - …

  9. Обнови́ть обору́дование - ...

10. Уско́рить проце́сс - ...

11. Уху́дшить высо́тные характери́стики - ...

Задание 7. Существительные со значением <действие, процесс> или <предмет> могут образовываться не только с помощью суффиксов -ени(е), -ани(е), но и с помощью суффикса -к-: перевози́ть - перево́зка. Образуйте слова с суффиксом -к-. Скажите, называют ли они <действие, процесс>, <предмет> или могут выражать оба эти значения.

посади́ть - ...

баланси́ровать - ....

стоя́ть - ...

разрабо́тать - ...

установи́ть - ...

нагрузи́ть - ...

обши́ть - ...

компонова́ть - ...

Дайте, если это возможно, вариант слова с суффиксом -ани(е)/ -ени(е), сравните эти варианты.

Задание 8. От данных прилагательных образуйте сущест­витель­ные с помощью суффикса -ость. Запомните, что слова, которые закан­чи­ваются на -ость, всегда женского рода. Слова с этим суффиксом - су­ществительные со значением:

а) <признак, характеристика по свойству материала, из которого сделан предмет>: про́чный, твёрдый, жёсткий, долгове́чный, теплопрово́дный, прозра́чный;

б) <признак, характеристика по отношению к другим предметам>: зави­́си­мый, усто́йчивый, управля́емый, безопа́сный, возмо́жный, сово­ку́п­ный.

Обратите внимание на возможные варианты образования слов, когда суффикс -ость приобретает вид -есть: теку́чий - теку́честь, тяжёлый - тя́жесть. Как вы думаете почему?

Возможен и такой вариант образования термина с суффиксом -ость: кру́глый - окру́жность, ве́рхний - пове́рхность, пло́ский - пло́скость,
когда слова имеют значение не <признак>, а <предмет>.

Задание 9. Образуйте прилагательные от существительных по моделям, согласуйте их с существительными.

а) модель: поса́дка - посáдочный

ба́лка (фюзеля́ж) - ...

трениро́вка (самолёт) - ...

б) модель: тра́нспорт – трáнспортный

свобо́да (объём) - ...

даль (авиация) - ...

ова́л (сече́ние) - ...

дви́гатель (отсе́к) - ...

в) модель: курс - курсовóй ;

путь - путевóй

план - плáновый

по́ршень (дви́гатель) - ...

груз (каби́на) - ...

бой (нагру́зка) - ...

волна́ (сопротивле́ние) - ...

звук (волна́) - ...

лоб (сопротивле́ние) - ...

Задание 10. Прочи­тай­те аббревиатуры, названия самолётов, вспомните сокращенную запись единиц измерения.

а) ГТД - газотурби́нный дви́гатель

ТРД - турбореакти́вный дви́гатель

ХЧФ - хвостова́я часть фюзеля́жа

НПО - нау́чно-произво́дственное объедине́ние

ГА - гражда́нская авиа́ция

ДУ - дви́гательная устано́вка

б) Ту-80; «Боинг – 747» или В-747;

в) мм; м; м2; т; км; км/ч; л.

Задание 11. Найдите группы однокоренных слов. Определите, к какой части речи относится слово. Заполните таблицу. Объяс­ни­те разницу между словами одной части речи.

глагол несо-вершенного вида

глагол совершенного вида

причастие

существи-

тельное

прилага-

тельное

наречие



















Кру́глый, свобода, свобо́дно, окру́жность, освобожда́ть, закругле́ние, окруже́ние, освободи́ть, окружи́ть, освободи́тель, нарисова́ть круг, на­чер­ти́ть окру́жность, освобожде́ние, круг, свобо́дный.

Задание 12. Образуйте форму множественного числа.

Крыло́, шасси́, сало́н, окру́жность, пло́скость, бак, расстоя́ние, объём, разме́р, сече́ние, карка́с, эле­ме́нт, обору́дование.

Задание 13. Для выражения взаимосвязи и обусловленности явлений используются следующие конструкции:

S ЗАВИСИТ ОТ ЧЕГО? (р.п.)

S ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЧЕМ? (тв.п.)

S ОПРЕДЕЛЯЕТ ЧТО? (в.п.)

S СПОСОБСТВУЕТ ЧЕМУ? (д.п.)

S ДАЁТ ВОЗМОЖНОСТЬ + ИНФИНИТИВ

Найдите эти конструкции в следующих предложениях.

1.Размеры фюзеляжа во многом определяются назначением самолёта. 2. Размеры гру­зо­­вой кабины зависят от груза, для перевозки ко­то­рого пред­назначается самолёт. 3. Для боевой авиации размеры фю­зе­ля­­жа определяются в основном размерами кабины экипажа и двигателей, если двигатели размещаются внутри фюзеляжа. 4. Раз­меры фюзеляжа дальних самолётов зависят от объёма топлива. 5. Такая форма фюзеляжа да­ёт возможность получить до­пол­­нительную подъёмную силу. 6. Дли­­на фюзеляжа зависит не только от объёма перево­зи­мой на­груз­ки, веса топлива и оборудования, но и от тре­бований к устойчивости и управляемости самолёта. 7. Фюзеляжи сверхзвуковых самолётов имеют большое удлинение и заострён­ную носовую часть. Это способствует снижению волнового сопро­тив­­ле­ния самолёта.

8. Силовая схема крыла определяет положение центра жёсткости.


СЛЕДСТВИЕ



ПРИЧИНА

ПРИМЕЧАНИЯ

S

ЗАВИСИТ

ОТ ЧЕГО? (р.п)

закон

S

ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ

ЧЕМ? (тв.п.)

закон и конкретная связь

ПРИЧИНА



СЛЕДСТВИЕ




S

ОПРЕДЕЛЯЕТ

ЧТО? (в.п.)

закон и конкретная связь

S

СПОСОБСТВУЕТ

ЧЕМУ? (д.п.)

положительный результат; <изменение, наличие, отсутствие влечёт за собой изменение>

S

ДАЁТ ВОЗМОЖНОСТЬ

+ ИНФИНИТИВ

Задание 14. Для передачи сходства и различия используются следующие конструкции:

S И S РАЗЛИЧАЮТСЯ ЧЕМ? (тв.п.) / ПО ЧЕМУ (д.п.)

S (мн.ч.) РАЗНООБРАЗНЫ

S МОЖЕТ БЫТЬ РАЗЛИЧНЫМ, -ОЙ
S БЛИЗОК (К) ЧЕМУ? (д.п.) ПО ЧЕМУ? (д.п.)
Найдите данные конструкции в предложениях.

1. Форма консолей может быть различной. 2. По своим фор­мам и конструкции фюзеляжи самолётов очень разнообразны. 3. Фор­­ма фюзеляжа близка к прямоугольной. 4. Фюзеляжи сверхзвуковых и до­звуковых самолётов существенно различаются по своей геометрической форме.


S (мн.ч.) - предметы

Pr - различаются

по чему?

Фюзеляжи различаются по форме

S - основание

сравнения

Pr - может быть различным / разнообразен

--

Форма фюзеляжей может быть различной.

Формы фюзеляжей могут быть различными.

Формы фюзеляжей разнообразны.

--


Задание 15. Прочитайте предложения, выделите грамматические конструкции, которые используются при классификации предметов. Назовите синонимичные конструкции, которые вы знаете.


По типу конструкции фюзеляжи делятся на фер­­­менные и балочные. В зависимости от скорости полёта самолёты делятся на дозвуковые, сверхзвуковые и гиперзвуковые (M > 5).

Задание 16. Прочитайте предложения. Выделите в предложениях субъект (S) и предикат (Pr). Скажите, какие конструкции являются синонимами. Мотивируйте свое решение.

1. По своим формам и конструкции фюзеляжи самолётов очень разнообразны. 2. Сейчас обычно используется балочный фю­­­зеляж. Ферменный фюзеляж используется редко. 3. Балочный фюзеляж наиболее распространён. 4. Испытания были самые раз­личные.

Задание 17. Прочитайте текст и найдите в нём ответы на вопросы:

1. Для чего служит фюзеляж?

2. Каковы могут быть формы фюзеляжей?

3. Что такое несущий фюзеляж?

4. На какие типы делятся фюзеляжи по своей конструкции?

5. Что такое стрингеры и шпангоуты?
ФЮЗЕЛЯЖ САМОЛЁТА
Фюзеляж служит для объединения различных частей самолёта (крыла, оперения, шасси) и размещения кабины эки­­­­­­пажа и обо­ру­дования самолёта. В зависимости от кон­с­трукции и назначения самолёта в фюзеляже могут распола­гаться пассажирские салоны, грузовые кабины, двигатели, отсеки вооружения, шасси, топливные баки.

По своим формам и конструкции фюзеляжи самолётов очень разнообразны.

Размеры фюзеляжа во многом определяются назначением самолёта. У транспортных самолётов фюзеляж должен иметь боль­шой свободный объём - грузовую кабину. Размеры гру­зо­­вой кабины зависят от груза, для перевозки которого пред­назначается самолёт. Для боевой авиации размеры фюзе­ля­­жа определяются в основном размерами кабины экипажа и двигателей, если двигатели размеща­ют­ся внутри фюзеляжа. Размеры фюзеляжа дальних самолётов за­висят от объёма раз­­мещаемого в нём топлива и боевой нагрузки.

На современных самолётах используются различные фор­­мы поперечного сечения фюзеляжа - круглая, овальная, в виде пере­се­чения двух окружностей и др. Существуют фю­­зе­ляжи с поперечным сечением, близким к прямоуголь­но­му. Такая форма фюзеляжа даёт возможность получить до­пол­­нительную подъёмную силу (несущий фюзеляж).

Длина фюзеляжа зависит не только от объёма перево­зи­мой на­грузки, веса топлива и оборудования, но и от тре­бований к устойчивости и управляемости самолёта. Одно из важней­ших требований - обеспечение не­обходимого расстояния от центра тяжести самолёта до оперения.

Геометрические формы фюзеляжей сверхзвуковых и до­зву­ковых самолётов существенно различаются. На до­зву­ко­вых самолётах носовые части фюзеляжа (а также крыла и оперения) делают затупленными. Фюзеляжи сверхзвуковых самолётов имеют боль­шое удлинение и заострённую носовую часть. Это способствует сни­­жению волнового сопротив­ле­ния самолёта.


По типу конструкции фюзеляжи делятся на фер­­­менные и балочные.

Ферменный фюзеляж применялся в конструкциях первых самолётов. Сейчас ферменный фюзеляж используется редко, как правило только в конструкции лёгких спортивных или трениро­воч­ных самолётов.

Балочный фюзеляж наиболее распространён. Силовая кон­струкция балочного фюзеляжа состоит из силового кар­каса и об­шив­ки. Каркас включает в себя продольные и по­перечные силовые элементы. Продольные силовые элементы называются стрингера­ми, поперечные - шпангоутами.
ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Задание 18. Какие предложения не соответствуют содержанию текста?

1. По своим формам и конструкции фюзеляжи самолётов очень близки. 2. Размеры фюзеляжа во многом определяются назначением самолёта. 3. Размеры гру­зо­­вой кабины зависят от груза, для перевозки которого пред­назначен самолёт. 4. Длина фюзеляжа зависит только от объёма перево­зи­мой нагрузки, веса топлива и оборудования. 5. По геометрическим формам фюзеляжи сверхзвуковых и до­звуковых самолётов существенно не разли­ча­ются. 6. Ферменный фюзеляж сейчас не применяется. 7. Балочный фюзеляж наиболее распространён. 8. Каркас включает в себя про­доль­ные и по­перечные силовые элементы. Поперечные силовые эле­менты называются стрингерами, продольные - шпангоутами.

Задание 19. Замените выделенные слова синонимами.

Слова для справок: распола­гаться, редко, назначение, габариты, объединение, снижение, в настоящее время.

1. Фюзеляж служит для соединения различных частей самолёта (крыла, оперения, шасси), а также для размещения кабины эки­­­­­­пажа и обо­рудования самолёта. 2. В зависимости от кон­с­трукции и функ­ции самолёта в фюзеляже могут размещаться пассажирские са­лоны, грузовые кабины, двигатели. 3. Размеры фюзеляжа во многом определяются назначением самолёта. 4. Это способствует умень­шению волнового сопротив­ле­ния самолёта. 5. Сейчас ферменный фюзеляж почти не используется, только в конст­рукции лёгких спортивных или тренировочных самолётов.

Задание 20. Подберите антонимы к словосочетаниям.

1. Различные части самолёта - ...

2. Поперечное сечение - ...

3. Дозвуковые самолёты - ...

4. Носовая часть фюзеляжа - ...

5. Затупленная носовая часть - ...

6. Сейчас - ...

7. Редко - ...

8. Лёгкий самолёт - ...

Задание 21. Составьте предложения, используйте глагол