Файл: Научный стиль речи (для студентовиностранцев аэрокосмических вузов).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 279
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
«Употребление предлогов В, НА, ПО
ПРЯМОТОЧНЫЙ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
ТЕКСТ 2. СИЛЫ, КОТОРЫЕ ДЕЙСТВУЮТ НА САМОЛЁТ
ТЕКСТ 4. КРЫЛО СВЕРХЗВУКОВОГО АВИАЛАЙНЕРА
ТЕКСТ 5. ОБРАЗОВАНИЕ ПОДЪЁМНОЙ СИЛЫ
ТЕКСТ 6. По-2 МОДИФИКАЦИИ М.А. КУЗАКОВА
ТЕКСТ 7. АЭРОДИНАМИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО34
ТЕКСТ 21. КОНСТРУКЦИЯ ЭЛЕРОНОВ
ТЕКСТ 22. ДВИЖЕНИЕ САМОЛЕТА ОТНОСИТЕЛЬНО
ТЕКСТ 23. МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ F-16
ТЕКСТ 24. ТАКТИЧЕСКИЙ БОМБАРДИРОВЩИК
ТЕКСТ 26. «ЕВРОФАЙТЕР» - EF 2000
ТЕКСТ 29. КОНСТРУКЦИЯ КРЕПЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ
ТЕКСТ 30. КОНСТРУКЦИЯ ВОЗДУХОЗАБОРНИКА
ТЕКСТ 31. КОНСТРУКЦИИ ВЫХЛОПНЫХ УСТРОЙСТВ
ТЕКСТ 33. ГИБРИДНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
ТЕКСТ 35. НОВЫЙ ТОПЛИВНЫЙ БАК ДЛЯ «ШАТТЛА» ГОТОВ
Задание 5. К данным глаголам подберите однокоренные существительные с суффиксами -ани(е), -ени(е). Запишите эти существительные.
Объедини́ть, пересека́ть - пресе́чь (к/ч), тре́бовать, удлини́ть, сни́зить (з/ж), сопротивля́ться, определи́ть, обеспе́чить, дели́ть.
Задание 6. От глагольных сочетаний образуйте именные словосочетания: создать самолёт ® создание самолёта.
-
Объедини́ть разли́чные ча́сти - ... -
Пересе́чь грани́цу - ... -
Тре́бовать повыше́ния безопа́сности - ... -
Удлини́ть носову́ю часть - ... -
Сни́зить волново́е сопротивле́ние - ... -
Определи́ть си́лу - ... -
Обеспе́чить необходи́мую длину́, мо́щность, необходи́мые пара́метры - ... -
Раздели́ть на сле́дующие основны́е ча́сти - … -
Обнови́ть обору́дование - ...
10. Уско́рить проце́сс - ...
11. Уху́дшить высо́тные характери́стики - ...
Задание 7. Существительные со значением <действие, процесс> или <предмет> могут образовываться не только с помощью суффиксов -ени(е), -ани(е), но и с помощью суффикса -к-: перевози́ть - перево́зка. Образуйте слова с суффиксом -к-. Скажите, называют ли они <действие, процесс>, <предмет> или могут выражать оба эти значения.
посади́ть - ... баланси́ровать - .... стоя́ть - ... разрабо́тать - ... | установи́ть - ... нагрузи́ть - ... обши́ть - ... компонова́ть - ... |
Дайте, если это возможно, вариант слова с суффиксом -ани(е)/ -ени(е), сравните эти варианты.
Задание 8. От данных прилагательных образуйте существительные с помощью суффикса -ость. Запомните, что слова, которые заканчиваются на -ость, всегда женского рода. Слова с этим суффиксом - существительные со значением:
а) <признак, характеристика по свойству материала, из которого сделан предмет>: про́чный, твёрдый, жёсткий, долгове́чный, теплопрово́дный, прозра́чный;
б) <признак, характеристика по отношению к другим предметам>: зави́симый, усто́йчивый, управля́емый, безопа́сный, возмо́жный, совоку́пный.
Обратите внимание на возможные варианты образования слов, когда суффикс -ость приобретает вид -есть: теку́чий - теку́честь, тяжёлый - тя́жесть. Как вы думаете почему?
Возможен и такой вариант образования термина с суффиксом -ость: кру́глый - окру́жность, ве́рхний - пове́рхность, пло́ский - пло́скость,
когда слова имеют значение не <признак>, а <предмет>.
Задание 9. Образуйте прилагательные от существительных по моделям, согласуйте их с существительными.
а) модель: поса́дка - посáдочный
ба́лка (фюзеля́ж) - ...
трениро́вка (самолёт) - ...
б) модель: тра́нспорт – трáнспортный
свобо́да (объём) - ...
даль (авиация) - ...
ова́л (сече́ние) - ...
дви́гатель (отсе́к) - ...
в) модель: курс - курсовóй ;
путь - путевóй
план - плáновый
по́ршень (дви́гатель) - ...
груз (каби́на) - ...
бой (нагру́зка) - ...
волна́ (сопротивле́ние) - ...
звук (волна́) - ...
лоб (сопротивле́ние) - ...
Задание 10. Прочитайте аббревиатуры, названия самолётов, вспомните сокращенную запись единиц измерения.
а) ГТД - газотурби́нный дви́гатель
ТРД - турбореакти́вный дви́гатель
ХЧФ - хвостова́я часть фюзеля́жа
НПО - нау́чно-произво́дственное объедине́ние
ГА - гражда́нская авиа́ция
ДУ - дви́гательная устано́вка
б) Ту-80; «Боинг – 747» или В-747;
в) мм; м; м2; т; км; км/ч; л.
Задание 11. Найдите группы однокоренных слов. Определите, к какой части речи относится слово. Заполните таблицу. Объясните разницу между словами одной части речи.
глагол несо-вершенного вида | глагол совершенного вида | причастие | существи- тельное | прилага- тельное | наречие |
| | | | | |
Кру́глый, свобода, свобо́дно, окру́жность, освобожда́ть, закругле́ние, окруже́ние, освободи́ть, окружи́ть, освободи́тель, нарисова́ть круг, начерти́ть окру́жность, освобожде́ние, круг, свобо́дный.
Задание 12. Образуйте форму множественного числа.
Крыло́, шасси́, сало́н, окру́жность, пло́скость, бак, расстоя́ние, объём, разме́р, сече́ние, карка́с, элеме́нт, обору́дование.
Задание 13. Для выражения взаимосвязи и обусловленности явлений используются следующие конструкции:
S ЗАВИСИТ ОТ ЧЕГО? (р.п.)
S ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЧЕМ? (тв.п.)
S ОПРЕДЕЛЯЕТ ЧТО? (в.п.)
S СПОСОБСТВУЕТ ЧЕМУ? (д.п.)
S ДАЁТ ВОЗМОЖНОСТЬ + ИНФИНИТИВ
Найдите эти конструкции в следующих предложениях.
1.Размеры фюзеляжа во многом определяются назначением самолёта. 2. Размеры грузовой кабины зависят от груза, для перевозки которого предназначается самолёт. 3. Для боевой авиации размеры фюзеляжа определяются в основном размерами кабины экипажа и двигателей, если двигатели размещаются внутри фюзеляжа. 4. Размеры фюзеляжа дальних самолётов зависят от объёма топлива. 5. Такая форма фюзеляжа даёт возможность получить дополнительную подъёмную силу. 6. Длина фюзеляжа зависит не только от объёма перевозимой нагрузки, веса топлива и оборудования, но и от требований к устойчивости и управляемости самолёта. 7. Фюзеляжи сверхзвуковых самолётов имеют большое удлинение и заострённую носовую часть. Это способствует снижению волнового сопротивления самолёта.
8. Силовая схема крыла определяет положение центра жёсткости.
СЛЕДСТВИЕ | → | ПРИЧИНА | ПРИМЕЧАНИЯ |
S | ЗАВИСИТ | ОТ ЧЕГО? (р.п) | закон |
S | ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ | ЧЕМ? (тв.п.) | закон и конкретная связь |
ПРИЧИНА | → | СЛЕДСТВИЕ | |
S | ОПРЕДЕЛЯЕТ | ЧТО? (в.п.) | закон и конкретная связь |
S | СПОСОБСТВУЕТ | ЧЕМУ? (д.п.) | положительный результат; <изменение, наличие, отсутствие влечёт за собой изменение> |
S | ДАЁТ ВОЗМОЖНОСТЬ | + ИНФИНИТИВ |
Задание 14. Для передачи сходства и различия используются следующие конструкции:
S И S РАЗЛИЧАЮТСЯ ЧЕМ? (тв.п.) / ПО ЧЕМУ (д.п.)
S (мн.ч.) РАЗНООБРАЗНЫ
S МОЖЕТ БЫТЬ РАЗЛИЧНЫМ, -ОЙ
S БЛИЗОК (К) ЧЕМУ? (д.п.) ПО ЧЕМУ? (д.п.)
Найдите данные конструкции в предложениях.
1. Форма консолей может быть различной. 2. По своим формам и конструкции фюзеляжи самолётов очень разнообразны. 3. Форма фюзеляжа близка к прямоугольной. 4. Фюзеляжи сверхзвуковых и дозвуковых самолётов существенно различаются по своей геометрической форме.
S (мн.ч.) - предметы | Pr - различаются | по чему? |
Фюзеляжи различаются по форме | ||
S - основание сравнения | Pr - может быть различным / разнообразен | -- |
Форма фюзеляжей может быть различной. Формы фюзеляжей могут быть различными. Формы фюзеляжей разнообразны. | -- |
Задание 15. Прочитайте предложения, выделите грамматические конструкции, которые используются при классификации предметов. Назовите синонимичные конструкции, которые вы знаете.
По типу конструкции фюзеляжи делятся на ферменные и балочные. В зависимости от скорости полёта самолёты делятся на дозвуковые, сверхзвуковые и гиперзвуковые (M > 5).
Задание 16. Прочитайте предложения. Выделите в предложениях субъект (S) и предикат (Pr). Скажите, какие конструкции являются синонимами. Мотивируйте свое решение.
1. По своим формам и конструкции фюзеляжи самолётов очень разнообразны. 2. Сейчас обычно используется балочный фюзеляж. Ферменный фюзеляж используется редко. 3. Балочный фюзеляж наиболее распространён. 4. Испытания были самые различные.
Задание 17. Прочитайте текст и найдите в нём ответы на вопросы:
1. Для чего служит фюзеляж?
2. Каковы могут быть формы фюзеляжей?
3. Что такое несущий фюзеляж?
4. На какие типы делятся фюзеляжи по своей конструкции?
5. Что такое стрингеры и шпангоуты?
ФЮЗЕЛЯЖ САМОЛЁТА
Фюзеляж служит для объединения различных частей самолёта (крыла, оперения, шасси) и размещения кабины экипажа и оборудования самолёта. В зависимости от конструкции и назначения самолёта в фюзеляже могут располагаться пассажирские салоны, грузовые кабины, двигатели, отсеки вооружения, шасси, топливные баки.
По своим формам и конструкции фюзеляжи самолётов очень разнообразны.
Размеры фюзеляжа во многом определяются назначением самолёта. У транспортных самолётов фюзеляж должен иметь большой свободный объём - грузовую кабину. Размеры грузовой кабины зависят от груза, для перевозки которого предназначается самолёт. Для боевой авиации размеры фюзеляжа определяются в основном размерами кабины экипажа и двигателей, если двигатели размещаются внутри фюзеляжа. Размеры фюзеляжа дальних самолётов зависят от объёма размещаемого в нём топлива и боевой нагрузки.
На современных самолётах используются различные формы поперечного сечения фюзеляжа - круглая, овальная, в виде пересечения двух окружностей и др. Существуют фюзеляжи с поперечным сечением, близким к прямоугольному. Такая форма фюзеляжа даёт возможность получить дополнительную подъёмную силу (несущий фюзеляж).
Длина фюзеляжа зависит не только от объёма перевозимой нагрузки, веса топлива и оборудования, но и от требований к устойчивости и управляемости самолёта. Одно из важнейших требований - обеспечение необходимого расстояния от центра тяжести самолёта до оперения.
Геометрические формы фюзеляжей сверхзвуковых и дозвуковых самолётов существенно различаются. На дозвуковых самолётах носовые части фюзеляжа (а также крыла и оперения) делают затупленными. Фюзеляжи сверхзвуковых самолётов имеют большое удлинение и заострённую носовую часть. Это способствует снижению волнового сопротивления самолёта.
По типу конструкции фюзеляжи делятся на ферменные и балочные.
Ферменный фюзеляж применялся в конструкциях первых самолётов. Сейчас ферменный фюзеляж используется редко, как правило только в конструкции лёгких спортивных или тренировочных самолётов.
Балочный фюзеляж наиболее распространён. Силовая конструкция балочного фюзеляжа состоит из силового каркаса и обшивки. Каркас включает в себя продольные и поперечные силовые элементы. Продольные силовые элементы называются стрингерами, поперечные - шпангоутами.
ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Задание 18. Какие предложения не соответствуют содержанию текста?
1. По своим формам и конструкции фюзеляжи самолётов очень близки. 2. Размеры фюзеляжа во многом определяются назначением самолёта. 3. Размеры грузовой кабины зависят от груза, для перевозки которого предназначен самолёт. 4. Длина фюзеляжа зависит только от объёма перевозимой нагрузки, веса топлива и оборудования. 5. По геометрическим формам фюзеляжи сверхзвуковых и дозвуковых самолётов существенно не различаются. 6. Ферменный фюзеляж сейчас не применяется. 7. Балочный фюзеляж наиболее распространён. 8. Каркас включает в себя продольные и поперечные силовые элементы. Поперечные силовые элементы называются стрингерами, продольные - шпангоутами.
Задание 19. Замените выделенные слова синонимами.
Слова для справок: располагаться, редко, назначение, габариты, объединение, снижение, в настоящее время.
1. Фюзеляж служит для соединения различных частей самолёта (крыла, оперения, шасси), а также для размещения кабины экипажа и оборудования самолёта. 2. В зависимости от конструкции и функции самолёта в фюзеляже могут размещаться пассажирские салоны, грузовые кабины, двигатели. 3. Размеры фюзеляжа во многом определяются назначением самолёта. 4. Это способствует уменьшению волнового сопротивления самолёта. 5. Сейчас ферменный фюзеляж почти не используется, только в конструкции лёгких спортивных или тренировочных самолётов.
Задание 20. Подберите антонимы к словосочетаниям.
1. Различные части самолёта - ...
2. Поперечное сечение - ...
3. Дозвуковые самолёты - ...
4. Носовая часть фюзеляжа - ...
5. Затупленная носовая часть - ...
6. Сейчас - ...
7. Редко - ...
8. Лёгкий самолёт - ...
Задание 21. Составьте предложения, используйте глагол