Файл: Научный стиль речи (для студентовиностранцев аэрокосмических вузов).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 281

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

«Употребление предлогов В, НА, ПО

КРЫЛО САМОЛЁТА

ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ПРЕДТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Справочный материал

ПРЯМОТОЧНЫЙ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

РАКЕТА Ракета - летательный аппарат, движущийся за счёт реактивной силы, которая возникает при отбрасывании части собственной массы. Ракета - вид ЛА, полёт которого может проходить вне атмосферы. Это позволяет использовать ракету как техническое средство для полёта в космическом пространстве. Ракета, позволяющая вывести в космос искусственный спутник Земли (ИСЗ), космический корабль, орбитальную станцию и другие полезные грузы, называется ракетой-носителем. Рис. 46. Схема ракеты-носителяРакета-носитель имеет многоступенчатую конструкцию, то есть состоит из 2 - 5 ракетных ступеней (рис.46). Ракетная ступень - отделяемая часть составной ракеты, обеспечивающая, благодаря работе своих двигателей, разгон ракеты на определённом этапе траектории полёта. Ракетная ступень представляет собой одноступенчатую ракету, для которой остальная часть составной ракеты (последующие ступени и головная часть) являются полезным грузом.Ракетная ступень состоит в общем случае из ракетных двигателей, несущей силовой конструкции, баков с топливом, системы подачи топлива, системы управления и механизмов для разделения ступеней. После израсходования топлива и прекращения работы двигателей ракетная ступень отделяется от составной ракеты.Для выведения искусственного спутника Земли с поверхности Земли на низкую орбиту необходима характеристическая скорость 9,2 км/с, но фактическая скорость на орбите равна 7,9 км/с. Одноступенчатая ракета практически не способна обеспечить характеристическую скорость, необходимую для космического полёта. Для этой цели используется многоступенчатая или составная ракета.Составная ракета представляет собой в исходном состоянии первую ракетную ступень, которая начинает работать с момента пуска. После израсходования топлива первой ступени ступень отделяется, далее разгон полезного груза продолжает вторая ступень и т.д. Составная ракета позволяет сообщить полезному грузу бо́льшую скорость по сравнению с одноступенчатой ракетой той же стартовой массы при одинаковых запасах топлива и массе полезного груза.Различают конструктивные схемы составных ракет с поперечным делением, с продольным делением и комбинированную схему.В конструкции ракеты с поперечным делением ракетные блоки ступеней расположены последовательно по высоте ракеты и также последовательно начинают работать.Конструктивная схема с продольным делением (пакетная схема) позволяет работать одновременно блокам различных ступеней.Комбинированная схема сочетает особенности первых двух систем.Конструкция ракеты существенным образом зависит от её назначения и типа используемых ракетных двигателей. Для современных ракет-носителей (РН) основным видом двигателя является ЖРД с насосной подачей топлива23. Обычно применяется турбонасосный агрегат с дожиганием генераторного газа. В некоторых случаях на последней ступени РН целесообразно применение ЖРД с вытеснительной подачей24. На последней ступени РН (при выводе межпланетных космических аппаратов) обычно устанавливается ЖРД с многократным запуском. На первой ракетной ступени кроме ЖРД в качестве основных двигателей применяются и РДТТ.Возможность многократного включения двигателей последних ступеней РН позволяет осуществлять манёвры для изменения высоты и наклонения орбиты, а также старта полезного груза с орбиты искусственного спутника.Необходимость повышения скорости ракеты требует создания предельно лёгкой конструкции. Это требование противоречит требованию необходимой жёсткости и прочности конструкции, так как на эту конструкцию действуют внешние нагрузки и аэродинамический нагрев.Основные силовые элементы конструкции ракет изготавливаются в виде тонкостенных оболочек из высокопрочных лёгких сплавов или композиционных материалов.В ракетном блоке с ЖРД большую часть объёма занимает топливный отсек с жидким ракетным топливом, состоящий из баков с окислителем и горючим. Для РН в качестве окислителя используются жидкий кислород и высококипящие окислители, а в качестве горючего - несимметричный диметилгидразин (H2N - N(СНз)2), керосин и другие углеводороды или соединения, содержащие водород. Использование в качестве горючего для РН жидкого водорода эффективно, но при этом из-за малого значения плотности жидкого водорода существенно увеличивается объём топливного отсека.Наиболее распространённой и экономичной по массе является силовая схема топливного отсека с несущими баками. Стенки таких баков одновременно выполняют функцию оболочки корпуса ракеты. Существует также схема топливного отсека с подвесными баками. Они устанавливаются внутри топливного отсека и не участвуют в восприятии внешних нагрузок, действующих на РН или КА. Подвесные баки крепятся к несущему корпусу силовыми узлами.Все РН характеризуются сравнительно малой массой конструкции и большими запасами топлива (масса топлива составляет 85 - 90% от стартовой массы ракеты). Стартовая масса РН составляет от 10 до 3000 тонн. Продолжительность активного участка (участка полёта, на котором работают РД) некоторых РН свыше 17 минут. Полёт проходит в большом диапазоне высот.ПОСЛЕТЕКТОВЫЕ ЗАДАНИЯЗадание 20. Образуйте причастия от следующих глаголов. глагол → активное причастие прошедшего времени: отделиться, позволить, обеспечить, использовать, применяться, проходить; глагол → активное причастие настоящего времени: двигаться (г/ж), возникать, отделяться, позволять, обеспечивать, последовать, использовать, требовать, состоять, характеризоваться, составлять, проходить; глагол → пассивное причастие прошедшего времени: отделиться, использовать, расположить, установить (в/вл), изготовить (в/вл); выполнить; глагол → пассивное причастие настоящего времени: отбрасывать, отделять, называть, использовать, сообщать, применять, требовать, изготавливать, выполнять. Задание 21. Выберите необходимую форму причастия и употребите причастие в нужной форме (род, число, падеж).А. 1. Под РН понимают многоступенчатую ракету, ... (служащий - служивший) для выведения в космос полезного груза. 2. В настоящее время для РН характерно применение только химических ракетных двигателей, ... (работающий - работавший) на жидком и твёрдом топливе. 3. У ракет, ... (изготовивший - изготовленный) по данной схеме, ступени в полёте отделяются последовательно. 4. Конструктивная схема РН - совокупность агрегатов, систем, отсеков, ступеней, ... (определяющий - определяемый - определённый - определивший) технические возможности ракеты. 5. В составных ракетах обычно каждая ступень содержит ... (рассматривающий - рассматриваемый - рассмотренный) выше части, а также систему разделения ступеней. 6. Одним из наиболее важных показателей эффективности любого РД является удельная тяга, ... (называющий - называемый) также удельным импульсом.Б. 1. В насосных системах компоненты топлива нагнетаются в камеру сгорания из баков с помощью насосов, ... (приводящий - приводимый) во вращение газовой турбиной. 2. Для работы турбины необходимо рабочее тело - нагретый газ, ... (находящийся - находившийся) под высоким давлением. 3. Окислителем второй группы топлива служит жидкий кислород, ... (кипящий - кипевший) при температуре -183°С. 4. Приземным космическим пространством называют зону, ... (окружающий - окружённый) Землю в пределах высот 100 - 160 км, где могут летать только специальные ЛА. 5. Операции наведения выполняются с помощью специальных оптических приборов, ... (установивший - установленный) на борту ракеты, пусковой системе и на Земле.Задание 22. Употребите полное или краткое причастие или прилагательное в нужной грамматической форме (род, число; для полных причастий и прилагательных - падеж).А. 1. Ракета, ... как техническое средство для полёта в космическое пространство, позволяет вывести в космос орбитальную станцию.а) используемыйб) используем2. ... часть составной ракеты называется ракетной ступенью.а) отделяемый б) отделяем3. Ракета, ... ракетой-носителем, позволяет вывести в космос ИСЗ.а) называемый б) называем4. Ракетная ступень обеспечивает разгон ракеты на ... этапе траекторииполёта.а) определённый б) определён5. Для выведения ИСЗ с поверхности Земли на орбиту ... характеристическая скорость 9,2 км/с.а) необходимый б) необходим6. В конструкции с поперечным делением ракетные блоки ступеней ... последовательно по высоте ракеты.а) расположенныйб) расположен7. В некоторых случаях на последней ступени РН ... применение ЖРД с вытеснительной подачей.а) целесообразный б) целесообразен8. Это требование противоречит требованию ... жёсткости и прочности конструкции.а) необходимый б) необходим9. Использование в качестве горючего для РН жидкого водорода ....а) эффективныйб) эффективен10. Баки ... с ЖРД магистральными трубопроводами.а) связанный б) связанБ. 1. В ЖРД могут быть ... различные топлива, а) использованный б) использован2. В насосных системах компоненты топлива нагнетаются в камеру сгорания из баков с помощью насосов, ... во вращение газовой турбиной.а) приводимый б) приводим3. Для работы турбины ... рабочее тело - ... газ, находящийся под высокимдавлением. а) необходимый а) нагретый б) необходим б) нагрет 4. По длине корпус ракеты ... на отсеки, названия которых определяютсяэлементами ракеты, ... в них: приборный, топливный, двигательный. а) разделённый а) расположенный б) разделён б) расположен 5. Хвостовой отсек ... для размещения двигательной установки и части приборов системы управления.а) предназначенный б) предназначен6. Ракеты-носители запускают вертикально. Это вызвано причинами, ... восновном с боковыми нагрузками, действующими на конструкцию корпуса.а) связанныйб) связан7. Считается, что подобная схема … .а) неэкономичныйб) неэкономичен8. Первостепенное значение для определения энергетических возможностей РН имеют тяга (… в кгс или тс)25 и скорость истечения газов из сопладвигателя.а) измеряемыйб) измеряем9. Азотная кислота (HNO3) химически ... .а) активныйб) активенЗадание 23. Трансформируйте причастные обороты в придаточные предложения со словом который.1. Баки обычно занимают около 3/5 длины ракеты, а компоненты топлива, помещённые в них, составляют около 90% общей массы ракеты. 2. В составных ракетах обычно каждая ступень содержит части, рассмотренные выше, а также систему разделения ступеней. 3. Названия отсеков определяются элементами ракеты, размещёнными в них: приборный, топливный, двигательный. 4. Ракета, используемая как техническое средство для полёта в космическое пространство, позволяет вывести в космос орбитальную станцию.Задание 24. Найдите в тексте придаточные предложения со словом который. Трансформируйте эти предложения в причастные обороты в тех случаях, когда это возможно. Постарайтесь определить условия, при которых такая трансформация невозможна.Задание 25. Вспомните, как употребляются предлоги в, на, из, с и падежные формы при ответах на вопросы где? куда? откуда? Вставьте вместо точек нужный предлог и существительное в нужной форме.1. Ракета используется для полёта ... (космическое пространство). 2. Ракета-носитель позволяет вывести КА ... (космическое пространство). 3. Для выведения ИСЗ ... (поверхность Земли)... (низкая орбита) необходима характеристическая скорость

ТЕКСТЫ ДЛЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

ТЕКСТ 1. ВЫРЕЗЫ В ФЮЗЕЛЯЖЕ

ТЕКСТ 2. СИЛЫ, КОТОРЫЕ ДЕЙСТВУЮТ НА САМОЛЁТ

ТЕКСТ 4. КРЫЛО СВЕРХЗВУКОВОГО АВИАЛАЙНЕРА

ТЕКСТ 5. ОБРАЗОВАНИЕ ПОДЪЁМНОЙ СИЛЫ

ТЕКСТ 6. По-2 МОДИФИКАЦИИ М.А. КУЗАКОВА

ТЕКСТ 7. АЭРОДИНАМИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО34

Рис. 55. Посадка

ТЕКСТ 13. «МИРАЖИ»

ТЕКСТ 14. Су-27

ТЕКСТ 16. Су-37 «БЕРКУТ»

ТЕКСТ 17. ВЕРТОЛЁТЫ

ТЕКСТ 19. ОПЕРЕНИЕ

ТЕКСТ 20. АЭРОУПРУГОСТЬ

ТЕКСТ 21. КОНСТРУКЦИЯ ЭЛЕРОНОВ

ТЕКСТ 22. ДВИЖЕНИЕ САМОЛЕТА ОТНОСИТЕЛЬНО

ПРОДОЛЬНОЙ ОСИ

ТЕКСТ 23. МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ F-16

ТЕКСТ 24. ТАКТИЧЕСКИЙ БОМБАРДИРОВЩИК

F-117 «НАЙТХОУК»

ТЕКСТ 25. САМОЛЁТ «БЕЛУГА»

ТЕКСТ 26. «ЕВРОФАЙТЕР» - EF 2000

ТЕКСТ 29. КОНСТРУКЦИЯ КРЕПЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ

ТЕКСТ 30. КОНСТРУКЦИЯ ВОЗДУХОЗАБОРНИКА

ТЕКСТ 31. КОНСТРУКЦИИ ВЫХЛОПНЫХ УСТРОЙСТВ

ТЕКСТ 33. ГИБРИДНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

ТЕКСТ 35. НОВЫЙ ТОПЛИВНЫЙ БАК ДЛЯ «ШАТТЛА» ГОТОВ

ТЕКСТ 36. ПРИЧИНЫ АВАРИИ НОСИТЕЛЯ Н-2

ТЕКСТ 39. «ВОСТОК-1»

ТЕКСТ 40. «СПЕЙС ШАТТЛ-1»


Задание 7. Разделите данные словосочетания на 2 группы: с активным причастием и с пассивным причастием. Назовите инфинитив глагола, от которого образуется причастие.

фактор, влияющий на скорость - …

струя, выходящая с большой скоростью - …

получающаяся энергия - …

двигатель, предназначенный для полёта на больших скоростях - …

движущая сила - …

содержащийся в воздухе кислород - …

забираемый из атмосферы воздух - …

набегающий воздушный поток - …

вращаемый элемент - …

нагретый газ - …

развиваемая двигателем тяга - …

крутящий момент - …

Задание 8. Сравните обороты с активным причастием и обороты с пассивным причастием. Обратите внимание на конструкции со словом который, эквивалентные причастным оборотам (на падеж слова который, S и Рг конструкций со словом который, форму глагола).


Винт, создающий необходимую

тягу

Винт, который создаёт необходимую тягу

Устройство, преобразующее один

вид энергии в другой

Устройство, которое преобразует

один вид энергии в другой

Прямая пиния, соединяющая две

точки

Прямая линия, которая соединяет

две точки

Несущие поверхности, создающие подъёмную силу


Несущие поверхности, которые создают подъёмную силу




Воздух, забираемый из

атмосферы

Воздух, который воздухозаборник забирает из атмосферы

Воздух, который забирается из атмосферы с помощью воздухозаборника

Устройство, испопьзуемое в кабине пилота

Устройство, которое используют в кабине пилота

Устройство, которое используется в кабине пилота

Тяга, создаваемая

винтом

Тяга, которую создаёт винт

Тяга, которая создаётся винтом

Две точки, соединяемые с помощью прямой линии

Две точки, которые соединяют с помощью прямой линии

Две точки, которые соединяются с помощью прямой линии



Задание 9. Выберите из двух причастии одно (активное или пассивное), вставьте его вместо точек.

А. 1. Поршневой двигатель передаёт крутящий момент на воздушный винт, ... (создающий - создаваемый) необходимую тягу. 2. Особую группу образуют аппараты, ... (сочетающие - сочетаемые) свойства аэродинамических и космических ЛА. 3. Центральная часть крыла, ... (выполняющая - выполняемая) вместе с фюзеляжем, называется центропланом. 4. Вторую группу составляют ракеты или космические летательные аппараты, ... (совершающие - совершаемые) весь полёт по инерции. 5. Аэродинамические ЛА - это аппараты, ... (использующие - используемые) для полёта аэродинамическую подъёмную силу, которая образуется при обтекании воздушным потоком крыла, несущего винта или несущего корпуса.

Б. 1. Самолёт Блерио (1909 г.) был монопланом с мотором, ... (устанавливавшим - установленным) впереди. 2. «Голден флайер» (1909 г.), ... (сконструировавший - сконструированный) Гленом Кертисом, имел трехколёсное шасси, как большинство современных самолётов. 3. Самолёт Джеффри де Хэвиленда (1913 г.) был плавно ... (обтекающим - обтекаемым) и мог достигать скорости 148 км/ч. 4. В 1913 г. русский авиаконструктор Игорь Сикорский сконструировал самый большой самолёт «Русский витязь», ... (достигавший - достигнутый) скорости 97 км/ч. 5. Сжатие воздуха осуществляется в воздухозаборнике и в механическом компрессоре, ... (вращающем - вращаемом) газовой турбиной. 6. В полёте над крылом образуется спиральный воздушный поток, ... (называющий - называемый) вихрем передней кромки крыла.

Задание 10. При указании на результат действия, процесса используется конструкция


S СОЗДАЁТ ЧТО? (в.п.)


Найдите данную конструкцию в предложениях.

1. Силовая установка самолёта создаёт тягу, которая необходима для преодоления лобового аэродинамического сопротивления. 2. Поршневой двигатель передаёт крутящий момент на воздушный винт, который создаёт необходимую тягу, при этом воздух отбрасывается в сторону, противопо
ложную полёту. 3. Реактивный двигатель создаёт значительно бо́льшую тягу, чем поршневой двигатель.

Задание 11. При общем описании хода процесса используется конструкция




ГДЕ?




КОГДА?

S ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ

КАК?




ПРИ КАКИХ УСЛОВИЯХ?




ЗА СЧЁТ ЧЕГО? (р.п.)




С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО? (р.п.)

Найдите данные конструкции в предложениях.

1. У компрессорных воздушно-реактивных двигателей сжатие воздуха осуществляется и в воздухозаборнике, и далее в механическом компрессоре, вращаемом газовой турбиной. 2. В прямоточном воздушно-реактивном двигателе сжатие воздуха осуществляется за счёт кинетической энергии набегающего потока воздуха.

Задание 12 . Существуют конструкции, которые используются при описании процесса, разных его этапов. Познакомьтесь со справочным материалом, данным в таблице. Выделенные конструкции найдите в предложениях.

Справочный материал

1. Общее описание

процесса

S осуществляется где? когда? как? при каких

условиях? за счёт чего? с помощью чего?

S происходит где? когда? как? при каких

условиях? за счёт чего? с помощью чего? почему?

S протекает где? когда? как? при каких условиях?

S идёт / проходит где? когда? как? при каких

условиях?

2. Трансформация вещества, физических параметров, явлений

S преобразуется во что? где? в процессе чего?

S превращается во что?

S переходит во что?

3. Образование, по-

лучение вещества,

физических парамет-

ров, явлений

S получается при каких условиях? в результате

чего? из чего?

S возникает при каких условиях? в результате

чего? из чего?

S образуется при каких условиях? в результате

чего? из чего?

S достигается при каких условиях? в результате

чего?

S появляется при каких условиях? в результате

чего? из чего?

4. Изменение поло-

жения материала в

ходе процесса, дви-

жение рабочего тела

1) S начинает перемещаться где? откуда? куда?

2) S поступает откуда? куда? через что? как?

S подаётся откуда? куда? через что?

S подводится откуда? куда? к чему? от чего?

S попадает откуда? куда? через что?

S входит откуда? куда? через что?

S забирается откуда? куда?

3) S выходит откуда? куда? как? через что?

S вытекает откуда? куда? как? через что?

S истекает откуда? куда? как? через что?

4) S отбрасывается куда?

S отделяется от чего?

5. Изменение пара-

метров рабочего те-

па, процесса

1) объёма

S сжимается где?

S расширяется где?

2) температуры

S нагревается где? до температуры ...

S охлаждается где? до температуры ...

3) скорости

S тормозится где?

S ускоряется где?

S разгоняется где?

4) однородности

S смешивается с чем?

5) агрегатного состояния

S сгорает

S превращается в пар

S конденсируется

6. Выражение взаи-

модействия предме-

тов, явлений, процессов

1) S сопровождается чем?

2) S смешивается с чем?

S соединяется с чем?

S взаимодействует с чем?

S совмещается в чем?

3) S передаёт что? куда? через что?

S сообщает чему? что?

S приводит во вращение / в движение что?

S приобретает что? в процессе чего?

S получает что? в процессе чего?

S затрачивает энергию на что? - S (энергия)

затрачивается / идёт на что?

4) S изменяется с чем?

Чем больше / меньше S1, тем больше / меньше S2

7. Результат процес-

са

S создаёт что? - S создаётся чем? / с помощью

чего? в результате чего? при каких условиях?


1. Поршневой двигатель передаёт крутящий момент на воздушный винт, который создаёт необходимую тягу, при этом воздух отбрасывается в сторону, противоположную полёту. 2. Реактивным называется тепловой двигатель, в котором химическая энергия топлива преобразуется в кинетическую энергию газовой струи, которая выходит с большой скоростью в атмосферу из двигателя. 3. Получающаяся за счёт этого сила реакции газов передаётся через корпус двигателя самолёту и используется как движущая сила - сила тяги. 4. Воздух забирается из атмосферы, затем воздух сжимается. 5. Нагретый газ расширяется. 6. У компрессорных ВРД сжатие воздуха осуществляется и в воздухозаборнике, и в механическом компрессоре. 7. В ПВРД сжатие воздуха происходит только за счёт кинетической энергии набегающего потока воздуха.

Задание 13. Конструкция S характеризует что? используется в тех случаях, когда речь идёт о главных, важных внутренних качествах, свойствах, способности.

S ХАРАКТЕРИЗУЕТ ЧТО? (в.п.)

Данная конструкция может трансформироваться в страдательный (пассивный) оборот: S характеризует что? S характеризуется с помощью чего?/по чему? (реже - чем?). Этот параметр (удельный вес) характеризует силовую установку по весу. По весу силовая установка характеризуется этим параметром / с помощью этого параметра. С помощью этого параметра силовая установка характеризуется по весу.

Найдите данную конструкцию в предложениях.

1. Удельная тяга характеризует относительные размеры и вес двигателя. 2. Удельным расходом топлива называется отношение часового расхода топлива к тяге двигателя. Эта величина характеризует экономичность двигателя. 3. Удельным весом называется отношение веса двигателя к развиваемой им тяге при работе на месте. Он характеризует силовую установку по весу. 4. Двигатели различных типов характеризуются по ряду параметров... 5. В различные моменты эксплуатации внешние силы могут характеризоваться величиной перегрузки.

Задание 14. Для выражения значения <пропорциональная условная зависимость> используются сложные предложения типа
Чем больше что..., тем больше что? (Чем выше температура, тем больше давление).

ЧЕМ БОЛЬШЕ / МЕНЬШЕ S1, ТЕМ БОЛЬШЕ / МЕНЬШЕ S2

Найдите данную конструкцию в предложениях.

1. Чем выше эта температура, тем больше удельная тяга двигателя. 2. Эта величина характеризует экономичность двигателя. Чем она меньше, тем более экономичен двигатель.