Файл: Научный стиль речи (для студентовиностранцев аэрокосмических вузов).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 277
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
«Употребление предлогов В, НА, ПО
ПРЯМОТОЧНЫЙ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
ТЕКСТ 2. СИЛЫ, КОТОРЫЕ ДЕЙСТВУЮТ НА САМОЛЁТ
ТЕКСТ 4. КРЫЛО СВЕРХЗВУКОВОГО АВИАЛАЙНЕРА
ТЕКСТ 5. ОБРАЗОВАНИЕ ПОДЪЁМНОЙ СИЛЫ
ТЕКСТ 6. По-2 МОДИФИКАЦИИ М.А. КУЗАКОВА
ТЕКСТ 7. АЭРОДИНАМИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО34
ТЕКСТ 21. КОНСТРУКЦИЯ ЭЛЕРОНОВ
ТЕКСТ 22. ДВИЖЕНИЕ САМОЛЕТА ОТНОСИТЕЛЬНО
ТЕКСТ 23. МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ F-16
ТЕКСТ 24. ТАКТИЧЕСКИЙ БОМБАРДИРОВЩИК
ТЕКСТ 26. «ЕВРОФАЙТЕР» - EF 2000
ТЕКСТ 29. КОНСТРУКЦИЯ КРЕПЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ
ТЕКСТ 30. КОНСТРУКЦИЯ ВОЗДУХОЗАБОРНИКА
ТЕКСТ 31. КОНСТРУКЦИИ ВЫХЛОПНЫХ УСТРОЙСТВ
ТЕКСТ 33. ГИБРИДНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
ТЕКСТ 35. НОВЫЙ ТОПЛИВНЫЙ БАК ДЛЯ «ШАТТЛА» ГОТОВ
Задание 18. Для передачи значения <назначение предмета> используются конструкции: S служит для чего?, S используется для чего?, S предназначается для чего?, S применяется для чего?,
S нужен / необходим для чего?, S принимает участие / участвует в чём? Вы изучали эти конструкции в уроке 1. Для передачи этого же значения используются также конструкции:
S ВЫПОЛНЯЕТ ФУНКЦИЮ ЧЕГО? (р.п.)
S СОЧЕТАЕТ (В СЕБЕ) ЧТО? (в.п., мн.ч.) ЧЕГО? (р.п.) И ЧЕГО? (р.п.)
Найдите данные конструкции в предложениях.
1. На самолётах типа «бесхвостка» и «утка» на конце крыла располагаются элевоны, которые сочетают в себе функции руля высоты и элеронов. 2. При отклонении элевонов на левой и правой консолях в одну сторону они выполняют функцию рулей высоты, а при отклонении элевонов в разные стороны они выполняют функцию элеронов.
3. Большинство современных самолётов не имеет руля высоты. Его функцию выполняет цельноповоротный стабилизатор.
Задание 19. Обратите внимание на конструкции:
ЧЕМ? (тв.п.)
Д ЕЛАТЬ ДЕЙСТВИЕ С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО? (р.п.)
ПРИ ПОМОЩИ ЧЕГО? (р.п.)
ПУТЁМ ЧЕГО? (р.п.)
Прочитайте предложения, найдите данные конструкции, какое значение они выражают.
1. Крыло пересекается плоскостью, параллельной базовой плоскости самолёта. 2. У этих ЛА подъёмная сила создаётся крылом.
3. Подъёмная сила создаётся с помощью несущего винта. 4. Оперение в этом случае поддерживается двумя балками. 5. Лётчик управляет продольным движением с помощью руля высоты. 6. Рулём направления лётчик управляет с помощью педалей. 7. В этом же году начались работы по повышению дальности полёта путём установки системы дозаправки в воздухе. 8. Управление стойками шасси осуществлялось с помощью мощных электромеханизмов. Самолёты готовили к дальним полётам путём размещения дополнительных баков для горючего.
Задание 20. Прочитайте текст и найдите в нём ответы на вопросы:
1. Какие органы управляют продольным, поперечным и путевым движением самолёта?
2. Что такое элевоны?
3. Чем отличается конструкция киля и стабилизатора от конструкции крыла?
4. Что такое штурвал?
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЁТОМ
Для управления самолётом в полёте используются специальные аэродинамические поверхности - аэродинамические рули. Рули управления служат для управления продольным, поперечным и путевым движением самолёта. Рули для продольного управления создают момент Mz вокруг оси OZ; рули для поперечного управления создают момент Mx вокруг оси ОХ; рули для путевого управления - момент My вокруг оси ОY.
Продольным движением самолёта могут управлять или руль высоты, или переставной стабилизатор с рулем высоты, или цельноповоротный стабилизатор, или элевоны (рис. 32). Поперечным движением самолёта могут управлять или элероны, или интерцепторы, или элевоны, или дифференциальные цельноповоротные стабилизаторы, путевым движением - руль направления или цельноповоротный киль.
Часть рулей управления размещена на крыле, другая часть - на оперении.
На концевой части крыла устанавливаются элероны (рис. 8, 11). Элероны - это аэродинамические рули управления движением крена. Элероны представляют собой отклоняемые части крыла, располагаемые обычно в его концевых частях. На каждой консоли (левой и правой) находится по одному элерону. Лётчик управляет элеронами с помощью ручки управления. При этом один элерон опускается вниз, другой - поднимается вверх.
На поверхности крыла иногда располагают интерцепторы
(рис. 28, 29). Интерцептором называется отклоняемая часть обшивки крыла, служащая для изменения характера обтекания и увеличения или уменьшения подъёмной силы.
На самолётах типа «бесхвостка» и «утка» на конце крыла располагаются элевоны (рис. 32), которые сочетают в себе функции руля высоты и элеронов (отсюда название).
Рис. 32. Элевоны на крыле самолёта
При отклонении элевонов на левой и правой консолях в одну сторону они выполняют функцию рулей высоты, а при отклонении элевонов в разные стороны они выполняют функцию элеронов. Элевоны служат для управления углами тангажа и крена самолёта, не имеющего горизонтального оперения (например, Ту-144).
Хвостовое оперение нормальной схемы обычно состоит из неподвижных и отклоняемых (подвижных) поверхностей: стабилизатор и руль высоты образуют горизонтальное оперение, а киль и руль направления - вертикальное оперение (рис. 2, урок 1).
Киль является неподвижной частью хвостового оперения. Он крепится к фюзеляжу в вертикальной плоскости.
Стабилизатор крепится к фюзеляжу или килю в горизонтальной плоскости. ВО и ГО обеспечивают в полёте балансировку самолёта и управление им.
Подвижные части оперения называют рулём высоты и рулём направления. Руль высоты служит для управления самолётом в продольном направлении (по тангажу). Большинство современных сверхзвуковых самолётов не имеет руля высоты. Его функцию выполняет цельноповоротный стабилизатор. Руль направления называют иногда рулём поворота. Он предназначен для изменения направления полёта. Эффективность применения рулей при сверхзвуковых полётах уменьшается, поэтому на современных самолётах горизонтальное оперение делают цельноповоротным и называют управляемым стабилизатором.
На сверхзвуковых самолётах цельноповоротный стабилизатор может использоваться и для управления по крену. При этом консоли стабилизатора отклоняются в противоположные стороны. Такой стабилизатор называется дифференциальным.
Конструкция киля и стабилизатора аналогична конструкции крыла. Силовой набор оперения состоит из лонжеронов, стрингеров и нервюр. Каркас киля придает ему необходимую прочность.
Рулями высоты и элеронами лётчик управляет с помощью ручки управления (на лёгких самолётах) или с помощью штурвала (на тяжёлых самолётах). Рулём направления лётчик управляет с помощью педалей.
ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Задание 21. Образуйте активные причастия прошедшего времени и настоящего времени, обратите внимание, от глаголов какого вида образуются данные формы причастий. Запишите причастия.
А. а) глагол → причастие прошедшего времени: создавать - создать, охлаждать - охладить, отклоняться - отклониться, уничтожать - уничтожить, сокращать - сократить;
б) глагол → причастие настоящего времени: летать, убирать, использовать, управлять, создавать, передвигаться, отклоняться, обеспечивать, нести, служить, объединять, ускорять, пересекать.
Б. а) глагол → причастие прошедшего времени: объединять - объединить, удлинять - удлинить, снижать - снизить, обеспечивать - обеспечить, делить - разделить, ускорять - ускорить, сохранять - сохранить, разрушать - разрушить, покидать - покинуть, лететь - полететь, взлетать - взлететь, отказываться - отказаться;
б) глагол → причастие настоящего времени: объединять, требовать, определять, стремиться, делить, образовать, катапультироваться, давать, изгибать, крутить, эксплуатировать, исследовать, вращать.
Задание 22. Употребите данное причастие в нужной форме.
1. Винт вращается под действием сил от ... (набегающий) потока воздуха. 2. Планёр - безмоторный ЛА тяжелее воздуха с неподвижными относительно аппарата ... (несущий) поверхностями, ... (создающий) аэродинамическую силу. 3. Набор высоты возможен только за счёт ... (восходящий, поднимающийся вверх) воздушных потоков. 4. Биплан - схема самолёта, ... (имеющий) два крыла. 5. Амфибия - гидросамолёт, ... (имеющий) сухопутное шасси и ... (приземляющийся) на воду и на аэродром. 6. На самолётах типа «бесхвостка» и «утка» на конце крыла располагаются элевоны, ... (сочетающий) в себе функции руля высоты и элеронов. 7. Элевоны служат для управления углами тангажа и крена самолёта, не ... (имеющий) горизонтального оперения. 8. Интерцептором называется отклоняемая часть обшивки крыла, ... (служащий) для изменения характера обтекания и ... (приводящий) к увеличению или уменьшению подъёмной силы.
Задание 23. Трансформируйте причастия (причастные обороты) в предложения со словом который.
А. 1. Планёр - безмоторный ЛА тяжелее воздуха с неподвижными относительно аппарата несущими поверхностями, создающими аэродинамическую силу. 2. Амфибия - гидросамолёт, имеющий сухопутное шасси и приземляющийся на воду и на аэродром. 3. На самолётах типа «бесхвостка» и «утка» на конце крыла располагаются элевоны, сочетающие в себе функции руля высоты и элеронов. 4. Интерцептором называется отклоняемая часть обшивки крыла, служащая для изменения характера обтекания и приводящая к увеличению или уменьшению подъёмной силы. 5. Изгибающий момент - момент сил, вызывающий изгиб. 6. Силовая конструкция фюзеляжа состоит из обшивки и силового каркаса, включающего в себя продольные и поперечные силовые элементы.
Б. Это был цельнометаллический двухместный среднеплан с треугольным крылом малого удлинения со стреловидностью 60° и с профилем крыла, имевшим относительную толщину 3,2%. 2. Лётчики, летавшие на самолётах «Кэмел», сбили 1294 самолёта. 3. Первым реактивным истребителем, участвовавшим в воздушном бою в 1944 году, был Мессершмитт Ме-262. 4. Самолёт имел множество агрегатов, узлов и систем, никогда ранее в нашем самолётостроении не применявшихся. 5. Крыло состояло из центроплана, занимавшего 20% размаха крыла, и трапециевидных консолей. 6. Первым сверхзвуковым пассажирским авиалайнером, поднявшимся в небо, стал самолёт Туполева Ту-144.
В. 1. «Боинг-314» летал по многим маршрутам, проходящим над водными пространствами, но он был специально создан для полётов через Атлантику. 2. «Квиксилвер» - маленький самолёт, весящий только 525 фунтов (= 238 кг). 3. Воздушные тормоза - устройство, усиливающее лобовое сопротивление и таким образом замедляющее полёт самолёта. 4. Самой эффективной оказалась модификация Ил-18-Д с более совершенными двигателями АИ20М и дальностью полёта, достигавшей 4500 - 6500 км. 5. Благодаря крылу, создающему значительную подъёмную силу, разгружающую несущий винт, Ми-24 имеет хорошую манёвренность на больших скоростях. 6. Число Маха М = 2 - это скорость, превышающая скорость звука вдвое.
Задание 24. Составьте предложения по модели S делает что? каким? Обращайте внимание на форму времени глагола.
1. Мощные двигатели и хорошая механизация крыла | самолёт | исключительно манёвренный |
2. В корневой части имелись большие зализы (см. рис. 8,13), которые | форма крыла | весьма необычный |
3. Появление самолётов DC-2 и DC-3 фирмы «Дуглас» | самолёт В-247 | практически устаревший |
4. Теоретически использование схемы «летающее крыло» | конструкция | максимально эффективный |
5. Большой размах крыльев | скорость вращения | очень большой |
6. Малый размах крыльев | бипланы | более манёвренный |
7. Современная технология | самолёты | более привлекательный для покупателей |
8. Применение новых материалов | конструкция самолётов | более лёгкий и более прочный |
9. Установка нового двигателя | самолёт | более тяжёлый |
10. Применение на самолётах катапультного кресла с увеличенным углом наклона спинки | условия работы лётчика | более комфортный |
Задание 25.