Файл: прикладная математика учебное пособие московский автомобильнодорожный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 233

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. НЕЛИНЕЙНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ

Метод множителей Лагранжа

Задачи выпуклого программирования

 (x0, x0,..., x0 )

Решение задачи нелинейного программирования в Excel

Задания к самостоятельной работе

 6)

 2)2

 2)2

2. ЗАДАЧИ ТЕОРИИ ИГР

Понятия задачи теории игр

5u  2u  .

u (1,0).

v  (0,0,0,v,v )

СВЕДЕНИЕ ЗАДАЧИ ТЕОРИИ ИГР

К ЗАДАЧАМ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Задания для самостоятельного решения

Исходные матрицы

КООПЕРАТИВНЫЕ ИГРЫ И ДРУГИЕ ЗАДАЧИ

Вектор Шепли

Решение.

Функция V(S)

Указания и ответы

5. СЕТЕВЫЕ МОДЕЛИ

График работ

Параметры сетей и методы их расчета

Матричный метод расчета сетевого графика

Табличный метод расчета сетевого графика

Таблица стандартного нормального распределения

Сетевая модель

Анализ и оптимизация сетевой модели

Сетевой график

Управление производством работ по сетевым графикам

Отчет о ходе работ

Расчет сетевого графика

План-задание

Проект СРМ и временной резерв стадий

Проект СРМ и временной резерв стадий

Варианты для задач о назначениях

Вариант №2

Вариант №3

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ОГЛАВЛЕНИЕ




при ограничениях

f(x) djxj

j1

  • ckjxkxjk1 j1

(1.16)




aijxjj1

bi

(i 1,...,m),
(1.17)


j
x0  0 (j=1,...,n),

n n

(1.18)

где

 ckjxkxjk1 j1

  • отрицательно (положительно)-полуопределенная

квадратичная форма, называется задачей квадратичного программи- рования. Для сформулированной задачи квадратичного программиро- вания функция Лагранжа запишется в виде

n n n n

L djxjj1

  • ckjxkxjk1 j1

yi(bi

aijxj).

j1

Если функция Lимеет седловую точку

( X,Y) (x0, x0,..., x0, y0,

0 0 1 2 n 1

y0,..., y0 ), то в этой точке выполняются соотношения (1.15). Вводя те-

2 m


перь дополнительные переменные

vj( j

1,...,n), wi

(i 1,...,m),

обра-

щающие неравенства из (1.15) в равенства, перепишем выражения (1.15), записанные для задачи квадратичного программирования, сле- дующим образом:

L0

xj

L0



yi

  • vj




  • wi

0 ( j 1,...,n);
0 (i=1,...,m);

(1.19)
(1.20)
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42


xv

j j
0  0 ( j



yw

i i
0  0 (i

1,...,n);


1,...,m);

(1.21)

(1.22)

x0 0, v 0, y0 0, w 0, (j 1,...,n; i=1,...,m). (1.23)

j j i i

Таким образом, чтобы найти решение задачи квадратичного про- граммирования (1.16…1.18), нужно определить неотрицательное ре- шение систем линейных уравнений (1.19 и 1.20), удовлетворяющих условиям (1.21 и 1.22). Это решение можно найти с помощью метода искусственного базиса, примененного для нахождения максимального

значения функции F

Myii

при условиях (1.19, 1.20, 1.23) с учетом

(1.21 и 1.22). Здесь yi

  • искусственные переменные, введенные в

уравнения (1.19 и 1.20). Используя метод искусственного базиса и до- полнительно учитывая условия (1.21 и 1.22), после конечного количе- ства шагов либо установим неразрешимость, либо получим опти- мальный план исходной задачи.

Итак, процесс нахождения решения задачи квадратичного про- граммирования (1.16…1.18) включает в себя следующие этапы:

    • составляют функцию Лагранжа;

    • записывают в виде выражений (1.19…1.23) необходимые и доста- точные условия существования седловой точки для функции Ла- гранжа либо находят ее координаты;

    • используя метод искусственного базиса, либо устанавливают от- сутствие седловой точки для функции Лагранжа, либо находят ее координаты;

    • записывают оптимальное решение исходной задачи и находят значение целевой функции.
    1. Градиентные методы решения задач нелинейного программирования

Используя градиентные методы, можно найти решение любой за- дачи нелинейного программирования. Однако в общем случае приме- нение этих методов позволяет найти точку локального экстремума. Поэтому целесообразнее использовать градиентные методы для на- хождения решения задач выпуклого программирования, в которых всякий локальный экстремум является одновременно и глобальным. Процесс нахождения решения задачи с помощью градиентных мето-


дов состоит в том, что начиная с некоторой точки

X(k)

осуществляет-

ся последовательный переход к некоторым другим точкам до тех пор, пока не выявляется приемлемое решение исходной задачи. При этом градиентные методы могут быть подразделены на две группы.

К первой группе относятся методы, при использовании которых исследуемые точки могут не выходят за пределы области допустимых решений задачи. Наиболее распространенным из таких методов яв- ляется метод Франка-Вулфа.

Ко второй группе относятся методы, при использовании которых исследуемые точки могут как принадлежать, так и не принадлежать области допустимых решений. Однако в результате реализации ите- рационного процесса находится точка области допустимых решений, определяющая приемлемое решение. Из таких методов чаще всего используется метод штрафных функций или метод Эрроу-Гурвица.

При нахождении решения задач градиентными методами, в том числе и названными, итерационный процесс осуществляется до того

момента, пока градиент функции

f(x1, x2,..., xn)

в очередной точке


X(k1)

не станет равным нулю или же пока

f( X(k1) ) f( X(k) )

,

где


достаточно малое положительное число, характеризующее точность полученного решения.
      1. Метод Франка-Вулфа



Пусть требуется найти максимальное значение вогнутой функции


при условиях

f(x1, x2,..., xn)
n

(1.24)

aijxjj1

bi

(i 1,...,m),

(1.25)

xj 0 ( j

1,...,n).

(1.26)

Особенностью этой задачи является то, что ее система ограниче- ний содержит только линейные неравенства. Эта особенность являет- ся основой для замены в окрестности исследуемой точки нелинейной целевой функции линейной, благодаря чему решение исходной зада- чи сводится к последовательному решению задач линейного про- граммирования.

Процесс нахождения решения задачи начинают с определения точки, принадлежащей области допустимых решений задачи. Пусть

это точка X