Файл: прикладная математика учебное пособие московский автомобильнодорожный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 224

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. НЕЛИНЕЙНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ

Метод множителей Лагранжа

Задачи выпуклого программирования

 (x0, x0,..., x0 )

Решение задачи нелинейного программирования в Excel

Задания к самостоятельной работе

 6)

 2)2

 2)2

2. ЗАДАЧИ ТЕОРИИ ИГР

Понятия задачи теории игр

5u  2u  .

u (1,0).

v  (0,0,0,v,v )

СВЕДЕНИЕ ЗАДАЧИ ТЕОРИИ ИГР

К ЗАДАЧАМ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Задания для самостоятельного решения

Исходные матрицы

КООПЕРАТИВНЫЕ ИГРЫ И ДРУГИЕ ЗАДАЧИ

Вектор Шепли

Решение.

Функция V(S)

Указания и ответы

5. СЕТЕВЫЕ МОДЕЛИ

График работ

Параметры сетей и методы их расчета

Матричный метод расчета сетевого графика

Табличный метод расчета сетевого графика

Таблица стандартного нормального распределения

Сетевая модель

Анализ и оптимизация сетевой модели

Сетевой график

Управление производством работ по сетевым графикам

Отчет о ходе работ

Расчет сетевого графика

План-задание

Проект СРМ и временной резерв стадий

Проект СРМ и временной резерв стадий

Варианты для задач о назначениях

Вариант №2

Вариант №3

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ОГЛАВЛЕНИЕ

(k), тогда в этой точке вычисляют градиент функции (1.24)

(k)

f( X(k) )


f( X(k) )


f( X(k) )





f( X ) x

; x

; ...; x



и строят линейную функцию

f( X(k) )



1 2

f( X(k) )



n
f( X(k) )





F x x1

x x2

... x xn.

(1.27)

1 2 n

Затем находят максимальное значение этой функции при ограни- чениях (1.25 и 1.26). Пусть решение данной задачи определяется точ-

кой

Z(k).

Тогда за новое допустимое решение исходной задачи прини-

мают координаты точки

X(k1)


k
X(k1) X(k) (Z(k) X(k) ),

(1.28)


где k

  • некоторое число, называемое шагом вычислений и заклю-

ченное между нулем и единицей (0 k

1).

Это число k

берут про-

извольно или определяют таким образом, чтобы значение функции в

точке

X(k1)f( X(k1) ),

зависящее от

k,

было максимальным. Для этого

необходимо найти решение уравнения

df 0

dk

и выбрать его наи-

меньший корень. Если его значение больше единицы, то следует по-

ложить k

1.

После определения числа k

находят координаты точ-

ки X(k1)

и вычисляют необходимость перехода к новой точке

X(k2).

Если такая необходимость имеется, то в точке

X(k1)

вычисляют гра-

диент целевой функции, переходят к соответствующей задаче линей- ного программирования и находят ее решение. Определяют коорди-

наты точки

X( k 2 ),

и исследуют необходимость проведения дальней-


ших вычислений. После конечного числа шагов получают с необходи- мой точностью решение исходной задачи.

Итак, процесс нахождения решения задачи (1.24…1.26) методом Франка-Вулфа включает в себя следующие этапы:

    • определяют исходное допустимое решение задачи;

    • находят градиент функции (1.24) в точке допустимого решения;

    • строят функцию (1.27) и находят ее максимальное значение при условиях (1.25 и 1.26);

    • определяют шаг вычислений;

    • по формулам (1.28) находят компоненты нового допустимого ре- шения;

    • проверяют необходимость перехода к последующему допустимому решению. В случае необходимости переходят к этапу 2, в против- ном случае, найдено приемлемое решение исходной задачи.
      1. Метод штрафных функций



Рассмотрим задачу определения максимального значения вогну-

той функции

f(x1, x2,...xn)

при условиях

gi(x1, x2,...xn) bi,

(i 1,...,m),

xj 0 (j

1,...,n),

где

gi(x1, x2,..., xn) выпуклые функции.


Вместо того, чтобы непосредственно решать эту задачу, находят

максимальное значение функции

F(x1, x2,..., xn)  f(x1, x2,..., xn)

H(x1, x2,..., xn),

являющейся суммой целевой функции задачи и неко-

торой функции

H(x1, x2,..., xn),

определяемой системой ограничений и


m

называемой штрафной функцией. Штрафную функцию можно постро- ить различными способами. Однако наиболее часто она имеет вид

H(x1, x2,..., xn) ai(x1, x2,..., xn)gi(x1, x2,..., xn),

i1

где

a(x, x

,..., x

) 0, если bi
gi(x1, x2,..., xn)  0,

(1.29)

i 1 2

n

ai, если bi

gi(x1, x2,..., xn) 0,

ai>0 представляющие собой весовые коэффициенты.

Используя штрафную функцию, последовательно переходят от одной точки к другой до тех пор, пока не получат приемлемое реше- ние. При этом координаты последующей точки находят по формуле


(k1)

k f( X(k) ) m



g( X(k) )




xj max 0; xj




j


X

ai

i1

Xj

.



(1.30)

Из последнего соотношения следует, что если предыдущая точка

находится в области допустимых решений исходной задачи, то второе слагаемое в квадратных скобках равно нулю и переход к последую- щей точке определяется только градиентом целевой функции. Если же указанная точка не принадлежит области допустимых решений, то

за счет данного слагаемого на последующих итерациях достигается возвращение в область допустимых решений. При этом, чем меньше ai, тем быстрее находится приемлемое решение, однако точность его определения снижается. Поэтому итерационный процесс обычно на- чинают при сравнительно малых значениях aiи, продолжая его, эти значения постепенно увеличивают.

Итак, процесс нахождения решения задачи выпуклого програм- мирования методом штрафных функций включает в себя следующие этапы:

    • определяют исходное допустимое решение;

    • выбирают шаг вычислений;

    • находят по всем переменным частные производные от целевой функции и функций, определяющих область допустимых решений задачи;

    • по формуле (1.30) находят координаты точки, определяющей возможное новое решение задачи;

    • проверяют, удовлетворяют ли координаты найденной точки сис- теме ограничений задачи. Если нет, то переходят к следующему этапу. Если координаты точки определяют допустимое решение задачи, то исследуют необходимость перехода к последующему допустимому решению. В случае такой необходимости переходят к этапу 2, в противном случае, найдено приемлемое решение ис- ходной задачи;

    • устанавливают значения весовых коэффициентов и переходят к этапу 4.