Файл: Учебнометодический комплекс дисциплины менеджмент в туристической фирме.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 630
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)
2 Место дисциплины в структуре ООП магистратуры
3. Требования к результатам освоения дисциплины
4 Объем дисциплины и виды учебной работы
7 Примерная тематика курсовых проектов (работ):
8 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
9 Материально-техническое обеспечение дисциплины
10 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
12 Вопросы для подготовки к экзамену
Управление качеством в туристском бизнесе
Изучение туристского рынка как условие его успешного освоения
Организация эффективной работы с партнерами
Особенности проведения деловых переговоров
Разработка конкурентоспособного тура
Методическое обеспечение маршрута
Документальное оформление тура и взаимоотношений турфирмы с клиентом
Направления продвижения туристского продукта
Персонал как важнейший ресурс туристского предприятия
Оптимизация затрат на оплату труда персонала
МАТЕРИАЛЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
1 Задания для самостоятельной работы студентов
2 Методические указания по выполнению самостоятельной работы
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Вид туризма | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1. Рекреация | х | + | + | | + | + | | | + | + |
2. Культурно-познавательный | + | х | + | + | + | + | + | | + | + |
3. Воссоединительный2 и ностальгический | + | + | х | | | | | | | + |
4. Деловой | | + | | х | | | | + | + | + |
5. Лечебно-оздоровительный | + | + | | | х | | | | | + |
6. Спортивный и приключенческий | + | + | | | | х | | | + | + |
7. Религиозный | | + | | | | | х | | | + |
8. Миссионерский | | | | + | | | | х | | + |
9. Экологический | + | + | | + | | + | | | х | + |
10. Прочие | + | + | + | + | + | + | + | + | + | х |
Собирая краткую географическую характеристику о районе путешествия (географическое положение, территориальная принадлежность, климат, природа, ресурсы и т. д.), не следует останавливаться на поиске материалов исключительно в Интернете. Географическая информация, представленная во всемирной сети, часто страдает неполнотой, недостоверностью, многие географические названия указываются неверно. Поэтому обязательным требованием к информационному обеспечению тура будет использование специальной географической справочной литературы, различных энциклопедий, но не путевых заметок, страдающих субъективизмом и неточностью описаний.
Такое же замечание относится к краткой исторической справке о стране или местности, важнейших событиях, роли в международной истории и др. Учитывая большой интерес туристов к различным чудесам природы, необычным явлениям, суевериям, поверьям желательно познакомиться с региональной мифологией и по возможности включить ее в качестве объектов показа или рассказа в программу тура.
Порядок проектирования туристского продукта
Туристский продукт – это совокупность вещественных (предметов потребления), невещественных (в форме услуги) потребительских стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, возникающих в период его путешествия. Туристский продукт состоит из двух частей:
– тура, включающего проезд, размещение, питание и туристско-экскурсионные услуги;
– товаров туристского назначения.
Различают два основных вида туров:
1) пэкидж-тур – комплексная туристская услуга, включающая размещение, питание, экскурсионное обслуживание, транспортные, бытовые, спортивно-оздоровительные, физкультурные, медицинские и прочие услуги;
2) инклюзив-тур – отдельные туристские услуги: питание, размещение, экскурсионное обслуживание, транспорт (по выбору).
Приступая к разработке тура, следует определиться с основными принципами, которые должны быть положены в его основу. К таким принципам относятся: привлекательность, доступность, содержательность, функциональность, многовариантность, комфортность, информированность.
Привлекательность. Привлечь туристов можно либо новыми впечатлениями, либо занятиями, отличными от их повседневной деятельности (например, отдыхом). Факторы туристской привлекательности чрезвычайно разнообразны: это могут быть исторические места, живописные местности, культурные мероприятия, выставки, фестивали, охота, рыбная ловля, редкие животные, птицы и многое другое.
Доступность. Факторы, привлекающие туристов, не будут иметь коммерческой ценности до тех пор, пока туристы не воспользуются ими. Большинство туристов предпочтет те места, до которых удобно и дешево добраться. Высокая доступность предполагает наличие хороших дорог быстрых видов транспорта, а для пеших маршрутов – обустроенной туристской трассы.
Содержательность туристского маршрута означает наличие познавательных элементов, способствующих знакомству с природой, памятниками культурного наследия, а также современных объектов (архитектуры, городских ландшафтов и др.).
Принцип содержательности позволяет туристам в относительно короткий промежуток времени получить новые знания, познакомиться с интересными достопримечательностями, культурой, бытом, менталитетом местного населения.
Функциональность предполагает круглогодичное использование одного и того же туристского маршрута, но с различным набором сезонных услуг. Например, летом горный маршрут в значительной мере слагается из походов по ущельям с осмотром горных озер, водопадов, снежников и ледников, несложных восхождений на панорамные вершины с целью обзора местности. В зимнее время основное внимание уделяется горнолыжному спорту.
Многовариантность туристского маршрута связана с возможным изменением погоды, непостоянством состава туристов, необязательность партнеров и т.д. Особенно актуален принцип многовариантности при организации походов с активными видами передвижения и ночлегами в полевых условиях. В этом случае необходимо иметь запасные, облегченные варианты маршрутов для лиц со слабой физической подготовкой. При возникновении неблагоприятных метеорологических условий (резкое понижение температуры, штормовые ветры, наводнения) и в случае стихийных бедствий необходимо иметь варианты обслуживания туристов без их активного перемещения по маршрутам.
Комфортность. Туристы отдадут предпочтение тем маршрутам, на которых созданы условия для жилья и питания. Абсолютный минимум – двухразовое питание и палатка, оптимум – трехразовое питание, ночлег в закрытом помещении, горячее водоснабжение.
Информированность. Появление туристов на маршруте зависит от степени их информированности. Она достигается различными рекламными средствами: объявлениями в средствах массовой информации, участием турфирмы в выставках и т.п. Турист должен знать и одобрять программу тура, прежде чем принять решение о путешествии по данному маршруту.
Разработка тура – сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации. К разработке любого тура предъявляется 10 обязательных требований.
1) Наличие путешествующих.
2) Наличие природных и (или) культурных достопримечательностей.
3) Обеспечение туристов проездными документами и организация доставки туристов к месту назначения и обратно (транспорт, трансфер).
4) Организация размещения.
5) Организация питания на маршруте и в местах размещения.
6) Наличие обслуживающего персонала, в том числе гидов, руководителей туристских групп.
7) Планирование перевозок туристов по срокам, расписанию и маршрутам.
8) Составление технологической карты маршрута, разработка других документов, необходимых для сертификации тура.
9) Калькулирование стоимости туристской путевки в зависимости от заключенных договоров и предоставляемых услуг.
10) Подбор и подготовка кадров, обеспечение их необходимыми методическими материалами и реквизитами.
После изучения спроса на туристскую услугу разрабатывается программа тура и изучаются все его детали, причем обязательно с выездом на маршрут. В результате составляется «Акт обследования маршрута», в котором указываются возможные факторы риска и меры по их уменьшению или устранению.
Если планируется прием иностранных туристов, с программой тура необходимо ознакомить направляющую сторону. В идеале, но далеко не всегда представители иностранной направляющей турфирмы проводят инспекцию маршрута. Инспекторы осматривают все объекты, включенные в программу обслуживания туристов, знакомятся с планируемыми экскурсиями, осматривают транспорт, изучают рестораны, меню и т.д.
Разрабатывая тур, необходимо определить основных поставщиков туристских услуг (основываясь на принципах надежности, безопасности, удобства для клиентов) и заключить с ними договоры.
Договоры регулируют отношения туристских организаций с предприятиями туристской инфраструктуры и направлены как на предоставление туристам возможности перемещения из пунктов направления в пункты назначения, так и на обеспечение отдыха, досуга, развлечений. Договоры четко определяют условия приема и направления групп туристов. Перед их заключением рекомендуется ознакомиться с условиями приема и обслуживания туристов непосредственно на месте.
Договор предусматривает конкретные обязанности фирмы, направляющей туристов в путешествие:
– При реализации путевок подробно и точно информировать туристов об условиях путешествия и обслуживания.
– Реализовывать путевки на обслуживание туристских групп только при наличии информационного листка с описанием маршрута и условий обслуживания, разработанных и утвержденных фирмой, на территории которой осуществляется прием и обслуживание.
– Отправлять туристов только в соответствии с утвержденными сроками.
– Информировать принимающую фирму о выезде каждой группы туристов не позднее, чем за 1-5 дней до заезда (в зависимости от вида тура и направления), указывая количество человек, дату и часы прибытия группы, вид транспорта, номер рейса, сведения о перечислении денег (сумму, номер и дату платежного поручения).
– При выполнении некоторых туров направлять с каждой группой туристов руководителя (групповода)
– Предоставлять принимающей стороне список туристов, составленный по установленной форме и заверенный печатью турфирмы.
Договор также устанавливает обязанности принимающей туристской фирмы:
– Организовать трансферные перевозки туристов в любое время суток.
– Обеспечить высокое качество транспортного, бытового, культурного, экскурсионного и иного обслуживания.
– Для обслуживания туристов в месте их пребывания прикрепить к ним групповода (гида, переводчика, экскурсовода).
К договору между направляющей и принимающей турфирмами прилагают пакет документов, включающий:
– График приема туристов с указанием дат заезда, отъезда, количества групп, человек в группе, дней проживания (если туристов размещают в гостинице, на турбазе и в других помещениях).
– Список мест размещения групп туристов в гостинице, на турбазе, в мотеле и т.п.
– Адреса предприятий питания с указанием отдаленности пунктов питания от места проживания туристов, стоимости питания, включая накладные расходы на одного человека в день.
– Программу экскурсионного и культурного обслуживания групп с указанием даты, перечня тем экскурсий, способа передвижения, продолжительности в часах, стоимости экскурсий и привлекаемого транспорта.
– Калькуляция стоимости обслуживания групп туристов. В ней указывают статьи затрат на одного человека и на группу.
Заключение контракта с зарубежным партнером требует тщательной юридической проработки подписываемых документов. Практика заключения имущественных сделок с участием иностранных юридических лиц показывает, что в контрактах следует четко и по возможности исчерпывающе оговаривать обстоятельства, при наступлении которых стороны полностью или частично освобождаются от исполнения принятых обязательств. При включении в контракт пункта о форс-мажорных обстоятельствах необходимо установить принцип освобождения сторон от ответственности