Файл: Учебнометодический комплекс дисциплины менеджмент в туристической фирме.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 630

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)

1 Цели и задачи дисциплины

2 Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

3. Требования к результатам освоения дисциплины

4 Объем дисциплины и виды учебной работы

5 Содержание дисциплины

6 Лабораторный практикум

7 Примерная тематика курсовых проектов (работ):

8 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

9 Материально-техническое обеспечение дисциплины

10 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

11 Рефераты

12 Вопросы для подготовки к экзамену

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ

Разработка стратегии турфирмы

Управление качеством в туристском бизнесе

Изучение туристского рынка как условие его успешного освоения

Организация эффективной работы с партнерами

Особенности проведения деловых переговоров

Разработка конкурентоспособного тура

Перевозчики

Предприятия питания

Экскурсионное обслуживание

Методическое обеспечение маршрута

Формирование цены турпродукта

Документальное оформление тура и взаимоотношений турфирмы с клиентом

Направления продвижения туристского продукта

– щитовая реклама строится на рекламной идее, специфика которой заключается в том, что она мгновенно схватывается и запоминается;

Персонал как важнейший ресурс туристского предприятия

Оптимизация затрат на оплату труда персонала

Мотивирование персонала

Обучение персонала

МАТЕРИАЛЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Ситуации для анализа

Деятельность туроператоров

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

1 Задания для самостоятельной работы студентов

2 Методические указания по выполнению самостоятельной работы

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Тесты для проверки знаний студентов

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ГЛОССАРИЙ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

, соответствующая определенному виду туризма, но чаще их сочетаниям, например:


Вид туризма

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1. Рекреация

х

+

+




+

+







+

+

2. Культурно-познавательный

+

х

+

+

+

+

+




+

+

3. Воссоединительный2 и ностальгический

+

+

х



















+

4. Деловой




+




х










+

+

+

5. Лечебно-оздоровительный

+

+







х













+

6. Спортивный и приключенческий

+

+










х







+

+

7. Религиозный




+













х







+

8. Миссионерский










+










х




+

9. Экологический

+

+




+




+







х

+

10. Прочие

+

+

+

+

+

+

+

+

+

х



Собирая краткую географическую характеристику о районе путешествия (географическое положение, территориальная принадлежность, климат, природа, ресурсы и т. д.), не следует останавливаться на поиске материалов исключительно в Интернете. Географическая информация, представленная во всемирной сети, часто страдает неполнотой, недостоверностью, многие географические названия указываются неверно. Поэтому обязательным требованием к информационному обеспечению тура будет использование специальной географической справочной литературы, различных энциклопедий, но не путевых заметок, страдающих субъективизмом и неточностью описаний.

Такое же замечание относится к краткой исторической справке о стране или местности, важнейших событиях, роли в международной истории и др. Учитывая большой интерес туристов к различным чудесам природы, необычным явлениям, суевериям, поверьям желательно познакомиться с региональной мифологией и по возможности включить ее в качестве объектов показа или рассказа в программу тура.
Порядок проектирования туристского продукта

Туристский продукт – это совокупность вещественных (предметов потребления), невещественных (в форме услуги) потребительских стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, возникающих в период его путешествия. Туристский продукт состоит из двух частей:

– тура, включающего проезд, размещение, питание и туристско-экскурсионные услуги;

– товаров туристского назначения.

Различают два основных вида туров:

1) пэкидж-тур – комплексная туристская услуга, включающая размещение, питание, экскурсионное обслуживание, транспортные, бытовые, спортивно-оздоровительные, физкультурные, медицинские и прочие услуги;

2) инклюзив-тур – отдельные туристские услуги: питание, размещение, экскурсионное обслуживание, транспорт (по выбору).

Приступая к разработке тура, следует определиться с основными принципами, которые должны быть положены в его основу. К таким принципам относятся: привлекательность, доступность, содержательность, функциональность, многовариантность, комфортность, информированность.

Привлекательность. Привлечь туристов можно либо новыми впечатлениями, либо занятиями, отличными от их повседневной деятельности (например, отдыхом). Факторы туристской привлекательности чрезвычайно разнообразны: это могут быть исторические места, живописные местности, культурные мероприятия, выставки, фестивали, охота, рыбная ловля, редкие животные, птицы и многое другое.



Доступность. Факторы, привлекающие туристов, не будут иметь коммерческой ценности до тех пор, пока туристы не воспользуются ими. Большинство туристов предпочтет те места, до которых удобно и дешево добраться. Высокая доступность предполагает наличие хороших дорог быстрых видов транспорта, а для пеших маршрутов – обустроенной туристской трассы.

Содержательность туристского маршрута означает наличие познавательных элементов, способствующих знакомству с природой, памятниками культурного наследия, а также современных объектов (архитектуры, городских ландшафтов и др.).

Принцип содержательности позволяет туристам в относительно короткий промежуток времени получить новые знания, познакомиться с интересными достопримечательностями, культурой, бытом, менталитетом местного населения.

Функциональность предполагает круглогодичное использование одного и того же туристского маршрута, но с различным набором сезонных услуг. Например, летом горный маршрут в значительной мере слагается из походов по ущельям с осмотром горных озер, водопадов, снежников и ледников, несложных восхождений на панорамные вершины с целью обзора местности. В зимнее время основное внимание уделяется горнолыжному спорту.

Многовариантность туристского маршрута связана с возможным изменением погоды, непостоянством состава туристов, необязательность партнеров и т.д. Особенно актуален принцип многовариантности при организации походов с активными видами передвижения и ночлегами в полевых условиях. В этом случае необходимо иметь запасные, облегченные варианты маршрутов для лиц со слабой физической подготовкой. При возникновении неблагоприятных метеорологических условий (резкое понижение температуры, штормовые ветры, наводнения) и в случае стихийных бедствий необходимо иметь варианты обслуживания туристов без их активного перемещения по маршрутам.

Комфортность. Туристы отдадут предпочтение тем маршрутам, на которых созданы условия для жилья и питания. Абсолютный минимум – двухразовое питание и палатка, оптимум – трехразовое питание, ночлег в закрытом помещении, горячее водоснабжение.

Информированность. Появление туристов на маршруте зависит от степени их информированности. Она достигается различными рекламными средствами: объявлениями в средствах массовой информации, участием турфирмы в выставках и т.п. Турист должен знать и одобрять программу тура, прежде чем принять решение о путешествии по данному маршруту.


Разработка тура – сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации. К разработке любого тура предъявляется 10 обязательных требований.

1) Наличие путешествующих.

2) Наличие природных и (или) культурных достопримечательностей.

3) Обеспечение туристов проездными документами и организация доставки туристов к месту назначения и обратно (транспорт, трансфер).

4) Организация размещения.

5) Организация питания на маршруте и в местах размещения.

6) Наличие обслуживающего персонала, в том числе гидов, руководителей туристских групп.

7) Планирование перевозок туристов по срокам, расписанию и маршрутам.

8) Составление технологической карты маршрута, разработка других документов, необходимых для сертификации тура.

9) Калькулирование стоимости туристской путевки в зависимости от заключенных договоров и предоставляемых услуг.

10) Подбор и подготовка кадров, обеспечение их необходимыми методическими материалами и реквизитами.

После изучения спроса на туристскую услугу разрабатывается программа тура и изучаются все его детали, причем обязательно с выездом на маршрут. В результате составляется «Акт обследования маршрута», в котором указываются возможные факторы риска и меры по их уменьшению или устранению.

Если планируется прием иностранных туристов, с программой тура необходимо ознакомить направляющую сторону. В идеале, но далеко не всегда представители иностранной направляющей турфирмы проводят инспекцию маршрута. Инспекторы осматривают все объекты, включенные в программу обслуживания туристов, знакомятся с планируемыми экскурсиями, осматривают транспорт, изучают рестораны, меню и т.д.

Разрабатывая тур, необходимо определить основных поставщиков туристских услуг (основываясь на принципах надежности, безопасности, удобства для клиентов) и заключить с ними договоры.

Договоры регулируют отношения туристских организаций с предприятиями туристской инфраструктуры и направлены как на предоставление туристам возможности перемещения из пунктов направления в пункты назначения, так и на обеспечение отдыха, досуга, развлечений. Договоры четко определяют условия приема и направления групп туристов. Перед их заключением рекомендуется ознакомиться с условиями приема и обслуживания туристов непосредственно на месте.

Договор предусматривает конкретные обязанности фирмы, направляющей туристов в путешествие:


– При реализации путевок подробно и точно информировать туристов об условиях путешествия и обслуживания.

– Реализовывать путевки на обслуживание туристских групп только при наличии информационного листка с описанием маршрута и условий обслуживания, разработанных и утвержденных фирмой, на территории которой осуществляется прием и обслуживание.

– Отправлять туристов только в соответствии с утвержденными сроками.

– Информировать принимающую фирму о выезде каждой группы туристов не позднее, чем за 1-5 дней до заезда (в зависимости от вида тура и направления), указывая количество человек, дату и часы прибытия группы, вид транспорта, номер рейса, сведения о перечислении денег (сумму, номер и дату платежного поручения).

– При выполнении некоторых туров направлять с каждой группой туристов руководителя (групповода)

– Предоставлять принимающей стороне список туристов, составленный по установленной форме и заверенный печатью турфирмы.

Договор также устанавливает обязанности принимающей туристской фирмы:

– Организовать трансферные перевозки туристов в любое время суток.

– Обеспечить высокое качество транспортного, бытового, культурного, экскурсионного и иного обслуживания.

– Для обслуживания туристов в месте их пребывания прикрепить к ним групповода (гида, переводчика, экскурсовода).

К договору между направляющей и принимающей турфирмами прилагают пакет документов, включающий:

– График приема туристов с указанием дат заезда, отъезда, количества групп, человек в группе, дней проживания (если туристов размещают в гостинице, на турбазе и в других помещениях).

– Список мест размещения групп туристов в гостинице, на турбазе, в мотеле и т.п.

– Адреса предприятий питания с указанием отдаленности пунктов питания от места проживания туристов, стоимости питания, включая накладные расходы на одного человека в день.

– Программу экскурсионного и культурного обслуживания групп с указанием даты, перечня тем экскурсий, способа передвижения, продолжительности в часах, стоимости экскурсий и привлекаемого транспорта.

– Калькуляция стоимости обслуживания групп туристов. В ней указывают статьи затрат на одного человека и на группу.

Заключение контракта с зарубежным партнером требует тщательной юридической проработки подписываемых документов. Практика заключения имущественных сделок с участием иностранных юридических лиц показывает, что в контрактах следует четко и по возможности исчерпывающе оговаривать обстоятельства, при наступлении которых стороны полностью или частично освобождаются от исполнения принятых обязательств. При включении в контракт пункта о форс-мажорных обстоятельствах необходимо установить принцип освобождения сторон от ответственности