Файл: Учебнометодический комплекс дисциплины менеджмент в туристической фирме.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 653

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)

1 Цели и задачи дисциплины

2 Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

3. Требования к результатам освоения дисциплины

4 Объем дисциплины и виды учебной работы

5 Содержание дисциплины

6 Лабораторный практикум

7 Примерная тематика курсовых проектов (работ):

8 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

9 Материально-техническое обеспечение дисциплины

10 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

11 Рефераты

12 Вопросы для подготовки к экзамену

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ

Разработка стратегии турфирмы

Управление качеством в туристском бизнесе

Изучение туристского рынка как условие его успешного освоения

Организация эффективной работы с партнерами

Особенности проведения деловых переговоров

Разработка конкурентоспособного тура

Перевозчики

Предприятия питания

Экскурсионное обслуживание

Методическое обеспечение маршрута

Формирование цены турпродукта

Документальное оформление тура и взаимоотношений турфирмы с клиентом

Направления продвижения туристского продукта

– щитовая реклама строится на рекламной идее, специфика которой заключается в том, что она мгновенно схватывается и запоминается;

Персонал как важнейший ресурс туристского предприятия

Оптимизация затрат на оплату труда персонала

Мотивирование персонала

Обучение персонала

МАТЕРИАЛЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Ситуации для анализа

Деятельность туроператоров

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

1 Задания для самостоятельной работы студентов

2 Методические указания по выполнению самостоятельной работы

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Тесты для проверки знаний студентов

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ГЛОССАРИЙ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

2 – при этой цене спрос равняется QD2, а турфирма предлагает только QS2; возникает неудовлетворенный спрос (QD2 – QS2). На регулируемом рынке цены искусственно сдерживаются, что приводит к неценовому нормированию, например, за счет продаж популярных направлений задолго до начала высокого сезона. На нерегулируемом туристском рынке следствием будет повышение цены до равновесной.

Скорость падения спроса на туристские услуги при повышении цен зависит от оценок потребителей: моды на поездки, престижности, стереотипов отдыха. В свою очередь, личные оценки зависят от индивидуальных обстоятельств и уровня дохода. В современном обществе, имеющем ярко выраженные черты потребления, многие туристские услуги рассматриваются как необходимые, например, ежегодный зимний отдых на горнолыжных или на морских курортах. Таким образом, потребности населения определяют приоритетность туристских услуг, но эта приоритетность зависит и от наклона кривой спроса, изменяющейся в зависимости от культуры, уровня доходов и вкусов людей.

Уровень, до которого спрос уменьшается при повышении цен, называется эластичностью спроса по цене. Такая эластичность определяется как процентное изменение спроса при повышении цены на 1%. Поскольку спрос при повышении цены, как правило, падает, эластичность выражается отрицательной величиной, однако принято указывать ее абсолютное значение. Если эластичность больше единицы, туристская услуга классифицируется как роскошь, при значении меньше 1 – как необходимость. Примером необходимой туристской услуги может быть массовый весенний и осенний выезд населения южных районов Дальнего Востока в приграничные китайские города для приобретения сезонных товаров.

С помощью кривых равновесия туристского спроса и предложения можно изучать влияние на спрос дохода. Изменения этих переменных могут сдвигать кривые спроса и предложения вправо или влево. Например, возрастание дохода при равновесном уровне цены Р* приводит к возрастанию спроса и кривая спроса («Спрос 1») перемещается вправо (кривая «Спрос 2») (рис. 20). В результате, если количество туристских услуг равно Q*, на них возникает избыточный спрос. Естественной реакцией турфирмы будет увеличение как цены услуг, так и их количества до тех пор пока не установится равновесие в новой точке Р*
2.



Рис. 20. Влияние дохода населения на туристский спрос

Но увеличение дохода не всегда увеличивает спрос: он может остаться прежним или даже снизиться; при этом кривая спроса сдвинется влево. Если возрастание спроса на туристскую услугу пропорционально растет с увеличением дохода, то такая услуга определяется как высококачественная. Если увеличение спроса непропорционально росту дохода, то туристская услуга квалифицируется как услуга массового спроса. Если при повышении дохода спрос падает, то туристская услуга определяется как низкокачественная.

Уровень возрастания или падения спроса при изменении дохода, называется эластичностью по доходу. Она определяется как процентное изменение спроса в результате увеличения дохода на 1%. Так же, как и эластичность по цене, эластичность по доходу зависит от природы туристской услуги.

Можно рассмотреть также влияние на туристский спрос изменения цен на другие услуги. С этой целью используется расчет коэффициента перекрестной эластичности (Eab). Он характеризует степень чувствительности продаж туристских услуг А на изменение цены туристских услуг В.

(15)

В случае, когда значение показателя эластичности стабильно или изменяется в прогнозируемом диапазоне (квазистабильно), можно спрогнозировать возможное изменение продаж в результате изменения цены на услугу. В самом общем случае значение Е принимается за постоянную величину.
(16)
Qx – прогноз продаж,

Px – прогнозируемое значение цены,

Q0 – объем продаж при цене P0.
Если две услуги взаимозаменяемы, то возрастание цены одной из них приведет к увеличению спроса на вторую. Например, возрастание цены на санаторно-курортное лечение в российских здравницах может увеличить спрос на лечение за рубежом, поскольку по своим потребительским свойства эти услуги идентичны, а за рубежом еще и имеют более высокий уровень сервиса.

Если две туристские услуги взаимодополняемы, то есть потребляются совместно (например, недельная экскурсионная программа и последующий отдых на морском побережье), то возрастание цены на одну их них приведет к падению спроса на обе услуги. Например, возрастание цены отдыха на французском побережье может привести к падению спроса на туры «Париж – Ницца» и «Париж экскурсионный», так как часть туристов предпочтет отдых в Испании.



Влияние других переменных тоже можно представить сдвигом кривых спроса или предложения. При этом вклад одной переменной в кривые спроса и предложения прослеживается при условии неизменности других переменных. В реальной туристской практике это практически невозможно, так как многие переменные изменяются одновременно. Так, по наблюдениям, сделанным в разные моменты времени, можно ошибочно предположить, что рост цен на услуги увеличил спрос. При этом упускается из виду, что одновременно произошло увеличение дохода, и возрастание спроса за счет роста дохода компенсировало негативное влияние повышения цены. Тем не менее, анализ спроса и предложения на рынке туристских услуг при учете дополнительных факторов позволяет улучшить перспективное и оперативное планирование деятельности турфирмы.

Важнейшее значение для турфирмы и ее клиентов имеет цена предлагаемых туристских услуг. В основе восприятия цены производителем туристской услуги лежат издержки. Устанавливая цену на конкретный тур, туроператор рассчитывает компенсировать издержки и получить прибыль. Структура цены продаж представлена на рис. 21.

Рис. 21. Структура цены продаж туристских услуг


Тема 3.3 Эффективные методы управления персоналом турфирмы (Л – 2 ч)


Персонал как важнейший ресурс туристского предприятия



Успех любой организации, по мнению Р. Друкера4 определяется знаниями и информацией. А так как носителями знаний являются сотрудники, именно они представляют наибольшую ценность. Грамотный руководитель понимает, что ценность сотрудника определяется не только дисциплиной и исполнительностью, но и обширными знаниями, как в сфере профессиональной деятельности, так и за ее пределами. Ценный сотрудник имеет «портфель» шаблонов и домашних заготовок, позволяющих ему быстро адаптироваться к новым проектам, но не чужд и проявлению творческих идей. Нестандартность мышления очень высоко ценится в любом бизнесе, но в туризме она приобретает особое значение из-за его многоаспектности и ориентированности на самые разные потребности человека. Поэтому генерация новых идей становится частью обязанностей менеджеров и особенно маркетологов турфирмы.

Важным конкурентным преимуществом является отношение сотрудников к своей работе. Можно вложить немалые средства в электронное оснащение офиса турфирмы, но этот фактор не будет решающим. Оборудование, конечно, может быть конкурентным преимуществом, но через полгода у конкурентов будет такое же. Сформировать же работоспособную команду удается далеко не каждому руководителю. В идеальном коллективе турфирмы сотрудники с радостью идут на работу, довольны своей должностью и заработной платой. Руководитель турфирмы, стремящийся к достижению перечисленных условий, с большой вероятностью выведет свой бизнес на лидирующие позиции.

Персонал турфирмы выполняет многообразные функции, но главные из них: осуществление предпринимательской деятельности и повышение конкурентоспособности предприятия.

Формальные требования к персоналу турфирмы закреплены в стандарте «Туристские услуги. Общие требования». Согласно этому документу, персонал, включая руководящий состав, должен иметь профессиональную подготовку и квалификацию. Желательно наличие специального образования.

Сотрудники турфирмы должны знать: законодательные акты и
нормативные документы в сфере туризма; международные нормы, правила оформления документов на выезд (въезд) из России; иностранный язык в объеме, соответствующем выполняемой работе. Менеджеры, работающие с клиентами, должны владеть информацией, необходимой для потребителей и постоянно ее актуализировать; повышать свою квалификацию, давать точные ответы на поставленные посетителями вопросы. К перечисленным требованиям стандарта следует добавить, пожалуй, самое важное: наличия команды единомышленников, от которых зависит успешная деятельность турфирмы.

Командный стиль работы турфирмы соответствует понятию сплоченности или корпоративности коллектива, хотя последний термин имеет более широкую трактовку. Под командой следует понимать союз двух или нескольких людей, взаимодействующих и координирующих всю деятельность, направленную на достижение определенной цели. Корпоративность (сплоченность) коллектива – понятие, характеризующее степень мотивированности сотрудников, заинтересованности в достижении высоких результатов, приверженности своей турфирме.

Команда турфирмы может состоять из более мелких команд, образующихся в соответствии с родом деятельности (рис. 22). Каждая из этих команд характеризуется диапазоном деятельности (от высокого до низкого) и взаимозаменяемостью (от низкой до высокой). Высокий диапазон деятельности означает, что группа способна на выполнение действий, связанных с многочисленными функциями. Низкий диапазон деятельности указывает на то, что группа может выполнять действия, связанные лишь с определенной функцией или одной задачей.



высокий
межфункциональные команда

команды менеджеров руководителей
диапазон

деятельности

экскурсоводы, производственный персонал:

руководители групп водители, уборщицы и др.

по направлениям

низкий низкая взаимозаменяемость высокая