Файл: Республиканский научнометодический журнал Педагогический.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 160
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ: СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ТЕХНИЧЕСКОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Роль творческой фантазии в процессе обучения игре на фортепиано
Блоги как средство коммуникации: виды и функции блогов
Бастауыш сынып оқушыларын шығармашылық іс-əрекетке баулудың психологиялық-дидактикалық шарттары
Санның дəрежесі қандай цифрмен аяқталатынын табу
Google-сервисы на уроках русского языка и литературы
Роль дидактических игр в формировании и развитии
SMART-технологии как необходимый компонент системы образования
Психологическое сопровождение учащихся в периоды адаптации
Роль социального партнерства в подготовке специалистов по специальности «Организация питания»
Патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений воспитательной работы в колледже
Трудности социальной адаптации у детей с аутизмом в общеобразовательной школе
Қазақстандағы бастауыш мектеп педагогтарын даярлаудың мазмұнының ерекшеліктері
Эффективные пути повышения качества обучения
Разработка и применение суммативных работ по русскому языку
Роль производственного обучения в подготовке высококвалифицированного специалиста
Нахождение числа по его проценту
произведения с экономическим содержанием,
В настоящее время показано, что важным сред- ством формирования представлений, понятий и развития мышления у детей, особенно старшего до- школьного возраста, является использование раз- личного рода моделей и схем, которые в наглядной, доступной для ребенка форме, воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта, обнаружение которых в самом объекте представ- ляет существенные трудности.
Экономические понятия рассматриваются в дан- ном случае как своеобразные модели. Использова- ние моделей и моделирования ставит ребенка- до- школьника в активную позицию, стимулирует по- знавательную деятельность.
Я использую в своей работе модели-символы, обо- значающие экономические понятия и категории, такие как: товары, услуги, виды благ.
Ребенок, прежде всего, познает азы семейной эко- номики, поскольку в семье он делает свои первые шаги в мир экономической деятельности, получает о ней первые представления. Дошкольник узнает о труде, дошкольник узнает о труде, профессиях род- ных и близких, о финансовом положении семьи. Старшие дошкольники учатся оперировать день- гами. Соотносить доход с ценой товара, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми. Дети получают начальные сведе- ния об экономике своего города, профессиях, свя- занных с экономикой и бизнесом, о продукции. Вы- пускаемых на предприятиях и трудовых действиях по ее изготовлению и реализации, учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.
Таким образом, ранее разумное экономическое вос- питание служит основой правильного миропонима- ния и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром, выработке страте- гий в индивидуальном порядке и в консолидиро- ванном виде для экономического региона в целом. В ходе обучения необходимо использовать как тра- диционные, так и нетрадиционные формы органи- зации совместной деятельности детей, ориентиро- ванные на взаимодействие ее участников, на твор- ческую активность каждого. Наиболее рациональ- ной формой организации обучения я считаю, что учебное занятие по типу дидактической игры, иг- ровой оболочки «экономическая гостиная», кото- рая предусматривает элементы сюрпризности, со- ревнования, введения сказочных персонажей, ху- дожественных образов, использование разного рода дидактических игр (настольно-печатных, сло- весных), выполнение творческих заданий занима- тельного характера на протяжении всего занятия, а также:
-
обеспечивает оптимальные условия для умствен- ного, нравственного, эстетического и
экономического развития детей;
-
формирует потребность у детей в расширении и углублении знаний, приобретении навыков пере- носа полученных знаний в игровую и трудовую де- ятельность; -
способствует развитию потребностно-мотиваци- онной сферы, элементарного экономического мышления, нравственно-экономических качеств; -
поддерживает самостоятельность, инициативу, творчество в различных видах деятельности; 5)обеспечивает установление субъект-субъектных отношений со сверстниками и взрослыми;
6) способствует активному вовлечению детей в раз- личные сферы деятельности дошкольного учре- ждения.
В своей работе по теме творческого писка я широко использую пословицы и поговорки об экономике и бережливости, например:
-
Считай деньги в своём кармане. -
Деньги счёт любят. -
Без копейки рубля не бывает. -
Слову – вера, хлебу – мера, а деньгам - счёт. -
Из копеек рубли вырастают. -
Тот без нужды живёт, кто деньги бережёт. -
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
-Гроша ломаного не стоит.
-Долг платежом красен.
-Уговор дороже денег.
-Монета карман не тянет.
-Здоров буду — и денег добуду.
-Рубль - трудовой, потому и дорогой
-Кто долго спит, тот денег не скопит
-Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда.
На педагогических советах, семинарах я постоянно делюсь опытом работы по экономическому образо- ванию дошкольников.
Проведенная мною диагностика содержала 6 серий заданий, по 6 заданий в каждой. Форма проведения диагностики –индивидуальная. Каждому ребенку я предлагала ответить на поставленный вопрос или выполнить задание.
Задания предложенных серий были направлены на выявление знаний в следующих наиболее суще- ственных сферах экономики:
-
знания в области социально-экономической сферы; -
знания в области товарно-денежных отношений; -
знания в области производства и связанных с ним вопросов; -
знания в области информационно-организатор- ской сферы; -
знания в области нравственно-этической сферы; -
знания в области государственно-юридической сферы.
Проведя целенаправленную работу, я убедилась, что экономическое развитие детей вышло на более высокий уровень. Разработанная мною система
экономического воспитания дошкольников, обес- печила формирование представлений детей об эко- номике:
-У детей повысился активный словарь по теме
«Экономика».
-Дети осознали на доступном им уровне взаимо- связь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества.
-У детей в стадии формирования качества, способ- ствующие дальнейшей самореализации: бережли- вость, расчётливость, экономность, трудолюбие.
Данные качества помогут в дальнейшем социаль- ной адаптации детей. В процессе экономического воспитания у детей сформированы также такие ка- чества личности как трудолюбие, бережливость,
равноправные, партнерские отношения в детском коллективе, чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проиг- рыша, стремление доводить начатое до конца, воз- никает здоровый интерес к деньгам, умение тра- тить их на нужные покупки, обогатился запас слов в лексиконе.
В заключение хочу сказать, что раннее разумное экономическое образование служит основой при- обретения детьми элементарных навыков ориенти- ровки в экономических явлениях.
Осуществляя экономическое воспитание в до- школьном возрасте, мы решаем задачи всесторон- него развития личности и помогаем ребенку сде- лать первый шаг в экономику.
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы
Семенова Ирина Викторовна
преподаватель Костанайского колледжа сферы обслуживания
Основной целью среднего специального образова- ния является подготовка будущего профессионала, способного не только адаптироваться в рабочем коллективе, но творчески участвовать в трудовом процессе, уметь проектировать свою деятельность. От выпускника колледжа ждут качеств специали- ста - человека, нашедшего свое предназначение, овладевшего высокими уровнями производствен- ной деятельности, сознательно изменяющего и раз- вивающего себя в ходе решения самых разнообраз- ных задач, вносящего свой индивидуальный твор- ческий вклад в профессию.
В рамках обновленного содержания образования на уроках наряду с другими технологиями активно ис- пользую метод проектов с целью развития интел- лектуальных, коммуникативных и творческих спо- собностей студентов, умений самостоятельно кон- струировать свои знания, ориентироваться в ин- формационном пространстве.
Главные характерные черты метода проекта: твор- ческая направленность, стимулирование самореа- лизации личности и ориентация на практический, социально-значимый результат. Чтобы добиться такого результата, стараюсь научить обучающихся самостоятельно мыслить, находить и решать про- блемы, привлекая для этой цели знания из разных областей и культур.
Обучающимися разрабатываются творческие, ис- следовательские, информационные проекты по русскому языку и литературе.
На уроке очерчивается общая проблема, происхо- дит её актуализация, затем ребята разбиваются на несколько групп по 3-5 человек, определяют в своей группе значимую в исследовательском и
творческом плане проблему, требующую интегри- рованного знания, исследовательского поиска для ее решения. Затем в каждой группе определяется практическая, теоретическая и познавательная зна- чимость предполагаемых результатов. В ходе ра- боты инструктирую, оказываю помощь в структу- рировании содержательной части проекта.
Использую опережающее обучение: готовясь к урокам литературы, студенты выполняют проекты творческого характера, например, оформляют сборники стихов великих поэтов с использованием технологий обработки информации, создают про- екты рекламы, составляют обобщающие таблицы, алгоритмы действий, схемы, выступают в различ- ных ролях: экскурсовода, историка, лингвиста, фо- тографа, режиссера, художника, журналиста. Для многих привлекательность данного метода обуче- ния заключается в подлинности опыта. Обучающи- еся исполняют роль людей, работающих в изучае- мой отрасли, и ведут себя так же, как эти люди. Со- бирают ли они материал о жизни и творчестве того или иного поэта, писателя или ученого, составляют ли туристический путеводитель или работают с справочной литературой, определяют ли особенно- сти драматургии или составляют советы по стили- стике, организуют ли презентацию с участием средств массовой информации по поводу положи- тельных и отрицательных моментов в развитии языка – в любом случае принимают участие в про- ектах, которые имеют место в реальном мире. Та- ким образом, мною учитываются интересы ребят, организуется свободное творчеств и сотрудниче- ство всех участников проекта, развивается творче- ское воображение.
На уроке «Сатира Чехова» творческие способности ребята продемонстрировали в презентации творче- ского проекта «Театр Чехова», представив эскиз костюмов, декорации, показав инсценировку от- рывков из рассказов и пьес великого сатирика. Со- зданный библиографами исследовательский про- ект «Творческая биография А.П. Чехова» способ- ствовал более глубокому пониманию обучаемыми истоков творчества писателя-врача, вся жизнь ко- торого стала беззаветным служением людям. Группа историков подготовила исследовательский проект: «Исторический комментарий» и провела с ребятами словарную работу, произошло погруже- ние в сатиру великого мастера, знакомство с осо- бенностями эпохи Чехова и лексическим значе- нием историзмов, используемых автором.
Для развития исследовательских и творческих спо- собностей на уроке «Лирика Есенина» обучающи- еся работали над краткосрочными проектами «Ис- токи поэзии Есенина», «Тема родной природы в ли- рике», «История одного стихотворения».
На уроке литературы «Повесть Л.Н. Андреева
«Иуда Искариот» были созданы условия для разви- тия творческой личности, её самореализации и са- моопределения с помощью использования кратко- срочных проектов. Историки, библиографы, экс- курсоводы подготовили исследовательские мини- проекты: «История создания повести «Иуда Иска- риот», «Сюжетная основа повести», «Образ Иуды в живописи», «Кухня древних иудеев», что способ- ствовало более глубокому пониманию истоков по- вести, помогало проникнуть в тайны человеческой души вместе с писателем Андреевым, под пером которого библейский сюжет из сухого, описатель- ного превратился в психологический. Для развития творческих способностей и эстетического воспита- ния был реализован проект заочной экскурсии. Экскурсоводы подготовили свое исследование о том, каким показан Иуда в живописи, обратили внимание на трапезу, изображенную на фреске
«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Историки подготовили исследовательский проект об истории хлеба – связь с обучением профессии. Будущих специалистов организации питания, заинтересо- вала рецептура древности.
Заключительный этап работы над проектом – это презентация: защита проекта, рецензии и отзывы на представляемую презентацию и ее описание, оценка руководителем и другими участниками про- ектной деятельности, карточки защиты проекта. Ре- зультат проектной деятельности обычно представ- лен как альманах, сборник иллюстраций, сборник собственных творческих работ, «Проба пера», пуб- ликация, буклет, стенгазета.
Отличительная черта проектной деятельности -
поиск информации, которая затем будет обрабо- тана, осмыслена и представлена участниками про- ектной групп. Применяя метод проектов на уроках русского языка, учу ребят ставить цели к заданиям, упражнениям, определять конечный результат, уметь его сформулировать устно. Предлагая такие задания на уроке «Лексика и фразеология», как сде- лать подборку пословиц на определенную тему, со- ставить каталог этих пословиц по определенным разделам, составить словарик фразеологизмов, со- здать сборник “Из истории фразеологизмов” - даю обучающимся возможность добывать нужную ин- формацию из разных источников, общаться с дру- гими участниками минипроекта, намечать план действий, фантазировать и воплощать свои фанта- зии в реальной деятельности. Создание проблемно- мотивационной среды на уроке осуществляется разными формами: беседой, дискуссией, "мозго- вым штурмом", самостоятельной работой, практи- ческой, групповой работой, ролевыми играми.
На внеклассных занятиях - поэтических мастерских
«Времена года», «Лирика о Родине» - результаты работы над творческими проектами были представ- лены как сборник собственных стихотворений о профессии, альманах поэзии «Проба пера» моло- дых поэтов колледжа обслуживания, альбом своих иллюстраций к стихотворениям.
Творческий проект «Читаем Ауэзова», представ- ленный на областном конкурсе, посвященном 120- летию Мухтара Ауэзова, отмечен отдел культуры и развития языков акимата г. Костаная благодар- ственными письмами. Исследовательские проекты в Республиканском конкурсе отмечены дипло- мами. На фестивале студенческой прессы с между- народным участием состоялась защита трех твор- ческих проектов: «Современная авторская сказка» отмечена грамотой, «Моя будущая профессия» и
«Гражданская позиция» отмечены дипломами. Применение метода проектов на уроках и во вне- урочной деятельности способствует развитию творческих способностей обучающихся, помогает сделать процесс получения знаний интересным и продуктивным.
Литература
-
Мендыбаева А.К. Инновационные методы обуче- ния, или Как интересно преподавать: Учебное по- собие/ А.К.Мендыбаева, З.М. Садвакасова. -5изд., доп.- Алматы, 2011. -341с. -
Джонс Дж. К. Методы проектирования/ Дж. К. Джонс. - М.: «Мир», 1986. -326с. -
Полат Е.С. Новые педагогические и информаци- онные технологии в системе образования/ Е.С.По- лат. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272с.
Роль производственного обучения в подготовке высококвалифицированного специалиста
Плотникова Елена Николаевна заместитель директора по учебно-производственной работе КГУ "Риддерский многопрофильный колледж"
Производственное обучение – это практическое ко- торое проводится в учебно-производственных ма- стерских, в условиях производства, в учебных под- разделениях предприятий и на рабочих местах. Этот вид обучения имеет профессиональную направленность и предполагает специальное теоре- тическое обучение, в тесной связи с которым оно осуществляется. Для производственного обучения как части образовательного процесса характерны все его общие закономерности, а специфика заклю- чается в том, что учебный процесс осуществляется в ходе производительного труда студента. Цель производственного обучения как учебного пред- мета – формирование основ профессионального мастерства квалифицированного рабочего в соот- ветствии с учебным планом и учебной программой. Само мастерство будет развиваться, совершенство- ваться в дальнейшем на основе опыта профессио- нальной деятельности, отношения работника к про- цессу и результатам своей работы, а в процессе производственного обучения закладывается та база, на основе которой осуществляется последую- щее развитие деятельности и личности. В области методики производственного обучения, к основ- ным компонентам основ профессионального ма- стерства относятся следующие умения:
-
работать качественно (соблюдать требования тех- нологического процесса); - работать быстро (обес- печивать производительность в соответствии с нор- мами времени); - работать безопасно (знать и со- блюдать требования безопасной организации труда и правила безопасного поведения на производстве); -
рационально организовать рабочее место, сплани- ровать рабочий день, соблюдать требования к внешнему виду и рабочей одежде. Для формирова- ния каждого из названных компонентов мастер ис- пользует разные методы, средства обучения и формы организации учебно-производственной дея- тельности. Так, для обеспечения необходимого уровня качества выполнения учебно-производ- ственных работ проводится обсуждение с учащи- мися требований к качеству изделий на основе тща- тельного анализа технологической документации и освоения приемов самоконтроля. Чтобы сформиро- вать скоростные навыки (производительность), до сведения студентов доводят нормы рабочего и уче- нического времени на изготовление продукции; по- каз трудовых приемов мастер проводит как в рабо- чем темпе, так и в замедленном; обеспечивается по- вторяемость (многократность) выполнения упраж- нений с целью закрепления профессиональных
навыков. Значительную часть урока мастер затра- чивает на формирование у студентов умений со- блюдать требования безопасности труда. Это тре- бования и к внешнему виду, и к организации рабо- чего места, и поведению учащихся в мастерской, лаборатории, на производственном объекте. Наиболее известными технологиями, применяе- мыми для решения указанных задач, являются: бригадная форма организации учебно-производ- ственной деятельности (развивает умения сотруд- ничества, взаимопомощи, взаимоответственности); игровые технологии (эффективны для развития профессиональных интересов и адаптации); имита- ционные упражнения (благоприятны для формиро- вания умения устанавливать гармоничные взаимо- отношения в трудовом коллективе); модульное обучение (особенно эффективно при формирова- нии умений самоконтроля); реализация личностно- ориентированного подхода в обучении (помогает создать на уроках атмосферу успеха, эмоциональ- ного подъема). Системы производственного обуче- ния – это одно из основополагающих понятий тео- рии и методики профобразования, предполагающее единство содержания, методов и форм организации обучения, предусматривающее воспитание и разви- тие учащихся, определяющее структуру и последо- вательность освоения учебного материала с целью освоения студентами профессиональных знаний, умений, навыков, формирование качеств личности, необходимых для успешной работы и профессио- нального развития. Основными задачами производ- ственного обучения являются формирование, за- крепление и совершенствование у студентов про- фессиональных знаний, умений и навыков, необхо- димых для присвоения квалификации рабочих. Производственное обучение включает следующие периоды: начальный, основной и заключительный (производственная практика). В начальный период осуществляется формирование первоначальных представлений об избранной профессии, условиях работы и ее организации, о требованиях к профес- сионализму и личности работника, о правилах обеспечения здоровья и безопасных условий труда. Для выполнения задач начального периода органи- зуются целевая экскурсия на предприятие, ознако- мительные (вводные) занятия в учебно-производ- ственных мастерских. На этих занятиях учащиеся знакомятся с будущим рабочим местом, планиров- кой цеха, производственного участка, мастерской, правилами безопасного поведения и режимом орга- низации учебно-производственной деятельности.