Файл: Республиканский научнометодический журнал Педагогический.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.03.2024

Просмотров: 160

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ: СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ:

ТЕХНИЧЕСКОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Сроки

Книжный вариант энциклопедии

Роль творческой фантазии в процессе обучения игре на фортепиано

Ұстаз - ұлы есім

Блоги как средство коммуникации: виды и функции блогов

Бастауыш сынып оқушыларын шығармашылық іс-əрекетке баулудың психологиялық-дидактикалық шарттары

Санның дəрежесі қандай цифрмен аяқталатынын табу

Применение методов критического мышления как способ повышения результативности в обучении на уроках физики

Google-сервисы на уроках русского языка и литературы

Роль дидактических игр в формировании и развитии

SMART-технологии как необходимый компонент системы образования

Психологическое сопровождение учащихся в периоды адаптации

Роль социального партнерства в подготовке специалистов по специальности «Организация питания»

Патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений воспитательной работы в колледже

Трудности социальной адаптации у детей с аутизмом в общеобразовательной школе

Қазақстандағы бастауыш мектеп педагогтарын даярлаудың мазмұнының ерекшеліктері

Эффективные пути повышения качества обучения

Разработка и применение суммативных работ по русскому языку

Роль производственного обучения в подготовке высококвалифицированного специалиста

Метр. Я расту

В. Астафьев «Белогрудка»

Сила упругости

Қаныш Сəтбаев

Двумерный массив

Нахождение числа по его проценту

Г. Скребицкий «Как белочка зимует?»

Пайдалы қазбалар жанама?

Көлік инфрақұрылымы

Елі сүйген Елбасы

Откуда ты, вода?

Как вращается земля?

Сердце и его работа

Времена года

Салқындатқыш сұйықтықтар


произведения с экономическим содержанием,

В настоящее время показано, что важным сред- ством формирования представлений, понятий и развития мышления у детей, особенно старшего до- школьного возраста, является использование раз- личного рода моделей и схем, которые в наглядной, доступной для ребенка форме, воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта, обнаружение которых в самом объекте представ- ляет существенные трудности.

Экономические понятия рассматриваются в дан- ном случае как своеобразные модели. Использова- ние моделей и моделирования ставит ребенка- до- школьника в активную позицию, стимулирует по- знавательную деятельность.

Я использую в своей работе модели-символы, обо- значающие экономические понятия и категории, такие как: товары, услуги, виды благ.

Ребенок, прежде всего, познает азы семейной эко- номики, поскольку в семье он делает свои первые шаги в мир экономической деятельности, получает о ней первые представления. Дошкольник узнает о труде, дошкольник узнает о труде, профессиях род- ных и близких, о финансовом положении семьи. Старшие дошкольники учатся оперировать день- гами. Соотносить доход с ценой товара, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми. Дети получают начальные сведе- ния об экономике своего города, профессиях, свя- занных с экономикой и бизнесом, о продукции. Вы- пускаемых на предприятиях и трудовых действиях по ее изготовлению и реализации, учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.

Таким образом, ранее разумное экономическое вос- питание служит основой правильного миропонима- ния и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром, выработке страте- гий в индивидуальном порядке и в консолидиро- ванном виде для экономического региона в целом. В ходе обучения необходимо использовать как тра- диционные, так и нетрадиционные формы органи- зации совместной деятельности детей, ориентиро- ванные на взаимодействие ее участников, на твор- ческую активность каждого. Наиболее рациональ- ной формой организации обучения я считаю, что учебное занятие по типу дидактической игры, иг- ровой оболочки «экономическая гостиная», кото- рая предусматривает элементы сюрпризности, со- ревнования, введения сказочных персонажей, ху- дожественных образов, использование разного рода дидактических игр (настольно-печатных, сло- весных), выполнение творческих заданий занима- тельного характера на протяжении всего занятия, а также:

  1. обеспечивает оптимальные условия для умствен- ного, нравственного, эстетического и

экономического развития детей;

  1. формирует потребность у детей в расширении и углублении знаний, приобретении навыков пере- носа полученных знаний в игровую и трудовую де- ятельность;

  2. способствует развитию потребностно-мотиваци- онной сферы, элементарного экономического мышления, нравственно-экономических качеств;

  3. поддерживает самостоятельность, инициативу, творчество в различных видах деятельности; 5)обеспечивает установление субъект-субъектных отношений со сверстниками и взрослыми;

6) способствует активному вовлечению детей в раз- личные сферы деятельности дошкольного учре- ждения.

В своей работе по теме творческого писка я широко использую пословицы и поговорки об экономике и бережливости, например:

  • Считай деньги в своём кармане.

  • Деньги счёт любят.

  • Без копейки рубля не бывает.

  • Слову вера, хлебу – мера, а деньгам - счёт.

  • Из копеек рубли вырастают.

  • Тот без нужды живёт, кто деньги бережёт.

  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

-Гроша ломаного не стоит.

-Долг платежом красен.

-Уговор дороже денег.

-Монета карман не тянет.

-Здоров буду и денег добуду.

-Рубль - трудовой, потому и дорогой

-Кто долго спит, тот денег не скопит

-Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда.

На педагогических советах, семинарах я постоянно делюсь опытом работы по экономическому образо- ванию дошкольников.

Проведенная мною диагностика содержала 6 серий заданий, по 6 заданий в каждой. Форма проведения диагностики –индивидуальная. Каждому ребенку я предлагала ответить на поставленный вопрос или выполнить задание.

Задания предложенных серий были направлены на выявление знаний в следующих наиболее суще- ственных сферах экономики:

  1. знания в области социально-экономической сферы;

  2. знания в области товарно-денежных отношений;

  3. знания в области производства и связанных с ним вопросов;

  4. знания в области информационно-организатор- ской сферы;

  5. знания в области нравственно-этической сферы;

  6. знания в области государственно-юридической сферы.

Проведя целенаправленную работу, я убедилась, что экономическое развитие детей вышло на более высокий уровень. Разработанная мною система


экономического воспитания дошкольников, обес- печила формирование представлений детей об эко- номике:

детей повысился активный словарь по теме

«Экономика».

-Дети осознали на доступном им уровне взаимо- связь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества.

-У детей в стадии формирования качества, способ- ствующие дальнейшей самореализации: бережли- вость, расчётливость, экономность, трудолюбие.

Данные качества помогут в дальнейшем социаль- ной адаптации детей. В процессе экономического воспитания у детей сформированы также такие ка- чества личности как трудолюбие, бережливость,

равноправные, партнерские отношения в детском коллективе, чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проиг- рыша, стремление доводить начатое до конца, воз- никает здоровый интерес к деньгам, умение тра- тить их на нужные покупки, обогатился запас слов в лексиконе.

В заключение хочу сказать, что раннее разумное экономическое образование служит основой при- обретения детьми элементарных навыков ориенти- ровки в экономических явлениях.

Осуществляя экономическое воспитание в до- школьном возрасте, мы решаем задачи всесторон- него развития личности и помогаем ребенку сде- лать первый шаг в экономику.


Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы

Семенова Ирина Викторовна

преподаватель Костанайского колледжа сферы обслуживания


Основной целью среднего специального образова- ния является подготовка будущего профессионала, способного не только адаптироваться в рабочем коллективе, но творчески участвовать в трудовом процессе, уметь проектировать свою деятельность. От выпускника колледжа ждут качеств специали- ста - человека, нашедшего свое предназначение, овладевшего высокими уровнями производствен- ной деятельности, сознательно изменяющего и раз- вивающего себя в ходе решения самых разнообраз- ных задач, вносящего свой индивидуальный твор- ческий вклад в профессию.

В рамках обновленного содержания образования на уроках наряду с другими технологиями активно ис- пользую метод проектов с целью развития интел- лектуальных, коммуникативных и творческих спо- собностей студентов, умений самостоятельно кон- струировать свои знания, ориентироваться в ин- формационном пространстве.

Главные характерные черты метода проекта: твор- ческая направленность, стимулирование самореа- лизации личности и ориентация на практический, социально-значимый результат. Чтобы добиться такого результата, стараюсь научить обучающихся самостоятельно мыслить, находить и решать про- блемы, привлекая для этой цели знания из разных областей и культур.

Обучающимися разрабатываются творческие, ис- следовательские, информационные проекты по русскому языку и литературе.

На уроке очерчивается общая проблема, происхо- дит её актуализация, затем ребята разбиваются на несколько групп по 3-5 человек, определяют в своей группе значимую в исследовательском и

творческом плане проблему, требующую интегри- рованного знания, исследовательского поиска для ее решения. Затем в каждой группе определяется практическая, теоретическая и познавательная зна- чимость предполагаемых результатов. В ходе ра- боты инструктирую, оказываю помощь в структу- рировании содержательной части проекта.

Использую опережающее обучение: готовясь к урокам литературы, студенты выполняют проекты творческого характера, например, оформляют сборники стихов великих поэтов с использованием технологий обработки информации, создают про- екты рекламы, составляют обобщающие таблицы, алгоритмы действий, схемы, выступают в различ- ных ролях: экскурсовода, историка, лингвиста, фо- тографа, режиссера, художника, журналиста. Для многих привлекательность данного метода обуче- ния заключается в подлинности опыта. Обучающи- еся исполняют роль людей, работающих в изучае- мой отрасли, и ведут себя так же, как эти люди. Со- бирают ли они материал о жизни и творчестве того или иного поэта, писателя или ученого, составляют ли туристический путеводитель или работают с справочной литературой, определяют ли особенно- сти драматургии или составляют советы по стили- стике, организуют ли презентацию с участием средств массовой информации по поводу положи- тельных и отрицательных моментов в развитии языка – в любом случае принимают участие в про- ектах, которые имеют место в реальном мире. Та- ким образом, мною учитываются интересы ребят, организуется свободное творчеств и сотрудниче- ство всех участников проекта, развивается творче- ское воображение.


На уроке «Сатира Чехова» творческие способности ребята продемонстрировали в презентации творче- ского проекта «Театр Чехова», представив эскиз костюмов, декорации, показав инсценировку от- рывков из рассказов и пьес великого сатирика. Со- зданный библиографами исследовательский про- ект «Творческая биография А.П. Чехова» способ- ствовал более глубокому пониманию обучаемыми истоков творчества писателя-врача, вся жизнь ко- торого стала беззаветным служением людям. Группа историков подготовила исследовательский проект: «Исторический комментарий» и провела с ребятами словарную работу, произошло погруже- ние в сатиру великого мастера, знакомство с осо- бенностями эпохи Чехова и лексическим значе- нием историзмов, используемых автором.

Для развития исследовательских и творческих спо- собностей на уроке «Лирика Есенина» обучающи- еся работали над краткосрочными проектами «Ис- токи поэзии Есенина», «Тема родной природы в ли- рике», «История одного стихотворения».

На уроке литературы «Повесть Л.Н. Андреева

«Иуда Искариот» были созданы условия для разви- тия творческой личности, её самореализации и са- моопределения с помощью использования кратко- срочных проектов. Историки, библиографы, экс- курсоводы подготовили исследовательские мини- проекты: «История создания повести «Иуда Иска- риот», «Сюжетная основа повести», «Образ Иуды в живописи», «Кухня древних иудеев», что способ- ствовало более глубокому пониманию истоков по- вести, помогало проникнуть в тайны человеческой души вместе с писателем Андреевым, под пером которого библейский сюжет из сухого, описатель- ного превратился в психологический. Для развития творческих способностей и эстетического воспита- ния был реализован проект заочной экскурсии. Экскурсоводы подготовили свое исследование о том, каким показан Иуда в живописи, обратили внимание на трапезу, изображенную на фреске

«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Историки подготовили исследовательский проект об истории хлеба связь с обучением профессии. Будущих специалистов организации питания, заинтересо- вала рецептура древности.

Заключительный этап работы над проектом – это презентация: защита проекта, рецензии и отзывы на представляемую презентацию и ее описание, оценка руководителем и другими участниками про- ектной деятельности, карточки защиты проекта. Ре- зультат проектной деятельности обычно представ- лен как альманах, сборник иллюстраций, сборник собственных творческих работ, «Проба пера», пуб- ликация, буклет, стенгазета.

Отличительная черта проектной деятельности -

поиск информации, которая затем будет обрабо- тана, осмыслена и представлена участниками про- ектной групп. Применяя метод проектов на уроках русского языка, учу ребят ставить цели к заданиям, упражнениям, определять конечный результат, уметь его сформулировать устно. Предлагая такие задания на уроке «Лексика и фразеология», как сде- лать подборку пословиц на определенную тему, со- ставить каталог этих пословиц по определенным разделам, составить словарик фразеологизмов, со- здать сборник “Из истории фразеологизмов” - даю обучающимся возможность добывать нужную ин- формацию из разных источников, общаться с дру- гими участниками минипроекта, намечать план действий, фантазировать и воплощать свои фанта- зии в реальной деятельности. Создание проблемно- мотивационной среды на уроке осуществляется разными формами: беседой, дискуссией, "мозго- вым штурмом", самостоятельной работой, практи- ческой, групповой работой, ролевыми играми.

На внеклассных занятиях - поэтических мастерских

«Времена года», «Лирика о Родине» - результаты работы над творческими проектами были представ- лены как сборник собственных стихотворений о профессии, альманах поэзии «Проба пера» моло- дых поэтов колледжа обслуживания, альбом своих иллюстраций к стихотворениям.

Творческий проект «Читаем Ауэзова», представ- ленный на областном конкурсе, посвященном 120- летию Мухтара Ауэзова, отмечен отдел культуры и развития языков акимата г. Костаная благодар- ственными письмами. Исследовательские проекты в Республиканском конкурсе отмечены дипло- мами. На фестивале студенческой прессы с между- народным участием состоялась защита трех твор- ческих проектов: «Современная авторская сказка» отмечена грамотой, «Моя будущая профессия» и

«Гражданская позиция» отмечены дипломами. Применение метода проектов на уроках и во вне- урочной деятельности способствует развитию творческих способностей обучающихся, помогает сделать процесс получения знаний интересным и продуктивным.

Литература

  1. Мендыбаева А.К. Инновационные методы обуче- ния, или Как интересно преподавать: Учебное по- собие/ А.К.Мендыбаева, З.М. Садвакасова. -5изд., доп.- Алматы, 2011. -341с.

  2. Джонс Дж. К. Методы проектирования/ Дж. К. Джонс. - М.: «Мир», 1986. -326с.

  3. Полат Е.С. Новые педагогические и информаци- онные технологии в системе образования/ Е.С.По- лат. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272с.


Роль производственного обучения в подготовке высококвалифицированного специалиста



Плотникова Елена Николаевна заместитель директора по учебно-производственной работе КГУ "Риддерский многопрофильный колледж"


Производственное обучение это практическое ко- торое проводится в учебно-производственных ма- стерских, в условиях производства, в учебных под- разделениях предприятий и на рабочих местах. Этот вид обучения имеет профессиональную направленность и предполагает специальное теоре- тическое обучение, в тесной связи с которым оно осуществляется. Для производственного обучения как части образовательного процесса характерны все его общие закономерности, а специфика заклю- чается в том, что учебный процесс осуществляется в ходе производительного труда студента. Цель производственного обучения как учебного пред- мета формирование основ профессионального мастерства квалифицированного рабочего в соот- ветствии с учебным планом и учебной программой. Само мастерство будет развиваться, совершенство- ваться в дальнейшем на основе опыта профессио- нальной деятельности, отношения работника к про- цессу и результатам своей работы, а в процессе производственного обучения закладывается та база, на основе которой осуществляется последую- щее развитие деятельности и личности. В области методики производственного обучения, к основ- ным компонентам основ профессионального ма- стерства относятся следующие умения:

  • работать качественно (соблюдать требования тех- нологического процесса); - работать быстро (обес- печивать производительность в соответствии с нор- мами времени); - работать безопасно (знать и со- блюдать требования безопасной организации труда и правила безопасного поведения на производстве);

  • рационально организовать рабочее место, сплани- ровать рабочий день, соблюдать требования к внешнему виду и рабочей одежде. Для формирова- ния каждого из названных компонентов мастер ис- пользует разные методы, средства обучения и формы организации учебно-производственной дея- тельности. Так, для обеспечения необходимого уровня качества выполнения учебно-производ- ственных работ проводится обсуждение с учащи- мися требований к качеству изделий на основе тща- тельного анализа технологической документации и освоения приемов самоконтроля. Чтобы сформиро- вать скоростные навыки (производительность), до сведения студентов доводят нормы рабочего и уче- нического времени на изготовление продукции; по- каз трудовых приемов мастер проводит как в рабо- чем темпе, так и в замедленном; обеспечивается по- вторяемость (многократность) выполнения упраж- нений с целью закрепления профессиональных

навыков. Значительную часть урока мастер затра- чивает на формирование у студентов умений со- блюдать требования безопасности труда. Это тре- бования и к внешнему виду, и к организации рабо- чего места, и поведению учащихся в мастерской, лаборатории, на производственном объекте. Наиболее известными технологиями, применяе- мыми для решения указанных задач, являются: бригадная форма организации учебно-производ- ственной деятельности (развивает умения сотруд- ничества, взаимопомощи, взаимоответственности); игровые технологии (эффективны для развития профессиональных интересов и адаптации); имита- ционные упражнения (благоприятны для формиро- вания умения устанавливать гармоничные взаимо- отношения в трудовом коллективе); модульное обучение (особенно эффективно при формирова- нии умений самоконтроля); реализация личностно- ориентированного подхода в обучении (помогает создать на уроках атмосферу успеха, эмоциональ- ного подъема). Системы производственного обуче- ния – это одно из основополагающих понятий тео- рии и методики профобразования, предполагающее единство содержания, методов и форм организации обучения, предусматривающее воспитание и разви- тие учащихся, определяющее структуру и последо- вательность освоения учебного материала с целью освоения студентами профессиональных знаний, умений, навыков, формирование качеств личности, необходимых для успешной работы и профессио- нального развития. Основными задачами производ- ственного обучения являются формирование, за- крепление и совершенствование у студентов про- фессиональных знаний, умений и навыков, необхо- димых для присвоения квалификации рабочих. Производственное обучение включает следующие периоды: начальный, основной и заключительный (производственная практика). В начальный период осуществляется формирование первоначальных представлений об избранной профессии, условиях работы и ее организации, о требованиях к профес- сионализму и личности работника, о правилах обеспечения здоровья и безопасных условий труда. Для выполнения задач начального периода органи- зуются целевая экскурсия на предприятие, ознако- мительные (вводные) занятия в учебно-производ- ственных мастерских. На этих занятиях учащиеся знакомятся с будущим рабочим местом, планиров- кой цеха, производственного участка, мастерской, правилами безопасного поведения и режимом орга- низации учебно-производственной деятельности.