Файл: Научный стиль речи (для студентовиностранцев аэрокосмических вузов).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 276
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
«Употребление предлогов В, НА, ПО
ПРЯМОТОЧНЫЙ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
ТЕКСТ 2. СИЛЫ, КОТОРЫЕ ДЕЙСТВУЮТ НА САМОЛЁТ
ТЕКСТ 4. КРЫЛО СВЕРХЗВУКОВОГО АВИАЛАЙНЕРА
ТЕКСТ 5. ОБРАЗОВАНИЕ ПОДЪЁМНОЙ СИЛЫ
ТЕКСТ 6. По-2 МОДИФИКАЦИИ М.А. КУЗАКОВА
ТЕКСТ 7. АЭРОДИНАМИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО34
ТЕКСТ 21. КОНСТРУКЦИЯ ЭЛЕРОНОВ
ТЕКСТ 22. ДВИЖЕНИЕ САМОЛЕТА ОТНОСИТЕЛЬНО
ТЕКСТ 23. МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ F-16
ТЕКСТ 24. ТАКТИЧЕСКИЙ БОМБАРДИРОВЩИК
ТЕКСТ 26. «ЕВРОФАЙТЕР» - EF 2000
ТЕКСТ 29. КОНСТРУКЦИЯ КРЕПЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ
ТЕКСТ 30. КОНСТРУКЦИЯ ВОЗДУХОЗАБОРНИКА
ТЕКСТ 31. КОНСТРУКЦИИ ВЫХЛОПНЫХ УСТРОЙСТВ
ТЕКСТ 33. ГИБРИДНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
ТЕКСТ 35. НОВЫЙ ТОПЛИВНЫЙ БАК ДЛЯ «ШАТТЛА» ГОТОВ
УРОК 5
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЁТОМ
ПРЕДТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Задание 1. Прочитайте слова и словосочетания. Значения незнакомых слов определите по словарю.
О́рган управле́ния, аэродинами́ческий руль, дифференциа́льный (стабилиза́тор), эффекти́вность, кре́йсерская ско́рость.
Задание 2. Посмотрите внимательно на рис. 28 и 29, покажите, где на крыле расположены интерце́пторы. Прочитайте определение термина интерце́птор и скажите, для чего служит этот элемент крыла.
Интерце́́птор - часть обшивки крыла, которая может отклоняться и выдвигаться. В зависимости от места установки на крыле (сверху или снизу) интерцептор приводит к уменьшению или увеличению подъёмной силы, так как интерцептор служит для изменения характера обтекания крыла воздушным потоком.
Рис. 29. Интерце́пторы (1) на крыле́ (2): а - поворо́тный, б - выдвижно́й | |
Рис. 28. Расположение интерцептора на крыле самолёта: 1 - интерце́птор, 2 - крыло́
Задание 3. Посмотрите на рис. 30, 31, где даются схемы движения самолёта при крене и тангаже. Постарайтесь объяснить, что такое крен и танга́ж.
Рис. 30. Крен Рис. 31. Танга́ж
Задание 4. Прочитайте слова и словосочетания, постарайтесь определить значения слов по их компонентам.
Путево́е (движе́ние), переставно́й (стабилиза́тор), концева́́я (часть крыла́).
Задание 5. Посмотрите внимательно на рис. 13 (урок 3) и скажите, от каких слов образованы названия частей крыла: концева́я, корнева́я, законцо́вка, носова́я, центра́льная, хвостова́я.
Задание 6. Постарайтесь объяснить или понять из объяснений преподавателя, какая связь существует между словами, близки эти слова по своему значению или нет.
Ру́чка - педа́ль - руль - штурва́л
Задание 7.
Найдите группы однокоренных слов. Определите, к какой части речи относится слово. Заполните таблицу. Объясните разницу между словами одной части речи.
глагол несовершенного вида | глагол совершенного вида | причастие | сушестви- тельное | прилага- тельное | наречие |
| | | | | |
Накло́н, про́чно, необходи́мость, наклоня́ться, про́чность, отклони́ться, про́чный, необходи́м, отклоне́ние, необходи́мый.
Задание 8. К данным словам подберите антонимы.
Опускаться - опуститься, верхний, носовой (носовая часть фюзеляжа), правый, поперечный, ручка (ручка управления), горизонтальный, аналогичный, лёгкий (лёгкий самолёт), сложный, военный (военный самолёт), взлёт, внутренний, достоинство.
Задание 9. Прочитайте буквенные обозначения физических величин и понятий.
Момент Мz, момент My и момент Mx; оси OZ, OY, OX; система координат OXYZ.
Задание 10. Трансформируйте глагольные сочетания в именные: создать подъёмную силу ® создание подъёмной силы.
ИМЕТЬ - НАЛИЧИЕ
НЕ ИМЕТЬ - ОТСУТСТВИЕ
ЗАПОМНИТЕ, что при трансформации глагольных сочетаний с глаголом иметь (не иметь) в именные сочетания используются существительные наличие, отсутствие: иметь руль высоты (в.п.) ® наличие руля высоты, не иметь руля высоты (р.п.) ® отсутствие руля высоты.
Объясните употребление родительного падежа в сочетании не иметь руля высоты.
Делиться на группы, отклоняться - отклониться в противоположные стороны, управлять самолётом в полёте, создавать - создать момент Мz вокруг оси OZ, обеспечивать - обеспечить балансировку самолёта в полёте, придавать - придать необходимую прочность, не иметь горизонтального оперения, иметь дифференциальный стабилизатор, применять - применить новую конструкцию катапультного кресла, вращать ручку, выдвинуть закрылок в рабочее положение.
Задание 11. Согласуйте прилагательные с существительными и образуйте (если это возможно) форму множественного числа этих словосочетаний.
Специальн... аэродинамическ... поверхность, аэродинамичес... руль, переставн... стабилизатор, путев... движение, дифференциальн... цельноповоротн... стабилизатор, концев... часть крыла, лев... консоль, необходим... прочность, максимальн... угол тангажа, неболь... киль, путев... устойчивость, максимальн… угол тангажа, небольш… киль, путев… устойчивость, прав... педаль.
Задание 12. Прочитайте и постарайтесь понять определения следующих терминов. Повторите эти определения, не глядя в текст.
Ла́йнер - большой, комфортабельный пассажирский корабль или самолёт.
Авиала́йнер - большой, комфортабельный пассажирский самолёт.
Танга́ж - угловое движение ЛА относительно поперечной оси ОZ (рис. 31).
Крен - поворот ЛА вокруг продольной оси ОХ (рис. 30).
Подвижны́й стабилиза́тор – стабилизатор, угол установки которого во время полёта изменяется.
Переставно́й стабилиза́тор - отличается от подвижного тем, что имеет два крайних положения: крейсерское (для полёта) и взлётно-посадочное.
Дифференциа́льный стабилиза́тор - управляемый стабилизатор, который обеспечивает управление самолётом относительно продольной оси с помощью одновременного отклонения двух консолей в противоположные стороны.
Кре́йсерский режи́м - основной режим полёта ЛА с целью достижения заданной точки пространства. На этом режиме отношение потребной тяги к скорости полёта обычно минимально.
Задание 13. Вы уже знаете, что характеристика предмета может даваться с помощью сложного предложения со словом который: Моноплан - схема самолёта, который имеет одно крыло. В русском языке существует и другой способ характеристики предмета, в этом случае употребляется конструкция с причастием: Моноплан - схема самолёта, имеющего одно крыло.
Причастие - эта специальная глагольная форма, которая изменяется как прилагательное (имеет окончания прилагательного) и выполняет те же функции в предложении, что и прилагательное: большой самолёт - летящий самолёт.
П РИЧА́СТИЯ
ДЕЙСТВИ́ТЕЛЬНЫЕ СТРАДА́ТЕЛЬНЫЕ
( АКТИВНЫЕ) (ПАССИВНЫЕ)
прошедшего настоящего прошедшего настоящего
времени времени времени времени делавший делающий сделанный делаемый
Активные причастия | Пассивные причастия | ||
прошедшего времени | настоящего времени | прошедшего времени | настоящего времени |
суффиксы -ВШ- -Ш- | суффиксы -АЩ-/-ЯЩ- -УЩ-/-ЮЩ- | суффиксы -НН- -ЕНН- -Т- | суффиксы -ЕМ- -ИМ- редко -ОМ- |
глаголы совершенного и несовершенного вида | глаголы несовершенного вида | глаголы совершенного вида, переходные (в.п.) | глаголы несовершенного вида, переходные (в.п.) |
изучать→изуча-л →изуча-ВШ-ий изучить→ изучи-л→ изучи-ВШ-ий нести→нёс→ нёс-Ш-ий | содержать→ содержат→ содерж-АЩ-ий нести→несут→ нес-УЩ-ий | создать→созда-л →созда-НН-ый изучить→ изучи-л→ изуч-ЕНН-ый открыть→ откры-л→ отры-Т-ый | измерять→ измеряем→ измеря-ЕМ-ый видёть→ видим→ вид-ИМ-ый ср.: вед-ОМ-ый, иск-ОМ-ый |
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ на образование причастия от глагола с частицей -ся: передвигаться → передвига-ВШ-ий-СЯ → передвига-ЮЩ-ий-СЯ.
Задание 14. Разделите данные словосочетания на 2 группы: с активным причастием и с пассивным причастием. Назовите инфинитив глагола, от которого образовано причастие, и вид глагола.
1) подвижная часть ГО, служащая для управления самолётом относительно поперечной оси; 2) силы, действующие на ЛА со стороны работающего двигателя; 3) подвижные части крыла, отклоняемые в противоположные стороны; 4) самолёт, предназначенный для уничтожения других самолётов; 5) устройство, преобразующее один вид энергии в другой; 6) механизм, применяемый для уменьшения скорости или полной остановки самолёта; 7) убирающееся шасси; 8) сила, приложенная к обтекаемой поверхности тела; 9) топливо, размещаемое в самолёте; 10) элементы, выполненные с применением титановых сплавов; 11) прямая линия, соединяющая две точки; 12) момент сил, вызвавший изгиб; 13) крыло изменяемой стреловидности;
14) восходящий воздушный поток; 15) оболочка, наполненная лёгким газом; 15) летающее крыло
Задание 15. Скажите, почему изменяется форма причастия.
А. Прямая линия, соединяющая две точки;
с прямой линией, соединяющей две точки;
прямую линию, соединяющую две точки.
Б. Руль высоты, управляющий продольным движением;
на руле высоты, управляющем продольным движением;
с рулем высоты, управляющим продольным движением.
Задание 16. Скажите, в какой форме нужно употребить причастие.
1) рули управления, служащие для управления поперечным, продольным и путевым движением;
на рулях управления, ...........................................................
рулями управления, ..............................................................
2) величина, характеризующая движение
о величине, .............................................................................
числовое значение величины, ................................................
3) несущие поверхности, создающие подъёмную силу,
к несущим поверхностям, .....................................................
с несущими поверхностями, ...................................................
4) винт, создающий необходимую тягу
винту, ....................................................................................
винта, .....................................................................................
Задание 17. Для передачи изменения свойств предметов, веществ при различных процессах используются конструкции:
ЧТО? (в.п.)
S ПРИДАЁТ ЧЕМУ? (д.п.)
КАКИЕ СВОЙСТВА? (в.п.)
S ДЕЛАЕТ ЧТО? (в.п.) КАКИМ? (тв.п.)
Найдите данные конструкции в предложениях.
Каркас киля придает ему необходимую прочность. Разрушение элементов силовой конструкции самолёта делает невозможным полёт самолёта.