Файл: Научный стиль речи (для студентовиностранцев аэрокосмических вузов).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 276

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

«Употребление предлогов В, НА, ПО

КРЫЛО САМОЛЁТА

ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ПРЕДТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Справочный материал

ПРЯМОТОЧНЫЙ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

РАКЕТА Ракета - летательный аппарат, движущийся за счёт реактивной силы, которая возникает при отбрасывании части собственной массы. Ракета - вид ЛА, полёт которого может проходить вне атмосферы. Это позволяет использовать ракету как техническое средство для полёта в космическом пространстве. Ракета, позволяющая вывести в космос искусственный спутник Земли (ИСЗ), космический корабль, орбитальную станцию и другие полезные грузы, называется ракетой-носителем. Рис. 46. Схема ракеты-носителяРакета-носитель имеет многоступенчатую конструкцию, то есть состоит из 2 - 5 ракетных ступеней (рис.46). Ракетная ступень - отделяемая часть составной ракеты, обеспечивающая, благодаря работе своих двигателей, разгон ракеты на определённом этапе траектории полёта. Ракетная ступень представляет собой одноступенчатую ракету, для которой остальная часть составной ракеты (последующие ступени и головная часть) являются полезным грузом.Ракетная ступень состоит в общем случае из ракетных двигателей, несущей силовой конструкции, баков с топливом, системы подачи топлива, системы управления и механизмов для разделения ступеней. После израсходования топлива и прекращения работы двигателей ракетная ступень отделяется от составной ракеты.Для выведения искусственного спутника Земли с поверхности Земли на низкую орбиту необходима характеристическая скорость 9,2 км/с, но фактическая скорость на орбите равна 7,9 км/с. Одноступенчатая ракета практически не способна обеспечить характеристическую скорость, необходимую для космического полёта. Для этой цели используется многоступенчатая или составная ракета.Составная ракета представляет собой в исходном состоянии первую ракетную ступень, которая начинает работать с момента пуска. После израсходования топлива первой ступени ступень отделяется, далее разгон полезного груза продолжает вторая ступень и т.д. Составная ракета позволяет сообщить полезному грузу бо́льшую скорость по сравнению с одноступенчатой ракетой той же стартовой массы при одинаковых запасах топлива и массе полезного груза.Различают конструктивные схемы составных ракет с поперечным делением, с продольным делением и комбинированную схему.В конструкции ракеты с поперечным делением ракетные блоки ступеней расположены последовательно по высоте ракеты и также последовательно начинают работать.Конструктивная схема с продольным делением (пакетная схема) позволяет работать одновременно блокам различных ступеней.Комбинированная схема сочетает особенности первых двух систем.Конструкция ракеты существенным образом зависит от её назначения и типа используемых ракетных двигателей. Для современных ракет-носителей (РН) основным видом двигателя является ЖРД с насосной подачей топлива23. Обычно применяется турбонасосный агрегат с дожиганием генераторного газа. В некоторых случаях на последней ступени РН целесообразно применение ЖРД с вытеснительной подачей24. На последней ступени РН (при выводе межпланетных космических аппаратов) обычно устанавливается ЖРД с многократным запуском. На первой ракетной ступени кроме ЖРД в качестве основных двигателей применяются и РДТТ.Возможность многократного включения двигателей последних ступеней РН позволяет осуществлять манёвры для изменения высоты и наклонения орбиты, а также старта полезного груза с орбиты искусственного спутника.Необходимость повышения скорости ракеты требует создания предельно лёгкой конструкции. Это требование противоречит требованию необходимой жёсткости и прочности конструкции, так как на эту конструкцию действуют внешние нагрузки и аэродинамический нагрев.Основные силовые элементы конструкции ракет изготавливаются в виде тонкостенных оболочек из высокопрочных лёгких сплавов или композиционных материалов.В ракетном блоке с ЖРД большую часть объёма занимает топливный отсек с жидким ракетным топливом, состоящий из баков с окислителем и горючим. Для РН в качестве окислителя используются жидкий кислород и высококипящие окислители, а в качестве горючего - несимметричный диметилгидразин (H2N - N(СНз)2), керосин и другие углеводороды или соединения, содержащие водород. Использование в качестве горючего для РН жидкого водорода эффективно, но при этом из-за малого значения плотности жидкого водорода существенно увеличивается объём топливного отсека.Наиболее распространённой и экономичной по массе является силовая схема топливного отсека с несущими баками. Стенки таких баков одновременно выполняют функцию оболочки корпуса ракеты. Существует также схема топливного отсека с подвесными баками. Они устанавливаются внутри топливного отсека и не участвуют в восприятии внешних нагрузок, действующих на РН или КА. Подвесные баки крепятся к несущему корпусу силовыми узлами.Все РН характеризуются сравнительно малой массой конструкции и большими запасами топлива (масса топлива составляет 85 - 90% от стартовой массы ракеты). Стартовая масса РН составляет от 10 до 3000 тонн. Продолжительность активного участка (участка полёта, на котором работают РД) некоторых РН свыше 17 минут. Полёт проходит в большом диапазоне высот.ПОСЛЕТЕКТОВЫЕ ЗАДАНИЯЗадание 20. Образуйте причастия от следующих глаголов. глагол → активное причастие прошедшего времени: отделиться, позволить, обеспечить, использовать, применяться, проходить; глагол → активное причастие настоящего времени: двигаться (г/ж), возникать, отделяться, позволять, обеспечивать, последовать, использовать, требовать, состоять, характеризоваться, составлять, проходить; глагол → пассивное причастие прошедшего времени: отделиться, использовать, расположить, установить (в/вл), изготовить (в/вл); выполнить; глагол → пассивное причастие настоящего времени: отбрасывать, отделять, называть, использовать, сообщать, применять, требовать, изготавливать, выполнять. Задание 21. Выберите необходимую форму причастия и употребите причастие в нужной форме (род, число, падеж).А. 1. Под РН понимают многоступенчатую ракету, ... (служащий - служивший) для выведения в космос полезного груза. 2. В настоящее время для РН характерно применение только химических ракетных двигателей, ... (работающий - работавший) на жидком и твёрдом топливе. 3. У ракет, ... (изготовивший - изготовленный) по данной схеме, ступени в полёте отделяются последовательно. 4. Конструктивная схема РН - совокупность агрегатов, систем, отсеков, ступеней, ... (определяющий - определяемый - определённый - определивший) технические возможности ракеты. 5. В составных ракетах обычно каждая ступень содержит ... (рассматривающий - рассматриваемый - рассмотренный) выше части, а также систему разделения ступеней. 6. Одним из наиболее важных показателей эффективности любого РД является удельная тяга, ... (называющий - называемый) также удельным импульсом.Б. 1. В насосных системах компоненты топлива нагнетаются в камеру сгорания из баков с помощью насосов, ... (приводящий - приводимый) во вращение газовой турбиной. 2. Для работы турбины необходимо рабочее тело - нагретый газ, ... (находящийся - находившийся) под высоким давлением. 3. Окислителем второй группы топлива служит жидкий кислород, ... (кипящий - кипевший) при температуре -183°С. 4. Приземным космическим пространством называют зону, ... (окружающий - окружённый) Землю в пределах высот 100 - 160 км, где могут летать только специальные ЛА. 5. Операции наведения выполняются с помощью специальных оптических приборов, ... (установивший - установленный) на борту ракеты, пусковой системе и на Земле.Задание 22. Употребите полное или краткое причастие или прилагательное в нужной грамматической форме (род, число; для полных причастий и прилагательных - падеж).А. 1. Ракета, ... как техническое средство для полёта в космическое пространство, позволяет вывести в космос орбитальную станцию.а) используемыйб) используем2. ... часть составной ракеты называется ракетной ступенью.а) отделяемый б) отделяем3. Ракета, ... ракетой-носителем, позволяет вывести в космос ИСЗ.а) называемый б) называем4. Ракетная ступень обеспечивает разгон ракеты на ... этапе траекторииполёта.а) определённый б) определён5. Для выведения ИСЗ с поверхности Земли на орбиту ... характеристическая скорость 9,2 км/с.а) необходимый б) необходим6. В конструкции с поперечным делением ракетные блоки ступеней ... последовательно по высоте ракеты.а) расположенныйб) расположен7. В некоторых случаях на последней ступени РН ... применение ЖРД с вытеснительной подачей.а) целесообразный б) целесообразен8. Это требование противоречит требованию ... жёсткости и прочности конструкции.а) необходимый б) необходим9. Использование в качестве горючего для РН жидкого водорода ....а) эффективныйб) эффективен10. Баки ... с ЖРД магистральными трубопроводами.а) связанный б) связанБ. 1. В ЖРД могут быть ... различные топлива, а) использованный б) использован2. В насосных системах компоненты топлива нагнетаются в камеру сгорания из баков с помощью насосов, ... во вращение газовой турбиной.а) приводимый б) приводим3. Для работы турбины ... рабочее тело - ... газ, находящийся под высокимдавлением. а) необходимый а) нагретый б) необходим б) нагрет 4. По длине корпус ракеты ... на отсеки, названия которых определяютсяэлементами ракеты, ... в них: приборный, топливный, двигательный. а) разделённый а) расположенный б) разделён б) расположен 5. Хвостовой отсек ... для размещения двигательной установки и части приборов системы управления.а) предназначенный б) предназначен6. Ракеты-носители запускают вертикально. Это вызвано причинами, ... восновном с боковыми нагрузками, действующими на конструкцию корпуса.а) связанныйб) связан7. Считается, что подобная схема … .а) неэкономичныйб) неэкономичен8. Первостепенное значение для определения энергетических возможностей РН имеют тяга (… в кгс или тс)25 и скорость истечения газов из сопладвигателя.а) измеряемыйб) измеряем9. Азотная кислота (HNO3) химически ... .а) активныйб) активенЗадание 23. Трансформируйте причастные обороты в придаточные предложения со словом который.1. Баки обычно занимают около 3/5 длины ракеты, а компоненты топлива, помещённые в них, составляют около 90% общей массы ракеты. 2. В составных ракетах обычно каждая ступень содержит части, рассмотренные выше, а также систему разделения ступеней. 3. Названия отсеков определяются элементами ракеты, размещёнными в них: приборный, топливный, двигательный. 4. Ракета, используемая как техническое средство для полёта в космическое пространство, позволяет вывести в космос орбитальную станцию.Задание 24. Найдите в тексте придаточные предложения со словом который. Трансформируйте эти предложения в причастные обороты в тех случаях, когда это возможно. Постарайтесь определить условия, при которых такая трансформация невозможна.Задание 25. Вспомните, как употребляются предлоги в, на, из, с и падежные формы при ответах на вопросы где? куда? откуда? Вставьте вместо точек нужный предлог и существительное в нужной форме.1. Ракета используется для полёта ... (космическое пространство). 2. Ракета-носитель позволяет вывести КА ... (космическое пространство). 3. Для выведения ИСЗ ... (поверхность Земли)... (низкая орбита) необходима характеристическая скорость

ТЕКСТЫ ДЛЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

ТЕКСТ 1. ВЫРЕЗЫ В ФЮЗЕЛЯЖЕ

ТЕКСТ 2. СИЛЫ, КОТОРЫЕ ДЕЙСТВУЮТ НА САМОЛЁТ

ТЕКСТ 4. КРЫЛО СВЕРХЗВУКОВОГО АВИАЛАЙНЕРА

ТЕКСТ 5. ОБРАЗОВАНИЕ ПОДЪЁМНОЙ СИЛЫ

ТЕКСТ 6. По-2 МОДИФИКАЦИИ М.А. КУЗАКОВА

ТЕКСТ 7. АЭРОДИНАМИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО34

Рис. 55. Посадка

ТЕКСТ 13. «МИРАЖИ»

ТЕКСТ 14. Су-27

ТЕКСТ 16. Су-37 «БЕРКУТ»

ТЕКСТ 17. ВЕРТОЛЁТЫ

ТЕКСТ 19. ОПЕРЕНИЕ

ТЕКСТ 20. АЭРОУПРУГОСТЬ

ТЕКСТ 21. КОНСТРУКЦИЯ ЭЛЕРОНОВ

ТЕКСТ 22. ДВИЖЕНИЕ САМОЛЕТА ОТНОСИТЕЛЬНО

ПРОДОЛЬНОЙ ОСИ

ТЕКСТ 23. МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ F-16

ТЕКСТ 24. ТАКТИЧЕСКИЙ БОМБАРДИРОВЩИК

F-117 «НАЙТХОУК»

ТЕКСТ 25. САМОЛЁТ «БЕЛУГА»

ТЕКСТ 26. «ЕВРОФАЙТЕР» - EF 2000

ТЕКСТ 29. КОНСТРУКЦИЯ КРЕПЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ

ТЕКСТ 30. КОНСТРУКЦИЯ ВОЗДУХОЗАБОРНИКА

ТЕКСТ 31. КОНСТРУКЦИИ ВЫХЛОПНЫХ УСТРОЙСТВ

ТЕКСТ 33. ГИБРИДНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

ТЕКСТ 35. НОВЫЙ ТОПЛИВНЫЙ БАК ДЛЯ «ШАТТЛА» ГОТОВ

ТЕКСТ 36. ПРИЧИНЫ АВАРИИ НОСИТЕЛЯ Н-2

ТЕКСТ 39. «ВОСТОК-1»

ТЕКСТ 40. «СПЕЙС ШАТТЛ-1»



УРОК 5

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЁТОМ
ПРЕДТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Задание 1. Прочитайте слова и словосочетания. Значения незна­ко­мых слов определите по словарю.

О́рган управле́ния, аэродинами́ческий руль, дифференциа́льный (ста­билиза́тор), эффекти́вность, кре́йсерская ско́рость.

Задание 2. Посмотрите внимательно на рис. 28 и 29, пока­жи­те, где на крыле расположены интерце́пторы. Прочитайте определение тер­мина интерце́птор и скажите, для чего служит этот элемент крыла.

Интерце́́птор - часть обшивки крыла, которая может отклоняться и выдвигаться. В за­­ви­симости от места установки на крыле (сверху или снизу) интерцептор при­водит к уменьшению или увели­че­нию подъёмной силы, так как интерцеп­тор слу­жит для изменения харак­тера обтекания крыла воздушным потоком.


Рис. 29. Интерце́пторы (1) на крыле́ (2): а - поворо́тный, б - выдвижно́й





Рис. 28. Расположение интерцептора на крыле самолёта: 1 - интерце́птор, 2 - крыло́

Задание 3. Посмотрите на рис. 30, 31, где даются схемы движения самолёта при крене и тангаже. Постарайтесь объяснить, что такое крен и танга́ж.



Рис. 30. Крен Рис. 31. Танга́ж

Задание 4. Прочитайте слова и словосочетания, постарайтесь опре­де­лить значения слов по их компонентам.

Путево́е (движе́ние), переставно́й (стабилиза́тор), концева́́я (часть кры­ла́).

Задание 5. Посмотрите внимательно на рис. 13 (урок 3) и скажите, от каких слов образованы названия частей крыла: концева́я, корнева́я, законцо́вка, носова́я, центра́льная, хвостова́я.

Задание 6. Постарайтесь объяснить или понять из объяснений преподавателя, какая связь существует между словами, близки эти слова по своему значению или нет.

Ру́чка - педа́ль - руль - штурва́л

Задание 7.
Найдите группы однокоренных слов. Определите, к какой части речи относится слово. Заполните таблицу. Объяс­ни­те разницу между словами одной части речи.

глагол несовершенного вида

глагол совершенного вида

причастие

сушестви-

тельное

прилага-

тельное

наречие



















Накло́н, про́чно, необходи́мость, наклоня́ться, про́чность, отклони́ться, про́чный, необходи́м, отклоне́ние, необходи́мый.

Задание 8. К данным словам подберите антонимы.

Опускаться - опуститься, верхний, носовой (носовая часть фю­зе­ляжа), правый, поперечный, ручка (ручка управления), гори­зон­таль­ный, аналогич­ный, лёгкий (лёгкий самолёт), сложный, военный (воен­ный самолёт), взлёт, внутренний, достоинство.

Задание 9. Прочитайте буквенные обозначения физических ве­личин и понятий.

Момент Мz, момент My и момент Mx; оси OZ, OY, OX; система коорди­нат OXYZ.

Задание 10. Трансформируйте глагольные сочетания в имен­ные: соз­дать подъёмную силу ® создание подъёмной силы.

ИМЕТЬ - НАЛИЧИЕ

НЕ ИМЕТЬ - ОТСУТСТВИЕ

ЗАПОМНИТЕ, что при трансформации глагольных сочетаний с гла­голом иметь (не иметь) в именные сочетания используются су­ществи­тель­ные наличие, отсутствие: иметь руль высоты (в.п.) ® наличие руля высоты, не иметь руля высоты (р.п.) ® отсутствие ру­ля высоты.

Объяс­ни­те употребление родительного падежа в со­че­та­нии не иметь руля высо­ты.

Делиться на группы, отклоняться - отклониться в противопо­лож­ные стороны, управлять самолётом в полёте, создавать - создать мо­мент Мz вокруг оси OZ, обеспечивать - обеспечить балансировку самолёта в полёте, придавать - придать необходимую прочность, не иметь горизонтального оперения, иметь дифференциальный стаби­ли­затор, применять - приме­нить новую конструкцию катапультного кресла, вращать ручку, выдвинуть закрылок в рабочее положение.

Задание 11. Согласуйте прилагательные с существительными и образуйте (если это возможно) форму множественного числа этих словосочетаний.

Специальн... аэродинамическ... поверхность, аэродинамичес... руль, переставн... стабилизатор, путев... движение, дифференциаль­н... цельно­поворотн... стабилизатор, концев... часть крыла, лев... кон­соль, необ­хо­ди­м... прочность, максимальн... угол тангажа, неболь... киль, путев... устой­чи­вость, максимальн… угол тангажа, небольш… киль, путев… устойчивость, прав... педаль.


Задание 12. Прочитайте и постарайтесь понять определения следую­щих терминов. Повторите эти определения, не глядя в текст.

Ла́йнер - большой, комфортабельный пассажирский корабль или самолёт.

Авиала́йнер - большой, комфортабельный пассажирский самолёт.

Танга́ж - угловое движение ЛА относительно поперечной оси ОZ (рис. 31).

Крен - поворот ЛА вокруг продольной оси ОХ (рис. 30).

Подвижны́й стабилиза́тор – стабилизатор, угол установки которого во время полёта изменяется.

Переставно́й стабилиза́тор - отличается от подвижного тем, что имеет два крайних положения: крейсерское (для полёта) и взлётно-посадочное.

Дифференциа́льный стабилиза́тор - управляемый стабилизатор, который обеспечивает управление самолётом относительно продольной оси с помощью одновременного отклонения двух кон­солей в проти­воположные стороны.

Кре́йсерский режи́м - основной режим полёта ЛА с целью достижения заданной точки пространства. На этом режиме отношение потребной тяги к скорости полёта обычно минимально.

Задание 13. Вы уже знаете, что характеристика предмета может даваться с помощью сложного предложения со словом который: Мо­но­план - схема самолёта, который имеет одно крыло. В русском язы­ке существует и другой способ характеристики предмета, в этом случае упот­ребляется конструкция с причастием: Моноплан - схема самолёта, имеющего одно крыло.

Причастие - эта специальная глагольная форма, которая изме­няется как прилагательное (имеет окончания прилагательного) и выполняет те же функ­ции в предложении, что и прилагательное: большой самолёт - летя­щий самолёт.



П РИЧА́СТИЯ




ДЕЙСТВИ́ТЕЛЬНЫЕ СТРАДА́ТЕЛЬНЫЕ

( АКТИВНЫЕ) (ПАССИВНЫЕ)

прошедшего настоящего прошедшего настоящего
времени времени времени времени делавший делающий сделанный делаемый


Активные причастия

Пассивные причастия

прошедшего времени

настоящего

времени

прошедшего времени

настоящего

времени

суффиксы -ВШ-

-Ш-

суффиксы

-АЩ-/-ЯЩ-

-УЩ-/-ЮЩ-

суффиксы -НН-

-ЕНН-

-Т-

суффиксы

-ЕМ-

-ИМ-

редко -ОМ-

глаголы совер­шен­ного и несо­вер­шенного вида

глаголы несо­вер­шенного вида

глаголы совершен­­ного вида,

пе­реходные (в.п.)

глаголы несо­вер­шенного ви­да, переходные (в.п.)

изучать→изуча-л →изуча-ВШ-ий
изучить→

изучи-л→

изучи-ВШ-ий
нести→нёс→

нёс-Ш-ий

содержать→

содержат→

содерж-АЩ-ий
нести→несут→

нес-УЩ-ий

создать→созда-л →созда-НН-ый
изучить→

изучи-л→

изуч-ЕНН-ый
открыть→

откры-л→

отры-Т-ый

измерять→

измеряем→

измеря-ЕМ-ый
видёть→

видим→

вид-ИМ-ый
ср.: вед-ОМ-ый,

иск-ОМ-ый


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ на образование причастия от глагола с частицей -ся: передвигаться → передвига-ВШ-ий-СЯ → передвига-ЮЩ-ий-СЯ.

Задание 14. Разделите данные словосочетания на 2 группы: с ак­тивным причастием и с пассивным причастием. Назовите инфини­тив гла­гола, от которого образовано причастие, и вид глагола.


1) подвижная часть ГО, служащая для управления самолётом от­но­си­тельно поперечной оси; 2) силы, действующие на ЛА со сто­ро­ны рабо­таю­щего двигателя; 3) подвижные части крыла, отклоняе­мые в про­тивополож­ные стороны; 4) самолёт, предназначенный для унич­то­жения других самолётов; 5) устройство, преобразующее один вид энергии в другой; 6) меха­низм, применяемый для уменьшения ско­рос­ти или полной остановки самолёта; 7) убирающееся шасси; 8) си­ла, приложенная к обтекаемой поверх­ности тела; 9) топливо, разме­щаемое в самолёте; 10) элементы, выпол­нен­ные с применением ти­тановых сплавов; 11) прямая линия, соединяю­щая две точки; 12) мо­мент сил, вызвавший изгиб; 13) крыло изменяемой стре­ловид­нос­ти;
14) восходящий воздушный поток; 15) оболочка, напол­нен­ная лёг­ким газом; 15) летающее крыло

Задание 15. Скажите, почему изменяется форма причастия.

А. Прямая линия, соединяющая две точки;

с прямой линией, соединяющей две точки;

прямую линию, соединяющую две точки.

Б. Руль высоты, управляющий продольным движением;

на руле высоты, управляющем продольным движением;

с рулем высоты, управляющим продольным движением.

Задание 16. Скажите, в какой форме нужно употребить причастие.
1) рули управления, служащие для управления поперечным, продольным и путевым движением;
на рулях управления, ...........................................................
рулями управления, ..............................................................
2) величина, характеризующая движение
о величине, .............................................................................
числовое значение величины, ................................................
3) несущие поверхности, создающие подъёмную силу,
к несущим поверхностям, .....................................................
с несущими поверхностями, ...................................................
4) винт, создающий необходимую тягу
винту, ....................................................................................
винта, .....................................................................................

Задание 17. Для передачи изменения свойств предметов, веществ при различных процессах используются конструкции:

ЧТО? (в.п.)

S ПРИДАЁТ ЧЕМУ? (д.п.)

КАКИЕ СВОЙСТВА? (в.п.)

S ДЕЛАЕТ ЧТО? (в.п.) КАКИМ? (тв.п.)

Найдите данные конструкции в предложениях.

Каркас киля придает ему необходимую проч­ность. Разрушение эле­мен­тов силовой конструкции самолёта делает невозможным полёт самолёта.