Файл: Республиканский научнометодический журнал Педагогический.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.03.2024
Просмотров: 159
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ: СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ТЕХНИЧЕСКОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Роль творческой фантазии в процессе обучения игре на фортепиано
Блоги как средство коммуникации: виды и функции блогов
Бастауыш сынып оқушыларын шығармашылық іс-əрекетке баулудың психологиялық-дидактикалық шарттары
Санның дəрежесі қандай цифрмен аяқталатынын табу
Google-сервисы на уроках русского языка и литературы
Роль дидактических игр в формировании и развитии
SMART-технологии как необходимый компонент системы образования
Психологическое сопровождение учащихся в периоды адаптации
Роль социального партнерства в подготовке специалистов по специальности «Организация питания»
Патриотическое воспитание как одно из приоритетных направлений воспитательной работы в колледже
Трудности социальной адаптации у детей с аутизмом в общеобразовательной школе
Қазақстандағы бастауыш мектеп педагогтарын даярлаудың мазмұнының ерекшеліктері
Эффективные пути повышения качества обучения
Разработка и применение суммативных работ по русскому языку
Роль производственного обучения в подготовке высококвалифицированного специалиста
Нахождение числа по его проценту
педагогов и родителей детей. Вовлечение родите- лей в образовательный процесс осуществляем, че- рез подготовку детей к этническим праздникам, конкурсам чтецов, тематическим выставкам, изго- товлению книжек-самоделок, альбомов, поделок. Активно привлекаем родителей к организации фо- товыставок, к изготовлению костюмов для кукол, в которых отражены региональные особенности культуры, совместному изготовлению книг-само- делок, созданию краеведческого уголка.
Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к психолого-педагогической инфор- мации через интернет, но нередко, случайная, бес- системная информация не дает необходимых зна- ний и умений в выстраивании конструктивных вза- имоотношений со своим ребенком. Важно активи- зировать и обогащать воспитательные умения ро- дителей, поддерживать их уверенность в собствен- ных педагогических возможностях, распростра- нять положительный опыт воспитания в семье.
Сотрудничество педагогов и родителей предпола- гает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сто- рон с учетом их индивидуальных возможностей и способностей. Главным принципом такого сотруд- ничества является удовлетворение запросов и ро- дителей, и педагогов. Наиболее эффективной фор- мой осуществления такого сотрудничества явля- ется – родительский клуб. Это одна из хорошо за- рекомендовавших себя форм работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизнен- ной позиции участников процесса, укреплению ин- ститута семьи, передаче опыта в воспитании детей. Данная форма взаимодействия позволяет строить отношения с семьей на принципах добровольности и личной заинтересованности.
В нашем детском саду работает родительский клуб:
«Дом мод». Работа «Дома мод» направлена на по- ликультурное образование через изучение нацио- нальной одежды народов, проживающих на терри- тории Казахстана.
Приобщение к культуре любого народа начинается с ознакомления с народным костюмом.
Наиболее ярким выражением в творчестве любого народа является национальный костюм, который представляет собой художественный ансамбль, единый по - своему эмоциональному выражению с этническим песенным фольклором.
Национальная одежда – это книга, из которой можно много узнать о традициях и обычаях своего народа. Костюм – явление культуры, тесно связан- ное с её духовными, эстетическими, социальными особенностями.
Исторический костюм связан с религиозными представлениями, обрядовой традицией. С давних времён одежда служила не только защитой от
непогоды, но и украшением, средством достижения этического идеала.
Со временем использование элементов народного ко- стюма в современной одежде сложилось в стиль этно. Костюмы разных народов отличаются друг от друга особенностями кроя, композиционно-пласти- ческим решением, фактурой и колоритом ткани, ха- рактером декора (мотивами и техникой выполне- ния орнамента, а также составом костюма и спосо- бом ношения различных его частей.
Народный костюм – это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связано с историей и эстетическими взгля- дами создателей. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, наци- ональных традиций. Без глубокого изучения тради- ций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства.
Традиционный народный костюм – уникальный па- мятник материальной и духовной культуры, кото- рый занимает особое место в культурном наследии того или иного народа.
В апреле прошло очередное заседание родитель- ского клуба на тему: «Мастер – класс: «Оригами: корейский костюм ханбок».
Ханбок в Северной Корее называется чосонот, (национальный традиционный костюм жителей Кореи). Ханбок часто шьют из ярких одноцветных тканей. Слово «ханбок» буквально означает «ко- рейская одежда». Чогори – блузка, которую в со- ставе ханбока женщины носят с юбкой «чхима», а мужчины — со штанами «паджи». Ханбок сегодня одевают в основном женщины, мужчины значи- тельно реже. Но для дам - это обязательная одежда по всем торжественным случаям. Свадьбы, семей- ные праздники, и многие другие события просто не обходятся без него. Кроме того, что члены клуба
«Дома мод» познакомились с корейской нацио- нальной одеждой, они еще и узнали, что такое ори- гами.
Орига́ми («сложенная бумага») — вид декоративно- прикладного искусства; японское искусство склады- вания фигурок из бумаги. Оригами – это одно из
уникальных занятий для всех и каждого, независимо от физического и психического состояния, на любом этапе жизни, с раннего детства до старости.
Оригами - это вид творчества, который успокаивает нервную систему, улучшает работу мозга и синхро- низирует работу обоих полушарий головного мозга. Родители не только узнали о достоинствах ори- гами, но имели возможность, почувствовать и про- пустить через себя в процессе изготовления корей- ского платья ханбок. Увлеченные и воодушевлен- ные они обязательно подарят своим детям минуты совместной деятельности и прикоснутся к культуре корейского народа.
Разработка и применение суммативных работ по русскому языку
с различным уровнем сложности программного материала для учащихся с ООП
Свистич Наталия Валентиновна учитель русского языка и литературы КГУ "Специальная школа-интернат №7"
В чем особенности проведения суммативных работ для детей с легкой умственной отсталостью, вклю- ченных в классы нормы специальной школы? Уча- щиеся в данных классах обучаются по специаль- ным учебным программам в соответствии с ГОСО и рекомендациями ПМПК, и, соответственно, в условиях обновленного содержания образования выполняют положенные СОР и СОЧ.
На сегодняшний день ситуация такова, что нет спе- цификации суммативного оценивания для детей с ЛУО, нет сборников методических рекомендаций, поэтому педагогу, приходится, опираясь на регла- мент проведения суммативного оценивания в клас- сах нормы, создавать свой, сохраняя его в традици- онном виде, но со специальными условиями. Ка- кими? Подробнее остановимся на некоторых мо- ментах, с которыми мы все с вами сталкиваемся.
Во-первых, на основании адаптивной учебной про- граммы составляем индивидуально нацеленную суммативную работу с учетом всех особенностей и уровня развития конкретного обучающегося. В ра- боте используем только тот материал, который ре- бенку знаком, который он освоил. В связи с этим, необходимо помнить, что оценка должна быть по- зитивно направленной. Свой минимум на удовле- творительную оценку ребенок должен показать. Очень важно учителю рассматривать любые дости- жения ученика, только как положительные.
Во-вторых, при проведении СОР и СОЧ сохраняем привычную обстановку в классе: не нужно убирать схемы-опоры, алгоритмы, шаблоны и т.д., как того требуют правила проведения СОР и СОЧ. Помните, что большая часть умений и навыков учащегося с интеллектуальной недостаточностью подразуме- вает поддержку учителя и, соответственно, нали- чие привычного для него рабочего материала про- сто необходимо.
Еще один важный штрих - это стимулирование ре- бенка (одобрение, эмоциональная поддержка, при- влечение внимания, концентрация на выполнении работы, напоминание о необходимости самопро- верки).
В-третьих, ребенку нужно предоставить доста- точно времени для выполнения работы, в типовой учебной программе по учебному предмету «Рус- ский язык» для обучающихся с легкой умственной отсталостью данный аспект прописан следующим образом: «учитель самостоятельно определяет ко- личество времени, необходимое для выполнения контрольной работы». Педагогу также нужно быть
готовым к тому, что в поведении ребенка могут по- явиться признаки утомления и придется сделать ко- роткий перерыв.
Следующая закономерность плавно вытекает из предыдущей. Если в рекомендациях НИШ пропи- сано следующее: «количество учебных заданий суммативного оценивания за раздел не должно пре- вышать: для обучающихся 5-11 классов – 5-6 учеб- ных заданий», то в нашем конкретном случае, это - 2, максимум 3 задания. К вопросу о количестве СОР и СОЧ: в типовой учебной программе опреде- лено, что периодический контроль проводится по- сле изучения программной темы, раздела. Итого- вый контроль проводится в конце полугодия, года. У детей с интеллектуальной недостаточностью, обучающихся в классах нормы, количество СОР и СОЧ совпадает с нормой, что отражено в кунделик. Также осуществляется формативное оценивание и позволяет скорректировать процесс обучения и устранить возможные пробелы и недочеты до про- ведения СОР.
Наверное, у каждого из нас возникал вопрос, по- чему нельзя использовать пятибалльную систему оценки усвоения материала для данных учащихся, но, как мы знаем, во-первых, это невозможно, в условиях оценивания через кунделик, а, во-вторых, пятибальная система оценивания даже не претен- дует на решение этой задачи, поскольку в отметке не содержится какой-либо конструктивной инфор- мации о том, что именно служит причиной низкой или высокой оценки.
СОР и СОЧ позволяют педагогу определить (и это несомненные «плюсы»):
-уровень подготовки ученика на каждом этапе учебного процесса,
-отслеживать эффективность индивидуальной учебной программы, составленной педагогом, че- рез динамику успехов обучающегося.
В-четвертых, при составлении суммативной ра- боты для детей с интеллектуальной недостаточно- стью не стоит отходить от рекомендации, что «в каждом суммативном оценивании за раздел прове- ряется только два вида речевой деятельности (гово- рение, слушание, чтение, письмо). При этом навык говорения рекомендуется оценивать во время сум- мативного оценивания за первый раздел». Слуша- ние, восприятие и понимание текста, умение его пе- ресказать, ответить на вопросы или составить, по- жалуй, одни из приоритетных умений для детей с ЛУО.
Самый сложный и трудоемкий процесс в составле- нии СОР и СОЧ – это подробные, четкие дескрип- торы к работе, дабы дать возможность педагогу оценить самые минимальные шаги в развитии ак- тивности и продвижении ребёнка в освоении про- граммы.
За основу уровневого целеполагания можно взять таксономию учебных целей Б. Блума. В отношении детей с интеллектуальной недостаточностью при- емлемы первые два, реже три уровня: «узнавание»,
«понимание», «применение».
Что касается составления суммативных заданий по русскому языку, то для обучающихся с легкой ум- ственной отсталостью основу работы составляют практические упражнения по грамматике и право- писанию, которые необходимы для развития речи и повышения орфографической грамотности.
Опытным путем мы пришли к выводу, что в одной работе можно проверить не более одной – двух ор- фограмм, выполнить одно грамматическое задание. Но не стоит забывать и о работе с текстом. Считаю, что основная сложность при составлении СОР и СОЧ – это подбор тематических текстов, на основе которых составляется грамматическое задание. Также в системе используем картинки к тексту, чтобы визуализовать информацию.
В целом, выполняя СОР и СОЧ с учащимися с ин- теллектуальной недостаточностью, можно отме- тить, что данный вид деятельности под силу детям, но, конечно, только с поддержкой педагога. Детям требуется помощь и контроль в вопросах оформле- ния работы, в прочитывании текста, проговарива- нии этапов выполнения задания, либо, если какое- либо из заданий вызвало затруднения.
Формирование основ экономической культуры у детей дошкольного возраста
Сергеева Марина Владимировна
воспитатель ГККП «Ясли-сад №4 «Березка» г. Уральска
Лучше обеспечить минимум экономической грамотности на раннем этапе жизни, чем бороться против стихийно
полученной экономической грамотности в дальнейший период жизни
И. Колеман
Актуальность выбранной темы моего творческого поиска на современном этапе очевидна: новые ме- ханизмы хозяйствования требуют от современного человека особых качеств, особой экономической культуры. Очевидно, что надо знакомить малышей с такими понятиями, как разумное ведение домаш- него хозяйства, экономия средств, использование сбережений.
Поэтому процесс формирования элементарных экономических знаний является одной из важных частей экономического образования дошкольников и представляет собой единую педагогическую си- стему.
С точки зрения включения экономического воспи- тания в образовательную деятельность дошкольни- ков речь не идет о полноценных знаниях, умениях и навыков обращения с деньгами. Однако именно этот возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бе- режливость, сила воли, которые в дальнейшем бу- дут необходимы для воспитания финансово
грамотного гражданина.
В процессе формирования элементарных экономи- ческих знаний у дошкольников, определяя цели, содержание, формы организации обучения, я при- шла к необходимости отбора соответствующих ме- тодов, определила цели, содержание, формы орга- низации обучения.
Считаю, что нам необходимы методы, которые направлены не только на овладение конкретными знаниями, но и обеспечивающие формирование у детей способности к анализу, умения управлять своими эмоциями, устанавливать контакт с педаго- гом, другими детьми, принимать решения в нестан- дартных ситуациях. К ним можно отнести систему практических, игровых, наглядных и словесных ме- тодов, которые составляют группу методов органи- зации учебно-познавательной деятельности.
Пониманию многих экономических явлений, раз- витию познавательного интереса к экономике, со- зданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка.
Особый интерес представляют художественные