Файл: I. Периодический закон, периодическая система химических элементов в свете теории строения атомов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 258

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №2

Предмет Химия

Тип урока Урок новых знаний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №3

Предмет Химия

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №4

Предмет Химия

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №5

Предмет Химия

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №7

Предмет Химия

Тип урока Урок новых знаний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №8

Предмет Химия

Тип урока Урок новых знаний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №9

Предмет Химия

Тип урока Комбинированный урок.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №10

Предмет Химия

Тип урока Лабораторно-практическое занятие. Урок закрепление.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №11

Предмет Химия

Тип урока Урок закрепление.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №12

Предмет Химия

Тип урока Урок новых знаний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №13

Предмет Химия

Тип урока Комбинированный урок.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №14

Предмет Химия

Тип урока Лабораторно-практическое занятие. Урок закрепление

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №16

Предмет: Химия

Тема занятия: Понятие о скорости химической реакции. Катализаторы. Химическое равновесие

Тип урока: Урок сообщений новых знаний

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №17

Предмет Химия

Тип урока Комбинированный урок.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №18

Предмет Химия

Тип урока Лабораторно-практическое занятие. Урок закрепление

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №19

Предмет Химия

Тип урока Урок систематизации и обобшения.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №19

Предмет Химия

Тип урока Урок закрепление.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №20

Предмет Химия

Тип урока Урок новых знаний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №21

Предмет Химия

Тип урока Комбинированный урок.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 20

Предмет Химия

Тип урока Урок новых знаний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №22

Предмет Химия

Тип урока Урок новых знаний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №23

Предмет Химия

Тип урока Комбинированный урок.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №23

Предмет Химия

Тип урока Комбинированный урок.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №24

Предмет Химия

Тип урока Лабораторно-практическое занятие. Урок закрепление

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №24

Предмет Химия

Тип урока Лабораторно-практическое занятие. Урок закрепление

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 25

Предмет Химия

Тип урока Урок новых знаний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №26

Предмет Химия

Тип урока Комбинированный урок.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №27

Предмет Химия

Тип урока Лабораторно-практическое занятие. Урок закрепление

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №28

Предмет Химия

Тип урока Контроль знаний и умений.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №29

Предмет Химия

Тип урока Урок новых знаний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №30

Предмет Химия

Тип урока Урок комбинированный.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №32

Предмет Химия

Тип урока Урок комбинированный.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 33

Предмет Химия

Тип урока Урок комбинированный.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 35

Предмет Химия

Тип урока Урок новых знаний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 36

Предмет Химия

Тип урока Урок комбинированный.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №37

Предмет Химия

Тип урока Урок комбинированный.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №38

Предмет Химия

Тип урока Урок новых знаний.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №40

Предмет Химия

Тип урока Урок обобщение.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №46

Предмет Химия

Тип урока Лабораторно-практическое занятие. Урок закрепление.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №64

Предмет химия

Тема занятий Спирты, классификация. Функциональная группа, ее электронное строение

Тип урока урок новых знаний

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №66

Предмет химия

Тема занятий Многоатомные спирты. Получение и применение

Тип урока комбинированный

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №67

Предмет химия

Тема занятий Фенол. Строение, физические и химические свойства

Тип урока комбинированный

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №69-70

Предмет химия

Тема занятий Альдегиды.Состав и строение альдегидов. Хиимические свойства и получение.

Тип урока комбинированный

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №72

Тема занятий Карбоновые кислоты, строение.

Тип урока комбинированный

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №73

Предмет химия

Тема занятий Физические и химические свойства карбоновых кислот.

Тип урока комбинированный

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №75

Предмет химия

Тема занятий Эфиры. Номенклатура и изомерия, применение. Сложные эфиры. Мыла и моющие средства. Получение, свойства.

Тип урока комбинированный

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №42-43-44-45

Предмет Химия

Тип урока Урок сообщений новых знаний

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №47-48

Предмет Химия

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №50-51

Предмет Химия

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №52-53

Предмет Химия

Тема занятия «Ацетиленовые углеводороды – Алкины », Гомологический ряд, изомеры, химические свойства и получение.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №52-53

Предмет Химия

Тема занятия «Ацетиленовые углеводороды – Алкины », Гомологический ряд, изомеры, химические свойства и получение.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №57

Предмет Химия

Тип урока Урок обобщение.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ


ПЛАН ЗАНЯТИЯ №30





Дата

Группа




С11ЭВМ




С11ПУ




СПМ




П11М



Предмет Химия


Тема занятие Общая характеристика неметаллов. Углерод, кремний, и их соединения.

Тип урока Урок комбинированный.




Цель занятия


Учебная: Знать общую характеристику неметаллов, положе -

,

ния элементов подгруппы углерода в периодической системе,

и их соединения.

Развивающая: Уметь составлять электронные формулы р-эле

ментов, уравнений реакции характеризующие химические

свойства их соединений.


Воспитательная: воспитывать обучающихся работать

группой, организованности, уметь пользоваться

учебниками.




ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ


А. Наглядные пособия Слайды «Общая характеристика неметаллов. Углерод, кремний, и их соединения.»

Б. Раздаточные материалы Н. Н. Нурахметов, К.Бекишев, Н.А.Заграничная Химия 10 класс.


Содержание этапов урока (основные и необходимые методические пояснение и рекомендации)

I. Организационные вопросы

Организовать группу к занятии. Через дежурных проверить посещаемость

обучающихся.

II. Повторение пройденного материала

(виды контроля знаний)

1. Фронтальная беседа с группой по вопросам.

- Какие элементы относятся р-элементам Вы знаете?

- Периодической системе где они расположены?

- К чему равна высшая степени окисления этих элементов?

- На внешнем уровне сколько электронов у алюминия?

- Какими физическими свойствами обладает алюминий?

- Какие химические свойства алюминия Вы знаете?

III. Изложение нового материала (методика)

1.Раздать краткий курс лекций по теме.

2. Показать слайды и объяснять тему с словесным и деманстрационным методом.


3. Записать в тетрадях основные понятия.
Общая характеристика элементов IVA группы:

К IVA группе относятся р-элементы: углерод, кремний, германий, олово, свинец. Отличаясь числом электронных уровней, невозбужденные атомы их

имеют на внешнем уровне по четыре электрона s2p2, из которых р-электроны – неспаренные. Но в возбужденном состоянии электроны внешнего слоя приобретают конфигурацию s1p3, т.е. все четыре электрона оказываются неспаренными.

Радиусы атомов элементов IVA группы закономерно растут с увеличением порядкого номера, энергия ионизации и относительная электроотрицательность уменьшаются.

Кроме того, углерод и кремний отличаются от других элементов IVA группы многочисленностью и многообразием химических соединений. Углерод в большинстве кислородных соединений проявляет степень окисления +4, соединения кремния со степенью окисления +4 также достаточно устойчивы.

Для элементов этой группы характерны также соединения, в которых они проявляют степень окисления +2. Прочность таких соединений у кремния невелика, но растет при переходе к свинцу.

Для атомов элементов главной подгруппы характерны степени окисления 0,+2,+4, а для углерода также -4. Элементы IVA группы образуют по два оксида: ЭО2 и ЭО. Всем оксидам соответствуют гидроксиды с анологичными свойствами.
Положение в периодической системе и строение атома:

Углерод – элемент IVA группы. Его электронная формула: 6С 1s22s22p2



↑↓













↑↓


S P
Нахождение в природе:

Углерод в природе встречается в свободном состоянии в виде алмаза и графита. Он входит в состав природных карбонатов: известняка, мрамора, мела, магнезита, доломита.Углерод является главной составной частью органических веществ. Уголь,торф, нефть, дерево и природный газ рассматриваются обычно как горючие материалы, применяемые в качестве топлива.

Физические свойства:

Углерод как простое вещество существует в нескольких аллотропных формах: алмаза, графита, карбина, фуллерона, которые имеют резко различные физические свойства, что объясняется строением их кристаллических решеток. В структуре алмаза углеродные атомы находятся в состоянии sp3- гибридизации, в структуре графита и фуллерона – в состоянии sp2 – гибридизации, в структуре карбина – в состоянии sp – гибридизации.
Химические свойства:

  1. При пропускании водяных паров через раскаленный уголь или кокс получается смесь оксида углерода (ІІ) и водорода:

С + Н2O → СO + Н2

называемая водяным газом. Эта реакция протекает в газогенераторе при температуре выше 12000С. Ниже 10000С происходит окисление углерода до СО2:

С + 2Н2O → СO2 + 2Н2



  1. Под воздействием высоких температур углерод способен взаимодействовать с металлами, образуя карбиды.

СаС2 + 2НСl → СаСl2 + С2Н2

Al4С3 + 12Н2О → 4Al(OH)3↓ + 3СН4


  1. Большое практическое значение имеет карбид кальция, который получается нагреванием извести СаО и кокса в электропечах без доступа воздуха:

СаО + 3С → СаС2 + СO

Карбид кальция применяется для получения ацетилена:

СаС2 + 2Н2O → Са(OH)2 + С2Н2

Применение:

СО2 применяется при проиводстве соды, сахара,для газирования воды и напитков, в жидком виде – в огнетушителях, «сухой лед» используется для хранения скоропортящихся продуктов.

Na2СО3 применяется в производстве стекла, мыла, бумаги в быту в качестве моющего средства и т.д.

NaНСО3 - пищевая сода, применяется в медицине, в домашнем обиходе, для производства искусственных минеральных вод и в огнетушителях, кондитерском деле и хлебопечении.

К2СО3 – поташ, применяется в производстве мыла, при изготовлении тугоплавкого стекла, в фотографии.

СаСО3 – мрамор, известняк, мел, применяется в отделочных работах, стоительных сооружениях и в скульптуре, применяют как строительный материал, для получения извести, при изготовлении зубного порошка.


ІV. Закреплениев нового материала

(выполнение заданий, оценка знаний и др.)

1 – задание

Как можно распознать соли угольной кислоты?

2 – задание

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно получить оксид углерода (ІV).

V. Домашнее задание

Учебник Н. Н. Нурахметова «Химия» 10 класс, стр. 200 -207 прочитать, упр. 8 на стр.207 выполнить в тетрадях.

VI. Подведение итогов урока

(Выставление оценок с комментарием, выяснение положительных и отрицательных моментов урока)

1. Выставление оценок с комментарием,

2. Выяснение положительные и отрицательные моментов урока



Преподаватель_____________А. С. Ингенбаева

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ТАЛДЫКОРГАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ТЕХНОЛОГИИ


ПЛАН ЗАНЯТИЯ №32





Дата

Группа




С11ЭВМ




С11ПУ




СПМ




П11М



Предмет Химия


Тема занятие Азот, фосфор и их соединения. Аммиак.

Тип урока Урок комбинированный.




Цель занятия


Учебная: Знать общую характеристику неметаллов, положе -

,

ния элементов подгруппы азота в периодической системе,

и их соединения.

Развивающая: Уметь составлять электронные формулы р-эле

ментов, уравнений реакции характеризующие химические

свойства их соединений.


Воспитательная: воспитывать обучающихся работать

группой, организованности, уметь пользоваться

учебниками.




ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ


А. Наглядные пособия Слайды «Азот, фосфор и их соединения. Аммиак.»

Б. Раздаточные материалы Н. Н. Нурахметов, К.Бекишев, Н.А.Заграничная Химия 10 класс.


Содержание этапов урока (основные и необходимые методические пояснение и рекомендации)

I. Организационные вопросы

Организовать группу к занятии. Через дежурных проверить посещаемость

обучающихся.

II. Повторение пройденного материала

(виды контроля знаний)

1. Фронтальная беседа с группой по вопросам.

- Какие элементы относятся р-элементам Вы знаете?

- Периодической системе где они расположены?

- К чему равна высшая степени окисления этих элементов?

- На внешнем уровне сколько электронов у углерода?

- Какими физическими свойствами обладает углерод?

- Какие химические свойства углерода Вы знаете?

2. Проверка домашнего задания: упр. 8 на стр.207

III. Изложение нового материала (методика)

1.Раздать краткий курс лекций по теме.

2. Показать слайды и объяснять тему с словесным и деманстрационным методом.


3. Записать в тетрадях основные понятия.
1. Степень окисления азота не может быть равна:
1. +1 2. +4 3. -3 4. -4

2. Какое утверждение верно:
1. азот в свободном состоянии находится в атмосфере Земли
2. азот в свободном состоянии находится в земной коре
3. азот в свободном состоянии в природе не встречается
4. азот существует только в виде соединений

3. Взаимодействие аммиака с хлороводородом относится к реакциям 
1. разложения 
2. соединения
3. замещения 
4. обмена

4. В каком из перечисленных соединений азота степень окисления равна +3:
1. NH3 2. HNO3 3. HNO2 4. NO2 

5.Взаимодействие медной стружки с концентрированной азотной кислотой приводит к образованию газа:
1. NO2 2. N2O 3. NO 4. NH3


6. С какими веществами аммиак вступает в реакции соединения:
1. кислоты 2. Кислород 


Охарактеризуйте фосфор как химический элемент по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева по плану. 
1. Порядковый номер, номер периода, группа, подгруппа; 
2. Заряд ядра, электронная формула, 
3. Валентность.
4. Формула летучего водородного соединения и высшего оксида.
Из всех древних элементов только фосфор имеет точную дату открытия – 1669 год. В поисках эликсира молодости и попытках получения золота алхимик XVII столетия Геннинг Бранд из Гамбурга пытался изготовить "философский камень". Для этой цели он собрал около тонны мочи из солдатских казарм и выпаривал ее до образования сиропообразной жидкости. Эту жидкость он подверг сильному прокаливанию в смеси с песком и древесным углем без доступа воздуха. В результате Бранд получил вещество, обладающее необыкновенными свойствами: оно светилось в темноте. Интерес к новому веществу был огромный, и Бранд надеялся извлечь из своего открытия изрядную прибыль: недаром он был в прошлом гамбургским купцом. Сохраняя способ изготовления в строжайшей тайне, Бранд показывал новое вещество за деньги. А желающим продавал его небольшими порциями только за чистое золото. Спустя некоторое время Бранд продал также и секрет изготовления фосфора дрезденскому химику Крафту, который, подобно Бранду, стал ездить по дворцам влиятельных особ, показывая фосфор за деньги, наживая огромное состояние. 
Конец «философскому бизнесу» положил английский химик Роберт Бойль, который в 1680 году опубликовал в научном журнале более простую и доступную методику получения фосфора. Наименование элемента происходит от греческих слов «фос» - свет и «форос»,- несущий. 
Фосфор принадлежит к весьма распространённым в природе элементам. Он занимает 13 место среди всех элементов. Вследствие высокой химической активности фосфор в свободном состоянии в природе не встречается. Он содержится не менее чем в 190 минералах, из которых главнейшими являются апатиты и фосфориты. В 1926 году А.Е.Ферсманом и его сотрудниками были открыты огромные запасы апатитов на Кольском полуострове в Хибинах, где их залежи не имеют равных нигде в мире. Незадолго до войны было открыто очень крупное месторождение фосфоритов Кара-Тау в Казахстане. 
Одно из природных соединений фосфора - газообразный фосфористый водород, особенность которого состоит в том, что он легко воспламеняется на воздухе. Это свойство фосфористого водорода объясняет появление болотных, блуждающих или могильных огней. Огни на болотах и свежих могилах действительно бывают. Это не фантазия и не выдумка. В теплые темные ночи на свежих могилах иногда наблюдаются бледно-голубоватые, слабо мерцающие огоньки. Это "горит" фосфористый водород. Образуется он при гниении отмерших растительных и животных организмов. Фосфорные соединения, входящие в состав трупов животных и человека, под действием грунтовых вод разлагаются с образованием фосфористого водорода, который, выйдя на поверхность, воспламеняется. Таким образом, огни на могилах и болотах - не "чудо", не следы таинственных духов, не привидения, не признак святости или греховности умершего, а результат химической реакции.
Запишите, что фосфор в природе встречается в соединениях, его природные минералы – фосфориты и апатиты.



Признаки

Белый фосфор

Красный фосфор

Физическое состояние

Кристаллическое вещество

Порошкообразное вещество

Цвет

Бесцветный с желтоватым оттенком

Темно-красный

Растворимость в воде

Не растворяется

Не растворяется

Запах

Чесночный

Без запаха

Химическая активность

высокая

низкая

Свечение

В темноте светится

Не светится

Действие на организм

Сильный яд

Не ядовит


  1. 4Р + 5О2 = 2Р2О5

    3Mg + 2P = Mg3P2

    5KClO3 + 6P = 3P2O5 + 5KCl (с бертолетовой солью)
    Такая реакция происходит, когда мы зажигаем спички. В головке спичек содержится бертолетова соль, в намазке шкурки – красный фосфор.
    Ежегодное производство фосфора велико. Большая часть его расходуется на получение фосфорной кислоты, из которой производят фосфорные удобрения. Они сегодня присутствуют на нашей выставке: суперфосфат и калийфос.
    Соединения фосфора также используются для защиты государства. Во время первой и второй мировых войн белым фосфором снаряжали зажигательные бомбы и артиллерийские снаряды; кроме того, он использовался в специальных бомбах для образования дымовых завес. 
    Фосфор входит в состав скелета в виде ортофосфата Са3(Р04)2 и гидроксиапатита ЗСа3(Р04)2 • Са(ОН)2. Входит в состав зубов в виде гидроксиапатита и фторапатита 3Са3(Р04)2 • CaF2. 
    Из фосфора строится АТФ, которая является универсальным источником энергии для всех реакций, протекающих в клетке. Наиболее интенсивно АТФ расходуется в активно работающих органах тела: печени, мышцах, мозгу. Остатки фосфорной кислоты присутствуют в составе молекул ДНК и РНК.
    Фосфор необходим для нормальной мышечной и умственной деятельности. 
    В наш организм фосфор поступает с пищей: рыбой, хлебом, молоком, сырами, мясом, бобовыми (горох, фасоль), овсяной, перловой, ячневой крупой. 
    При недостатке фосфора в организме: развивается рахит, снижается умственная и мышечная деятельность.
    Доза фосфора в 0,05–0,15 г для человека смертельна. Профессиональным заболеванием рабочих первых спичечных фабрик был фосфорный некроз – поражение челюстей. 
    Белый фосфор не только является сильным ядом, при попадании на кожу вызывает долго не заживающие ожоги.
    В промышленности фосфор получают из фосфоритов и апатитов, нагревая их в электрической печи без доступа воздуха в присутствии оксида кремния (IV) и угля.
    Ca3(PO4)2 + 3SiO2 + 5C = 3CaSiO3 + 2P + 5CO
    Применение фосфора. Главные его потребители – производство спичек, металлургия, химические производства. Фосфор используют в производстве фосфорной кислоты и фосфорных удобрений, полупроводниковых материалов, как компонент покрытий стальных изделий и т. д. Белый фосфор применяют для изготовления трассирующих боеприпасов, как дымообразующее и зажигательное средство, красный фосфор – основной компонент обмазки зажигательной поверхности спичечных коробков.
    В недавнем прошлом на военных предприятиях его использовали для приготовления дымовых и зажигательных составов.

1. Запишите молекулярную формулу аммиака;

  1. Укажите степень окисления элементов;

  2. Дайте химически верное название и запись формулы аммиака

  3. Изобразите электронную и структурную формулу этого соединения.

  4. Определите химическую связь в этой молекуле.

  5. Какую особенность электронного строения вы видите у атома азота?

ІV. Закреплениев нового материала

(выполнение заданий, оценка знаний и др.)

1 – задание

Как можно распознать соли азотной и фосфорной кислоты?

2 – задание

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно получить оксид фосфора (V).

V. Домашнее задание

Учебник Н. Н. Нурахметова «Химия» 10 класс, стр. 229 - 249 прочитать, упр. 3, 9 на стр.249 выполнить в тетрадях.

VI. Подведение итогов урока

(Выставление оценок с комментарием, выяснение положительных и отрицательных моментов урока)

1. Выставление оценок с комментарием,

2. Выяснение положительные и отрицательные моментов урока



Преподаватель_____________А. С. Ингенбаева
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ТАЛДЫКОРГАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И ТЕХНОЛОГИИ


ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 33





Дата

Группа




С11ЭВМ




С11ПУ




СПМ




П11М



Предмет Химия


Тема занятие Сера и его соединения.

Тип урока Урок комбинированный.




Цель занятия


Учебная: Знать общую характеристику неметаллов, положе -

,

ния элементов подгруппы кислорода в периодической системе,

системе и их соединения.

Развивающая: Уметь составлять электронные формулы р-эле

ментов, уравнений реакции характеризующие химические

свойства их соединений.


Воспитательная: воспитывать обучающихся работать

группой, организованности, уметь пользоваться

учебниками.




ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ


А. Наглядные пособия Слайды «Сера и его соединения.»

Б. Раздаточные материалы Н. Н. Нурахметов, К.Бекишев, Н.А.Заграничная Химия 10 класс.


Содержание этапов урока (основные и необходимые методические пояснение и рекомендации)

I. Организационные вопросы

Организовать группу к занятии. Через дежурных проверить посещаемость

обучающихся.

II. Повторение пройденного материала

(виды контроля знаний)

1. Фронтальная беседа с группой по вопросам.

- Какие элементы относятся р-элементам Вы знаете?

- Периодической системе где они расположены?

- К чему равна высшая степени окисления этих элементов?

- На внешнем уровне сколько электронов у азота?

- Какими физическими свойствами обладает азот?

- Какие химические свойства азота Вы знаете?

2. Проверка домашнего задания: упр. 3, 9 на стр.249

III. Изложение нового материала (методика)

1.Раздать краткий курс лекций по теме.

2. Показать слайды и объяснять тему с словесным и деманстрационным методом.


3. Записать в тетрадях основные понятия.

- Послушайте краткую характеристику некоторого элемента, с которым человечество познакомилось ещё в древности. Страницы китайских рукописей впервые известили о приготовлении пороха, в состав которого входил этот элемент. Сохранившиеся пирамиды Древнего Египта повествуют о том, что простое вещество из этого элемента использовалось для изготовления красок косметики ещё во II тысячелетии до н.э. Простое вещество желтого цвета, хрупкое, легко плавится. Предположите, о каком веществе идет речь.

1.Запишите электронное строение атома серы. Определите количество валентных электронов у атома серы.

2. Какие степени окисления проявляет атом серы в соединениях с металлами и с кислородом?

3. В каких формах и где встречается сера в живой и неживой природе?

Рассмотрите минералы, содержащие серу

1.Опишите физические свойства серы (цвет, отношение к воде, температура плавления). 2.Какие аллотропные модификации характерны для серы? Какая модификация наиболее устойчивая? 3. На каком физическом свойстве серы основано покрытие ею гранул удобрения до внесения удобрения в почву?

1.Напишите формулы соединений серы, определите в них степени окисления атома серы. 2. Напишите два уравнения реакций получения оксида серы (IV). 3. Допишите уравнения реакций и определите степени окисления атома серы в полученных соединениях:

S+Cl2=

S+O2 =

S+Fe=

S+Al=

После видеофрагмента: информация – Н2S –высокотоксичное, крайне ядовитое вещество. Вдыхание Н2S вызывает головокружение и головную боль. Сероводород разрушает гемоглобин крови. Но Н2S – не только яд. Купание в сероводородных ваннах вызывает легкое раздражение кожи, расширяет кровеносные сосуды, оказывает целительное действие при ревматизме, заболеваниях кожи. Славятся сероводородные целебные источники нашего района.

2 тоже ядовитый газ, но применяется он также широко. Повышение содержания SО2 и Н2Sв атмосфере ведет к аллергическим заболеваниям. При курении тоже образуются SО2 и Н2S, отравляя организм. Поэтому не губите свое здоровье сознательно.

ІV. Закреплениев нового материала

(выполнение заданий, оценка знаний и др.)

Загадки:

  • Хоть многие вещества превращает в яд, в химии она достойна всяческих наград

(сера)

  • Подмигнув лиловым глазом, сера сразу стала газом. (Сернистый газ)

Вопросы:

  • Какие степени окисления может проявлять атом серы?

  • Какие свойства в отличие от кислорода проявляет сера?

  • Каким реактивом можно доказать наличие сульфат-ионов в растворе?

V. Домашнее задание

Учебник Н. Н. Нурахметова «Химия» 10 класс, стр. 250 - 268 прочитать, упр. 4, 6 на стр.268 выполнить в тетрадях.

VI. Подведение итогов урока

(Выставление оценок с комментарием, выяснение положительных и отрицательных моментов урока)

1. Выставление оценок с комментарием,

2. Выяснение положительные и отрицательные моментов урока