Файл: Научный стиль речи (для студентовиностранцев аэрокосмических вузов).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 329

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

«Употребление предлогов В, НА, ПО

КРЫЛО САМОЛЁТА

ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ПРЕДТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Справочный материал

ПРЯМОТОЧНЫЙ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

РАКЕТА Ракета - летательный аппарат, движущийся за счёт реактивной силы, которая возникает при отбрасывании части собственной массы. Ракета - вид ЛА, полёт которого может проходить вне атмосферы. Это позволяет использовать ракету как техническое средство для полёта в космическом пространстве. Ракета, позволяющая вывести в космос искусственный спутник Земли (ИСЗ), космический корабль, орбитальную станцию и другие полезные грузы, называется ракетой-носителем. Рис. 46. Схема ракеты-носителяРакета-носитель имеет многоступенчатую конструкцию, то есть состоит из 2 - 5 ракетных ступеней (рис.46). Ракетная ступень - отделяемая часть составной ракеты, обеспечивающая, благодаря работе своих двигателей, разгон ракеты на определённом этапе траектории полёта. Ракетная ступень представляет собой одноступенчатую ракету, для которой остальная часть составной ракеты (последующие ступени и головная часть) являются полезным грузом.Ракетная ступень состоит в общем случае из ракетных двигателей, несущей силовой конструкции, баков с топливом, системы подачи топлива, системы управления и механизмов для разделения ступеней. После израсходования топлива и прекращения работы двигателей ракетная ступень отделяется от составной ракеты.Для выведения искусственного спутника Земли с поверхности Земли на низкую орбиту необходима характеристическая скорость 9,2 км/с, но фактическая скорость на орбите равна 7,9 км/с. Одноступенчатая ракета практически не способна обеспечить характеристическую скорость, необходимую для космического полёта. Для этой цели используется многоступенчатая или составная ракета.Составная ракета представляет собой в исходном состоянии первую ракетную ступень, которая начинает работать с момента пуска. После израсходования топлива первой ступени ступень отделяется, далее разгон полезного груза продолжает вторая ступень и т.д. Составная ракета позволяет сообщить полезному грузу бо́льшую скорость по сравнению с одноступенчатой ракетой той же стартовой массы при одинаковых запасах топлива и массе полезного груза.Различают конструктивные схемы составных ракет с поперечным делением, с продольным делением и комбинированную схему.В конструкции ракеты с поперечным делением ракетные блоки ступеней расположены последовательно по высоте ракеты и также последовательно начинают работать.Конструктивная схема с продольным делением (пакетная схема) позволяет работать одновременно блокам различных ступеней.Комбинированная схема сочетает особенности первых двух систем.Конструкция ракеты существенным образом зависит от её назначения и типа используемых ракетных двигателей. Для современных ракет-носителей (РН) основным видом двигателя является ЖРД с насосной подачей топлива23. Обычно применяется турбонасосный агрегат с дожиганием генераторного газа. В некоторых случаях на последней ступени РН целесообразно применение ЖРД с вытеснительной подачей24. На последней ступени РН (при выводе межпланетных космических аппаратов) обычно устанавливается ЖРД с многократным запуском. На первой ракетной ступени кроме ЖРД в качестве основных двигателей применяются и РДТТ.Возможность многократного включения двигателей последних ступеней РН позволяет осуществлять манёвры для изменения высоты и наклонения орбиты, а также старта полезного груза с орбиты искусственного спутника.Необходимость повышения скорости ракеты требует создания предельно лёгкой конструкции. Это требование противоречит требованию необходимой жёсткости и прочности конструкции, так как на эту конструкцию действуют внешние нагрузки и аэродинамический нагрев.Основные силовые элементы конструкции ракет изготавливаются в виде тонкостенных оболочек из высокопрочных лёгких сплавов или композиционных материалов.В ракетном блоке с ЖРД большую часть объёма занимает топливный отсек с жидким ракетным топливом, состоящий из баков с окислителем и горючим. Для РН в качестве окислителя используются жидкий кислород и высококипящие окислители, а в качестве горючего - несимметричный диметилгидразин (H2N - N(СНз)2), керосин и другие углеводороды или соединения, содержащие водород. Использование в качестве горючего для РН жидкого водорода эффективно, но при этом из-за малого значения плотности жидкого водорода существенно увеличивается объём топливного отсека.Наиболее распространённой и экономичной по массе является силовая схема топливного отсека с несущими баками. Стенки таких баков одновременно выполняют функцию оболочки корпуса ракеты. Существует также схема топливного отсека с подвесными баками. Они устанавливаются внутри топливного отсека и не участвуют в восприятии внешних нагрузок, действующих на РН или КА. Подвесные баки крепятся к несущему корпусу силовыми узлами.Все РН характеризуются сравнительно малой массой конструкции и большими запасами топлива (масса топлива составляет 85 - 90% от стартовой массы ракеты). Стартовая масса РН составляет от 10 до 3000 тонн. Продолжительность активного участка (участка полёта, на котором работают РД) некоторых РН свыше 17 минут. Полёт проходит в большом диапазоне высот.ПОСЛЕТЕКТОВЫЕ ЗАДАНИЯЗадание 20. Образуйте причастия от следующих глаголов. глагол → активное причастие прошедшего времени: отделиться, позволить, обеспечить, использовать, применяться, проходить; глагол → активное причастие настоящего времени: двигаться (г/ж), возникать, отделяться, позволять, обеспечивать, последовать, использовать, требовать, состоять, характеризоваться, составлять, проходить; глагол → пассивное причастие прошедшего времени: отделиться, использовать, расположить, установить (в/вл), изготовить (в/вл); выполнить; глагол → пассивное причастие настоящего времени: отбрасывать, отделять, называть, использовать, сообщать, применять, требовать, изготавливать, выполнять. Задание 21. Выберите необходимую форму причастия и употребите причастие в нужной форме (род, число, падеж).А. 1. Под РН понимают многоступенчатую ракету, ... (служащий - служивший) для выведения в космос полезного груза. 2. В настоящее время для РН характерно применение только химических ракетных двигателей, ... (работающий - работавший) на жидком и твёрдом топливе. 3. У ракет, ... (изготовивший - изготовленный) по данной схеме, ступени в полёте отделяются последовательно. 4. Конструктивная схема РН - совокупность агрегатов, систем, отсеков, ступеней, ... (определяющий - определяемый - определённый - определивший) технические возможности ракеты. 5. В составных ракетах обычно каждая ступень содержит ... (рассматривающий - рассматриваемый - рассмотренный) выше части, а также систему разделения ступеней. 6. Одним из наиболее важных показателей эффективности любого РД является удельная тяга, ... (называющий - называемый) также удельным импульсом.Б. 1. В насосных системах компоненты топлива нагнетаются в камеру сгорания из баков с помощью насосов, ... (приводящий - приводимый) во вращение газовой турбиной. 2. Для работы турбины необходимо рабочее тело - нагретый газ, ... (находящийся - находившийся) под высоким давлением. 3. Окислителем второй группы топлива служит жидкий кислород, ... (кипящий - кипевший) при температуре -183°С. 4. Приземным космическим пространством называют зону, ... (окружающий - окружённый) Землю в пределах высот 100 - 160 км, где могут летать только специальные ЛА. 5. Операции наведения выполняются с помощью специальных оптических приборов, ... (установивший - установленный) на борту ракеты, пусковой системе и на Земле.Задание 22. Употребите полное или краткое причастие или прилагательное в нужной грамматической форме (род, число; для полных причастий и прилагательных - падеж).А. 1. Ракета, ... как техническое средство для полёта в космическое пространство, позволяет вывести в космос орбитальную станцию.а) используемыйб) используем2. ... часть составной ракеты называется ракетной ступенью.а) отделяемый б) отделяем3. Ракета, ... ракетой-носителем, позволяет вывести в космос ИСЗ.а) называемый б) называем4. Ракетная ступень обеспечивает разгон ракеты на ... этапе траекторииполёта.а) определённый б) определён5. Для выведения ИСЗ с поверхности Земли на орбиту ... характеристическая скорость 9,2 км/с.а) необходимый б) необходим6. В конструкции с поперечным делением ракетные блоки ступеней ... последовательно по высоте ракеты.а) расположенныйб) расположен7. В некоторых случаях на последней ступени РН ... применение ЖРД с вытеснительной подачей.а) целесообразный б) целесообразен8. Это требование противоречит требованию ... жёсткости и прочности конструкции.а) необходимый б) необходим9. Использование в качестве горючего для РН жидкого водорода ....а) эффективныйб) эффективен10. Баки ... с ЖРД магистральными трубопроводами.а) связанный б) связанБ. 1. В ЖРД могут быть ... различные топлива, а) использованный б) использован2. В насосных системах компоненты топлива нагнетаются в камеру сгорания из баков с помощью насосов, ... во вращение газовой турбиной.а) приводимый б) приводим3. Для работы турбины ... рабочее тело - ... газ, находящийся под высокимдавлением. а) необходимый а) нагретый б) необходим б) нагрет 4. По длине корпус ракеты ... на отсеки, названия которых определяютсяэлементами ракеты, ... в них: приборный, топливный, двигательный. а) разделённый а) расположенный б) разделён б) расположен 5. Хвостовой отсек ... для размещения двигательной установки и части приборов системы управления.а) предназначенный б) предназначен6. Ракеты-носители запускают вертикально. Это вызвано причинами, ... восновном с боковыми нагрузками, действующими на конструкцию корпуса.а) связанныйб) связан7. Считается, что подобная схема … .а) неэкономичныйб) неэкономичен8. Первостепенное значение для определения энергетических возможностей РН имеют тяга (… в кгс или тс)25 и скорость истечения газов из сопладвигателя.а) измеряемыйб) измеряем9. Азотная кислота (HNO3) химически ... .а) активныйб) активенЗадание 23. Трансформируйте причастные обороты в придаточные предложения со словом который.1. Баки обычно занимают около 3/5 длины ракеты, а компоненты топлива, помещённые в них, составляют около 90% общей массы ракеты. 2. В составных ракетах обычно каждая ступень содержит части, рассмотренные выше, а также систему разделения ступеней. 3. Названия отсеков определяются элементами ракеты, размещёнными в них: приборный, топливный, двигательный. 4. Ракета, используемая как техническое средство для полёта в космическое пространство, позволяет вывести в космос орбитальную станцию.Задание 24. Найдите в тексте придаточные предложения со словом который. Трансформируйте эти предложения в причастные обороты в тех случаях, когда это возможно. Постарайтесь определить условия, при которых такая трансформация невозможна.Задание 25. Вспомните, как употребляются предлоги в, на, из, с и падежные формы при ответах на вопросы где? куда? откуда? Вставьте вместо точек нужный предлог и существительное в нужной форме.1. Ракета используется для полёта ... (космическое пространство). 2. Ракета-носитель позволяет вывести КА ... (космическое пространство). 3. Для выведения ИСЗ ... (поверхность Земли)... (низкая орбита) необходима характеристическая скорость

ТЕКСТЫ ДЛЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

ТЕКСТ 1. ВЫРЕЗЫ В ФЮЗЕЛЯЖЕ

ТЕКСТ 2. СИЛЫ, КОТОРЫЕ ДЕЙСТВУЮТ НА САМОЛЁТ

ТЕКСТ 4. КРЫЛО СВЕРХЗВУКОВОГО АВИАЛАЙНЕРА

ТЕКСТ 5. ОБРАЗОВАНИЕ ПОДЪЁМНОЙ СИЛЫ

ТЕКСТ 6. По-2 МОДИФИКАЦИИ М.А. КУЗАКОВА

ТЕКСТ 7. АЭРОДИНАМИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО34

Рис. 55. Посадка

ТЕКСТ 13. «МИРАЖИ»

ТЕКСТ 14. Су-27

ТЕКСТ 16. Су-37 «БЕРКУТ»

ТЕКСТ 17. ВЕРТОЛЁТЫ

ТЕКСТ 19. ОПЕРЕНИЕ

ТЕКСТ 20. АЭРОУПРУГОСТЬ

ТЕКСТ 21. КОНСТРУКЦИЯ ЭЛЕРОНОВ

ТЕКСТ 22. ДВИЖЕНИЕ САМОЛЕТА ОТНОСИТЕЛЬНО

ПРОДОЛЬНОЙ ОСИ

ТЕКСТ 23. МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ F-16

ТЕКСТ 24. ТАКТИЧЕСКИЙ БОМБАРДИРОВЩИК

F-117 «НАЙТХОУК»

ТЕКСТ 25. САМОЛЁТ «БЕЛУГА»

ТЕКСТ 26. «ЕВРОФАЙТЕР» - EF 2000

ТЕКСТ 29. КОНСТРУКЦИЯ КРЕПЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ

ТЕКСТ 30. КОНСТРУКЦИЯ ВОЗДУХОЗАБОРНИКА

ТЕКСТ 31. КОНСТРУКЦИИ ВЫХЛОПНЫХ УСТРОЙСТВ

ТЕКСТ 33. ГИБРИДНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

ТЕКСТ 35. НОВЫЙ ТОПЛИВНЫЙ БАК ДЛЯ «ШАТТЛА» ГОТОВ

ТЕКСТ 36. ПРИЧИНЫ АВАРИИ НОСИТЕЛЯ Н-2

ТЕКСТ 39. «ВОСТОК-1»

ТЕКСТ 40. «СПЕЙС ШАТТЛ-1»



Задание 25. Трансформируйте данные предложения в предло­же­ния с конструкцией S изменяется с чем?. В качестве эквивалента глагола изменяться могут быть использованы другие глаголы: увеличиваться, уменьшаться, расти, падать, улучшаться, ухудшаться
и т.д
.

Образец: Увеличение скорости полёта приводит к необходимости увеличения угла стреловидности крыла. - Угол стреловидности крыла увеличивается с увеличением скорости полёта.

1. Очевидно, что при увеличении приборной скорости полёта значения ускорения и перегрузки резко возрас­та­ют. 2. Увеличение скорости полёта затрудняет процесс покидания лётчиком самолёта в аварийной ситуации. 3. При дальнейшем наборе высоты разница между давлени­ем в кабине и вне её будет увеличиваться. 4. Уменьшение площади опе­ре­ния выгодно с точки зрения уменьшения его аэродинамического со­противления и уменьшения подъёмной силы самолёта.
5. Чем больше скорость самолёта, тем меньше угол конусности.
6. Уменьшение удли­нения крыла уменьшает его вес. 7. Увеличение стреловидности крыль­ев уменьшает максимальное качество крыла.
8. Уменьшение удлинения крыла и относительной толщины профиля крыла приводит к снижению волнового сопротивления. 9. При скоростях полёта М > 0,6¸0,7 у этих крыльев начинается значительный рост сопротивления. 10. Чем меньше удельный вес материала, из которого выполняется конст­рук­ция, тем меньше его масса. 11. В результате увеличения взлётного веса несколько ухудшились лётно-технические характеристики самолёта. 12. Сокращение длины основных стоек шасси привело к умень­ше­нию массы конструкции планера.

Задание 26. Составьте предложения, используйте конструкции задания 16.

1. Линия, по которой движется материальная точка,

траектория

2. Механизация крыла

устройства, которые дают возможность изменять подъёмную силу и лобовое сопротивление крыла

3. Лонжеронная схема фюзеляжа

такая схема, при которой изгибающий момент воспринимается продольными силовыми элементами - лонжеронами

4. Совокупность поперечных и продольных силовых элементов

силовая схема фюзеляжа

5. Нервюра

элемент поперечного набора крыла, который служит для обеспечения необходимой формы профиля крыла

6. Поперечное сечение крыла плоскостью, параллельной ба­зовой плоскости самолёта,

профиль крыла

7. Центральная часть крыла

центроплан

8. Удельная нагрузка на крыло

отношение веса самолёта к площади крыла

9. Планер

конструкция самолёта без СУ

10. Механизм или устройство для уменьшения скорости или полной остановки машины

тормоз

11. Совокупность внешних воздействий на самолёт, которые приводят к деформации,

нагрузка




Задание 27. Вместо точек вставьте гла­голы: обеспечивать, делиться, использоваться, являться, состоять, кре­питься, различаться, зависеть, образовать, располагаться.

1. Крыло ... основной несущей поверхностью самолёта. 2. Крыло ... поперечную устойчивость самолёта. 3. Внутренний объём крыла ... для размещения топлива и оборудования. 4. Крылья самолётов ... по форме. 5. Выбор формы и профиля крыла ... от аэродинамической пригодности. 6. Крыло ... из трёх частей: двух консолей и центроплана. 7. Крылья самолётов по конструкции ... на моноблочные, кессонные и лонжеронные. 8. Продольные силовые элементы ... продольный силовой набор. 9. По­перечный силовой набор ... из нервюр. 10. Там, где к крылу ... шасси, устанавливаются силовые нервюры. 11. Важнейшей характе­ристикой самолёта ... удельная нагрузка на крыло. 12. Предкрылки ... вдоль передней кромки крыла.

Задание 28. Вставьте предлоги со значением <местоположение>: в, на, вдоль.

1. ... (крыло) могут размещаться топ­ли­во и различные агрегаты. 2. Кроме продольного силового набора ... (крыло) имеется также попе­реч­ный силовой набор. 3. Предкрылки располагаются ... (передняя кромка крыла). 4. Закрылки находятся ... (хвос­товая часть крыла). 5. Щитки - это отклоняемые поверхности, которые располагаются ... (ниж­няя хвостовая часть крыла).

Задание 29. Прочитайте текст «Крыло самолёта» ещё раз. Закончите предложения и запишите их.

  1. Крыло - это ...

  1. Крылья самолётов могут быть ...

  1. Профиль крыла - это ...

  2. Базовой плоскостью самолёта называется ...

  3. Хорда и средняя линия являются ...

  4. Крыло счи­тается пригодным ...

  5. Крыло самолёта включает ...

  6. Крылья самолётов по конструкции делятся ...

  7. Нер­вюры предназначаются ...

  8. Удельная нагрузка на крыло - это ...

  9. Чтобы умень­шить посадочную скорость ...

  10. Изменяемая стреловидность обеспечивает ...

Задание 30. Ответьте на вопросы.

1. Для чего служит крыло? 2. Что является главным аэродинамическим признаком крыла? 3. Что такое профиль крыла? 4. Какие бывают профили крыла? 5. Какие характеристики являются главными геометрическими характеристиками профиля крыла? 6. Какое крыло считает­ся пригодным? 7. Что такое центроплан? 8. Что составляет основу конс­т­рукции крыла? 9. Из каких силовых элементов состоит каркас и как они называются? 10. Что происходит в результате разрушения силовой конст­рукции крыла? 11. Что такое удельная нагрузка на крыло? 12. К каким негативным последствиям приводит большая удельная нагрузка на крыло? 13. Почему стали применять крыло с изменяемой стрело­видностью? 14. Что такое передняя кромка крыла? Где она находится? 15. Что такое задняя кромка крыла?



Задание 31. Разделите текст на части. Составьте план текста в форме назывных предложений.

Задание 32. Расскажите о конструкции и основных характеристиках крыла (используйте ваш план и рис. 8 - 13).

УРОК 4

КЛАССИФИКАЦИЯ САМОЛЁТОВ
ПРЕДТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Задание 1. Прочитайте слова и словосочетания. Значения незнакомых слов определите по словарю.

При́нцип, снаря́д, ине́рция, обтека́ть, обтека́емый (обтека́емая фо́рма), реакти́вный, дви́гатель, враща́ться, пилоти́руемый.

Задание 2. Внимательно посмотрите рис. 14, 15, 16. Прочитайте определения терминов: автожи́р, планёр, вертолёт. Скажите, какому рисунку соответствует какое определение (название).


Р ис. 14.

Автожи́́р - ЛА, у которого подъёмная сила создается несущим вин­том, а двигатель служит для обес­печения горизонтального движе­ния (как у самолёта). Винт враща­ется под действием сил от набега­ю­щего потока воздуха.

Р ис. 15.

Планёр - безмоторный ЛА тяжелее воздуха с неподвижными относи­тель­но аппарата несущими по­верх­ностями, которые создают аэро­динамическую подъёмную силу. Набор высоты возможен толь­ко за счёт воздушных пото­ков, которые поднимаются вверх.

Р ис. 16.

Вертолёт - ЛА тяжелее воздуха с вертикальным взлётом и посадкой. Подъёмная сила и горизонтальная тяга создаются одним или несколькими несущими винтами. Винты приводятся в движение двигателем.


Задание 3. Посмотрите на рис. 17, попробуйте объяснить или понять из объяснения преподавателя, что такое пило́н и гондо́ла дви́гателя.

Рис. 17. Пилон (1) и гондола (2)
Задание 4. Прочитайте слова и словосочетания. Определите значения слов по их компонентам.

Крыла́тая (раке́та), бескры́лый реакти́вный снаря́д, винтонесу́щий (аппара́т), подкры́льная (опо́ра), косми́ческий (аппара́т), подвесно́й (бак).


Задание 5. Образуйте прилагательные от существительных по образцу: без воздуха (х/ш) ®безвоздушный. Запишите их.

Шум, грани́ца (ц/ч), поса́дка (к/ч), систе́ма, о́блако, коне́ц (ц/ч), пило́т, оши́бка (к/ч), мото́р.

Задание 6. Вспомните модели образования сложных слов
(урок 3). Какая модель, по-вашему, наиболее подходит для выражения значения: <оперение по форме близко букве V>, <оперение по форме близко букве Т>?

Задание 7. К словам из группы А подберите родственные (однокоренные) слова из группы Б.

А

Б

крыло

винт

подъём

вращать

пилот

помощь


подъёмный

бескрылый

изгиб

винтонесущий

крылатый

пилотируемый

вращение

вспомогательный

беспилотный


Задание 8. Вместо точек вставьте окончания прилагательных.

Крылат... ракета, бескрыл... управляем... реактивн... снаряды, не­больш... участок, средн... часть, Т-образн... оперение, базов... плоскость, V-образн... оперение, велосипедн... шасси.

Задание 9. Слева даются термины, справа - определения терминов. Прочитайте определения и скажите, к какому термину относится каждое определение (объедините термин и определение).

1. Бесхво́стка

1. схема самолёта, который имеет две несущие поверхности (два крыла)

2. Бипла́н

2. линия, которую описывает точка при своём движении

3. Траекто́рия

3. линия, которую описывает в пространстве центр масс ЛА

4. Траекто́рия полёта

4. удобообтекаемый конструктивный элемент для крепления гондолы двигателя, подвесного бака и т.д.

5. Пило́н

5. название схемы самолёта, у которого отсутствует горизонтальное оперение


Задание 10. При классификации предметов, явлений используются конструкции:

S ДЕЛИТСЯ НА ЧТО? (в.п.)

S ПОДРАЗДЕЛЯЕТСЯ НА ЧТО? (в.п.)
ЧТО? (в.п.) ПОДРАЗДЕЛЯЮТ НА ЧТО? (в.п.)

ЧТО? (в.п.) МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА ЧТО? (в.п.)

РАЗЛИЧАЮТ ЧТО? (в.п.) И ЧТО? (в.п.)

Найдите данные конструкции в предложениях.

1. По принципу создания подъёмной силы современные летатель­ные аппараты тяжелее воздуха делятся на три груп­пы. 2. В зависимости от назначения ЛА делятся на военные и гражданские. 3. По наличию или отсут­ствию экипажа все ЛА подразде­ля­ют на два класса - пилотируе­мые и беспилотные. 4. Самолёты делятся на группы: 1) по числу и рас­по­ложению крыльев; 2) по типу фюзеляжа; 3) по
форме и расположению оперения; 4) по конструкции и расположению шасси;
5) по типу, количес­т­ву и расположению двигателей. 5. В зависимости от числа крыльев раз­личают монопланы, то есть самолёты с одним крылом, и бипланы - самолёты с двумя крыльями (рис. 18). 6. В зависимости от расположения крыла относительно фюзеляжа различают самолёты с низким (низкоплан), сред­­ним (среднеплан) и высоким (высокоплан) расположением крыла (рис. 19). 7. По типу фюзеляжа самолёты подразделяют на три группы. 8. По типу дви­гателей самолёты можно разделить на порш­невые, турбовинтовые и реактивные, а по количеству двигателей - на однодвигательные, двух-, трёх-, четы­рёх-, шести- и восьмидвигательные. 9. В зависимости от ско­рости полёта самолёты подразделяются на дозвуковые (скорость самолёта соответствует числу Маха М < 1), сверхзвуковые (5 > М ³ 1) и гипер­зву­ковые (М > 5).









Рис. 18. Сверху вниз: моноплан и биплан

Рис. 19. Сверху вниз: среднеплан, высокоплан, низкоплан



Задание 11. Для указания на принадлежность предмета (явления, понятия) к определенному классу используются следующие конст­рук­ции:

S ОТНОСИТСЯ К ЧЕМУ? (д.п.)

S ПРИНАДЛЕЖИТ К ЧЕМУ? (д.п.)

S ВХОДИТ КУДА? (в + в.п.)

S И S ОБРАЗУЮТ ЧТО? (в.п.)

Найдите данные конструкции в предложениях.

1. К первой группе относятся аппараты, у которых подъёмная сила создается в основном крылом. 2. К этой группе при­надлежат в основном планёры, самолёты и крылатые ра­кеты. 3. Вторую группу образуют ра­ке­­ты и космические ле­та­тельные аппараты или бескрылые управляе­мые реактивные снаряды. 4. В третью группу входят все винтонесущие аппараты.

З а п о м н и т е, как соотносятся конструкции со значением <принадлежность предмета к классу> с конструкциями, которые используются при классификации предметов (уроки 2, 4), и конструкциями, которые используются при описании состава предмета.

<Классификация предмета>

<Принадлежность предмета к определённому классу>

Используемые конструкции:

S ДЕЛИТСЯ НА ЧТО?

S ПОДРАЗДЕЛЯЕТСЯ НА ЧТО?

ЧТО? ПОДРАЗДЕЛЯЮТ НА ЧТО?

ЧТО МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА ЧТО?

РАЗЛИЧАЮТ ЧТО? И ЧТО?
Принцип отношений: целое - часть

Используемые конструкции:

S ОТНОСИТСЯ К ЧЕМУ?

S ПРИНАДЛЕЖИТ К ЧЕМУ?

S ВХОДИТ КУДА?

S И S ОБРАЗУЮТ ЧТО?


Принцип отношений: часть-целое

<Предмет и его состав>

Используемые конструкции:

S СОСТОИТ ИЗ ЧЕГО?

S ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ЧТО?
Принцип отношений: целое - часть

Используемые конструкции:

S И S ОБРАЗУЮТ ЧТО?

Принцип отношений:часть-целое