Файл: Научный стиль речи (для студентовиностранцев аэрокосмических вузов).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 331

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

«Употребление предлогов В, НА, ПО

КРЫЛО САМОЛЁТА

ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ПРЕДТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Справочный материал

ПРЯМОТОЧНЫЙ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

РАКЕТА Ракета - летательный аппарат, движущийся за счёт реактивной силы, которая возникает при отбрасывании части собственной массы. Ракета - вид ЛА, полёт которого может проходить вне атмосферы. Это позволяет использовать ракету как техническое средство для полёта в космическом пространстве. Ракета, позволяющая вывести в космос искусственный спутник Земли (ИСЗ), космический корабль, орбитальную станцию и другие полезные грузы, называется ракетой-носителем. Рис. 46. Схема ракеты-носителяРакета-носитель имеет многоступенчатую конструкцию, то есть состоит из 2 - 5 ракетных ступеней (рис.46). Ракетная ступень - отделяемая часть составной ракеты, обеспечивающая, благодаря работе своих двигателей, разгон ракеты на определённом этапе траектории полёта. Ракетная ступень представляет собой одноступенчатую ракету, для которой остальная часть составной ракеты (последующие ступени и головная часть) являются полезным грузом.Ракетная ступень состоит в общем случае из ракетных двигателей, несущей силовой конструкции, баков с топливом, системы подачи топлива, системы управления и механизмов для разделения ступеней. После израсходования топлива и прекращения работы двигателей ракетная ступень отделяется от составной ракеты.Для выведения искусственного спутника Земли с поверхности Земли на низкую орбиту необходима характеристическая скорость 9,2 км/с, но фактическая скорость на орбите равна 7,9 км/с. Одноступенчатая ракета практически не способна обеспечить характеристическую скорость, необходимую для космического полёта. Для этой цели используется многоступенчатая или составная ракета.Составная ракета представляет собой в исходном состоянии первую ракетную ступень, которая начинает работать с момента пуска. После израсходования топлива первой ступени ступень отделяется, далее разгон полезного груза продолжает вторая ступень и т.д. Составная ракета позволяет сообщить полезному грузу бо́льшую скорость по сравнению с одноступенчатой ракетой той же стартовой массы при одинаковых запасах топлива и массе полезного груза.Различают конструктивные схемы составных ракет с поперечным делением, с продольным делением и комбинированную схему.В конструкции ракеты с поперечным делением ракетные блоки ступеней расположены последовательно по высоте ракеты и также последовательно начинают работать.Конструктивная схема с продольным делением (пакетная схема) позволяет работать одновременно блокам различных ступеней.Комбинированная схема сочетает особенности первых двух систем.Конструкция ракеты существенным образом зависит от её назначения и типа используемых ракетных двигателей. Для современных ракет-носителей (РН) основным видом двигателя является ЖРД с насосной подачей топлива23. Обычно применяется турбонасосный агрегат с дожиганием генераторного газа. В некоторых случаях на последней ступени РН целесообразно применение ЖРД с вытеснительной подачей24. На последней ступени РН (при выводе межпланетных космических аппаратов) обычно устанавливается ЖРД с многократным запуском. На первой ракетной ступени кроме ЖРД в качестве основных двигателей применяются и РДТТ.Возможность многократного включения двигателей последних ступеней РН позволяет осуществлять манёвры для изменения высоты и наклонения орбиты, а также старта полезного груза с орбиты искусственного спутника.Необходимость повышения скорости ракеты требует создания предельно лёгкой конструкции. Это требование противоречит требованию необходимой жёсткости и прочности конструкции, так как на эту конструкцию действуют внешние нагрузки и аэродинамический нагрев.Основные силовые элементы конструкции ракет изготавливаются в виде тонкостенных оболочек из высокопрочных лёгких сплавов или композиционных материалов.В ракетном блоке с ЖРД большую часть объёма занимает топливный отсек с жидким ракетным топливом, состоящий из баков с окислителем и горючим. Для РН в качестве окислителя используются жидкий кислород и высококипящие окислители, а в качестве горючего - несимметричный диметилгидразин (H2N - N(СНз)2), керосин и другие углеводороды или соединения, содержащие водород. Использование в качестве горючего для РН жидкого водорода эффективно, но при этом из-за малого значения плотности жидкого водорода существенно увеличивается объём топливного отсека.Наиболее распространённой и экономичной по массе является силовая схема топливного отсека с несущими баками. Стенки таких баков одновременно выполняют функцию оболочки корпуса ракеты. Существует также схема топливного отсека с подвесными баками. Они устанавливаются внутри топливного отсека и не участвуют в восприятии внешних нагрузок, действующих на РН или КА. Подвесные баки крепятся к несущему корпусу силовыми узлами.Все РН характеризуются сравнительно малой массой конструкции и большими запасами топлива (масса топлива составляет 85 - 90% от стартовой массы ракеты). Стартовая масса РН составляет от 10 до 3000 тонн. Продолжительность активного участка (участка полёта, на котором работают РД) некоторых РН свыше 17 минут. Полёт проходит в большом диапазоне высот.ПОСЛЕТЕКТОВЫЕ ЗАДАНИЯЗадание 20. Образуйте причастия от следующих глаголов. глагол → активное причастие прошедшего времени: отделиться, позволить, обеспечить, использовать, применяться, проходить; глагол → активное причастие настоящего времени: двигаться (г/ж), возникать, отделяться, позволять, обеспечивать, последовать, использовать, требовать, состоять, характеризоваться, составлять, проходить; глагол → пассивное причастие прошедшего времени: отделиться, использовать, расположить, установить (в/вл), изготовить (в/вл); выполнить; глагол → пассивное причастие настоящего времени: отбрасывать, отделять, называть, использовать, сообщать, применять, требовать, изготавливать, выполнять. Задание 21. Выберите необходимую форму причастия и употребите причастие в нужной форме (род, число, падеж).А. 1. Под РН понимают многоступенчатую ракету, ... (служащий - служивший) для выведения в космос полезного груза. 2. В настоящее время для РН характерно применение только химических ракетных двигателей, ... (работающий - работавший) на жидком и твёрдом топливе. 3. У ракет, ... (изготовивший - изготовленный) по данной схеме, ступени в полёте отделяются последовательно. 4. Конструктивная схема РН - совокупность агрегатов, систем, отсеков, ступеней, ... (определяющий - определяемый - определённый - определивший) технические возможности ракеты. 5. В составных ракетах обычно каждая ступень содержит ... (рассматривающий - рассматриваемый - рассмотренный) выше части, а также систему разделения ступеней. 6. Одним из наиболее важных показателей эффективности любого РД является удельная тяга, ... (называющий - называемый) также удельным импульсом.Б. 1. В насосных системах компоненты топлива нагнетаются в камеру сгорания из баков с помощью насосов, ... (приводящий - приводимый) во вращение газовой турбиной. 2. Для работы турбины необходимо рабочее тело - нагретый газ, ... (находящийся - находившийся) под высоким давлением. 3. Окислителем второй группы топлива служит жидкий кислород, ... (кипящий - кипевший) при температуре -183°С. 4. Приземным космическим пространством называют зону, ... (окружающий - окружённый) Землю в пределах высот 100 - 160 км, где могут летать только специальные ЛА. 5. Операции наведения выполняются с помощью специальных оптических приборов, ... (установивший - установленный) на борту ракеты, пусковой системе и на Земле.Задание 22. Употребите полное или краткое причастие или прилагательное в нужной грамматической форме (род, число; для полных причастий и прилагательных - падеж).А. 1. Ракета, ... как техническое средство для полёта в космическое пространство, позволяет вывести в космос орбитальную станцию.а) используемыйб) используем2. ... часть составной ракеты называется ракетной ступенью.а) отделяемый б) отделяем3. Ракета, ... ракетой-носителем, позволяет вывести в космос ИСЗ.а) называемый б) называем4. Ракетная ступень обеспечивает разгон ракеты на ... этапе траекторииполёта.а) определённый б) определён5. Для выведения ИСЗ с поверхности Земли на орбиту ... характеристическая скорость 9,2 км/с.а) необходимый б) необходим6. В конструкции с поперечным делением ракетные блоки ступеней ... последовательно по высоте ракеты.а) расположенныйб) расположен7. В некоторых случаях на последней ступени РН ... применение ЖРД с вытеснительной подачей.а) целесообразный б) целесообразен8. Это требование противоречит требованию ... жёсткости и прочности конструкции.а) необходимый б) необходим9. Использование в качестве горючего для РН жидкого водорода ....а) эффективныйб) эффективен10. Баки ... с ЖРД магистральными трубопроводами.а) связанный б) связанБ. 1. В ЖРД могут быть ... различные топлива, а) использованный б) использован2. В насосных системах компоненты топлива нагнетаются в камеру сгорания из баков с помощью насосов, ... во вращение газовой турбиной.а) приводимый б) приводим3. Для работы турбины ... рабочее тело - ... газ, находящийся под высокимдавлением. а) необходимый а) нагретый б) необходим б) нагрет 4. По длине корпус ракеты ... на отсеки, названия которых определяютсяэлементами ракеты, ... в них: приборный, топливный, двигательный. а) разделённый а) расположенный б) разделён б) расположен 5. Хвостовой отсек ... для размещения двигательной установки и части приборов системы управления.а) предназначенный б) предназначен6. Ракеты-носители запускают вертикально. Это вызвано причинами, ... восновном с боковыми нагрузками, действующими на конструкцию корпуса.а) связанныйб) связан7. Считается, что подобная схема … .а) неэкономичныйб) неэкономичен8. Первостепенное значение для определения энергетических возможностей РН имеют тяга (… в кгс или тс)25 и скорость истечения газов из сопладвигателя.а) измеряемыйб) измеряем9. Азотная кислота (HNO3) химически ... .а) активныйб) активенЗадание 23. Трансформируйте причастные обороты в придаточные предложения со словом который.1. Баки обычно занимают около 3/5 длины ракеты, а компоненты топлива, помещённые в них, составляют около 90% общей массы ракеты. 2. В составных ракетах обычно каждая ступень содержит части, рассмотренные выше, а также систему разделения ступеней. 3. Названия отсеков определяются элементами ракеты, размещёнными в них: приборный, топливный, двигательный. 4. Ракета, используемая как техническое средство для полёта в космическое пространство, позволяет вывести в космос орбитальную станцию.Задание 24. Найдите в тексте придаточные предложения со словом который. Трансформируйте эти предложения в причастные обороты в тех случаях, когда это возможно. Постарайтесь определить условия, при которых такая трансформация невозможна.Задание 25. Вспомните, как употребляются предлоги в, на, из, с и падежные формы при ответах на вопросы где? куда? откуда? Вставьте вместо точек нужный предлог и существительное в нужной форме.1. Ракета используется для полёта ... (космическое пространство). 2. Ракета-носитель позволяет вывести КА ... (космическое пространство). 3. Для выведения ИСЗ ... (поверхность Земли)... (низкая орбита) необходима характеристическая скорость

ТЕКСТЫ ДЛЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

ТЕКСТ 1. ВЫРЕЗЫ В ФЮЗЕЛЯЖЕ

ТЕКСТ 2. СИЛЫ, КОТОРЫЕ ДЕЙСТВУЮТ НА САМОЛЁТ

ТЕКСТ 4. КРЫЛО СВЕРХЗВУКОВОГО АВИАЛАЙНЕРА

ТЕКСТ 5. ОБРАЗОВАНИЕ ПОДЪЁМНОЙ СИЛЫ

ТЕКСТ 6. По-2 МОДИФИКАЦИИ М.А. КУЗАКОВА

ТЕКСТ 7. АЭРОДИНАМИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО34

Рис. 55. Посадка

ТЕКСТ 13. «МИРАЖИ»

ТЕКСТ 14. Су-27

ТЕКСТ 16. Су-37 «БЕРКУТ»

ТЕКСТ 17. ВЕРТОЛЁТЫ

ТЕКСТ 19. ОПЕРЕНИЕ

ТЕКСТ 20. АЭРОУПРУГОСТЬ

ТЕКСТ 21. КОНСТРУКЦИЯ ЭЛЕРОНОВ

ТЕКСТ 22. ДВИЖЕНИЕ САМОЛЕТА ОТНОСИТЕЛЬНО

ПРОДОЛЬНОЙ ОСИ

ТЕКСТ 23. МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ F-16

ТЕКСТ 24. ТАКТИЧЕСКИЙ БОМБАРДИРОВЩИК

F-117 «НАЙТХОУК»

ТЕКСТ 25. САМОЛЁТ «БЕЛУГА»

ТЕКСТ 26. «ЕВРОФАЙТЕР» - EF 2000

ТЕКСТ 29. КОНСТРУКЦИЯ КРЕПЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ

ТЕКСТ 30. КОНСТРУКЦИЯ ВОЗДУХОЗАБОРНИКА

ТЕКСТ 31. КОНСТРУКЦИИ ВЫХЛОПНЫХ УСТРОЙСТВ

ТЕКСТ 33. ГИБРИДНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

ТЕКСТ 35. НОВЫЙ ТОПЛИВНЫЙ БАК ДЛЯ «ШАТТЛА» ГОТОВ

ТЕКСТ 36. ПРИЧИНЫ АВАРИИ НОСИТЕЛЯ Н-2

ТЕКСТ 39. «ВОСТОК-1»

ТЕКСТ 40. «СПЕЙС ШАТТЛ-1»



Задание 17. Употребите слова, которые стоят в скобках, в нужном па­де­же, используйте конструкцию со значением <обозначение цели, назначения предмета> - «для+р.п.».

1. Фюзеляж служит ... (размещение экипажа, пассажиров, груза и объединение различных частей самолёта). 2. Крыло служит ... (созда­ние подъёмной силы). 3. Оперение предназначено ... (балансировка самолёта в полёте). 4. ... (эта работа) члены экипажа используют одну тех­ническую систему, один пульт управления. 5. «Молния-1» предназна­чается ... (индивидуальное пользование, туризм, перевозка грузов и почты). 6. Руль - приспособление, механизм ... (управление кораблём, самолётом, автомобилем). 7. Нервюрой называется элемент поперечного на­бо­ра, который служит ... (обеспечение необходимой формы профиля крыла). 8. Пи­лон - удобообтекаемый конструктивный элемент ... (крепление гон­до­лы двигателя, подвесного бака и т.д.).

Задание 18. Трансформируйте сложные предложения в простые, используйте конструкцию «для+р.п.».

1. Самолёты используют, чтобы перевозить грузы и пассажиров. 2. Такие самолёты преимущественно применяются для того, чтобы бороться с пожарами. 3. Всё это оборудование необходимо для того, что­бы обеспечить безопасный полёт. 4. Штурвал служит для того, чтобы с его помощью управлять рулём высоты и элеронами. 5. Чтобы умень­шить посадочную скорость, необходимо увеличить подъёмную силу кры­ла при посадке. 6. Чтобы обеспечить высокие аэродинамические ха­рактеристики в широком диапазоне скоростей полёта, было создано кры­ло с изменяемой стреловидностью. 7. Для того чтобы достичь вы­соких аэродинамических показателей крыла при дозвуковых скоростях полёта, желательно иметь как можно большее удлинение крыла.

Задание 19. Для выражения определительных отношений могут быть использованы не только прилагательные, но и существительные с предлогами с и без.

С ОДНИМ КРЫЛОМ (с+тв.п.)
САМОЛЁТ (какой?)

БЕЗ ГОРИЗОНТАЛЬНОГО ОПЕРЕНИЯ (без+р.п)

Найдите в данных предложениях примеры, которые выражают определительные отношения.


1. Этот самолёт летает с 2001 года11. 2. Чаще других ис­пользуется трёхопорная схема шасси с носовой опорой. 3. Это был цельнометаллический двухместный среднеплан с треугольным крылом малого удлинения, со стреловидностью 60° и с профилем крыла, который имел относительную толщину 3,2%. 4. С помощью механизации увели­чи­вают подъёмную силу крыла при взлёте и посадке. 5. Встречаются конструкции крыльев без стрингеров. 6. Самолёт без фюзеляжа назы­ва­ют «бесхвосткой» или «летающим крылом». 7. Угол стреловидности крыла увеличивается с увеличением скорости полёта.

Задание 20. Употребите конструкции «с+тв.п.», «без+р.п.».

1. Самолёт ... (фюзеляж) называют «летающим крылом». 2. Затем был выпущен первый самолёт ... (герметичный фюзеляж). 3. Сущест­ву­ют шасси как ... (колёса), так и ... (колёса), например лыжное шасси. 4. Мо­ноплан - это самолёт ... (одно крыло), биплан - это самолёт ... (два крыла). 5. Чаще используется схема самолёта ... (один фюзеляж). 6. Различают: трёхопорную схему шасси ... (носовая опора), трёхопор­ную схему шасси ... (хвостовая опора) и двухопорную схему шасси.

Задание 21. Трансформируйте предложения так, чтобы можно бы­ло употребить конструкции «с+тв.п.», «без+р.п.».

1. Моноплан - схема самолёта, который имеет одно крыло.
2. Планер - конструкция самолёта, в которой отсутствует СУ. 3. Самолёт МиГ-29 - моноплан, который имеет трапециевидное механизированное крыло. 4. Это был самолёт, на котором отсутствовала гермокабина. 5. Встречаются кон­струкции крыльев, в которых отсутствуют стрингеры. 6. Существуют самолёты, фюзеляжи которых имеют овальную и прямоугольную фор­му. 7. Передние колёса тормозов не имели. 8. В зависимости от расположения крыла относительно фюзеляжа различают низкопланы, среднепланы и высокопланы.

Задание 22. Из двух простых предложений образуйте сложное со словом который. Объясните род, число и падеж формы слова кото­рый.

А. 1. Рули крена - подвижные части крыла. Эти части отклоняются в противоположные стороны (вверх и вниз) и служат для управления самолётом по продольной оси. 2. Руль высоты - подвижная часть верти­каль­ного оперения. Эта часть служит для управления самолётом отно­сительно поперечной оси. 3. Истребитель - самолёт. Этот самолёт пред­на­значается для уничтожения других самолётов и наземных целей. 4. Двигатель - устройство. Это устройство преобразует один вид энер­гии в другой. 5. Силовая установка - совокупность агрегатов ЛА. Эти аг­ре­гаты необходимы для создания силы тяги. 6. Тормоз - механизм. Этот механизм применяется для уменьшения скорости или полной остановки самолёта.



Б. 1. Обшивка - плоские или изогнутые листы из различных ма­те­риалов. Эти листы крепятся к каркасу и создают внешнюю форму ЛА. 2. Нагрузка на самолёт - совокупность внешних воздействий на самолёт. Эти воздействия вызывают деформацию. 3. Ниша шасси самолёта - ограниченный внутренний объём фюзеляжа или крыла. Этот внут­рен­ний объём служит для размещения шасси в убранном положении. 4. Ба­зовая плоскость самолёта - плоскость. Она делит самолёт на две симметричные части. 5. Вертолёт - ЛА тяжелее воздуха с вертикальным взлётом и по­садкой. Подъёмная сила и горизонтальная тяга создаются одним или несколькими несущими винтами. Эти винты приводятся в движение дви­гателем. 6. Амфибия - гидросамолёт. Этот гидросамолёт имеет сухо­пут­ное шасси и может приземляться на воду и на аэродром.

В. 1. В кабине лётчика установлено катапультное кресло. Оно даёт возможность лётчику покинуть самолёт в аварийной ситуации. 2. Кабина лётчика закры­вается фонарём. Он изготовлен из специального стекла. 3. Воздух к дви­гателям поступает через воздухозаборники. Они располагаются под носовой и средней частями фюзеляжа.
4. Силовая конструкция фюзе­ляжа самолёта состоит из обшивки и силового каркаса. Он включает в себя продольные и поперечные силовые элементы. 5. Вертикальное опе­рение состоит из двух килей. Они располагаются в хвостовой части фюзеляжа. 6. На самолётах схемы «бесхвостка» применяют элево­ны. Они имеют возможность отклоняться и как рули высоты. 7. Механизацией крыла называют устройства. Они позво­ля­ют изменять подъёмную силу и лобовое сопротивление кры­ла.

Задание 23. Вместо выделенных слов вставьте нужную форму слова который.

Образец: Неподвижная часть ВО - киль, к килю крепится подвижный руль направления. - Неподвижная часть ВО - киль, к которому крепится подвижный руль направления.

А. 1. Фюзеляж самолёта - корпус сложной формы, к фюзеляжу кре­пятся все остальные части планера. 2. Динамика - раздел механики, в этом разделе рассматриваются закономерности движения тела под дей­ст­вием приложенных к нему сил. 3. Размеры грузовой кабины зависят от груза, для перевозки этого груза предназначается самолёт. 4. «Бесхвостка» - название схемы самолёта, у такого самолёта отсутствует горизонтальное оперение. 5. Тра­ек­тория - линия, эту линию описывает точка при своём движении. 6. К первой группе относятся аппараты, у таких аппаратов подъёмная сила создаётся в основном крылом. 7. В средней части фюзеляжа размещаются топливные баки, ёмкость
топливных баков 3540 литров.

Б. 1. Проводились мно­го­численные лётные испытания, во время этих испытаний блоки­ро­вались тормоза и все тормозные устройства. 2. Носовая часть фюзеляжа представляет собой конус, ось этого ко­нуса отклоняется вниз. 3. Деформация - изменение положения точек твёр­дого тела, при этом изменении меняются расстояния между этими точками. 4. Высокоплан - схема самолёта-моноплана, у такого самолёта крыло крепится к верхней части фюзеляжа. 5. В этом заключается отличие прин­ципа полёта вертолёта от самолёта, у самолёта подъёмная сила кры­ла возникает только при обтекании его потоком воздуха в поступа­тель­ном движении. 6. Различают горизонтальное и вертикальное опе­рения, каждое из них состоит из подвижных и неподвижных частей. 7. Лонжеронная схема фюзеляжа - такая схема; при этой схеме изгибающий момент воспринимается продольными силовыми элементами - лонжеронами.

Задание 24. Ответьте на вопросы.

1. По какому принципу делятся современные ЛА? 2. Какие ЛА отно­сятся к первой группе? ко второй? к третьей? 3. Чем создается подъёмная сила у аппаратов первой группы? 4. Как совершают полёт космичес­кие ЛА? 5. Чем создается подъёмная сила винтонесущих аппаратов? 6. На какие группы делятся самолёты по назначению? по наличию или отсутствию экипажа? 7. На каком основании (по каким признакам) мож­но разделить самолёты на группы? 8. На какие группы подразделяют самолёты в зависимости от числа крыльев и от расположения крыла от­но­сительно фюзеляжа? 9. На какие группы подразделяют самолёты по типу фюзеляжа? 10. Что такое «самолёт классической схемы»? 11. Что такое самолёты типа «утка»? 12. Расскажите о схеме самолёта, которая называется «летаю­щее крыло». Как ещё называют такие самолёты? 13. Какие схемы установки опе­ре­ния вы знаете? 14. Какие существуют схемы шасси? 15. На какие груп­пы делятся самолёты по типу двигателя и по количеству двига­те­лей? 16. Где могут размещаться двигатели? 17. Чем различаются дозву­ковые, сверхзвуковые и гиперзвуковые самолёты?

Задание 25. Расскажите о типах ЛА и типах самолётов (см. схемы).

Л А



по наличию или

отсутствию экипажа

п о принципу создания подъёмной силы

по назначению










пилотируемые

1 -я группа (крыло): самолёты

военные










беспилотные

2 -я группа (инерция): ракеты, космические летательные аппара­ты, бескрылые управ­ляемые реактивные снаряды

гражданские













3 -я группа (винт): вертолёты, автожиры






С АМОЛЁТЫ






бипланы




П о расположению

к рыльев




м онопланы

низкоплан

среднеплан

высокоплан




однофюзеляжные




П о типу фюзеляжа

двухбалочные







«летающее крыло»













П о форме и распо­-

ложению оперения

«классическая» схема

«утка»

«бесхвостка»







По конструкции и

р асположению

шасси

трёхопорная схема с

носовой опорой

трёхопорная схема с

хвостовой опорой

двухопорная схема







П о скорости полёта

дозвуковые

сверхзвуковые

гиперзвуковые







П о типу двигателей

поршневые

турбовинтовые

реактивные






П о количеству

д вигателей

однодвигательные

двухдвигательные

трёхдвигательные

четырёхдвигательные

шестидвигательные

восьмидвигательные






П о расположению

д вигателей

на крыле

под крылом

под крылом на пилонах

в крыле

в фюзеляже

на фюзеляже