Файл: Научный стиль речи (для студентовиностранцев аэрокосмических вузов).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 270

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

«Употребление предлогов В, НА, ПО

КРЫЛО САМОЛЁТА

ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ПРЕДТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Справочный материал

ПРЯМОТОЧНЫЙ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

РАКЕТА Ракета - летательный аппарат, движущийся за счёт реактивной силы, которая возникает при отбрасывании части собственной массы. Ракета - вид ЛА, полёт которого может проходить вне атмосферы. Это позволяет использовать ракету как техническое средство для полёта в космическом пространстве. Ракета, позволяющая вывести в космос искусственный спутник Земли (ИСЗ), космический корабль, орбитальную станцию и другие полезные грузы, называется ракетой-носителем. Рис. 46. Схема ракеты-носителяРакета-носитель имеет многоступенчатую конструкцию, то есть состоит из 2 - 5 ракетных ступеней (рис.46). Ракетная ступень - отделяемая часть составной ракеты, обеспечивающая, благодаря работе своих двигателей, разгон ракеты на определённом этапе траектории полёта. Ракетная ступень представляет собой одноступенчатую ракету, для которой остальная часть составной ракеты (последующие ступени и головная часть) являются полезным грузом.Ракетная ступень состоит в общем случае из ракетных двигателей, несущей силовой конструкции, баков с топливом, системы подачи топлива, системы управления и механизмов для разделения ступеней. После израсходования топлива и прекращения работы двигателей ракетная ступень отделяется от составной ракеты.Для выведения искусственного спутника Земли с поверхности Земли на низкую орбиту необходима характеристическая скорость 9,2 км/с, но фактическая скорость на орбите равна 7,9 км/с. Одноступенчатая ракета практически не способна обеспечить характеристическую скорость, необходимую для космического полёта. Для этой цели используется многоступенчатая или составная ракета.Составная ракета представляет собой в исходном состоянии первую ракетную ступень, которая начинает работать с момента пуска. После израсходования топлива первой ступени ступень отделяется, далее разгон полезного груза продолжает вторая ступень и т.д. Составная ракета позволяет сообщить полезному грузу бо́льшую скорость по сравнению с одноступенчатой ракетой той же стартовой массы при одинаковых запасах топлива и массе полезного груза.Различают конструктивные схемы составных ракет с поперечным делением, с продольным делением и комбинированную схему.В конструкции ракеты с поперечным делением ракетные блоки ступеней расположены последовательно по высоте ракеты и также последовательно начинают работать.Конструктивная схема с продольным делением (пакетная схема) позволяет работать одновременно блокам различных ступеней.Комбинированная схема сочетает особенности первых двух систем.Конструкция ракеты существенным образом зависит от её назначения и типа используемых ракетных двигателей. Для современных ракет-носителей (РН) основным видом двигателя является ЖРД с насосной подачей топлива23. Обычно применяется турбонасосный агрегат с дожиганием генераторного газа. В некоторых случаях на последней ступени РН целесообразно применение ЖРД с вытеснительной подачей24. На последней ступени РН (при выводе межпланетных космических аппаратов) обычно устанавливается ЖРД с многократным запуском. На первой ракетной ступени кроме ЖРД в качестве основных двигателей применяются и РДТТ.Возможность многократного включения двигателей последних ступеней РН позволяет осуществлять манёвры для изменения высоты и наклонения орбиты, а также старта полезного груза с орбиты искусственного спутника.Необходимость повышения скорости ракеты требует создания предельно лёгкой конструкции. Это требование противоречит требованию необходимой жёсткости и прочности конструкции, так как на эту конструкцию действуют внешние нагрузки и аэродинамический нагрев.Основные силовые элементы конструкции ракет изготавливаются в виде тонкостенных оболочек из высокопрочных лёгких сплавов или композиционных материалов.В ракетном блоке с ЖРД большую часть объёма занимает топливный отсек с жидким ракетным топливом, состоящий из баков с окислителем и горючим. Для РН в качестве окислителя используются жидкий кислород и высококипящие окислители, а в качестве горючего - несимметричный диметилгидразин (H2N - N(СНз)2), керосин и другие углеводороды или соединения, содержащие водород. Использование в качестве горючего для РН жидкого водорода эффективно, но при этом из-за малого значения плотности жидкого водорода существенно увеличивается объём топливного отсека.Наиболее распространённой и экономичной по массе является силовая схема топливного отсека с несущими баками. Стенки таких баков одновременно выполняют функцию оболочки корпуса ракеты. Существует также схема топливного отсека с подвесными баками. Они устанавливаются внутри топливного отсека и не участвуют в восприятии внешних нагрузок, действующих на РН или КА. Подвесные баки крепятся к несущему корпусу силовыми узлами.Все РН характеризуются сравнительно малой массой конструкции и большими запасами топлива (масса топлива составляет 85 - 90% от стартовой массы ракеты). Стартовая масса РН составляет от 10 до 3000 тонн. Продолжительность активного участка (участка полёта, на котором работают РД) некоторых РН свыше 17 минут. Полёт проходит в большом диапазоне высот.ПОСЛЕТЕКТОВЫЕ ЗАДАНИЯЗадание 20. Образуйте причастия от следующих глаголов. глагол → активное причастие прошедшего времени: отделиться, позволить, обеспечить, использовать, применяться, проходить; глагол → активное причастие настоящего времени: двигаться (г/ж), возникать, отделяться, позволять, обеспечивать, последовать, использовать, требовать, состоять, характеризоваться, составлять, проходить; глагол → пассивное причастие прошедшего времени: отделиться, использовать, расположить, установить (в/вл), изготовить (в/вл); выполнить; глагол → пассивное причастие настоящего времени: отбрасывать, отделять, называть, использовать, сообщать, применять, требовать, изготавливать, выполнять. Задание 21. Выберите необходимую форму причастия и употребите причастие в нужной форме (род, число, падеж).А. 1. Под РН понимают многоступенчатую ракету, ... (служащий - служивший) для выведения в космос полезного груза. 2. В настоящее время для РН характерно применение только химических ракетных двигателей, ... (работающий - работавший) на жидком и твёрдом топливе. 3. У ракет, ... (изготовивший - изготовленный) по данной схеме, ступени в полёте отделяются последовательно. 4. Конструктивная схема РН - совокупность агрегатов, систем, отсеков, ступеней, ... (определяющий - определяемый - определённый - определивший) технические возможности ракеты. 5. В составных ракетах обычно каждая ступень содержит ... (рассматривающий - рассматриваемый - рассмотренный) выше части, а также систему разделения ступеней. 6. Одним из наиболее важных показателей эффективности любого РД является удельная тяга, ... (называющий - называемый) также удельным импульсом.Б. 1. В насосных системах компоненты топлива нагнетаются в камеру сгорания из баков с помощью насосов, ... (приводящий - приводимый) во вращение газовой турбиной. 2. Для работы турбины необходимо рабочее тело - нагретый газ, ... (находящийся - находившийся) под высоким давлением. 3. Окислителем второй группы топлива служит жидкий кислород, ... (кипящий - кипевший) при температуре -183°С. 4. Приземным космическим пространством называют зону, ... (окружающий - окружённый) Землю в пределах высот 100 - 160 км, где могут летать только специальные ЛА. 5. Операции наведения выполняются с помощью специальных оптических приборов, ... (установивший - установленный) на борту ракеты, пусковой системе и на Земле.Задание 22. Употребите полное или краткое причастие или прилагательное в нужной грамматической форме (род, число; для полных причастий и прилагательных - падеж).А. 1. Ракета, ... как техническое средство для полёта в космическое пространство, позволяет вывести в космос орбитальную станцию.а) используемыйб) используем2. ... часть составной ракеты называется ракетной ступенью.а) отделяемый б) отделяем3. Ракета, ... ракетой-носителем, позволяет вывести в космос ИСЗ.а) называемый б) называем4. Ракетная ступень обеспечивает разгон ракеты на ... этапе траекторииполёта.а) определённый б) определён5. Для выведения ИСЗ с поверхности Земли на орбиту ... характеристическая скорость 9,2 км/с.а) необходимый б) необходим6. В конструкции с поперечным делением ракетные блоки ступеней ... последовательно по высоте ракеты.а) расположенныйб) расположен7. В некоторых случаях на последней ступени РН ... применение ЖРД с вытеснительной подачей.а) целесообразный б) целесообразен8. Это требование противоречит требованию ... жёсткости и прочности конструкции.а) необходимый б) необходим9. Использование в качестве горючего для РН жидкого водорода ....а) эффективныйб) эффективен10. Баки ... с ЖРД магистральными трубопроводами.а) связанный б) связанБ. 1. В ЖРД могут быть ... различные топлива, а) использованный б) использован2. В насосных системах компоненты топлива нагнетаются в камеру сгорания из баков с помощью насосов, ... во вращение газовой турбиной.а) приводимый б) приводим3. Для работы турбины ... рабочее тело - ... газ, находящийся под высокимдавлением. а) необходимый а) нагретый б) необходим б) нагрет 4. По длине корпус ракеты ... на отсеки, названия которых определяютсяэлементами ракеты, ... в них: приборный, топливный, двигательный. а) разделённый а) расположенный б) разделён б) расположен 5. Хвостовой отсек ... для размещения двигательной установки и части приборов системы управления.а) предназначенный б) предназначен6. Ракеты-носители запускают вертикально. Это вызвано причинами, ... восновном с боковыми нагрузками, действующими на конструкцию корпуса.а) связанныйб) связан7. Считается, что подобная схема … .а) неэкономичныйб) неэкономичен8. Первостепенное значение для определения энергетических возможностей РН имеют тяга (… в кгс или тс)25 и скорость истечения газов из сопладвигателя.а) измеряемыйб) измеряем9. Азотная кислота (HNO3) химически ... .а) активныйб) активенЗадание 23. Трансформируйте причастные обороты в придаточные предложения со словом который.1. Баки обычно занимают около 3/5 длины ракеты, а компоненты топлива, помещённые в них, составляют около 90% общей массы ракеты. 2. В составных ракетах обычно каждая ступень содержит части, рассмотренные выше, а также систему разделения ступеней. 3. Названия отсеков определяются элементами ракеты, размещёнными в них: приборный, топливный, двигательный. 4. Ракета, используемая как техническое средство для полёта в космическое пространство, позволяет вывести в космос орбитальную станцию.Задание 24. Найдите в тексте придаточные предложения со словом который. Трансформируйте эти предложения в причастные обороты в тех случаях, когда это возможно. Постарайтесь определить условия, при которых такая трансформация невозможна.Задание 25. Вспомните, как употребляются предлоги в, на, из, с и падежные формы при ответах на вопросы где? куда? откуда? Вставьте вместо точек нужный предлог и существительное в нужной форме.1. Ракета используется для полёта ... (космическое пространство). 2. Ракета-носитель позволяет вывести КА ... (космическое пространство). 3. Для выведения ИСЗ ... (поверхность Земли)... (низкая орбита) необходима характеристическая скорость

ТЕКСТЫ ДЛЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

ТЕКСТ 1. ВЫРЕЗЫ В ФЮЗЕЛЯЖЕ

ТЕКСТ 2. СИЛЫ, КОТОРЫЕ ДЕЙСТВУЮТ НА САМОЛЁТ

ТЕКСТ 4. КРЫЛО СВЕРХЗВУКОВОГО АВИАЛАЙНЕРА

ТЕКСТ 5. ОБРАЗОВАНИЕ ПОДЪЁМНОЙ СИЛЫ

ТЕКСТ 6. По-2 МОДИФИКАЦИИ М.А. КУЗАКОВА

ТЕКСТ 7. АЭРОДИНАМИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО34

Рис. 55. Посадка

ТЕКСТ 13. «МИРАЖИ»

ТЕКСТ 14. Су-27

ТЕКСТ 16. Су-37 «БЕРКУТ»

ТЕКСТ 17. ВЕРТОЛЁТЫ

ТЕКСТ 19. ОПЕРЕНИЕ

ТЕКСТ 20. АЭРОУПРУГОСТЬ

ТЕКСТ 21. КОНСТРУКЦИЯ ЭЛЕРОНОВ

ТЕКСТ 22. ДВИЖЕНИЕ САМОЛЕТА ОТНОСИТЕЛЬНО

ПРОДОЛЬНОЙ ОСИ

ТЕКСТ 23. МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ F-16

ТЕКСТ 24. ТАКТИЧЕСКИЙ БОМБАРДИРОВЩИК

F-117 «НАЙТХОУК»

ТЕКСТ 25. САМОЛЁТ «БЕЛУГА»

ТЕКСТ 26. «ЕВРОФАЙТЕР» - EF 2000

ТЕКСТ 29. КОНСТРУКЦИЯ КРЕПЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ

ТЕКСТ 30. КОНСТРУКЦИЯ ВОЗДУХОЗАБОРНИКА

ТЕКСТ 31. КОНСТРУКЦИИ ВЫХЛОПНЫХ УСТРОЙСТВ

ТЕКСТ 33. ГИБРИДНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

ТЕКСТ 35. НОВЫЙ ТОПЛИВНЫЙ БАК ДЛЯ «ШАТТЛА» ГОТОВ

ТЕКСТ 36. ПРИЧИНЫ АВАРИИ НОСИТЕЛЯ Н-2

ТЕКСТ 39. «ВОСТОК-1»

ТЕКСТ 40. «СПЕЙС ШАТТЛ-1»



Задание 12. Прочитайте текст.
КЛАССИФИКАЦИЯ САМОЛЁТОВ
По принципу создания подъёмной силы современные летатель­ные аппараты тяжелее воздуха делятся на три груп­пы.

К первой группе относятся аппараты, у которых подъёмная сила создаётся в основном крылом. К этой группе при­надлежат в основном планёры (рис. 16), самолёты и крылатые ра­кеты.

Вторую группу образуют ракеты и космические ле­та­тельные ап­па­раты или бескрылые управляемые реактивные снаряды. Космические ЛА совершают почти весь полёт по инерции. Только при прохождении небольшого участка траектории двигатель работает.

В третью группу входят все винтонесущие аппараты. Их подъёмная сила создается с помощью вращения несущего винта. Эта группа вклю­ча­ет в себя вертолё­ты (рис. 14) и автожиры (рис. 15).

В зависимости от назначения ЛА делятся на военные и граждан­ские.

По наличию или отсутствию экипажа все ЛА подразде­ля­ют на два класса - пилотируемые и беспилотные.

Наиболее многочисленная группа ЛА - самолёты. Самолёты де­лятся на группы:

1) по числу и расположению крыльев;

2) по типу фюзеляжа;

3) по форме и расположению оперения;

4) по конструкции и расположению шасси;

5) по типу, количеству и расположению двигателей.

В зависимости от числа крыльев различают монопланы, то есть самолёты с одним крылом, и бипланы - самолёты с двумя крыльями. У биплана одно крыло располагается над дру­­гим.

В зависимости от расположения крыла относительно фюзеляжа различают самолёты с низким (низкоплан), сред­ним (среднеплан) и вы­соким (высокоплан) расположением крыла.

По типу фюзеляжа самолёты подразделяют на:

1) однофюзеляжные;

2) двухбалочные с гондолами;

3) самолёты типа «бесхвостка» («летающее крыло»).

Обычно используется схема самолёта с одним фю­зе­ляжем. Фюзеляж такого самолёта служит не только для размещения экипажа, пас­сажиров, оборудования и груза, но и для крепления оперения
(рис. 20).

Фюзеляжи, к которым не крепится оперение, называют­ся гондо­ла­ми. Оперение в этом случае поддерживается дву­мя балками, и такие самолёты называются двух­балоч­ны­ми (рис. 21).

Самолёт без фюзеляжа называют «бесхвосткой» или «ле­тающим крылом».

По расположению горизонтального оперения различают следую­щие аэродинамические схемы самолётов:

1) самолёты «классической» схемы, у которых гори­зон­тальное оперение размещается позади крыла (рис. 20);


2) самолёты типа «утка», у которых горизонтальное опе­рение размещается впереди крыла (рис. 22);

3) самолёты типа «бесхвостка» или «летающее крыло», у которых горизонтальное оперение отсутствует (рис. 23).





Рис. 20. Самолёт «классической» схемы

Рис. 21. Двухбалочный самолёт

Рис. 22. «Утка»



Рис. 23. «Бесхвостка»






Рис. 24. Стабилизатор на фюзеляже: 1 - стабилизатор; 2 - руль высоты

Рис. 25. Стабилизатор на киле









Рис. 26. Вертикальное оперение обычной схемы: 1 - стабилизатор;
2 - руль направления

Рис. 27. Разнесённое оперение


Существуют следующие схемы установки оперения:

1) горизонтальное оперение (ГО):

а) крепится к фюзеляжу (рис. 24);

б) крепится к вертикальному оперению в средней его части;

в) крепится к вертикальному оперению в верх­­ней его части (Т-образное оперение) (рис. 25);

2) вертикальное оперение (ВО):

а) обычной схемы (крепится к фюзеляжу в базо­вой плоскости) (рис. 26);

б) разнесённое (крепится к фюзеляжу или балкам) (рис. 27);

в) крепится к ГО10;

3) V-образное оперение.

По количеству и размещению опор различают следующие схемы шасси:

1) трёхопорную схему шасси с носовой опорой;

2) трёхопорную схему шасси с хвостовой опорой;


3) двухопорную схему шасси (велосипедную схему).

Трёхопорное шасси включает в себя две основные опо­ры и переднюю (носовую) или заднюю (хвостовую) опору.

Велосипедное шасси включает в себя две основные опо­­ры (перед­нюю и заднюю) и две подкрыльные (вспо­мо­га­тельные) опоры.

По типу двигателей самолёты можно разделить на порш­невые, турбовинтовые и реактивные, а по количеству двигателей - на однодвигательные, двух-, трёх-, четы­рёх-, шести- и восьмидвигательные.

По расположению двигателей самолёты делятся на шесть групп. Двигатели размещаются:

1) на крыле;

2) под крылом;

3) под крылом на пилонах;

4) в крыле;

5) в фюзеляже;

6) на фюзеляже.

В зависимости от скорости полёта различают самолёты дозвуко­вые (скорость самолёта соответствует числу Маха М < 1), сверхзвуковые (5 > М ³ 1) и гиперзвуковые (М > 5).


ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ



Задание 13. Укажите предложения, содержание которых не соот­ветствует содержанию текста или неполно отражает его.

1. По принципу создания подъёмной силы современные лета­тель­ные аппараты тяжелее воздуха делятся на две груп­пы. 2. К первой груп­пе относятся аппараты, у которых подъёмная сила создается в основ­ном крылом. К этой группе при­надлежат ракеты, космические ле­та­тель­ные аппараты, бескрылые управляемые реактивные снаряды.
3. Косми­чес­кие ЛА совершают почти весь полёт по инерции. 4. Наи­более распространённая группа ЛА - самолёты. 5. У биплана одно крыло расположено слева, другое справа относительно фюзеляжа.
6. Самолёт без фюзеляжа называют «бесхвосткой» или «ле­тающим крылом». 7. Трёхопорное шасси включает в себя две основные опо­ры. 8. Велоси­педное шасси включает в себя две основные опо­­ры (переднюю и зад­нюю) и две подкрыльные (вспо­мо­га­тельные) опоры.

Задание 14. Составьте предложения, используйте глаголы делиться и подразделяться.

ПО ЧЕМУ?

S

НА ЧТО?

1.

Балочные фюзеляжи

балочно-лонжеронные, балочно-стрингерные и балочно-обшивочные

2. Конструктивно-силовая схема

фюзеляжи

ферменные и балочные

3. Тип фюзеляжа

самолёты

несколько видов

4. Форма

крылья самолётов

трапециевидные, стре­ло­видные, треугольные и прямоугольные

5. Число крыльев

самолёты

монопланы и бипланы

6. Эти признаки

самолёты

несколько групп

7. Присутствие человека на борту

все ЛА

пилотируемые и бес­пи­лотные

8.

Силовые элементы

продольные и попе­реч­ные

9.

Все металлы условно

чёрные и цветные

10. Конструкция

крылья самолётов

моноблочные, кессон­ные и лонжеронные

11. Расположение крыла относительно фюзеляжа

самолёты

высокопланы, средне­планы, низкопланы


Задание 15. Составьте предложения, используйте конструкции со значением <принадлежность предмета к определенному классу>.

  1. Боинг-747 - класс реактивных пассажирских самолётов.

  2. Ту-114 и Ил-18 - самолёты с турбовинтовыми двигателями.

  3. Одноместный сверхзвуковой истребитель Су-27 - семейство советских реактивных истребителей.

  4. Немецкий самолёт «Арадо 196» и американский самолёт
    «Сигалл» - класс гидросамолётов.

  5. Самолёты гражданской авиации - авиация общего назначения.

  6. Самолёты DC-3, Ju-52, По-2 - группа самолётов-долгожителей.

  7. Повышенная безопасность - число основных требований, которые предъявляются к самолётам авиации общего назначения.

  8. Чёрные металлы - железо (Fe) и его сплавы, а также хром (Cr) и марганец (Mn).

  9. Класс патрульных самолётов - например, английский самолёт
    Эджли ЕА7 «Оптика» и высотные беспилотные самолёты с винтовыми двигателями.

Задание 16. Слова, которые стоят в скобках, употребите в нужном паде­же.

А. 1. У биплана одно крыло располагается над ... (дру­­гое крыло). 2. У самолётов «классической» схемы гори­зон­тальное оперение разме­щает­ся позади ... (крыло). 3. У самолётов типа «утка» горизонтальное опе­ре­ние размещается впереди ... (крыло). 4. Горизонтальное оперение мо­жет крепиться к ... (фюзеляж). 5. Горизонтальное оперение может кре­питься к ... (вертикальное оперение) в ... (средняя его часть). 6. Го­ри­зонтальное оперение может крепиться к ... (вертикальное оперение) в ... (верх­­няя его часть). 7. Вертикальное оперение крепится к ... (фюзе­ляж) в ... (базовая плоскость). 8. Двигатели размещаются: а) на ... (кры­ло); б) под ... (крыло); в) под ... (крыло) на ... (пилоны); г) в ... (крыло); д) в ... (фюзеляж); е) на ... (фюзеляж).

Б. 1. Траектория полёта - линия, которую описывает в ... (прост­ран­с­тво) центр масс ЛА. 2. Амфибия - гидросамолёт, который имеет сухо­путное шасси и может приземляться на ... (вода) и на ... (аэродром). 3. Отсек - отдельная (изолированная от других) часть специального помещения на ... (корабль или самолёт). 4. Под ... (фюзеляж) находится подвесной топливный бак. 5. Оборудование находится в ... (носовой от­сек). 6. Элероны - подвижные части крыла, которые одновременно от­кло­няются в ... (противоположные стороны) и предназначаются для управ­ления самолётом относительно продольной оси.
7. Кроме продольного силового набора, в ... (крыло) имеется также поперечный силовой набор. 8. Стойка шасси обеспечивает передачу нагрузок с опорного элемента на ... (конструкция самолёта).