Файл: Учебнометодический комплекс дисциплины менеджмент в туристической фирме.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 652

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)

1 Цели и задачи дисциплины

2 Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

3. Требования к результатам освоения дисциплины

4 Объем дисциплины и виды учебной работы

5 Содержание дисциплины

6 Лабораторный практикум

7 Примерная тематика курсовых проектов (работ):

8 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

9 Материально-техническое обеспечение дисциплины

10 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

11 Рефераты

12 Вопросы для подготовки к экзамену

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ

Разработка стратегии турфирмы

Управление качеством в туристском бизнесе

Изучение туристского рынка как условие его успешного освоения

Организация эффективной работы с партнерами

Особенности проведения деловых переговоров

Разработка конкурентоспособного тура

Перевозчики

Предприятия питания

Экскурсионное обслуживание

Методическое обеспечение маршрута

Формирование цены турпродукта

Документальное оформление тура и взаимоотношений турфирмы с клиентом

Направления продвижения туристского продукта

– щитовая реклама строится на рекламной идее, специфика которой заключается в том, что она мгновенно схватывается и запоминается;

Персонал как важнейший ресурс туристского предприятия

Оптимизация затрат на оплату труда персонала

Мотивирование персонала

Обучение персонала

МАТЕРИАЛЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Ситуации для анализа

Деятельность туроператоров

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

1 Задания для самостоятельной работы студентов

2 Методические указания по выполнению самостоятельной работы

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Тесты для проверки знаний студентов

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ГЛОССАРИЙ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Перечисленные выше особенности туризма позволяют выделить следующие черты, с которыми менеджеры туристического бизнеса должны обязательно считаться:

  • - в основе менеджмента должны стоять нужды, потребности и желания конечных потребителей, с учетом чего определяется сфера приложения труда любого туристического предприятия;

  • - туристический продукт не является товаром первой необходимости, т.е. туристическая услуга не первична и на ней в большей степени сказывается изменение покупательной способности населения, чем на других платных услугах;

  • - продавец туристической услуги не может представить ее образец-эталон и аргументы в пользу своего товара-услуги; он может только найти доводы в пользу его только при хорошо налаженной системе маркетинга; особую значимость приобретает функция контроля;

  • туристическая услуга уникальна, т.е. повторить ее во всех аспектах не представляется возможным.

Одним из основных компонентов, определяющих содержание менеджмента, являются его функции. Функции менеджмента имеют специфический характер, особое содержание и осуществляются самостоятельно. Они представляются как виды управленческого труда, связанные с воздействием на управляемый объект, в формах планирования организации, мотивации и контроля. Функция планирования считается главнейшей из них, а функции организации, мотивации и контроля призваны выполнять тактические и стратегические задачи фирмы.

Под планированием деятельности туристического предприятия понимается процесс качественного, количественного, временного определения будущих целей, средств и методов его формирования и развития, управления им1. Эффективность планирования находится в зависимости от его полноты, точности, ясности, непрерывности и экономичности. Планирование предусматривает использование всех приемов и процедур, начиная от разработки бюджетов и кончая моделированием и разработкой планов или отдельных их разделов на основе теории игр и проектов сценариев. Это позволяет менеджерам уменьшать неопределенность, повышать точность прогнозов и анализировать факторы, влияющие на план.

Организация, как функция менеджмента, представляет собой структуру системы в виде взаимоотношений, прав, целей, видов деятельности и как процесс, создающий и сохраняющий эту структуру. Она обеспечивает совершенствование технической, экономической, социально-психологической и правовой деятельности туристического предприятия и его менеджеров. При этом каждый из менеджеров распределяет обязанности и устанавливает ответственность, т.е. формирует взаимоотношения между всеми подразделениями предприятия.


Планирование и организация тесно взаимосвязаны друг с другом.

Мотивацию в менеджменте туризма следует рассматривать как мотивы путешествий и мотивацию трудовых отношений.

Мотив, побуждающий человека путешествовать, представляет собой причину, при отсутствии которой путешествие не состоится. Так как во многих случаях выдвинуть единственный мотив не представляется возможным, в практике принято говорить о мотивации путешествий, которая подразделяется на следующие группы: физическую, психологическую, межличностную, культурную мотивации и мотивацию престижа и статуса.

Мотивация трудовых отношений рассматривается как совокупность стимулов активной трудовой деятельности сотрудников туристического предприятия. Главными целями мотивации являются заинтересованность в труде, потребность в трудовой активности и удовлетворенность от нее. Чтобы менеджеру мотивировать сотрудников, ему необходимо затронуть их важные интересы и предоставить им возможность реализовать себя в процессе трудовой деятельности.

Контроль в менеджменте представляет собой процесс сопоставления фактически достигнутых результатов с запланированными. Для менеджмента характерны следующие виды контроля: предварительный до фактического начала работ; текущий, осуществляемый в ходе проведения работ; заключительный после выполнения работы. В основу создания перечисленных видов контроля кладутся требования: их эффективности и границ, эффекта влияния на людей, достоверности.

Все рассмотренные выше функции реализуются в менеджменте через совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект, т.е. через методы управления. В теории и на практике различают:

  • организационно-административные методы управления, основанные на прямых директивных указаниях;

  • экономические методы управления, в основу которых положены экономические стимулы;

  • социально-психологические методы управления, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.

Организационно-административные методы управления оказывают прямое воздействие на управляемый объект. Они отличаются от других методов четкой адресностью директив, обязательным выполнением распоряжений и указаний в установленные сроки. Различают следующие три формы организационно-административных методов:

  • обязательные предписания, т.е. приказы, распоряжения, оперативные указания отдаваемые письменно или устно;

  • согласительные методы через консультации и разрешение компромиссов;


  • рекомендации и пожелания в виде советов, разъяснений, предположений и общений.

Все перечисленные формы представляют собой волевое воздействие руководителя на подчиненных, направленное на соблюдение законов и постановлений, приказов и распоряжений руководителей в целях оптимизации производственных процессов.

Таким образом, организационно-административные методы управления базируются на организационно-административном воздействии на подчиненных, которое обеспечивает четкость, дисциплинированность и порядок работы в коллективе.

Центральное место в менеджменте отводится экономическим методам управления, представляющим собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требования коллектива в целом и личности в частности. Реальное овладение экономическими методами управления, при которых коллектив распоряжается материальными фондами, полученным доходом, зарплатой и реализует свои экономические интересы, возможно только в условиях обоснованной самостоятельности коллектива. При этом должна быть полностью обеспечена комплексная субординация хозяйственных связей и экономических зависимостей трудового коллектива в отношениях с другими организациями и предприятиями народнохозяйственного комплекса и членами своего коллектива. Ослабление какого либо звена в упомянутой системе снижает эффективность экономического управления.

В условиях рынка экономические методы управления должны получить свое дальнейшее развитие. Это касается выявления новых возможностей и резервов, повышения действенности и результативности экономических стимулов, расширения таких рычагов экономического воздействия как планирования, анализа, хозрасчета, ценообразования и финансирования.

Социально-психологические методы управления призваны учитывать социальные и психологические факторы в коллективе, чтобы с их помощью менеджер целенаправленно воздействовал на отдельных работников и создавал коллектив с едиными целями и задачи. А для того, чтобы воздействие на коллектив было результативным, менеджеру необходимо не только знать моральные и психологические особенности отдельных исполнителей, социально-психологические характеристики их отдельных групп, но и осуществлять управляющее воздействие. Для этого ему нужно знать социально-психологические методы, под которыми понимается совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них
1. К числу основных форм воздействия относятся: планирование социального развития трудовых коллективов, методы воспитания и формирования личности с помощью убеждения, критика и самокритика, постоянно действующие производственные совещания, различного рода ритуалы и обряды.

В качестве основного средства воздействия на коллектив считается убеждение. При этом менеджер должен максимально полно учитывать природу человеческого поведения и человеческих отношений в процессе совместной деятельности, что позволит ему выбрать наиболее эффективные формы сплочения и активизации коллектива. Объектом социально-психологического управления в трудовом коллективе служат для менеджера взаимоотношения работников друг с другом, их отношение к средствам труда и окружающей среде. Все отмеченное в совокупности позволяет своевременно учитывать мотивы деятельности и потребности работников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации, принимать оптимальные управленческие решения.

Особой формой организации управления в туризме следует считать самоуправление, когда коллектив сам осуществляет организационно-экономические процессы, т.е. регулирует соединение работников со средствами производства и распределение по труду. Полностью самоуправляемой можно считать частную туристическую фирму, которая не имеет над собой вышестоящих органов управления. Частично самостоятельной является туристическая фирма, входящая в состав акционерного общества. Самоуправление возможно при условии соединения труда с управлением через отношения собственности.


Общая часть


Тема 2.1 Эффективное управление туристской фирмой: понятие и основные показатели (Л – 4 ч).
1.1. Понятие эффективного туристского бизнеса

Эффективность – одно из наиболее общих экономических понятий, не имеющее пока общепринятого определения. Под эффективностью обычно понимается способность приносить эффект, оказывать позитивное действие. Эффективность – одна из важнейших характеристик качества функционирования любой экономической системы с позиции соотношения затрат и результатов. В зависимости от того, какие затраты и результаты принимаются во внимание, можно говорить об экономической, социально-экономической, экологической эффективности. Применительно к туристскому предприятию можно дополнительно выделить еще и имиджевую эффективность.

Экономическая эффективность турфирмы – это относительная величина, характеризующая эффект (результат) на единицу затрат (исчисляется как отношение результатов к затратам). Другими словами, это оценочный показатель результативности деятельности предприятия туризма.

В отличие от экономической эффективности экономический эффект представляет собой разницу между затратами и результатами. Конечными результатами деятельности турфирмы могут быть:

1) качество планирования;

2) эффективность вложений (отдача на затраченные средства);

3) увеличение скорости оборачиваемости вложенных средств и др.

Экономическая эффективность может быть общей и частной. Частная эффективность, так же как и общая, измеряется системой показателей, но более «узких» (например, отдельных видов деятельности турфирмы, используемых природных или социально-культурных ресурсов и т.д.).

Социально-экономическая эффективность турфирмы характеризуется показателями, связанными с отдыхом и оздоровлением клиентов, с влиянием объектов социальной инфраструктуры, включенных в турпакет, на качество отдыха.

Экологическая эффективность связана с принципами экотуризма и подразумевает, прежде всего, участие местного населения в развитии внутреннего туризма и получение им финансовых и прочих преимуществ от этой деятельности. Также имеет значение неистощительный, устойчивое использование рекреационных ресурсов сохранение природного, социального и культурного разнообразия и интеграция экотуризма в планы регионального развития территорий.