Файл: Учебнометодический комплекс дисциплины менеджмент в туристической фирме.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 665
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)
2 Место дисциплины в структуре ООП магистратуры
3. Требования к результатам освоения дисциплины
4 Объем дисциплины и виды учебной работы
7 Примерная тематика курсовых проектов (работ):
8 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
9 Материально-техническое обеспечение дисциплины
10 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
12 Вопросы для подготовки к экзамену
Управление качеством в туристском бизнесе
Изучение туристского рынка как условие его успешного освоения
Организация эффективной работы с партнерами
Особенности проведения деловых переговоров
Разработка конкурентоспособного тура
Методическое обеспечение маршрута
Документальное оформление тура и взаимоотношений турфирмы с клиентом
Направления продвижения туристского продукта
Персонал как важнейший ресурс туристского предприятия
Оптимизация затрат на оплату труда персонала
МАТЕРИАЛЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
1 Задания для самостоятельной работы студентов
2 Методические указания по выполнению самостоятельной работы
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
9) О размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации.
10) О перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
11) Обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.
Можно выделить три основные причины, по которым зарубежные турфирмы представляют информацию о результатах своей деятельности на публичное обозрение:
1) Желание попасть в число ведущих фирм на рынке туристских услуг, так как информационная открытость работает на имидж фирмы.
2) Это реклама турфирмы, распространяемая среди специалистов и клиентов.
3) Крупные турфирмы являются акционерными обществами, предлагают свои акции на фондовом рынке и заинтересованы в том, чтобы как реальные, так и потенциальные акционеры знали о внутрифирменном положении дел.
Такая политика открытости, несомненно, окажется полезной для туристских предприятий и в российских условиях.
Общую эффективность работы турфирмы можно оценивать показателями, характеризующими ее положение на туристском рынке. К таким показателям относятся:
– занимаемая доля рынка (отношение объема продаж услуг турфирмы к объему продаж услуг на туристском рынке в целом);
– величина капитала и имущества;
– скорость наращивания капитала и имущества, определяемая по балансу;
– структура капитала и имущества (доля заемного, собственного капитала, мобильного и немобильного имущества, размер собственного капитала и скорость его наращивания).
Рыночную привлекательность турфирмы характеризует курсовая стоимость акции, процент дохода.
(1)
(2)
Критерии оценки финансового положения турфирмы
Для инвесторов, партнеров и менеджеров важно знать финансовое состояние турфирмы. Проведение такой оценки предполагает использование системы финансовых коэффициентов:
- коэффициенты ликвидности:
-
коэффициент общей ликвидности (покрытия); -
коэффициент промежуточной ликвидности; -
коэффициент срочной или абсолютной ликвидности, который показывает, сможет ли турфирма расплатиться по своим текущим обязательствам различной степени срочности.
Показатели ликвидности характеризуют способность турфирмы быстро погашать собственные краткосрочные долговые обязательства перед кредиторами предприятия.
- коэффициенты платежеспособности и финансовой устойчивости.
Общую платежеспособность можно определить по модели Уилкокса. Она позволяет рассчитать ликвидационную стоимость турфирмы:
ЛС = (ОА – РБП) + 0,75 РБП +0,5 ОС – ЗК (3)
где ОА – оборотные активы;
РБП – расходы будущих периодов;
ОС – основные средства и внеоборотные активы;
ЗК – заемный капитал.
Если ликвидационная стоимость положительна, турфирма платежеспособна, т.е. в состоянии покрыть все долги своим имуществом.
Коэффициент финансовой устойчивости: соотношение собственного и заемного капитала.
Коэффициент автономии: соотношение заемного капитала и собственного.
Коэффициент финансовой зависимости: доля заемного капитала в активах предприятия, доля реинвестированной прибыли в активах.
Коэффициент мобильности капитала: доля собственного капитала в оборотных ресурсах турфирмы.
Коэффициенты деловой активности: оборачиваемость активов – ресурсоотдача:
-
оборачиваемость оборотного капитала, -
оборачиваемость основного капитала (фондоотдача), -
оборачиваемость кредиторской задолженности (период ее погашения), -
оборачиваемость дебиторской задолженности.
Коэффициент рентабельности: продаж, собственного капитала, заемного капитала, активов в целом и т.д.
Система рассмотренных финансовых коэффициентов и методика их расчета представлена в табл. 1.
Таблица 1
Основные финансовые коэффициенты и их практические границы
Финансовые коэффициенты | Методика расчета | Критические границы |
1. Коэффициент общей ликвидности | | 1 – 3 |
2. Коэффициент промежуточной ликвидности | | 0,7 – 1,1 |
3. Коэффициент абсолютной ликвидности | | 0,2 – 0,3 |
4. Соотношение заемного и собственного капитала | | 1 |
5. Доля собственных средств в оборотном капитале | | 0,1 – 0,3 |
6. Коэффициент инвестирования | | > 1 |
7. Коэффициент маневренности собственного капитала | | 0,4 – 0,6 |
8. Коэффициент оборачиваемости активов | | – |
9. Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала | | – |
10. Оборачиваемость дебиторской задолженности | | – |
11. Оборачиваемость кредиторской задолженности | | – |
Продолжение
12. Рентабельность продаж | | - |
13. Рентабельность активов | | - |
14. Рентабельность затрат | | - |
15. Рентабельность собственного капитала | | - |
16. Рентабельность инвестиций | | - |
Сравнение рассчитанных финансовых коэффициентов с их критическими границами для предприятий туристской сферы позволяет сделать вывод о финансовом положении турфирмы. Если таких границ нет, то полученные показатели сравнивают со среднеотраслевыми, если и они отсутствуют, то проводят анализ динамики, оценивают сложившиеся тенденции.
Для оценки экономической устойчивости туристского предприятия применяется синтетический показатель рентабельности активов:
ROE = ЧП / РП . РП / А .А / СА | (4) |
где ЧП - чистая прибыль;
РП – рентабельность продаж;
А – активы;
СА – собственный капитал.
При высокой доле постоянных расходов и отсутствии тенденции к их снижению рекомендуется определять степень делового риска турфирмы. Деловой риск (операционный леверидж) рассчитывается по формуле:
(5)
Специфические критерии оценки эффективности деятельности туристских предприятий
Туристское предприятие заинтересовано в оказании максимально возможного объема туристских услуг при сохранении приемлемого уровня их качества. Объем оказанных туристских услуг в конкретный период времени в расчете на определенную группу населения может быть выражен следующим образом:
(6)
Количество туристов на один проданный групповой тур. Этот показатель рассчитывается по формуле:
(6)
Средний доход на один тур:
(7)
Доходная ставка на одного клиента. Разделив суммарный доход от реализации туров за определенный период времени на число туристов в этот период, можно получить еще один показатель, дающий представление об эффективности работы турфирмы:
(8)
В гостиничном бизнесе широко применяется показатель загруженности номеров (процент загрузки). Он имеет несомненное значение и для туристского бизнеса, тем более что некоторые турфирмы имеют собственные средства размещения (туристские базы, дома отдыха и даже гостиницы). Показатель загруженности необходим для оценки успеха предприятия размещения на конкретную дату или период времени, что позволяет сравнивать полученные данные с результатами работы конкурентов и общими достижениями по отрасли в целом.
Применительно к туристскому бизнесу процент загрузки может рассчитываться следующим образом:
(9)
или, например:
(10)
Показатель процента загрузки позволяет измерять коммерческий успех туристского и гостиничного предприятий. Динамика этого коэффициента показывает, пользуются ли данные услуги спросом у клиентов. Процент загрузки допускает сравнение работы двух совершенно несопоставимых по своим характеристикам средств размещения туристов, либо уровней загрузки номеров одной и той же гостиницы, но в разные периоды времени. Поскольку гостиница имеет тарифы, по которым номера предоставляются на срок менее чем на целые сутки, такие номера могут быть повторно подготовлены и проданы в течение одних суток. В этом случае процент загрузки может достигать 100% и даже превышать эту величину.
Фактический процент загрузки любого средства размещения туристов в конкретный период времени – результат действия многих факторов: физического состояния предприятия, спроса на определенный день недели или сезон, конкурентного положения на рынке, месторасположения и т.п. Поэтому более точным названием для этой статистической величины будет «процент многократной загрузки»,
поскольку на практике это выглядит именно так – число номеров, занятых более чем одним лицом. Такая статистическая величина рассчитывается следующим образом:
(11)
Имея такой статистический показатель, менеджер турфирмы получает более четкое представление о качественной стороне загрузки предоставленного номерного фонда.
Процент потенциального валового дохода. Некоторые туристские и гостиничные предприятия управляются по контракту и реальные владельцы оценивают эффективность их работы только на основании отчетов. В этом случае сравнить полученные от управляющего сведения о фактическом доходе с возможным доходом можно на основе изучения процента потенциального валового дохода. Для этого способность предприятия создавать прибавочную стоимость на вложенный капитал, т.е. фактический доход, сравнивается непосредственно с доходом, который теоретически мог бы быть получен при всех благоприятных условиях. Этот показатель используется также при оценке целесообразности приобретения турфирмы или средства размещения. Решение о покупке зависит от того, какой доход мог быть получен при условии квалифицированного управления. Такой показатель рассчитывается следующим образом:
(12)
Доходы от продажи дополнительных туристских услуг в расчете на один тур. Этот показатель дает представление об эффективности работы менеджеров, умеющих убедить клиентов в целесообразности бронирования автомобиля, приобретения экскурсий, не входящих в базовый турпакет. Он рассчитывается по следующей формуле:
(13)
Экономический рост туристского предприятия – основа для повышения эффективности его деятельности. Поэтому каждая турфирма должна управлять своим ростом с учетом как изменений состояния внешней среды, так и внутренних возможностей. Не сбалансированный с возможностями турфирмы запланированный рост объема продаж может привести к банкротству. Поэтому определение возможного и целесообразного роста объема продаж услуг в предстоящем году используется модель устойчивого состояния предприятия SGR:
(14)
где b – доля нераспределенной прибыли в чистой прибыли предприятия;
NP – чистая прибыль предприятия;
Q – объем продаж услуг в отчетном году;