ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 586
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Определение философии. Философия и мировоззрение
Полисемия концепта «наука» и многообразие его определений.
по дисциплине «История и философия науки»
Определение ключевых эпистемологических категорий
Типология знания. Эпистемологическая специфика науки
Онтология бытия и онтология реальности
Что такое сознания и как оно существует?
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ
Альтернативы реальности: множественные и возможные миры
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Доклассическая наука: античность
Доклассическая наука: Средневековье
Рождение классической науки (вторая половина XVI –XVII вв.)
Эволюция классической науки (XVIII – конец XIX вв.)
Рост научного знания и концепт «научная революция»
Причины и типология научных революций
Изменение научной картины мира в результате научных революций
Возвращаемся к структуре ИФН. Основания для второго подхода – предметно-проблемного – обнаруживаются в очерченных выше рубриках масштабной темы «наука в историко-философском измерении». Осталось только дать наименования дисциплинам. Это: эпистемология, онтологиянауки, история науки, логика и методологиянауки, социология науки,этиканауки. Этот список может быть, как сокращен, так и расширен. Содержание, цели, задачи, концептуальные каркасы этих дисциплин будут подробно рассмотрены ниже.
Наконец, третий подход связан со спецификой постижения философских проблем науки в рамках того или иного течения или направления. Есть неокантианская философия науки, позитивизм, постпозитивизм, исто- рическаяэпистемология,марксистскаяфилософиянауки,инструмен-
7 Циммер К. Эволюция: Триумф идеи. М., 2018. С. 162.
8 Доккинз Р. Расширенный фенотип: длинная рука гена. М., 2017. С. 149.
тализм,операционализм,ит. д.Относительно самостоятельные школы можно обнаружить и внутри этих направлений.
Наш краткий обзор междисциплинарных связей и структуры ИФН будет неполным, если не сказать о философиитехники– почти ровеснице философии науки. Термин «философия техники» ввел в оборот Эрнст Капп. Существенную роль в формировании этой дисциплины сыграли Ф. Бон, Э. Гартинг, Ф. Дессауэр, Х. Фрайер, Ф. Энгельмайер, А. Эспинас. Фило- софскому осмыслению феномена техники –
преимущественно критическому
– посвящены работы мыслителей, не представляющих сциентистский лагерь. Это Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, М. Хайдеггер, О. Шпенглер, Ж. Эллюль, К. Ясперс. Влиятельные представители современной философии техники – В. Г. Горохов, Х. Ленк, Р. Маккей, К. Митчем, Х. Позер, В. М. Розин. В фокусе внимания данной дисциплины два объекта – техника и технологии. Основные задачи: определение феномена артефакта; уяснение сущности техники; природа и функции технического знания; роль техники и тех- нологий в жизни современной цивилизации, перспективы их развития и изменения. «Философия техники позволяет развернуть все основные пробле- мы современной философии в систематическом аспекте – от онтологии и антропологии (онтологический статус технических артефактов; положение человека в мире), гносеологии (статус ноу-хау внутри знания) и эписте- мологии (предмет и методы технических (инженерных) наук) до философии культуры (проектирование в системе культуры, теория культурных типов) и этики и аксиологии (проблема «технического зла», социальная оценка техники)»9.
Стремительное развитие техники и технологий в последние десятилетия позволяет утверждать: рефлексия над ними вышла за рамки философии, требует расширения дисциплинарного пространства. И помощь в этом деле призваны оказать молодые ученые, специалисты из различных областей знания. Но для этого им необходимо освоить смысловое пространство фило- софии, те когнитивные схемы, которые были созданы в течение недолгой, но очень насыщенной истории философии науки. Теперь, от конкретики част- ных наук необходимо подняться до уровня понимания науки как сложной и многофункциональной сущности, законно претендующей на статус одной из
универсалий культуры.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 50
Определение философии. Философия и мировоззрение
Выше были представлены определения философии науки. Теперь вернемся к истокам – собственно, к философии и вспомним, что представляет эта форма общественного сознания и специфический тип
9 Михайловский А.В. Четыре основных вопроса философии техники. О книге Ханса Позера «Homo creator» // Эпистемология и философия науки. 2019. № 3. С. 227.
знания. Предлагаем ряд определений (сущностных и функциональных) ключевого концепта.
Пифагор: «Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные торговать, а самые счастливые – смотреть; так и в жизни, – иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем, как философы – до единой только истины».
Гераклит: задача философии – поиск истины.
Софисты: цель философии – научить мудрости. Мудрость софисты отождествляли не с достижением объективной истины, а с умением доказывать то, что каждый считает правильным и выгодным.
Платон: «Философия – это уподобление Богу в меру человеческих сил»; философия – это познание сущего, ее задача – обнаружение вечных и абсолютных истин.
Аристотель: философия – это исследование причин и принципов вещей, задача философии – постижение всеобщего в самом мире.
Эпикур: философия – это путь достижения счастья.
Эпоха средневековья: философия – «служанка богословия», ее задача состоит в подкреплении положений христианской доктрины.
Ф. Бэкон: философия – целостная единая наука, облеченная в понятийную форму.
И. Кант: философия – наука об отношении всего познания к целям чело- веческого разума.
В. Виндельбанд: «Философия – это научное разъяснение общих вопросов миропознания и жизнепонимания».
Б. Рассел писал: философия – это ничейная земля между богословием и наукой.
К. Ясперс: «Философия не может быть чисто научным знанием, ибо не может отвлечься от внутреннего мира самого философствующего», цель философии – постижение общего и фундаментального в существовании человека.
М. Хайдеггер: «Философия – последнее выговаривание и последний спор человека… Ностальгия, – вот фундаментальное настроение философствования о мире, конечности и отъединенности».
Фридрих Вайсман: «Философия – это логический анализ наших мыслей».
Уильям Хадсон: философия – это, прежде всего, «аналитическое описание структуры религиозной веры. Она раскрывает то, чем религиозная вера по своей логической структуре похожа и чем она отличается от науки и морали».
Д. Денет: «Философия – это деятельность, помогающая ставить вопросы в тех областях, где еще неясно, как ставить вопросы».
В. Васильев: «Философия – это предприятие, главной задачей которого является прояснение обыденных интуиций человеческого сознания с помощью концептуализаций».
М. Эпштейн: философия представляет действительный мир как один из возможных, «овозможнивает» его; все, что мыслится философски, обнаруживает свою способность быть иным.
В. Степин: «Философия – особая форма