ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 430
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Определение философии. Философия и мировоззрение
Полисемия концепта «наука» и многообразие его определений.
по дисциплине «История и философия науки»
Определение ключевых эпистемологических категорий
Типология знания. Эпистемологическая специфика науки
Онтология бытия и онтология реальности
Что такое сознания и как оно существует?
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ
Альтернативы реальности: множественные и возможные миры
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Доклассическая наука: античность
Доклассическая наука: Средневековье
Рождение классической науки (вторая половина XVI –XVII вв.)
Эволюция классической науки (XVIII – конец XIX вв.)
Рост научного знания и концепт «научная революция»
Причины и типология научных революций
Изменение научной картины мира в результате научных революций
Определение ключевых эпистемологических категорий
Ключевыми гносеологическими терминами являются «знание», «вера»,
«познание», «истина». Их определение видится не менее сложной задачей, чем раскрытие содержания понятий «бытие», «сознание» или «время».
Можно знать(или незнать) Символ веры и содержание Корана, размеры Млечного пути и массу протона, бином Ньютона и косинус прямого
угла, дату основания Донецка и предпосылки Французской революций, что такое красота и как избавиться от депрессии, рецепт приготовления пиццы и маршрут до ближайшего рынка, любимое блюдо друга и сорта слив, причину головной боли и способ избавится от нее и т. д. Человек может знать нечто (знание первого порядка) и знать, что он знает нечто (знание второго порядка). Нет четкой границы между знанием и убеждением (мнением, уверенностью). В непростых отношениях знание находится с верой. С точки зрения И. Канта, «если признание истинности суждения имеет достаточное основание с субъективной стороны и в то же время считается объективно недостаточным, то оно называется верой».
Очевидно, что имеется знание субъективное («я знаю») и объективное («есть знание»). Знание предметно и передается с помощью языка. В идеале оно должно отражать некоторые факты, соответствовать положению дел, быть логически адекватным, рациональным. Знание имеет своим основанием внешнюю реальность, но формируется путем работы сознания.
Разработано множество подходов к определению природы знания и его существенных признаков: онтологический, логический, лингвистический, психологический, функциональный, игровой, кибернетический, этнографический и т. д. Мы обнаружим десятки дефиниций знания. Оно понимается как: 1) концептуальный опыт оперирования с объектами;
2) рефлексивное поле отношения к действительности; 3) отображение внешней, от знания не зависящей, реальности; 4) осмысленная и значимая для человека информация, используемая для выработки и реализации практических умозаключений; 5) описание образцов деятельности, воз- можность приводить в движение те или иные процессы и т. д. В позитивизме знание определяется как обоснованное истинное убеждение. Сциентистскую дефиницию дает А. Л. Никифоров: «Знание есть то, что выражается обоснованным, общезначимым, интерсубъективным предложением или системой таких предложений». Широкое определение находим у И. Т. Касавина: «Знание – форма социальной и индивидуальной памяти, свернутая схема деятельности и общения, результат обозначения, структурирования и осмысления объекта в процессе познания». В. Л. Пет- рушенко считает, что знание – основной посредник между сознанием и бытием; оно – форма представления бытия для сознания. Согласно Д. Блуру, знание – совокупность убеждений, которых придерживаются члены социума. Они принимают их как само собой разумеющиеся и/или облеченные авторитетом. Знание – то, что социально санкционировано и признается человеком в качестве такового. С точки зрения Д. Дойча, знание – набор абстрактных репликаторов – мемов (термин Р. Докинза). Мем – не только единица
информации, хранящаяся в мозге, но и элемент культуры. По аналогии с генами, информация, оказавшись в подходящей среде, стремиться в ней остаться. Любая идея, в том числе научная, есть форма фенотипического эффекта мема. Возможность адаптации и распространения зависит от ее совместимости с комплексом идей, уже укоренившихся.
Научная теория, считает Дойч, это мемокомплекс, в котором один мем (идея) помогает реплицироваться другому1.
Непросто определить и классифицировать незнание. Констатируем, что есть незнание первого порядка (мы знаем, что не знаем нечто), второго порядка (мы не знаем, что не знаем нечто). Наконец есть специфическое знание об абсолютном незнании – мы знаем, что есть нечто, о чем мы ничего не знаем и не можем узнать (например, что происходит с нашим сознанием после смерти).
Знание – система-программа, в которой действительность и ее альтернативы предстают как явленные в сознании. Эта программа наиболее эффективно функционирует в режиме соответствия (приближения) к внешнему миру. Однако знание не ограничивается отражением внешней реальности. Допускаются «переключения» на абстрактные и гипотетические объекты, возможные миры. Знание – результат определенных усилий, итог познавательной деятельности. Грань между статичным знанием и динамичным деятельностным познанием – условна. Они находятся в диалектическом взаимодействии.
Познание – конструктивно и ориентировано на построение программ взаимодействия с природой, создание идеальных планов бытия общества. Мы познаем мир, моделируя и корректируя его в контексте наших способностей и жизненных потребностей. Познание – не только отражение
мира, но и духовное производство, вершина которого – поиск конечных онтологических оснований, универсальных ценностей, финальных экзистенциальных смыслов. Человек не просто познает, он осознает, то, что познает.
Познание разворачивается преимущественно на территории повседнев- ности. Но в зависимости от содержания, целей, средств может быть научным, философским, художественным, религиозным. Номотетическое (греч.
«номос» – закон) познание ориентировано на обнаружение общего, устойчивого, повторяющегося. Идеографическое (греч. «идея» и «графо» – пишу) познание направлено на анализ единичного, ситуативного, уникального.
Традиционно выделяют эмпирический (опытный) и теоретический уровни познания. В первом случае на помощь человеку приходят его органы чувств, позволяющие ощущать, воспринимать и представлять окружающую действительность. Во втором – «работает» абстрактное мышление. Оно
1 См.: Никифоров А. Л. Анализ понятия «знание»: подходы и проблемы // Эпистемология & Философия науки. Т. ХXI. № 3. М., 2009. С. 63; Касавин И. Т. Знание // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. С. 246; Блур Д. Сильная программа в социологии знания // Логос. № 5–6 (35). 2002. С. 164; Петрушенко В. Л. Знання як форма зв’язку свідомості і буття: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня доктора. філос. наук. Одеса, 2003. С. 12; Докинз Р. Расширенный фенотип: длинная рука гена. С. 192–197; Дойч Д. Начало бесконечности: Объяснения, которые меняют мир. М., 2018. С. 107–108, 125.
имеет три общезначимые формы (понятие, суждение, умозаключение), свою
«операционную систему» и «законодательную базу». Познание не может быть исключительночувственным
или толькорациональным. Это многоцелевой механизм, функционирующий в разных знаково- символических программах. Кроме того, в него встроена сложная «оптика» иррационального. Не случайно, аргентинский философ М. Бунге фиксирует четыре уровня познания – интуитивный, логико-структурный, лингво- символический, практический.
Познание – синтез познающего и познаваемого. Поэтому в структурном плане познание имеет две стороны – субъективную и объективную. Первая включает человека (группу людей), системы ценностей, отношений, ролей, цели, наборы уже имеющегося знания. Вторая представляет собой материал (предмет) познавательный деятельности и ее результат (материальный или идеальный). Связующим звеном между субъектом и объектом выступают средства познания (в т. ч. техника и технологии). Познание также можно интерпретировать как синтез: 1) неосвоенных информационных «волн»,
«излучаемых» материальными объектами, 2) наличного объективного знания («третий мир» К. Поппера), 3) эпистемических состояний человека и их производных.
Целью и ориентиром познания является истина. Она – критерий совер- шенства и роста знания, его идеал. «Истина в согласованности ума и вещи» (Фома Аквинский). «Истина» – ценностное понятие, содержанием которого является оценка знания в плане его соответствия внешнему предмету (или наоборот, как у Г. Гегеля) и внутренней сфере рационального.
Истина имеет статус нормы. Будучи беспристрастным судьей, она задает правила познавательной деятельности, выполняет регулирующую и контролирующую функции. Истина наполнена не только гносеологическим содержанием, но и мировоззренческим. Это универсалия культуры, один из маркеров бытия человека. Истина – трансцендентная вечная идея и «дочь