ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 589
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Определение философии. Философия и мировоззрение
Полисемия концепта «наука» и многообразие его определений.
по дисциплине «История и философия науки»
Определение ключевых эпистемологических категорий
Типология знания. Эпистемологическая специфика науки
Онтология бытия и онтология реальности
Что такое сознания и как оно существует?
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ
Альтернативы реальности: множественные и возможные миры
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Доклассическая наука: античность
Доклассическая наука: Средневековье
Рождение классической науки (вторая половина XVI –XVII вв.)
Эволюция классической науки (XVIII – конец XIX вв.)
Рост научного знания и концепт «научная революция»
Причины и типология научных революций
Изменение научной картины мира в результате научных революций
III.Глобальные революции приводят к смене парадигмы, формируют новую картину мировидения, влекут изменения структуры и содержания «фонового» (общепринятого) знания. Они связаны с радикальной перестройкой философских оснований, идеалов и норм исследования.
В отечественной историографии науки доминирует подход, согласно которому, имели место четыре глобальные революции. Последнюю из них именуют научно-технической революцией (НТР). Ограничимся фиксацией временных координат и тезисным описанием этих революций, оставляя за скобками развитие техники.
-
Вторая половина XVI – XVII в. (иногда ограничиваются XVII в.). Отказ от геоцентризма и геостатизма. Генезис и развитие механико-математического естествознания. Рождение современной астрономии в формате гелиоцентризма. Возникновение геологии. Дифференциация физики. Утверждение единства теории и эксперимента. Номологичность (научной закон – фундаментальная форма научного знания). Становление первого научного концептуального каркаса (классическая механика). Начало институционализации научного сообщества. Выдающиеся «революционеры»: Н. Коперник, Дж. Бруно, Т. Браге, И. Кеплер, Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт, Х. Гюйгенс, Э. Торричелли, И. Ньютон, Р. Бойль, Г. Лейбниц. -
Вторая половина XVIII – первая половина XIX в. Теория познания занимает ведущие позиции в философии. Естествознание становится дисциплинарно организованным. Вытеснение натурфилософии в ее метафизическом варианте. В пространстве каждой науки складываются собственные предметные области, идеалы, ценности, нормы. Дифференциация и усложнение методологии. Становление и стремительное развитие биологии и химии. Рождение электродинамики и термодинамики, математической логики, астрофизики. Генезис социально-гуманитарных наук. Формирование эволюционного подхода, диалектики, сциентистской философии. Закладываются основы спектрального анализа. Выдающиеся «революционеры»: К. Линней, И. Кант, Г. Кавендиш, А. Лавуазье, Ж.-Б. Ламарк, Т. Юнг, Н. Карно, Н. И. Лобачевский, М. Фарадей, Дж. Максвелл, Г. Кирхгоф, Р. Клаузиус, Т. Шванн, Ч. Дарвин, Г. Мендель, Д. М. Менделеев. -
Конец XIX – начало XX в. Открытие рентгеновских лучей, радиоактивности, электрона, фотона. Постоянная Планка. Специальная и общая теория относительности. Формирование квантово-релятивистской парадигмы. Концепция расширяющейся Вселенной и Большого взрыва. Атомная физика и окончательное искоренение механицизма. Интенсификация математизации науки. Генезис неклассической логики, семантики, биофизики, психологии. Развитие генетики и лингвистики. Ввод понятия абстрактного эквивалента алгоритма. Расцвет позитивизма – ведущего сциентистского направления в философии. Выдающиеся «революционеры»: Г. Кантор, В. И. Вернадский, А. Беккерель, Дж. Томпсон, З. Фрейд, М. Планк, А. Эйнштейн, Э. Резерфорд, Н. Бор, В. Гейзенберг, Э. Шредингер, П. Дирак, В. Паули, Луи де Бройль, К. Гедель, А. А. Фридман, Э. Хаббл, Ж. Леметр, Б. Рассел, А. Тьюринг, Л. Витгенштейн, Л. Брауэр. -
Вторая половина XX в. – сегодняшний день.Стандартная модель, открытие новых элементарных частиц (кварки, глюоны, нейтрино, бозон Хиггса и пр.) и «реликтового» излучения. Рост взаимодействия наук и увеличение объема научных работ. Компьютеризация и развитие новых форм коммуникации. Синтез эмпирических и теоретических, прикладных и фундаментальных исследований. Интенсификация внедрения достижений НР в производство. Кибернетика, молекулярная и физико-химическая биология, генная и клеточная инженерия, квантовая электродинамика и квантовая хромодинамика. Термодинамика неравновесных процессов и синергетика. Нанотехнологии. Исследование космического пространства и развитие космологии. Рождение идеи математической Вселенной.
Аберрация близости и незавершенность НТР не позволяют дать ей исчерпывающую оценку и четко демаркировать от процессов, происходивших в первой половине XX в. Откажемся от попыток обнаружить наиболее влиятельных современных «революционеров». Это – некорректно, так как многие из них здравствуют и продолжают научные исследования.
В результате, имеем три исторических типа науки, связанных с НР – классическая (XVII – XIX вв.), неклассическая (конец XIX – начало XX в.), постнеклассическая (с конца ХХ в.). Каждому типу соответствует не только своя картина мира, но и определенный вид рациональности. Научная рациональность – «спутник» НКМ, своеобразная матрица соответствия знания принципам разума, эталон научности, который, однако, подвержен коррекции. Проблеме трансформации НКМ в результате НР посвящен последний – результирующий – раздел главы.
Изменение научной картины мира в результате научных революций
Напомним, что НКМ – целостная система представлений о мире как объекте научного исследования, своего рода концептуальная модель реальности. НКМ, в форме синтетической теории, является 1) результатом познавательной деятельности; 2) программой получения, обработки и трансляции наличного знания; 3) условием постановки и решения новых научных проблем. Она, будучи динамичной и вписанной в контекст той или иной исторической эпохи, связывает модусы времени, репрезентируется с помощью научных понятий и зависит от доминирующих идеалов и принципов. В зависимости от уровня и масштаба систематизации знаний, различают следующие НКМ: 1) общенаучная – функционирует как глобальная исследовательская программа, медиатор постижения природы и общества; 2) естественнонаучная – элемент общенаучной и ее фундамент одновременно; 3) специальные картины мира (дисциплинарные онтологии). До XIX в. господствовала одна – механическая НКМ. Картину мира, сложившуюся в социально-гуманитарных науках допустимо рассматривать и как автономную, и как часть картины мира общенаучной.
Границы между различными НКМ – весьма условные.
Картина мира – не есть сам мир. Картины можно «писать» поразному. Охватить мир во всех его атрибутах и процессах – невозможно. НКМ – итог негласной конвенции. Возможно, мир совсем не такой, каким его видят ученые. Науки о природе лишь предполагают нечто о мире, они ничего не могут сказать, например, о сверхъестественном. Проблема начала мира – метафизическая. Тем не менее, именно естествознание предлагает адекватную – в теоретическом и прикладном аспектах – модель реальности. Наиболее исчерпывающей является физическая специальная картина мира. Она определяет не только когнитивно-теоретический ландшафт других «миров». Ее обобщенные системно-структурные образы – краеугольный камень общенаучной картины мира. Эти образы вводятся посредством представлений об/о: 1) объектах-первоначалах; 2) системноструктурных характеристиках объектов, позволяющих их классифицировать (осуществлять типологию); 3) специфике взаимосвязи и взаимодействий объектов, закономерностях их развития; 4) пространстве и времени.
Первая НР привела к безраздельному господству механической НКМ. Ее тезисы-маркеры: 1) простота и единообразие природы, 2) наличие у мира фундаментальных физических качеств, 3) универсальность причинности и жесткий детерминизм, 4) вечность и неизменность законов природы; 5) тела состоят из неделимых атомов, 6) связь атомов и тел – есть мгновенная передача сил (принцип дальнодействия), 7) природные объекты погружены в «резервуар» абсолютного пространства и времени.
Синтез теории и эксперимента обеспечивается аксиоматическим положением: мир имеет два класса свойств – чувственных и постигаемых умозрительно. Начинают складываться представления об активном субъекте познания. Несмотря на постепенное «расколдовывание мира» (термин М. Вебера), теология продолжает выступать в роли дирижера «интеллектуального оркестра», а идея креационизма по-прежнему задает единство познанию. Утверждается «принцип Коперника»: мир человека – пусть и венца Божьего творения – ничем не выделяется среди других компонентов Космоса, а наша планета не занимает в нем особого положения. Как видим, предлагается простой и удобный образ мироздания. Неудивительно, что на столетия эта НКМ стала эталоном. Р. Бойль использовал представления о движении «малых частиц материи» (корпускул) для объяснения химических явлений; французские просветители видели в человеке и обществе специфические механизмы и т. д. Многие образы, представления и аналогии этой НКМ не только успешно «прививались» в прошлом, но и не потеряли своей адекватности до сих пор.
Вторая НР внесла вклад в коррекцию механической НКМ, сохранив ее общие познавательные установки. НКМ в геологии, химии, биологии уже не сводятся исключительно к механицизму. Интерпретации объектов осуществляются с помощью новых понятий – «вещь», «состояние», «процесс», предполагающих развитие и изменение. Мир природы усложняется. Творец превращается в «великого Часовщика». Со вт. пол. XVIII в. «Часовщик» только «заводит» механизм мира, который функционирует в силу собственных законов. Развитие науки в XVIII–XIX в. подтвердило тезис: качественно однородный мир можно измерять, а полученные результаты успешно обрабатывать с помощью математики. В XIX в. одерживают серьезные победы эволюционизм, абсолютный детерминизм и диалектический принцип всеобщей взаимосвязи. В электродинамике «первокирпичики» материи уже не рассматриваются как несущие заряд «атомы электричества». Сцену науки покидают понятия «теплород», «флогистон», «флюид». Вводятся мировой эфир и принцип близкодействия (передача сил от точки к точке с конечной определенной скоростью).
Классической науке, пережившей две революции, присущ прямой онтологизм, т. е. непосредственное отнесение знания к самой реальности. Объективность гарантируется специфическим тождеством мира и разума, допускающим гносеологическую автономию человека. Последний способен без посредников отражать действительность. Тем не менее, в триаде субъект-средство-объект, по-прежнему, главное – объект. Субъективное необходимо элиминировать, а осмысление культурного пространства, в котором разворачивается научный поиск, – минимизировать. Фундаментом адекватности отражения мира являются очевидность и здравый смысл, а также система наглядных представлений, проверяемых эмпирически. Считается, что новые теории возможны только после многократных опытных подтверждений. Делается ставка на поиск последних истин о сущности мира (веритизм). Картины реальности жестко конкурируют, их носители считают, что существует только одна правильная теория (монотеоретизм), ведущая к научному прогрессу (вера в него – непоколебима).
Экстравагантность в науке осуждается.
Третья НР – время научного романтизма на фоне страшных исторических катаклизмов, бессонных ночей и неистовых дискуссий до утра, скептицизма и надежд, безумных открытий и невероятных теорий. В муках рождается неклассическая наука. Радикально меняется не только НКМ.
Цивилизация, пережившая две мировые войны, становится другой.
Человек открывает совершено новую реальность – мир элементарных частиц. Здесь совсем иные константы и скорости, системно-структурные характеристики и причинно-следственные связи, пространственные координаты и течение времени. Оказалось, что атом – делим, детерминизм не является универсальным, измерительные приборы искажают объекты и, вообще, однозначной связи между реальностью и научной теорией может и не быть. Гипотезы Фридмана, Хаббла, Леметра – Большого взрыва и расширяющейся Вселенной – переворачивают представления и о мегамире – космосе.
Ученые приходят и к другим интересным выводам: формализованные возможности математической логики – ограничены, мир существует и определяется множеством способов, время и пространство – относительны, неразрывно связаны друг с другом, а также массой и энергией, которые эквивалентны. Трансформируется содержание таких категорий как «часть» и «целое», «необходимость» и «случайность», «причина» и «следствие».
В классической науке причинность определяет, что случится в каждый следующий момент времени. В квантовой физике поведение объекта непредсказуемо, многие процессы – спонтанные. Например, у радиоактивного атома есть вероятность распада, остающаяся неизменной от секунды к секунде. Рано или поздно, он распадется, но нет никакой причины, которая заставила бы его распасться в какой-то определенный момент.
Складываются представления о природе как совокупности многоуровневых структур, элементам которых присущи стохастические взаимодействия. В результате мир предстает сложной динамической системой с неоднозначной иерархией. Объект все чаще интерпретируется как процесс, коррелируемый познавательными средствами и операциями, производимыми субъектом (методологизм). Оказывается, что состояние целого далеко не всегда сводимо к сумме состояний его частей. На первый план выходит вероятностная причинность и соответствующий тип научных законов. Широкое распространение получает мысленный эксперимент (известный еще Галилею и Декарту). Обсуждаются новые научные принципы – дополнительности, неопределенности, наблюдаемости, соответствия.