ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 587
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Определение философии. Философия и мировоззрение
Полисемия концепта «наука» и многообразие его определений.
по дисциплине «История и философия науки»
Определение ключевых эпистемологических категорий
Типология знания. Эпистемологическая специфика науки
Онтология бытия и онтология реальности
Что такое сознания и как оно существует?
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ
Альтернативы реальности: множественные и возможные миры
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Доклассическая наука: античность
Доклассическая наука: Средневековье
Рождение классической науки (вторая половина XVI –XVII вв.)
Эволюция классической науки (XVIII – конец XIX вв.)
Рост научного знания и концепт «научная революция»
Причины и типология научных революций
Изменение научной картины мира в результате научных революций
Методологические принципы
Методологические принципы окончательно утвердились в качестве объекта философии науки в начале ХХ века. Как отмечалось выше, они яв- ляются гносеологическими регулятивами, представляя собой «общие тре- бования (условия), накладываемые на способ организации или на содержание научного знания, или, что бывает чаще всего, и на то и на другое»2. Требо- вания предъявляются к содержанию, структуре, организации знания. Прин- ципы – критерии научности, но не достоверности знаний. Они – связующее звено научного метода. Кроме интеграции и консолидации, выполняют де- маркационную (устанавливаются границы между научным и ненаучным знанием), регулятивную (направляющую), эвристическую функции.
Методологические принципы – следствия философской рефлексии над познавательной деятельностью, экстраполируемой в область науки. В естествознании тезис о наличии философского фундамента принимается не всегда, а принципы трактуются как результат обобщения практической деятельности ученого. Эти обобщения не нуждаются в философском обосно- вании. Принимая во внимание разнообразие принципов и познавательных ситуаций, правы, пожалуй, сторонники обеих точек зрения.
Два подхода имеют место и в отношении иерархии. Монистический исходит из наличия одного фундаментального принципа, подчиняющего ос- тальные и определяющего всю методологию познания. Например, в нео- позитивизме это принцип верификации, у К. Поппера – фальсификации. В рамках плюралистического подхода, нет центрального наукообразующего регулятива; принципы представляют собой систему, что не исключает иерар- хичности, распределения принципов по классам, в зависимости от их общности, дисциплинарной принадлежности и отношения к уровням позна- ния. Например, принципы детерминизма, верификации, фальсификации, наб- людаемости координируют взаимоотношения эмпирии и теории; принципы системности, историзма, простоты, точности функционируют на теоретичес- ком уровне.
Далеко не все методологические регулятивы имеют глобальное зна- чение. Естествознание, например, не нуждается в принципе внеконфес- сиональности. Такой регулятив как инвариантность (принцип симметрии) не годится для гуманитарных дисциплин, т. к. относится к законам природы, работает в теориях с развитой математической структурой и т. д. Пойдем простым путем, условно поделив принципы на общенаучные и частно- научные. Первые имеют выраженный философский характер, являясь эле- ментами «преамбулы» методологической «конституции». Таковыми будем считать принципы объективности, системности, историзма, детерминизма.
Принцип объективности занял место ведущего регулятива сравни- тельно недавно. Только XIX в., считают Л. Дастон и П. Галисон, объектив- ность стала «новым способом исследования природы и новым способом быть ученым». Она играет роль гносеологического эталона-нормы. Проблему объективности можно рассматривать: 1) в плане отражения «внешних» явле- ний в субъективных формах, 2) в программе функционирования знаний как имманентно достоверных, 3) как методологический регулятив познания. Простое объяснение дает В. Паули: «Всякий способ рассмотрения, который может учить других, который другие, приобретя необходимые предвари- тельные звания, могут понимать и снова применять, который, наконец, можно обсуждать с другими, может называться объективным»1.
А. Мегилл понимает требование объективности как «претензию на обла- дание эпистемологической значимостью». Он выделяет четыре пересе- кающихся типа объективности. Первый – философский (абсолютный) тип: познающие субъекты обязаны представлять вещи такими, как они есть на
самом деле, стремясь к единому набору репрезентаций. Второй – дисциплинарная объективность – есть конвенциональный стандарт в конкретном исследовательском сообществе. Третий – интеракциональный (диалекти- ческий) тип: объекты становятся таковыми в ходе взаимодействия с челове- ком, поэтому объективность всегда, отчасти, субъективна. Четвертый – процедурный тип объективности ориентируется на практику имперсональ- ного метода исследования объектов без субъективности2.
Важным требованием объективности является возможность проверки знаний, основанной на квалифицированной оценке со стороны научного сообщества. А. Данто объективными называет те изложения, «которые не зависят от времени, места и личных предпочтений того, кто их дает»2. В естествознании элиминировать такие предпочтения не сложно, ибо природ- ные явления – ценностно нейтральны, в отношении законов природы, или физических констант, наличие предпочтений – не уместно. Другое дело – социальные науки. Как отмечает М. Вебер, «не существует совершенно «объективного» научного анализа культурной жизни или «социальных явлений», не зависимого от особых «односторонних» точек зрения, в соответствии с которыми они избраны в качестве объекта исследования, подвергнуты анализу и расчленены»1. Ни физические ни социальные объекты не являются вещами, с которыми мы в полной мере знакомы. Их объяснение не может быть тождественным у двух познающих субъектов, тем более, когда имеет место переход на уровень обобщений, абстракций, идеализаций. Здесь физику или космологу на помощь приходят законы и язык математики, с его знаками-символами, имеющими однозначный референт. Гуманитарии такой помощи лишены.
Обнаруживается два формата объективности – как адекватности внеш- нему, и как отстраненности от внутреннего. Условно назовем их онтологи- ческой и эпистемологической объективностями. Естествознание ближе всех к их плодотворному синтезу. В социально-гуманитарных науках объектив- ность – это уважение к истине на фоне плюрализма различных культурно- исторических традиций и познавательных парадигм, представители которых всегда в чем-то заблуждаются. Есть реистическая объективность вне нас, объективность знаний, т. е. «третьего мира», также вне нас, наша субъектив- ность, которая стремится стать объективной, диалектически взаимодействуя с «третьим миром». Объективность не может быть «чистой», она субъектив- но обусловлена. Другое дело, степень этой зависимости. Уместно трактовать объективность как идеал-ориентир в некоторой гносеологической системе координат.
Л. Дастон и П. Галисон изучают историю объективности на материале научной визуальности – изображений объектов науки в атласах, пособиях, справочниках и т. д. Эпистемология, с их точки зрения, неразрывно связана с этикой, поэтому объективность имеет моральный аспект и определяется как добродетель, регулирующая научное познание. Она – исторически измен- чивая сумма убеждений, обновляемых практикой. «Быть объективным – значит стремиться к знанию, которое не несет в себе следы познающего, – знанию, не отмеченному предрассудком или умением, фантазией или суж- дением, желанием или стремлением. Объективность – это слепое зрение, видение без умозаключения, интерпретации или рассуждения»2.
Итак, принцип объективности характеризуется следующими требова- ниями: 1) элиминация (полная или частичная) субъективных паттернов по- знавательного процесса, 2) следование исследовательским конвенциональ- ным стандартам, 3) возможность независимой проверки со стороны научного сообщества, 4) эпистемологическая общезначимость, 5) объекты отражаются теории такими, какими они есть, независимо от личностных оценок. Объективное знание – это знание предельно отвлеченное от его носителя, почти анонимное. Его можно обсуждать, понимать и применять независимо от того, где и в каком темпоральном сегменте находится (находился) источ- ник такого знания. Объективное знание – результат познавательной деятельности, обращение же к принципу объективности предшествует такой деятельности, организуя и направляя ее. Другими словами, методологи- ческий принцип и результат его работы – не эквивалентны.
Согласно принципу историзма, явление (событие, процесс) целесо- образно рассматривать в программе его возникновения развития, изменения. В результате получаем системную подвижную рациональную картину прошлого, обусловливающего настоящее. Историзм – пожалуй, самый теоретический из всех принципов. Его методологическое оформление было осуществлено В. Дильтеем в конце XIX в. Он считал историзм универсаль- ным для «наук о духе». Нужно отметить, что историзм как подход и стиль мышления формируется и осмысливается намного раньше – Дж. Вико, французскими просветителями, В. Скоттом, Г. Гегелем, Б. Кроче, О. Тьерри, Л. фон Ранке. Последний связывает историзм с объективностью знаний и провиденциализмом. Историзм XVIII – XIX в. антиметафизический, обуслов- ленный идеей прогресса. Следовательно, предполагает наличие неких скры- тых сил, двигающих общество в определенном направлении. Историзм опирается на тексты и факты.
Материалистическое понимание историзма было дано К. Марксом, который не ограничивается сферой идеального и пониманием историзма как самоопределения духа. Маркс объединяет в диалектическое целое природу, общество, познание. Позже были заложены основы «понимающего» исто- ризма. В. Дильтей делал акцент на связях и трансформациях психологически обусловленной жизненной практики, М. Вебер – отвергая субъективизм, искал в истории рациональные смыслы человеческих действий.
В современной исторической науке, пишет Д. Тош, этот принцип, пред- полагает «различие между прошлым и будущим, соблюдение исторического контекста и восприятие истории как процесса»1. Из потока времени нельзя вырвать событие и представить его в качестве стабильного, но только как изменяющегося. К. Поппер переносит историзм в плоскость эпистемологии, понимая его как реконструкцию прошлых дискуссий вокруг определенных научных проблем. Необходимо выяснение того, «что думали и говорили по поводу рассматриваемой проблемы другие люди, почему они с ней столкну- лись, как формулировали ее, как пытались ее решить»2. Поппер известен как противник историцизма. Он трактуется как подход, базирующейся на догме «исторической необходимости». Следствие этой догмы – вера в законы общественного развития. Их обнаружение, считает Поппер, открывает путь для футурологических спекуляций, утопических социальных проектов.
Одна из импликаций историзма – актуализм. Это: 1) методологический принцип, согласно которому результаты изучения прошлого должны рас- сматриваться в контексте проблематики настоящего; 2) метод научного исследования исторически изменяющихся объектов, при котором настоящее их состояние служит ключом к пониманию их прошлого. Крайние формы историзма и актуализма с одной стороны, ведут к релятивизму, с другой, – способны порождать иллюзорную номологию и неосуществимые программы социальной инженерии.
Сложившись в пространстве философии истории и историографии, этот принцип является адекватным для всего блока социально-гуманитарного знания. Э. Трельч характеризовал историзм как «принципиальную историза- цию нашего мышления о человеке, его культуре и его ценностях» и назвал его, вместе с натурализмом, «двумя великими научными творениями сов- ременного мира», которые, несмотря на антагонизм, «происходят из общего корня»3. Трельч оказался прав. Успешная экспансия идей эволюционизма на территорию биологии, геологии, а в ХХ в. и космологии, наличие истори- ческого развития не только у биосферы Земли, но и у неорганической при- роды, вплоть до крупномасштабной Вселенной, свидетельствуют об обще- научном характере историзма. Под действие этого принципа попадает и «третий мир» объективного знания, который изменяется в потоке истори- ческого времени, являясь важнейшим элементом культуры.
Принцип системности констатирует: все явления (предметы, про- цессы, события) исследуются как представляющие собой целостные системы различной степени иерархии и сложности. Система – некоторая целостность, состоящая из взаимодействующих элементов. Целое определяет значение согласованных элементов, но лишь их взаимосвязь гарантирует свойства когерентного целого. Не случайно, этот регулятив иногда именуют прин- ципом согласованности.
Постигая объективный мир, человек обнаруживает системность на всех его уровнях. Она – универсальная черта познаваемого мира. Однако систем- ность как один из принципов методологии формулируется в явном виде лишь в ХХ в. П. Дюгемом, А. Пуанкаре, Л. Берталанфи. Последнему принадлежит известный тезис – «системы повсюду». Образцы системного подхода были даны ранее И. Ньютоном, Ж. Ланранжем, К. Марксом, Ч. Дарвиным. Многие ученые классической эпохи строили системы природы. И не случайно. «Подобно тому, как в мире нет явлений, не имеющих качества и количества, в действительности нет и явлений, не имеющих параметров системности». Системность, объясняет далее В. П. Кузьмин, отличается тем, что выражает интегральные свойства явлений и их множеств, глубокие характеристики микро- и макроструктур реальности. Она не доступна прямому наблюдению, в этом причина ее столь поздней явной фиксации4.
Это принцип не только требует учета системности (и полисистемности, а также полиструктурности) познаваемых объектов, не позволяя, говоря прос- тым языком, вырывать их из связного контекста. Он указывает на наличие общих черт существования и функционирования