ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 451
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Определение философии. Философия и мировоззрение
Полисемия концепта «наука» и многообразие его определений.
по дисциплине «История и философия науки»
Определение ключевых эпистемологических категорий
Типология знания. Эпистемологическая специфика науки
Онтология бытия и онтология реальности
Что такое сознания и как оно существует?
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ
Альтернативы реальности: множественные и возможные миры
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Доклассическая наука: античность
Доклассическая наука: Средневековье
Рождение классической науки (вторая половина XVI –XVII вв.)
Эволюция классической науки (XVIII – конец XIX вв.)
Рост научного знания и концепт «научная революция»
Причины и типология научных революций
Изменение научной картины мира в результате научных революций
Всякая философия есть мировоззрение, но не всякое мировоззрение – есть философия. Ханс Майер пишет: «Мировоззрение скрывает в себе философию, идет как и она к целому, универсальному, последнему, конечному и включает в себя не только знание о космосе, но также и оценки, переживаемые субординации ценностей, включает все формы жизни». Другими словами, мировоззрение – систематическое единство ценностей, идей, идеал, интересов, убеждений и предпочтений относительно сущности природных и социальных явлений.
Мировоззрение есть результат отражения человеком мира. Глубина этого отражения – различна. Простейший вид отражения имеет место на уровне ощущений. Применительно к мировоззрению он связан с мироощущением (миросозерцанием). Следующие по глубине уровни отражения – мировосприятие и миропредставление. Здесь конструируется уже цельная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений и делается шаг к миропониманию посредством понятийного отражения. И, наконец, последний шаг – мирообъяснение, как способность вскрывать закономерности и сущность явлений и процессов, выходить на уровень предельных абстракций, универсалий, т. е. понятий, которые невозможно обобщить.
Можно выделить типы мировоззрения –
обыденный и теоретический, а также его исторические виды – мифологический, религиозный, научно- философский. Таким образом, философия (как, впрочем, и наука) это высший уровень и тип мировоззрения.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 50
Полисемия концепта «наука» и многообразие его определений.
Английское слова «science» (наука) происходит от латинского слов
«scientia» (знание). В философии науки имеет место точка зрения, согласно которой, в современном значении слово наука было впервые использовано британским теологом и естествоиспытателем У. Хьюэллом (Уэвеллом) в 40-е годы 19 века. Он же ввел в оборот слово «scientist» («ученый»). Иногда пальму первенства в деле «изобретения» слова наука (разумеется, в современном смысле) отдают О. Конту. До 30-40-х годов 19 века, слово
«наука» нередко использовалось как синоним слова «учение» (или «знание»). До середины 19 века для именования той отрасли знаний и формы
общественного сознания, которую и до сегодняшнего дня именуют «наукой» («science») использовался термин «натурфилософия».
Современная наука начала складываться в XVII-XVIII веках. С XVII в. возникают национальные научные организации («Академия опыта» во Флоренции (1657), Английское королевское общество (1660), Парижская Академия наук (1666), Берлинская Академия (1672), Российская Академия наук и художеств (1725) в Петербурге и др.). С середины XIX века наука становится самостоятельной сферой общественной жизни. К этому времени возникают научные лаборатории при университетах, на предприятиях, создаются государственные и частные научные центры. Наука становится социальным институтом, появляется потребность в осмыслении ее истории, закономерностей, форм организации, развитии методологии научных исследований, т.е. появляется философия науки.
Основные отличительные признаки науки в ее современной интер- претации: 1) установка на исследование законов преобразования объек-
тов и реализующая эту установку предметность и объективность научного знания; 2) выход науки за рамки предметных структур произ- водства и обыденного опыта и изучение ею объектов относительно неза- висимо от сегодняшних возможностей их производственного освоения.
Наука имеет несколько аспектов – институциональный, органи- зационный, эпистемологический, психологический, экономический, этический и т. д.
Что же такое наука? Варианты ответов различны уже на уровне поиска родового понятия:
-
Наука – абстрактно-логическая система знаний и законов мира. -
Наука – результат познавательной деятельности. -
«Наука» – собирательное понятие для всего комплекса наук. -
Наука – деятельность по производству знаний. -
Наука – «локомотив» прогресса. -
Наука – массив специализированного знания. -
Наука – форма социальной памяти. -
Наука – форма общественного сознания. -
Наука – форма индивидуальной памяти. -
Наука – система законов мира, -
Наука – теоретическое моделирование действительности и возможных миров. -
Наука – особая сфера культуры.
Теперь определения конкретных мыслителей.
«Наука – это поэтическое вопрошание природы; поэт выступает одно- временно и как созидатель, активно вмешивающийся в природу и исследующий ее» (И. Пригожин).
«Наука – созданное нами концептуальное средство, служащее для связи
одного сенсорного возбуждения с другим» (У. Куайн).
«Наука является знанием, она ищет общие законы, связывающие
большое количество частных фактов» (Б. Рассел).
«Наука – это исследование истины в том смысле, что она формулирует и обосновывает истинные суждения относительно мира, природы или природного бытия» (М. Вартофский).
«Наука – это особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, упорядоченных и обоснованных знаний о мире» (В. С. Степин).
«Науки – это когнитивные инициативы по моделированию отдельных характеристик мира (и нас самих). Такие системы локальны и частичны. Они идеализированы множеством способов и последние могут выступать принци- пиальными барьерами на пути их целостной интеграции в некую единую аксиоматическую систему» (С. Хорст).
Деятельностное бытие науки внешне выражается в становлении соответствующих ей научных отношений и научных институтов. Так складывается научная сфера общества, которая включает:
-
Научные потребности. -
Научные способности. -
Научную деятельность. -
Научные отношения. -
Научные институты.
В историческом становлении любой науки прослеживаются следующие направления ее самоопределения:
-
Предметология – определение и обоснование своего предмета. -
Терминология – разработка своего категориального аппарата. -
Методология – определение специфических методов исследования. -
Логика научного исследования, т. е. следование его законам, прин- ципам, операциям абстрактного мышления. -
Номология – выявление законов своей предметной области. -
Праксиология – определение своей практической значимости.