ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 590
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Определение философии. Философия и мировоззрение
Полисемия концепта «наука» и многообразие его определений.
по дисциплине «История и философия науки»
Определение ключевых эпистемологических категорий
Типология знания. Эпистемологическая специфика науки
Онтология бытия и онтология реальности
Что такое сознания и как оно существует?
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ
Альтернативы реальности: множественные и возможные миры
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Доклассическая наука: античность
Доклассическая наука: Средневековье
Рождение классической науки (вторая половина XVI –XVII вв.)
Эволюция классической науки (XVIII – конец XIX вв.)
Рост научного знания и концепт «научная революция»
Причины и типология научных революций
Изменение научной картины мира в результате научных революций
Представители аналитической традиции видят свою задачу в анализе лингвистических структур, отражающих мир. Онтология строится с оглядкой на семантику. Она зависима от языка и есть средство когнитивной деятельности, направленной на определение относительной истинности научных теорий. Мир существует объективно, но для познающих субъектов мир реален, только если они о нем могут что-то сказать. КК определяет истинность рассуждений о мире, а логический анализ корректирует эти рассуждения, придавая им согласованность и непротиворечивость.
- 1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 50
Что такое сознания и как оно существует?
Только человек способен сознательно отражать мир. Мы не можем опре- делить, что представляет собой мир без нас, ибо только мы его постигаем. Без сознания как бы и нет бытия. С другой стороны, носителем сознания является
29 Макеева Л. Б. Язык, онтология и реализм. С. 97.
материальный объект – мозг. Не будь объективной реальности, сознание ока- залось бы фикцией, его нечем бы было заполнить. Исходя из знаменитой сентенции Р. Декарта («Я мыслю, следовательно, существую»), вопрос о созна- нии – онтологический. Но не только. Философствуя о сознании и его струк- турных элементах (разуме, чувственно-эмоциональной сфере, воле, памяти, самосознании) мы приходим к анализу основной его функции – гносеоло- гической. Сознание – универсальное «устройство» по переработке и транс- ляции информации, которая поступает из природы и от нашего организма. Только приоткрыв тайну сознания, которое есть «источник и граница чело- веческого бытия» (В. И. Молчанов), мы приблизимся к пониманию общества. Сделать это очень сложно, хотя бы потому, что в отличие от природы, сознание не противостоит нам в качестве независимого объекта, сознание познается с помощью сознания. Итак, философия сознания – поле пересечения онтологии, теории познания, психологии, социологии, антропологии.
Мыслители сводили сознание к интенциональности (направленности на что-то), отождествляли с вниманием или знанием, истолковывали как само-
сознание, состояние бодрствования и т. д. Так или иначе, сознание – системный и смыслообразующий элемент человеческого «Я» и социального «Мы». Оно представляет собой совокупность взаимосвязанных духовных феноменов, име- нуемых мыслями, чувствами, переживаниями, идеями, волевыми усилиями. Сознанию присущи эмоциональность, творческая активность, рефлексивность, целеполагание, способность давать отчет о событиях (внешних и жизни инди- вида) и оценивать их. Существование сознания нередко выражается с помощью понятия «субъективная реальность». Эта реальность способна стать интер- субъективной и объективной (вспомним «третий мир» К. Поппера). Сущность этой ментальной реальности – идеальная. Сознание имеет неалгоритмический характер, обладает необъяснимой способностью провидения (интуитивного постижения), контактирует со сферой бессознательного, проявляется с по- мощью подвижных языковых структур. Т. е., термин «сознание» имеет феноме- нальный, психологический, социальный смысл.
Еще Пифагор единство сознания и материи выразил так: Число – чис- тейший плод Разума, Размер – простейшая характеристика Материи. Но как идеальные объекты математики, обнаруженные и сформулированные сознаю- щим субъектом законы мироздания, согласовываются с абсолютно иной по своей природе объективной реальностью, образуя, по словам М. К. Мамарда- швили, «единый континуум бытия-сознания»? Д. И. Дубровский спрашивает:
«Если явлениям субъективной реальности нельзя приписывать физические свойства – массу, энергию, пространственные характеристики, – то, как объяснить 1) их связь с мозговыми процессами и 2) их каузальное действие на телесные процессы?». Добавим, не только на телесные, но и на природные, ибо сознание, продуцирующее идеальные конструкты, преобразует мир. Но лишь в
заданных параметрах, ибо бытие человека возможно только при определенных физических условиях, а его сознание связано с внешней реальностью через ограниченные «частоты» органов чувств.
Мы подошли к одному из маркеров современной философии – «трудной проблеме сознания» (термин ввел австралиец Д. Чалмерс в 1995 г.). Эта проб- лема известна давно и в разных интерпретациях. Чалмерсу, не открывшему чего-то принципиально нового, удалось ее максимально актуализировать. Он задается вопросами: «Почему информация не только репрезентируется, но субъективно переживается и каково это – быть познающим агентом?»
Информационные процессы «не идут в темноте», они имеют внутренний, феноменальный качественный аспект – квалиа. Например, когда электро- магнитные волны действуют на сетчатку и затем обрабатываются зрительной системой, мы переживаем это как ощущение красного или зеленого. Такие переживания и есть квалиа, т. е. «свойства ментальных состояний, которые типологизируют эти состояния через то, каково это – иметь их» (Д. Чалмерс). Существование квалиа отличается от существования физических вещей и явле- ний, которые могут и не быть такими, какими они нам даны. Простой пример: то, как человек воспринимает вкус соленой воды, не совпадает с ее структурой, химическими и физическими свойствами; но восприятие ее вкуса исчерпывает все, что человек реально воспринимает.
У «трудной проблемы» есть еще один аспект. Каким образом физическая система способна порождать субъективный опыт, как функционирующее созна- ние «контактирует» с материей? Если под «материей» понимается наше тело – как часть биологической системы – перед нами знаменитая психофизическая проблема (mind-body problem). Кратко опишем варианты ее решения.
Первый подход, доминирующий в современной философии, именуют фи- зикалистским или материалистическим (реже – натуралистическим). Согласно
ему, сознание – производная физической реальности, часть природного мира; субъективный опыт – вторичен по отношению к материи. Сознание, будучи функцией мозга, сводится (редуцируется) к материи. Некоторые редукцио- нисты считают, что никаких особых феноменальных свойств сознания либо не существует вовсе (элиминативизм), либо они – пассивные субпродукты (эпифе- номены) физической реальности. Квалиа интерпретируются не в качестве авто- номных атрибутов сознания как такового, а как реляционные свойства внешних объектов, представленных в сознании. Приверженцы нередуктивного материа- лизма полагают, что факты о сознании логически не выводятся из природных фактов, однако сознание все же физично, хотя и имеет особый статус. В марксистской философии, сознание есть высшая форма отражения высоко- организованной материи. Оно не сводится к ней, но и не выходит за пределы физических границ мира. Сторонники современного научного натурализма считают: анализ деятельности сознания следует проводить путем изучения нейронных, электрохимических и физических процессов, происходящих в мозге (шире – человеческом теле).
Второй подход – идеалистический. Он постулирует: физическая реаль- ность вторична и производна от индивидуализированного или объективиро- ванного духовного, в т. ч. Бога – предельной формы идеального. Радикальная версия, в которой окружающий нас мир объявляется существующим только в
сознании, будучи комплексом чувственных данных, ушла в прошлое. В настоящее время идеализм принял форму, именуемую трансцендентализмом. В нем сознание в принципе не сводимо к физическим объектам и процессам. Оно вообще не является объектом, о нем нельзя говорить на языке естествознания. Д. Э. Гаспарян так характеризует