ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 583
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Определение философии. Философия и мировоззрение
Полисемия концепта «наука» и многообразие его определений.
по дисциплине «История и философия науки»
Определение ключевых эпистемологических категорий
Типология знания. Эпистемологическая специфика науки
Онтология бытия и онтология реальности
Что такое сознания и как оно существует?
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ
Альтернативы реальности: множественные и возможные миры
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Доклассическая наука: античность
Доклассическая наука: Средневековье
Рождение классической науки (вторая половина XVI –XVII вв.)
Эволюция классической науки (XVIII – конец XIX вв.)
Рост научного знания и концепт «научная революция»
Причины и типология научных революций
Изменение научной картины мира в результате научных революций
Можно выделить три уровня научного познания. На эмпирическом уровне совершается процесс получения знания в результате взаимодействия человека (субъекта) с природной или социальной средой (объектом) посредством органов чувств. Исследователь получает конкретную информацию о единичных явлениях. На этом уровне познания применимы наблюдение, эксперимент и измерение. Теоретический уровень включает систематизированное выражение сущности изучаемого явления в форме понятия, суждения и умозаключения. Философский уровень дает возможность установить место предмета науки в системе мира как целого и связать его с мировоззрением.
Непростым является вопрос о критерии классификации наук. Это не удивительно. В настоящее время насчитывается около 900 сложившихся наук. Еще 700 претендуют на подобный статус. Тем не менее, по предмету науку (науки) классифицируют на естественно-математические, социально- гуманитарные и технические. По целевому назначению – на фунда-
ментальные и прикладные. По методу – на теоретические и эмпирические. По институтам – на академическую, отраслевую, вузовскую и общественную науку.
Выше речь шла о мировоззрении. Нередко в качестве синонима слова
«мировоззрение» используют понятие «картина мира». Поскольку существуют различные уровни систематизации знания в научной картине мира, выделяют три основных ее типа. Соответственно можно указать на три основных значения, в которых применяется понятие «научная картина мира» при характеристике процессов структуры и динамики
науки. Во- первых, оно обозначает особый горизонт систематизации знаний, полученных в различных науках. В этом значении говорят об общей науч- ной картине мира, которая выступает как целостный образ мира, включающий представления и о природе, и об обществе. Во-вторых, термин «научная картина мира» применяется для обозначения системы представлений о природе, складывающихся в результате синтеза достиже- ний естественнонаучных дисциплин. Аналогичным образом это понятие может обозначать совокупность знаний, полученных в гуманитарных и общественных науках. В-третьих, им обозначается горизонт систе- матизации знаний в отдельной науке, фиксируя целостное видение предмета данной науки, которое складывается на определенном этапе ее истории и меняется при переходе от одного этапа к другому.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 50
Функции науки
С помощью понятия «функции науки» фиксируются ее внешние про- явления, роли которые она играет в жизни человека и общества, направления, способы, формы реализации общекультурного потенциала науки. Раскрывая функции науки (по большому счету, все они являются социальными), мы отвечаем на вопросы: где наука применяется, в чем ее польза, имеет ли она ценность? Функциональное поле науки очень широкое и достаточно хорошо исследованное. На этом поле есть несколько регионов, или смысловых миров. Занимаемая ими территория – исторически изменчива, границы – условны.
Прежде всего, наука производит значительный объем осмысленной информации, активно участвуя еще с эпохи Античности в созидании, того, что К. Поппер называл «третьим» миром» объективного знания, репрезен- тируемого научными концептами, гипотезами, теориями. Этот обширный регион назовем эпистемологическим. Здесь создаются идеальные объекты, наука реализует себя в производстве инновационных знаковых систем, приращении теоретического знания с помощью дескрипций и объяснений, формулировке предсказаний. Эти процессы связаны с созданием моделей реальности и конструированием ее альтернатив – возможных миров. Бла- годаря науке со второй половины прошлого века радикально изменяются
информационно-коммуникационный пейзаж и когнитивный климат, появ- ляются новые типы знания, методы его получения, адаптации, трансляции.
Второй регион – культурно-мировоззренческий. Наука это не только достоверное знание, но и стиль мышления, форма бытия человека. Начиная с
классической эпохи, наука (наряду с религией, философией, искусством) формирует мировоззрение человека, картину мира социума, участвует в создании ценностей – специфического типа идеальных объектов, наличие которых – гарантия выживания человечества. Порождая новые смыслы и идеалы, наука, посредством сциентистского образа мироздания, расширяет и трансформирует культурное пространство. Культура, в узком смысле, это набор возобновляемых идей, благодаря которым люди видят мир примерно одинаково и ведут себя похожим образом. Наука, отмечает Э. Агацци, есть мощный межкультурный дискурс, доступный для понимания и проверки людьми, принадлежащими к разным культурам. «Это возможно потому, что фундаментальной характеристикой науки является интерсубъективность, существующая не только между отдельными учеными, но и между сверхиндивидуальными сущими, какими являются общества и культуры»10 Наука – модератор ясного, строгого, когерентного мышления. Она предохраняет от иллюзий, релятивизма, эклектики, способствует рациональнойсаморепликации идей, включая и поддерживая механизмы критического и аналитического мышления. С XIX века на языке науки пи- шутся программы жизнедеятельности общества, разрабатываются алгоритмы преодоления кризисных явлений. Наукоемкие производства и технологии меняют уклад жизни, параметры, способы существования человека, формы восприятия мира и его атрибутов на уровне обыденного сознания (экзистенциальная функция). Одновременно наука испытывает влияние других структур духовной культуры
, например, религии. Благодаря науке изменяются представления о месте и роли человека во Вселенной. Познавая ее величие, простоту и сложность, мы избавляемся от гордыни и солипсизма.
«Величайший дар, который может дать нам наука, – это позволить преодолеть потребность всегда быть центром существования»11.
На границе первых двух регионов наука активно участвует в образо- вании и воспитании, выполняя и другие социальные функции. Среди них, И. Т. Касавин называет три основные: генерирование природной и со- циальной картин мира; экспертиза техносоциальных проектов; эпистеми- ческое обеспечение технологического развития. «Баланс этих функций – почти недостижимое искусство научной политики. Пренебрежение одной из них в пользу другой превращает науку в глобальную и неразрешимую
10 Агацци Э. Научная объективность и ее контексты. М., 2017. С. 597.
11 Краусс Л. Почему мы существуем? М., 2019. С. 412.
социальную проблему со всей совокупностью непредсказуемых и драмати- ческих последствий»12.
Третий функциональный регион назовем инструментально-эконо-мическим. Опираясь на науку, человек приспосабливается к миру (с целью элементарного выживания) и преобразовывает его. Наука порождает не только идеальные сущности, но и материальные блага. С их помощью мы удовлетворяем свои биологические потребности. С конца эпохи модерна она играет роль ведущей производительной силы, активно трансформирует ландшафт общественного бытия. Наука меняет не только архитектуру эко- номики, но и наделяет ее динамикой, увеличивает результативность. Инно-