ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 400
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Определение философии. Философия и мировоззрение
Полисемия концепта «наука» и многообразие его определений.
по дисциплине «История и философия науки»
Определение ключевых эпистемологических категорий
Типология знания. Эпистемологическая специфика науки
Онтология бытия и онтология реальности
Что такое сознания и как оно существует?
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ
Альтернативы реальности: множественные и возможные миры
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Доклассическая наука: античность
Доклассическая наука: Средневековье
Рождение классической науки (вторая половина XVI –XVII вв.)
Эволюция классической науки (XVIII – конец XIX вв.)
Рост научного знания и концепт «научная революция»
Причины и типология научных революций
Изменение научной картины мира в результате научных революций
Познание–творческийпроцесс,ориентированныйнаполучениедостоверных (адекватных, уместных, полезных) знаний о мире и месте внемчеловека.Это творческая деятельность по постижению и конструи- рованию ценностей, смыслов, символических систем, целей; она неизбежно предполагает наличие веры. Без положительного ответа на вопрос о познаваемости мира, рассуждения о статусе науки утрачивают смысл. Важнейшая гносеологическая проблема состоит в том, способен ли человек получить знания о сущности мира, или вынужден ограничиться только описанием явлений.
Научноепознание–деятельность,направленнаянаполучение,обработку,трансляцию,имплементациюновогоспециализированногознания.Хотя научное знание создается людьми, совместно изобретающими и апробирующими методы познания, оно не является социальной конструкцией. Такое знание обращено в мир, к объективной реальности. Это не значит, что реальность не может быть представлена в альтернативных реализму программах, что нужен запрет на конструирование возможных и
даже невозможных миров.
Без благоговения перед объективной истиной, даже если она недостижи- мый идеал, познание превращается в разновидность современной схоластики, пустой и бесполезной. Такая схоластика деформирует мировоззрение, разрушает основания науки, которая по праву считается венцом интеллектуальной деятельности человека. С другой стороны, критика любых массивов знания – обязательна, будь то теории истины, гипотезы о происхождении Вселенной или эволюции жизни на Земле. Нет безошибочных учений и универсальных способов научного познания. Речь может идти лишь о творческом приближении к истине. В свое время А. Эйнштейн сказал: «Вы никогда не сумеете решить возникшую проблему, если сохраните то же мышление и тот же подход, который привел вас к этой проблеме».
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра философии
В.В.Волошин
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ
(часть первая)
Лекция
подисциплине«Историяифилософиянауки»
Донецк, 2022
СОДЕРЖАНИЕ
1.Объект, предмет, структура, цель изучения и понятийно- категориальный аппарат дисциплины 3
2.Определение философии. Философия и мировоззрение 9
3.Полисемия концепта «наука» и многообразие его определений. 11
4.Функции науки 14
Выводы 16
1.Предмет эпистемологии и ее типы 5
2.Определение ключевых эпистемологических категорий 8
3.Типология знания. Эпистемологическая специфика науки 20
Выводы 32
3.1.Онтология бытия и онтология реальности 5
3.2.Онтология и язык 20
3.3.Что такое сознания и как оно существует? 31
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 38
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ 38
Донецк, 2022 38
3.4.Реальность: многообразие трактовок 3
3.5.Альтернативы реальности: множественные и возможные миры 17
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 44
1.Историография науки: единство и многообразие подходов 3
2.Доклассическая наука: античность 16
3.Доклассическая наука: Средневековье 29
1.Рождение классической науки (вторая половина XVI –XVII вв.) 5
2.Эволюция классической науки (XVIII – конец XIX вв.) 14
Выводы 43
В. В. Волошин 46
Лекция 46
1. Философия науки: возникновение, направления 5
2. Позитивизм 19
3. Постпозитивизм 31
Рост научного знания и концепт «научная революция» 48
Причины и типология научных революций 53
Изменение научной картины мира в результате научных революций 56
Выводы 58
Список рекомендованной литературы 59
Введение 63
Метод и методология 63
Методологические принципы 67
Эмпирические методы 80
Теоретические методы 86
Некоторые логические методы 91
Выводы 95
Введение 100
Научное понятие 100
Научный закон 108
Научное объяснение 112
Заключение 116
Научная проблема 121
Научный факт 125
Гипотеза 129
Научная теория 134
Заключение 141
- 1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 50
Онтология бытия и онтология реальности
«Онтология» (греч. «онтос» – сущее) – единица научного понятийного аппарата и ключевой философский термин. Его ввел в оборот в XVII в. Рудольф Гоклениус. Онтология – философская рефлексия над миром как целостной структурой, постижение способов бытия объектов – элементов данной структуры. Это учение о том, что и как существует, может существовать и не может существовать никогда.
Любая картина мира имеет онтологические основания. Атеист видит реальность и свое место в ней иначе, чем человек, для которого бытие Бога и акт творения – вещи очевидные. Философия, будучи рефлексией над универсалиями культуры и модератором решения мировоззренческих проблем, рассуждает о бытии с момента своего зарождения. Онтология не устранима из философии науки. Любое научное исследование, прямо или косвенно, предполагает вопрос: что, собственно, изучается, как существуют постигаемые объекты, их свойства и отношения?
Одна из главных проблем философии, которую предполагал решить еще И. Кант, формулировалась им так: «Что я могу знать?» В конце прошлого века Д. Деннет укажет на два вопроса, предполагающих синхронный ответ: первый вопрос – о том, что существует, об онтологии, второй – о нашем знании, об эпистемологии. Когда ставится ударение на местоимение «что?» – перед нами онтологическая тема. Если на глаголе «знать»– мы попадаем в сферу интересов эпистемологии. Но провести границу не просто. У. Хьюэлл писал: знание предполагает сочетание мыслей и вещей; без мысли не было бы связи, без вещей – реальности. С. Л. Франк отмечал двусмысленность слова
«онтология» и целесообразность объединения
«теории познания» и «теории бытия» в единую теорию. Ее он предлагал именовать «старым аристотелевским термином «первойфилософии».И. Т. Касавин, считает, что противопоставление эпистемологической и онтологической точек зрения ущербно, так как возрождает дуализм субъективности познания и объективности его внешних условий. Онтология говорит о результате познания
– реальности, а эпистемология – о процедуре ее конструирования. «При потребности в надежном теоретическом или эмпирическом основании обращаются к онтологии; когда же теорию или факт хотят подвергнуть критике, мыслят эпистемологически. Онтология – это карта освоенной территории; эпистемология – это стратегия нового пути»1.
Напомним, что онтология (в ее элементарном понимании) изучает:
1) основополагающие принципы бытия, его структуру и формы; 2) способы
1 См.: Деннет Д. С. Виды психики: На пути к пониманию сознания. М., 2004. С. 10; Хьюэлл У. Философия индуктивных наук, опирающаяся на их историю // Эпистемология и философия науки. 2014. № 3. С. 211; Франк С. Л. Предмет знания. Душа человека. СПб., 1995. С. 39; Касавин И. Т. Социальная онтология и социальная эпистемология // Эпистемология и философия науки. 2014. № 2. С. 76–77.
вопрошания обладающего сознанием человека о бытии; 3) закономерности и специфику существования объектов, степень их автономии, переходы с одного уровня существования на другой. В рамках онтологии формулируются и решаются проблемы: единства мира на фоне многообразия его уровней и форм; природы сознания и специфики его феноменальных качеств; границ и отношений между субъективным и объективным,